Расстройства

Память у детей с синдромом дауна

13.04.2018

Почему в Исландии почти не рождаются дети с синдромом Дауна.

Синдром Дауна — это генетическая аномалия, врожденная болезнь, которую вызывает наличие дополнительной, 47-й хромосомы. К сожалению, он не является редкостью, примерно каждый 700-й ребенок рождается с отклонением.

Синдром был описан еще в 1866 году Джоном Дауном, но до сих остается неизлечимым. Хотя сейчас проходят множественные исследования различных препаратов, которые, в теории, могут нивелировать последствия генетических мутаций.

И лишь в Исландии процент рождаемости детей с синдромом Дауна крайне низок. По последним подсчетам, всего 2 ребенка в год. А вот причины такой статистики вызывают огромные споры.

Дело в том, что с начала нулевых годов, в Национальной больнице Исландии нормальной практикой является проведение пренатального скрининга. Это специальная процедура, которая помогает выявить различные отклонения у будущего ребенка.

Скрининг-тесты применяются по всему миру, но только в Исландии при положительном результате на синдром Дауна беременность прерывают 99 % женщин. Для сравнения: в США этот показатель равен 67 %, во Франции — 77 %.

«Мы стараемся консультировать родителей в самом нейтральном тоне. Однако некоторые считают, что, даже предлагая провести пренатальный скрининг-тест, мы почему-то подталкиваем людей в определенном направлении», — рассказала заведующая отделением пренатальной диагностики.

Кроме того, исландские врачи настаивают на том, что окончательное решение всегда принимают только родители ребенка. В стране нет никаких принудительных абортов или «чисток».

Несмотря на неизлечимость синдрома, тяжелую жизнь для ребенка и его родных и дорогостоящие лекарства, многие считают, что общество обязано помогать таким людям, а аборт как минимум аморален.

Причины рождения ребенка с синдромом Дауна до сих пор до конца не известны. Различные исследования, показывают, что риск рождения такого ребенка повышается с возрастом матери.

Многие винят наследственность, но доля таких случаев лишь 1 % от общего количества. Это особая форма заболевания — транслокационная, и зависит она от генов отца. Но, в 99 % случаев мужчины с синдромом Дауна не репродуктивны.

Большинство мнений о детях с синдромом Дауна ошибочны. Например то, что у них плохая память, что их нельзя научить читать и писать, что они не могут испытывать эмоции и проявлять настоящие чувства. Это всё ложь. Люди с синдромом Дауна не только могут доживать до собственной старости, но и работать на протяжении всей своей жизни.

Конечно же, сколько людей, столько и мнений и вот некоторые истории пользователей, которые захотели поделиться своими историями.

«У моего брата синдром Дауна. Он всегда любил держать на руках маленьких детей, но сейчас ему мало кто позволяет. Мы с женой сегодня дали подержать ему нашу дочь. Только посмотрите на его глаза и реакцию, когда ему дали ребенка. Он не шевелился минут пять. Я чуть не заплакал».

«Во время двух беременностей мы делали скрининг-тест. И наши друзья возмущались: “О, что же будет, если результат будет положительным?” Я отвечал, что тогда буду готовиться и читать специальную литературу, вместо того чтобы удивляться, когда в больнице мне передадут в руки ребенка с синдромом Дауна. Мне не нравится, когда люди считают, что если ты ищешь болезнь, то обязательно против нее. Я просто хочу быть готов».

«Я заботилась о психически больной матери много лет, с 16-летнего возраста до 28 лет. Я делала всё для нее. И невероятно устала. У меня нет ни желания, ни возможности вновь становиться сиделкой до конца жизни. Я сделаю тест и, если результат будет положительным на синдром Дауна, прерву беременность. Это мой выбор, и я никому его не навязываю».

В целом решение об аборте должна принимать женщина на основании собственных убеждений и желаний, а с другой стороны, отказываться от ребенка только из-за отклонений всё-таки немного неэтично. Тем более что у детей с синдромом Дауна есть все шансы стать полноценными членами общества. Но скрининг — штука важная и лишним никогда не будет. Кто готов — тот вооружен.

А как ты считаешь? Рассказывай в комментариях.

ofigenno.com

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

Что такое кратковременная слуховая память?

Это лишь один тип памяти, которым располагает мозг. Среди других здесь имеет смысл упомянуть зрительную память, которая по наблюдениям исследователей, у людей с синдромом Дауна работает гораздо лучше, чем кратковременная слуховая.

В фонетическом хранилище информация быстро распадется. Если мы не пытаемся удержать ее с помощью словесных повторений, она остаётся там лишь в течение двух секунд. Повторение – это внутреннее проговаривание полученной информации. Количество информации, которую мы можем удержать в течение двух секунд, называют цифровой фонетической вместимостью. Вместимость может быть измерена количеством цифр, которые человек способен запомнить и повторить в правильном порядке сразу после их предъявления.

К другим факторам, способным улучшить кратковременную слуховую память, относится повторение, а также организация информации. Мы повторяем информацию про себя для того, чтобы запомнить её. Обычные дети могут научиться повторять информацию про себя примерно к семи годам.

Процесс организации информации, способствующий запоминанию, включает в себя разбиение информации на категории, формирование крупных блоков и группировку похожих составляющих. Навыки повторения и организации информации у детей обычно развиваются по мере взросления естественным образом, но с помощью тренировки их можно улучшить.

