Расстройства

Дыхательная гимнастика стрельниковой при заикании у детей

14.07.2018

Причины и лечение заикания у детей

Заикание у детей, нарушение речевой функции, проще всего лечить в дошкольном возрасте. Стоит заметить, что проблема практически всегда поддается коррекции, если обратиться к профессиональному логопеду, а также психологу, способному выяснить, в чем причина дефекта.

Основные причины патологии

Основные этапы формирования речи начинаются в раннем детстве, при этом не исключено, что выявятся нарушения согласованности работы органов речевого аппарата и дыхания. По сути, дефект проявляется судорогами, которые распространяются на язык, губы, мышечные ткани гортани, приводя к клиническим симптомам – паузам, повторам слов и слогов, удлинению звуков.

При этом замечено, что чаще всего дефект развивается среди мальчиков, обладающих меньшей эмоциональной устойчивостью, чем девочки. В лечении заикания у детей причины должны учитываться обязательно.

Выделяют несколько провоцирующих факторов:

  • логоневроз или невротическое заикание диагностируется примерно в 15% случаев и вызывается такими распространенными причинами, как психоэмоциональное потрясение или частые стрессы;
  • органическое поражение нервной системы, вызванное патологией родовой деятельности либо внутриутробного развития, частыми заболеваниями в грудничковом возрасте;
  • генетическая предрасположенность – теоретическое предположение, основанное на выявлении заикания у нескольких поколений рода.
  • Необходимо как можно раньше принимать меры при выявлении дефекта, так как у детей лечение заикания проходит наиболее эффективно.

    Лечение проблемы: общие рекомендации

    Если у ребенка дошкольного возраста появились симптомы подобного нарушения речи, родители должны не только обеспечить профессиональное лечение, но и в домашних условиях придерживаться определенной программы:

  • Малыш дошкольного возраста впитывает в себя как губка, особенности поведения окружающих его взрослых. Поэтому желательно в домашних условиях разговаривать неторопливо, плавно строя свою речь. Необходимо отучить ребенка от торопливого, невнятного произношения слов с захлебывающимися интонациями;
  • Как правило, такая речь является признаком повышенной эмоциональной возбудимости. Нужно постараться уменьшить ее, используя разрешенные врачом седативные средства;
  • Необходимо снизить речевую нагрузку, но при этом постоянно практиковать упражнения, рекомендованные логопедом. До 4 лет запрещается заставлять малыша проговаривать сложные или малопонятные для него слова и фразы, необходимо, чтобы головной мозг был достаточно развит для усвоения сложной информации;
  • Отсутствие специальной гимнастики, нежелание родителей совместно разучивать стишки приводят к замедлению развития речевого аппарата. Еще одна причина прогрессирования патологии – несерьезное отношение к страхам ребенка, который, например, боится спать в темной комнате. В этом случае психологи рекомендуют не «ковать» характер, а стараться успокоить малыша, осмотрев вместе с ним все подозрительные уголки и объясняя, что нигде не прячется ужасный «бука»;
  • Нежелание идти навстречу ребенку и оставлять в его комнате включенный ночник, способно привести к развитию неврозов, которые могут сопровождаться заиканием;
  • Кроме того, следует постараться создать максимально спокойную обстановку и не перезагружать ребенка с заиканием посещением многочисленных кружков.
  • Даже в домашних условиях лечение заикания у детей должно строиться на основании рекомендаций грамотного врача, который не только назначит препараты, помогающие снять мышечные спазмы, но и посоветует оптимальные методики улучшения моторики органов речи.

    Как лечить заикание у детей дыхательной гимнастикой

    Хороших результатов добиваются, используя комплекс дыхательных упражнений по авторской разработке А. Н. Стрельниковой.

    При заикании у детей дыхательные упражнения выполняют с активным участием диафрагмы, с обязательным продолжительным выдохом и на начальном этапе без речевого сопровождения.

