Расстройства

Организация работы воспитателя в группе с заиканием

23.07.2018

Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием

1. Календарный план работы логопеда.

2. Тетрадь обследования заикающегося ребенка.

3. Тетрадь заданий воспитателю.

4. Индивидуальная тетрадь ребенка.

5. Отчет о работе.

1. Календарный план работы логопеда

Календарный план работы логопеда составляется сроком на одну неделю. В плане на каждый день пишется:

• тема занятия (например: «Рисование фруктов»);

• задачи: программные (например, закрепление умения рисовать предмет округлой формы); коррекционные (упражнение детей в самостоятельных однословных ответах при наличии наглядной опоры); коррекционно-воспитательные (воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда или точно выполнять устные задания, поручения и т. д.);

• методические приемы (показ приемов изображения, объяснение, образец рисунка и т. д.);

• материал для занятия (бумага, карандаши, предметные картинки);

• основные вопросы (перечень вопросов, которые будут задаваться детям).

Индивидуальная работа по преодолению нарушенного звукопроизношения планируется один раз в неделю на разные подгруппы детей, подобранные по нарушению одних и тех же звуков.

В плане ежедневно заполняется графа «Учет». В учете пишется, как выполнены поставленные задачи в целом. Кроме того, выделяется графа «Индивидуальные проявления детей», в которой отмечается улучшение или ухудшение речи отдельных детей, особенности их поведения. Учет по индивидуальной работе с детьми пишется ежедневно.

2. Обследование заикающегося ребенка

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Дата рождения.

3. Дата поступления в группу заикающихся.

4. Домашний адрес и телефон.

5. Развитие ребенка со слов родителей:

• данные о протекании беременности и родов, раннее развитие ребенка;

• время появления первых слов;

• время появления фразовой речи;

• особенности речевой среды: стимулировалось ли развитие речи ребенка (как часто и в каком объеме читалась детская литература, когда начали читать ребенку, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его, с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т. д.); речевая среда, в которой воспитывается ребенок (контакт с заикающимися, наличие двуязычия и др.);

• когда появилось заикание и как оно протекает (периодически речь улучшается и снова ухудшается, постепенно ухудшается, стабильна и др.); с чем связывают улучшение, ухудшение речи;

• предполагаемая причина появления заикания со слов родителей, предпринятые ими меры: лечили у врача, занимался с логопедом, находился в специальных учреждениях (санатории, диспансере, яслях).

6. Диагноз психоневролога.

7. Обследование общего речевого развития:

• состояние артикуляционного аппарата;

• произношение звуков; произношение слов сложной слоговой структуры;

8. Обследование навыков пользования ситуативной и контекстной речью:

• называние предметов по наглядной опоре;

• называние тех же предметов без наглядной опоры;

• рассказ об игрушках;

• рассказ по образцу логопеда;

• рассказ из жизни ребенка (из личного опыта);

• называние слов с противоположным значением.

9. Состояние технических и изобразительных навыков:

Примечание: обследование состояния технических и изобразительных навыков проводится воспитателем в присутствии логопеда на фронтальных занятиях.

10. Заключение логопеда об уровне речевого развития и о состоянии навыков пользования ситуативной или контекстной речью, об общем и речевом поведении ребенка.

studfiles.net

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент произношения. Заикание ме-

шает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, осложняет положение ребенка в детском коллективе.

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации высказывания, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Соответственно беседы проводятся логопедом и воспитателями, целью которых являются: вселить чувство уверенности в своих силах, необходимости с самых первых занятий добиваться и стремиться к успехам. Но иногда этих способов бывает недостаточно. И мы в своей работе реализовали идею поощрения и стимуляции сознательности и активности детей в преодолении речевого недуга. Нами предложен стенд, который висит под лозунгом:»Я сегодня молодец- победил запинку! » Ежедневно в конце дня дети с логопедом или воспитателями обсуждают успехи каждого ребёнка (имеется в виду отсутствие или снижение количества запинок, умение пользоваться рукой, активная речевая работа). Удачные попытки детей выражаются в том, что на солнечный лучик с фотографией ребёнка садится бабочка. Мы были удивлены великолепным результатом, котота ставит перед собой цель не оценкурый максимально стимулировал волю и сознательность детей, способствовал снижению частоты и количеству запинок у детей даже с тяжёлой формой заикания. Ещё раз хочется отметить, что данная работа ставит перед собой цель не оценку речи, а именно поощрение любых удачных речевых попыток. Ещё одним положительным моментом является, что данный стенд находится в «раздевалке» и родители тоже имеют возможность похвалить и выразить свою гордость ребёнку.

Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей в логопедической группе с заиканием решаются совместными усилиями воспитателя и логопеда. Воспитательская работа с заикающимися дошкольниками в определённой степени зависит от результатов логопедических занятий и она направлена на закрепление этих результатов у детей в повседневной деятельности:на занятиях, в различных играх, а также в рамках логопедического часа. Необходимость систематической работы воспитателя с детьми является не менее важной, чем собственно логопедические занятия. Учитывая, что для образования любого навыка необходима система регулярных тренировок, можно сделать вывод, что для перевоспитания неправильной речи заикающихся детей-одних занятий в логопедическом кобинете недостаточно. Заикающийся ребёнок, который из занятия в занятие механически отрабатывает элементы правильной ре- чи (дыхание, голос, артикуляция, темп) может затрудняться переносить эти умения в свою повседневную жизнь. Поэтому главная задача воспитателя-помочь ребёнку максимально полно использовать вновь приобретённые навыки вне логопедических занятий.

Не буду подробно останавливаться на описании психологических и личностных особенностей заикающихся дошкольников. Достаточно отметить, что заикающиеся дети нуждаются в более внимательном и чутком, не унижающим их дос- тоинство, отношении со стороны взрослых, а особенно нас педагогов. Тон всегда должен быть ровным, ободряющим, ласко-доброжелательным и в то же время требовательным. Уравновешенное поведение ребёнка-необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими. С этой целью нужно воспитывать в детях умение длительно заниматься одной игрой или делом. Предупреждение и устранение у детей речевых запинок проводится путём нормализации детской речи в их повседневной деятельности. При этом необходимо выполять следующие правила, которые нужно перевести в привычку:

1) речь начинать только после вдоха

2) замедленная речь (выделяя ударный гласный звук)

3) голос звучит постоянно, не прерываясь

Воспитатель даёт образец правильной речи, ребёнок старается подражать этим образцам. Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого материала. Полезно чтобы ребёнок сопровождал свои действия (рисование, лепка ит. д.) речью. Оречевление своих действий позва- ляет постоянно усложнять виды речи и тем самым закреплять навыки правильной речи и поведения. В начале это сопряжённо-отражённая речь-описание отдельных действий. Затем завершающая речь, когда ребёнок рассказывает что он делал. И наконец более сложной формой речи для заикающегося ре- бёнка-это предворяющая речь, ребёнок рассказывает что и как он будет делать. Задача речевых занятий в том, чтобы благотворно воздействовать на разные стороны речи заикающегося ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок в момент речи был спокоен. Волнение, чрезмерное возбуждение способствуют усилению заикания. Речевые занятия проводятся по заданию логопеда (ведётся тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя). Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Индивидуально- отрабатываются артикуляционные уражнения на подготовку речевого аппарата. Подгрупповая форма используется по закреплению определённого звука у нескольких детей( 2-4чел.) Фронтально закрепляются навыки мышечного расслабления, правильного голосоведения, дыхания, речи с рукой, коррекции темпа и ритма. На занятиях используются игры и упражнения, отрабатываемые с логопедом. В зависимости от периода воспитатель в тесном сотрудничестве с логопедом решает следующие задачи:

1) режим молчания, постановка правильного дыхания, упажнения на мышечное расслабление, упражнения подготовки руки

2) отработка речи с рукой (слоги, слова разной слоговой структуры, коррекции ритма и темпа речи

3) ответно-вопросная форма речи, закрепление умения рассказывать и переска-зывать

Программа воспитания и коррекции предусматривает развитие всех сторон речи: грамматического строя, словарного запаса, звукопроизношения. В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования и звукопроизносимой стороны речи. Эти данные записываются в спец. тетрадь, где в течении года отмечается над каким звуком работаем, для этого используем специальный речевой материал. Таким образом работа по устранению заикания носит комплексный характер. И конечно же для достижения результата необходима большая работа и поддержка родителей.

