Расстройства

Если невроз понимается как следствие конфликта между

10.09.2018

12.Характеристика психодинамического консультирования.

Динамическое направление в психологии, психотерапии и психологическом консультировании включает в себя разнообразные версии психоанализа – от классического психоанализа З.Фрейда до современных психоаналитических направлений в виде французского структурализма или западноевропейской школы объектных отношений. Общим, объединяющим взгляды представителей этого подхода, являются представления о бессознательных психических процессах, как базовых психологических образованиях, определяющей роли этих бессознательных процессов в функционировании психики человека. Само понятие «психодинамический» предполагает исследование психической жизни человека с точки зрения ее психодинамики, зрения взаимодействия, борьбы, конфликтов элементов, составляющих психическую жизнь человека. Специалисты, придерживающиеся психодинамических взглядов, предполагают, что личность есть организованная система сил и контрсил. Бессознательные психические процессы рассматриваются в качестве основных детерминант функционирования, развития и роста личности. Содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, биологические влечения и потребности, которые при неодобрении их личностью вытесняются в бессознательное. Вытесняются преимущественно те влечения и потребности, которые, вступая в противоречие с представлениями личности о себе и об окружающем мире, представляют собой угрозу личностному благополучию, равновесию и комфорту. Различные психодинамические теоретики могут расходиться во взглядах на то, какие силы в структуре личности важнее, но все они, как правило, включают в число важнейших сил и побуждений индивидов необходимость защиты от психологически болезненных желаний, мыслей, чувств и переживаний. В частности, одним из главных способов такой защиты является отвержение болезненных аспектов собственного «Я» и не допущение этих аспектов к осознанию.

Фрейд выделял две основные группы инстинктов: инстинкты жизни (Эрос), направленные на самосохранение, поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, секс) и инстинкты смерти (Танатос), разрушительные силы, направленные либо вовне, на окружающий мир, либо вовнутрь, на самого человека (агрессия в виде садизма или мазохизма, в виде гомицидов или суицидов). Энергия инстинктов жизни обозначается в психоанализе понятием либидо, в то время как энергия инстинктов смерти специального понятия не имеет. По мнению Фрейда, наиболее значимыми для развития личности из всех инстинктов жизни являются сексуальные инстинкты. Поэтому термином «либидо» обозначают преимущественно энергию сексуальных инстинктов.

Исследуя организацию личности, Фрейд последовательно создал две модели функционирования психического: топографическую модель, исследующую психическое на разных уровнях его функционирования, и структурную модель, изучающую психические явления в виде основных компонентов или структур. Более известной является структурная модель. В соответствии с топографической моделью, в психической жизни человека выделяются три уровня: сознание; предсознательное, которое легко может быть осознано; бессознательное, которое самостоятельно осознано быть не может. Бессознательное отделено от сознательного и предсознательного особой психической инстанцией – цензурой, которая выполняет две функции: вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Окольными путями бессознательное проявляется в поведении и психической деятельности человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, симптомах невротических расстройств. Так, по мнению Фрейда, скрытое значение кашля связано с чувством потери, одиночества, непривлекательности. Идея о том, что очевидное поведение содержит скрытый смысл, подразумевает существование своего рода «кода», с помощью которого следует расшифровывать очевидное поведение, если мы собираемся помочь клиенту скорректировать его действия. Недостаточно лечить саму симптоматику: воздействие на очевидное поведение бесполезно, если не затрагивать его скрытого значения. Чтобы можно было повлиять на это скрытое значение, клиент должен его осознать – в этом и состоит конечная цель фрейдовского психоанализа.

Бессознательное включает в себя инстинктивные импульсы, переживания, вытесненные воспоминания и представления. Осознание бессознательно становится возможным преимущественно в процессе психотерапии. Терапия должна включать в себя повторное переживание чувств и воздействий, сопутствующих скрытому механизму. Например, для пациентки было бы недостаточно понять умом, что в основе ее симптома лежит конфликт из-за одиночества и непривлекательности. Она должна вновь испытать эти чувства, чтобы осознать скрытый механизм своих переживаний.

В соответствии со структурной моделью психического, личность человека включает в себя три инстанции, или три структуры: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Структура Ид является источником психической энергии, действует преимущественно в сфере бессознательного и включает в себя базальные инстинкты, первичные потребности и импульсы. Ид, подобно маленькому ребенку, функционирует по принципу удовольствия, постоянно требуя немедленной разрядки напряжения с удовлетворением всех желаний и стремлений. Ид не принимает во внимание социальных норм, правил, требований, ограничений, предписаний и запретов. Эго – это разумная (взрослая) часть личности человека, которая направляет и контролирует инстинкты. Эго функционирует на всех трех уровнях сознания, являясь посредником между Ид и внешним миром. Эго, принимая во внимание требования Ид, а также ограничения и предписания внешнего мира, требования ситуации, принимает решения в соответствии с принципом реальности. Супер-Эго – моральный аспект личности, вмещающий в себя социальные нормы, правила, предписания, требования и запреты. Супер-Эго также функционирует на всех трех уровнях сознания. Оно формируется в процессе социализации личности, в процессе ее воспитания, образования, обучения. Формирование Супер-Эго происходит в виде интернализации (ассимиляции, усвоения) социальных норм, требований, предписаний. Эта структура личности действует в соответствии с морально-этическим принципом.

