Расстройства

Методики работы с детьми с аутизмом

12.09.2018

Использование методики М. Монтессори в реабилитации детей с аутизмом

Использование методики М. Монтессори в реабилитации детей с аутизмом

Коррекционную работу с детьми с аутизмом ориентировочно можно подразделить на два этапа:

1 этап – установление эмоционального контакта.

2 этап – преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка.

Специалисты-практики, советуют начинать свою работу с преодоление негативизма в общении с педагогами. Начало работы проводится ненавязчиво, со смягчение эмоционального дискомфорта.

Педагогу необходимо при этом помнить о пяти «НЕ»:

— не говорить громко;

— не делать резких движений;

— не смотреть пристально в глаза ребенку;

— не обращаться прямо к ребенку;

— не быть слишком активным и навязчивым.

Для установления контакта с ребенком в своей работе стараемся найти такой подход, который соответствует возможностям ребенка, чтобы вызвать его на взаимодействие с педагога на доступном в данный момент уровне. Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребенка посредством игры. Для организации начальных этапов общения педагогу рекомендуется спокойно, но увлеченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка, например, раскрашивать картинку, собирать мозаику и т. д.

Вначале требования к ребенку должны быть минимальны. Любой даже малейшее проявление вовлеченности ребенка должно эмоционально поощряться одобрением и похвалой. Успехом можно считать уже то, что ребенок соглашается быть рядом, пассивно следит за действиями педагога.

Если задача не выполнена стараться переключить внимание ребенка на более легкую задачу ни в коем случае нельзя настаивать, доводить ребенка до негативной реакции или крика. По окончании задания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.

Эмоциональный дискомфорт ребенка уменьшается путем постоянного контроля. Одним из основных показателей такого состояния является моторика (надо постоянно следить, насколько ребенок скован, зажат, а также сдавленность и громкость голоса, усиление стереотипных движений ребенка. Смягчению страхов также способствуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации. Страхи можно предупреждать, объясняя ребенку, что сейчас произойдет, предваряя появление различных шумов.

Задачи второго этапа — преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения, развитие его способностей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Для детей с аутизмом чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого — способствует частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с психологом. Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, то есть взрослому необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка. На начальных этапах обучения активно обыгрываются его стереотипы.

На втором этапе старательно поддерживаем достигнутые результаты первого этапа. В своей деятельности придерживаемся трехуровневой системы освоения познавательной деятельности.

Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития познавательной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к познанию, способностью к самообслуживанию и самоконтролю своих действий, к оценке своих результатов. Развивается умение ребенка находить нужный предмет, брать его в руки, передавать педагогу. Понимать элементарные инструкции, выполнять простейшие осознанные манипуляции с предметами, соотносительные действия.

На первом уровне развития используются такие методики как: пальчиковые гимнастики; музыкальные психогимнастики; физминутки; пирамидки; «Брусочки»; «Шумовые брусочки»; «Дорожки»; простейшие доски «Сегена»; кубики; коврики, также используются нетрадиционные методы «Прищепки», «Пуговицы» и т. д.

Первые занятия проводятся совместно с родителями чаще всего это мама ребенка. Одной из главных задач психолога в процессе реабилитации ребенка с ОВЗ является повышение психолого-педагогического уровня у родителей.

II уровень. Все признаки овладения познавательной деятельности еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут познавать, хотя и возможны всякие отклонения в поведении. На этом уровне решаются такие задачи как: формирование навыка действовать по образцу развитие и умение пользоваться терминами: цвета, изучение цвета и выполнение простейших классификаций; форма-формирование способностей понимания символьного значения цвета и формы, т. е. крыша – треугольник дом-квадрат колесо-круг, трава — зеленая, солнце – желтое и т. д. Постепенно знания углубляются и расширяются, знакомятся счетом с такими понятиями и учатся использовать противоположности как вверх-вниз; худой — тонкий; холодный — горячий и т. д.