На мой взгляд работу в группе с заикающимися детьми можно представить в виде замкнутой цепочки. И если звенья в этой цепочке не разрываются то результат гарантирован.

В конце своего выступления хочу добавить, что для более эффективной работы с детьми по развитию речи в группе оборудован речевой уголок- коррекционно-развивающая среда. Помимо трдиционных мероприятий и соответствующего дидактического материала по закреплению очередной лексической темы, мы к оборудованию этой среды решили подойти более комплексно. Коррекционно-развивающая среда в нашей группе условно разделена на 2 зоны:

1- я зона предназначена для формирования и закрепления правильного звуко- произношения, развития воздушной струи и подготовки речевого аппарата к постановке необходимых звуков посредством артикуляционной гимнастики. Эта зона оборудована зеркалами индивидуального использования, наглядными иллюстрациями с изображениями соответствующих артикуляционных упражнений, дидактическим материалом для развития воздушной струи и рего выдоха: мыльные пузыри, вертушки, трубочки, свистки. Красочный интересный наглядный материал и удобное расположение речевого уголка создают полноценные условия для разнообразной формы взаимодействия воспитателя и детей в условиях логопедического часа и в течении дня.

2- я зона-заполняется дидактическим материалом по закреплению определён достижениюной лексической темы, а также включает в себя работу по формированию грамматических навыков, развитию темпа и ритма, звукового анализа, творческого воображения и связной речи. Таким образом именно комплексный подход к оборудованию коррекционно-развивающей среды, затрагивающий развитие и формирование всех сторон речи, способствует достижению единой цели воспитателя и логопеда.

cyberpedia.su

Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников

Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников

В нашем дошкольном учреждении в детском саду «Здоровый ребёнок» почти уже пятнадцать лет успешно используется уникальная методика по преодолению заикания, которая берет свои истоки в авторской методике групповой логопсихотерапии, разработанной доктором психологических наук Ю. Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой психотерапии доктора К. М. Дубровского. В настоящее время методика развивается под руководством доктора психологических наук Н. Л. Карповой в направлении семейной групповой логопсихотерапии для подростков и взрослых, страдающих заиканием [2]. В результате длительной работы «взрослая» методика успешно прошла адаптацию применительно к дошкольному возрасту, а с 2002 года благодаря инициативе директора нашего учреждения Т. А. Соловьёвой была открыта группа социальной реабилитации для заикающихся дошкольников. Теперь педагогический коллектив детского сада имеет возможность работать творчески, а дети, страдающие заиканием, – полноценно жить и расти здоровыми.

Наша группа «Звёздочка» – единственная в городе и в области, где комплексно решаются проблемы социальной реабилитации ребёнка и его семьи, связанные с преодолением заикания. В ней работают специалисты-профессионалы (учитель-логопед А. С. Полякова, педагог-психолог А. Ю. Кругликова, воспитатели Е. В. Прокопец, Ю. В. Контарева, младший воспитатель Т. В. Черчесова и другие специалисты ДОУ) в тесной взаимосвязи с семьями детей-дошкольников от 3 до 7 лет. Все педагоги дошкольной группы прошли обучение во взрослых группах, работающих в Москве, Таганроге, глубоко погрузившись в проблемы заикающихся людей, и поняв, с чем сталкиваются взрослые заикающиеся, и что ждёт в будущем малышей, если им вовремя не помочь.

Ребенок и его семья – в центре внимания педагогов, потому что проблема заикания возникает в семье, а в развитии данного нарушения важную роль играет отношение родителей к ребенку и его заиканию. С такими сложными диагнозами как логоневроз (невротическая форма заикания) общее недоразвитие речи и др. родителям трудно справиться самим. Они бывают у врачей, у психологов, но не всегда отчетливо и понимают, насколько это всё важно и серьёзно, насколько велика именно их помощь в преодолении заикания у детей. Мы видим, что родители и другие члены семьи нуждаются в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении. Осознавая это, родители хорошо идут на контакт.

