Расстройства

Признаки аутизма у ребенка 5 лет

22.04.2018

10 ранних признаков аутизма у ребёнка: как не пропустить

Младенец не отвечает на улыбку, не реагирует на маму

В норме уже в возрасте 2–3 месяцев кроха узнаёт маму, улыбается ей, издаёт радостные звуки. Некоторые малыши улыбаются даже посторонним людям, тогда как детки с аутистическими чертами отличаются малой эмоциональностью. Ребёнок не устанавливает зрительный контакт.

Обычно младенцы, научившись фокусировать взгляд, стремятся смотреть в глаза людям, которые к ним обращаются. Малыши, страдающие аутизмом до 1 года, не устанавливают зрительный контакт, даже когда с ними разговаривают.

Малыш не интересуется людьми

Оглядеть нового человека, проследить за ним, ответить на его мимику и жесты, прислушаться к словам — обычное поведение для грудничка. Один из ранних симптомов аутизма — когда ребёнок вообще не реагирует на людей, не стремится пообщаться с ними, не нуждается в том, чтобы его заметили, подбодрили и поиграли с ним. Также для аутизма характерно отсутствие стремления подражать взрослым, копировать их поведение.

Кроха не любит прикосновения

Отсутствие навыков общения — один из главных признаков, указывающих на аутизм. Такие детки не гулят и не произносят слоги даже в год; не указывают на предметы пальцем; не реагируют на своё имя, когда кто-то произносит его. Чаще всего речь малыша-аутиста состоит в основном из фраз, которые он слышал по телевизору или где-то ещё, причём карапуз повторяет одно и то же много раз. А если ребёнку задают вопрос, вместо ответа он просто воспроизводит его в той же форме.

Проблемы в эмоциональной сфере

Аутисты не умеют понимать чужие и адекватно выражать свои эмоции. Их мимика и жесты зачастую не соответствуют сказанному, они не могут распознать иронию, сарказм, не понимают шуток. Иногда малышей с аутистическими чертами считают просто тихими, спокойными, застенчивыми. Стоит помнить, что в норме ребёнок ведёт себя раскрепощённо с самыми близкими, даже если стесняется новых людей. Аутисты же одинаково равнодушны ко всем.

Ребёнок не участвует в игре

В норме ближе к 3 годам малыши начинают участвовать в играх с другими детьми или со взрослыми, стремятся стать частью компании, поддержать затею. Если карапуз сторонится и взрослых, и сверстников, не понимает правил игры и не стремится в ней участвовать, предпочитая проводить время в одиночестве, возможно, это признаки аутизма и его пора показать врачу.

У малыша есть навязчивые движения

Аутисты успокаивают себя монотонными навязчивыми движениями. Тревожный признак, если ребёнок может подолгу кружиться на месте, раскачиваться, хлопать в ладоши, биться головой, постукивать по ушам и пр.

Кроха увлекается странными предметами

Маленький аутист может совершенно не интересоваться игрушками и играми, зато часами наблюдать, как работает выключатель света, мигает лампочка, вращаются колёса, растягивается и стягивается резинка. Также для аутизма характерно выкладывание предметов в ровные ряды.

Малыш склонен к созданию ритуалов и консервативен

Аутисты тяжело переживают перемены, поэтому стремятся максимально упорядочить свою жизнь. Например, выбирают одну-единственную дорогу в детский сад и отказываются идти по другой. Перестановка мебели в квартире или сбой режима вызывают у таких детишек настоящую истерику.

detstrana.ru

Проблемы диагностики и лечения аутизма у детей

Нарушения психомоторного развития становятся серьезным препятствием к взаимодействию ребенка с окружением в детстве, отражается на его социализации. Проявляется аутизм у детей, как правило, на втором–третьем годах жизни повторением моделей поведения, отсутствием типичных навыков общения с взрослыми, сверстниками. Неизвестен точный механизм развития этого состояния. Считается, что причины аутизма у детей связаны с врожденными дефектами мозга, нарушениями биохимических процессов в коре ГМ. Определенную роль также играют генетические факторы, инфекционные заболевания.

Особенности аутичных детей

Термин «аутизм» одним из первых предложил швейцарский психиатр Э. Блейлер в 1911 году, только в 1940-х годах ученые приступили к поиску лекарственных средств для лечения аутичных детей. Современные теории объясняют причины возникновения этого состояния несколькими факторами, в том числе генетическими. Детям-аутистам трудно обрабатывать информацию и общаться, вступать в межличностные отношения. Они часто демонстрируют стереотипные модели поведения, хотя диапазон признаков очень широкий. Практически невозможно найти двух ребят с диагнозом аутизм, у которых были бы идентичные симптомы.

Всемирная организация здравоохранения предложила следующие виды расстройств аутистического спектра (РАС) :

Проблемы с речью присутствуют при всех формах аутизма у детей и других РАС. Среди ребят встречаются способные к быстрому обучению различным навыкам и те, кто не могут учиться. Они как будто не замечают окружающих, не идут на зрительный контакт, не понимают шутки, намеки. Аутисты не сопереживают чувствам другого человека, но при заинтересованности в какой-либо конкретной теме посвящают ей много времени.

