Расстройства

Нарушение дыхание при заикании

04.09.2018

Нарушение дыхание при заикании

что такое заикание.

Казимир Маркович Дубровский

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.

2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.

3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);

б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

а) кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх);

б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;

в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;

г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося),

е) переучивание леворукости.

Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: «то-то-тополь».

Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).

Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,95% и старших — 13,1%.

К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

Различают 3 степени заикания:

1) легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

2) средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

3) тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Выделяют следующие типы течения заикания:

постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);

волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);

рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста.

Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

Первые признаки заикания

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.
  • Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

    1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

    Куда обратиться за помощью

    Там функционирует отделение логоневрозов, где и осуществляется реализация комплексного подхода в лечении заикания. Центр патологии речи и нейрореабилитации является государственным медицинским учреждением; лечение лиц, имеющих страховой полис обязательного медицинского страхования Московского городского фонда проводится бесплатно.

    Адрес: г. Москва, улица Яузская, дом 11, корпус 7А.

    диагностическое отделение: (495) 915-05-85

    отделение логоневрозов: (495) 915-22-72

    детское отделение: (495) 915-37-67, 915-37-70

    Адрес: ул. Варшавская, 100, ул. Некрасова, 31 (филиал)

    Контактные телефоны: (812) 373-30-27, 273-89-83

    Адрес: 198013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д.9, 4-е отделение речи.

    Тел. (812) 316-25-13, факс (812) 316-54-29.

    Отделение патологии голоса и речи:

    тел.: (812) 316-50-12, (812) 316-20-07, (812) 316-51-12.

    Адрес: г. Москва, ул. Крымский вал д.8 (м. Октябрьская, радиальная)

    Компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Запись на консультацию — по тел. 517-27-06, e-mail: contact@podsoznanie.ru

    Офис в Германии (г. Дюссельдорф)

    Телефон: +49 (0) 211-468-91-447

    Факс: +49 (0) 211-468-91-448

    — Офис в Германии (г. Эссэн)

    Preventicum International Group

    Телефон: +49 (0) 201-847-17-45

    Факс: +49 (0) 201-847-17-22

    199178, Россия, г. Санкт-Петербург,

    18-я Линия В.О., д. 31, лит. Б

    Телефон: (812) 931-94-68

    Факс: (812) 275-82-43

    121002, Россия, Москва,

    Сивцев Вражек переулок, д 26/28

    Телефон: (495) 933-37-26

    Факс: (495) 241-46-62

    Телефон для круглосуточной связи: (495) 937-57-57

    — офис в г. Дюссельдорф: +49 (0) 211 468 91 447

    — офис в г. Эссен: +49 (0) 201 847 17 45

    Центр для детей от рождения до 3-х лет «Ранний старт», Нью- Йорк.

    550 Dongan Hills Ave.

    Staten Island, New York 10305

    Организации поддержки заикающихся в мире

    специально для детского портала «Солнышко».

    solnet.ee

    Нарушение ритма дыхания

    Нарушение ритма дыхания характеризуется изменением временного отрезка между несколькими вдохами или выдохами подряд. Это проявляется паузами между ними. Для здорового человека естественным будет дыхание с примерно одинаковой частотой и глубиной. Чтобы правильно его оценить, нужно подсчитывать количество дыхательных движений в спокойной обстановке. Волнение или физическая активность могут исказить полученные данные.

    Характеристики физиологического дыхания:

    • равная амплитуда движения грудной клетки с обеих сторон при вдохе и выдохе;
    • 16-20 вдохов в минуту (для взрослого человека);
    • вдох немного короче выдоха;
    • дыхание осуществляется через нос.
    • Благодаря этим признакам можно самостоятельно отличить здоровое дыхание от патологического.

