Расстройства

Кто открыл аутизм

27.07.2018

Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».

Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Симптомы и признаки аутизма

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

  1. Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:
    • Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
    • Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
    • Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
    • Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
    • Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
    • Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:
    • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
    • Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
    • Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
    • Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
      1. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
    • Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
    • Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
    • Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
    • Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
    • Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
    • Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
    • Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
    • Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

      Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.

      Вполне вероятно, что важную роль в развитие аутизма играет врожденная хрупкость эмоций. В таких случаях при воздействии каких-либо неблагоприятных факторов ребенок закрывается от внешнего мира.

      Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.

      Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

      Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

      www.sulamot.ru

      Аутизм: что это и кто такие аутисты?

      2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Littleone хочет помочь разобраться: кто такие аутисты? Чем они отличаются от людей-не аутистов? Нужна ли им помощь и чем мы можем помочь? Опасен ли аутизм, заразен ли аутизм, передаётся ли аутизм путём диалога?

      Аутизм — расстройство головного мозга, возникающее вследствие нарушений его развития. В причинах этих нарушений учёные пока что не сошлись. Есть версии, что они появляются в результате: патологий родов, черепно-мозговой травмы, инфекции, врождённой хрупкости эмоций, врождённой дисфункции мозга, гормональных сбоев, ртутных отравлений (в том числе, при вакцинации) или из-за сбоев в работе генов, отвечающих за нейронные контакты (синаптическую связь), либо мутации. Причиной заболевания не могут стать воспитание, поведение родителей или социальные обстоятельства. И сам человек тоже не виноват, что он заболел аутизмом.

      Важно! Аутизм не заразен. Ваш ребёнок не станет аутистом, если будет общаться с человеком с этим диагнозом. Но велика вероятность, что имея опыт общения с людьми с разными диагнозами и разным восприятием мира, он может «заболеть» толерантностью, сочувствием и способностью сопереживать.

      Аутизм проявляется в трудностях при общении с другими людьми, слабо развитых социальных навыках, необычных видах поведения (например, постоянном монотонном раскачивании). Часто присутствуют различные формы сенсорной гипо- или гиперчувствительности: непереносимость тканей, прикосновений или объятий или наоборот острая потребность в конкретном запахе или звуке.

      Аутист может испытывать сложности с речью (интонация, ритм, монотонность, неразборчивость), избегать смотреть в глаза своему собеседнику, не улыбаться, у него могут отсутствовать жесты и мимика, либо он может их использовать неосознанно, не связывая с контекстом. Вследствие нарушения развития воображения круг интересов аутистов может быть сведён к минимуму: тяготение к одному какому-то предмету и навязчивое желание держать его в руках, концентрация на чём-то одном, потребность точно повторять одни и те же действия, предпочтение уединению, нежели чьей-то компании.

      Диагностика аутизма — вещь достаточно сложная, частично из-за того, что у разных детей он проявляется по-разному, частично потому что некоторые косвенные признаки могут встречаться и у обычных детей. Как правило, проявляется аутизм к трём годам, когда родители уже способны оценить социальные навыки и особенности коммуникации своего ребёнка. Аутизм — диагноз пожизненный, ребёнок с аутизмом вырастает во взрослого с аутизмом.

      Сами люди с аутизмом рассказывают, что внешний мир для них представляется хаосом вещей, людей и событий, в буквальном смысле, сводящих с ума. Это может приносить ежедневные мучения при общении с близкими или просто знакомыми. Они лишь интуитивно чувствуют, что они «не такие, как все», и очень мучительно переносят этот факт. Внешне это может проявляться, как настоящая истерика, поводом к которой иногда служит просто перестановка предмета с одного места на другое.

      Важно! Если ваш ребёнок всеми силами избегает вступать в контакт, развитие его речи замедленно, эмоциональное развитие замедленно, иногда создаётся впечатление, что его «ничем не пронять», к тому же, кажется, будто он совсем не реагирует на боль, если он боится новых мест, людей, впечатлений, предпочитает монотонные, повторяющиеся движения, использует свои игрушки не по назначению, не играет в абстрактные игры, не фантазирует, иногда не реагирует на обращение к нему, словно не слышит, это повод записаться на консультацию к детскому психиатру.

      Аутисты все разные. Потому что вообще все люди — разные. И ещё потому что за общим названием «аутизм» лежит целый спектр расстройств, у которых есть общие проявления и свои специфические расстройства. Один ребёнок-аутист может сильно отличатся в своём поведении, восприятии окружающей действительности и в своих возможностях интегрироваться в общество от другого ребёнка-аутиста. Кто-то живёт относительно самостоятельной, независимой жизнью, учится, работает, общается с другими людьми. А кто-то, испытывая сильнейшие затруднения в коммуникации и социальных взаимодействиях, всю жизнь нуждается в поддержке, помощи и работе специалистов.

      В настоящее время разработано несколько методик и программ, создано достаточное количество специализированных центров по всему миру, помогающих аутистам и их родителям адаптироваться в новых условиях и максимально мягко и эффективно скорректировать проявления болезни, научить человека социальным нормам, жизни в обществе, общению, дать возможность получить образование и найти работу.