На втором уровне используются такие материалы как: Конструктор магнитные доски «Цветовые блоки» пазлы разных размеров и количественных предметов «пальчиковые гимнастики» «Кнопочки» «Шнурки» «Шарики из сухого бассеина» мозаики «Счетные палочки» различные магнитные доски с геометрическими фигурами карточки лото и различные наглядные материалы. Также на этом этапе используются направление на творческое развитие. Особый интерес у детей вызывает такая методика как раскрашивание песком.

III уровень — начало формирования познавательной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. С освоением каждого уровня задачи усложняются познавательным содержанием; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

Задачами этого уровня является углубление знаний об эталонных системах закрепление в продуктивной деятельности: конструирование мозаика лепка; изучение временных понятий диких домашних животных развитие логического мышления через решение задач разного спектра.

В работе с детьми аутизмом используется большое количество анимационных воздействий: презентации, видеоролики, познавательные мультфильмы, песенки, физминутки, словесные и музыкальные игры. Все это в совокупности приводит к благополучному и успешному развитию ребенка.

Из очень важных рекомендаций из личного опыта.

Многие интересуются, как удалось преодолеть барьер в общении с таким непростым ребенком? Просто надо представить, что ты мать, а перед тобой твой ребенок, и все — с этого момента начинается контакт. И сразу все становится на свои места, сразу вся его сложность, непонятность, все воспринимается по-другому. Проблемы перестают пугать, ведь они возникают в любой семье — разве бывают простые дети?

Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе «Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе» Метод Монтессори основан на природном любопытстве детей. Давно.

«Использование Монтессори-материала для обогащения игрового опыта детей раннего возраста» Взрослых всегда огорчает то, что ребенок не хочет заниматься, не умеет организовать свою деятельность, игры в которые он играет, шумные.

Использование природосообразной методики при организации непосредственно-образовательной деятельности дошкольников Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это технологии сохранения.

Использование проектной методики в ходе краеведческой работы Цель: Развитие творческих способностей детей старшего возраста через использование проектной деятельности по краеведению в практике работы.

Организация занятия плаванием в Республиканском центре реабилитации детей с ДЦП и ОВЗ В России 39 миллионов детей. Из них 15-20% уже в дошкольном возрасте страдают заболеваниями затяжного характера, 50% школьников имеют ослабленный.

Отчет по трудовой реабилитации детей Отчет о социально-трудовой реабилитации воспитанников 8 группы за 2014-2015 учебный год Цель: Социально – трудовое воспитание детей мы.

Развитие навыков самообслуживания у детей с детским аутизмом. Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока.

Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями Соц. педагоги ГБУ СО «ВРЦ» Вартанова Ю. И. Каергужа С. А. В число основных психофизических отклонений в становлении личности детей с ограниченными.

Статья. «Особенности физического развития детей с аутизмом» Проблема аутизма становиться все более актуальной для современной психопатологии, специальной педагогики. Количество детей, страдающих аутизмом,.

Занятие в первой младшей группе с использованием методики М. Монтессори Детские сады города Керчи с успехом используют в своей работе игры разработанные на основе методики М. Монтессори. Работу с детьми начинают.

www.maam.ru

Методики работы с детьми с аутизмом

Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию.

Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды. Существует ряд отличительных особенностей, которые рассмотрим наиболее подробно:

умственная отсталость: хотя по разным оценкам до 75% людей, страдающих аутизмом, имеют умственную отсталость, в исследованиях часто применялись неподходящие методы оценки интеллекта, например, словесные тесты для неговорящих детей, а в некоторых случаях и оценка уровня интеллекта ребенка без использования какой-либо объективной методики. Родители должны настаивать на проведении тестов для неговорящих, где не требуются разговорные навыки, таких как «Тест для оценки интеллекта неговорящих людей» (Test for Nonverbal Intelligence, TONI). Более того, независимо от результата, нужно понимать, что аутичные дети по мере взросления будут приобретать все новые навыки и что при помощи соответствующего лечения и образования они смогут достичь своего реального потенциала.

