Расстройства

Как относится к стрессам

05.08.2018

Как противостоять стрессам

Нам совсем не обязательно оказаться в трудной ситуации, чтобы нервная система ответила стрессом. Порой достаточно лишь подумать о возможных сложностях, как нас сразу начинают переполнять волнение, напряжение и страх. Кому-то довольно просто совладать со своими мыслями и остаться спокойным в нервной обстановке, другие начинают метаться из угла в угол и рвать на себе волосы при любой, даже самой незначительной, провокации. Как научиться управлять стрессом, разбирались автор «Леди Mail.Ru» и психолог, психотерапевт Елена Григорьева.

Сам по себе стресс не вреден и порой даже полезен. Будучи реакцией нервной системы на внешние и внутренние раздражители, именно он позволяет нам мобилизоваться в сложной ситуации и найти выход. Но далеко не все способны направить свою энергию на решение трудностей, многие просто не понимают, как справиться с тревогой и ощущением неопределенности. «Если человек находится в состоянии стресса длительное время, ему становится все сложнее совладать с воздействием раздражителей. На этом фоне ослабевает иммунитет, появляются различные болезни, с которыми подчас справиться гораздо сложнее, чем со стрессом», — комментирует психолог.

Когда вокруг нас происходит то, что нам не нравится, и мы не можем это контролировать или изменить, мы чувствуем себя некомфортно. Если наши возможности и желания не соответствуют обстоятельствам, в которых мы оказались, нервная система срабатывает как защитный механизм, цель которого — преодоление препятствий. В роли последних выступают недовольство своей работой, начальником, отношениями с коллегами, непонимание близких и ссоры с ними. Но кроме внешних раздражителей в состояние стресса нас способны ввести и другие: «Внутренние факторы, такие как чувство вины, страхи, ожидание чего-то неприятного, скука, неудовлетворенность своей жизнью также делают человека уязвимым и нервным», — добавляет Елена Григорьева.

Кроме того, стрессогенным фактором являются человеческие убеждения. Будучи уверенными в том, что мир должен быть устроен так, а не иначе, и что людям следует вести себя определенным образом, мы сталкиваемся с реальностью, которая, как правило, совсем не соответствует ожиданиям. На фоне такого отношения к жизни часто развивается хронический стресс. «Он возникает, когда человек длительное время подвергается чрезмерным нагрузкам: много нервничает, мало спит, не отдыхает. Для того чтобы отойти от хронического стресса, нужно намного больше времени, чем для борьбы с «единичным», — объясняет психолог.

Постоянные стрессы представляют собой большую угрозу для здоровья. Они приводят к разным заболеваниям — от частых простуд до инфаркта, не говоря уже о депрессии и бессоннице. Сначала страдает психика — появляется плохое настроение, рассеивается внимание, человек начинает испытывать беспричинные и, казалось бы, совсем не относящиеся к делу страхи, часто накрывает паника. Затем проявляются реакции тела, и люди могут испытывать проблемы с сердечно-сосудистой и пищеварительной системами, у женщин наблюдается нарушение менструального цикла.

Елена Григорьева так объясняет механизм негативного воздействия затяжного стресса на здоровье человека: «Чтобы сделать какое-то движение, мышцы нужно напрячь. А тут весь организм мобилизуется, готовится к трудностям, активизируется внимание. В нормальных условиях после напряжения просто чувствуешь некоторую усталость — хорошо выспишься, и на следующий день все проходит. После стрессов всегда нужен отдых и восстановление, так же как и после мышечной нагрузки. Если этого отдыха не хватает, потому что стрессоров много или они чрезмерные, тогда и начинаются неблагоприятные последствия».

Однако постоянные стрессы не способны разрушить психику так, что ее будет невозможно восстановить. Управление стрессом — вполне реальная вещь. «Нервная система устроена таким образом, что при чрезмерных нагрузках она защищает себя от истощения. Поэтому, например, долго не спавший человек может заснуть даже за рулем», — добавляет психолог.

Что важно знать о борьбе со стрессом

Вы замечали, что разные люди совсем по-разному реагируют на раздражители? Кто-то может впасть в панику из-за мелочи, которая окружающим кажется незначительной, а другие способны оставаться спокойными и собранными даже в кризисной ситуации. «Стрессу подвержены абсолютно все. Просто одни рассматривают в качестве раздражителей только серьезные сложности — это люди с устойчивой нервной системой от природы. А те, у кого она слабая, могут переживать из-за пустяка», — объясняет Елена Григорьева.