      Важно! Аутизм не лечится таблетками и лекарствами. Он корректируется и смягчается специальными методиками и программами. Основная роль в терапии принадлежит родителям и специалистам. И ещё, может быть, каждому человеку, не отшатнувшемуся от аутиста и не задевшему его грубым словом.

      Инклюзия, полноценная, действительно помогающая и принятая на уровне и законов, и общества, и культуры, инклюзия в садиках, школах, университетах и на рабочих местах — это пока что не про нашу страну. У нас она, по большей части, номинальная: закон есть, специалистов, опыта и условий нет.

      Чем можете помочь вы?

      Например, поучаствовать в работе фонда «Выход в Петербурге». В нашем городе именно он занимается содействием решению проблем, связанных с аутизмом. Проекты фонда, на настоящий момент, это благотворительный центр «Антон тут рядом», проект поддержанного проживания, учебная программа для детей и родителей Early bird. Центр «Антон тут рядом» — единственный и уникальный. На сайте вы найдёте всю информацию о деятельности центра, мастерских, мероприятиях, работе волонтёров и педагогов и, что важно, обо всех возможностях помочь.

      littleone.com

      Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

    • Главная /
    • Здоровье и долголетие /
    • Физическое здоровье /
    • Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?
    • Аутизм – это неспособность человека формировать эмоциональные отношения с другими, окружающими людьми. Аутизм — это нарушение в развитии, которое характеризуется отклонениями в поведении, социальном взаимодействии и общении. Он выражается в различных формах и может проявляться при разных умственных расстройствах. Так, что такое аутизм, каковы причины аутизма, и чем отличается поведение аутиста от поведения обычного ребенка или взрослого?

      Степень тяжести аутизма варьируется от легкой степени до тяжелой. При легкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжелой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

      Довольно часто в прошлом аутизм у детей путали с проявлениями детской шизофрении либо детского психоза. Однако со временем ученые разобрались в сути данного расстройства и разграничили схожие по симптомам заболевания. Сегодня диагностика данного расстройства не составляет особого труда, и большинство ранних путаниц уже разрешены. Как диагностировать аутизм и отличить его от других умственных расстройств, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

      Так, что такое аутизм, какие именно отделы и функции мозга расстроены, что происходит и откуда берутся дети с аутизмом?

      • Механизм мозговых нарушений при аутизме

      Однозначного ответа на вопрос, что именно нарушается в работе мозга, к сожалению, и по сей день не существует. В отличие от большинства расстройств работы мозга, к примеру, болезни Паркинсона, у аутизма не имеется единого чёткого механизма, причем, как на клеточном, так и на молекулярном или системном уровнях. В действительности неизвестно, что именно объединяет название аутизм — это несколько расстройств сразу, при которых на некотором количестве общих молекулярных цепочек сходится влияние мутаций, либо это большая группа расстройств, механизмы сильно различаются (как нарушения интеллекта).

      Единственное, что не вызывает особых сомнений, это то, что аутизм — это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество или все абсолютно функциональные системы мозга, и в большей степени нарушают именно временной процесс развития человеческого мозга, нежели являются конечным результатом данного процесса. Именно поэтому вылечить аутизм у взрослых или детей, по сути, невозможно, можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутиста и способность к относительно самостоятельной его жизнедеятельности.

      • • ПРИЧИНЫ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

      Родители, деткам которых поставили этот диагноз, озадачены вопросом: почему? В чем причины аутизма у детей, что повлияло на его развитие, кто виноват в этом?

      В действительности и здесь ученые не достигли особых результатов, точно установить причины аутизма у детей не удается до сих пор. Ученым еще только предстоит разгадать тайну аутизма. Собственно изучение этого вопроса до недавнего времени вообще не проводилось, поэтому большого опыта исследования природы аутизма нет, вообще заговорили о данном нарушении только в ХХ веке. Тем не менее, кое-какие возможные причины аутизма и его развития уже найдены, в частности: генные нарушения, гормональные, осложнения при беременности и родах, отравления, сбои в химическо-биологических процессах развития организма и самого мозга.

      У достаточно большого процента аутистов (не у всех) можно наблюдать мутацию определенного гена. Как выяснили ученые, в данном случае значимую роль играет ген под названием «неурексин-1». Кроме того, «подозрения» вызывает и еще один ген, который находится в 11 хромосоме, но его пока еще не удалось выделить.

      Оказать влияние на развитие нарушения, может, и конфликт генов матери и отца. Дело в том, что после зачатия блокируются гены в яйцеклетке, которые могут негативно отразиться на состоянии здоровья матери. А в мужском сперматозоиде «отключаются» гены, которые потенциально опасны для эмбриона будущего человечка. И данный конфликт может также подтолкнуть развитие нежелательных процессов: генные изменения, в случае смещения в «мужскую» сторону, могут вполне стать причиной развития у ребенка аутизма.

      Ученым удалось достоверно установить связь между развитием аутизма и синдромом Х-хромосомы.

      Несмотря на обширность исследований, эта область знаний в целом так и продолжает оставаться невспаханной целиной. Собственно даже роль наследственности в данном расстройстве обсуждается, обосновываясь весьма противоречивыми гипотезами. По мнению одних исследователей, вероятность развития аутизма существенно увеличивается, если в семье имеется, хоть один аутист. В противовес им, другие исследователи опровергают это утверждение, поскольку подобные случаи (в одной семье больше одного аутиста) встречаются крайне редко, а значит и наследственной связи процесс развития аутизма не имеет.