приступы/судорожная активность: по разным оценкам, примерно 25% аутичных детей также испытывают судороги, некоторые в раннем детстве, а другие — в период полового созревания (изменение уровня гормонов может вызвать судороги). Судороги могут варьироваться от слабых (например, взгляд в пустоту в течение нескольких секунд) до средних и даже сильных. У многих аутичных детей судорожная активность протекает субклинически, то есть незаметна, но может существенно повлиять на деятельность мозга. Короткое ЭЭГ в течение 1-2 часов может не выявить отклонение мозговой активности, поэтому может потребоваться 24-часовое ЭЭГ-исследование. Хотя судорожная активность устраняется лекарственными средствами, состояние здоровья ребенка нужно проверять регулярно, т.к. эти лекарства могут оказаться не безвредными. Уже доказано, что для многих детей определенные пищевые добавки, особенно витамин В6 и диметилглицин (ДМГ), являются более безопасной и эффективной альтернативой лекарствам (Отправьте запрос в Институт изучения аутизма на публикацию Р -16).

хронические запоры и/или диарея: анализ базы данных по тысячам пациентов Института изучения аутизма показывает, что более 50% аутичных детей имеют хронические запоры и/или диарею. В реальности диарея может быть следствием запора, поскольку только жидкость способна проходить через скопление каловых масс в кишечнике. При мануальной диагностике эта проблема зачастую не обнаруживается. Единственный способ проверить наличие этой проблемы – это эндоскопия. Необходима консультация с педиатром-гасроэнтерологом.

проблемы со сном: многие аутичные дети плохо спят. Они могут просыпаться ночью из-за выброса кислоты из желудка в пищевод. Если приподнять изголовье кровати, можно предотвратить подъем кислоты в пищевод, что улучшит сон. Многим аутичным детям помогает заснуть мелатонин. К другим распространенным мероприятиям относится 5-НТР (5-гидрокситриптофан) и поведенческая программа по подготовке ко сну. Кроме того, засыпание облегчают физические нагрузки, завешивание кровати одеялом и тугой спальный мешок.

извращенный аппетит: 30% детей с аутизмом имеют извращенный аппетит, от умеренной до сильной степени. Это означает поедание несъедобных предметов, таких как краска, песок, грязь, бумага и т.д. Извращенный аппетит может быть причиной отравления тяжелыми металлами, особенно если в краске или почве содержится свинец.

слабый мышечный тонус: исследование, проведенное первым автором, доказывает, что 30% аутичных детей страдают от умеренного до сильного снижения мышечного тонуса, что затрудняет развитие общей и мелкой моторики. Из этого же исследования следует, что они имеют низкий уровень калия. В этом случае полезно увеличить количество потребляемых фруктов.

сенсорная чувствительность: многие аутичные дети необычно чувствительны к звукам, свету, прикосновению, вкусу и запахам. Высокие звуки, такие как пожарная сирена или школьный звонок, могут восприниматься болезненно. Аутичные дети также могут не переносить шершавые ткани, а некоторые излишне чувствительны к зрительным ощущениям. Их раздражает мигание флуоресцентных огней. Если ребенок часто испытывает раздражение в супермаркете, возможно, что он/она имеет повышенную сенсорную чувствительность. Сенсорная чувствительность очень часто встречается при аутизме, от средней до тяжелой формы. Некоторые дети имеют повышенную чувствительность только к слуховым стимулам, а некоторые — только к зрительным. Весьма вероятно, что дети, которые так и не начинают говорить, имеют чувствительность как к слуховым, так и к зрительным воздействиям, поэтому поступление сенсорной информации крайне затруднено. Несмотря на то, что аудиограмма может подтвердить нормальный слух, ребенок может испытывать трудности в различении мелких шумов и согласных букв.

Некоторые дети имеют очень высокий болевой порог (т.е. нечувствительны в боли), тогда как другие – очень низкий. Мероприятия для нормализации ощущений ребенка, такие как сенсорная интеграция, аудиоинтеграция (Auditory Integration Training, AIT) и линзы Irlen рассматриваются далее.

Каким бывает аутизм?

Синдром Каннера. Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;

2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;

3) недостаточность коммуникативного использования речи;

4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

5) страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества», по Каннеру);

6) непосредственные и отставленные эхолалии «граммофонная или попугайная речь»;

7) задержка развития «Я»;

8) стереотипные игры с неигровыми предметами;

9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

Синдром Аспергера . Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему «красивость», мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.

