Расстройства

Невроза по психиатрия

03.09.2018

Невроз — функциональное (обратимое) расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов при полном сохранении сознания болезни и правильном отражении реального мира.

В настоящее время замечено все большее количество случаев заболевания различными формами неврозов, которые зафиксированы, как в развитых странах, так и в находящихся на пути своего развития. Специалисты связывают это с постоянно увеличивающимися темпами развития окружающей среды. По данным ВОЗ, заболеваемость неврозами в мире за последние 65 лет возросла более чем в 20 раз. Данные эпидемиологических исследований неврозов свидетельствуют не только о большой медицинской, но и социально-экономической значимости этой проблемы: заболеваемость неврозами достигает 20–25 случаев на 1000 человек. Неврозами страдает около 20-30 % городского населения и 10-15 % сельского. На долю неврозов среди психических заболеваний приходится 20–25 %. В общемедицинской практике среди пациентов различных поликлиник и больниц выявлено 40 % людей, страдающих неврозами. Изучение заболеваемости неврозами показало, что невротические расстройства часто встречаются у мужчин и женщин, возраст которых старше 30 лет. Невротические расстройства у женщин обычно протекают в более тяжелой форме, чем у мужчин. Так же замечено, что у женщин чаще встречается такая разновидность невроза, как истерический невроз.

Научные концепции неврозов

В настоящее время общепризнана роль психотравмирующих факторов. Она оценивается представителями разных психиатрических школ весьма различно, а иногда получает даже прямо противоположные трактовки.

Психоанализ. З.Фрейд: Его концепция опирается на постулат психогенного происхождения неврозов, конкретные симптомы которых в символической форме выражают суть интрапсихического конфликта — следствия реально существовавших в ранней истории субъекта проблем. Невроз представляет собой нечто вроде компромиссного образования между запретным влечением и психологической защитой.

Экзистенциализм. Как пишет В. Франкл, невроз – это следствие экзистенциального вакуума, обусловленного потерей смысла жизни. Такие неврозы называются – нусогенными (нус — смысл). Их природа связана с самыми высшими проявлениями человеческой психики. По В.Франклу, невротические расстройства есть индивидуальный способ обретения смысла жизни.

Гуманистическое направление. А. Маслоу считает, что природа невротических расстройств лежит в самой структуре мотивационной сферы человека. Невроз является следствием фрустрации базисных потребностей. Чем выше потребность, по А.Маслоу, тем больше состояние фрустрации.

Социальная теория невроза. Дж. Фурст предполагает, что причина неврозов — социальное неравенство в обществе – подход крайне левого толка. Есть и менее радикальное социальное направление. Тем не менее, основной фактор образования неврозов в данной теории – социальный.

Физиологический подход. В качестве причины невроза определяется воздействие внешнего вредоносного фактора. Это некоторое патологическое состояние головного мозга. У человека речь является второй сигнальной системой, которая имеет мозговую организацию. Из этого следует важное следствие для психотерапии: воздействие словом может перестраивать мозговую организацию. Важное значение имеют и генетические исследования, которые доказывают высокую конституциональную предрасположенность к неврозу.

С точки зрения российских ученных, невроз рассматривается как психогенное расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых отношений человека с окружающей действительностью. Невроз проявляется в специальных психических феноменах при отсутствии психических расстройств. Важную роль в патогенезе невроза играет психотравма. Невроз рассматривается как способность адаптироваться к травмирующим условиям. Содержание клинических проявлений при неврозе отражает сущность психотравмы

Рассматривая такую проблему как неврозы необходимо понимать, что это заболевание относится к категории проблем, которые возникают по совокупности многих причин. При определении этиологии неврозов, как правило, очень сложно выделить одну основную причину. Но именно этиология расстройства является очень важным этапом в лечении любого типа невроза.

Биологические причины: наследственность и конституция

По данным психиатров, обычно из ста пациентов двадцать имели родителей, которые в той или иной степени страдали неврозами. Конечно, не существует определенного «гена невроза», то генетическая предрасположенность в этиологии этого недуга серьезно выделяется. Например, она очень высока у близнецов. Если один из близнецов страдает расстройством, то вероятность того, что данная неприятность случится с другим близнецом составляет 45%.

К биологическим причинам также относится конституция тела человека. Исследования выявили, что более часто неврозами страдают гиперстеники или астеники, а не люди с нормальным складом тела. Также доказано, что больше этому заболеванию подвержены женщины и дети.

На возникновение неврозов влияние оказывает характер конкретного человека, а также некоторые психофизиологические свойства его личности. Например, для пациентов с неврастенией характерны повышенная ответственность, ревностное отношение к критике окружающих. У тех, кто страдает истерией, часто наблюдаются завышенная самооценка и эгоистичность. Неуверенность в своих силах и слабость характера присутствует у больных неврозом навязчивых состояний. Характер человека и то, как он влияет на события, происходящие в его жизни, играют важную роль в возникновении такого недуга как невроз.

Этиология неврозов выявляет также психические травмы, перенесенные в детстве, как предпосылки для развития данного заболевания. Это могут быть потери близких людей, конфликты и неспокойная обстановка в семье, школьные психологические травмы. Часто люди, страдающие неврозами, могут даже не подозревать, что истинная причина тревожного состояния находится в детстве.

Основной причиной невроза (независимо от развития того или иного клинического варианта) является психическая травма, обусловливающая стрессовое воздействие. Чаще всего это невосполнимая потеря (смерть близкого человека), утрата имущества, угроза здоровью и благополучию (известие о тяжелом заболевании, судебное следствие), унижение, лишение работы, создание невыносимых условий для жизни и работы. Но заболевание возникает не как прямая и мгновенная реакция на неблагоприятную ситуацию. Личность перерабатывает ситуацию, и, если она не может с ней справиться, то начинается постепенное развитие болезни. Больной может даже не подозревать, что творится в его подсознании.