Существует возрастная периодизация развития, отражающая типичные изменения в физиологии и психологии. Способность лепетать, изъясняться жестами развивается у детей до года при отсутствии поражений головного мозга, родовых травм, тяжелых заболеваний. Между тем, грудничок с аутичным расстройством к 9 месяцам не имитирует звуки, к 12 не жестикулирует.

Если у детей до 1 года или после 12 месяцев начинаются такие отклонения, то уже можно распознать: это синдром Аспергера, атипичный или классический аутизм. Первые два состояния врачи считают «облегченным вариантом» проявления третьего. Обычно дети-аутисты не реагируют на свое имя, тогда создается впечатление, что у них проблемы со слухом.

Признаки аутизма у детей легче диагностировать в возрасте от 3 до 6 лет. Чаще отмечается легкая форма нарушений в развитии — примерно у одного малыша из 100 детей. Тяжелым отклонениям подвержено около у 2% населения. Родителям необходимо учиться общаться с аутичными детьми:

Признаки и симптомы аутизма у детей разного возраста

Как правило, первые слова малыши произносят до 2 лет, используют ключевые фразы в 24 месяца. Признаком аутизма у детей 2 лет считается ограниченность словарного запаса, произнесение одних и тех же слов или словосочетаний. Такая же особенность проявляется в отношении бытовых ситуаций, рутинных событий, движений. Например, симптомы у детей до 3 лет — выкладывание предметов в одном и том же порядке. Если у ребенка 4 лет отмечаются нарушения речевого взаимодействия, проявляется склонность к стереотипным движениям и рисованию одного и того же образа, то родителям следует обратиться к специалистам.

Дети, страдающие аутизмом, необычно реагируют на типичные бытовые ситуации, шум, громкие звуки, определенные запахи или внезапные перемены в окружающей среде. Проблема заключается в том, что аутистам сложно подготовится к изменениям. Объятия, поглаживания или другие тесные контакты могут застать таких ребят врасплох. Однако, проявления заболевания очень специфичны, некоторые очень счастливы, когда их обнимают самые близкие люди (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки).

Аутизм — симптомы у детей 5 лет:

  • эхолалия (повторение того, что слышит аутист);
  • агрессия, направленная на себя;
  • стереотипные движения;
  • монологическая речь;
  • мнимые друзья;
  • жалость к себе;
  • истерики.
  • Родителям следует знать, как проявляется и диагностируется аутизм. Берутся во внимание особенности поведения ребенка в различных ситуациях. Среди диагностических методов получили распространение различные тесты — для детей и для родителей. Большое значение при определении симптомов и лечения РАС приобретает опыт врачей, психологов, воспитателей.

    Тест на аутизм (в помощь родителям, воспитателям)

    Если родители наблюдают у ребенка 3 лет признаки, перечисленные выше в таблице, им следует сначала обратиться к педиатру, который порекомендует неврологическую или психиатрическую экспертизу. Желательно провести тщательное обследование малыша, сделать компьютерную или магнито-резонансную томографию, сдать анализы крови и мочи.

    Помощь специалистов при расстройствах аутистического спектра

    Аутизм, синдром Аспергера и далее список из 40 пунктов — перечисление заболеваний и состояний, входящих в РАС или близких к ним. Выявляют всевозможные отклонения психологические и психиатрические экспертизы. Специалисты исследуют состояние развития детей и сравнивают со средними показателями для этого возраста.

    Определение группы инвалидности после диагностики проводят специалисты городского или районного бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). От решения экспертов зависит, будет ли семья получать пособие и другую социальную помощь. Заключение о физических способностях и образовательных возможностях детей 6–7 лет дает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Результат работы МСЭ — медицинский диагноз. Заключение ПМПК помогает определиться с вариантами обучения ребенка-аутиста.

    Одни родители не особо вникают, почему рождаются дети с аутизмом, другие считают их «воплощенными ангелами» (сравнение принадлежит неизвестному автору). Журналист и общественный деятель Е. Мень в одной из своих публикаций назвала полноценное воспитание особых детей «дорогим удовольствием».

    Не затрагивая тему, как вылечить аутизм, мама ребенка-аутиста пишет в статьях о внедрении инклюзивного образования, дающего возможность повысить качество жизни всей семьи. Сейчас можно рассчитывать только на специальные образовательные методики и проводимые в детских центрах коррекционно-развивающие занятия для детей с аутизмом:

    Терапия детского аутизма

    Решение проблемы, как лечить аутичных детей, врачи и ученые ищут более 100 лет. Болезнь считается неизлечимой, ведь все происходящее с пациентом — результат поражения центральной нервной системы. Однако, все чаще ответы на вопрос, можно ли вылечить аутизм у ребенка, не столь категоричны. Врачи применяют для терапии РАС новейшие технологии, традиционные методики, диету. Нарушение психо-моторных функций лечат с грудничкового возраста с помощью метода Войта или рефлексолокомоции. Затем необходимо перейти к индивидуальной коррекционной программе.