Если вы слишком сильно реагируете на проблемы вне зависимости от степени их реальной угрозы, то причина беспокойства находится, скорее всего, в вас самих, а не в окружающем мире. «Дело чаще всего в том, как человек относится к ситуациям, а не в самих ситуациях. В некоторых случаях нельзя не испытывать стресс — например, если партнер пьет или изменяет, быть спокойной и добродушной, невозможно. В этом случае нужно изменить ситуацию или выйти из нее, чтобы уменьшить стресс.

В других ситуациях бывает достаточно изменить свое отношение к происходящему. Например, экзамен вызывает стресс у всех людей, но у некоторых он бывает чрезмерным из-за сильного страха провала или недовольства близких людей. Если поработать над своими страхами и отношениями с окружающими, реакция на стресс во время экзамена не будет такой сильной», — комментирует психолог.

Важным является еще и то, что для человека, остро реагирующего на пустяковые раздражители, они на самом деле таковыми не являются. Снова речь о том, что первостепенно наше отношение к проблеме, а не ее суть: «Если человек не может взять себя в руки, это означает, что ситуация не является для него пустяковой, пусть даже на рациональном уровне он так не считает. Необходимо выяснить для себя, что вас так сильно в ней пугает или расстраивает. Некоторые страхи бывают довольно нерациональными и существуют, только пока их не осознаешь, поэтому подробный анализ ситуации помогает взглянуть на нее иначе».

Как противостоять стрессам

Чтобы стать более стрессоустойчивым и понять, как снять стресс, необходимо определить свой уровень нагрузок. «Не берите на себя слишком сложные задачи, а если все-таки взяли, научитесь вовремя отказываться хотя бы от части нагрузки, которая будет для вас лишней. Всегда предусматривайте достаточно времени для отдыха как в течение дня, так и в течение всего года», — добавляет психолог.

Важно разобраться со своими внутренними проблемами, поскольку именно они усугубляют ситуацию и не позволяют проще относиться к трудностям. Живя с психологической травмой, полученной в детстве, очень сложно найти эмоциональное равновесие во взрослом возрасте.

В первую очередь нужно постараться уменьшить нагрузку, по возможности отказаться от наименее важных дел и больше отдыхать. Елена Григорьева советует применять подходящие вам способы сброса стресса, например, заниматься спортом: «Не стоит подавлять сильное волнение в сложной ситуации — от этого вам будет только хуже. Обычно при движении становится легче, так что лучше пройтись, чем сидеть.

Кроме того, часто люди требуют от себя слишком сложных для них вещей на том основании, что раз другие могут, то и я могу. Но в ситуации стресса лучше всего относиться к себе, как к ребенку, которого вы непременно пощадили бы, пожалели и всеми возможными способами облегчили ему переживание неприятного. Если в стрессовых ситуациях вы будете относиться к себе, как к любимому ребенку, то переживать их станет легче».

Как не надо бороться со стрессом

Большинство людей привыкли преодолевать стресс, заедая его и «заливая» алкоголем. Однако такой подход не способен помочь справиться с причинами беспокойства. Более того, он его лишь усугубит. «Переедание влечет за собой чувство вины или недовольство своей внешностью, алкоголь — различные социальные трудности от недовольства близких до проблем с законом. От этих последствий уже имеющийся стресс становится еще более серьезным».

lady.mail.ru

Как относится к стрессам

Кто не любит живиться чужим,

Кто работает, истины ищет,

Не без пользы старается жить,

Прямо в нос негодяя освищет,

А при случае рад и побить,

Так, пожалуй, зови нигилистом.

Начиная писать какое-либо произведение, писатель вкладывает в него определенную идею, старается раскрыть какую-то важную тему. И по мере развития сюжета часто сам начинает жить в созданном им мире, жизнью своих героев. Наверное, каждый автор в каждом своем творении частично воссоздает самого себя, создает героя, выражающего его собственные мысли, чувства, взгляды и убеждения. Таким образом он находит наилучший способ полнее раскрыть свою душу и глубже осознать тревожащие его проблемы. При этом такие герои не всегда исключительно положительные.

Писатель может спорить со своим персонажем, критиковать его, даже упрекать в чем-то. Но неизменно продолжает любить, жалеть, стремиться сделать его как можно лучшим.

