Расстройства

Причины стресса по селье

23.04.2018

Стресс: природа появления, факторы и причины

О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. Причины возникновения стресса различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.

Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.

Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.

Селье выделил три стадии напряжения:

  1. Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
  2. Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
  3. Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.
  4. В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.

    С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.

    Зарождение и природа стресса

    Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.

    Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:

    • увеличение коры надпочечников;
    • уменьшение вилочковой железы;
    • прилив крови к слизистой ЖКТ.

    Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.

    Причины возникновения стресса

    У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:

  5. Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
  6. Регулярная нехватка времени.
  7. Проблемы со сном.
  8. Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
  9. Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
  10. Комплексы неполноценности.
  11. Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
  12. Нет самоподдержки и уважения к своей личности.
  13. Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.

    Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:

    • рабочие ситуации;
    • личная жизнь;
    • семья, дети;
    • денежные проблемы;
    • загруженность.
    • пессимизм;
    • отсутствие настойчивости;
    • повышенные требования к себе и жизни;
    • отсутствие мотивации.
    • Современная классификация видов

      Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:

    • Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
    • Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
    • Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
    • Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
    • Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
    • Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
    • Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
    • Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.

Виды стресса регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.

Факторы влияния на развитие стресса

Выделяют несколько основных факторов:

Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.

Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:

  • Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
  • Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
  • Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
  • Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
  • Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.
  • Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.

    Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.

    Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.

    Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»

    Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.

    ostresse.ru

    11.5. Природа и причины стресса

    Природа стресса. Стресс (от англ. stress — «туго натя­нуть») — это состояние напряжения, возникающее у чело­века под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации сущест­вуют ситуации и характеристики работы, которые вызыва­ют стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под кон­троля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

    Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед от­ветственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс созда­ет проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс. Нулевой стресс невозможен.

    Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физио­логическим напряжением (рис. 11.8) [2, с.547].

    Физиологические признаки стресса — язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления — раз­дражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эф­фективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

    Рис. 11.8. Модель стрессовой реакции

    Причины стресса. Существуют различные теории отно­сительно причин стресса. Основной причиной стресса яв­ляются перемены. Любая перемена, даже позитивная, на­рушает баланс, который мы поддерживаем в своем окруже­нии. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

    Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

    Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда чело­век пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

    Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разо­браться с симптомами стресса (рис. 11.9).

    По мере того как менеджеры учатся справляться с собст­венной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

    Конечно, разные личности будут по-разному реагиро­вать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

    Как видно, стресс может быть вызван факторами, свя­занными с работой и деятельностью организации или собы­тиями личной жизни индивида.

    Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис.11.10) [2, с. 546-547].

    Организационные факторы. Широко распространен­ной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежно­сти и материальных потерь.

    Конфликт ролей возникает, когда работнику предъяв­ляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят груп­пой и соблюдать требования руководства — с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

    Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

    Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

    В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

    Рис.11.10. Основные причины стресса

    Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

    Однако следует отметить, что положительные жизнен­ные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

    Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необ­ходимо [2, с.547]: .

    оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответ­ствующий объем и тип работы;

    разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите при­оритеты в их работе;

    четко описывать конкретные зоны полномочий, от­ветственности и производственных ожиданий, использо­вать двустороннюю коммуникацию;

    использовать стиль лидерства, соответствующий тре­бованиям данной ситуации;

    обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффек­тивную работу;

    6) выступать в роли наставника по отношению к подчи­ненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

    1. Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились итоги работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереа­лизованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

    Определите природу и тип конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

    2. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил Ваш оппонент?

    Вопросы для повторения

    Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

    Определите возможные последствия функционального конфликта.

    Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

    Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.

    Назовите и поясните основные причины конфликтов.

    Опишите пять основных стилей отношений между людьми, исполь­зуемых для разрешения конфликта.

    Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

    Как Вы понимаете стресс?

    Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

    10. Назовите причины стресса.

    Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество. Мн., 1994.

    Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

    Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

    Зигерт В., Лет Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

    Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1989.

    Селье Т. Стресс без дистресса/Пер. с англ. М., 1982.

    Скотт Дж.Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.

    Храмов О.В. Методы познания и преодоления конфликтных ситу­аций. Л., 1989.

    studfiles.net

    Причины стресса по селье

    Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

    Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого заболевания. В связи с этим в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления. Стресс, как указывал Г. Селье, "является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание".