— Под социальными причинами возникновения невроза подразумевается профессиональная деятельность. Это может быть информационная перегрузка, монотонное выполнение одних и тех же действий длительное время. В эту же категорию можно включить проблемы в семье, плохие условия быта, некомфортное пребывание на рабочем месте, переполненный городской транспорт в час пик, и прочее. Предпосылки к возникновению данного заболевания часто находятся в детстве. Они связаны с особенностями воспитания и проживания ребенка. Если ребенка постоянно незаслуженно хвалят, поддерживают несуществующие достоинства, то у взрослого человека, к которому жизнь предъявит адекватные требования, могут возникнуть проблемы. Тоже самое, если родители придерживаются деспотической модели воспитания, то ребенок во взрослой жизни может страдать истерией.

-Переутомление, как физическое, так и умственное, может также дать толчок развитию неврозов.

— Заболевания, истощающие организм ( гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, хронический пиелонефрит, железодефицитная анемия).

— Завышенные цели, перфекционизм.

Именно этот фактор очень часто способствует возникновению невроза. И проблема здесь не в том, что вы мало добились в жизни, что у вас случилось большое горе, а в том, что вы ожидали получить от жизни чего-то большего, но вследствие определенных проблем не получили. Неврозы – удел людей деятельных, которые постоянно находятся в движении, к чему-то стремятся, планируют больше, чем могут выполнить. Но ведь не все наши мечты воплощаются в жизни. Именно поэтому необходимо правильно ставить перед собой цели, чем более они реалистичны, тем проще их достичь, да и шансов при этом «заработать» невроз значительно меньше.

Механизмы развития неврозов

Наличие акцентуаций личности, ее психологические особенности играют предрасполагающую роль в развитии невроза. Патогенетические механизмы при неврозе часто определяются его клиническим типом (неврастения, истерический невроз, невроз навязчивостей). Главным побудительным моментом любого невротического состояния является так называемый внутриличностный конфликт с наличием разнонаправленных тенденций при резко подчеркнутой эмоциональности переживаний. При изучении развития неврозов учитывается, что невротическое состояние может быть вызвано не только сигналами, свидетельствующими о факте утраты, потери, угрозы или унижения, но и прямым неудовлетворением потребностей. Жизненные человеческие потребности, требующие обязательного удовлетворения, обычно делятся на три категории: 1) материально-биологические — необходимость иметь средства для обеспечения индивидуального или семейного существования (пища, жилище, одежда); 2) социальные — потребность занимать определенное место в обществе, пользоваться признательностью, вниманием окружающих, их уважением, любовью; 3) идеальные — духовные, культурные, информационные потребности познания окружающего мира и своего места в нем. Все эти виды потребностей обнаруживают сложные индивидуальные взаимосвязи и противоречия. Это влечет за собой психическую и функциональную дезадаптацию личности, приводит к формированию невроза.

В настоящее время большинство авторов выделяют три классические формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Симптомы этого невроза многообразны, но среди них есть такие, которые можно наблюдать у всех больных в развернутой стадии течения болезни. Вначале появляются вегетативные расстройства, они первыми сигнализируют о перегрузке нервно-психической сферы. Даже при небольшом волнении или легкой физической нагрузке у больных возникает тахикардия с ощущением сильного сердцебиения, потливость, похолодание конечностей, исчезает сон, ухудшается аппетит. Повышенная чувствительность иногда выражена так резко, что больные страдают от действия обычных раздражителей: чувствительность глаз достигает такой степени выраженности, что пациенты не выносят воздействия даже обычного, рассеянного света, они вынуждены закрывать шторами окно, может развиваться внезапное чувство голода, также возникают выраженные головные боли.

На следующем этапе болезни появляются различные сенсомоторные расстройства, повышается чувствительность к ощущениям со стороны внутренних органов. Пациенты плохо переносят температурные перепады, их знобит в прохладную погоду; при жаре у них резко повышается потливость. Появляется стойкое ощущение шума в ушах, они чувствуют работу сердца, желудка, кишечника. Такие ощущения еще больше заставляют «прислушиваться к себе», круг ипохондрических жалоб может расширяться.

Далее присоединяются аффективные нарушения – расстройства настроения. Ничтожное событие доводит их до слез, они быстро обижаются и раздражаются, но быстро могут успокоиться и корить себя за несдержанность. Больные волнуются из-за каждого пустяка, напряженно переживают незначительные события. У многих раздражительность сочетается со вспыльчивостью, вспышками гнева, возмущения. Настроение крайне неустойчиво. Каждая пустяковая неудача надолго выводит больного из равновесия.

Могут обнаруживаться затруднения в интеллектуальной деятельности (трудно читать, усваивать материал лекций в процессе учебы и др.), сложно сосредоточивать внимание на чем-либо важном, в связи с чем продуктивность труда падает. У них может нарушаться память на отвлеченные понятия вследствие затруднения фиксации внимания.

Различают два варианта неврастении:

— невроз истощения, причиной которого являются значительные перегрузки

— реактивную неврастению, возникающую вследствие воздействия психотравмирующих факторов.

Также выделяют гипостеническую и гиперстеническую неврастению, хотя правильнее рассматривать эти формы как этапы развития самого заболевания:

— для гиперстенической формы больше характерна раздражительность, повышение чувствительности к внешним воздействиям, нарушение внимания.

— при гипостенической форме преобладает чувство усталости, вялость, снижение трудоспособности.