Эффективность работы кратковременной памяти может снижаться при предъявлении длинных, незнакомых слов, а также слов со схожим звучанием. Произнесение, а также повторение длинных слов требует более продолжительного времени; кроме того, они быстрее забываются. Получается, что при работе с односложными словами наша память работает лучше, чем с трёхсложными. Это относится к словам, предъявляемым как визуально, так и устно. Точно так же нам труднее различать слова, имеющие схожее звучание, поэтому мы хуже вспоминаем список, составленный из таких слов. Наконец, нам легче запомнить то, с чем память уже знакома. Если мы слышим незнакомые слова, мы медленнее распознаем их, медленнее реагируем на них и медленнее выучиваем.

Результаты исследований показывают, что кратковременная слуховая память у детей с синдромом Дауна развивается не так, как у их обычных сверстников. У подростков с синдромом Дауна фонетическая вместимость достигает трех или четырех единиц, в то время как у обычно развивающихся подростков – семи. Кроме того, исследования показывают, что вместимость кратковременной слуховой памяти у детей с синдромом Дауна ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из их речевых возможностей или уровня развития интеллекта.

Пока не ясно, почему дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной слуховой памятью. Есть разные мнения, и для того, чтобы сделать какие-либо выводы, необходимы дополнительные исследования.

Предположения, что главными причинами плохой работы кратковременной памяти являются проблемы со слухом или медленная артикуляция, исследованиями не подтвердились.

Похоже, что дети с синдромом Дауна не пользуются обычными приёмами, помогающими запоминать информацию, то есть повторением и соответствующей организацией информации, или повторяют очень медленно и неэффективно.

Однако сравнение с обычными детьми, не достигшими семи лет (то есть еще не научившимися повторять), показало, что дети с синдромом Дауна все-таки демонстрировали меньшую вместимость кратковременной памяти. Это означает, что только сложности с повторением в данном случае не могут объяснить худшие характеристики слуховой памяти. Другие работы также позволяют предположить, что проблемы с повторением не являются главной причиной того, что вместимость слуховой кратковременной памяти у детей с синдромом Дауна меньше, чем у других. Более вероятной причиной могут быть проблемы, существующие внутри фонетического хранилища, такие, например, как недостатки в самой системе хранения информации или повышенная скорость распада информации в хранилище.

Если же проблемы связаны с самим хранением информации в фонетическом хранилище, то пока не существует никаких подходов к реальному улучшению этой ситуации.

Существуют приёмы, помогающие такому способу усвоения знаний, который не опирается на кратковременную слуховую память, но позволяет «постучаться» в разные отделы памяти и пользоваться разными способами хранения информации. Важно понимать, что не только в отношении детей с плохой кратковременной слуховой памятью, но и в отношении многих детей вообще использование исключительно объяснений для усвоения материала не дает желаемого результата. При обучении любого ребенка требуются наглядно-практические приёмы и средства. Мел и объяснение не единственное средство, особенно при обучении физическим или практическим навыкам.

В следующих разделах рассматриваются некоторые из ключевых областей развития, исследуется влияние плохой кратковременной слуховой памяти на развитие ребенка в каждой из этих областей и предлагаются подходы к улучшению ситуации.

Любой недостаток в работе кратковременной слуховой памяти сказывается на возможности учащегося реагировать на произносимые слова, выполнять инструкции или узнавать новое в разных ситуациях, так как эти способности, в первую очередь, опираются на слуховые навыки. Главная беда здесь состоит в том, что услышанные слова слишком быстро исчезают из памяти.

Если ребенку приходится запоминать и перерабатывать незнакомые слова или длинные сложные предложения, то он быстро устает и либо полностью «выключается», либо сохраняет только отдельные части информации, часто начало или конец предложения.

Когда информация, воспринимаемая на слух, оказывается слишком насыщенной, перед детьми встают реальные трудности. Это может происходить, например, в следующих случаях:

— Сводить к минимуму отвлекающие факторы.

— Использовать песенки, стишки, ритм помогающие запоминанию.

— Давать ребенку инструкцию, не прибегая к каким-либо визуальным подсказкам. Ребёнок должен выполнить инструкцию, воспользовавшись своими навыками запоминания на слух, в процессе чего задействуется кратковременная память. Это может быть, например, инструкция расставить в определённом порядке кубики или картинки.

— Играть в слуховые игры на запоминание, такие как «Саймон говорит» (ведущий становится перед детьми, и произносит различные команды, которые дети должны выполнять) и т. п.

— Побуждать ребёнка пользоваться «процедурной» памятью путем вовлечения его в ролевые игры, игры-драматизации и серии физических движений.

— Помогать ему учиться посредством связанных между собой повседневных действий: здесь особенно уместно использование навыков организации.

— На практике обучать ребёнка цепочке повседневных действий, ключевым процедурам и последовательностям событий.

Какое влияние оказывает качество кратковременной памяти на речевые навыки?

У детей могут возникнуть следующие трудности:

— Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.

— Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминанием перечней. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро, если только не повторяются и не используются постоянно.

— Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.

— Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.

— Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь.

Как смягчить влияние недостатков в работе кратковременной памяти на приобретение, сохранение и развитие речевых навыков?

— По мере возможности, старайтесь поддерживать контакт «лицом к лицу». Помогайте ребенку, когда он должен приложить усилия для того, чтобы услышать сказанное, например, можно сделать знак «слушай», показав на свои уши. Повторяйте отдельно взятому учащемуся информацию или инструкцию, данную всему классу.

— Произносите слова четко и всегда одинаково. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова. Избегайте предъявления очень похожих друг на друга слуховых стимулов.