      • Гормональные нарушения.

      Ученые установили, что значимую роль в развитии данного расстройства играет мужской гормон, называемый тестостероном (возможно, именно это и объясняет тот факт, что мальчики чаще страдают аутизмом).

      Повышенный уровень тестостерона – это один из факторов риска, который в сочетании с прочими факторами, может привести к дисфункции мозга, а именно, к угнетению левого полушария. Кстати, именно это и может объяснить, по какой причине среди аутистов встречаются невероятно одаренные или даже гениальные личности в какой-то области: полушария аутиста начинают функционировать в компенсаторном режиме, проще говоря, одно из полушарий старается компенсировать недостаточность работы другого полушария.

      • Неблагоприятная беременность, роды.

      Если в период вынашивания ребеночка мать переболела тяжелыми инфекционными заболеваниями (на подобии краснухи), а также перенесла сильные нервные потрясения (расстройства, переживания, стрессы), то все это могло наложить свою негативную печать на дальнейшую судьбу малыша. Существует предположение, что когда женщина носит потенциального аутиста, то беременность проходит с осложнениями, находясь под угрозой срыва. Однако, в таком случае почти каждую беременную женщину можно было бы причислить с данной категории. Лучше этот фактор во внимание не брать вовсе, поскольку угроза прерывания беременности возникает по огромнейшему количеству различных причин, и их комплекса в том числе.

      По мнению медиков, к формированию аутизма причастными могут быть также и осложнения, которые встречаются в родовом периоде. Среди наиболее вероятных причин аутизма у детей — родовые травмы и стремительные преждевременные роды.

      • Действие ядовитых веществ.

      Положить начало развитию болезни, могут отравление организма человека тяжелыми металлами или значительные дозы радиоактивного облучения, полагают ученые. Собственно, к данной группе причин также относятся тяжело перенесенные человеком вирусные заболевания и различные вакцины.

      Вместе с тем, официальная медицина категорически отрицает факт, что дать толчок аутизму может прививка. Однако в мире наблюдается определенная связь между частотой развития аутизма и увеличением числа прививок у детей. Тем не менее, какой-то четкой статистики на этот счет нет.

      • Химическо-биологические процессы.

      По мнению ученых, аутизм может развиться у человека на фоне дефицита одного специфического белка, а именно Cdk5. Данный специфический белок отвечает за выработку в организме синапсов — структур, которые влияют на умственные способности. Кроме того предполагается, что влиять на развитие аутизма способна усиленная концентрация в крови серотонина.

      Учеными установлено, что развивается аутизм вследствие некоторых нарушений в работе человеческого мозга. Некоторые из таких нарушений получилось определить экспериментальным путем. К примеру, было выяснено, что дети с аутизмом имеют нарушения в развитии миндалевидного тела (участок мозга, отвечающий за эмоциональную сферу), могут быть изменения в «миниколонках», которые регулируют поведенческую сферу.

      Неизвестно почему, но в раннем детстве при аутизме происходит усиленный рост мозга. Хотя, ученые так и не понимают, что же происходит с мозгом ребенка, маленького аутиста. Выдвигаются все новые и новые теории и версии. По одной из таких, способствует развитию аутизма даже дождливая погода — дело в том в штатах, которые расположены в «зоне непогожих дней» частота таких диагнозов намного больше, чем в местах с нормальным климатом.

      Как бы там ни было, но выходит, что у аутизма не может быть одной причины. А также, наверняка, решающую роль в существовании этого мозгового расстройства играет наследственная предрасположенность. Если в дальнейшем на предрасположенность к аутизму накладываются обстоятельства и факторы, благоприятные для его развития, то они могут запустить пусковой механизм развития болезни в действие. Обсуждая причины аутизма, специалистами всегда предполагается сочетание сразу нескольких, на фоне наследственной предрасположенности.

      Ученые выделяют следующие признаки и симптомы аутизма, позволяющие определить аутизм у взрослых или аутизм у детей, «сознательного» возраста:

    • 1. Нарушение социального взаимодействия;
    • 2. Сложности, трудности в общении с другими детьми и людьми, в общем;
    • 3. Особенности поведения.
    • Предлагаем подробнее рассмотреть симптомы аутизма, и то, как они проявляются, выделив в отдельную главу аутизм у детей. А о том, как диагностировать аутизм, отличить его от других умственных расстройств, типа шизофрении, умственной отсталости и прочих, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

      • Нарушение социального взаимодействия при аутизме

      Страдающий аутизмом человек, не может построить с другими людьми здоровые взаимоотношения. Нарушение может оказаться настолько серьезным, что способно повлиять на отношения ребенка и матери в самом начале жизни малыша. Важно знать, что дети с аутизмом проявляют свою привязанность к маме и людям, заботящимся о нем. Однако, способ, которым выражают свою привязанность и любовь дети с аутизмом, сильно отличаются от тех способов, которые используют нормальные детки.