Течение неврастении может стать неблагоприятным, затягиваться вследствие присоединения другой невротитической симптоматики (отдельные навязчивые сомнения, опасения, истерические реакции и др.).

Возникновение истерии у женщин еще в Египте и в Древней Греции связывалось врачами античности с заболеваниями матки (от греч. hystera — матка). Этот вид невроза проявляется многообразными функциональными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами. В связи с изменчивостью состояния больных при истерии ее симптомы могут напоминать проявления самых различных, в том числе телесных болезней . Ж. Шарко в связи с этим называл истерию «великой симулянткой». К истерическим проявлениям предрасполагают такие стигмы, как явления психической и эмоциональной незрелости (инфантилизм), лабильности, что чаще встречается среди женщин. При истерическом неврозе сочетаются вегетативные, двигательные и сенсорные расстройства, что способствует сближению симптоматики невроза с соматической патологией. Для таких пациентов характерны: эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания, играть ведущую роль, повышенная эмоциональность, изменчивость настроения, плаксивость, капризность, склонность к увлечениям, к преувеличениям и т.п. Характерно поведение больных: оно отличается демонстративностью, театральностью, инфантильностью, в нем отсутствуют простота и естественность. Создается впечатление, что больной «доволен своей болезнью».

Вегетативные проявления истерии могут проявляться множественными жалобами на различные неприятные ощущения в теле. Чаще всего вегетативными симптомами истерического невроза являются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, боль, отрыжка, ощущение переливания в животе) и кожные ощущения (жжение, зуд, онемение). Вегетативные расстройства могут проявляться в виде головокружения, обмороков, учащенного сердцебиения.

Сенсорные расстройства характеризуются нарушениями чувствительности, которые могут обнаруживаться в различных частях тела и бывают достаточно распространенными (в виде чулок, перчаток, пояса, даже половины туловища). Истерические боли могут наблюдаться также практически во всех частях тела (суставы, конечности, органы брюшной полости, сердце), в связи с чем больных часто направляют к хирургам, им проводят лапароскопии («синдром Мюнхгаузена»). При истерическом неврозе бывают такие явления, как глухота, слепота, которые, как правило, связаны с психогенными воздействиями отрицательного характера.

Двигательные расстройства чаще всего проявляются параличами (парезами) мышц (в основном конечностей), контрактурами, невозможностью выполнения сложных двигательных актов или различными гиперкинезами (дрожание, тремор в конечностях, во всем теле, блефароспазм, хореиформные движения, подергивания). Эти явления могут исчезать при переключении внимания, под воздействием внушения. Истерический припадок в настоящее время встречается редко. В отличие от эпилептического припадка больные не прикусывают язык, падают так, что не получают повреждений, они способны воспринимать и оценивать все, что происходит вокруг. В структуре истерического припадка часто наблюдается тотальный тремор или подергивание отдельных частей тела. Реакция зрачков на свет сохраняется. Нередко больные рвут на себе одежду, бьются головой о пол. Во время припадка больные часто стонут или выкрикивают какие-то слова. Обычно при падении не бывает ушибов или прикуса языка (но может быть прикус губы или щеки). Сознание сохранено, хотя бы частично. Больной о припадке помнит. Не бывает непроизвольного мочеиспускания, отсутствует сон после припадка. Иногда истерические припадки оказываются менее выраженными: больной садится или ложится, начинает плакать или смеяться, производя ряд беспорядочных движений конечностями (в основном руками), жесты его могут быть театральными, с попыткой рвать на себе волосы, царапать тело, разбрасывать предметы, попадающие под руку.

Речевые нарушения. К ним относятся истерическая афония (утрата звучности голоса), мутизм, заикание, истерическое скандирование (произношение по слогам).

Аффективные нарушения проявляются крайней лабильностью эмоций, резкой сменой настроения, больные легко переходят от рыдания, плача к смеху, дикому хохоту.

Психогенный характер всех истерических расстройств очевиден, это относится и к «соматизированным» проявлениям, которые в настоящее время обозначаются как конверсионные.

Невроз навязчивых состояний (обсессивно-фобический невроз).

При этом типе невроза возникают навязчивые страхи, мысли, действия, воспоминания, которые ими самими воспринимаются как чуждые и неприятные, болезненные; в то же время больные самостоятельно не могут освободиться от своих навязчивостей. В происхождении заболевания важную роль играет конституционально — личностная предрасположенность. Среди пациентов преобладают лица, склонные к рефлексии (самоанализу), а также тревожно-мнительные. Чаще всего ведущей симптоматикой невроза являются страхи (фобии). Преобладает страх заболеть тяжелыми соматическими или инфекционными заболеваниями (кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия, спидофобия и др.), в связи с чем многие из них постоянно обращаются к различным врачам, чтобы убедиться в отсутствии заболеваний внутренних органов. У многих больных чувство страха вызывает пребывание в замкнутых пространствах, транспорте (клаустрофобия); они боятся выходить на улицу или находиться в людном месте (агорафобия); в некоторых случаях страх возникает тогда, когда больные только представляют себе трудную для них ситуацию. Невротики, при наличии фобических расстройств, стараются любым способом избавиться от тех ситуаций, в которых у них появляются страхи. Пристальное внимание к работе своих внутренних органов способствует формированию ипохондрического расстройства. В более редких случаях особенности невроза характеризуются преобладанием навязчивых мыслей. У больных помимо их желания возникают, например, навязчивые воспоминания, от которых они не могут избавиться; некоторые больные бессмысленно пересчитывают ступеньки на лестнице, количество проезжающих машин какого-либо одного цвета, помногу раз задают себе различные вопросы и стараются ответить на них (почему в слове «стул» четыре буквы, а в слове «лампа» пять букв; почему стул — это стул, а не стол, хотя оба слова имеют четыре буквы и т.д.). Пациенты понимают бессмысленность подобных размышлений, но не могут от них избавиться. Особенно тяжело переживаются ими навязчивые мысли о необходимости совершения каких-нибудь постыдных действий, например нецензурно выругаться на людях, убить своего ребенка (контрастные мысли). Хотя больные никогда не реализуют подобных тенденций, переживают они их тяжело. Кроме подобных расстройств, могут возникать навязчивые действия (компульсии), например навязчивое мытье рук для достижения их идеальной чистоты (до 100 раз и более в сутки), возвращения домой для проверки закрыта ли дверь, выключен ли газ, утюг. В ряде случаев возникают навязчивые действия (ритуалы) с целью устранения навязчивости. Например, больной должен 6 раз подпрыгнуть и только после этого он может выйти из дома, так как спокоен и знает, что ничего плохого сегодня с ним не случится, и тому подобное.