— Разбивайте информацию на меньшие блоки, с которыми удобнее справляться, а предложения – на более короткие и простые фразы. Ограничивайте количество словесных инструкций, которые вы даете одновременно.

— Стремитесь сделать информацию зримой, особенно ключевые слова, они могут сопровождаться жестами, картинками, символами. Придумывайте собственные условные обозначения для ключевых слов.

— Подключайте ассоциации: связывайте новую информацию и слова со знакомыми словами или зрительными образами.

— Побуждайте детей повторять услышанную информацию, предлагая им воспроизводить ее для себя шёпотом.

— Пауза – повторение – проверка – дает ребёнку возможность обдумывать информацию достаточно долго для того, чтобы она могла быть переведена в долговременную память.

— Регулярно предлагайте ребенку вспоминать полученную информацию, даже после того как, по вашему мнению, он ее усвоил. Эта практика развивает способность ребёнка отыскивать нужную информацию в памяти.

— Разбивайте слова и понятия на крупные категории и занимайтесь отдельно каждой категорией: помимо прочего, обучение категориям расширяет словарный запас.

— Для запоминания последовательностей и списков обеспечивайте ребёнка визуальным подкреплением.

— Музыка, стишки и песенки особенно полезны при усвоении последовательностей (таких, как буквы алфавита, дни недели и т. д.), а также при обучении представлению о фонетике, навыкам ее практического использования и паттернам звуков. Иногда сама мелодия служит ребёнку толчком к воспроизведению речевой последовательности.

— Формируйте у детей навыки чтения и развивайте их. Для многих детей с синдромом Дауна чтение становится визуальным средством компенсации недостатков кратковременной памяти, подкрепления и развития речевых навыков. Дети с синдромом Дауна часто способны накапливать зрительный словарь, опираясь на свои более сильные навыки запоминания зрительной информации и связывая зрительный образ слова с соответствующей словесной реакцией.

Поскольку у многих детей с синдромом Дауна навыки мелкой моторики развиты недостаточно хорошо, им потребуется много времени для того, чтобы построить из букв слова. Если ребенок должен запомнить предложение, перед тем как записать, его нагрузка удваивается. Из-за быстрого распада информации в памяти дети часто забывают предложение прежде, чем успевают дописать его до конца.

Дети с синдромом Дауна, которые в устной речи способны построить грамматически правильное предложение, часто теряют навыки использования грамматических правил при письме.

Чтение, говорение и слушание способствуют развитию навыков письма. Делайте акцент на связи между говорением и письмом – побуждайте ребенка произносить или читать вслух слова, прежде чем писать их. Можно предлагать ему зрительные подсказки: картинки, кассы слов, прописи, словари со словами и картинками, рисование серии сценок-иллюстраций к сказке, карточки с предложениями или картинками для составления рассказа, и т. д. Сначала просите ребенка записывать только хорошо знакомые слова и предложения.

Побуждайте ребенка слушать аудиозаписи и пересказывать услышанное. Аудиозапись можно останавливать и снова включать, предлагая ребенку слушать ее маленькими кусочками, а затем пересказывать и записывать кусочек, который он прослушал.

Многие дети с синдромом Дауна считают математику очень трудным предметом, хотя кажется, что развитие у них навыков счета происходит обычным образом. Многие трудности объясняются тем фактом, что, наряду со своей абстрактной природой, большая часть математического мышления предполагает способность хранить исходные числа или удерживать числовую последовательность, одновременно производя математические операции. Поэтому для детей с синдромом Дауна, имеющих недостаточную кратковременную память, особенно труден устный счет. Развитие математического мышления у таких детей должно поддерживаться наглядными материалами и выполнением действий с реальными предметами.

sensint.ru

Речевые нарушения при синдроме Дауна

«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна

Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.

Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.

Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:

  • Алалия.
  • Общее недоразвитие речи.
  • Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
  • ЗПР.
  • Заикание.
  • Апраксия.
  • Грамматическая неправильность речи.
  • При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.

    Причины проблем, возникающих при развитии речи:

    • Особенности строения артикуляционного аппарата.
    • Мышечная гипотония.
    • Проблемы со слухом.
    • Низкий объем слуховой памяти.
    • Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
    • Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.

    Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.

    Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна

    Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.

    В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.

    Над чем работают дефектологи:

  • Вырабатывание концентрации внимания.
  • Работа над общим психомоторным развитием.
  • Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
  • Улучшение координации движений.
  • Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.
  • Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.

    Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.

    Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:

  • Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
  • Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
  • Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
  • Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.
  • Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.

    Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.

    Ребёнок с синдромом дауна, девочка почти 7 лет .ходит в обычный детский сад. хорошо развита. Умница и красавица. Требуется продолжение и развитие речи, ознакомление с формами и цветом, подготовка к школе.

    здравствуйте! Подскажите,работает ли в Вашем филиале в Москве м.Бабушкинская специалист по развитию и улучшению речи детей с синдромом дауна?

    Да, конечно, и в Мытищах тоже специалист для детей с СД ведет занятия

    У нас ребенок с синдромом Дауна 5 лет, ищу всевозможные пути чтобы суметь помочь ему вовремя.

    Умственная отсталость (УО) у детей характеризуется сниженным развитием интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного .

    Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития .

    karkusha.su

    20 развивающих игр и упражнений для детей, имеющих синдром Дауна

    Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

    Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

    Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

    Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

    Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет). Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

    Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

    В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед — простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы», когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека»). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

    Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

    Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома — красную рубашку, одеяло, чашку — и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», — говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

    Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

    Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», — говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

    ВОЗРАСТ 3 – 5 лет, расширение словаря, звуки

    Время чая — время обучения

    Когда язык, который используете, связан с повседневной деятельностью, он делает обучение функциональным и более мотивирующим. Добавляйте к словарю повседневные слова, такие как сидеть, пить, есть, стирать. Пейте чай, принимайте ванну с куклами, описывайте, что делаете. Затем следуйте за ребенком — подайте еду, вымойте, оденьте кукол, предложите поговорить о том, что делаете, используя фразы из двух или трех слов («Долли пьет чай» или «Мама моет куклу»).

    Укрепите сильные стороны зрительной памяти ребенка, используя похвалу, чтобы повысить самооценку и выразительный язык. Джо и Сьюзан Котлински, родители дочери с синдромом Дауна, создали специальную систему обучения чтению. Они предлагают наклеить лист бумаги размером 8 1/2 «x 11» на видном месте. Каждый раз, когда ребенок говорит новое слово или слово, которое вы не слышали, перестаньте делать то, что делаете, произнесите: «О, это новое слово!» и напишите его на листе. Распечатайте слово строчными буквами на карточке размером 5 «x 7». Затем покажите карточку и произнесите слово одновременно. Позже, еще раз покажите карту и повторите слово. Со временем ребенок попытается добавить новые слова в список.

    Напишите буквы на обратной стороне цветных кругов. Попросите ребенка перевернуть каждый круг и произнести звук. Подскажите, издав правильный звук, со временем уменьшите подсказки. Начните с нескольких кругов, и звуков, которые ребенок уже произносит, и медленно добавляйте новые. «Большинство детей с синдромом Дауна, начнут изучать звуки между 3 и 5 годами», — говорит Бакли.

    Учебные занятия для малышей с синдромом Дауна

    Существует множество учебных занятий, которые помогут вовлечь малышей с синдромом Дауна. Эти специальные дети получат пользу от повседневной практики, помогая взрослым. Независимо от особых способностей ребенка, существуют упражнения, соответствующие их потребностям, чтобы достичь индивидуального потенциала.

    «Из-за хорошей зрительной памяти детей с синдромом Дауна можно научить читать рано, когда есть понимание 50 — 100 слов, могут сопоставлять и выбирать фотографии», — говорит Бакли. Сделайте игру со словами, на которые легко отвечает, например, фамилии или продукты.

    Напечатайте два смежных слова, таких как мама и папа, крупным шрифтом на кусочке белой бумаги, ламинируйте его (используйте картонные подложки, если хотите). Печатайте слово снова, отдельно, на маленьких карточках. Поместите большую карточку лицом вверх, перед ребенком, возьмите его за руку с маленькой карточкой, которая соответствуют словам на большой карточке, по одному за раз. Увеличьте слова, которые появляются на больших карточках, до трех или четырех.

    Игра в совпадение слов и изображений сделать задачу освоения навыков чтения менее расстраивающей. Чтобы подготовить игру, выберите книгу или рассказ с простыми словами, с которыми ребенок уже знаком. Прежде чем прочесть рассказ ребенку, выделите в нем слова. Соберите изображения, которые представляют каждое выделенное слово, и разложите их на столе.

    Прочитайте историю, позволяя ему просматривать страницу во время чтения. Когда переходите к выделенному слову, останавливайтесь и позвольте ребенку выбрать изображение, представляющее соответствующее слово. Хвалите его за успех.

    Отсутствуют исследования, как влияют шахматы на детей с трисомией 21, но можно попробовать включить игру в программу развития. Шахматы-сложная интеллектуальная игра, при которой требуется планирование, хорошо развитое мышление и память. Слабость этих функций делает недоступной игру в шахматы для детей с синдромом Дауна.

    Деятельность по физическому развитию

    У людей, имеющих трисомию 21 мышцы более гибкие. Это не позволяет им освоить физические навыки так же легко, как другим детям. По той же причине некоторые дети склонны двигаться меньше. Занятия физическими упражнениями в течение дня помогает развивать тонус мышц, физические навыки. Рекомендуются упражнения, связанные с ползанием, стоянием и ходьбой.

    Баланс и координация движений

    У детей с синдромом Дауна часто возникают трудности с балансом, вестибулярной системой. Вот почему они часто боятся качелей. Развитие баланса поможет уменьшить эти опасения. Используйте гамак, так как он целиком удерживает ребенка, а также позволяет перемещаться вперед- назад, из стороны в сторону. Все эти действия помогут развить вестибулярную систему, чувство равновесия.

    Работа с функциями рук

    При синдроме Дауна немного другое расположение костей рук. Это одна из причин, по которой трудно найти прекрасные упражнения на координацию. Деятельность, которая улучшает координацию глаза-руки, поможет легче усвоить эти навыки. Для этой цели используйте различные виды искусства и ремесел. Например, поделки из теста, шнуровка, сбор мелких предметов.

    Тактильная деятельность

    У солнечных детей часто возникает гиперчувствительность. Им не нравится прикасаться к каким-либо предметам или ходить по некоторым поверхностям. Чтобы уменьшить это, протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони их рук.

    Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие, которые ребенку могут не понравиться. Некоторые предметы, которых даунята не любят касаться, это клей, желе, песок, грязь. Часто они не любят ходить по траве, холодным, неровным поверхностям, таким как галька, мокрый песок. Такие занятия, как игра с тестом, рисование пальцами, помогают снизить гиперчувствительность.