Именно таким героем стал для И. С. Тургенева герой его романа «Отцы и дети» Евгений Базаров. Отношение автора к Базарову сложно и неоднозначно. С одной стороны, он оценивает Евгения по достоинству, восхищается его умом, твердостью его характера, умением отстаивать свое мнение, свои взгляды и убеждения, упорством в достижении целей и способностью добиваться желаемого. С другой — Базаров кажется чуждым Тургеневу, его идеалы далеки от идеалов писателя, образ мыслей героя непонятен и неприемлем для него. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого и сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу», — писал Тургенев Фету. Тем не менее, познакомившись поближе с романом, мы начинаем сознавать, что автор очень симпатизирует своему герою. Да, он не скрывает отрицательных черт Евгения. Он критикует базаровское отрицание искусства, поэзии, любви. Интересен и сам тот факт, что автор называет своего героя нигилистом — словом, которое в разные времена имело довольно противоречивые трактовки: в 20-е годы XIX столетия так называли невежд, которые ничего не знают и не хотят знать; в 40-е оно вообще считалось бранным словом, а в 60-е означало пробуждение критической мысли. Сам же писатель так говорил о нигилизме Евгения Базарова: «. и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Но в романе Тургенев постепенно разоблачает нигилизм своего героя. Не случайно участь его предрешена — он гибнет, не оставив после себя ни идеи, ни последователей, ни учеников, ни детей. У него нет продолжения, и его полная разочарований жизнь промелькнет, словно миг, и забудется.

«Базаров — не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, — притом карикатура самая злостная. » — писал критик М. А. Антонович. Другой критик, Д. И. Писарев, высказывал совсем иную точку зрения: «Тургеневу пришло в голову выбрать представителем базаровского типа человека неотесанного: он так и сделал, конечно, рисуя своего героя, не утаил и не закрасил его угловатости. от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет монашескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности; за работою мечтать нельзя, потому что внимание сосредоточено на занимающем деле. Человек, привыкший надеяться на самого себя и на собственные силы, привыкший осуществлять сегодня то, что задумано вчера, начинает смотреть с более или менее явным пренебрежением на тех людей, которые, мечтая о любви, о полезной деятельности, не умеют пошевелить пальцем, чтобы сколько-нибудь улучшить свое собственное, в высшей степени неудобное положение. » Сам же автор «Отцов и детей» постоянно напоминает нам о том, что Евгений Базаров — не какой-то злой гений, не бездушное чудовище, а прежде всего — несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и всю жизненную энергию, оказавшийся беззащитным перед простыми человеческими чувствами. «При сочинении Базарова, — говорит Тургенев, — я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга». Еще бы он не подавил собою «человека с душистыми усами» и других! Это — торжество демократизма над аристократией. » Писатель жалеет своего героя, переживает за него, но ничего не может изменить в его судьбе. Потому что, по твердому убеждению Тургенева, время Базаровых еще не пришло. Придет ли оно когда-нибудь? Вероятно, нет. Автор не верит в то, что людям базаровского склада суждено найти путь обновления России. Евгений Базаров, без сомнения, новый человек. Но этот человек еще до конца не обрел самого себя, не избавился от недостатков, не осознал ошибки и заблуждения. И потому он — «лицо трагическое». Роман завершается великолепным музыкальным аккордом — лирической сценой, изображающей стариков Базаровых на могиле сына. Эта сцена наиболее ярко показывает истинную позицию Тургенева: он видит, что Базаровы явились на арену русской общественной жизни, они уже пришли, но время их еще не пришло. И этим автор мотивирует раннюю и печальную смерть своего героя. Вместе с ним писатель хоронит и нигилизм, неприемлемое для него мировоззрение, несущее разрушение и лишенное каких- либо созидательных начал.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего», — писал о Базарове И. С. Тургенев. Естественно, тут было «не до нежностей». Создавая своего героя, писатель намеренно исключил из круга его симпатий все художественное и придал ему резкость и бесцеремонность тона. Однако делал он это не из желания в чем-то обидеть молодое поколение. Все качества и черты характера Базарова были взяты автором из жизни, срисованы с его знакомых. «Это жизнь так складывалась, — утверждал сам Тургенев. — . Я должен был именно так нарисовать его фигуру. Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения. » По мере развития сюжета романа тургеневский герой постоянно подвергался духовным испытаниям, был вынужден усомниться в своих взглядах и жизненных принципах. Его сила на деле оказалась его слабостью, его убеждения потерпели крах. Но он, как и задумывал автор, остался человеком будущего и потому заслуживает глубокого сочувствия, а может быть, и снисхождения. Его жизненные позиции были обусловлены меняющимся временем. И как жить в ЭТИХ новых условиях, в то время не знал никто.