В динамике невроза навязчивых состояний выделяют три стадии. На первой стадии навязчивый страх возникает только в ситуации, когда больной боится чего-либо, на второй — при мысли оказаться в подобной ситуации, на третьей — условно-патогенным раздражителем является слово, каким-то образом связанное с фобией (например, при кардиофобии такими словами могут быть «сердце», «сосуды», «инфаркт»; при канцерофобии — «опухоль», «рак» и т.д. Течение невроза навязчивых состояний чаще всего затягивается на длительное время, происходит формирование невротического развития личности.

Лечебные мероприятия при неврозах

Лечение неврозов проводится как медикаментозными средствами (транквилизаторы, антидепрессанты, «мягкие» нейролептики, витаминотерапия и др.), так и при помощи использования разнообразных психотерапевтических методик, направленных на дезактуализацию стрессогенных факторов и стимуляцию ресурсов самой личности (психодинамические, когнитивно-бихевиоральные). Отмечается высокая эффективность психотерапии в сравнении с медикаментозным лечением. Лечением неврозов занимаются только врачи — психотерапевты. Безусловно, лечебный процесс является сложным как для самого пациента, так и для его лечащего врача. Решить проблему невроза самостоятельно невозможно, потому что больной не может объективно выявить причины болезни, следовательно, не может и их устранить. Лишь профессиональные психотерапевтические методики способны оказать желаемое воздействие и корректировать состояние. Психотерапия позволяет пациенту правильно выразить имеющиеся чувства, осознать их, переосмыслить весь запас негативного опыта, который человек накопил. Психотерапия дает возможность человеку разбираться в причине невроза, понять свои страхи, научиться пациенту позитивно смотреть на себя и на мир, нейтрализовывать тревожные состояния, купировать панические атаки.

Методы лечения, применяемые психотерапевтами в лечении неврозов:

-Эриксоновский гипноз — пациент вводится в гипнотический транс, активизирующий его бессознательное, которое является важнейшим ресурсом в решении поведенческих проблем и устранении симптомов нервного истощения.

-Метод десенсибилизации и переработки движениями глаз — под руководством специалиста выполняется метод, который позволяет психике перерабатывать травматический опыт и запустить естественный процесс нейтрализации негативного опыта при неврозе, страхе, нервном истощении и психологических травмах.

-Поведенческая психотерапия — в процессе консультации психотерапевта происходит моделирование навыков оптимального поведения пациента и обучение эффективному самоконтролю.

-Когнитивная психотерапия — специалист корректирует восприятие и реагирование пациента на ситуацию, которая вызывает у него приступы паники, страха и нервного истощения.

-Психодинамическая психотерапия — во время психотерапевтических сессий исследуется система ценностей, потребностей человека и его поведения для формирования нового позитивного понимания происходящих с ним событий и процессов.

-Интегративная трансперсональная психотерапия — совмещение элементов дыхательных техник, телесноориентированной терапии, арттерапии, психосинтеза и психологических консультаций, которые приводят к изменению жизненной позиции клиента в отношении конкретных психотравмирующих ситуаций.

Лечение неврозов включает также обучение пациентов навыкам релаксации, саморегуляции, соблюдению определенной диеты и режима дня, выполнение физических упражнений, в том числе по программам так называемой кинезиологии, иглорефлексотерапии и фитотерапии.

Только грамотный специалист с большим опытом работы и запасом знаний сможет определить истинные причины расстройства и помочь своему пациенту. Хорошо то, что люди, которые страдают неврозами, критичны к своему состоянию и добровольно всеми силами стараются себе помочь. Неврозы — это обратимые заболевания. При правильном и комплексном походе от них можно избавиться раз и навсегда.

pudp.ru

Психиатрия (неврозы) реферат по медицине скачать бесплатно неврастения истерия навязчивых гомеостаз личность психотерапия неврозов болезнь больной психологический лечение заболевание больных Клиническая диагностика психологические отношения конфликт потре, Сочинения из Медицина. Moscow State University

Это только предварительный просмотр

3 стр. на 17 стр.

Поиск в превью документа

Этот файл взят из коллекции Medinfo http://www.doktor.ru/medinfo http://medinfo.home.ml.org

E-mail: medinfo@mail.admiral.ru or medreferats@usa.net or pazufu@altern.org

FidoNet 2:5030/434 Andrey Novicov Пишем рефераты на заказ — e-mail: medinfo@mail.admiral.ru

В Medinfo для вас самая большая русская коллекция медицинских рефератов, историй болезни, литературы, обучающих программ, тестов.

Заходите на http://www.doktor.ru — Русский медицинский сервер для всех!

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия

имени И.И. Мечникова.

Кафедра психиатрии и наркологии.