    В то время как обычные дети, с относительной легкостью получают информацию об окружающем их мире, люди с синдромом Дауна часто борются за то, чтобы развить понимание мира, в котором живут. Помогите человеку построить свои базовые навыки, создав загадки из лиц. Чтобы создать их, выберите изображения лиц из журналов или лиц членов семьи. Разрежьте каждое изображение на 3 полосы, отделив части лица (глаза, нос, рот). Поместите обрезанные лица в конверты или мешочки. Позвольте соединить их вместе, практикуя его понимание структуры лица.

    Для малышей с синдромом Дауна действия, которые помогают им лучше осознавать свое тело, как он движется, будут полезны для развития мышления. Родители могут манипулировать руками и ногами ребенка вверх- вниз, вправо-влево. По мере роста дети могут сделать это сами. Это может быть зеркальной деятельностью; взрослый касается его головы, потом малыш касается головы взрослого. Взрослый хлопает в ладоши, ребенок копирует. Помогая копировать движения, вы помогаете научиться делать это самостоятельно.

    Ежедневные мелкие моторные навыки, усиливают мышцы пальцев и рук. Используйте глину или пластилин для создания разных объектов. Другой способ развития тонких моторных навыков — практика резки различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

    Основные двигательные навыки

    Разместите пять или шесть обручей на земле. Ребенок целится и бросает маленькие мешочки с фасолью в середину обруча. Или создайте игру в боулинг. Это можно сделать, используя пустые пластиковые бутылки. Ребенок применяет шарики разного размера, чтобы сбить их.

    Даун синдром — это генетическое расстройство, которое обычно приводит к более медленному обучению, импульсивному поведению и короткому охвату внимания. Музыкальная деятельность полезна для людей, имеющих синдром Дауна, потому что эти ученики учатся лучше с уроками, которые повторяются и привлекательны. Ритмы и повторяемость музыки помогают запомнить что-то более легкое, чем простая речь. Музыка для детей с синдромом Дауна стимулирует весь мозг, это отличный инструмент обучения.

    Дети с синдромом Дауна часто высовывают язык при разговоре из-за отсутствия контроля над мышцами. Сядьте с малышом перед зеркалом и включите веселую песню, которую он любит. Пойте вместе с ним и смотрите в зеркало. Он увидит собственный язык и попытается скопировать вашу манеру использования язык, когда поете.

    Первое, что учат в школьные годы, это алфавит, счет, свой адрес и номер телефона. Один из самых простых способов для детей с синдромом Дауна всех возрастов, запомнить эту информацию — песня. Можно использовать готовые песни алфавита или счета, или придумать свою простую, запоминающуюся мелодию. Этот способ подходит для любой информации, которую необходимо запомнить. Дополнительным бонусом является то, что большинство детей с синдромом Дауна любят музыку, поэтому уделяют больше внимания, повторяют песни, поэтому быстрее запоминают.

    Музыкальное движение

    Применяйте музыку с движением, чтобы стимулировать двигательную, координацию глаз и когнитивные навыки. У детей с синдромом Дауна существует высокий риск ожирения, и они гораздо больше интересуются музыкой, чем движением. Простые действия включают танцы под песню или музыку. Когнитивные навыки тренируются путем бросания мяча под музыку. Каждый раз, когда музыка останавливается, надо практиковать текущий навык. Например, если работаете над рифмой, каждый раз, когда музыка останавливается, надо сказать слово, которое рифмуется.

    Деятельность, связанная с ритмом и движением, стимулирует развитие речи, помогает справиться с трудностями. Когда музыка воспроизводится, дети могут хлопать или бить барабан, чтобы усилить ритм. Также могут показать свои танцевальные движения или следовать указаниям в песне, чтобы освоить разные движения.

    Дети с синдромом Дауна имеют дефицит в некоторых областях развития. Однако, обеспечивая надлежащую среду и правильные игры, занятия на раннем этапе жизни, мы можем помочь развить и получить навыки, которых не хватает естественным и приятным образом.

    ovp1.ru

    Дети с синдромом Дауна – что нужно знать родителям

    Рождение малыша с синдромом Дауна – настоящее испытание для родителей. Многие впадают в депрессию, многие стесняются собственного ребенка, но ведь эта патология известна человечеству давно, современная медицина с уверенностью заявляет, что при должном обучении, отношении такие «солнечные детки» вполне адаптируются в обществе, способны получить образование и профессию.

    Незачем впадать в панику при рождении малыша с синдромом Дауна, разумнее будет получить информацию об особенностях таких детей и настроиться на долгую работу для получения результата.

    Для начала немного статистики:

    1. Задержка в развитии у детей с синдромом Дауна будет обязательна, но они вполне обучаемы. С помощью специально разработанных обучающих программ удается повысить их IQ до 75, такие дети учатся в школе по общей программе и способны получить высшее образование.
    2. Развитие ребенка с синдромом Дауна происходит гораздо быстрее, если он общается со здоровыми сверстниками и растет в семье, а не в специализированном интернате.
    3. «Солнечные детки» обладают такими качествами, как доброта, открытость, дружелюбие – они ярко выражены и более искренни, чем у здоровых детей. Будучи взрослыми, такие дети могут создавать семьи, но риск рождения у них малыша с синдромом Дауна составляет 50%.
    4. Продолжительность жизни человека с рассматриваемой патологией современная медицина довела до 50 лет, в некоторых случаях они доживают и до преклонных лет.
    5. Ни в коем случае родители не должны винить себя в рождении ребенка с синдромом Дауна! Существуют факторы риска, но большинство деток с таким диагнозом родились у здоровых женщин в возрасте 18-35 лет.
    6. Если в семье уже имеется ребенок с синдромом Дауна, то риск рождения второго малыша с таким же диагнозом равен 1 %.
    7. Развитие ребенка с синдромом Дауна

      Еще несколько десятилетий назад рассматриваемый диагноз воспринимался как приговор – детей оформляли в специальные интернаты, изолировали их от общества. Сейчас же ситуация кардинально меняется – общество учится воспринимать таких детей адекватно, родители стараются дать им максимум возможности на будущее в плане образования и получения профессии, семьям с такими детьми оказывает помощь и государство.