    Стресс, по мнению Г. Селье, многолик: это не только повреждения и болезни, "но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы". В этом, естественно, состоит положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. "Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, — пишет О. Г. Газенко, — их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности".

    При изучении механизмов стресса Г. Селье выявил роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым установил их участие в неэндокринных заболеваниях.

    Эксперименты на животных показали, что изменения внутренних органов, вызванные инъекцией вытяжек из желез, аналогичны изменениям, отмеченным при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении, при воздействии холода и жары и многих других раздражителей. Эта реакция была впервые описана Г. Селье в 1936 г. как "синдром, вызываемый различными вредными агентами", впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стресса.

    Г. Селье развитие стресса во времени разделил на три стадии:

    1) реакция тревоги;

    2) стадия резистентности;

    3) стадия истощения.

    После того как Ганс Селье сформулировал понятие синдрома биологического стресса, были выявлены ранее неизвестные биохимические и структурные изменения организма в ответ на неспецифический стресс. Врачи особое внимание обращали на биохимические сдвиги в организме и на нервные реакции. По мнению Г. Селье, важную роль в реакциях стресса играют гормоны. По мнению Г. Селье, ведущую роль в развитии и симптоматике стресса играют кора надпочечников и ее гормоны — кортикостероиды. Гениальность Г. Селье, по мнению большинства ученых, заключается в том, что он сформулировал новую концепцию, позволяющую в разрозненных и пестрых результатах воздействия разнообразных агентов увидеть частные проявления целостного синдрома. В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге "Стресс и дистресс". Он пишет: "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — одни из самых распространенных стрессоров, результат воздействия которых обычно наблюдается у пациентов психотерапевтов и психиатров. Можно с уверенностью утверждать, что стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Физиологический стресс наиболее слаб в минуты спокойствия, но никогда не равен нулю. Полная свобода от стресса означает смерть.

    referatwork.ru

    В наши дни о стрессе говорят очень многие. Простой обыватель, не особо осведомленный в психологии, считает, что стресса нужно избегать. Этот термин трактуется вольно и не всегда правильно. Многие считают его нервным напряжением, вредным для эмоционального здоровья человека. Но это ошибочное мнение.

    Что такое стресс по мнению психологов?

    В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье впервые сформулировал концепцию стресса. Он определи его, как реакцию человека на любое сильное раздражение, внешнее или внутреннее. Стрессом можно считать раздражение, которое превышает предел выносливости систем организма. Эта концепция была положена в основу и развивалась многими учеными-психологами.

    Биологическая функция стресса — адаптация под определенные условия. Организм использует стресс для защиты от любых угроз. Угрозы, которые психологи называют стрессорами, разделяются на два типа:

    • Физические – боль, холод, жара, повреждения. Они действуют непосредственно на ткани тела.

    • Психологические – это стимулы, которые важны для человека в социальном плане. Возникают такие эмоции как обида, злость, страх.

    Появление стресса заставляет человека или его организм начинать действовать с единственной целью – защитить жизнь и здоровье, противодействовать опасности. В современной психологии принято различать психологический стресс на эмоциональный и информационный.

    Ганс Селье выделяет два понятия: стресс и дистресс. В его трактовке понятие стресса равнозначно изменению функционального состояния организма в зависимости от поставленной перед ним задачей. Даже спящий человек, который находится в полностью расслабленном состоянии, испытывает легкий стресс. Дистресс — это тот стресс, который наносит вред организму.

    Современные ученые тоже утверждают, что не всякий стресс – это зло. Они призывают не избегать стрессовых ситуаций, а воспринимать их, как естественный толчок к развитию. Современное толкование слова «стресс» более узкое. Психологи призывают считать его напряжением, которое появляется перед лицом неприятных или угрожающих жизненных ситуаций.

    Сейчас о стрессе принято говорить как об особом состоянии, реакции организма на экстремальное воздействие, которое несет физическую угрозу существованию или здоровью, может принести урон психологическому статусу.

    Стресс может проходить с разной динамикой. Ученые даже выяснили логику развития стресса. Систему составил уже известный вам Ганс Селье. С незначительными изменениями, ее используют до сих пор.

    Стадии стресса согласно Г. Селье

    Еще в 1926 году в медицинском институте Селье заметил, что организм пациентов реагирует на серьезную нагрузку одинаково. Селье начал искать ответ на вопрос, почему больные с разными диагнозами имеют много общих симптомов. Например, при инфекционных заболеваниях, запущенной форме рака, серьезной потере крови пациенты имели общие признаки: снижение массы тела, потерю аппетита, слабость, апатию и другие.