    Более технологичный способ — сеансы декомпрессии при давлении 1,3–1,5 атм. в специальной камере или гипербарическая оксигенация для улучшения кровоснабжения структур головного мозга. В экспериментах исследователи отмечали исправление речи, координации и другие позитивные изменения после 10–40 сеансов. Содержание кислорода в барокамерах повышали с привычного для состава воздуха показателя 21% до 24%. Возможно, развитие этой методики позволит заявить, что аутизм излечим.

    Рисперидон — действующее вещество препаратов «Рисполепт», «Ридонекс», «Лептинорм». Антипсихотическое средство «Рисперидон» впервые было создано в США и там же одобрено для лечения РАС у детей и подростков. Упоминания лекарства «Рисполепт», отзывы о его применении при аутизме, можно услышать только от родителей «особых детей». Дело в том, что отсутствуют результаты клинических испытаний с участием пациентов до 15 лет, проведенных в соответствии со всеми требованиями к таким исследованиям.

    Ривастигмин — ингибитор ацетилхолинэстеразы — действующее вещество препарата «Экселон». Применение для лечения аутизма объясняется тем, что при РАС выявлена недостаточность холинергической функции. Проводилось несколько исследований влияния ривастигмина и двух других ингибиторов ацетилхолинэстеразы для лечения детей с РАС. Однако, эти препараты в России не назначают детям из-за недостаточной изученности и многочисленных побочных эффектов.

    Развитие ребенка-аутиста

    Ранний аутизм у младенцев накладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Большинство людей с этой формой РАС остаются умственно ограниченными, им требуется пожизненная поддержка. При синдроме Аспергера у детей 3–10 лет расстройства проявляются мягче, менее заметно. В процессе обучения и применения развивающих методик у них совершенствуется речь, интеллект. Детей-аутистов зачастую признают инвалидами, им нужна постоянная помощь родителей или опекунов:

    Медико-социальные учреждения, психолого-педагогические центры, общественные организации проводят ликбезы для родителей аутичных детей, интегрирует старшее и младшее поколения в малые группы. Проходят мастер-классы, праздники, концерты, экскурсии. «Особые» дети вовлекаются в игры, спортивные и другие занятия по интересам — рисуют, лепят, танцуют, поют, ухаживают за четвероногими друзьями. Такая деятельность способствует общению и творчеству, развитию способностей и задатков, которыми наделен каждый ребенок.

    zdorovyedetei.ru

    Симптомы задержки психоречевого развития у детей 3-5 лет и способы лечения ЗПРР с помощью развивающих занятий

    Удивительно, но в современном мире высоких технологий, информационного бума и успехов в педиатрии все чаще выявляются дети, отстающие от сверстников в психологическом и эмоциональном развитии. Печальная статистика указывает на то, что у 20% детей старше 5 лет диагностируется задержка психоречевого развития, формирующая у них психологический дискомфорт. Неразвитая речь приводит к затормаживанию мышления, что вынуждает специалистов говорить о задержке психоречевого развития ребенка.

    Возраст 4-5 лет — период интенсивного общения со сверстниками, поэтому чаще всего задержка речевого развития диагностируется именно у дошкольников

    Установление ЗПРР в возрасте 5 лет обусловлено тем, что на это время приходится период активного голосового общения ребенка со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми. Исправить положение сложно, а если тенденция сохраняется и к 6 годам, когда налицо грубая задержка психоречевого развития, вероятность успешного исправления проблемы равна 0,2%. Родителям необходимо задуматься о психоречевом развитии малыша уже в 2-3 года, чтобы не опоздать с лечением.

    Как распознать задержку психоречевого развития?

    Определить проблемы ребенка с речью родители могут самостоятельно, если начнут наблюдать за ним с раннего возраста. Приведем несколько основных факторов, сигнализирующих о будущей ЗПРР:

    • ребенок в 4 месяца не дает реакции на жесты и слова взрослых, не улыбается (схожесть с признаками аутизма);
    • к 8-9 месяцам малыш не лепечет, не произносит повторяющиеся слоги («ба-ба», «ма-ма»);
    • ребенок в 1 год отличается тихим поведением, издает мало звуков;
    • 1,5 года – малыш не произносит «мама» и «дай», не понимает их значения, не реагирует на просьбы и на собственное имя, когда его произносят, может отсутствовать жевательный рефлекс;
    • 2 года – ребенок не стремится повторять за другими новые слова, говорит очень мало знакомых слов;
    • 2,5 года – в лексиконе ребенка всего 20 слов, он не умеет складывать слова в предложения, не научился понимать названия предметов и частей тела;
    • 3 года – малыш не составляет из слов предложения, не улавливает содержание небольших рассказов, проглатывает окончания слов, тараторит или наоборот растягивает слова.
    • Внешние и поведенческие признаки

      Указывают на задержку психоречевого развития и некоторые внешние признаки. Вне зависимости от возраста у ребенка может проявиться обильное слюноотделение, у него постоянно приоткрыт ротик. Для детей с ЗПРР характерны в поведении гиперактивность, невнимательность, слабая память, повышенная агрессия, быстрая утомляемость. Скудные эмоции, плохое развитие воображения, ребенок с трудом контактирует с ровесниками, старается ограничить свое общение с ними, плохо соображает.