В программе «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада» Н. В. Глуховой (Н. В. Зиздо) работа с родителями имеет важное значение в педагогическом процессе группы и прописана отдельным блоком [1]. Есть также блок совместной работы детей и родителей. Поэтому в условиях нашей группы весь режим, вся система занятий и подхода к ребёнку пронизаны стремлением не только выработать навыки правильной речи и поведения, развить его творческие, умственные способности, но и прочно закрепить их.

Несмотря на большие возможности воздействия педагогов на речь и личность заикающегося ребёнка, хочется отметить, что автоматизация приобретённых речевых навыков не всегда удаётся в рамках пребывания ребёнка в детском саду. Ведущие специалисты-логопеды указывают на необходимость закрепления всех приобретённых знаний и умений в домашних условиях [3]. В обстановке, в которой ребёнок привык находиться, это закрепление может проходить легко и естественно, но, как показывает опыт нашей работы, родители часто не знают и не умеют как помогать своим детям в случае запинок, как создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребёнка, как стимулировать его активность, развивать нужные личностные качества. Из-за этого после выпуска из детского сада в школу ребенок может утрачивать все приобретённые навыки. Поэтому мы ищем такие формы работы с родителями, в результате которых они учатся создавать в семье оптимальные условия для автоматизации речевых навыков и воспитания творческой личности ребёнка. Работа с семьей (профилактика, просвещение, обучение, педагогическое и психологическое консультирование) является центром всего комплекса социально-педагогической деятельности в группе с детьми.

Эта работа включает в себя различные традиционные виды деятельности: родительские собрания, групповые беседы, индивидуальные и групповые логопедические и психологические консультации [4]. Но также мы используем такие формы работы, которые предполагают активное сотрудничество детей и родителей, а также педагогов группы: совместное изготовление семейных газет, изготовление атрибутов к сказкам, проведение совместных тематических занятий с детьми и родителями, подготовка к праздникам и активное участие в них самих родителей в разных ролях. Праздников в нашей группе проходит много. И не один не повторяется: «Город Детства», «Детский сад зажигает звёзды», «Семейная спортивная олимпиада», «Цирк», «Праздник любимой игрушки», «Главное чудо света – это Я», «Хвала картошке», «Праздник нескучных волшебников», «Наши руки не для скуки» и др. Очень часто праздники заканчиваются чаепитием, где происходит сближение и улучшение взаимоотношений не только между родителями и ребёнком, но и между всеми участниками педагогического процесса – детьми группы, их родителями, воспитателями, младшим воспитателем, педагогами-специалистами.

В группе сложилось много традиций – проведение дней рождения детей на дому, совместные с родителями походы в парки города, игры-соревнования на воздухе, сочетающие активную физическую и творческую деятельность, посещение разнообразных городских выставок и участие в них с завоеванием призовых мест. Одна из важных и добрых традиций – встречи с детьми-выпускниками групп и их родителями – нашими «стариками». Каждый год в начале осени мы проводим такой вечер встреч, где собирается множество участников – детей, мам, пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер из прошлых групп, чтобы помочь советом и поддержкой вновь прибывшим в нашу группу детям и родителям. Так завязывается дружба между молодыми и «стариками».

Одной из основных частей методики является знакомство со сказкой, глубокое её проживание (метод сказкотерапии, где дети и родители не только слушатели, но и активные её участники. И малыши, и взрослые на совместных занятиях и праздниках перевоплощаются в любимых героев – Мальвину, Царевича Елисея, Буратино, Знайку и др. ; становятся похожими на них, говорят «волшебным» голосом, стараются передать их характер и лучшие качества. В период знакомства со сказкой родители вместе с детьми придумывают сценарии, изготавливают образы героев сказок (из пластиковых бутылок, коробок, бумаги, ткани, фантиков и др., создают вместе книжки-малышки, пишут свои собственные сказки, которые потом читают все семьи. У нас уже собрана своя довольно обширная библиотека из книг замечательных «звёздных» авторов.