Таким образом, по Фрейду, личность каждого человека пребывает в хроническом конфликте: Ид стремится к немедленной разрядке напряжения, Супер-Эго препятствует немедленному удовлетворению желаний Ид, стремясь подавить эти желания как социально неприемлемые, а Эго способствует удовлетворению желаний Ид с учетом требований реальности. В том случае, когда давление инстинктов на структуру Эго слишком сильное, возникает тревога, от которой личность защищается, формируя механизмы психологической защиты. Защитные механизмы – это определенные приемы переработки поступающей в психику информации, предохраняющие ее от чрезмерного напряжения и тревоги. Они неосознаваемы, пассивны и связаны с искажением реальности. В отличие от копинг-механизмов – осознанных приемов переработки психотравмирующих событий, активных и конструктивных,- механизмы психологической защиты неконструктивны, т.к. могут приводить к психическим нарушениям – к неврозам.

Неврозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждениями Ид, которые стремятся к разрядке, и защитными функциями Эго, предотвращающими непосредственную разрядку влечений или их доступ к осознанию. Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора. Супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виноватым даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом невроза. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

Фрейд рассматривал невротический конфликт как «переживания, возникающие в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, действующих одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение» . С точки зрения Фрейда, невроз – это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта» . Невроз, таким образом, это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которое образуют вытесненные под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований биологические потребности и влечения, прежде всего, сексуальные и агрессивные. Современные психоаналитики любое заболевание, как нервно-психическое, так и соматическое, интерпретируют как следствие подавленных, вытесненных психологических конфликтов. Психосоматическое направление в медицине, возникшее на основе психоаналитических представлений, подобным образом интерпретирует разнообразные соматические страдания человека.

Взгляды Фрейда на психопатологию в самом общем виде выглядят следующим образом: определенный конфликтный материал исключается из сознания, так как является слишком болезненным. Однако из-за своей эмоциональной заряженности он сохраняет активность в структуре личности, проявляясь в виде явных поведенческих симптомов. Полное осознание с разрешением себе пережить эмоции сознательно приводит к смягчению или редукции симптоматики.

В соответствии с теоретическими представлениями психоаналитиков о происхождении болезней, была разработана и технология психотерапии, в основе которой лежат представления о переносе (трансфере), контрпереносе (антитрансфере), сопротивлении и катарсисе. В качестве основного терапевтического механизма выступает феномен катарсиса, который позволяет снизить уровень психического напряжения и тревоги путем отреагирования (например, проговаривания, вербализации) психологических проблем и конфликтов, вытесненных в бессознательное и извлеченных оттуда в процессе психоаналитического исследования методом свободных ассоциаций, путем интерпретации сновидений, или так называемой «психопатологии обыденной жизни», т.е. очиток, описок, оговорок, «случайных» действий и т.д. В ходе психоанализа психоаналитик, исследуя свободные ассоциации или сновидения своего пациента, путем интерпретации добивается возникновения инсайта, то есть внезапного понимания, «схватывания» ситуации клиентом, вследствие чего происходи перевод вытесненных в бессознательное переживаний на уровень сознания. Пациент внезапно понимает значение и смысл своего симптома, истинное содержание своих переживаний. Это понимание влечет за собой отреагирование (в виде плача, крика, невербального выражения эмоций и т.д.). Отреагирование (катарсис) вытесненных переживаний и осознание содержания и смысла симптома ведут к излечению от симптома.

Исходя из того, что невроз понимается как результат конфликта между бессознательным и сознанием, основная задача психотерапии в рамках психоанализа заключается в том, чтобы сделать бессознательное сознательным, или, иначе говоря, осознать бессознательное. Целью психоанализа является проникновение в скрытые идеи, влияющие на поведение, и их отчетливое осознание. Фрейд сравнивает ситуацию психоаналитического лечения с ситуацией, когда нерадивый студент во время лекции всячески мешает преподавателю, отпускает замечания, гримасничает, отвлекает всех от лекции. Преподаватель выгоняет студента за дверь, но тот все равно постоянно заглядывает в аудиторию, отвлекая всех, привлекая к себе внимание аудитории и мешая, таким образом, преподавателю. Чтобы студент не проник в аудиторию, у дверей сажают двух других студентов, которые загораживают собой вход в зал. Эти двое символизируют собой цензуру, не допускающую бессознательное в сферу сознания. Точно также и мы выталкиваем бессознательное за дверь, но оно оттуда продолжает всячески напоминать нам о себе, беспокоить и мешать нормальной деятельности. Разрешить ситуацию с этим студентом можно только пригласив его в аудиторию и попытавшись разобраться, чего же он хочет на самом деле, точно также, преодолевая сопротивление пациента, нужно вытащить бессознательное на свет и выяснить у него, чего же оно хочет от нас.

Конечная цель терапии по З. Фрейду, – облегчить клиенту возможность любить и работать. З. Фрейд не считал, что цель терапии – сделать человека счастливым. На самом деле он рассматривал терапию как «удаление невротического страдания вместе с обычными несчастьями». Одно из главных достижений психотерапии – повышение способности индивида выносить амбивалентность и конфликты, то есть «жить с неудобствами». В том, что среди целей терапии на первое место следует выдвинуть здоровое функционирование, а не счастье, с Фрейдом согласны многие другие исследователи, представители других направлений в психологии и психотерапии.

В самом общем виде, терапевтический процесс предполагает выполнение следующих действий: 1) установление аналитической связи между терапевтом и пациентом; 2) формирование трансферных и контртрансферных взаимоотношений и их анализ; 3) выявление подавляемого «цензурой» содержания бессознательного методом свободных ассоциаций, толкованием сновидений, анализом символического содержания невротических симптомов.