      Причины нарушения дыхательного ритма

      Все факторы, влияющие на ритмичность вдохов и выдохов, можно разделить на естественные и вызванные заболеваниями. К естественным причинам сбоев дыхания относят:

      1. Сон.
      2. Физическая активность (бег, поднятие тяжестей, подъем по ступенькам).
      3. Стресс.
      4. Переедание.
      5. Возраст.
      6. Следует учитывать, что в зависимости от возраста меняется частота дыхательных движений человека. У новорожденных количество вдохов-выдохов составляет около 40 в минуту, у годовалых детей – 25. У детей в самом младшем возрасте возможны краткосрочные остановки дыхания (апноэ), которые чаще проявляются у недоношенных малышей.

        Патологическими причинами нарушения ритма дыхания считаются:

        1. Нарушение работы головного мозга при его отеке, инсультах, опухолях, кровоизлияниях, тяжелых отравлениях.
        2. Инфекции мозга и его оболочек (менингит, энцефалит).
        3. Заболевания, вызывающие снижения воздухообмена (насморк, пневмония, бронхиальная астма, полипы, онкологические процессы и инородные тела в дыхательных путях).
        4. Болезни грудной клетки (пневмоторакс, экссудативный плеврит, межреберная невралгия, травмы).
        5. Коматозное состояние.
        6. Высокая температура тела.
        7. Кислородное голодание после утопления или удушения.
        8. Существует несколько распространенных типов нарушения ритма вентиляции легких. К ним относятся:

          • дыхание Биотта – промежутки нормального дыхания чередуются с резкими паузами длительностью до минуты;
          • дыхание Чейна-Стокса – постепенное нарастание частоты и глубины вдохов до высоких значений, после чего идет их снижение вплоть до полного апноэ до 1 минуты, затем этот цикл повторяется;
          • гаспинг-дыхание – возникает при агонии и характеризуется единичными резкими вздохами со склонностью к убыванию после небольшой паузы.
          • Все эти патологические симптомы, как правило, появляются при тяжелых состояниях и свидетельствуют о нарушениях в работе дыхательного центра, находящегося в головном мозге.

            Изменение глубины и режима дыхательных движений является распространенным явлением. Оно может сопровождаться следующими проявлениями:

            1. Чувство нехватки воздуха.
            2. Затруднение вдоха или выдоха.
            3. Посинение губ и подногтевого пространства.
            4. Кашель.
            5. Втягивание межреберных промежутков при дыхании.
            6. Повышение температуры тела.
            7. Снижение артериального давления.
            8. Судороги.
            9. Нарушение сознания вплоть до сопора и комы.
            10. Боль в груди.
            11. Головокружение.
            12. Паралич.
            13. Снижение рефлексов.

            Появление любых проблем с дыханием, даже при отсутствии других жалоб или симптомов, не должно оставаться без внимания. В результате кислородного голодания развиваются признаки недостаточности функций внутренних органов. При этом нарушается работа таких органов, как почки и печень, происходит накопление в крови вредных веществ.

            Для выявления причин, вызывающих проблемы с дыханием, используются различные виды обследования.

            • При обращении за медицинской помощью врач сначала опрашивает заболевшего человека по поводу его состояния и проводит осмотр.
            • С помощью стетофонендоскопа осуществляется выслушивание дыхания через грудную клетку, при этом могут определяться хрипы или участки «немого» легкого. Этот симптом может свидетельствовать об астматическом приступе или анафилаксии.
            • Рентгенография груди позволяет выявить инородные предметы в дыхательных путях, новообразования, воспаление легочной ткани, инфаркт легкого, наличие жидкости в плевральной полости.
            • С помощью спирометрии определяется объем и скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
            • Анализы крови позволяют установить следы токсических веществ, степень насыщения крови кислородом, наличие ацидоза.
            • При нарушениях дыхания, связанных с работой нервной системы, требуется консультация невропатолога и нейрохирурга. Они оценивают уровень рефлексов, степень нарушения сознания. Для уточнения такого вида диагнозов используются энцефалография, магнитно-резонансная и компьютерная томография. С помощью этих исследований определяется область поражения в головном мозгу, наличие кровоизлияний, опухолей, участков ишемии, степень травматического поражения.