Реферат на тему: Неврозы

Учение о неврозах исторически характеризуется двумя

тенденциями. Одни исследователи исходят из признания

детерминированности невротических феноменов

определенными патологическими механизмами биологической

природы, хотя и не отрицают роли психической травмы в

качестве пускового механизма и возможного условия

возникновения заболевания. Однако сама психотравма при

этом выступает как одна из возможных и равноценных

экзогений, нарушающих гомеостаз.

Вторая тенденция в изучении природы неврозов

заключается в предположении о том, что вся клиническая

картина невроза может быть выведена из одних лишь

психологических механизмов. Сторонники этого направления

считают, что информация соматического характера является

принципиально несущественной для понимания клиники,

генеза и терапии невротических состояний.

Понятие позитивной диагностики неврозов представлено

в трудах В.Н.Мясищева. позитивная диагностика вытекает из

признания содержательной природы категории

“психогенного”. Она включает в себя следующие основные

1. Психогения связана с личностью больного, с

психотравмирующей ситуацией, с неспособностью личности в

данных конкретных условиях самостоятельно разрешить ее;

2. Возникновение и течение невроза связаны с патогенной

ситуацией и переживаниями личности, наблюдается

определенное соответствие между динамикой состояний

больного и изменениями психотравмирующей ситуации;

3. Клинические проявления невроза по своему содержанию в

определенной степени связаны с психотравмирующей

ситуацией и переживаниями личности, с основными наиболее

сильными и глубокими ее стремлениями, представляя

аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных

4. отмечается более высокая эффективность

психотерапевтических методов по отношению ко всему

заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям по

сравнению с биологическими воздействиями.

Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное)

нервно-психическое расстройство, которое возникает в

результате нарушения особо значимых жизненных отношений

человека и проявляется в специфических клинических

феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для невроза характерно:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от

2. психогенная природа заболевания, которая определяется

существованием содержательной связи между клинической

картиной невроза, особенностями системы отношений и

патогенной конфликтной ситуацией больного;

3. специфичность клинических проявлений, состоящая в

доминировании эмоционально-аффективных и

В настоящее время в мировой литературе наибольшее

распространение получают концепции полифакторной

этиологии неврозов. Признается единство биологических,

психологических и социальных механизмов. При оценке роли

того или иного этиологического фактора при неврозах

возникают существенные трудности. Психотравматизация

является ведущей причиной невроза, но ее патогенное

значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с

множеством других предрасполагающих условий (генетически

обусловленная “почва” и “приобретенное предрасположение),

которые являются результатом всей жизни человека, истории

формирования его организма и личности. Трудно учесть все

врожденные и прижизненные обстоятельства, получить

валидные данные, ведь для этого необходимо провести

сравнение с аналогичными характеристиками у здоровых

людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного

больного соотношение этиологических факторов имеет

неповторимое своеобразие, и усреднение этиологических

показателей нередко приводит к противоположному

Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих

психопатиями, а также без психопатических черт характера.

Сверхсильный психотравмирующий фактор может привести к

невротическому срыву у любого человека, а характер и

форма его зависят не только от патогенного фактора, но и

от индивидуального предрасположения и особенности данной

Остановимся на преморбидных особенностях больных

неврозом. Для больных неврастенией были характерны

повышенная ответственность и добросовестность, высокая

чувствительность к критике. Они отличались хорошей

работоспособностью и активностью при наличии высокой

интенсивности и продолжительности эмоций и достаточно

выраженной тревожности. Кроме того, наблюдались низкие

показатели уступчивости при средней степени выраженности

таких качеств, как решительность, фрустрационная

толерантность и адаптивность. Сочетание этих

характерологических особенностей наряду со стремлением к

чрезмерным, превышающим реальные возможности, усилиям в

основных видах деятельности, чаще всего способствовали

развитию психологического конфликта неврастенического

Больные истерией в преморбиде отличались завышенной

самооценкой, эгоистичностью и эгоцентричностью,

относительно высокой активностью, низкой степенью

решительности и целенаправленности, значительной степенью

внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявлялись

сочетание выраженной сенситивности и тревожности с

лабильностью и импульсивностью, причем потребность в

контактах и стремление к лидерству сочетались ос средней

степенью уступчивости и ответственности. Наряду с

отдельными чертами психастенического типа, указанными

выше, у ряда больных этой группы в преморбидном периоде

отмечались проявления некоторой шизоидности, которая

выступала в виде высокой сенситивности, сочетающейся с

эмоциональной холодностью и трудностью контакта.

В преморбидном периоде больных неврозом навязчивых

состояний обращали на себя внимание прежде всего низкая

степень активности, уверенности в себе, решительности,

целенаправленности в сочетании с выраженной тревожностью

и мнительностью, т.е. черты, свойственные

психастеническому типу. Для части больных характерным

было сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной

чувствительности при склонности к задержке внешних

проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим

постоянной фиксацией больных на значимых для них сложных

жизненных обстоятельствах, чему способствовала также

склонность их к самовнушению. С учетом высокой степени

ответственности и добросовестности, высокой

чувствительности к критике и средней степени способности

к избеганию конфликта более вероятной становится

возможность формирования психологического конфликта

обсессивно-фобического типа, чаще в области морально-

этических установок больного.

Одним из основных этиологических факторов социальной

природы является неправильное воспитание в семье. У

больных с истерическим неврозом характерной была

обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания

беспринципной уступчивости больному, неоправданное

подчеркивание существующих и несуществующих достоинств,

положительных качеств, что приводит к неадекватному

завышению уровня притязаний. Особенности характера,

присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны,

при безразличном отношении по типу “отвержения”, а также

в обстановке грубо-деспотического подавляющего

Формированию личностных черт, предрасполагающих к

развитию невроза навязчивых состояний, способствует

неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки,

оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и

лишения собственной инициативы. Особое значение имеет

предъявление противоречивых требований.