Атипичный аутизм. Для атипичного аутизма характерно:

· достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,

· ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,

· тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза. Однако, они заслуживают внимания, это – гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в особенности в течение первых 2-х лет жизни), гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Они встречаются, по меньшей мере, у 1/3 людей, имеющих это расстройство.

sites.google.com

Методики коррекции аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 (резолюция № A/RES/62/139) и отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи прежде всего уделено внимание проблеме аутизма у детей, а также указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.

Методики коррекции аутизма направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей.

Аутизм — психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга. Это явление характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным и повторяющимся поведением. Аутизм имеет широкий спектр проявлений, но основные симптомы являются общими:

— желание уйти от контакта

— стремление к навязчивым стереотипным формам поведения

— необычное речевое развитие

— неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители

Методики, направленные на раннее вмешательство при аутизме:

Прикладной анализ поведения

Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

Обучение основным реакциям

Терапия обучения основным реакциям — это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.

Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром. Программа практикуется в США, Австралии, Канаде, Великобритании, Ирландии и Швейцарии.

The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям Национальной академии наук:

— программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет

— интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю

— ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом

— необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)

— родитель/специалист должен помнить, что при взаимодействии с ребенком он должен исполнять роль учителя/партнера по игре в отношении 1:1 или 1:2

Подход The Floortime/DIR основан на концепции развивающего вмешательства и взаимодействия с ребенком, страдающим аутизмом. В рамках программы выделяют шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру, стадия привязанности, стадия двухсторонней коммуникации, стадия осознания себя и решения социальных проблем, стадия символической игры, стадия осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления. Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задача «игрового времени» — помочь ребенку пройти через все стадии.

Спорные и нетрадиционные методики коррекции при аутизме:

Терапия заключающаяся в применении электрошока для контроля поведения пациентов.

«Модификация поведения», основанная на чередовании поощрений и наказаний, считается одним из самых жестоких методов лечения. Кроме того, этот метод не всегда оказывается результативным, и бывшие пациенты продолжают испытывать сложности с контролем над поведением. Однако наряду с противниками, существуют и сторонники методики, заявляющие о терапии отвращения как о крайней, но, тем не менее, действенной мере по возвращению пациентов к жизни в обществе

Хелатная терапия или хелирование

Хелирование — очищение организма от тяжёлых металлов. Симптомы отравления ртутью схожи с симптомами аутизма. К тому же у аутистов часто наблюдается повышенная концентрация ртути в эритроцитах крови или в волосах. Все это заставило исследователей предположить, что аутизм может быть следствием отравления ртутью в раннем возрасте.

Предполагают, что источником ртути могут являться вакцины. Для консервации вакцин применяются препараты ртути. В течение первого года жизни ребенок получает несколько прививок, и суммарная доза ртути из них получается довольно высокой. Лечение, заключающееся в выведении ртути из организма, помогает уменьшить или устранить аутичные симптомы как поведенческие, так и биохимические.

Концепция, согласно которой возникновение некоторых болезней обусловлено вывихом определенного позвонка, в связи с чем излечение этих болезней, включая аутизм, должно достигаться вправлением вывиха соответствующим ручным приемом или поколачиванием специальным деревянным молотком. Распространена в некоторых странах и не имеет достаточного научного обоснования.

Хиропрактика помогает при болях в спине, однако нет никаких доказательств того, что с ее помощью можно вылечить аутизм.

Терапия основана на теории о том, что небольшое смещение швов черепа влияет на ритмические импульсы, передаваемые через черепно-мозговую жидкость. Мягкое давление на внешние области черепа (манипуляции рук специалиста на швах) позволяет изменить положения костей черепа относительно друг друга и восстановить поврежденную синхронность их движения. Налаженный ритм движения черепа в свою очередь является благоприятным условием для циркуляции спинномозговой жидкости.

Такая терапия не может вылечить ребенка, однако родители, чьи дети с расстройствами аутистического спектра подвергались данному лечению, отмечали впоследствии более спокойное поведение, более длительный визуальный контакт и повышение вербальной общительности своих детей.