    В 1936 году Селье начал активно работать этой проблемой. Эксперименты над животными показали, что организм имеет предел в способности к адаптации. Ученый сумел найти подтверждения тому, что разные раздражители (печаль и радость, холод и жара, гормоны и лекарства) вызывают в организме человека одинаковые биохимические изменения. Медицина очень долго не признавала теорию Селье. Но дальнейшие исследования и практика подтвердили правоту ученого.

    Продолжив свои изыскания, Селье сделал вывод, что важную роль в реакции на стрессоры играют гормоны. Выделение адреналина – лишь одно звено из цепной реакции, которая запускается в организме человека с момент стресса. В процессе своих изысканий Селье выделял три стадии развития стресса.

  • На первой стадии стресса ученый выделил в качестве преобладающего чувство тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Сопротивляемость стрессу падает ниже нормального состояния. Так происходит из-за особой реакции желудочно-кишечного тракта, иммунной системы и надпочечников. В психологии эти системы называются «триада стресса». Если стрессор слишком силен, например, крайне низкая или высокая температура, тяжелая рана, может наступить смерть из-за ограниченности возможностей организма.
  • На второй стадии стресса происходит сопротивление. Если возможности к адаптации превышают силу воздействия стрессора, признаки тревоги исчезают, и начинает подниматься уровень сопротивляемости. Причем, поднимается он выше обычного состояния.
  • На третьей стадии стресса начинается фаза истощения. Несмотря на возросший уровень сопротивляемости, наш организм имеет предел. Если стрессор продолжает действовать на человека слишком долго, запасы энергии истощаются. Признаки первой стадии тревоги возвращаются, но уже необратимые. Наступает истощение, последствия очень печальны. Если стрессор был физическим, человек погибает. Если психологическим, такие же проблемы и начинаются.
  • В целом, если говорить примерами, организм человека можно сравнить с мотором, работающим слишком долго на пределе. Через некоторое время что-то внутри ломается и ремонту уже не подлежит. Стресс не должен пройти через все три стадии развития. Как правило, он останавливается на второй.

    Концепция, разработанная Селье, кардинально изменила подход к лечению и профилактике не только психических заболеваний, но и недугов тела. Современная медицина, взяв за основу теорию Селье, продолжает развивать ее. Подтверждения правоты ученого возникают в процессе исследований в ниши дни постоянно.

    Вторая сторона медали

    Почему же нельзя избегать стрессов? В психологии существует такое понятие как дистресс из-за недостаточного количества раздражителей. Монотонная жизнь, изоляция, скука – все эти факторы способны уничтожить психическое и физическое здоровье человека. Если нет развития, основным спусковым механизмом которого является стресс, начинается деградация. Многие пытаются скучную жизнь хоть как то разнообразить экстремальными увлечениями. Хорошо это или плохо? Зависит от того, приносит ли это вред самому человеку и окружающим. Наверно, важно не потерять чувство меры и инстинкт самосохранения.

    Меняем отношение к стрессорам

    Выяснив важность стресса для развития человека, ученые умы от психологии начали искать золотую середину. Выход нашли в популяризации прикладной психологии и воспитании у обывателя позитивного мышления. Главная цель – остановить воздействие стрессора на второй стадии и не допустить наступления второй.

    Если воздействие физическое, вариантов не так уж и много. Но и здесь крайне важно, поддается человек ситуации или борется с ней. Психологическое воздействие полностью поддается контролю человека. Здесь нам навредить могут лишь с нашего разрешения. Дать единый рецепт на все ситуации невозможно. Но если воспринимать каждую стрессовую ситуацию в качестве толчка для развития, все меняется в корне. В каком направлении развиваться, решать только вам.

    amazingwoman.ru

    Концепция стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром

    Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

    В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

    Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

    Цель данной работы – рассмотреть концепцию стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром.

    1. Концепция стресса Г. Селье

    Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс, называется «стрессором».

    Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей гибкости. НЛП внесло огромный вклад в решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития вашей способности справляться со стрессом.

    Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующие в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые – ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройства внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

    Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

    непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

    максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

    нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

    В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

    Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

    Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

    Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

    Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

    2. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности

    Таблица 1. Диагностика организационного стресса

    xreferat.com