Таковы основные принципы психодинамического направления в психологии, психотерапии, психологической коррекции и психологическом консультировании. Психоанализ при оказании психологической помощи применяется при наличии разнообразных симптомов психического неблагополучия: депрессиях, тревожных и агрессивных расстройствах, психосоматических заболеваниях. Он используется преимущественно в индивидуальной форме, но может применяться также и при групповой работе (групп-анализ). В настоящее время классический психоанализ используется редко, применяются преимущественно современные варианты психоанализа, разрабатываемые в западноевропейских странах.

studfiles.net

Психотерапия шпаргалка

Как воспринимается клиентом информация при внушении.

При наркосуггестии благодаря чему достигается измененное состояние сознания клиента.

Основной психотерапевтический прием при рациональной психотерапии.

Чем воздействует на психику клиента психотерапевт при прямой рациональной психотерапии.

Чем воздействует на психику клиента психотерапевт при косвенной рациональной психотерапии.

Если невроз понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то на что будет направлена психотерапия.

Кто автор психоаналитической психотерапии.

Кто является основоположником гуманистического направления в психологи.

Кто автор метода рационально-эмотивной психотерапии.

Какие основные методы рациональной психотерапии.

Кто впервые ввел термин «гипноз».

Что лежит в основе аутогенной тренировки.

Кто впервые ввел методику самовнушения.

Для какого направления психотерапии термин «научение» имеет наибольшее значение.

Для какого направления термин «опыт» имеет наибольшее значение.

Перечислите специфические механизмы воздействия групповой психотерапии.

Кто разработал теорию «магнитических флюидов».

Как называется метод гипнотизации по Эриксону.

К какому направлению относятся понятия «перенос» и «контрперенос».

Какие составляющие психотерапии.

Каким образом осуществляется оценка эффективности психотерапии.

К какому направлению психотерапии относится гипносуггестивная психотерапия.

К какому направлению психотерапии относится клиент-центрированная психотерапия Роджерса.

Какие качества проявляет психотерапевт в клиент-центрированной психотерапии Роджерса.

К какому направлению психотерапии относится психотерапия А. Эллиса.

Что является основным инструментом психокоррекционного воздействия при индивидуальной психотерапии.

К какому направлению психотерапии относится психотерапия В. Франкла.

К какому направлению психотерапии относится психотерапия З. Фрейда.

К какому направлению психотерапии относится психотерапия Дж. Морено.

К какому направлению психотерапии относится психотерапия Ф. Перлза.

В рамках какой модели дано следующее определение психотерапии: «Психотерапия – это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализируется в области коррекции человеческих отношений».

Дайте классификацию методам психотерапии.

Какие урони взаимодействия выделяют в психотерапевтической беседе.

Как представляется психотерапия в медицинской модели.

Как представляется психотерапия в гуманитарной модели.

Какие виды психотерапии выделяют по позиции психотерапевта к клиенту.

Какие виды психотерапии выделяют по количеству клиентов.

Какие виды психотерапии выделяют по технике (методу) применения.

Какие виды психотерапии выделяют по описанию личности.

Какие «каналы входа» могут быть в различных направлениях психотерапии.

Назовите основные методы суггестивной психотерапии.

Уровни воздействия в психотерапии.

Что представляет собой психотерапевтическое воздействие на психическом уровне.

Что представляет собой психотерапевтическое воздействие на психофизиологическом уровне.

Что представляет собой психотерапевтическое воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне.

В каких группах может проводиться групповая психотерапия.

Показания для проведения групповой психотерапии.

Взаимосвязь индивидуальной и групповой психотерапии.

Назовите основные стадии развития группы в групповой психотерапии.

Что характерно для группы на стадии ориентировки.

Что характерно для группы на второй стадии развития группы.

Что характерно для группы на третьей стадии развития группы.

Назовите основные терапевтические эффекты групповой психотерапии.

Назовите основные средства воздействия психотерапии.

Перечислите основные цели психотерапии.

Основная цель психотерапии в психоанализе.

Основная цель психотерапии в поведенческой терапии.

Основная цель психотерапии в рациональной терапии.

Основная цель психотерапии в клиент-центрированой терапии.

Основная цель психотерапии в экзистенциональной терапии.

Перечислите основные технологии беседы.

Что собой представляет технология задавания вопросов.

Что собой представляет технология присоединения.

Что собой представляет технология персонализации и слушания.

www.twirpx.com

Тест по клинической психологии, 100 вопросов с ответами

1.Кому принадлежит термин «клиническая психология»?

2. Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?

3. Кого можно считать родоначальником нейропсихологии?

4. Назовите основателя научной психологии:

5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:

6. Основателем нейропсихологической школы в России является:

7. Кто является основоположником бихевиоризма?

8. Назовите основателя глубинной психологии:

9. Кто разработал психологию отношений?

10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?

11. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме:

12. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии:

13. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:

a. анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;

b. изучения соотношения развития и распада психики;

c. разработки философско-психологических проблем;

d. установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

14. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?

a. модель Гиппократа;

c. деонтологическая модель;

d. модель Парацельса.

15. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств?

a. принцип единства сознания и деятельности;

c. принцип личностного подхода;

d. принцип структурности.

16. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?

17. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы:

18. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:

a. установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики;

b. разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями мозга;

c. восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;

d. совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах.

19. Автором культурно-исторической теории развития ВПФ является:

20. Зона ближайшего развития — это:

a. ближайший к текущей дате возрастной период;

b. то, что может ребенок с помощью взрослого;

c. уровень достигнутого интеллектуального развития;

d. критерий учебной успеваемости.

21. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является:

a. наличие связи между элементами системы;

b. многочисленность элементов системы;

c. наличие нескольких уровней в системе;

22. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:

a. трудности формирования гностических функций;

b. неодновременность развития функций;

c. патологию со стороны двигательного аппарата;

d. различия в результатах нейропсихологического тестирования.

23. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

a. принципа системной локализации функций;

b. принципа динамической локализации функций;

c. принципа иерархической соподчиненности функций;

d. всех трех принципов.

24. Жесткость организации мозговых функций обусловлена:

a. меньшей подверженностью травмам;

b. их реализацией в макросистемах головного мозга;

c. более ранним периодом формирования;

d. последними двумя обстоятельствами.

25. Основным тезисом эквипотенционализма является:

a. многоуровневость организации ВПФ;

b. функциональная равноценность левого и правого полушарий;

c. принципиальная схожесть протекания психических функций у всех людей;

d. равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.

26. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся:

a. к энергетическому неспецифическому блоку;

b. к блоку переработки экстероцептивной информации;

c. к блоку программирования, регуляции и контроля;

d. ни к одному из них.

27. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:

a. совокупность физиологических исследований;

b. клиническая беседа с больным или испытуемым;

d. математическая процедура.

28. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается:

a. в том, что гетерохрония является естественным фактором развития;

b. в масштабности охвата психических функций;

c. в том, что асинхрония касается лишь одного аспекта работы мозга;

d. различий нет, это синонимы.

29. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:

b. повреждением глубоких структур мозга;

c. нарушением работы теменно-затылочных отделов;

d. височной патологией.

30. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится:

a. постановка топического диагноза;

b. оценка динамики психических функций;

c. определение причин аномального психического функционирования;

d. выбор форм нейрохирургического вмешательства.

31. Расстройства различных видов ощущений называются:

c. сенсорными расстройствами;

32. Общим признаком зрительных агнозий являются:

a. неспособность увидеть что-либо;

b. изменения полей зрения;

c. нарушение мыслительных процессов;

d. потеря способности узнавания.

33. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется:

a. нижнетеменного поражения;

b. верхнетеменного поражения;

c. среднетеменного поражения;

d. поражения вторичных отделов зрительного анализатора.

35. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:

36. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:

a. кинестетической апраксии;

b. пространственной апраксии;

c. кинетической апраксии;

37. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется:

38. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:

a. эфферентной моторной афазии;

b. сенсорной афазии;

d. динамической афазии.

39. Основным дефектом при вербальной алексии является:

a. слабое зрение;

b. нарушения симультанного узнавания;

c. перепутывание букв;

d. первая и третья причины.

a. потеря способности к рисованию;

b. потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;

c. навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;

d. нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

41. Акалькулия часто сочетается с:

b. кинестетической апраксией;

d. эмоциональными расстройствами.

42. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

b. второго блока мозга;

c. третьего блока мозга;

d. всех трех блоков.

43. «Полевое поведение» является результатом поражения:

b. височных долей;

c. затылочных долей;

d. теменных долей.

44. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

a. корректурная проба;

b. одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

c. управление движущимся объектом;

d. узнавание стимульного материала.

45. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:

a. поражением конвекситальных отделов лобных долей;

b. левовисочными поражениями;

c. теменно-затылочными поражениями;

d. правовисочными поражениями.

46. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:

a. между теменной и височной корой;

b. от зрительного анализатора к третичным полям;

c. внутри лимбической системы;

d. между ретикулярной формацией и лобной корой.

47. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:

48. Процесс опознания от общего к частному более представлен:

b. в правом полушарии;

c. одинаково в обоих полушариях;

d. в зависимости от стимульного материала.

a. преобладание размера левой руки над правой;

b. совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;

c. преобладание левой руки и левой ноги над правыми;

d. различия в чувствительности правой и левой половины тела.

50. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

a. слабая выраженность симптоматики;

b. значительная выраженность симптоматики;

c. длительный период обратного развития симптомов;

d. высокая зависимость от латерализации очага поражения.

51. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

a. построения эксперимента по типу функциональной пробы;

b. стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;

c. качественного анализа хода и результатов исследования;

d. изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.

52. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

53. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

54. Основателем отечественной школы патопсихологии является:

55. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

d. склонности к детализации.

56. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

b. «исключения предметов»;

c. методики Выготского-Сахарова;

57. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

58. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

c. актуализации малозначимых «латентных» признаков;

59. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

a. конверсионных расстройств;

b. «органных неврозов»;

c. психосоматических заболеваний в узком смысле слова;

60. Представителем антропологического направления в психосоматике является:

61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:

62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:

63. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:

64. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:

65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

a. желудочно-кишечных заболеваний;

b. злокачественных новообразований;

c. нарушений дыхательной системы;

d. сердечно-сосудистых заболеваний.

66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:

68. Концепцию «органных неврозов» разработал:

69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:

71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:

72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:

73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a. социальная депривация;

b. патохарактерологическое формирование личности;

c. педагогическая запущенность;

74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:

b. патохарактерологическое формирование личности;

c. акцентуация характера;

d. краевая психопатия.

75. Общее психическое недоразвитие, это:

d. педагогическая запущенность.

76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:

a. искажение процесса обобщения;

77. Эмоции умственно отсталых:

78. Тотальность поражения психических функций характерна для:

b. педагогической запущенности;

c. задержки психического развития;

79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:

a. педагогическая запущенность;

c. задержка психического развития;

80. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:

a. задержка психического развития;

81. Реактивные состояния, которые проявляются преимущественно нарушением поведения и ведут к социально-психологической дезадаптации, называются:

a. патохарактерологические реакции;

b. характерологические реакции;

c. адаптивные реакции;

82. Непатологические нарушения поведения, которые проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными нарушениями, называются:

a. адаптивные реакции;

b. характерологические реакции;

c. патохарактерологические реакции;

d. невротические реакции.

83. Становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов, это:

b. патохарактерологическая реакция;

c. психогенное патологическое формирование личности;

84. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, это:

a. патохарактерологические реакции;

c. психогенные патологические формирования личности;

d. акцентуация характера.

85. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как:

a. саморазрушающее поведение;

b. делинквентное поведение;

d. аддиктивное поведение.

86. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как:

b. криминальное поведение;

c. компульсивное поведение;

d. саморазрушающее поведение.

87. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, это:

a. компульсивное поведение;

c. делинквентное поведение;

88. В наименьшей степени сущность психотерапии в современном ее понимании раскрывает понятие:

a. психологическое вмешательство;

b. психологическая коррекция;

d. клинико-психологическая интервенция.

89. Если невроз понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на:

c. интеграцию опыта;

d. распознавание ошибочных стереотипов мышления.

90. Что не может рассматриваться в качестве теории, оказавшей влияние на развитие гуманистической психологии и психотерапии?

a. экзистенциальная философия;

b. феноменологический подход;

c. восточная философия;

91. Психологической основой личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии является:

a. теория деятельности;

c. теория установки;

92. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия — это:

a. психотерапевтическое воздействие, учитывающее личностные особенности пациента;

b. психотерапевтическое направление, основанное на психологии отношений;

c. вариант клиент-центрированной психотерапии;

d. вариант когнитивной психотерапии.

93. В рамках какой теоретической ориентации может быть дано следующее определение психотерапии: «Психотерапия — это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?

94. Поведенческая психотерапия представляет собой практическое применение:

a. теории деятельности;

c. концепции отношений;

d. психологии установки.

95. Когнитивная психотерапия возникла как одно из направлений:

a. рациональной психотерапии;

b. гуманистической психотерапии;

c. поведенческой психотерапии;

d. психодинамической психотерапии.

96. Психологической основой психодинамического направления является:

c. гуманистическая психология;

d. когнитивная психология.

97. Психотерапией, центрированной на переносе, может быть названа такая психотерапевтическая система, как:

a. когнитивная психотерапия;

b. разговорная психотерапия;

c. экзистенциальная психотерапия;

98. Термин «перенос» обозначает:

a. эмоционально теплые отношения между пациентом и психотерапевтом;

b. доверие и открытость пациента по отношению к психотерапевту;

c. специфические отношения между пациентом и психотерапевтом, основанные на проекции;

d. партнерские отношения между пациентом и психотерапевтом.

99. Наиболее характерной для психотерапевта-психоаналитика является роль:

100. Основной процедурой психоанализа является:

all4learning.ru

Психотерапия шпаргалка — файл 1.doc

Назовите основные методы погружения в гипноз.

Установка на удобную позу.

Адресовка внушений к кинестетическому анализатору

Отключение от окружающего.

Успокоение и отключение от личностных переживаний и ощущений.

Перевод покоя в дремоту.

Перевод дремоты в гипнотическое состояние.

Потенцирование гипнотического состояния.

Внушение общетерапевтического действия.

Суггестия чувства комфорта.

Пролонгирование лечебного действия гипноза.

Как воспринимается клиентом информация при внушении.

Внушаемость — это своеобразное свойство психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической её оценки. Внушение — воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое. Подача информации при внушении воспринимается без критической оценки и оказывает влияние на течение нервно — психических процессов. Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.

^ При наркосуггестии благодаря чему достигается измененное состояние сознания клиента.

Изменённое состояние сознания, на фоне которого реализуется суггестия, достигается введением фармакологических препаратов психотропного действия: барбамила, гексенала, тиопентала натрия, закиси азота в среднетерапевтических дозах.

^ К какому направлению психотерапии относится гипносуггестивная психотерапия. Суггестивная психотерапия использует информационное воздействие на психическую сферу в виде внушения.Гипносуггестия. Основными методами погружения в гипноз являются: фасцинация, фиксация взгляда, пассы, ритмические раздражители, словесные формулы. К терапевтической суггестии. Воздействие на психофизиологическом уровне

^ К какому направлению психотерапии относится клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Недирективная психотерапия. Основой её является предложенная С. Rogers концепция личности, в основе которой лежит понятие «Я-реальное» и «Я-идеальное». При этом движущей силой психодинамики является потребность личности к положительной оценке извне.

Воздействие на психическом уровне. Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.

Структура личности с детерминированным внутренним конфликтом.

Метод свободных ассоциаций.

Символика толкований сновидений.

^ 30. К какому направлению психотерапии относится психотерапия Дж. Морено. Психодрама. Патологическая симптоматика снимается при разыгрывании больными на сцене ситуационных действий — отрывков и полных драматических произведений.

суггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия);

самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона);

условно-рефлекторная психотерапия. Все чаще применяются психоанализ, траксактный анализ, гештальт-терапия и др.

Внутри каждого из этих методов существуют десятки, а то и сотни методик, не столько определяют оригинальность этих методик, сколько являются “мечтой каждого честолюбивого психотерапевта внести свой вкладов историю психотерапии”.

^ Какие уровни взаимодействия выделяют в психотерапевтической беседе.

"уровень осознания решаемой проблемы"

— определением личностных особенностей пациента;

— относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики;

— личностной аутоидентификацией психотерапевта;

— концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.

К таким нарушениям относятся: неадекватный (не соответствующий ситуации) уровень притязаний: эгоцентризм; неустойчивость самооценки: излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении; тревожно-мнительные черты характера; фобические реакции и т.д.