      Физические нарушения

      Сказывается ЗПРР и на физическом развитии детей. Ребенок с задержкой психоречевого развития выглядит слабым, у него может быть диагностирован ДЦП. Проведение более глубоких исследований показывает негативное влияние ЗПРР на душевное здоровье ребенка. Электроэнцефалография (ЭЭГ) и метод вызванных потенциалов (ВП) выявляют видимые изменения в левом полушарии мозга ребенка.

      Затянувшиеся проблемы с речью приводят к серьезным нарушениям в психическом и умственном развитии детей. Ребенок не способен усваивать те объемы информации, которые легко впитывают дети с нормально развитой речью. Малыш старается не участвовать в диалогах, уходит в себя, испытывает выраженный психологический дискомфорт. При таком поведении задача родителей состоит в том, чтобы начать лечение ЗПРР как можно раньше.

      Почему возникает ЗПРР?

      Выводы официальной медицины, основанные на многолетних исследованиях, гласят, что ЗПРР не относится к отдельному психическому заболеванию. Задержка формируется на фоне нарушений, происходящих в головном мозге и центральной нервной системе ребенка. Что именно провоцирует развитие задержки речи? Список факторов обширен, в него включены:

    • Болезни мамы, произошедшие в период вынашивания плода, приводящие к нарушениям в его развитии. Травмы мамы, различные инфекции, отравления.
    • Гипоксия (кислородное голодание) плода.
    • Ненормальные роды. Преждевременные, очень быстрые, обвитие ребенка пуповиной, другие родовые травмы, затронувшие ЦНС, шейный отдел позвоночника. Перинатальная энцефалопатия.
    • Травмы и тяжелые инфекции, перенесенные малышом в раннем возрасте, повлиявшие на функционирование мозга.
    • Психические болезни, например, эпилепсия.
    • Ишемия головного мозга.
    • Врожденные обменные нарушения и аномалии в ЦНС.
    • Наследственные заболевания, нарушающие структуру мозга.
    • Патология сосудов мозга, повышенное внутричерепное давление, сбои в ликвородинамике, опухоль.
    • Гидроцефалия и ДЦП.
    • Лейкодистрофия.
    • Влияет на задержку речи и психологическая обстановка в доме, где живет малыш. Устранив причины, способствующие проявлению заболевания, можно значительно снизить вероятность его проявления.

      Сопровождение ЗПРР признаками аутизма

      Сбои в центральной нервной системе и перенесенные тяжелые инфекции приводят к формированию у ребенка признаков аутизма. Осложнения нельзя назвать тенденцией, но риск наличия заболевания есть. Как распознать симптомы аутизма у ребенка:

    • Малыш не испытывает тяги к общению с родителями, не улыбается, у него отсутствует эмоциональный контакт с ними.
    • Часто проявляет агрессию, если чем-либо недоволен. Агрессивные действия может направлять на себя (кусать свои руки, бить себя).
    • Проявляет стереотипные действия: ходит долго по кругу, раскачивается, вертит один и тот же предмет. Если заставить его сменить действие, реагирует отрицательно.
    • Использует игрушки не по их предназначению. Придумывает особые занятия с ними. Привыкает к одной игрушке или к одной ее части.
    • Избегает общения с другими детьми. Не понимает обращенной к нему речи.
    • Несколько таких черт аутизма у ребенка требуют вмешательства различных специалистов. Необходима консультация психолога. Постоянная работа с аутичными детьми помогает адаптировать их к реальной жизни, но это не ведет к абсолютной реабилитации. Методов полного излечивания аутизма не существует. Многое в развитии ребенка зависит от старания и понимания родителей, от их отношения к проблеме малыша.

      Лечение заболевания ведется комплексным методом. Подключается целый ряд специалистов: невролог, психолог, дефектолог, рефлексотерапевт, логопед. Большая нагрузка, связанная с терапевтическими мерами, возлагается на родителей. Действуя по рекомендациям врачей, они должны помочь своему маленькому сокровищу преодолеть речевые и психические нарушения, стать полноценным членом общества. Врачебные методы лечения:

      1. Микротоковая рефлексотерапия направлена на восстановление поврежденных участков ЦНС. Направляя сверхмалые токи на эти участки, специалист посылает импульсы в проблемные зоны, которые отвечают за речь. Такой же метод применяется и в лечении гидроцефалии у 6-месячных детей.
      2. Задача дефектолога состоит в том, чтобы через развивающие игры улучшить память и мышление малыша, развить мелкую моторику. Начинать занятия с дефектологом следует с 2-х лет. Коррекционные занятия с логопедом проводят в 4-5 лет. Главное их направление – формирование правильного произношения и нормальной артикуляции. Применяется логопедический массаж.
      3. Лечение медикаментами состоит из приема препаратов, улучшающих кровоток в сосудах мозга. Назначение лекарств осуществляет невролог.
      4. Коррекционные мероприятия

        Коррекционные методики при ЗПРР разнообразны, все они направлены на общее развитие ребенка. Различные игры, арттерапия, музыкальная терапия помогают улучшить эмоциональное восприятие крохи. Много ли вы знаете игр с элементами пальчиковых действий? Для малыша с ЗПРР они просто необходимы. Двигательный и речевой центр расположены рядом — развивая мелкую моторику рук, можно добиться значительного улучшения речевых навыков.