      Ребенок, мало общающийся со своими родителями и другими детками, не всегда могут иметь диагноз аутизм. Однако дальнейшее развитие ребенка отмечается все более странным его взаимодействием с обществом. Особенности поведения зачастую касаются выражения лица, визуального контакта и положения тела. Дети с аутизмом, обычно трудно устанавливают, какие бы то ни было взаимоотношения со сверстниками, зачастую оставаясь изолированными от общества, причем совершенно самостоятельно отстраняясь от общения и взаимодействия.

      Кроме того, поведение аутиста ребенка отличается от поведения обычных сверстников отсутствием заинтересованности в каких-либо играх или видах деятельности. Детки с данным расстройством не желают в принципе играть в какие-то игры. Также детки могут вообще не замечать присутствия других людей, в тяжелых случаях.

      Как правило, у аутистов нарушены коммуникативные способности, проще говоря, способность к общению с людьми. Взрослые люди могут попросту не понимать, о чем и что им говорят, детки — не понимать смысла детских игр, к примеру, таких как прятки.

      В диалоге аутисты зачастую не участвуют. То, как выражается и что говорит другой человек, обычно воспринимается ими как что-то непонятное. Обычно речь аутистов монотонна, лишена какой-либо эмоциональной окраски. Фразы их, как правило, оборваны, к примеру, аутист говорит: «хочу воды», вместо «я хочу воды». Отличительной особенностью аутистов является повторение предложений и фраз, сказанных другими людьми. К примеру, вы говорите «посмотри на самолет!», а взрослый или ребенок вторит: «самолет», не осознавая того, что произносит и вообще, что делает это. Такое повторение фраз и слов называют эхолалией. В противовес того, что повторение принято считать признаком ума (повторение песен, стихов и др.), тренировки памяти, аутисты зачастую вообще не понимают содержания, произносимого ими.

      Поведение аутиста, будь-то ребенок или взрослый, может отличаться острой чувствительностью, к примеру, тактильной или сенсорной. В результате наблюдается сильнейшая непереносимость громких звуков, яркого света или толпы, тактильной и визуальной стимуляции. Шумные компании или вечеринка для некоторых аутистов способны иметь опасные последствия. Как нечто болезненное могут восприниматься даже ярлыки на одежде. Непереносимыми вещами также могут являться: хождение босиком, праздничный торт, игра с моделированием предметов (к примеру, изготовление аппликации).

      При этом, возможно и обратное реагирование, у человека могут быть неразвитыми реакции на те же виды стимуляции. Вместо того, чтобы сказать что-то, аутист может закричать или поднести к глазам. Поведение аутиста нельзя предсказать. Часто такие люди трогают разные предметы и вещи, чтобы просто ощутить их форму.

      Взрослые и дети с аутизмом могут иметь нечто вроде ритуала. Самое обычное, казалось бы, занятие, такое, к примеру, как принятие ванны для аутиста может быть очень сложным. Аутисту требуется точная температура воды, четко определенный объем воды, всегда одно полотенце и именно то мыло, которое он пользовал ранее.

      Кроме того может наблюдаться нецеленаправленное поведение аутиста или действия. К примеру, человек может постоянно хлопать в ладоши, дергать самого себя за волосы или мотать их на палец, передвигаться на цыпочках, и прочее. Взрослый или ребенок может постоянно играть в какую-то одну игру и только в нее, или постоянно носить с собой игрушку, всегда одну и ту же. К примеру, ребенок каждый день может выстраивать в ряд все свои игрушки, а взрослый проделывать это с одеждой, ежедневно повторяя это же действие. Если попробовать помешать ему, сделать это, можно ожидать с его стороны непредсказуемой реакции, включая агрессию и нападение на препятствующего.

      Больше всего внимание аутистов привлекают предметы, которые можно открывать, закрывать, поворачивать. Если оставить его одного, он может часами сидеть в одиночестве, поворачивать или крутить какую-то вещь, включать-выключать свет. Некоторые аутисты «обзаводятся» особенной «любовью» к некоторым неодушевленным предметам, типа скрепок или кусочков бумаги.

      У мальчиков аутизм встречается примерно в 4 раза чаще, чем аутизм у девочек. Ученые полагают, что имеется связь заболевания с какими-то генетическими нарушениями, обосновывая это тем, что детки, у которых в семье уже есть ребенок с аутизмом, болеют им чаще раз в 50, чем детки, в семье у которых аутизма нет. Однако, как уже говорилось, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение достоверно, пока не представляется возможным.

      Первые признаки этого расстройства проявляются до 3 лет. К 7-летнему возрасту у деток становятся уже четко заметными отставания в физическом развитии, в частности: маленький рост и зачастую отсутствие предпочтения в использовании какой-то конкретной конечности как доминантной. У детей не определяется ни праворукость, ни леворукость, ни даже амбидекстрия (обе руки «правые») – они владеют обеими руками гораздо хуже своих сверстников.

      Помимо этого, с самого раннего детства аутисты не проявляют интереса к звуку голоса людей, не просятся на руки, избегают прямого взгляда, не смотрят в глаза, не ходят «хвостиком» за родителями. В отличие от обычных деток, они не боятся оставаться один на один в комнате, доме, магазине, не проявляют стеснения при встрече с малознакомыми или незнакомыми людьми. Для них просто не существует различий между собственной мамой и какой-то чужой тетей, для этих деток все чужие. Они не воспринимают сверстников, не идут на контакт с ними, не проявляют никакого интереса ни к ним, ни к игрушкам.