    Гимнастика должна проходить по следующим правилам:

  • нужно делать вдох коротким и резким;
  • выдох должен выполняться протяжно, бесшумно и без напряжения;
  • вдох сопровождается движением в маршевом ритме;
  • упражнения выполняются на счет 8, при этом вести ритм нужно мысленно;
  • во время упражнений можно сидеть или стоять.
  • Дыхательные упражнения, позволяющие справиться с заиканием:

  • « Ладошки ». Выполняется стоя, согнув в локотках руки и повернув их ладошками вниз от себя. Сначала делают шумный быстрый вдох, сгибая локти, и как бы хватая воздух. Затем выполняют свободный и шумный выдох. Рекомендуется 2 подхода по 4 вдоха с паузами в несколько секунд, во время которых нужно опускать ручки;
  • « Погончики ». В той же позиции плотно сжимают кулачки и прижимают их к талии. Делая вдох, напрягают плечи и толкают резко руки кулачками по направлению к полу. Выполняют упражнения 8-12 раз;
  • « Насос ». В той же позиции, расставив до ширины плеч ноги, нужно тянуться выпрямленными руками к полу, наклоняя вперед туловище с прямой спиной. Во время наклона делается короткий резкий вдох. Движение напоминает то, которое выполняется при накачивании шины насосом. Делают 4 подхода по 12 раз. Идеально, если во время упражнения ребенок поднимает с пола палку. В случае необходимости лечить патологии позвоночника или сердечно сосудистой системы нельзя наклонять туловище низко;
  • « Кошка ». В той же позиции нужно присесть, одновременно выполняя поворот туловища в сторону. Во время приседания – вдох, при выпрямлении – выдох. Делают 12 подходов по 8 раз;
  • « Маятник ». Из той же позиции следует наклониться вперед с вытянутыми по направлению к полу руками и делая вдох. Вернувшись в прежнее положение, наклониться назад, также выполняя резкий вдох;
  • « Уши ». Не меняя позы, голову поочередно наклоняют в обе стороны, старясь прикоснуться ухом к плечу и глядя перед собой. Выполнять следует 12 подходов по 8 раз.
  • Существует множество подобных упражнений для успешного восстановления речи ребенка. Если выполнять их даже всего на протяжении пары месяцев ежедневно, можно добиться значительного укрепления диафрагмы, мышечно-связочного аппарата гортани и легких. Постепенно происходит углубление вдоха, что позволяет сделать борьбу с дефектом намного эффективнее.

    У детей дошкольного возраста заикание часто исчезает само по себе. Однако не стоит ожидать самостоятельного исправления нарушения, так как можно запустить проблему, что потребует продолжительного лечения. Намного проще при первых признаках посетить логопеда и помочь своему малышу, занимаясь с ним дыхательной гимнастикой.

    mjusli.ru

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании

    Заикание относится к числу тех заболеваний, при которых прекрасно помогает дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов при лечении заикания с помощью названной гимнастики не бывает. Кроме того, нужны еще специальные звуковые упражнения, с помощью которых голосовые связки будут смыкаться и весь речевой аппарат будет приходить в нужное состояние. Человек, страдающий заиканием, уже через 5-7 дней регулярных занятий стрельниковской дыхательной гимнастикой перестает задыхаться, то есть ощущает реальные результаты, но заикание отступает гораздо медленнее, сил и времени на преодоление этого недуга придется затратить значительно больше. Надо также учесть, что улучшение речи при заикании идет скачками.

    Механизмы развития заикания до настоящего времени не изучены досконально. Принято считать, что основной причиной возникновения заикания является испуг. Но ведь в детстве все дети, кто чаще, кто реже, пугаются — заикаться же начинают далеко не все.

    Некоторые, в особенности специалисты-логопеды, считают заикающихся ущербными людьми. Однако любой ребенок, даже тот, который рано научился говорить, читать, писать, может под влиянием пережитого нервного стресса начать заикаться. Среди очень одаренных, талантливых людей есть такие, кто в детстве заикался, но потом смог полностью или частично справиться с этой болезнью. У детей, страдающих заиканием, нередко формируется логофобия, то есть страх речи. И это, в свою очередь, приводит ребенка к отчужденности от сверстников, закомплексованности, замкнутости, а иногда и к озлобленности. Ребенок, подросток, считающий себя неполноценным, не сможет впоследствии реализоваться как личность. Как следствие этого — целый клубок жизненных проблем.