        Посмотрите, какой рукой кроха владеет лучше. Левше, плохо владеющему своей ведущей рукой, сложнее даются речевые навыки из-за того, что центр, отвечающий за речь, расположен в левом полушарии мозга.

        Формируя речь, следует обращать внимание на остроту слуха и зрения ребенка. Зрение помогает освоить артикуляцию, а слух позволяет малышу повторять услышанные слова. Прибегните к музыкальным играм «Угадай, чей голос?» или «Что прозвучало?». Развивая музыкальный слух, вы поможете малышу развить и речь. Напевайте ему детские песенки, просите, чтобы он пел вместе с вами.

        Если до 6 лет коррекционные мероприятия проводились в недостаточном количестве и у малыша присутствует грубая форма задержки, придется устроить его в специализированное детское учреждение. Профессионально составленные программы и пристальное наблюдение специалистов помогут исправить положение. Помните, что с ЗПРР можно справиться, если вы, родители, приложите максимум усилий. Постоянно занимайтесь со своим маленьким сокровищем, читайте, играйте, пойте, а главное – это ваша любовь.

        vseprorebenka.ru

        Признаки аутизма у детей и методы его лечения

        Множество серьёзных заболеваний способны поразить организм взрослого человека, но ни одно из них так его не напугает, как болезнь собственного ребенка. Аутизм у детей – диагноз, которого страшится любой родитель. Интересный факт – некоторые склоняются к мнению, что это вовсе не заболевание, а просто отличия личности. Стоит изучить особенности детей с аутизмом, чтобы решить, так ли это.

        Официально аутизм считается психическим расстройством, при котором у ребенка возникают проблемы с социальным взаимодействием. При этом иногда развитие детей с аутизмом происходит с нарушениями, которые также оказывают воздействие на то, как ребенок воспринимает окружающий мир.

        Нередко для детей, страдающих аутизмом, главной проблемой становятся их собственные родители. В страхе перед заболеванием отцы и матери ещё больше ограждают малыша от внешнего мира вместо того, чтобы помочь ему разобраться во всем. Хотя в русскоговорящих странах ситуация с диагностикой аутизма достаточно слабая, при своевременном обращении есть шанс подарить ребенку обычную жизнь.

        Многие склонны считать, что аутизм не болезнь, а отличия личности

        Почему появляется аутизм?

        Аутизм может начать проявляться достаточно рано, но заметить это очень трудно. Это связано с тем, что зачастую патология имеет лишь психические симптомы, а физически ребенок выглядит здоровым, даже беременность, как правило, проходит без каких-либо осложнений.

        При дальнейшем обследовании мозга малыша не наблюдается каких-то видимых отклонений. С точки зрения внешних данных, некоторые говорят о том, что аутичный ребенок кажется более привлекательным. Лишь изредка удается выявить некоторые возможные причины аутизма у детей. Среди них:

      5. Перенесенная матерью краснуха во время вынашивания,
      6. Ожирение,
      7. Генетические изменения в хромосомах,
      8. Туберозный склероз,
      9. ДЦП.
      10. Любое из этих заболеваний у беременной женщины в теории способно вызвать отклонения у её малыша. Однако, самая распространенная причина – это передача данной патологии по наследству. Если в семье матери кто-то был болен аутизмом, то есть вероятность, что и её ребенок будет страдать от этого заболевания.

        Существует также ряд стимулов, потенциально способных навредить здоровью детей. Среди них органические поражения ЦНС, вроде энцефалита, инфекции, проблемы с гормонами, отравления ртутью и воздействие химикатов.

        Аутизм у ребенка может возникнуть из-за перенесенной матерью краснухи во время вынашивания

        Как проявляется болезнь?

        Любому родителю очень важно знать, как проявляется аутизм. Чаще всего выявлять его очень трудно, так как симптомы воспринимаются как обычная лень, упрямство, эгоизм или нежелание слушаться. Необходимо очень внимательно исследовать поведение ребенка, если есть подозрения на отклонения.

        Родители детей с аутизмом должны понимать, как их малыш воспринимает окружающий мир. Его отношение несколько отличается от обычного. Больные неспособны объединить детали в какой-то цельный образ. Для них, например, человек – это не полноценный организм, а сцепленные вместе руки, ноги и другие части тела. По этой же причине распознать аутизм у ребенка можно по его неспособность отличить одушевленный предмет от неодушевленного.

        Обратите внимание. Нередко разнообразное внешнее воздействие, вроде яркого света или прикосновений, вызывают у малыша негативную реакцию. При этом он старается как бы закрыться от мира, уйти внутрь себя.

        Симптомы аутизма у детей подразделяют на четыре главные группы, каждая из которых включает в себя целый ряд признаков.

      11. Проблемы с социальным поведением,
      12. Трудности с коммуникацией,
      13. Стереотипное поведение,
      14. Признаки, характерные для детей с ранним детским аутизмом (РДА).

    Чтобы знать, как может проявиться болезнь в том или ином возрасте, необходимо изучить каждую группу симптомов.