      Подобные испытания ждут мамочку аутичного ребеночка, ей не доведется получать тех положительных эмоций, радости общения, проявлений детской любви или ответной реакции на мамину любовь, обычно покрывающих с лихвой любые тяготы и усталость от ежедневных забот и тревог. В подавляющем большинстве случаев малыш даже не выделяет мамочку среди других окружающих людей.

      Учитывая нарушения развития речи, дети с аутизмом о своих желаниях дают знать при помощи плача, крика или активной жестикуляции.

      Больные детки могут являться чрезвычайно вспыльчивыми и агрессивными. Следует добавить, что подобные реакции постоянны на какой-либо запрет, детки не учатся владеть собственными эмоциями, собой, не могут привыкнуть к травмирующему фактору. Внутренний мир аутиста зажат в очень жесткие рамки, попытки выйти или вывести за которые проявляется в форме неофобии – боязни всего нового. Аутичных деток очень легко можно испугать и надолго, с дальнейшим формированием самых разнообразных фобий: к примеру, боязнь бытовых электроприборов, которые издают резкие звуки, жужжат, боязнь яркого света или темноты, закрытых дверей, какой-то одежды, меха и прочее.

      Умственная отсталость — к сожалению, характерный признак аутизма. У более 50% аутистов уровень IQ не превышает 50 баллов, и лишь у 70% – он выше 30.

      Тем не менее, среди аутичных детей, встречаются индивидуумы, проявляющие буквально-таки гениальные способности в какой-то области (музыке, живописи, математике и т.п.). Предположительно аутизмом страдали известный философ Иммануил Кант, художник Нико Пиросманишвили, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Но наравне с гениальностью, эти же, гениальные детки, могут совершенно не иметь самых простейших социальных и бытовых навыков.

      Аутизм у детей, как и аутизм у взрослых сегодня является неизлечимым заболеванием. Передается ли оно последующим поколениям, неизвестно, поскольку брак, как и какие-либо близкие отношения в принципе, у аутичных людей являются потенциально невозможными.

      На сегодня разработана масса различных методик, которые направлены на выработку определенной независимости у больного ребенка, самостоятельности и хотя бы минимальных навыков социальной адаптации. Деток с тяжелой формой умственного расстройства можно научить основам невербального общения. Тем не менее, ни одна методика и никакая комбинация методик не позволяют из больного аутизмом ребенка, сделать полноценного члена общества. Подробнее о методиках адаптации и способах лечить аутизм у взрослых и детей, читайте в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».

      Еще немного о том, что такое аутизм:

      ladyvenus.ru

      Кто же открыл Антарктиду?

      Предположение о существовании у Южного полюса таинственной Terra Australis Incognita — Южной неведомой земли — высказывались задолго до снаряжения туда первых реальных экспедиций. С тех пор, как учёные догадались о том, что Земля имеет форму шара, они полагали, будто бы площади суши и моря в северном и южном полушариях примерно одинаковы. Иначе, мол, нарушилось бы равновесие, и наша планета была бы ориентирована к Солнцу стороной с большей массой.

      В очередной раз приходится удивляться прозорливости М.В.Ломоносова, который в 1763 году, ещё до экспедиций Кука, очень чётко сформулировал своё представление о Южной земле: «В близости Магелланова пролива и против мыса Доброй Надежды около 53 градуса полуденной ширины великие льды ходят, почему сомневаться не должно, что в большом отдалении острова и матёрая земля многими и несходящими снегами покрыты, и что большая обширность земной поверхности около Южного полюса занята оными, нежели в севере».

      Любопытный момент: поначалу господствовало мнение, что южный континент гораздо больше, чем он был на самом деле. И когда голландец Виллем Янсон открыл Австралию, то присвоил ей название, исходя из предположения, будто она и есть часть той самой Terra Australis Incognita

      У берегов Антарктиды. Фото: Peter Holgate.

      Первыми, кому удалось, пусть и не по своей воле, пересечь Южный полярный круг и, по всей вероятности, увидеть Антарктиду, стали голландцы. В 1559 году судно, которым командовал Дирк Гееритц, в Магеллановом проливе попало в шторм и было отнесено далеко на юг. Достигнув 64 градусов южной широты, моряки увидели «высокую землю». Но кроме этого упоминания, других свидетельств о возможно состоявшемся открытии история не сохранила. Как только позволила погода, Геериц немедленно покинул негостеприимные антарктические воды.

      Голладский галеон XVI века.

      Не исключено, что случай с судном Геерица был не единственным. Уже в наше время на побережье антарктических островов неоднократно находили обломки кораблей, одежду и кухонную утварь, датированные XVI—XVII веками. Один из таких обломков, принадлежавший испанскому галеону XVIII века, хранится в музее чилийского города Вальпараисо. Правда, скептики считают, что все эти свидетельства кораблекрушений могли быть принесены в Антарктиду волнами и течениями.