              Симптом нарушения дыхательного ритма может свидетельствовать о самых разных патологиях, поэтому подходить к лечению нужно строго индивидуально.

              Первая помощь оказывается вне зависимости от точного диагноза и включает в себя доступ к свежему воздуху, избавление от стесняющей одежды или предметов, вызвавших удушье (инородных тел, удавок, жидкостей), вызов скорой помощи.

              Для лечения легочной патологии используются следующие группы препаратов:

              • антибиотики и противомикробные средства;
              • противовирусные и иммуностимуляторы;
              • бронхорасширяющие;
              • отхаркивающие.
              • При угнетении работы дыхательного центра лечение должно быть неотложным и соответствующим состоянию. Оно требует мероприятий, направленных на избавление от вызвавших нарушение дыхания факторов. Например, при отеке мозга назначаются мочегонные препараты для вывода излишней жидкости.

                Лечение таких состояний требует нахождения в стационаре, а в некоторых случаях и в реанимационном отделении.

                Сланко Анна Юрьевна

                Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!

                comp-doctor.ru

                В норме в покое дыхание человека ритмичное (временные интервалы между вдохами одинаковые), вдох несколько длиннее выдоха, частота дыхания составляет 12-18 дыхательных движений (циклов “ вдох-выдох”) в минуту.

                При физической активности дыхание учащается (до 25 и больше дыхательных движений в минуту), становится более поверхностным, чаще всего остается ритмичным.

                Различные нарушения дыхания позволяют ориентировочно оценить тяжесть состояния пациента, определить прогноз заболевания, а также локализацию повреждения конкретной области головного мозга.

                Симптомы нарушения дыханье

              • Неправильная частота дыхания: дыхание либо чрезмерно учащено (при этом оно становится поверхностным, то есть имеет очень короткие вдохи и выдохи) либо, наоборот, сильно урежено (нередко при этом оно становится очень глубоким).
              • Нарушение ритма дыхания: временные интервалы между вдохами и выдохами различны, иногда дыхание может прекращаться на несколько секунд/минут, а затем снова появляться.
              • Отсутствие сознания: не связано напрямую с нарушением дыхания, но большинство форм нарушения дыхания появляется при крайне тяжелом состоянии больного, находящегося в бессознательном состоянии.
              • дыхание Чейн-Стокса — дыхание состоит из своеобразных циклов. На фоне кратковременного отсутствия дыхания очень медленно начинают появляться признаки поверхностного дыхания, затем амплитуда дыхательных движений нарастает, они становятся все глубже, достигают пика, а затем постепенно угасают до полного отсутствия дыхания. Периоды отсутствия дыхания между такими циклами могут быть от 20 секунд до 2-3 минут. Чаще всего эта форма нарушения дыхания связана с двусторонним поражением полушарий головного мозга либо общим нарушением обмена веществ в организме;
              • апнейстическое дыхание — дыхание характеризуется спазмом дыхательной мускулатуры при полном вдохе. Частота дыхания может быть нормальной либо несколько уменьшенной. Полностью вдохнув, человек на 2-3 секунды судорожно задерживает дыхание, а затем медленно выдыхает. Является признаком поражения ствола головного мозга (область мозга, в которой расположены жизненно важные центры, в том числе дыхательный центр);
              • атактическое дыхание (дыхание Биота) — характеризуется неупорядоченностью дыхательных движений. Глубокие вдохи произвольно сменяются поверхностными, присутствуют нерегулярные паузы с отсутствием дыхания. Также является признаком поражения ствола головного мозга, а точнее его задней части;
              • нейрогенная (центральная) гипервентиляция — очень глубокое и частое дыхание с увеличенной частотой (25-60 дыхательных движений в минуту). Является признаком поражения среднего мозга (область головного мозга, расположенная между стволом мозга и его полушариями);
              • дыхание Куссмауля — редкое и глубокое, шумное дыхание. Чаще всего является признаком нарушения обмена веществ во всем организме, то есть не связано с поражением конкретной области головного мозга.
              • Острое нарушение мозгового кровообращения.
              • Нарушения обмена веществ:
                • ацидоз — закисление крови при тяжелых заболеваниях (почечная или печеночная недостаточность, отравления);
                • уремия — накопление продуктов распада белка (мочевина, креатинин) при почечной недостаточности;
                • кетоацидоз.
                • Менингиты, энцефалиты. Развиваются, например, при инфекционных заболеваниях: герпесе, клещевом энцефалите.
                • Отравления: например, угарным газом, органическими растворителями, наркотиками.
                • Кислородное голодание: нарушение дыхания при этом развивается как последствие тяжелого кислородного голодания (например, у спасенных утопающих).
                • Опухоли головного мозга.
                • Травмы головного мозга.