2. Нежелание раскрыться или высказаться. Первоначально участникам группы бывает достаточно сложно раскрыться или показать свое истинное Я. Поэтому первоначальный процесс общения происходит за так называемой маской персоны, по Юнгу, или той социальной ролью, в которой участники групповой работы чувствуют себя достаточно комфортно.

3. Описание того, что участникам пришлось пережить. На данном этапе члены группы начинают делиться с другими участниками своими переживаниями.

4. Выражение негативных эмоций. В этот момент характерно выражение отрицательных эмоций по отношению к другим участником группы или психотерапевту

Коррективный опыт научения — цель и позитивный результат поведенческой психотерапии. Приобретение новых умений и знаний о совладающем поведении (копинг-умений), повышение коммуникативной компетентности, помогающих эффективно преодолевать дезадаптивные поведенческие стереотипы и деструктивные эмоциональные конфликты. В современной поведенческой терапии этот коррективный опыт научения вызывает большие изменения в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах функционирования, а не ограничивается модификацией узкого диапазона паттернов ответных реакций в открытом поведении.

Паттерн — модель или структура в пространственном понимании, используемая в отношении как физических форм, так и поведения. Поведенческий паттерн — целью является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями.

феномене угасания реакции. В последние годы применяется в сочетании с когнитивной формой рациональной терапии.

В результате некоторые клиенты могут сами прийти к заключению о том, что им нужно немного измениться, или не делать этого вовсе, поскольку сама по себе жизнь начинает значить для них очень многое. Другие, напротив, совершат некоторые разумные перемены, поскольку обнаружат, что живут не так, как им хотелось бы. Жизнь представляется как искусство. И как в любом искусстве, автор может совершенствоваться только в практике.

gendocs.ru

Глава 1. Общая психотерапия.

Определение психотерапии и содержание основных понятий.

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется прежде всего как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.

— «система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека»;

— «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;

— «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, можно указать следующие:

— «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера» ;

— «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;

— «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений»;

— «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями».

Хотя и является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

Обращает на себя внимание, что в определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), то есть подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. И одна, и другая позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия дословно означает лечение души (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение), то есть указывает на объект воздействия. С другой стороны, сходные по образованию термины — физиотерапия, фармакотерапия, иглотерапия и пр. — указывают не на объект, а на средства воздействия: физиотерапия — воздействие, лечение физикальными средствами, фармакотерапия — лечение медикаментозными средствами и т. д. Что является более адекватным и правильным, сказать трудно. Можно надеяться, что процесс развития психотерапии как научной дисциплины внесет когда-нибудь большую определенность и в сам этот термин. Однако следует обратить внимание на то, что понятие «воздействие» (вмешательство, интервенция) входит в самые различные определения психотерапии.

Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами.

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций, используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия). Психологические интервенции в медицине, или клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Клинико-психологические вмешательства. Для более четкого понимания соотношения понятии психотерапевтические и клинико-психологические вмешательства следует рассмотреть основные характеристики последних. С точки зрения Перре и Бауманна клинико-психологические интервенции характеризуются: 1) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями. Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций в связи с психотерапией.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические средства, который выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Однако психологические средства воздействия могут быть направлены не только на изменение психологических характеристик, психических процессов и состояний, но и, опосредованно, на изменение состояния организма. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Подробнее функции клинико-психологических интервенций будут рассмотрены ниже, так как это имеет значение для понимания соотношения таких понятий, как психотерапия, психологическое консультирование, психологическая коррекция и др. Цели клинико-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Они определяют общую стратегию воздействий и тесно связаны с теоретической ориентацией. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (например, восстановление полноценного личностного функционирования, гармонизация личности, развитие личностных ресурсов и т. д.), так и на конкретные, более близкие цели (например, преодоление страха выступления перед аудиторией, тренировку памяти или внимания, развитие определенных коммуникативных навыков и т. д.). Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия, которые, кроме выбора средств, определяют общую стратегию воздействий и тесно связаны с теоретической ориентацией. Теоретическая обоснованность клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана прежде всего с изучением их эффективности.

Научная оценка эффективности психотерапевтических воздействий является чрезвычайно важной проблемой. Ответить на вопрос об эффективности того или иного метода психотерапии или психотерапевтического подхода могут не самоотчеты отдельных пациентов, а научные исследования, проведенные на репрезентативной выборке и соответствующие определенным требованиям (четкое определение метода психотерапии, гомогенность материала, случайная выборка, наличие независимых экспертов, разделений функций психотерапевта и исследователя, сопоставление непосредственных и отдаленных результатов лечения, репрезентативная выборка в катамнезе, наличие контрольных групп и пр.). Профессиональные действия — важная характеристика клинико-психологических интервенций. Это означает, что они должны осуществляться в профессиональных рамках, то есть профессионалами (подготовленными в области клинической психологии и психотерапии врачами, психологами и социальными работниками).

Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики (теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.

Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три основных цели клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация. Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапия.

Таким образом, понятие «клинико-психологическая интервенция» является более общим по отношению к понятию «психотерапия» («психотерапевтическая интервенция») и охватывает сферы профилактики, лечения, реабилитации и развития.