    Аутизм зачастую влияет на социальное поведение ребенка

    Социальное взаимодействие

    Каждый родитель должен знать, как распознать аутизм у своего малыша. Для этого должна быть проделана большая работа, включающая в себя внимание к детям и своевременное обращение к специалисту.

    Как определить аутизм у ребенка:

    • Так как больной не воспринимает человека чем-то цельным (и даже живым), обычно он не смотрит ему в глаза, будто глядит сквозь собеседника.
    • Аутисты смеются не от того, от чего хотели бы взрослые. Чаще всего они не улыбаются, на попытки развеселить не реагируют, но в любой момент способны самостоятельно засмеяться от чего-то, непонятного окружающим.
    • Маленьким детям свойственно рассказывать родителям обо всем, что они видят. Кричать, что мимо проезжает машинка, тыкать в неё пальцем. Больной не будет этого делать. С помощью указательных жестов он лишь сообщит о том, что ему нужно, вроде еды и питья.
    • Страдающий от аутизма не понимает эмоций на лицах других.
    • Такие дети закрыты внутри себя, и это касается не только общения со взрослыми, родителями, но и с ровесниками.
    • Все особенности больного ребенка приводят к тому, что он не может играть, как остальные дети. Его воображение не позволяет ему просто катать машинку или лечить игрушечного мишку. Нередко аутист может взять в руки какую-то мелкую деталь и играть с ней очень долгое время. Разнятся и чувства, которые испытывает малыш к окружающим.

      В целом, присутствие родителей обычно благотворно влияет на больного ребенка. С ними он зачастую чуть менее зациклен на каких-то своих делах, а уход родных вызывает у него беспокойство. Здесь стоит уделить внимание разнице – обычные дети рыдают и зовут мать. Больной ребенок пугается, но ничего не предпринимает.

      Для детей с аутизмом характерны серьёзные проблемы с речью. Иногда заметны задержки в её развитии, а иногда малыш полностью неспособен разговаривать, разве что кроме простых слов-обозначений, вроде есть и пить. Аутисты, немного овладевшие речью, используют её не для общения, а в каких-то своих целях. Нередко они длительное время повторяют одно слово.

      Обратите внимание. Больным детям свойственно говорить о себе в третьем лице. Другая распространённая ситуация – повтор ребенком заданного ему вопроса.

      О проблемах с коммуникацией малыша может говорить чрезмерно громкий или тихий тон, неспособность верно выстроить интонацию. Аутисты редко реагируют на своё имя, не стремятся общаться даже с родителями, например, задавая им разнообразные вопросы. Иногда они всё же это делают, но зачастую спрашивают одно и то же, причем не совсем связанное с жизнью.

      С точки зрения стереотипного поведения, можно выделить следующие моменты:

    • Зацикленность на каком-то определенном действии, вроде сортировки кубиков по цветам, прервать которую очень трудно. Это распространенный признак аутизма у детей.
    • Приверженность искусственно созданной привычной обстановке. Больные дети быстро привыкают к получившемуся распорядку дня или расположению предметов в доме. При каких-то переменах они могут закрыться в себе или даже среагировать агрессивно.
    • Ещё одно характерное проявление – длительный повтор какого-то движения. Нередко они используют это, чтобы успокоиться, избавиться от страха (хотя зачастую этот страх является их собственной навязчивой идеей). Например, малыши могут долго хлопать в ладоши или качать головой.
    • Нередко можно заметить признаки аутизма у детей 2 лет. Болезнь проявляет себя довольно рано, и с малых лет наблюдается отсутствие улыбки (примерно в год) или какие-то другие отклонения в поведении. Даже в первые месяцы можно заподозрить болезнь, если ребенок почти не двигается, в том числе и с точки зрения мимики.

      Дети с аутизмом часто зацикливаются на каком-то определенном действии

      Самый главный элемент диагностики – это проблемы, замеченные родителями. Обычно это происходит легче всего, если больной ребенок второй или третий. Это значит, что есть, с кем сравнить поведение малыша. В этом случае помощь детям с аутизмом может прийти довольно рано.

      После обращения к специалисту, врач будет изучать как ребенка, так и его родителей. В частности, используются тесты на аутизм у детей, вроде Опросника для диагностики аутизма (ADI-R) или Опросника по аутизму у маленьких детей (CHAT). Довольно редко применяются и методы физического обследования, вроде УЗИ и ЭЭГ, но они что-то выявляют лишь при крайне серьёзных повреждениях мозга.

      Признаки аутизма у детей на фото никак не выявить, так как болезнь проявляет себя с точки зрения психики. Взрослому очень важно правильно интерпретировать то, что он видит. Например, ребёнок может быть забывчивым. Это не значит, что он ленивый или непослушный. Это говорит о том, что он не понимает окружающий мир, что он напуган. Сопротивление переменам часто считают упрямством малыша, а на детей он просто пытается сохранить какой-то порядок в жизни.

      Обратите внимание! Многие патологии выдают себя за болезнь аутизм. В их числе СДВГ, шизофрения или проблемы со слухом. Правильная диагностика очень важна.