И. С. Тургенев полностью реализовал задуманное. Он создал такой образ, который ему виделся, который был, по его мнению, необходим людям, необходим стране, необходим ему самому. «Я не чувствую себя виновным перед Базаровым, -— писал автор, — . сделать его волком и все-таки оправдать его, это было трудно. » Но Тургенев мастерски справился с этой нелегкой задачей — сделал своего героя «злобной фигурой», «волком», однако при этом вызвал в душах читателей живой интерес к нему, сочувствие, жалость и в какой то мере даже симпатию. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, — подчеркивал Д. И. Писарев, — но между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает читателю уважение. никто в романе не может сравниться с Базаровым по силе ума и характера». А такой образ мог получиться только при условии искренней симпатии и любви автора к своему герою. Именно любви, несмотря на некоторое несогласие со многими его взглядами и резкостью поведения.

scribble.su

Как относиться к ереси и еретикам (+ВИДЕО)

Каково христианское отношение к еретикам и сектантам? Какой урок подает нам Спаситель? Как соотнести «быть всем для всех» апостола Павла с его же словами: «еретика отвращайся»? Почему святитель Иоанн Златоуст называл брезгливое отношение к заблудшим «сатанинским»? Как правильно построить миссию и не допустить ее превращения в «контрмиссию»? На пользу ли проповеди Православия сбор компромата на секты и сектантов? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Евангельское учение об отношении к еретикам (сектантам)

Библейское учение о самарянах, в связи с заявленной темой, заслуживает нашего особого внимания. Самаряне – классическая секта (ересь), возникшая внутри иудаизма [1] . Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10: 5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4: 22); здесь Он отождествляет Себя Самого – словами «мы знаем» – с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9: 53). Последняя история заслуживает нашего особенного внимания.

Иногда мы, христиане, увы, забываем, каким Духом движимы

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна: сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «“Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?” Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: “не знаете, какого вы духа”» (Лк. 9: 54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия» А.П. Лопухина поясняет:

«На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3: 17), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» [2] .

Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). Святые отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» [3] .

Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4: 39–41).

Известная притча о добром самарянине (см.: Лк. 10: 30–37) есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта-самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк. 17: 16).

Евангельское учение о самарянах и есть евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» (Ин. 8: 48).

Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается, насколько возможно, отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2: 6–7).

Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 19–22). Апостол Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями, этими последовательными врагами Христа и христианства: однажды апостол написал о себе: «Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3: 5). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления апостола Павла с заблудшими, иногда это доходило и до самоотречения во Христе – так, апостол писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира, «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3: 19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер – как это было и у Христа, как это было и у апостола Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16).

По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3: 10). «После первого и второго» – то есть необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3: 14–15). А апостол Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2: 6–8). Предварительно предав его тело «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5: 5).

Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.

Апостол любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1: 10–11). Апостол Иуда призывал гнушаться «даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1: 23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1: 18). Но и весь строгий тон послания апостола Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуд. 1: 22).

Святоотеческое и церковное учение об отношении к еретикам (сектантам)

Святитель Иоанн Златоуст: «Должно… нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» [4] . Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально.

Проповедь Православия идет не от отрицания чего бы то ни было, а, напротив, от утверждения положительного учения Православной Церкви. Ибо Церковь «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Это протестанты «протестуют», а мы утверждаем.

Дать человеку правильное понимание Священного Писания в свете Священного Предания, объяснить ему, что значит «согласование библейских текстов» и «согласие отцов», что значат для нас Святые Таинства, – вот смысл евангельской проповеди в Православии.

К сожалению, в наше время православного миссионера нередко провоцируют стать на соблазнительный путь сыскаря-любителя или, хуже того, «сексота» (секретного сотрудника), что превращает само миссионерское служение в некий придаток секуляризированного общества, а религиозный опыт такого человека мало чем отличается от сектантского. Об этом хорошо сказал архиепископ Иоанн (Шаховской):

«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божиего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному Господу Иисусу Христу до смерти» [5] .

Святитель Иоанн Златоуст писал о поспешных анафемах:

«Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф. 25: 31–33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоены только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповеди, отлучали еретика от Церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (см.: Мф. 5: 29), выражая сожаление отлучающих… Объясняя тяжесть этого слова (анафема. – прот. О.С.), он (апостол Павел. – прот. О.С.) употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин, и сам, и его сообщники предаются смерти, как тираны, так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинства Сына Божия». Далее Златоуст дает совет, как надо обличать упорного еретика: «без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему… Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру; а если он умер, то – тем более. Почему? Потому, что он своему Господеви стоит или падает (Рим. 14: 4), не находясь более под властью человеческою» [6] .