      В XVII-XVIII веках отличились французские мореплаватели: ими были открыты острова Южная Георгия, Бувэ и Кергален, расположенные в «ревущих сороковых» широтах. Англичане, не желая отставать от конкурентов, в 1768-1775 годах тоже снарядили подряд две экспедиции. Именно они стали важным этапом в исследовании южного полушария.

      Обе экспедиции возглавлял знаменитый капитан Джеймс Кук. Он неоднократно пересекал полярный круг, был затёрт льдами, перешёл через 71-й градус южной широты и находился всего лишь в 75 милях от берегов шестого континента, но достичь их помешала непреодолимая стена льда.

      Корабль экспедиции Кука «Эндевор», современная реплика.

      Несмотря на неудачу с попыткой найти материковую землю, в целом экспедиции Кука принесли впечатляющие результаты. Было установлено, что Новая Зеландия – это архипелаг, а не часть южного материка, как предполагали ранее. Кроме того, были обследованы берега Австралии, обширные акватории Тихого океана, открыто несколько островов, проведены астрономические наблюдения и т.п.

      В отечественной литературе встречаются утверждения, будто Кук не верил в существование Южной земли и якобы открыто заявлял об этом. На самом деле это не так. Джеймс Кук утверждал как раз противоположное: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убеждён, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть её. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов – всё это доказывает, что земля на юге должна быть».

      Он даже написал специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса», а открытые Южные Сандвичевы острова назвал в честь первого лорда Адмиралтейства Землёй Сандвича, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши южного континента. Вместе с тем Кук, столкнувшись с крайне суровым антарктическим климатом, пришёл к выводу о бессмысленности проведения дальнейших исследований. Поскольку материк, «будучи открытым и обследованным, всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим отраслям науки». Вероятно, именно это утверждение надолго отбило желание отправлять к Южной земле новые экспедиции, и в течение полувека суровые антарктические воды посещали преимущественно лишь китобойные и зверобойные суда.

      Капитан Джеймс Кук.

      Следующее и, возможно, самое важное открытие в истории Антарктиды было сделано русскими моряками. В июле 1819 года стартовала первая российская антарктическая экспедиция в составе двух шлюпов Российского Императорского флота «Восток» и «Мирный». Первым из них, и отрядом в целом, командовал капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым – лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Любопытно, что цели экспедиции были исключительно научными – ей надлежало исследовать отдалённые акватории Мирового океана и найти таинственный южный материк, проникнув «до отдаленной широты, какой только можно достигнуть».

      Поставленные задачи русские моряки выполнили блестяще. 28 января (по корабельному «среднеастрономическому» времени, опережавшему петербуржское на 12 часов) 1820 года они подошли вплотную к ледяному барьеру антарктического континента. По словам Беллинсгаузена, перед ними было «ледяное поле, усеянное буграми». Лейтенант Лазарев высказался более определённо: «встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы путь свой к востоку, покушаясь при всякой возможности к югу, но всегда встречали льдинный материк». Именно этот день ныне считается днём открытия Антарктиды. Хотя, строго говоря, самой земли российские мореплаватели тогда не увидели: они находились в 20 милях от берега, позже названного Землёй Королевы Мод, и их глазам предстал лишь шельфовый ледник.

      Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

      Любопытно, что всего три дня спустя на другом краю материка английский парусник под командованием капитана Эдуарда Брэнсфилда приблизился к Антарктическому полуострову, и с его борта якобы была видна земля. То же самое утверждал капитан американского зверобойного судна Натэниел Палмер, побывавший там же в ноябре 1820 года. Правда, оба этих судна занимались промыслом китов и тюленей, и их капитанов интересовала прежде всего коммерческая выгода, а не лавры первооткрывателей новых земель.

      Американские китобойные суда в антарктических водах. Художник Рой Кросс.

      Справедливости ради отметим, что, несмотря на ряд спорных моментов, признание Беллинсгаузена и Лазарева первооткрывателями Антарктиды заслуженно и справедливо. 28 января 1821 года – ровно через год со дня встречи с «льдинным материком» — русские моряки в солнечную погоду чётко видели и даже зарисовали гористый берег. Последние сомнения исчезли: на юг простирался не просто ледяной массив, а заснеженные скалы. Открытую сушу нанесли на карту как Землю Александра I. Интересно отметить, что долгое время Земля Александра I считалась частью материка, и лишь в 1940 году выяснилось, что она – остров: под многометровой толщей шельфового льда был обнаружен пролив, отделяющий её от континента.

      За два года плавания корабли первой русской антарктической экспедиции обошли вокруг открытого материка, оставив за кормой более 50 тыс. миль. Было открыто 29 новых островов, выполнен огромный объём разнообразных исследований.

      Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. Художник Е.В.Войшвилло.