      Ранний диагноз позволяет максимально эффективно вылечить ребенка, но нельзя каждую проблему в поведении сразу списывать на аутизм. Не исключено, что малыш просто особенный, или же действительно имеет проблемы в воспитании. В любом случае, родителю важно правильно вести себя, чтобы не усугубить ситуацию, а только помочь ребенку.

      Что делать при аутизме?

      После постановки диагноза любого родителя будет интересовать лечение аутизма у детей. Однако, никакого лекарства от данного расстройства не существует. Исправить ситуацию помогает постоянная работа с детьми, ежедневные занятия, которые проводят и специальные центры.

      Аутизм не поддается лечению, с ребенком необходимо постоянно работать специалистам

      Ребенку-аутисту потребуется специальное образование, помощь психолога, логопеда и других врачей. Однако, в целом он абсолютно жизнеспособен, просто отличается от остальных своим восприятием мира. Именно поэтому многие не считают аутизм болезнью. «Лечить» же его нужно для того, чтобы малыш мог спокойно контактировать со сверстниками и другими людьми.

      Обучение детей с аутизмом затрагивает разные аспекты, вроде навыков наблюдения и подражания, изучение социальных ролей и особенностей эмоционального контакта. Регулярное упражнение и занятия, проводимые с ранних лет, помогут ребенку стать частью социума.

      simptom-lechenie.ru

      Признаки аутизма у детей — симптомы и лечение

      Аутизм у детей является серьезной болезнью, для которой характерно нарушение у чада способности познавать окружающий мир и общаться с людьми. О ней широко заговорили в середине двадцатого столетия, когда психиатрия начала стремительно развиваться.

      С тех пор об этом недуге было создано немало трудов специалистов. Однако их авторы не имеют единого мнения по поводу причин его появления и действенных методов терапии. Психиатры в своих работах обычно просто описывают случаи, с которыми им пришлось столкнуться на практике. Аутизм же необычайно многогранен, как, впрочем, и личности пациентов.

      С какого возраста возможно выявить заболевание

      Если верить статистике, то недуг можно встретить у двух-четырех детей из ста тысяч. При этом у мальчиков он встречается в четыре раза чаще. Его можно диагностировать в различном возрасте. Первые признаки заметны у малышей до трех лет. Различают также детский аутизм (с трех до десяти) и подростковый (старше одиннадцати).

      Обычно болезнь выявляется после двух с половиной лет. Ведь тогда нарушения речи, замкнутость и ограниченное социальное общение проявляются ярче всего. Иногда аутистическое поведение появляется и у новорожденных.

      Когда кроха является единственным ребенком в семье, то родным сложнее заметить его отличия от сверстников. Непохожесть становится явной, когда чадо начинает посещать детский сад. Если же в семье уже есть малыши, родители обращают внимание на наличие симптомов еще до года.

      Ошибочно полагать, что заболевание возникает внезапно. Определенные особенности характера существуют у крохи изначально. Только с возрастом к одним признакам прибавляются новые. Поэтому мамы и папы начинают «бить тревогу».

      Особенности поведения

      Хотя симптомы недуга могут быть разными, специалисты выделяют ряд общих характеристик, присущих детям-аутистам. Например, особенности игрового процесса и ограниченный круг интересов. Это проявляется в том, что ребенок с отклонением либо вообще не хочет играть, либо имеет только одну игрушку.

      Чадо может долго смотреть на один предмет — телевизионную передачу, птиц за окном, автомобили, движущихся пешеходов, солнечных зайчиков и так далее. Он бывает сильно поглощен подобным занятием, с неохотой отрываясь от него.

      Если у малыша много игрушек, он не станет придумывать с ними особенных развлечений, предпочитая сортировать их, составлять последовательность, либо проделывать однообразные действия — часами расчесывать куклу, длительное время катать одну и ту же машинку.

      Порой интерес у аутистов вызывают специфические «игрушки». Ими могут стать столовые предметы, мелочи, используемые в обиходе или, к примеру, ключи. Если родители попробуют отнять любимый объект, то вызовут у крохи ярый протест. При этом он имеет иногда противоположные выражения — уход в себя, либо сильное возбуждение.

      Нарушение социальных контактов

      В ста процентах случаев ребенок отличается проблемами с общением и социальными взаимодействиями. Он находится в собственном мире, мало обращая внимания на других детей и взрослых, даже родных. Ранние признаки аутизма у грудничков: им свойственны малоподвижность, инертность и отсутствие оживления. Чада постарше редко просятся на руки, не требуют от родителей внимания и ласки, не всегда отзываются на свое имя.

      Когда кто-либо пытается пообщаться с малышом-аутистом, то он либо не реагирует это, либо выражает агрессию. Порой кроха идет на контакт, но игнорирует зрительный контакт. Наблюдается редкая смена настроения и эмоционального состояния. Ребенок не смеется, почти не улыбается, редко плачет, не меняет выражения лица, либо обладает неадекватной мимикой.

      Дети с отклонениями не любят физического контакта — отрицательно относятся к объятиям, не передают предметы в руки других людей, самостоятельно обслуживают себя, ничего не просят.

      В детском саду возникают еще большие трудности. Ведь иногда аутист не пассивно игнорирует мир, а агрессивно откликается на всякие попытки вовлечь его в общую игру, прячется и убегает.