    Логопеды пытаются справляться с заиканием: они учат детей четко, правильно выговаривать отдельные слова, но они не в состоянии справиться с ларингоспазмом. Не всегда приносит положительный результат и лечение гипнозом, потому что вовсе не все дети и подростки поддаются гипнозу. Да и неизвестно, как в дальнейшем скажутся гипнотические сеансы на состоянии ребенка.

    Бывают случаи, когда гипноз вызывает головные боли, ухудшение памяти и сна. К тому же гипноз может способствовать формированию у подростка нерешительности, психологической зависимости от другого человека, в данном случае от гипнотизера. А требуется совсем другое: надо, чтобы человек поверил в силы своего организма, в его скрытые возможности. И уж совсем недопустимо лечение заикания психотропными средствами.

    При лечении заболевания логопеды не учитывают, что в звукообразовании участвуют дыхательная, нервная и (как это ни покажется странным) половая системы. Причем две последние связаны теснейшим образом.

    Логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, не волнуясь и не торопясь. Так ведь когда ребенок не волнуется, он практически и не заикается. Заикается он именно тогда, когда волнуется. Доктор Щетинин учит своих пациентов преодолевать ларингоспазм именно в моменты волнения.

    Итак, что же является главным в лечении заикания? Прежде всего надо научить ребенка правильно дышать. Если нет правильного дыхания, лечить заикание бессмысленно.

    Все страдающие заиканием дети и подростки говорят на ключичном, поверхностном дыхании. Прежде чем начать говорить, они делают вдох, напрягают мышцы шеи и лица, поднимают кверху плечи и начинают говорить на выдохе, короткими фразами, будучи не в состоянии преодолеть ларингоспазм. Затем следует судорожный вдох и снова — очень короткая фраза, слово или даже слог.

    При таком ключичном дыхании диафрагма абсолютно пассивна, а воздух заполняет лишь верхушки легких. Объем воздуха, поступающего в легкие, катастрофически мал, его просто не хватает на длинную фразу. Когда логопед учит ребенка говорить на выдохе, то он активно выдыхает то малое количество воздуха, которое поступило в легкие. Струя воздуха, выходя через гортань, мешает голосовым связкам смыкаться при образовании звука. А они и без того мало тренированы, так как заикающиеся дети предпочитают говорить меньше и часто отмалчиваются.

    Голос у ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Ребенок все это прекрасно понимает, и от этого ему по-настоящему плохо.

    Первое и самое главное, что необходимо сделать при лечении заикания, — это изменить стереотип дыхания и речи, следующим образом:

  • научить ребенка дышать глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до нижних оснований;
  • заставить диафрагму активно участвовать в образовании звуков;
  • тесно смыкать голосовые связки во время фонации (образования звука), сделать их выносливыми и подвижными.
  • Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой может в этом помочь.

    Прежде всего нужно выполнять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи». Эти упражнения следует делать дважды в день: до еды или спустя 2 часа после приема пищи.

    При коротком шумном вдохе на легком наклоне воздух заполняет легкие сверху до низу и, что важно, широкие нижние основания. Таким образом вырабатывается глубокое дыхание, которое еще называется «дыхание в спину».

    При выполнении упражнения «Обними плечи» в момент шумного вдоха носом верхушка легких зажимается и воздух посылается в основания легких, заполняет те участки, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки при этом делают встречное движение в гортани. Обнимая себя за плечи, мы помогаем им теснее сомкнуться.

    После 2-3 месяцев тренировок ежедневно по 2 раза в день утром и вечером у подростка меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Активизируются общие обменные процессы в организме, тренируется легочная ткань, диафрагма, мышцы гортани и носоглотки. Струя воздуха проходит при пассивном выдохе через гортань и колеблет голосовые связки, массируя их, заставляя смыкаться при образовании звуков.

    Речевой центр формируется полностью у ребенка к семи годам, поэтому целесообразно лечить заикающихся детей с шестилетнего возраста. Детей младше шести лет Лучше учить дышать в присутствии и при участии родителей — родители тоже должны освоить эти упражнения.