      С момента выписки ребенка с синдромом Дауна и до его совершеннолетия именно участковый педиатр несет ответственность за него. Врач должен рассказать родителям, как правильно ухаживать за ребенком, выдаст направление на полноценное обследование – это поможет выявить сопутствующие патологии, быстро предпринять шаги к лечению.

      В 60% случаев рождения детей с синдромом Дауна обнаруживаются проблемы со зрением. Причем, в раннем возрасте определить у малыша какие-то отклонения невозможно, только окулист сможет провести полноценное обследование и поставить диагноз. Чем раньше будет обнаружена патология, тем лучше делают прогнозы врачи, поэтому пропускать визиты к окулисту не стоит.

      Этот специалист может выявить нарушения в работе эндокринной системы, особое внимание он уделяет щитовидной железе. Обратиться к эндокринологу следует тем родителям, у которых ребенок с синдромом Дауна начинает поправляться, становится вялым и сонливым, его ладони и стопы отличаются холодностью.

      Врач должен наблюдать за развитием нервной системы ребенка, при необходимости он может назначить лечебную физкультуру, массажи, лекарственные препараты и физиопроцедуры для стимуляции правильного развития.

      Этот специалист проверяет слух ребенка – при синдроме Дауна сопутствующей патологией может быть тугоухость, что обязательно скажется на речевом и психоэмоциональном развитии малыша. Первым признаком нарушений слуха является отсутствие реакции ребенка на громкий, внезапный звук (он должен хотя бы вздрогнуть). Иногда отоларинголог проводит операцию по удалению аденоидов, что обеспечивает постоянное закрытое состояние рта.

      Регулярные занятия со специалистом позволят уменьшить проблемы с речью – звуки ребенок с синдромом Дауна будет произносить четко и внятно, а это ему пригодится и для адаптации в обществе, и для дальнейшего обучения.

      Но родители должны заботиться не только о своем ребенке с синдромом Дауна, но и о собственном здоровье. Неплохую поддержку может оказать психолог – он научит воспринимать собственного малыша адекватно, научит любить его, не стесняться. Кстати, психолог поможет и самому ребенку – подберет для него курс занятий, что позволит выровнять развитие малыша и подготовить его к дошкольному или школьному учреждению.

      Несмотря на полную помощь от специалистов, основные заботы ложатся на родителей. Именно они должны постоянно развивать в ребенке физические и умственные способности, чтобы он смог стать полноценным членом общества. А помогут в этом нелегком труде специальные издания, литература:

    8. «Маленькие ступеньки». Эта программа специально разработана для занятий с детьми, которые отстают в развитии. В ней пошагово и максимально подробно расписаны упражнения, которые помогут обеспечить нормальное всестороннее развитие малыша с синдромом Дауна.
    9. Система Монтессори. Эта программа настолько эффективна, что иногда дети с синдромом Дауна в развитии опережают своих здоровых сверстников!
    10. Но родители должны понимать, что ребенку с синдромом Дауна учеба будет даваться трудно, они должны будут постоянно с ним заниматься. Стоит знать сильные стороны таких особых деток, чтобы делать упор на них.

      Сильные стороны у детей с синдромом Дауна

      Да, такие малыши отстают в развитии, но и у них есть сильные стороны!

      Отличное зрительное восприятие, внимание к деталям

      С первых дней занятий малышу нужно показывать карточки с цифрами и предметами, называя их. В день нужно изучать 2-3 новых понятия – этого вполне достаточно. И вся дальнейшая учеба будет опираться на наглядные пособия, какие-то знаки/обозначения и жесты.

      Учатся на примере взрослых и детей соответствующего возраста

      Внимательно следите за своими действиями и словами – ребенок с синдромом Дауна повторяет все за окружающими. Если требуется привить какой-то навык ему, то просто сами демонстрируйте правильный порядок действий. Только учтите, что повторять придется свои действия неоднократно, малыш с синдромом Дауна не сразу все запоминает.

      Быстро учатся читать

      Дети с синдромом Дауна могут выучить текст и даже пользоваться им, поэтому учите их здороваться, прощаться с людьми, высказывать свои просьбы. Отличным «подкреплением» станет демонстрация действия жестами.

      Художественные таланты

      «Солнечные детки» любят петь и танцевать, выступать на сцене, писать стихи. Поэтому специалисты часто используют для их развития арт-терапию – рисование, лепку из пластилина и глины, роспись по дереву и другие направления.

      Спортивные достижения

      Знаете ли вы, что в параолимпийских играх отличных результатов достигают пловцы, гимнасты и бегуны с синдромом Дауна? Такие дети начинали свой путь с обычных занятий физкультурой, которые они выполняют с удовольствием.

      Отлично осваивают компьютер

      Этот навык может стать основой для будущей профессии – люди с синдромом Дауна успешно трудятся на ниве IT-технологий.

      Кроме вышеперечисленного, дети с синдромом Дауна очень тонко чувствуют окружающих, их эмоции, быстро распознают фальшь. Поэтому нужно оберегать их от отрицательных эмоций – не общаться с людьми, которые испытывают к малышу жалость или брезгливость.