                Врач невролог поможет при лечении заболевания

              • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
                • как давно появились признаки нарушения дыхания (нарушение ритма и глубины дыхания);
                • какое событие предшествовало развитию этих нарушений (травма головы, отравление наркотиками или алкоголем);
                • как быстро появилось нарушение дыхание после потери сознания.
                • Неврологический осмотр.
                  • Оценка частоты и глубины дыхания.
                  • Оценка уровня сознания.
                  • Поиск признаков поражения головного мозга (снижение мышечного тонуса, косоглазие, патологические рефлексы (отсутствующие у здорового человека и появляющиеся только при поражении головного или спинного мозга)).
                  • Оценка состояния зрачков и их реакции на свет:
                    • широкие зрачки, не реагирующие на свет, характерны для поражения среднего мозга (область головного мозга, расположенная между стволом мозга и его полушариями);
                    • узкие (точечные) зрачки, слабо реагирующие на свет, характерны для поражения ствола мозга (область мозга, в которой расположены жизненно важные центры, в том числе дыхательный центр).
                    • Анализ крови: оценка уровня продуктов распада белка (мочевина, креатинин), насыщения крови кислородом.
                    • Кислотно-щелочное состояние крови: оценка наличия закисления крови.
                    • Токсикологический анализ: выявление отравляющих веществ в крови (наркотики, лекарства, соли тяжелых металлов).
                    • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяют послойно изучить строение головного мозга, выявить какие-либо патологические изменения (опухоли, кровоизлияния).
                    • Возможна также консультация нейрохирурга.
                    • Лечение нарушения дыханье

                    • Требуется лечение заболевания, на фоне которого появилось нарушение дыхания.
                      • Детоксикация (борьба с отравлением) при отравлениях:
                        • препараты, нейтрализующие токсины (антидоты);
                        • витамины (группы В, С);
                        • инфузионная терапия (вливание растворов внутривенно);
                        • гемодиализ (искусственная почка) при уремии (накопление продуктов распада белка (мочевина, креатинин) при почечной недостаточности);
                        • антибиотики и противовирусные препараты при инфекционных менингитах (воспалении оболочек мозга).
                        • Борьба с отеком мозга (развивается при большинстве тяжелых заболеваниях головного мозга):
                          • мочегонные препараты;
                          • гормональные препараты (стероидные гормоны).
                          • Препараты, улучшающие питание головного мозга (нейротрофики, метаболики).
                          • Своевременный перевод на искусственную вентиляцию легких.
                          • Осложнения и последствия

                          • Само по себе нарушение дыхания не является причиной каких-либо тяжелых осложнений.
                          • Кислородное голодание из-за неритмичности дыхания (при нарушении ритма дыхания организм не получает должного уровня кислорода, то есть дыхание становится “ непродуктивным”).
                          • Профилактика нарушения дыханье

                            • Проведение профилактики нарушений дыхания невозможно, так как это является непредсказуемым осложнением тяжелых заболеваний головного мозга и всего организма (черепно-мозговая травма, отравления, нарушение обмена веществ).
                            • М.Мументалер – Дифференциальный диагноз в неврологии, 2010 г.