Роль клинико-психологических вмешательств в профилактических целях состоит в выявлении контингентов риска и разработке соответствующих профилактических мероприятий, работе с лицами, имеющими разнообразные трудности и проблемы психологического характера, кризисными личностными и травматическими стрессовыми ситуациями, характеризующимися прогностически неблагоприятными личностными особенностями, повышающими риск возникновения нервно-психических и психосоматических расстройств. Клинико-психологические вмешательства в целях реабилитации, прежде всего, направлены на восстановление (сохранение) личностного и социального статуса больного. При нервно-психических заболеваниях, которые характеризуются достаточно выраженными личностными изменениями, нарушениями в системе отношений пациента, в сфере межличностного функционирования, клинико-психологические вмешательства играют чрезвычайно важную роль, выполняя функцию психотерапии (лечения). Клинико-психологические воздействия в целях реабилитации направлены на изменение реакции личности на болезнь, психологические и социально-психологические последствия хронических заболеваний и пр. Следует также указать, что кроме «личностного блока» клинико-психологические вмешательства играют важную роль (возможно, более важную, чем какие-либо другие, например, фармакологические) в реабилитации пациентов с нарушениями психических функций (памяти, внимания, речи, моторики).

Развитие рассматривается как одна из самостоятельных функций клинико-психологических вмешательств далеко не всеми авторами и понимается по-разному. Это связано с тем, что психотерапия, психопрофилактика, реабилитация, наряду с собственными прямыми функциями (лечебной, профилактической, реабилитационной), способствуют также развитию и гармонизации личности за счет совершенствования самопонимания и самосознания, переработки и преодоления внутри- и межличностных конфликтов, развитию новых более адекватных способов эмоционального и поведенческого реагирования, более точного понимания других людей и взаимодействия между ними в целом. В ряде психотерапевтических систем (например, в клиент-центрированной психотерапии Роджерса) личностный рост является одной из важнейших задач. Следовательно, с одной стороны, функция развития для клинико-психологических интервенций (психологических интервенций в клинике) является вторичной, дополнительной. С другой стороны, психологическое консультирование в клинике (например, консультирование пациентов с соматическими и нервно-органическими заболеваниями, не проходящими собственно психотерапевтическое лечение, а обратившимися за помощью в связи с личными проблемами, прямо не связанными с их заболеванием) способствует новому видению человеком самого себя и своих конфликтов, эмоциональных проблем и особенностей поведения, что в дальнейшем может приводить к определенным изменениям в когнитивной, эмоциональной и поведенческих сферах и, таким образом, способствовать развитию личности.

Психологическая коррекция. Термины «психологическое (клинико-психологическое) вмешательство», широко распространенные в зарубежной литературе, у нас используются еще редко. Более употребительным является термин «психологическая коррекция». Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин получил распространение в начале 70-х годов. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, главным образом, групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили, преимущественно, теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, во всяком случае, к работе в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Однако вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня, причем здесь можно указать две основные точки зрения.

Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция, как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине (можно указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно лечение — психотерапия), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.

Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется в определенной степени искусственным. Во-первых, если подобные представления кажутся вполне убедительными в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов, например, полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз — это заболевание динамическое, при котором не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии (одного из компонентов лечебного процесса). Определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психологической коррекции на решение собственно лечебных (психотерапевтических) задач и позволяет рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии. Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных психотерапевтических систем, направленных на личностные изменения). Следует также подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга.

Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием «психологическое вмешательство» ответить однозначно довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция, как и психологическое вмешательство, реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) также выполняют функции профилактики, лечения и реабилитации. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. Возможно, наиболее точным и адекватным был бы термин «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако это слишком громоздко. В заключение можно лишь указать, что в отечественной литературе более распространенным является понятие «психологическая коррекция», а в зарубежной — «психологическое вмешательство».

Психологическое консультирование. Психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера, Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию: а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения; б) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения подобных проблем в будущем; в) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Личностно-ориентированное консультирование по своей направленности близко к психотерапии и провести четкую границу между этими понятиями трудно. Определение психотерапии как работы с больными, а консультирования — со здоровыми, удовлетворяет не полностью даже формальному критерию. Психологическое консультирование используется и в медицине (например, психологическое консультирование беременных или пациентов с соматическими и нервно-органическими заболеваниями, не проходящими собственно психотерапевтического лечения, а обратившимися за помощью в связи с личными проблемами, прямо не связанными с их заболеванием). Психологическая работа с лицами, имеющими серьезные личностные проблемы, содержательно ничем не отличается от психотерапии.

Соотношение понятий «психотерапия» и «психологическое консультирование» обсуждается и в литературе. Так, известный специалист в этой области Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, ориентированный на профилактику и развитие. Он выделяет в консультировании цели, связанные с коррекцией (например, преодоление тревоги или страха) и с развитием (например, развитие коммуникативных навыков). С его точки зрения, консультирование преимущественно является коррекционным, это обеспечивает выполнение профилактических функций. Развитие связано с решением задач индивида на различных этапах жизни (профессиональное самоопределение, отделение от родителей, начало самостоятельной жизни, создание семьи, реализация собственных возможностей, раскрытие ресурсов и пр.). Большое значение придается повышению личной ответственности за собственную жизнь, Конечная цель консультирования — научить клиентов оказывать помощь самим себе, стать для самих себя консультантами. Нельсон-Джоунс видит различия между психотерапией и психологическим консультированием в том, что психотерапия делает акцент на личностном изменении, а консультирование — на помощи человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни. В отличие от психотерапии большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании пациента в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования.

Существует точка зрения, согласно которой основное отличие психологического консультирования от психотерапии состоит в том, что клиент (здоровый или больной человек, предъявляющий проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора) воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. Такая позиция представляется не слишком оправданной. В психотерапии пациент или клиент в подавляющем большинстве случаев также является дееспособным субъектом, а проблеме личной ответственности отводится чрезвычайно важная роль и в процессе психотерапии.