Вместе с детьми и родителями мы осуществляем большое количество образовательных проектов, цель которых – социально-личностное развитие наших воспитанников. Среди них: «Патриотическое воспитание в семье», «Мыльные пузыри – забава и наука», «Наш космодром», «Корней Чуковский – детям», «Волшебные ладошки», «Семейные традиции», «Мои путешествия», «Когда я был маленьким», «Герои в моей семье» и др. При этом используем компьютерные технологии. С помощью медиа-техники осуществляем просмотр видеопрезентаций на родительских собраниях.

Следует отметить, что в нашей группе есть дети разного возраста. Естественно, и родители наших детей – и молодые, и более зрелые, опытные. Но независимо от возраста, учитывая индивидуальные возможности и способности, каждому нашему участнику мы стараемся создать ситуацию успешности, в которой и маленькие, и большие могут проявить себя достойно. Оказывается, что папы до сих пор с удовольствием играют в машинки, мамы – в куклы, а вместе так интересно пускать мыльные пузыри! На совместных занятиях детей и родителей мы танцуем, сочиняем стихи, поем песни, причем не только композиторские, но и свои собственные. У нас есть своя групповая «Звездная песня».

На совместных занятиях по изобразительной деятельности нет предела совершенству – дети и родители имеют возможность соприкоснуться с разными видами искусства: рисованием не только красками, кистью, карандашами, фломастерами, но и свечей, углем, пластилином, песком, глиной. В гости на совместные занятия родителей с детьми приходит любимая всеми игрушечная звездочка – веселая, радостная и любознательная фантазерка. От встречи с ней загораются глаза не только у ребят, но и у мам и пап. Каждый раз открываем таланты и в детях, и во взрослых. А многие детско-родительские работы потом принимают участие в городских конкурсах. Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной с семьей работы. Наша социально-педагогическая деятельность в группе, для нас не просто работа, это часть нашей жизни. Наши мужья и дети с удовольствием участвуют в этом общем процессе, также проявляя творчество и искренний интерес.

Есть время и для серьезной просветительской работы. Логопедом, психологом, воспитателями ежемесячно проводятся психотерапевтические беседы на различные темы («Заикание», «Наше отношение к ребенку и его нарушению», «Общение детей и родителей», «Детские страхи» и пр.). Регулярно проводятся занятия по обучению родителей правилам речи, дыхательной гимнастике А. Стрельниковой, пальчиковой и артикуляционной гимнастикам. Знакомим с логопедическими и педагогическими приемами по развитию речи детей и преодолению запинок, их родители и родственники применяют дома. Осознав собственную роль в преодолении заикания у ребенка, родители охотно учатся исправлять замеченные недостатки в его речи, подключают к этому всех своих близких. Мы советуем родителям не давить на ребенка, не стыдиться его речи, а воспринимать его как личность, гордиться каждым его достижением, каждым маленьким успехом.

Одним из вариантов текущей работы с родителями является информационный стенд «Для вас, родители», где помещаются все необходимые материалы: психолого-педагогические и логопедические рекомендации, тематические папки-передвижки, памятки, информация о предстоящих и прошедших событиях. Если родитель стесняется о чем-то спросить, то он обязательно заглянет в «родительский уголок» и там найдет ответ. Там же помещаем благодарность родителям за помощь группе, детям, за активное участие в совместной работе.

В заключение стоит отметить, что исходя из десятилетнего опыта, можно утверждать, что работа с родителями в процессе пребывания их детей в группе «Звездочка» детского сада «Здоровый ребенок» научно обоснована, достаточно эффективна, а ее результаты очевидны. Наша ориентированность на сотрудничество с семьей как частичкой большого социума способствует тому, что сложная психоречевая проблема заикания успешно преодолевается за счет наших общих усилий. Более 70% детей уходят из группы в школу, умея полноценно общаться не только с родителями и сверстниками, но и в условиях публичных выступлений – перед большой, даже мало знакомой аудиторией. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта и используемой нами методики.

1. Глухова Н. В. Программа «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада». Таганрог, 2005.

2. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М.: Флинта, 2003.

3. Чевелева Н. А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. Москва, 2001.

4. Черкасова М. А. Организация взаимодействия с семьей ребенка-инвалида // Материалы научно-практической конференции «Механизмы реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях», 2010. С. 198-207.

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Комплекс БОС-здоровье, как средство социальной реабилитации В СПБ ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района Санкт-Петербурга» (далее Центр) успешно применяется техника здорового дыхания при проведении социальной.

Комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет «Я иду к своей звезде» Совместно со специалистами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: социальными педагогами, педагогами-психологами, воспитателями.

Обобщенный опыт работы воспитателя «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности» Тема опыта:»Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности детей младшего дошкольного.

Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Экономическое воспитание дошкольников» Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Детский сад №16» города Саранска Сухановой Елены Николаевны Тема: «Воспитание дошкольников экономики.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Опыт работы воспитателя «Использование ИКТ в работе на группе компенсирующей направленности» Выступление на педагогическом совете из личного опыта работы воспитателя Прокопьевой О. С. ,на тему «Использование ИКТ в работе с детьми.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников Общение представляет собой «процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к.

Сценарий 10-летия центра социальной реабилитации детей-инвалидов 1. Гости рассаживаются 2. Начало концертной программы Сазонов Влад Есть на свете теремок, Он не низок, не высок, Он не долог, широк – С.

www.maam.ru

20 правил работы с детьми с ЗПР в неспециализированном детском саду

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах. Как нужно построить работу воспитателя при работе с детьми с ЗПР?

Многие дети с ЗПР не прошли обследования на ПМПК, другая группа детей обследована и имеет официальное заключение. Однако из-за нехватки мест в специализированных детских садах, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений многие дети с задержкой психического развития посещают общеобразовательные группы.

В новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материала на занятиях.
  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  4. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  11. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  12. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  19. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
  20. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.

Об авторе: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-дефектолог, МБДОУ — детский сад компенсирующего вида № 452 город Екатеринбург.

pedsovet.su

Методика проведения речевого обследования детей с ффнр 28 Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста 30

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.

Причины возникновения заикания. Этиология

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

Симптоматика и виды заикания

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения) и силе выраженности.

Направления логопедической работы

Устранение заикания у детей требует комплексного подхода, поскольку данное речевое нарушение связано с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Комплексные методики реабилитации заикания у дошкольников

В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Все они подчиняются одной цели: воспитать у детей умение говорить свободной от заикания речью.

Систематичность и последовательность логопедических занятий

В рамках комплексного метода реабилитации заикания у дошкольников существуют разные системы коррекционной работы. Но практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному. Рассмотрим применение данного принципа при овладении плавной, свободной от заикания речью, с учетом различных факторов, которые оказывают влияние на речь ребенка.

Логопедические занятия с заикающимися дошкольниками и их связь с программами воспитания и обучения в детском саду

Н. А. Чевелева указывает в своих работах, что для развития у детей связной самостоятельной свободной от заикания речи необходимо создать обстановку, которая вначале обеспечит максимальную наглядность (как опору для речи), а затем позволит постепенно уменьшать наглядную опору и подводить дошкольников к использованию самостоятельной развернутой конкретной речи. Для решения этой задачи используются основные разделы программы для массового детского сада («Развитие речи» и «Ознакомление с окружающим», «Развитие элементарных математических представлений», «Изобразительная деятельность» и др.).

Профилактика заикания у детей

Выдающийся психиатр профессор В.А.Гиляровский (1853-1935) придавал особое значение профилактическому направлению в логопедии. Его интересовал ранний период детского развития, так как он считал, что именно в это время возникают предпосылки такого нарушения, как заикание. Вопросы профилактики и предупреждения возникновения заикания у детей в период развития речи получили дальнейшую разработку.

Организация жизни заикающихся детей в детском саду

В группы для заикающихся принимают детей от 2 до 7 лет. Рекомендуемое количество детей в группе — 12 человек. При комплектовании учитывается возраст и уровень речевого развития детей.

rudocs.exdat.com