Преморбидные особенности личности больных

неврастенией формируются прежде всего в условиях, когда

стимулируется нездоровое стремление к успеху без

реального учета сил и возможностей индивида.

В генезе психогенных расстройств особое место

занимает психологический конфликт (внешний или

внутренний), патогенность которого обусловливается

неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт

определяется столкновением нарушенных отношений личности

с требованиями окружающей среды. Внутренний

(внутриличностный) конфликт определяется существованием

противоречивых желаний , тенденций, мотивов и позиций

личности. Разделение психологических конфликтов на

внешние и внутренние носит условный характер, так как

нередко они взаимосвязаны. Возможны следующие конфликтные

ситуации: 1. Необходимость выбора в случае одинаково

2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;

3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.

Психологический конфликт, в понимании В.Н.Мясищева,

отражает столкновение противоречивых отношений личности,

неспособной найти продуктивное решение трудностей. Как

правило, речь идет о значимых, доминирующих отношениях

личности. Большое клинико-психологическое значение имеют

выделяемые В.Н.Мясищевым основные виды патогенных

личностных конфликтов. Он описывает конфликты

истерического, обсессивно-психастенического и

Истерический конфликт определяется прежде всего

чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися

с недооценкой или полным игнорированием объективных

реальных условий или требований окружающих. Его отличают

превышение требовательности к окружающим над

требовательностью к себе и отсутствие критического

отношения к своему поведению. В силу неправильного

воспитания у таких лиц ослабляются способности тормозить

свои желания, противоречащие общественным требованиям и

Обсессивро-психастенический тип невротического

конфликта обусловлен прежде всего противоречивыми

собственными внутренними тенденциями и потребностями,

борьбой между желанием и долгом, между моральными

принципами и личными привязанностями. При этом, если даже

одна из них и становится доминирующей, но продолжает

встречать противодействие другой, создаются

благоприятные возможности для резкого усиления нервно-

психического напряжения и возникновения невроза

навязчивых состояний. Особое значение имеет предъявление

противоречивых требований к личности, что способствует

формированию чувства собственной неполноценности,

противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от

жизни, появлению нереальных, далеких от действительности

Неврастенический тип конфликта представляет собой

противоречие между возможностями личности, с одной

стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к

Указанные типы невротических конфликтов в

определенной степени соответствуют трем основным формам

— истерии, неврозу навязчивых состояний и неврастении.

Для больных неврозами характерны такие особенности

личности, как слабость, нерешительность, склонность к

рефлексии, зависимости от окружения, поиски одобрения,

стремление к нормативности.

Психологический конфликт обусловливается пересечением

значимых для личности потребностей, причем их значимость

может быть понятна лишь из жизненной истории развития

личности. Патогенными психологические конфликты

становятся лишь при неадекватной направленности отношений

личности и, тем самым, ее неспособностью разрешить

конфликтные ситуации. Наиболее часто в качестве

неудовлетворенных потребностей, обусловливающих конфликт,

1. адекватной социальной оценки (трудовой деятельности и

3. дружественного общения;

4. самовыражения и самоутверждения и др.

Для больного неврозом характерно не наличие одного

или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а

существование широкого их спектра, обусловленное

нарушениями системы отношений, среди которых

эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к

себе выступает в качестве наиболее патогенного,

обусловливающего множество субъективно неразрешимых

противоречий. Можно выделить общие для больных неврозами

нарушения личности, среди которых инфантильные и

эгоцентрические черты являются основными и обусловливают

эмоциональную, поведенческую и социальную дефицитарность

личности больного неврозом.

Взаимоотношения врача и больного неврозом имеют

определенные особенности в зависимости от применяемых

методов лечения. В Н.Мясищев отмечал, что чем более

реактивным является заболевание, тем легче снимаются его

проявления с помощью симптоматической психотерапии, в

частности директивно-суггестивных методов. Чем глубже

изменила болезнь отношения и характер личности, тем более

необходимо в лечении такого больного патогенетическая

психотерапия, направленная на реорганизацию личности.

Однако, симптоматические методы психотерапии

(гипнотерапия, аутогенная тренировка, наркопсихотерапия,

условно-рефлекторная терапия), направленные

преимущественно на ликвидацию симптомов, в процессе

терапии могут приобретать и патогенетический характер.

Патогенетическая психотерапия, основа которой еще в

30-е гг. начал разрабатывать В.Н.Мясищев, строится на

понимании личности как системы отношений и прежде всего

ее взаимоотношений с окружающими людьми. Наиболее прочные

положительные результаты психотерапии достигаются, если

удается не только изменить отношение больного к

непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и

его жизненные позиции в целом. В состоянии эмоционального

кризиса, в атмосфере общения с доброжелательным врачом

при раскрытии подлинных источников возникновения невроза

создаются наибольшие возможности для перестройки личности

больного, что является главной предпосылкой избавления от

Патогенетическая психотерапия направлена на решение

1. глубокое и всестороннее изучение личности больного,

особенностей его эмоционального реагирования, мотивации,

специфики формирования, структуры и функционирования его

2. выявление и изучение этиопатогенетических механизмов,

способствующих возникновению и сохранению невротического

состояния и симптоматики;

3. достижения у больного осознания и понимания причинно-

следственной связи между особенностями его системы

отношений и его заболеваний;

4. помощь больному в разумном разрешении

психотравмирующей ситуации, при необходимости — изменение

его объективного положения и отношения к нему окружающих;

5. изменение отношения больного, коррекция неадекватных

реакций и форм поведения, что является главной задачей

психотерапии и ведет к улучшению самочувствия больного и

к восстановлению полноценности его социального

Обычно больные неврозами не осознают всех

обстоятельств, сыгравших патогенную роль в развитии их

болезни. Причиной этого является субъективность отражения

ими реальности через признак прежнего опыта, предвидений

и ожиданий, неадекватных действительности. Дополнительным

обстоятельством является вытеснение при определенных

условиях из поля сознания непереносимых для больных

травмирующих переживаний. Как правило вытесняется

реальная ситуация, несовместимая с особо значимыми

осознаваемыми отношениями человека.