Святитель Иоанн Златоуст: «Хулящий святую веру – тот же упавший… подними его и словом, и делом, и кротостью»

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает:

«И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся. Да что я говорю: драку?! Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги, а о гибнущих братьях не заботимся. Хулящий святую веру – тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою – пусть разнообразно будет лекарство. Если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление» [7] .

Как видим, Златоуст воспринимал брезгливо относящихся к еретикам и заблудшим, без желания им помочь, как сатанистов («потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие»).

Итак, святитель Иоанн Златоуст увещевает нас быть заботливыми братьями для тех, кто заблудился. Конечно, мы не можем общаться с ними в молитвах, таинствах и обрядах, но свидетельствовать им о Православии мы обязаны.

«Миссионерские беседы должны быть открыты, проникнуты духом пастырской кротости и растворяемы христианской любовью… Во время собеседований миссионер в отношении к раскольникам и сектантским совопросникам и вообще к раскольникам и сектантам должен соблюдать потребное проповеднику и защитнику истины душевное спокойствие, кроткое обращение и снисходительное терпение, не смущаться их дерзостями, но братолюбиво обличать их неприличие, не отвечая безумным по безумию их… Конечно, если эти беседы – только публичный суд над вероучением сектантов, тогда сектанты уклонятся от этих бесед» [8] .

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал в письме, отвечая на некоторое недоумение, связанное с сектантами:

«Зачем он (то есть сектант. – прот. О.С.) приходил к вам? Вы должны были помочь ему. Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: “Я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш”…»; «О молоканах теперешних надо судить снисходительнее. Зачинщики всему виной, а эти с молоком матери всасывают ересь» [9] .

Многие неофиты, недавно пришедшие в Церковь, привносят в нее дух нетерпимого отношения к любым формам несогласия с их собственным мнением. И порою христианские истины защищают совсем не христианским, скорее большевицким образом и действием.

Подобное нетерпимое отношение к неправославным имело место быть в нашем народе при подписании Царственным Страстотерпцем Николаем II Высочайшего указа 17 апреля 1905 года о веротерпимости. Полемика, которая возникла тогда вокруг данного указа, заслуживает и нашего внимания. Преосвященный Иоанникий (Казанский), епископ Архангельский и Холмогорский, писал тогда:

«Миссия хотя и давно у нас существует, но, вследствие различных исторических обстоятельств, ей все как-то не счастливило, она всегда была какой-то падчерицей… поэтому приходилось вступать в разные непрочные и неблагодарные сделки и компромиссы и покрываться тенью какого-то даже полицейско-сыскного дела. Ведь нельзя позабыть, что еще не так давно от миссии требовали выслеживания за раскольниками и сектантами, за их молитвенными домами, их противозаконными действиями и т.п., – что, собственно, есть сфера деятельности только чиновников… Миссия – это служение делу евангельской проповеди, распространению христианства как среди не знающих совершенно Христа, так и среди имеющих неправильное о Нем и Его деле понятие… Итак, слово без всяких правительственных подпорок, полицейско-сыскных поддержек и изысканий… Только теперь миссионерам придется больше бывать в разъездах и меньше исполнять разные канцелярские поручения; почаще посещать центры сектантства и подольше проживать в них. А для этого необходимо нужно предоставить им как можно более свободы, инициативы и самостоятельности» [10] .

Преосвященный Никанор (Надеждин), епископ Пермский и Соликамский, писал:

«Меры полицейского воздействия в них (других верах. – прот. О.С.) все более и все сильнее возбуждали вражду и ненависть к Церкви. Правда, применялись широкие меры и миссионерского влияния на заблуждающихся, но и здесь часто сказывалось тяжкое влияние полицейских мероприятий и нередко искажался сам характер отношений миссии к заблуждающимся» [11] .

Преосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий, по этому же вопросу писал:

Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий: «Репрессивные меры против разномыслящих служат тормозом к их воссоединению с Церковью»

«1) Репрессивные меры по отношению к разномыслящим в вере вызывают в среде их озлобление против господствующей Церкви и служат одним из главных тормозов к воссоединению с ней. Пример – наш раскол, в течение двух с половиной веков испытывавший на себе всевозможные репрессии и доселе твердо и стойко отстаивающий свои заблуждения.