      Особенности физического развития малыша с синдромом Дауна

      Именно в первый год жизни ребенка с рассматриваемым диагнозом очень важно начинать его физическое развитие и постоянно общаться с ним. Если родители поставят перед собой задачу одевать/кормить/купать малыша, а развитие откладывать на потом, то в будущем возникнут проблемы с этим. Тем более что приобретение какого-то одного навыка «тянет» за собой приобретение новых. Например, ребенок научился сидеть – он тут же начнет брать/манипулировать игрушками, а это развивает мелкую моторику, которая способствует развитию речи и логического мышления.

      Это лучший метод укрепления мышц, повышения их тонуса. Массаж разрешено делать детям старше 2 недель и весом более 2 кг, курсы массажа следует повторять каждые полтора месяца.

      Обратите внимание: нет необходимости каждый раз обращаться к специалистам – массаж можно выполнять и самостоятельно в домашних условиях. Синдром Дауна как раз тот случай, когда материнский массаж не уступает профессиональному.

      Правила проведения массажа детям с синдромом Дауна:

    11. Движения могут быть только поглаживающими, легкими. Слишком активное проведение массажа не укрепит мышцы, а, наоборот, ослабит их.
    12. Рука массажирующего должна легко скользить по телу ребенка. Кожа малыша не должна при этом собираться в складки или натягиваться.
    13. Особое внимание во время массажа стоит уделять кистям и предплечьям – именно в этих местах расположены рефлекторные зоны, несущие ответственность за речь человека.
    14. Делайте и массаж лица – это позволит улучшить мимику и произношение звуков. Можно делать движения от спинки носа к ушам, от подбородка к вискам и круговые вокруг рта.
    15. Последним этапом процедуры должны стать легкие прикосновения подушечками пальцев к щечкам и ко лбу ребенка. Если массаж делается перед кормлением, то малышу будет легче сосать.
    16. Специалисты настойчиво рекомендуют дополнить массаж гимнастикой – вот о том, какие упражнения можно выполнять, должен рассказать врач-педиатр.
    17. Обратите внимание: массаж и гимнастика ускоряют движение крови и значительно увеличивают нагрузку на сердце. Поэтому в случае диагностирования у малыша порока сердца (сопутствующая патология) перед проведением массажа и гимнастики нужно получить консультацию у кардиолога.

      Самая первая появится в полтора-четыре месяца (все зависит от степени отставания в развитии). Чтобы вызвать улыбку, достаточно посмотреть в глаза ребенку и искренне улыбнуться. А если в ответ малыш тоже улыбнулся, то нужно его похвалить, прижать к себе, нежно погладить по голове – такие действия помогут закрепить навык.

      Гулить и протягивать ручки к родителям/братьям/бабушке/дедушке дети с синдромом Дауна появляются в 6 месяцев. Но это не означает, что до этого момента он никого не узнает, никому не радуется – просто его сниженный мышечный тонус не дает возможности выразить чувства.

      Желательно добиться ранней «посадки» малыша, но из-за анатомических особенностей ребенок с синдромом Дауна садится только в 9-10 месяцев. Некоторые дети учатся сидеть только к 2 годам своей жизни – это зависит от имеющихся сопутствующих патологий, от общего развития организма. Но как только малыш сел, его можно приучать держать в руке сухарик, бутылочку с водой и даже высаживать его на горшок.

      Дети с синдромом Дауна начинают ползать и ходить в полтора-два года. Причем, сначала родители должны помочь ему научиться ползать, передвигая его ножки – малыш поймет, что ему нужно делать для самостоятельного передвижения и закрепит этот навык.

      Ребенок с рассматриваемым синдромом научится делать все то же самое, что и здоровый малыш, но несколько позже. Не стоит расстраиваться по этому поводу – с возрастом отставание в развитии будет не так заметно, тем более, что некоторые «солнечные детки» развиваются в пределах нормы.

      Развитие личности при синдроме Дауна

      Проблема у ребенка с лишней хромосомой может возникнуть и в психофизическом плане. Дело в том, что таким детям очень тяжело контролировать свои эмоции, их практически невозможно заставить делать то, что им не хочется в данный момент. Исправить ситуацию поможет только четкий распорядок дня – все основные «мероприятия» должны проходить в определенное время. Это поможет организоваться ребенку с синдромом Дауна, привыкнуть к обязательным действиям, научит его дисциплине.

      Родители должны помнить, что «солнечные детки» с удовольствием выполняют маленькие задачи, но могут возникнуть трудности с выполнением более затяжных – они просто не могут представить себе конечный результат. Например, малыш с успехом выполнит задание «поставить один кубик на другой», но будет долго соображать над заданием «построй домик». Совет родителям – каждое занятие просто разбивайте на этапы и выдавайте задание строго по ним.

      У 20% детей с синдромом Дауна диагностируются аутические расстройства. Проявляется это отказом от общения с окружающими, повторяющимися однотипными действиями (например, может кружиться или прыгать часами), приступами агрессии и стремлением к однообразию. Если такое поведение отмечается у ребенка, то нужно обратиться за помощью к психологу, затем – к психиатру.