      Первым человеком, ступившим на землю – вернее, лёд — южного континента, по всей вероятности, стал американский зверобой Джон Дэвис. 7 февраля 1821 года он высадился с промыслового судна на берег в Западной Антарктиде вблизи мыса Чарльз. Впрочем, сей факт никак не задокументирован и приводится лишь со слов моряка, поэтому многие историки его не признают. Первая же подтверждённая высадка на ледовый континент состоялась 74 года (!) спустя – 24 января 1895 года. Норвежец Карстен Эгеберг Борхгревинк официально вошёл в историю как первый человек, побывавший на прежде недоступной земле Terra Australis Incognita. И он стал последним в списке претендентов на право считаться первооткрывателем Антарктиды…

      ocean-media.su

      Кто такой аутист — самые известные личности-аутисты

      Необычный и странный, одаренный ребенок или взрослый. Среди мальчиков, аутисты встречается в несколько раз чаще, чем среди девочек. Причин возникновения заболевания много, но все они так до конца не выявлены. Особенности отклонения в развитии можно заметить в первые 1–3 года жизни детей.

      Они сразу обращают на себя внимание, будь то взрослые или дети. Что значит аутист — это биологически обусловленное заболевание, относящееся к общим нарушениям развития человека, характеризуется состоянием «погружения в себя» и ухода от контактов с реальностью, людьми. Л. Каннер, детский психиатр, заинтересовался такими необычными детьми. Определив для себя группу из 9 детей, врач наблюдал за ними в течение пяти лет и в 1943 году ввел понятие РДА (ранний детский аутизм).

      Аутисты как — распознать?

      Каждый человек уникален по своей сути, но есть похожие черты характера, поведения, пристрастий и у обычных людей и у страдающих аутизмом. Существует общий ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание. Аутист — признаки (эти нарушения характерны как для детей, так и для взрослых):

    • неспособность к общению;
    • нарушение социального взаимодействия;
    • отклоняющееся, стереотипное поведение и отсутствие воображения.
    • Ребенок аутист — признаки

      Первые проявления необычности малыша, внимательные родители замечают очень рано, по некоторым данным до 1 года. Кто такой ребенок-аутист и какие особенности в развитии и поведении должны насторожить взрослого, для того чтобы вовремя обратиться за медицинской и психологической помощью? По статистике лишь 20% детей имеют легкую форму аутизма, остальные 80% — это тяжелые отклонения с сопутствующими заболеваниями (эпилепсия, умственная отсталость). Начиная с младшего возраста характерны признаки:

    • отсутствует комплекс оживления;
    • избегает зрительного контакта с другими, не следит глазами за игрушкой;
    • бедность мимики и выражения лица;
    • задержка или полное отсутствие речи;
    • дефицит эмоций;
    • эхолалия (автоматическое повторение фраз);
    • страх перед шумными и движущимися предметами;
    • отсутствие желания поделиться своей радостью, новым достижением, игрушкой;
    • отсутствие игр, где требуется спонтанность и воображение;
    • сосредоточенность на одном виде деятельности, игрушке;
    • навязчивые движения: хлопки, щелчки пальцами, раскачивания туловищем и т.д.;
    • избегание прикосновений;
    • ритуальность.
    • Взрослые аутисты — какие они?

      С возрастом проявления заболевания могут усугубляться или сглаживаться, это зависит от ряда причин: тяжести протекания заболевания, своевременной медикаментозной терапии, обучения социальным навыкам и раскрытие потенциала. Кто такой взрослый аутист — его можно распознать уже при первом взаимодействии. Аутист — симптомы у взрослого человека:

      • испытывает серьезные затруднения в общении, трудно начать и поддерживать разговор;
      • отсутствие сопереживания (эмпатии), и понимания состояний других людей;
      • сенсорная чувствительность: обычное рукопожатие или прикосновение незнакомого человека может вызвать панику у аутиста;
      • нарушение эмоциональной сферы;
      • стереотипное, ритуальное поведение, сохраняющееся до конца жизни.

      Почему рождаются аутисты?

      В последние десятилетия наблюдается всплеск рождаемости детей с аутизмом, и если 20 лет назад это был один ребенок из 1000, сейчас 1 из 150. Цифры неутешительные. Заболевание возникает в семьях с различным социальным укладом, достатком. Почему рождаются дети-аутисты -причины учеными до конца так и не выяснены. Врачи называют порядка 400 факторов влияющих на возникновение аутистического нарушения у ребенка. Наиболее вероятные:

    • генетические наследственные аномалии и мутации;
    • перенесенные женщиной во время беременности различные заболевания (краснуха, герпетическая инфекция, сахарный диабет, вирусные инфекции);
    • возраст матери после 35 лет;
    • нарушение баланса гормонов (у плода повышается выработка тестостерона);
    • плохая экология, контакт матери в период беременности с пестицидами и тяжелыми металлами;
    • вакцинация ребенка прививками: гипотеза не подтверждена научными данными.
    • Ритуалы и навязчивости ребенка-аутиста

      В семьях, где появляются такие необычные дети у родителей много вопросов, на которые им необходимо получить ответы, для того чтобы понять своего ребенка и помочь развить его потенциал. Почему аутисты не смотрят в глаза или ведут себя неадекватно эмоционально, производят странные, похожие на ритуалы движения? Взрослым кажется, что ребенок игнорирует, избегает контакта, когда не смотрит в глаза при общении. Причины кроются в особенном восприятии: учеными проводилось исследование, в результате которого выявилось, что у аутистов лучше развито периферийное зрение и есть сложность в контролировании движений глаз.