На сегодняшний день не существует медицинских приборов, способных помочь восстановлению когнитивных функций, таких как способность направлять и поддерживать внимание, некоторых языковых функций и типов памяти, потерянных при вышеперечисленных заболеваниях. В будущем возможно создание нейрокогнитивных протезов (Neurocognitive prostheses), которые, как и нейромоторные протезы (Neuromotor prostheses), будут способны модулировать нейронные функции для того, чтобы физически восстановить когнитивные процессы, такие как исполнительные функции и язык.

Лечение стволовыми клетками

В отдельных клинических случаях применение клеток пуповинной крови вызывало ответ у аутичных детей. В качестве терапии последствий аутизма специалисты предлагают комбинированное использование клеток пуповинной крови и мезенхимальных стволовых клеток.

Нетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра. Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В начале 1990-х, было высказано предположение, что аутизм может быть вызван или может усугубляться за счет наличия в пище опиоидных пептидов, таких как «casomorphine», которые являются продуктами метаболизма клейковины и казеина. На основании этой гипотезы, была разработана диета, которая исключает продукты, содержащие глютен или казеин или, или оба. Исследование, проведенное в 2008 г., показало, что, в сравнении со сверстниками, мальчики-аутисты, соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости из-за недостатка витамина D.

Биологически активные добавки

Многие родители выбирают биологически активные добавки в качестве средства для лечения аутизма и облегчения симптомов заболевания.

Согласно исследованию, проведенному в 1993 г., применение витамина С способствует снижению интенсивности стереотипного поведения при аутизме. При этом отмечается, что аналогичных исследований впоследствии не проводилось, а также то, что высокие дозы витамина С могут способствовать образованию камней в почках и провоцировать желудочно-кишечные расстройства, в том числе диарею.

Согласно опубликованной в 2007 г. исследовательской работе для лечения проблем со сном при нарушениях развития иногда используется мелатонин. Он является относительно безопасным и хорошо переносимым средством для лечения бессонницы у детей с расстройствами аутистического спектра. Однако отмечается, что при его применении на фоне таких побочных эффектов как сонливость, головная боль, головокружение и тошнота, встречаются и более острая реакция в виде учащения случаев припадков у некоторых детей.

Методики, направленные на инклюзию и интеграцию аутистов:

Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам.

Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.

Примеры сенсорной интеграции:

— Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)

— Танец под музыку (слуховая система)

— Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)

— Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)

— Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)

— Вращение на стуле (баланс и зрение)

— Балансирование на перекладине (баланс)

Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH) — лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения (другой вариант названия — «Структурное обучение»). Программа предоставляет общественные сервисы для детей с аутизмом и сходными нарушениями, начиная с дошкольного возраста и до зрелости. Школьная программа предлагает индивидуальный курс обучения, ориентированный на развитие навыков, которые соответствуют возрасту ребенка, в четко структурированных условиях обучения. Главные области для развития навыков — общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни. В основе методики — четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию.

Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. В отдельных случаях массаж начинался с коротких сеансов по несколько секунд, и требовалось более полугода для того, чтобы пациент давал согласие на регулярные длительные процедуры. В результате регулярных сеансов массажа у пациентов постепенно проявлялась повышенная допустимость прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.

За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни

Гипноз как составляющая психотерапии наиболее эффективен для терапии позднего детского аутизма. При этом гипноз вполне совместим с методами интенсивной терапии и призван увеличить ее эффективность. Несомненным плюсом является возможность более тесного контакта с контролируемым, находящемся в трансе ребенком, чем при традиционных методах общения, когда пациент постоянно отводит взгляд, не отвечает на вопросы и полностью или частично игнорирует окружающих. Но эффективность применения гипноза для терапии врожденного аутизма подлежит дальнейшему изучению.

Терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты:

— развитие коммуникативных навыков

— мотивация к взаимодействию

— развитие творческих навыков и потребности в самовыражении

— улучшение памяти и концентрации

Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца

Пет-терапия (лечение с помощью животных)

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента. Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы. Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Ваш комментарий будет проверен модератором

на предмет соответствия Правилам.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Израильские методики работы с аутистами в Красноярске. Особенные дети – особенный путь

    В России до сих пор нет стандарта по образованию детей с диагнозом «аутизм». Учителя в общеобразовательной школе не понимают, что делать, когда учеником является ребенок-аутист, какой он, в чем заключается работа и как организовать занятия с детьми-аутистами. А сверстники смеются над такими детьми. Родители вынуждены отдавать своих аутят в школы для детей с нарушением интеллекта, где не учитываются особенности ребенка – чувствительность к шуму, трудности в коммуникации, привязанность к предметам. Благотворительный фонд «Живое дыхание» в Красноярске выиграл грант по сопровождению и подготовкее к учебе детей с диагнозом «аутизм» на базе общеобразовательной школы. Подобный проект реализуют в Москве, для Сибири это своего рода «ноу-хау». О своих планах и жизненных трудностях нам рассказала генеральный директор детского благотворительного фонда «Живое дыхание» Светлана Пискун.

    – Светлана, сколько существует фонд? С кем он работает?

    Фонд существует семь лет. Мы работаем с детскими домами, домами ребенка, помогаем малоимущим и многодетным семьям. Три года мы работаем с детьми, имеющими диагноз «аутизм».

    Почему именно аутизм, а не, например, ДЦП?

    Десять лет назад у меня родился ребенок, которому никто не мог поставить точный диагноз. У нас были проблемы в садике, нам говорили: «Он у вас с умственной отсталостью, он ведет себя как двухлетний». Толком с ним никто не занимался. Я стала искать хоть какую-то информацию в интернете. Но никто из мам ничего толком не знал. Ребенку было семь, когда я узнала, что у него аутизм. К этому времени пошла учиться на дефектолога, вскользь мы проходили эту тему. По сути, я сама поставила своему ребенку диагноз «аутизм», потом психиатр его подтвердил. В итоге мы потеряли много времени. Когда сын пошел в школу, занятий там практически не было, он просто туда ходил.

    Израильские методики на сибирской земле

    В интернете я узнала об одной организации в Израиле, где работают с аутистами. Я написала им, и мы с сыном поехали туда. Израильские методики хорошо работают, по АВА-терапии (прим. автора: АВА – терапия-методика, направленная на коррекцию аутизма. Она выявляет связь между средой и поведением ребенка, ослабевает нежелательное поведение). Сначала я думала, что эта терапия не подойдет для моего ребенка, ведь ему на тот момент было восемь лет. Но результат был сразу. Там я поняла, что с моим ребенком можно заниматься. До этого он не мог сидеть за столом, был гиперактивным, проговаривал фразы из мультфильмов. За месяц, что мы были в Израиле, прошли всю дошкольную программу и начали работать с программой для первого класса. Последние дни пребывания в Израиле я думала о том, что не смогу в полной мере заниматься со своим ребенком: у меня нет должного образования, что-то я понимаю, что-то нет. Решила, что нужно найти специалиста, который будет заниматься с моим ребенком. Но у нас в городе таких не было. Тогда я решила найти человека и обучить его или хотя бы свозить в Израиль.

    Работа с детьми-аутистами в Красноярске

    Как именно вы решили проблему с отсутствием специалистов в Красноярске? Как ведется работа с детьми-аутистами в Красноярске?

    К этому времени ко мне «прилипились» четыре семьи. Я им говорила: давайте делать что-то. Мы написали грант, взяли субсидию. По ней поехали в Израиль, повезли туда шесть человек. Это были люди с законченным педагогическим образованием, но с детьми-аутистами они не работали. Вместе с педагогами поехали четыре семьи. Месяц они жили там – специалисты и дети с родителями. Смотрели, как нужно работать. Марина Слепян, руководитель и организатор израильского проекта, позаботилась о том, чтобы помимо теории нам давали и практику. Нам выдали свидетельство о том, что специалисты прослушали теорию и прошли практику. Сейчас мы открываем центр, где будут заниматься с нашими детьми. Команда есть, специалисты обучены. Оборудование закупается, делается ремонт, нам помогают спонсоры. Алена Ахмадова (В 2012 году закончила сертифицированный курс по подготовке специалистов прикладного анализа поведения, и в 2014 сдала профессиональный экзамен на международный сертификат ВСаВА). Сейчас она ведет первую группу – девять человек. С 28 августа начала учебу вторая группа. Цель нашей работы – не только социализация, но и инклюзивное образование наших детей. Хочется, чтобы они могли жить самостоятельно, а не в «специальном учреждении».