                              Пол У.Бразис, Джозеф К.Мэсдью, Хосе Биллер – Топическая диагностика в клинической неврологии, 2009 г.

                              Никифоров А.С. – Клиническая неврология, т.2, 2002 г.

                              lookmedbook.ru

                              Что нужно знать о заикании

                              Заикание — достаточно распространенное расстройство речи. Им страдают от 3% до 6% населения.

                              Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ).

                              Классифицируют заболевание по следующим признакам:

                              Вид — выделяют невротическое (логоневроз) или органическое (неврозоподобное) заикание. Тип судорог, которыми проявляется нарушение ритма речи — тонические, клонические или смешанные. Место локализации судорожных сокращений — голосовое, артикуляторное, дыхательное. Степень выраженности — от легкой до тяжелой.

                              Прежде чем искать решение, как вылечить заикание , необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы.

                              Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д

                              Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу.

                              Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

                              Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

                              Формирование здоровой речи в ПЛЦ «Кристаллик»

                              Наш курс реабилитации речи — комплексный. Многолетняя практика доказывает, что заикание — это не только логопедическая проблема. Необходима слаженная работа целого ряда специалистов.

                              Основные методы коррекции заикания у детей и подростков:

                              Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом (сопряжено) , потом отраженно и, наконец самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка. В нашем центре широко используется методика Л.З.Арутюнян. Основа метода— устранение речевых судорог при помощи синхронизации воспроизведения звуков с движениями пальцев ведущей руки.

                              Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре.

                              Курс точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на биологически активные точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты могут быть заметны очень быстро, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи.

                              Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ.

                              Программа обучения навыкам саморегуляции, самовосстановления и релаксации.

                              Пожалуй самое любимое занятие у детей. Это речь с движениями под музыку. Метод развития темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речи.

                              Эффективный метод формирования здоровой речи через самовыражение.

                              Занятия проходят 2 раза в неделю в небольших группах и индивидуально.

                              Удачи, терпения и позитивного настроя!

                              Практически повсеместно – дома, в саду и школе, на работе, на всевозможных встречах и собраниях – люди с помощью речи знакомятся, обмениваются информацией, высказывают друг другу свои мысли и чувства. И даже сегодняшний виток цивилизации, подаривший нам виртуальное общение посредством интернета, не заменит живого общения. Через живое участие в разговоре мы завязываем дружбу, становимся специалистами в выбранной профессии, выстраиваем близкие душевные отношения, растим детей и помогаем им становиться сильнее. С помощью устной речи мы сообщаем, кто мы такие, чего хотим и почему важно, чтобы нас услышали.

                              Для человека, не страдающего заиканием, говорение – это самая простая и естественная вещь. Чтобы озвучить мысль, ему достаточно открыть рот. Его мозг автоматически подбирает нужные слова, и они сами по себе изливаются наружу через органы речи. И практически сразу же, без каких-либо сознательных усилий, он слышит, как говорит. Он не задумывается о том, как взаимодействуют при этом клетки его мозга, нервы, мышцы и другие органы, делающие возможным его речь. Слова изливаются из него, подобно чистой воде горного ручья.

                              Подобное – просто недостижимая мечта, для страдающего заиканием или другим видом расстройства устной речи. Коррекция речи будет опираться на тип расстройства. Надо сказать, что не только у заикающихся людей случаются ситуации, когда буквально отнимается язык. К примеру, при ответе у доски, при разговоре с начальником, в конфликтной ситуации или при публичном выступлении. Бывает, человек не знает, что сказать, боится усугубить ситуацию или кого-нибудь обидеть. И он реально может молчать, не выдавив из себя ни одного слова! Однако даже в такой ситуации он не усомнится в своей способности говорить. Чтобы начать коррекционную работу с устной речью нужно точно знать природу происхождения симптома.