    Помимо стрельниковской гимнастики, необходимо также выполнять и особые звуковые упражнения.

    На возникновение заикания, по-видимому, влияет и наследственная предрасположенность: кто-то из близких или даже дальних родственников заикается или плохо, невнятно говорит из-за нечеткой артикуляции.

    После только одного сеанса дыхательной гимнастики объем легких увеличивается на 0,2-0,4 л.

    www.mordovnik.ru

    Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению. Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

    Какие причины вызывают заикание:

  • Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  • Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  • Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.
  • В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

    Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи. Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка. В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

    Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом. Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам. Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

    По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков. Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности. Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

    Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

    Метод А.Н.Стрельниковой

    В дыхательной гимнастике от заикания у детей по методике А.Н. Стрельниковой даны двигательные комплексы, направленные на исправление дыхания, нормализацию деятельности голосовых связок, равномерное чередование вдохов и выдохов.

    Дыхательная гимнастика от заикания по этой методике устраняет так называемое ключичное дыхание. В начале разговора, перед произнесением слова или фразы ребёнок, совершая вдох, сильно поднимает плечи, что непроизвольно вызывает напряжение лицевых и шейных мышц, а лёгкие лишь частично заполняются воздухом. Сами слова он произносит на выдохе, невольно вызывая спазмы, мешающие ему говорить. Пассивно в такой ситуации ведёт себя и диафрагма – мышца, выполняющая важнейшую роль в фонации (звукообразовании).

    Суть методики А.Н. Стрельниковой:

  • научить вдыхать воздух, максимально наполняя лёгкие;
  • тренируя диафрагму, вовлечь её в процесс звукообразования;
  • добиться плотного смыкания голосовых связок.
  • Не нужно слишком надеяться на этот комплекс дыхательной гимнастики, заикание можно просто устранять методом проговаривания слов и предложений, создав для ребенка (или взрослого, если на него тоже нужно воздействовать лечебными упражнениями) комфортные психологические условия. Но методика Стрельниковой создавалась для разработки голосовых связок и дыхательных путей оперных певцов. Если человек должен был вследствие выполнения упражнения хорошо и громко петь, то и заикаться также может перестать. Этот метод предлагает несколько дыхательных комплексов для детей.

    В исходном положении «прямая стойка» сжатые кулаки находятся у живота в районе пояса. Немного наклонившись вперёд, вдыхая, резко опускаем кулаки к полу, не касаясь его. Во второй части упражнения осуществляется подъём туловища, одновременно с выдохом и возвращением кулаков в прежнее положение. Наклоны рекомендуется делать легко, а вдох коротко, с шумом и через нос. За один раз нужно сделать 8 подходов и через 4 секунды повторить упражнение «восьмёрка». В работе с заикающимися малышами рекомендуется проводить специальную зарядку каждый день по 2 подхода до приёма пищи или 1,5 часа спустя. Считается, что «Насос» одно из самых действенных средств исправления заикания. Не следует делать его при наличии травм, высокого артериального давления, камнях в почках, мочевом пузыре.

    Начало: согнутые в локтях руки подняты до плеч. Делаем «обнимания» движением рук навстречу до касания плеч, руки движутся параллельно, не напрягаясь, легко. После уверенного освоения движений при встрече рук следует немного отводить голову назад. Рекомендованная периодичность – 12 «восьмерок». Есть ограничения для больных сердечными заболеваниями. Упражнения «Насос» и «Обними плечи» разрешается выполнять сидя и даже лёжа.

    Руки согнуты в локтях, подняты до уровня головы, ладони открыты и обращены вперёд. Движения состоят из коротких вдохов через нос с одновременным сжиманием ладоней. Четыре резких носовых вдоха подряд и пауза в 3-4 секунды, и так 3-4 раза. Если что-то мешает, например, головокружение, паузы между подходами можно увеличить до 10 секунд. Важно запомнить, что вдыхание должно быть носовым и активным, а выдыхание пассивным, через рот. Периодичность: 2-4 подхода по 4 вдоха.

    Кроме основного курса, обычно предлагается выполнить специальные манипуляции для усиления голоса, которые, как считают врачи, помогут решить проблему з мовою.