      Познавательная сфера

      Родители должны знать некоторые особенности познавательной сферы малыша с синдромом Дауна:

    18. Чтение таким особым деткам дается легко, это нужно поощрять. Умение читать пополнит словарный запас ребенка, улучшит его мышление. Многие дети чтению предпочитают письмо – это тоже весьма полезный навык.
    19. Внимание к деталям у «солнечных деток» просто невероятное – они могут после первого занятия запомнить цвет предмета, определить его в какую-то группу (например, предметы мебели или гардероба).
    20. Недостаточно развита у детей с синдромом Дауна кратковременная слуховая память, а ведь именно она нужна для развития речи, для ее усвоения и восприятия. Люди с рассматриваемой патологией говорят медленно, объем памяти у них достаточно маленький, поэтому им тяжело следовать инструкциям, посчитать в уме, понять прочитанный текст. Тренировать кратковременную слуховую память можно и нужно – просите ребенка повторять услышанные фразы, начиная с однословных и подходя к более сложным.
    21. Пространственная и зрительная память у особых деток не нарушена, этим нужно воспользоваться при обучении. Если происходит изучение новых слов, то нужно показывать карточку с нарисованным предметом или цифрой. Если же идет изучение действий, то их при совершении нужно словесно описывать («Я наливаю чай», «Я обуваюсь»).
    22. С математикой у малышей с синдромом Дауна определенно возникнут проблемы. Чтобы освоить устный счет, приобретите ему счетные палочки, либо проводите занятия со знакомыми предметами – карандаши, кубики, машинки.

    Родители в процессе обучения должны учитывать самые сильные стороны своего малыша – подражательность и старательность. Покажите ребенку пример того, как нужно сделать, объясните, что нужно сделать и малыш наверняка все исполнит. Только не торопите его! Импульсы в коре головного мозга у них возникают реже, чем у здоровых деток, поэтому просто наберитесь терпения и дождитесь от него выполнения поставленной задачи.

    Развитие речи – важный аспект, и начинать этот процесс нужно с первых дней жизни малыша с синдромом Дауна. Разговаривать с таким ребенок нужно громко и эмоционально, четко произнося все слова – не допускайте сюсюканья! Пусть голос будет то тихим, то громким – это позволит развить не только речь, но и слух/эмоции ребенка.

    Постоянно называйте предметы и озвучивайте свои действия – «Сейчас будем пить из бутылочки», «Мама надевает тебе штаны». Многократное повторение обговоренных действий поможет в будущем связать ребенку предмет и действие, сопоставить их.

    Любые занятия и манипуляции с малышом обязательно подкрепляйте положительными эмоциями. Похлопывайте его по ручкам и ножкам, гладьте по спинке, щекочите и улыбайтесь ему – это спровоцирует повышение двигательной активности ребенка, которая сопровождается произношением звуков. А родители должны повторять эти звуки – малыш будет рад, что его «понимают», привьется навык вести беседу.

    Если изучаете название каких-то предметов, то обязательно подкрепляйте все звуками. Например, новое слово «машина» — руками «покрутите руль», порычите как мотор. Если вернетесь к этому слову, то опять повторите все произнесенные действия и звуки – это создаст в голове малыша четкий образ «предмет-действие».

    Люди с синдромом Дауна подвержены стрессам и депрессиям – это относится и к детям. Их психоэмоциональный фон слишком неустойчив, они отлично понимают/ «угадывают» эмоции окружающих и негативное отношение может привести «солнечного ребенка» к вспышкам агрессии, расстройствам сна, потере аппетита, истерикам. Особенно важно контролировать психоэмоциональный фон у подростков с рассматриваемым синдромом – они уже отлично осознают свою особенность и могут расстроиться до мысли о суициде. В этом случае поможет только психиатр, который при необходимости может назначить ребенку антидепрессанты.

    Родители должны привлекать к общению с детьми с синдромом Дауна здоровых сверстников – круг друзей и знакомых не должен ограничиваться реабилитационным центром. Во-первых, малыши с рассматриваемой патологией очень общительны, во-вторых, их развитие будет ускорено при общении со здоровыми детками.

    Ребенок с синдромом Дауна нуждается не только в занятиях по развитию, но и в простых играх. Родители и тут должны проявить терпение и настойчивость – «солнечным деткам» нужно прививать навык игры.

    Начинается все с погремушек и кубиков – вложите игрушку в руку малышу, научите ее держать, а затем и пользоваться ею. Специалисты считают, что именно с такими особыми детками нужно проводить игры-потешки («Сорока-ворона»), пальчиковые игры. Старайтесь во время игры рассмешить малыша – это будет еще и элемент дыхательной гимнастики.

    Лучше всего покупать малышу игрушки из натуральных материалов, что поможет улучшить тактильную восприимчивость, ребенок с синдромом Дауна научится распознавать различные поверхности. Можно все сделать и самому – например, обмотать ручку погремушки шерстяной ниткой, пошить яркую наволочку, соединить за уголки несколько цветных шелковых платков. Отличным подспорьем станут движущиеся игрушки – например, модули на кроватку.

    Что касается музыкальных игрушек, то лучше обойтись без электронной музыки, которая появляется при нажатии на кнопку. Ребенок с синдромом Дауна должен играться игрушечным пианино, трещотками, ксилофоном – у малыша разовьется чувство ритма, для чего нужно под музыку совершать движения. Например, при быстрой музыке быстро и громко топайте ногами, во время медленной мелодии – просто имитируйте ходьбу на месте.

    Развитие ребенка с синдромом Дауна – это труд родителей. Не стоит зацикливаться на этом и ежеминутно «терзать» малыша какими-то упражнениями. Старайтесь выполнять рекомендации специалистов, посещайте реабилитационные центры и специальные занятия для родителей – это поможет выстроить собственную схему обучения. А наградой станет поступление ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательную школу или высшее учебное заведение.

    Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

    3,149 просмотров всего, 10 просмотров сегодня

    okeydoc.ru