                              • органического происхождения, когда нарушены механизмы передачи импульса
                              • эмоционального происхождения, когда симптом очень похож, но проблем с повреждением процессов нервной деятельности не выявлено.
                              • В зависимости от состояния речи, для коррекции неправильного звукопроизношения может потребоваться комплексное лечение, включающее в себя логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги и даже посещение музыкальных занятий и курсов ораторского мастерства. Занятия в группе дают возможность раскрепоститься и стать более общительным и уверенным в себе, для взрослых именно в этом часто заключается их преимущество перед индивидуальными занятиями.

                                Если раньше занятия по коррекции речи воспринимались многими как унылая утомительная муштра, то в настоящее время на смену механическому повторению артикуляционных упражнений пришла возможность избавиться от заикания без ненужного утомления и скуки.

                                Развитие просодической стороны речи.

                                Мелодико-интонационная сторона речи включает в себя умение правильно расставлять логические ударения. Это значит, что ребенок должен научиться выделять голосом наиболее важные по смыслу слова в предложении. Большое значение имеет и формирование навыка пользования различными интонациями – вопросительной, повелительной, восклицательной. Естественные интонации – важная составляющая речи, умея пользоваться различной интонацией, человек может легко выразить в речи не только смысл, но и эмоции.

                                На занятиях с логопедом также осуществляется коррекция темпа речи и формирование правильного дыхания. Заикание на согласных, затягивание отдельных звуков, паузы в речи часто связаны со спазмами речевого аппарата, неумением правильно дышать. Дыхательные упражнения оказывают существенный благотворный эффект в преодолении заикания, поэтому именно им следует уделять повышенное внимание.

                                В большинстве случаев логопедические упражнения при заикании помогают справиться с речевыми проблемами, однако, для получения желаемого результата необходимо правильно разработать комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей человека. В качестве дополнительного средства можно использовать и массаж. Специальный логопедический массаж при заикании нацелен на то, чтобы расслабить мышцы лица, шеи, плеч. В сочетании с артикуляционными упражнениями массаж может принести большую пользу.

                                Являясь активной формой терапии, современная логоритмика при заикании нацелена на решение целого спектра оздоровительных, коррекционных и образовательных задач. Выполнение специального игрового комплекса упражнений под ритмичную музыку дает детям возможность сформировать двигательные навыки, улучшить координацию движений, укрепить костно-мышечный аппарат. Благодаря музыкальному сопровождению и игровой форме занятий дети довольно легко осваивают и закрепляют не только двигательные, но и речевые навыки, учатся правильному дыханию.

                                На занятиях логоритмикой все упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному». Педагог разучивает с детьми не только стихи, сказки и песни, но и специально разработанные комплексы движений головой, пальцами, руками, ногами, а также танцевальные связки. На следующем этапе дети учатся соединять текст и движения, согласовывать темп и амплитуду движений с ритмом музыки, а также осваивают технику правильного дыхания.

                                В настоящее время при коррекции заикания и логоневрозов у детей, подростков и даже взрослых чаще всего используются специально разработанные игровые методики. Именно игра в коррекции речи малышей имеет основное значение, ведь во время игры малыш может раскрепоститься, почувствовать себя уверенно, смело. Развлекаясь и веселясь, ребенок достаточно легко усваивает навыки правильного произношения различных гласных и согласных звуков, причем сформированные навыки правильной речи не утрачиваются. со временем.

                                Успешно используются различные игры при заикании у подростков и взрослых. Игровые методики позволяют быстрее достичь желаемых результатов, в игре человек меньше утомляется и значительно легче воспринимает и усваивает новую информацию и навыки.

                                На фоне системной терапии принятой во всем мире на раннем этапе лечения заикания, ребенок нуждается в коррекционной работе. Ему не требуется госпитализация и серьезные лекарственные препараты! А вот речевую работу нужно начинать сразу! Ранняя логопедическая помощь ребенку с заиканием потребуется на протяжении 3-х недель. Но до коррекционных занятий, ребенка необходимо показать врачу-психотерапевту, необходима подробная история жизни и начала заболевания, чтобы установить видимые и скрытые причины заикания.