    «Алфавит для заикающихся»

    Занимающийся на лёгком поклоне вперёд произносит поочерёдно согласные звуки по восемь раз. Манипуляции несложные и не требуют строго контроля над дыханием. Условие только одно: за время каждого вздоха нужно произнести несколько звуков.

    Цель – длительное задерживание дыхания. Занимающийся, наклоняясь, сдерживает в груди воздух, насколько это возможно, и считает до 8. Набрать «восьмёрок» нужно максимум, а если воздух заканчивается, то счёт прекращается и делается пауза. Через несколько секунд отдыха задержки дыхания продолжаются. Задача – добиться 10-15 «восьмёрок» на одном вдохе.

    Этот известный комплекс за время своего зарекомендовал себя эффективным инструментом устранения логоневрозов, кроме того с его помощью можно проводить лечебные процедуры в домашних условиях. Следует иметь в виду, что такому лечению должна предшествовать консультация специалиста. Кроме того, профессионалы уверяют, что эффективность лечения больше, если родители находят время делать такую зарядку вместе с детьми. Также родители должны больше общаться с детьми, непринужденная беседа также развивает речь у ребенка.

    gimnastikasport.ru

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста

    Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста — это профилактика простудных заболеваний, способ обойтись без лекарств для лечения кашля, астматического бронхита.

    С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.

    Давайте разберемся, зачем нужна дыхательная гимнастика, при каких заболеваниях эффективна, как ее использовать, почему так популярна.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой

    В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

    Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

    Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

    Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

    1. Сконцентрируйтесь на вдохе — это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
    2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
    3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
    4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
    5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
    6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.
    7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
    8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

    У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

    Обучение дыхательной гимнастике — задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

    Тренажер Стрельниковой предусматривает комплекс упражнений для детсадовцев. Всего их 14, но начать нужно с первых трех (базовых):

    Осваивать дополнительный комплекс можно ближе в 6 годам.

    Рекомендуется использовать базовые упражнения для разминки и как основу любых занятий предназначенных для развития речевого, физиологического дыхания.

    Цель: укрепление органов дыхания, разминка.

  • Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
  • При вдохе ладони сжимаются.
  • Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
  • После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.
  • Выполнять упражнение 96 раз.

    Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.

  • Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
  • При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.
  • После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.

    Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.

  • Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
  • Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза — 5 секунд.
  • Повторять цикл 12 раз.

    Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.

  • Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
  • Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
  • Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.
  • Количество повторов: 12 раз по 8 вдохов в одну сторону и другую.

    Цель: нормализация ритма дыхания при движении, восстановление тонуса мышц речевого и дыхательного аппаратов.

    Цикл заданий представлен двумя видами упражнений «Передний», «Задний шаг».

    Начинать следует с освоения техники «Переднего шага»:

    • Исходное положение (ИП):ребенок стоит на полу, спина прямая, руки вытянуты по швам.
    • Дошкольник поднимает одну ногу, сгибает ее в колене, медленно тянет к животу. На другой ноге одновременно выполняется легкое приседание. В момент движения корпусом делается короткий вдох носом. Корпус сохраняет прямое положение, не сгибается вперед или назад.
    • На выдохе ребенок занимает ИП.
    • Затем повторяет упражнение, приседая на другой ноге.
    • Количество повторов: 8 подходов.

    • ИП: стоя, спина прямая, одну ногу завести назад, согнуть в колене (не до конца).
    • Выполняя приседания на прямой ноге, ребенок вдыхает шумно через нос. Возвращаясь в ИП, выдыхает через рот. Потом меняет ноги местами. Во время приседаний можно поднимать руки не выше пояса.
    • Повторы: 4 на каждой ноге. В итоге получается 8 циклов вдоха-выдоха.

      Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.

    • Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
    • Отпустить плечи и выдохнуть.
    • Поменять верхнюю руку и повторить объятия.
    • Количество повторов: 12 подходов, в каждом 8 вдыханий и выдыханий.

      Цель: тренировка мышц гортани.