2) Репрессии привели к тому, что Православная Церковь, вопреки своему догматическому определению («есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, священноначалием и Таинствами»), стала наполняться и достаточно наполнилась людьми, только формально к ней принадлежащими, чуждыми ей по религиозным побуждениям…

4) Но самое главное зло от означенных репрессий состояло в том, что они, охраняя Православную Церковь внешними средствами, содействовавшими долговременной спячке значительной части нашего духовенства, замедляли в нем подъем его духовных сил, имевших быть направленными к утверждению Православия и охранения его от напора враждебных сил. Таким образом, появление Высочайшего указа 17 апреля сего года (о веротерпимости) должно быть объясняемо давным-давно назревшими потребностями – и политическими, и религиозными – и отнюдь не должно быть толкуемо как событие, неблагоприятное для Церкви Православной. Мысль эта подчеркнута и в Высочайшем указе. “Призывая благословение Божие на дело мира и любви” (веротерпимость), Государь уповает, что “оно послужит к вящему возвеличению православной веры, порождаемой благодатью Господней, поучением, кротостью и добрыми примерами”. В последних словах находится и указание, в каком направлении должна быть усилена деятельность православного духовенства» [12] .

Жизнь всегда сложнее, чем кажется: она не есть красиво раскрашенная лубочная картинка. Этого нельзя забывать. К сожалению, многие православные оказались не готовыми к вызову, который нам предъявили сектанты и процессы демократизации законов, касающихся религиозных вопросов. Мы разучились решать свои проблемы именно христианскими церковными средствами и ищем мирские ответы на духовные вопросы. Но мир, погрязший в собственных противоречиях и проблемах, едва ли сможет помочь нам.

Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, отодвигая в сторону Библию и беря в руки Кодекс

Повторю: нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет:

«В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, “отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания” (1 Тим. 6: 20)».

4 апреля 2016 г.

[1] Самаряне – этническо-религиозная группа, классическая секта внутри иудаизма. Данная этническая группа возникла из смешения евреев, населявших Северное (Израильское) царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи (см.: 4 Цар. 17: 24; 1 Езд. 4: 9–10), которые и заселили опустевшие (после изгнания евреев в Вавилон) города Самарии. Первоначально самаряне окормлялись иудейскими священниками (левитами. См.: 4 Цар. 17: 27), но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Есть у самарян и свой собственный (альтернативный) текст Торы (Пятикнижия Моисея) – известное «Самарянское Пятикнижие». Данный текст имеет отличия от масоретского (еврейского) текста пяти первых книг Библии. Так, например, название горы «Гевал» (Втор. 27: 4) заменено на «Гаризим» и т.д. – всего около 6 тыс. несовпадений. Самаряне ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и др. религиозные праздники, установленные в Книге Левит.

[2] Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Изд. преемников А.П. Лопухина. Стокгольм, 1987. Т. 3. С. 186.

[3] Комментарий блаженного Феофилакта на Лк. 9: 56.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 766.

[5] См.: Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // К истории русской интеллигенции. М., 2003.

[6] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 762–765.

[7] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. С. 25–26.

[8] Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе // Общество любителей церковной истории. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2004. Ч. 1. С. 710–711.

[9] Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т. 1. С. 426–427.

[10] Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. С. 383–384, 390.

www.pravoslavie.ru

Как относиться к людям?

Взаимоотношения между людьми всегда имели трудности. Впрочем, исходя из них, случаются позитивные и негативные ситуации в нашей жизни. В этом случае, всегда актуальны и мудры слова: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Это один из важнейших правил, так как чаще всего люди отвечают друг другу взаимностью. Хотя часто, люди совершают далеко не хорошие поступки в отношении нас в ответ на нашу доброту. Итак, более детально рассмотрим вопрос о том, как относится к людям, чтобы посредством их поступков наша жизнь стала лучше.

Часто мы слышим подобные слова: «Относись к людям, как хочешь, чтобы они относились к тебе». И существует множество приверженцев именно такого отношения. Но что впоследствии происходит? Все друг другу портят жизнь и не могут никому доверять. А, как известно, без доверия не одни отношения, ни то дружеские, ни то любовные не могут устоять на протяжении долгого времени. Поэтому, отметим основные правила:

  • Не думайте слишком много о людях, которые вас окружают. Так как в этом случае, человек в итоге, находит массу недостатков и строит подозрения. Так часто они не оправданы, и малейшая ошибка приведет к разрушению отношений. Но если вы не будете тратить время на особые раздумья и надежды, то не будут разочаровываться в людях. Лучше всего просто попытаться понять поступок человека.
  • Не раскрывайте свою душу всем. Здесь должен стоять запрет. Так как существует множество людей, которые в отношении вас имеют далеко не благие намерения. И подобную информацию используют против вас. Но вы всегда можете раскрыться близким и родным людям, которые уже проверены временем.
  • Не врите окружающим вас людям. Вранье, обычно выходит наружу, и ни к чему хорошему не приводит. Узнав о том, что вы однажды соврали, вам перестанут доверять. Лучше просто не говорить чего-либо, но не врать.
  • Не навязывайтесь людям. В независимости от того, проявляет к вам человек интерес или нет, никогда не навязывайте ему свое присутствие и мнение. В противном случае, человек начнет избегать вас, что поставит обоих в неловкое положение. Лучше просто показать свою заинтересованность в общении с этим человеком.
  • Не льстите людям. Не стоит говорить массу комплиментов окружающим людям. Так как они или посчитают, что вы недостойны их внимания, или подумают, что вы что-либо задумали в отношении их. Но не забывайте о простых словах благодарности.
  • Не используйте людей. Говоря о том, как нужно относиться к людям, стоит отметить, что так же как вы однажды использовали человека, другой использует вас. Поверьте, это не только неприятно, но и причиняет сильную душевную боль. Если вам человек безразличен, то дайте ему это понять, тогда ему не в чем будет разочаровываться.
  • Взаимоотношения с людьми разного возраста

    Не удивительно, что многие совершенно не знают, как себя вести с людьми разного возраста, ведь нас этому нигде не учат. Но здесь, так же есть свои определенные правила в отношении того, как можно относиться к человеку. Итак, перечислим основные:

  • Дети. Какое бы отношение к детям у вас не присутствовало, они не заслужили плохого отношения. Дети очень чувствительны, и к ним нужно относиться с добротой, и ни в коем случае не врать им, что они сразу поймут. Здесь уместны слова одного из писателей: «Когда меня спросили, нужно ли баловать детей? Я сказал, конечно, ведь еще неизвестно что им приготовила жизнь». Так что уважайте и балуйте детей.
  • Подростки. Здесь нужно проявлять огромное уважение, ведь в таком возрасте люди весьма чувствительны и воспринимают все близко к сердцу. Кроме того, они борцы за справедливость, так что врать и обманывать их нельзя.
  • Пожилые люди. На сегодняшний день, наиболее проблематичный вопрос о том, как относится к пожилым людям? Здесь, правда, очень трудно себя вести сдержанно. Ведь люди в возрасте выросли на других правилах, нормах поведения и устоях. Им трудно нас понять, но мы вполне может проявить понимание к ним. Для этого просто стоит уделять им внимание и проявлять уважение, ни о чем большем они и не мечтают.
  • Люди другой национальности

    Здесь необходимо быть крайне осторожным и сдержанным. Поскольку межнациональная рознь может привести к самым непредвиденным последствиям. Необходимо соблюдать правила этикета и уважать особенности людей другой национальности. Приведем, несколько основных правил:

    • Ведите себя нейтрально
    • Не обманывайте
    • Не используйте
    • Показывайте свою радость от встречи и общения
    • Проявляйте уважение
    • Очень важно соблюдать эти правила, так как все национальности имеют свои особенности в поведении и разные понятия о нормах. То, что для нас в порядке вещей и даже хорошо, для них может быть проявление плохого тона и наоборот. Поэтому будьте крайне осторожными во взаимоотношениях с ними, в любом случае не пытайтесь обидеть, а оставайтесь в нейтралитете.

      Теперь вы знаете о том, как нужно вести себя с различными людьми в разные периоды жизни. Все перечисленные правила, помогут вам избежать не только нелепых ситуаций, но и многочисленных проблем в своей жизни и эти люди всегда придут вам на помощь. Стоит помнить, что важно быть добрым и понимающим, тогда все вокруг ответят тем же и не будет ссор и негатива. Желаем вам удачи.

      elhow.ru

      Как узнать, как к тебе относятся?

      Поскольку человек всегда считался существом коллективным, то вполне естественно желание удачно примкнуть к социальной группе окружающих его людей, заслужить их уважение и стать для них авторитетом. Но с развитием цивилизации многие люди научились удачно скрывать свои подлинные чувства, лицемерить и льстить по мере необходимости. В такой ситуации бывает сложно понять истинные эмоции, которые твоя персона вызывает у окружающих.