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на

самосознание больного является улучшение его способности

к сознательному управлению психической саморегуляции,

активному противодействию болезни.

Под внутренней картиной болезни Р.А.Лурия понимал

весь комплекс переживаний и ощущений больного,

эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь и

лечение. Представление о внутренней картине болезни не

соответствует обычному субъективных жалоб больного, а

структура ее в сенситивной и в интеллектуальной части

находится в большой зависимости от личности больного,

общего культурного уровня, социальной среды и

Для того, чтобы активизировать больного, включить его

в систему лечения, врачу необходимо иметь представление

от клинико-психологических и социально-психологических

особенностях его “внутренней картины болезни”. Выделяют

следующие компоненты отношения к болезни: познавательный

(представление о неврозе), эмоциональный (переживание

тяжести заболевания), мотивационно-поведенческий

(личностная переработка изменений, вызванных болезнью,

способы противодействия ей, роль при этом самого

больного). В начале лечения представления врача и

больного о причинах невроза значительно расходятся.

Длительное рассогласование этих представлений приводит к

нарушению отношений между терапевтом и пациентом, что

снижает действенность психотерапии.

Представление больных о причинах неврозов может быть

различным. Большинство пациентов на начальном этапе

лечения считает невроз последствием перенесенных, или,

возможно, существующих заболеваний внутренних органов или

органических расстройств нервной системы. Для этих

больных необходимо интенсивное психотерапевтическая

У других пациентов преобладает представление о

неблагоприятных влияниях социально-средовых факторов

(семейные, бытовые и производственные проблемы). Они

видят источник заболевания вне себя и возлагают

ответственность за создающиеся жизненные трудности на

окружающих. Лишь немногие больные выдвигают на первый

план личностные факторы в развитии невроза.

В процессе психотерапии представления больных о причинах

невроза заметно изменяются. Частота оценки возможного

органического фактора и неспецифических влияний

(переутомление, перенапряжение, повышенная

чувствительность нервной системы) снижается. Ведущее

место в оценке больными занимают эмоциональные трудности,

вытекающие из черт их характера, препятствовавших

преодолению неблагоприятной жизненной ситуации. Эта

динамика отражает специфику патогенетической

В.А.Ташлыков выделяет три варианта реагирования

больных неврозами на свое заболевание с учетом их

доминирующих эмоциональных и социальных потребностей, а

также некоторых преморбидных свойств их личности.

В основном варианте отношения к болезни пациенты

переоценивали тяжесть своего состояния и полностью

принимали роль больного. У них отмечалось преимущественно

затяжное течение невроза. Важные жизненные цели,

социальные интересы отодвигались на второй план, а

неудовлетворенные потребности в признании, эмоциональном

контакте и опеке частично удовлетворялись благодаря

признанию себя беспомощным человеком. В преморбидном

периоде больные этой категории, независимо от формы

невроза, характеризовались чертами сенситивности,

мнительности, эгоцентричности, тенденцией к фиксации на

Хорошие результаты лечения в этих случаях достигались

лишь при применении активирующих методов психотерапии,

способствующих преодолению пассивной установки больных.

Наиболее существенной ошибкой врача была директивная,

доминирующая форма его отношения с больным, имеющим

установку на подчинение. Даже при выраженном

симптоматическом улучшении у больных в этих случаях

сохраняются пассивные формы поведения в стрессовых

ситуациях, что в последующем может явиться причиной

рецидивов невротического состояния.

В другом варианте отношения к болезни наблюдалась

недооценка больным серьезности заболевания. Эти пациенты

в ситуациях болезни устойчиво сохраняли жизненные

установки, связанные с выполнением определенных целей на

работе, в учебе или в семье. Пациенты с таким отношением

к болезни нередко в той или иной степени “бравируют”

своим пренебрежением к болезни. Однако обычно за этим

обнаруживается активированная болезнью потребность в

безопасности, скрытый страх за собственное здоровье. В

преморбидной личности этих больных отмечались такие

черты, как внешне уверенное поведение, предчувствие

внутренней неуверенности, стремление к активному

преодолению стрессовых ситуаций. Как правило, такие

пациенты ускоряют ход лечения и при определенном

симптоматическом улучшении стремятся вернуться к прежнему

Для третьего варианта отношения к болезни

характерно адекватное восприятие и оценка заболевания.

Этих больных отличало соответствие представлений о

неврозе полученной от врача информации, вера в

излечимость и мотивация к выздоровлению (активное

В процессе успешной психотерапии два первых варианта

нередко преобразуются в третий, адекватный вариант. Это

достигается прежде всего развитием доверительных

взаимоотношений врача и больного, укрепляющих веру

пациента в излечимость невроза, предоставлением в

доступной и понятной для больного форме соответствующей

информации, выработкой активной и ответственной позиции

больного в процессе психотерапии.

Патогенетическая или личностно-ориентированная

(реконструктивная) психотерапия при неврозах может

осуществляться в двух основных формах — индивидуальной и

групповой. Каждая из них обладает собственным

специфическим психотерапевтическим потенциалом.