    • Ребенок стоит прямо, ноги расставлены широко, руки на поясе.
    • Резко поворачивает голову в стороны, делает шумный короткий вдох.
    • Быстро поворачивает ее в другую сторону и выдыхает произвольно.
    • Исходное положение принимать не нужно. Спину всегда держит прямо. Повторяет повороты не менее 4 раз. Потом отдыхает.
    • Следите за состоянием ребенка, у него может закружиться голова во время занятий. Пусть отдыхает не менее 10 секунд после 3-4 подходов.

      Комплекс при аденоидах

      С помощью занятий по авторской методике возможно устранить патологическую гипертрофию (аденоиды) 1 и 2 степени.

      При наличии 3 степени развития болезни требуется хирургическое вмешательство, а дыхательные упражнения для детей по Стрельниковой используются в качестве реабилитационных методов для восстановления подвижности мышц, восстановления тканей.

      По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.

      Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:

      Комплекс при заикании

      Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.

      Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:

      Дыхательная гимнастика для развития речи будет эффективной только при регулярном выполнении. Изменения в общем состоянии малыша и улучшение темпа речи родители смогут заметить спустя 1-2 месяца после начала занятий.

      При логоневрозе важно изменить отношение ребенка к дыханию и речи. Научите дошкольника управлять диафрагмой. Она должна участвовать в звукообразовании, быть активной и подвижной. Во время тренировки следите за напряжением мышц голосового аппарата. Готовьте их к работе, сделайте выносливыми и сильными, заставляйте ребенка четко смыкать связки при фонации.

      Комплекс при астматическом бронхите

      Применение комплекса упражнений для астматиков имеет свои особенности:

      Дыхательная гимнастика для детей при астме направлена на развитие ритмичного вдоха и выдоха.

      Запрещается делать слишком глубокие вдохи.

      Упражнения на дыхание для детей при обострении заболевания могут вызвать кашель. В этот период лучше делать движения корпусом между вдохом и выдохом.

      Если ребенок чувствует приближение приступа удушья, то, выполняя задание «Насос», может остановить его. Нужно ритмично дышать не менее 7 минут.

      Для облегчения состояния астматиков применяют следующие упражнения для дыхательной гимнастики:

      Несмотря на эффективность гимнастики при астме и других недугах, забывать о терапевтическом, медикаментозном лечении детей нельзя.

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей — это отличный способ продуктивно лечить многие заболевания, связанные в параличом мышц речевого, дыхательного аппарата. Эффективно применяется при реабилитации детей с ДЦП, логоневрозами, астмами, на логопедических занятиях. Детям нравится дыхательная гимнастика Стрельниковой за возможность шумно подышать носом в компании взрослых, делая активные движения телом. Занятия лучше проводить на улице или хорошо проветривать помещение.

      orechi.ru

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

      Родители дошкольников часто сталкиваются с такими проблемами, как простудные и респираторно-вирусные заболевания, воспаления легких, бронхит, аденоиды. Детский сад — основная зона риска, ведь стоит заболеть одному малышу, как через 2-3 дня на те же неприятные симптомы начинает жаловаться другой ребенок. Иммунитет дошкольников, как правило, слабоват, а повышать его специальными препаратами родители не всегда хотят. Что же делать в таком случае?

      Иногда родители отмечают, что ребенок в последнее время стал слишком много болеть простудными заболеваниями — это напрямую говорит о сниженном иммунитете дошкольника

      Дыхание — залог здоровья

      Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей — верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет). Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение. Правильное носовое дыхание — это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом. Также дыхательная гимнастика способна вылечить многие болезни на начальных этапах.

      Занятия Стрельниковой при различных заболеваниях

      Александра Николаевна Стрельникова — педагог-вокалист и автор ряда дыхательных упражнений, настаивала на том, чтобы в каждом детском саду проводилась ежедневная дыхательная гимнастика для детей. Многие занятия Стрельниковой направлены на коррекцию различных патологий и лечение определенных заболеваний. Так, при бронхите облегчить кашель и вывести мокроту помогут упражнения «Нанос» и «Обними плечи». При аденоидах «Ладошки», «Погончики» и «Кошка» замедлят рост гипертрофированной глоточной миндалины, а для профилактики сахарного диабета, пневмонии и заикания будет достаточно обычной разминочной тренировки.

      Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей начинается с упражнения «Ладошки». Это первое, чему должны научиться новички. Исходное положение (обычное стоячее, но в исключительных случаях можно и сидеть):

    • руки согнуты в локтях (локти должны смотреть в пол);
    • ладошки развернуты к зрителю.
    • Одновременно с сжиманием обеих ладошек в кулачки, нужно сделать шумный и активный вдох носом — Стрельникова сравнивает его с резким принюхиванием. Спокойный и плавный выдох (через нос или рот — не важно) должен сопровождаться разжиманием ладоней.

      Рекомендуется выполнять упражнение под счет, чтобы предотвратить сбой ритма дыхания и гипервентиляцию легких. Серия состоит из 24 подходов: после четырех вдохов-выдохов обязательно нужно сделать паузу на 3-5 секунд. «Ладошки» эффективны при головной боли, бактериальных воспалениях носоглотки, аденоидах, заболеваниях щитовидной железы и даже гипертонии. Конечно, маленькие дети могут ограничиться и меньшим количеством повторений, а вот ребята повзрослее с каждым разом должны стараться выполнять определенную норму: например, сегодня 5 подходов, завтра 10 подходов, послезавтра 15 и т.д.

      «Погончики» или «Погонщик»

      Исходная стойка: встать прямо, плечи расслабить, локти согнуть, кулаки прижать на уровне талии. Вдох — руки резко опускаются вниз к полу, кулаки разжимаются, а пальцы растопыриваются. Выдох — возвращаемся в начальное положение.

      Название упражнения образовано от слова «погоны» — мышцы плечей и рук должны быть в напряжении. Серия состоит из 12 подходов (один подход — 8 вдохов-выдохов), между которыми обязательна пауза 2-4 секунды.

      Выполнять «Погончики» рекомендуется при остеохондрозе, сколиозе, эпилепсии, но только после консультации со специалистом. Гимнастика — нетрадиционный метод лечения, поэтому осторожность и аккуратность являются главными правилами.

    • ноги на ширине плеч;
    • плечи расслаблены, можно немного ссутулиться;
    • руки свободно вытянуты вдоль туловища;
    • голова слегка опущена.
    • В качестве опоры можно встать спиной к стене. Сделав поклон/наклон, словно поднимаете с пола бумажку, резко и шумно вдохните. Пассивный выдох сопровождается поднятием корпуса. Создается своеобразный эффект накачки насосом: наклон — вдох, выпрямление — выдох.

      Такие дыхательные упражнения для детей очень полезны. Выполняются они во время лечения бронхита 96 раз: после каждых четырех вдохов-выдохов необходимо делать отдых 4-10 секунд.

      «Обними плечи» или «Обними себя»

      Исходное положение (сидячее или стоячее — не важно): руки согнуты на уровне плеч. При резком вдохе нужно обнять себя так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая рука оказалась под правой подмышкой. При медленном ровном выдохе возвращаемся в первоначальное положение.

      Количество подходов стандартное, но дыхание желательно чередовать: сначала вдохи через нос, а потом через рот, должно получиться по 16 раз и тех, и других. Отдых между подходами не менее 3-5 секунд. При бронхите выполнять «Обними плечи» рекомендуется в комплексе с «Насосом» 2 раза в день — например, утром и вечером.

      Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

      • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
      • спина прямая;
      • руки опущены вдоль туловища.
      • Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

        Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

        Необходимо поочередно поворачивать голову сначала в правую сторону, а затем в левую. С каждым поворотом делаем громкий короткий вдох носом и легкий выдох через рот. Всего нужно сделать 96 повторов, не забываем о 3-4 секундном перерыве между подходами.

        В здоровом теле — здоровый дух

        Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых. Курс лечения обычно составляет 30-60 дней и включает в себя ежедневное (не более 30 минут) выполнение нескольких упражнений на выбор. В течение всего срока можно комбинировать и менять порядок, чтобы занятия казались разнообразнее. Чем позитивнее настроен человек, тем эффективнее для него будет проходить тренировка. Правильное оздоровительное дыхание в комплексе с положительными эмоциями — ключ к здоровью и долголетию!

        vseprorebenka.ru