    Помимо Алены Ахмедовой мы сотрудничаем с факультетом психологии СибУП. С первого сентября в СибУП будут обучать студентов-тьюторов, практика будет на площадке нашего ресурсно-практического центра. Мы подумываем о том, чтобы открыть курс поведенческой терапии при СибУП, проводили переговоры с Ольгой Шаповаловой (специалист по поведенческому анализу).

    Класс поддержки аутистов

    Светлана, насколько я знаю, вы собираетесь реализовать новый проект для аутистов – «Класс поддержки». Расскажите, в чем его суть?

    Эта идея пришла ко мне еще во время моей первой поездки в Израиль. Когда приехала в Красноярск, сложно было найти человека, который был готов с нами работать. Мы нашли именно «нашего» директора, и она поехала с нами в Израиль. Месяц она была там, смотрела инклюзивные классы, школы.

    Класс поддержки создан для сопровождения и подготовки к учебе детей-аутистов и их адаптации к школьной среде на базе общеобразовательной школы. Нас приняла школа № 147, она находится в Северном районе Красноярска. В этот класс будут ходить четыре ребенка-дошкольника, у каждого – свой тьютор. Министерство образования хочет лицензировать нашу программу, которую прописала Марина. Лицензирование даст нам «зеленый свет» на официальное пребывание в школе. Директор согласна с тем, чтобы дети посещали уроки физкультуры, труда, рисования, музыки. Это поможет детям научиться общаться со сверстниками.

    Помимо всего прочего мы строим центр в Ермолаево.

    Красноярский центр для детей с диагнозом «аутизм»

    Для кого этот центр в Красноярске? Почему именно здесь?

    Это центр для детей с диагнозом «аутизм». Мне многие звонят, даже с других городов, хотят приехать, чтобы с их ребенком позанимались. А разместить этих людей мне негде. Туда будет семья приезжать на временное проживание, с ребенком будут проводиться занятия по АВА-терапии и сенсорике. Хочется еще бассейн и иппотерпию. Люди ездят в Израиль, платят огромные деньги, но там ничего волшебного не делают! Да многие, как и я в свое время, не знают, куда идти. В тех же деревнях.

    Вы хотите создать что-то похожее на известный израильский центр по работе с аутистами «Суламот»?

    Да, что-то подобное. Хочу, чтобы родители приезжали вместе со специалистами, которые работают с их детьми. Мы покажем, как надо работать с ребенком, составим индивидуальную программу и будем курировать ее выполнение на расстоянии. Через некоторое время они приедут к нам снова. Главное – команда. Если будем все вместе, и родители, и специалисты, – что-то да получится.

    Как скоро будет построен центр?

    Мы хотели, чтобы нам государство выделило землю для строительства, но в итоге в 2011 году купили сами – сорок соток. Сейчас заканчиваем строить домик-сторожку, вырыли четыре котлована для домиков. Строим общественными силами – где волонтеры помогают, где спонсоры. Пока строим, формируем команду. Наши дети растут, хочется много успеть.

    Многие задают вопрос: на что центр будет существовать? Я верю в лучшее. Правительство на нас стало обращать внимание. Мы – неплохая альтернатива государственным и частным центрам. В Израиле, например, 12 лет назад коммуникационные садики открывали общественными силами, но сейчас государство возвращает деньги, дает им компенсацию. Что-то да получится. Денег только не хватает.

    www.sibmedport.ru

    Детский аутизм — определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком

    Семинар для педагогов

    Цель семинара: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Продолжительность: 2,5–3 часа.

    Вступительное слово психолога

    В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

    В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

    Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

    Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

    На семинаре мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы.

    Ведущий предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

    Ведущий предлагает участникам семинара и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему семинара.

    «Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

    «Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

    В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

    Особенности поведения ребенка-аутиста

    Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

    Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

    5psy.ru