Групповая и индивидуальная психотерапия направлена

на внтуриличностную проблематику и систему отношений

пациента, дефекты которой находят выражение в

межличностном взаимодействии, уже вторично

обусловливающем усиление нарушений внутриличностных

структур и рост нервно-психического напряжения.

Групповая психотерапия позволяет начать работу с

конечного звена этой цепи, т.е. с неконструктивного

поведения пациента. Психотерапевтическая группа является

моделью естественных групп, и пациент переносит в группу

свойственные ему стереотипы поведения. Специфика

внутригрупповой терапии как самостоятельного метода

заключается в целенаправленном использовании всей

совокупности взаимоотношений и взаимодействий,

возникающих между участниками группы — групповой динамики

в лечебных целях.

Решение задач личностно-ориентированной психотерапии

в ходе группового процесса достигается путем

направленного воздействия на основные компоненты

отношений личности: познавательный, эмоциональный и

В ходе исследования применялась методика URIKA,

разработанная в Германии.

Изначальное назначение этой методики состояло в

выделении специфических характеристик перехода от одной

стадии изменения к другой; в выделении подтипов людей,

согласно стадиям терапии.

Авторы методики указывают на существование 4-х стадий

Методика состоит из 32 утверждений (по 8 пунктов для

каждой стадии терапии). На каждый пункт возможны 5

вариантов ответов. Они отражают степень согласия-

несогласия с утверждениями, характеризующими установки,

знания и воздействия, связанные с конкретной стадией

терапии. В каждой шкале может быть от 8 до 40 баллов.

Целью исследования была проверка ценности данной

методики для клиники неврозов.

С помощью методики URIKA было обследовано 14

пациентов отделения неврозов НИИ им.В.М.Бехтерева.

Полученные результаты представлены в таблице.

Стадии психотерапии Число пациентов

1. предразмышление 7

2. размышление 1

Данная методика позволила точно определить, на

какой стадии процесса психотерапии находится каждый

Таким образом, исследование процесса психотерапии при

неврозах позволяет нам придти к выводу, что применение

данной методики возможно в клинике неврозов для оценки

www.bankreferatov.ru

Неврозата — не детска трик

Произходът и развитието на невроза, такабил спорен. В същото време, броят на децата, страдащи от невроза, непрекъснато нараства. Не излекувани по време на детството невроза може да парализира съдбата на детето и влиянието върху цялото по-късно му живот.

Емоциите трябва да са в полза на

Неврозата — тя винаги е в резултат на междуличностни конфликти

и психологически стрес. Фактори, които допринасят за появата на

неврози са специфичните особености на лицето, общата сума

затихване поради различни заболявания или емоционални

Най-характерната черта на дете — емоция. Това е много

остро реагира на отрицателните и положителните промени в неговата

среда. Тези преживявания в по-голямата част от случаите са положителни

характер. Те са много важни в адаптацията на детето

да се променя живота. Въпреки това, при определени условия да играят чувство

отрицателна роля, което води до невротични или соматични

Неврозата често започва с едно дете на потискане си

вродената природа и най-вече на инстинктите и темперамент. потискане

Дете темперамент — е потискането на индивидуалността му, и как

следствие — невротични или психосоматични разстройства.

Има невротични реакции

и неврози, което може да се появи във всяка възраст и износване

разнообразна природа. Това може да бъде нарушения на съня, тревожност невроза,

заекване, обсесивно-компулсивно движения, състояния, истерия,

патологични привични действия и т.н.

Основното нещо — да се намери причината

Лечение на неврози и невротични състояния трябва да бъде цялостна,

Тя включва психологическа и педагогическа корекция, психотерапия,

медикаменти като насочени детски невролог, редица

случаи, физикална терапия и други методи. Във всички случаи на

неврози при децата трябва да бъдат идентифицирани стресови ситуации

и да го изключи. Медицински, консултиране, превенция

организационната и методическа помощ следва да вземе предвид структурата на

невротични разстройства, тяхната разлика в детството и юношеството

Медикаментозното лечение е строго индивидуално.

През последните години, широко използвани растителни препарати

произход и хомеопатични лекарства. уговорена среща

на наркотици носи само невролог

всяко дете поотделно.

Превенция на неврози при деца и юноши се основава на мерките

насочена към нормализиране на отношенията в рамките и корекция

образование. Като се има предвид важната роля на причините за неврози функции

характера на детето, че е препоръчително да се извършват образователни дейности

Психично втвърдяване на деца с невротични

и тревожност-хипохондрик черти на характера, както и нарушения.

Тези дейности включват формирането на активно, инициатива,

Да се ??научим да се преодолеят трудностите на плашещи обстоятелства (тъмнина,

отделяне от родителите, среща с непознати, животни и така нататък.

п.). Той играе важна роля в колективното образованието на детето с определен

индивидуален подход, при избора на определен вид на другарите

характер. Много по превантивна роля принадлежи Мерки

за укрепване на физическото здраве, особено физическо възпитание

и спорт, психично здраве умствена работа студенти, профилактика

интелектуална и информационното претоварване.

Обобщавайки проблема на невроза, превенция и лечение на проблема,

се каже, невроза в никакъв случай не фиктивно, а не симулация, а не един трик,

който може да се използва от децата с различни увреждания

в природата, но сериозно заболяване, което не може да се отърве

прост акт на воля. Тя изисква цяла гама от медицински

и психологически интервенции. Неврозата рядко се среща при деца

и юноши, уверен в себе си, са подготвени за реалния живот,

в нормална и е в състояние адекватно да се адаптира към живота. Неврозата при деца

bg.mymedinform.com