Перре и Бауманн, рассматривая соотношение психологического консультирования и психотерапии, в качестве различий указывают следующее: а) в психологическом консультировании среди средств воздействия на первом месте стоит информирование (передача информации человеку, обратившемуся за помощью); 6) психологическое консультирование в медицине выполняет в основном функцию гигиены и профилактики; в) в рамках консультирования анализируются варианты решений конкретной проблемы, но их осуществляет сам человек и не в рамках консультирования, а самостоятельно; г) в практике консультирования изменения происходят по окончании самого консультирования без сопровождения специалистом, в психотерапии — сущностью является сам процесс изменений, сопровождаемый специалистом.

Представляется целесообразным рассмотреть сходства и различия между психотерапией и психологическим консультированием, как видами психологического вмешательства, с точки зрения их основных и дополнительных характеристик.

1. Средства воздействия (методы): психотерапия и психологическое консультирование используют психологические средства воздействия, однако в психологическом консультировании информирование является ведущим приемом.

2. Цели: психотерапия и психологическое консультирование имеют своей целью достижение более выраженных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности, психотерапия при этом направлена на достижение значительных личностных изменений, а консультирование — на помощь человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни.

3. Функции: психотерапия выполняет функцию лечения и частично реабилитации, а психологическое консультирование — профилактики и развития (естественно, что речь идет о преимущественной направленности психотерапии и психологического консультирования, так как в ряде случаев эти функции могут пересекаться).

4. Теоретическая обоснованность: психотерапия и психологическое консультирование имеют в качестве своей научной основы психологические теории.

5. Эмпирическая проверка: психотерапия и психологическое консультирование нуждаются в изучении эффективности воздействий.

6. Профессиональные действия: психотерапия и психологическое консультирование осуществляются специалистами в профессиональных рамках. Дополнительные характеристики:

7. Продолжительность воздействий: психотерапия предполагает продолжительность не менее 15-20 сеансов, психологическое консультирование может ограничиваться 1-5 сеансами.

8. Место изменений: в психотерапии изменения происходят непосредственно в ходе терапии и являются сущностью психотерапевтического процесса, в психологическом консультировании анализируются варианты решений конкретной проблемы, но решение и изменения осуществляются человеком не в рамках консультирования, а по его окончании.

9. Степень самостоятельности клиента: в психотерапии процесс изменений сопровождается психотерапевтом, в психологическом консультировании изменения осуществляются человеком самостоятельно без сопровождения консультанта.

Теория психотерапии. В современной психотерапии теоретические проблемы приобретают особое значение. С одной стороны, значимость теории обусловлена распространением в последний период множества самых разнообразных методов психотерапии, достаточно широко использующихся в практике, но при этом далеко не всегда имеющих соответствующую теоретическую базу. С другой стороны, даже при обоснованности метода определенной теоретической концепцией, последняя не всегда в полной мере осознается даже профессиональными психотерапевтами. Однако именно теоретические представления, раскрывающие содержание понятий «норма» и «отклонение» («дефект», «патология»), и определяют характер и специфику психотерапевтических воздействий и позволяют осознанно их осуществлять. Обусловленность характера и направленности воздействий при устранении любого «дефекта», например, технического, ни у кого не вызывает сомнения. Нужно иметь представление об общих принципах работы любого механизма, чтобы определить, в чем состоит дефект, и, тем более, для того, чтобы устранить «поломку». В медицине в целом существует четкое соответствие между представлениями о норме, патологии и системе воздействий (лечении), в психотерапевтической практике такое соответствие просматривается далеко не всегда. Если речь идет не просто о симптоматическом лечении, а о психотерапии, направленной на личностные изменения, то здесь в качестве теории психотерапии выступает теоретическая психология, в частности, психология личности При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтические теории (психодинамическая, поведенческая и гуманистическая, «опытная») соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий.

Если в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (и нарушения личности) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлено на достижение осознания этого конфликта и бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод. Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр. Можно принимать или не принимать, разделять или не разделять основные положения психоаналитической теории, но невозможно не видеть обоснованности каждого шага психоаналитика определенными теоретическими взглядами.

Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Норма — это адаптивное поведение, а невротический симптом или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивное поведение, сформировавшееся в результате неправильного научения. Таким образом, целью психологического вмешательства является научение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически научение осуществляется на основании базовых теорий или моделей научения, существующих в бихевиоризме (классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение). Не имея четких представлений о научно-психологических основах того или иного конкретного метода поведенческой психотерапии, невозможно применять его эффективно. Поведение психотерапевта в рамках этого подхода также строго обусловлено теоретической концепцией.

Гуманистическое, или «опытное», направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции. Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения нового эмоционального опыта, определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль.

В рамках каждого из трех основных направлений существует разнообразие школ, но основные теоретические подходы являются общими. Можно вспомнить слова Хорни, которая, в значительной степени отойдя от ортодоксального психоанализа, тем не менее, писала: «Если рассматривать психоанализ как определенную систему взглядов на роль бессознательного и способов его выражения, а также как форму терапии, с помощью которой бессознательные процессы доводятся до сознания, то и моя система взглядов есть психоанализ».

Только четкие представления о теоретической основе, на базе которой осуществляется психотерапевтическое вмешательство, может помочь в овладении основными методами и навыками практической работы.

Методы психотерапии. Понятие метода в психотерапии крайне размыто. Прежде всего, это проявляется в их классификациях. Вот несколько примеров различных подходов к классификации психотерапевтических методов.

Таблица. Классификации методов психотерапии

bookap.info