      Необходимо усвоить несколько совершенно несложных правил. Тогда станет понятным, как узнать, как к тебе относятся люди, с которыми тебе ежедневно приходится общаться по долгу службы или в более тесных личных отношениях.

      Азбука коллективных отношений

      Для начала стоит просто более внимательно присмотреться к окружающим. Если при твоем появлении человек открыто улыбается и мило поприветствует тебя добрым словом, справляясь о том, как прошел вчерашний вечер, то, скорее всего, он вполне положительно расположен к твоей персоне. Но если при встрече сослуживец бормочет что-то невнятное сквозь зубы и его лицо изображает явно притянутую за уши приветливость, то вряд ли ты находишься в списке тех людей, с которыми ему хочется общаться.

      Если ты часто замечаешь, как при твоем появлении люди замолкают и переводят разговор на другую тему, а твои остроумные шутки вместо смеха вызывают на их лице скорее саркастическую улыбку, то твой авторитет в данном коллективе, видимо, оставляет желать лучшего. Более обнадеживает такое отношение окружающих, когда люди спрашивают и прислушиваются к твоему совету, искренне высказывают свои мысли о том, насколько правильно ты поступил в определенных ситуациях. Такие люди обычно спокойно реагируют на твою справедливую, но не слишком обидную критику, которую ты можешь правильно преподнести запутавшемуся человеку.

      Статус твоих знакомых достаточно просто определить, если проанализировать поводы, по которым вы общаетесь, и их частоту. Когда человек звонит тебе только тогда, когда у него появляется необходимость получить от тебя нечто, будь то материальные средства или какая-либо услуга, а после достижения желаемого он буквально исчезает вновь на неопределенное время, то такую личность считать другом не стоит. Использовать других в своих корыстных целях, конечно, в духе нынешнего времени, но уж никак не по-дружески. Лучше обратить внимание на тех, кто, ежедневно общаясь с тобой, достаточно честен и не боится указать иногда на твои ошибки, стараясь при этом помочь их исправить; кто встречно делится своими переживаниями и может выслушать тебя, если это необходимо для восстановления психологического равновесия. Открытые люди, которые искренни в эмоциях, всегда смотрят собеседнику прямо в глаза, не отводя их в сторону.

      Секреты любовных отношений

      Еще более важным вопрос об истинной сути отношений становится в личном общении между полами. Порой молодым людям приходится долго мучиться, чтобы понять, как к тебе относится девушка и интересна ли ей твоя компания. А ведь для правильного установления «диагноза» ее отношения необходимо всего несколько простых аналитических действий.

      Если девушка на твое приглашение прогуляться или сходить куда-нибудь, не раздумывая, откликается положительно и при этом в ее голосе слышны приветливые нотки, то ты на верном пути. Однако часто бывает так, что на твои звонки она либо вообще не отвечает, либо находит любой предлог отказаться от встречи. Тогда не стоит питать иллюзий и еще больше принижать свое достоинство, ведь девушка явно не горит желанием тесно общаться.

      Есть еще одна категория женщин, которые любят появляться перед самыми праздниками, а затем, получив полагающиеся им подарки, исчезать до следующего торжественного события. Такое поведение красноречиво говорит об использовании мужчины в своей корыстной привязанности, но не к тебе, а к твоим дарам.

      Понять, как к тебе относится мужчина, также довольно просто, ведь любящий человек не станет использовать фактор занятости для переноса или отмены встречи с девушкой. Он постарается, напротив, найти любой подходящий повод для получения возможности увидеться, пусть даже ненадолго. И если молодой человек дарит тебе цветы не в честь обязательного праздника, а чтобы порадовать и сделать тебе приятное, если он, искренне глядя в глаза, говорит о своих чувствах и готов ждать, сколько потребуется, не настаивая на немедленной близости, то стоит присмотреться к нему внимательнее. Ведь, возможно, невзирая на не совсем модельную внешность и отсутствие значительного банковского счета, он является твоей заветной половинкой. И не стоит ломать голову, чтобы понять, как узнать, как относится мужчина к твоей персоне, ведь человек, испытывающий искренние чувства, обязательно сам обо всем расскажет словами или поступками.

      В отношениях между людьми самым главным является общепризнанный факт того, что люди, в большинстве своем, относятся к тебе так же, как ты относишься к ним. А потому если тебе небезразлично мнение окружающих, постарайся принимать мир открыто, без истеричных разборок и лицемерия. Внимание к ближним и желание им помочь всегда окупятся тебе сторицей!