      Ритуальное поведение помогает ребенку снизить степень тревоги. Мир со всем его изменяющимся многообразием непонятен аутистам, а ритуалы придают ему стабильность. Если взрослый вмешается и нарушит ритуал у ребенка, могут возникнуть синдром панической атаки, агрессивное поведение, самоагрессия. Оказываясь в непривычной обстановке, аутист старается совершать привычные стереотипные для него действия, для того чтобы успокоиться. Сами ритуалы и навязчивости разнообразные, для каждого ребенка свои уникальные, но есть и похожие:

    • крутят веревки, предметы;
    • выставляют в один ряд игрушки;
    • ходят одним и тем же маршрутом;
    • смотрят один и тот же фильм много раз;
    • щелкают пальцами, трясут головой, ходят на цыпочках;
    • одевают только привычную для них одежду
    • едят определенного вида еду (скудный рацион);
    • обнюхивает предметы и людей.
    • Родителям сложно смириться, что их ребенок не такой как все. Зная, кто такой аутист, можно предположить, что трудно всем членам семьи. Для того чтобы не чувствовать себя одинокими в своей беде, матери объединяются на различных форумах, создают союзы и делятся своими маленькими достижениями. Болезнь не приговор, можно очень многое сделать для раскрытия потенциала, и достаточной социализации ребенка, если он неглубокий аутист. Как общаться с аутистами — для начала понять и принять, что у них другая картина мира:

    • понимают слова буквально. Любые шутки, сарказм неуместны;
    • склонны к откровенности, честности. Это может раздражать;
    • не любят прикосновений. Важно уважать границы ребенка;
    • не выносят громких звуков и криков; спокойное общение;
    • сложно понимают устную речь, можно общаться посредством письма, иногда дети так начинают писать стихи, где виден их внутренний мир;
    • есть ограниченный круг интересов, где ребенок силен, важно видеть это и развивать;
    • образное мышление ребенка: инструкции, рисунки, схемы последовательности действий – все это помогает обучению.
    • Как видят мир аутисты?

      Они не только не смотрят в глаза, но и видят вещи действительно по-другому. Детский аутизм позже трансформируется во взрослый диагноз и от родителей зависит насколько их ребенок сможет приспособиться в обществе, и даже стать успешным. Дети аутисты слышат иначе: человеческий голос могут не отличать от других звуков. Они смотрят не на картину или фотографию целиком, а избирают крохотный фрагмент и сосредотачивают на нем все свое внимание: листок на дереве, шнурок на ботинке и т.д.

      Самоагрессия у аутистов

      Поведение аутиста часто не укладывается в обычные нормы, имеет ряд особенностей и отклонений. Самоагрессия проявляет себя в ответ на сопротивление новому, требованиям: начинает биться головой, кричать, рвать на себе волосы, выбегает на проезжую часть. У ребенка аутиста отсутствует «чувство края», плохо закрепляется травмирующий опасный опыт. Устранение фактора, из-за которого самоагрессия возникла, возвращение в привычную обстановку, проговаривание ситуации – позволяет ребенку успокоиться.

      Профессии для аутистов

      У аутистов узкий спектр интересов. Внимательные родители могут заметить заинтересованность ребенка в определенной области и развивать это, что в дальнейшем может сделать его успешной личностью. Кем могут работать аутисты — учитывая их низкие социальные навыки — это профессии, не предполагающие длительного контакта с другими людьми:

    • чертежное дело;
    • программирование;
    • ремонт компьютеров, бытовой техники;
    • ветеринарный техник, если любит животных;
    • различные ремесла;
    • веб-дизайн;
    • работа в лаборатории;
    • бухгалтерский учет;
    • работа с архивами.
    • Сколько живут аутисты?

      Продолжительность жизни аутистов зависит от благоприятных условий, созданных в семье, в которых проживает ребенок, затем взрослый. Степень нарушений и сопутствующих заболеваний, таких как: эпилепсия, глубокая умственная отсталость. Причинами меньшей продолжительности жизни могут явиться и несчастные случаи, самоубийства. Европейские страны исследовали этот вопрос. Люди с заболеваниями аутистического спектра в среднем живут на 18 лет меньше.

      Известные личности аутисты

      Среди этих загадочных людей есть сверходаренные или их еще называют савантами. Мировые списки постоянно пополняются новыми именами. Особенное видение предметов, вещей и явлений позволяет создавать аутистам шедевры искусства, разрабатывать новые устройства, лекарства. Аутисты все больше привлекают к себе внимание общественности. Знаменитые аутисты мира:

    • Бэррон Трамп — аутист. Предположение о том, что сын Дональда Трампа аутист высказал блоггер «Джеймс Хантер», после публикации видеозаписи, где у Бэррона видны странности в поведении.
    • Льюис Кэррол — аутист. Знаменитый автор «Алисы в стране чудес» проявлял неординарные способности в математике, отличался странностями в поведении, заикался. Предпочитал взрослым — общение с детьми.
    • Билл Гейтс — аутист. Общественный деятель, один из основателей компании «Microsoft».
    • Альберт Эйнштейн — аутист. Многие привычки ученого окружающим казались чудачеством. По слухам, в его гардеробной висело 7 одинаковых костюмов на каждый день недели, что может указывать на стереотипию в поведении.
    • womanadvice.ru