                                Частой причиной заикания считают испуг. Хочется развеять это десятилетиями существующий миф. Переведем слово «испуг» на профессиональный язык: психотравмирующая ситуация, разнящаяся по силе воздействия и времени нахождения ребенка в травмирующей психику ситуации. Опасна не сама ситуация, а эмоциональная реакция у ребенка, ею вызванная! Здесь иметь значения будет сила воздействия и время. И, конечно, зрелость ребенка, чем он старше, тем острее и опаснее последствия от психотравмы. Поэтому ранняя логопедическая помощь строится с учетом заключения врача-психотерапевта.

                                Устранение заикания у дошкольников – абсолютно реальная задача! Все симптомы расстройства темпа и плавности можно убрать полностью. Гарантией успеха будет своевременное обращение к психотерапевту. Не доверяйте здоровье своего ребенка людям, которые не имеют специализации в речевой патологии, не имеют достаточного опыта и стажа в своей профессии. К сожалению и монотерапия малоэффективна, отдельная логопедическая коррекция не приведет к успеху, без участия врача-психотерапевта. И врач бессилен, если не подключается к лечению логопед.

                                Алгоритм обращения за помощью при заикании у дошкольников следующий:

                              • консультация врача-психотерапевта
                              • консультация логопеда
                              • спектр диагностических процедур, при необходимости
                              • Невролог на этапе преодоления заикания у дошкольников не всегда целесообразен. Так как преодолевается заикание у дошкольников коррекционной работой.

                                Преодоление заикания у дошкольников – это последовательная дидактическая работа, не требующая приема серьезных лекарств.

                                Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания при заикании выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания; укороченный речевой выдох; несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

                                Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы.

                                1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (формирование длительного выдоха через рот).
                                2. Формирование длительного фонационного выдоха.
                                3. Формирование речевого выдоха.
                                4. Учитывая, что у заикающихся людей отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения.

                                  Дыхательную гимнастику подбирает грамотный специалист, который учитывает клиническую картину и возраст заикающегося человека, выраженность симптома, степень тяжести заикания. Дыхательная гимнастика при заикании — это ряд последовательных упражнений, верно подобранных, и терапевтического эффекта можно добиться только понимая анатомию и физиологию речевого аппарата.

                                  Дыхательная гимнастика при заикании — занимательная терапевтическая процедура только в руках профессионала. Не занимайтесь самолечением! Часто это приводит к нежелательным побЗаикание — расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения отдельных звуков и слогов или их повторения.

                                  kristall-deti.ru

                                  Симптомы болезни — нарушения дыхания

                                  Нарушения и их причины по категориям:

                                  Нарушения и их причины по алфавиту:

                                  1) влияния на дыхательный центр, связанные с накоплением в крови недоокисленных продуктов обмена, явления гипоксии и гиперкапнии, обусловленные острыми нарушениями системного кровообращения и вентиляционной функции легких, эндогенными и экзогенными интоксикациями (тяжелые заболевания печени, сахарный диабет, отравления);

                                  2) реактивно-воспалительный отек клеток ретикулярной формации (черепно-мозговая травма, сдавление стволовой части головного мозга);

                                  3) первичное поражение дыхательного центра вирусной инфекцией (энцефаломиелиты стволовой локализации);

                                  4) нарушение кровообращения в стволовой части мозга (спазм сосудов мозга, тромбоэмболии, кровоизлияния).

                                  При каких заболеваниях возникает нарушение дыхания:

                                  Опухоли трахеи и бронхов

                                  Инородные тела трахеи и бронхов

                                  Спазм сосудов мозга

                                  К каким врачам обращаться, если возникает нарушение дыхания:

                                  Врач неотложной помощи

                                  Вы заметили нарушение дыхания? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

                                  Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

                                  Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

                                  У Вас нарушилось дыхание? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

                                  Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

                                  www.eurolab.ua