      У восьмидесяти процентов детей есть склонность к повторяющимся действиям. Это присутствует и в речи, и в поведении. Например, чадо может иметь следующие привычки: расслаблять и напрягать конечности в определенной последовательности, рвать бумагу, все пересчитывать, выбивать такт, раскачивать дверь, пересыпать сыпучие предметы, собирать мозаику и так далее.

      Малыш может неосознанно и бессвязно повторять одни и те же звуки, слова, предложения, вопросы. У него есть своеобразные ритуалы во всем — при отходе ко сну, сборах на прогулку или садик, выборе одежды и прочее. Стереотипия порой выражается в обнюхивании или облизывании предметов.

      Особенности походки и движений, расстройства интеллекта

      У крохи можно заметить специфическую походку. Он ходит «бабочкой», размахивая руками и вставая на цыпочки. Иногда наблюдается передвижение вприпрыжку или приставным шагом. Отмечаются угловатые и неловкие действия. При беге ребенок расставляет ноги и руки, поэтому выглядит нелепым. Дети предпочитают не менять своего маршрута.

      Расстройство интеллектуальной сферы встречается в семидесяти пяти процентах случаев. Это проявляется в неравномерном умственном развитии или отсталости. Аутисту сложно делать что-то целенаправленно, сосредоточенно и с интересом. У него плохо развита логика и абстрактное мышление.

      Дети с отклонениями не всегда бывают отсталыми. Некоторые из них при легкой степени аутизма весьма успешно занимаются определенными дисциплинами, которые им нравятся. Они обладают, скажем, прекрасным слухом или памятью. Чем ниже уровень развития личности, тем сложнее адаптировать ее к социуму.

      Нарушенное чувство самосохранения

      Примерно тридцать процентов малышей страдают от аутоагрессии. Они могут вылезать из коляски, перевешиваться через борт кроватки, кусать себя или бить. Подросшие чада прыгают в высоты, выскакивают на автостраду, часто получают ожоги и раны, потому что в их памяти не закрепляется негативных опыт после ошибок.

      Иногда агрессия направляется не на себя, а на окружающих людей. Таким своеобразным способом они защищают себя, препятствуя вмешательству в личное пространство.

      Нарушения вербального общения

      При аутизме всегда встречаются проблемы с речью. Кроха не разговаривает, либо его речь развивается с задержкой. Порой родные отмечают, что ребенок может долгое время молчать. Он не желает общаться с родителями, но с охотой говорит сам с собой, почти не использует жесты, зачастую рассказывает о себе в третьем лице.

      Как проявляется недуг? Некоторые дети склонны к употреблению в речи команд, необычных выражений, цитат. Они рифмуют слова, иногда произносят их неправильно. Их разговор не насыщен эмоциями, не имеет интонации, монотонен.

      Как выглядят дети с аутизмом

      Внешние признаки раннего аутизма:

    • отсутствие эмоций, мимики, улыбок;
    • длительное фиксирование взгляда на одном месте;
    • отсутствие жестикуляции, реакции на определенные предметы и действия;
    • наличие сопутствующих заболеваний;
    • задержка развития.
    • Как выглядят аутисты постарше? Они:

    • имеют проблемы с речью;
    • отличаются отстраненным взглядом;
    • необычно передвигаются;
    • совершают стереотипные действия;
    • имеют специфические увлечения;
    • пугливы и подвержены определенным фобиям;
    • отличаются отклонениями в пищевом поведении.
    • У чад обычно тонкие черты лица, будто нарисованные. Их нижняя часть лица короче, чем у обычных людей, глаза расставлены шире.

      Тесты для определения заболевания

      Существуют разнообразные тесты для определения аутизма у крохи. Они не могут поставить точный диагноз, однако служат поводом для дальнейшей диагностики. Склонность к недугу выявляется в зависимости от возраста ребенка. Так, для малышей от полутора до двух с половиной лет применяется M-CHAT, в 2-4 года — Шкала CARS, старше 6 — тест ASSQ.

      Диагностирование состояния

      Как понять, что дети страдают от аутизма? Родителям необходимо ознакомиться со всеми симптомами и признаками недуга, сравнивая их с поведением чад. Если совпадений нашлось немало, то следует немедленно обращаться к психологу.

      Врач тщательно расспрашивает родителей о поведении чада, его особенностях, интересах, привычках, склонностях. В это же время специалист наблюдает за маленьким пациентом, профессиональным взглядом оценивает состояние крохи, определяет наличие или отсутствие ключевых симптомов недуга, анализирует его коммуникации, взаимоотношения с социумом. Затем назначает прохождение тестирования.

      Проанализировав полученные результаты, можно поставить ребенку соответствующий диагноз, назначить необходимые методы терапии. Важным фактором считается и возраст детей, ведь во многом именно от него зависят типичные признаки аутизма.

      Причины возникновения и терапия

      Точные причины появления аутизма еще не совсем изучены. Однако исследования показывают, что чаще всего болезнь вызывается:

      1. наследственной предрасположенностью;
      2. биологическими расстройствами;
      3. нарушениями в нервной системе;
      4. химические факторы;
      5. стрессы;
      6. патологии в перинатальный период;
      7. чрезмерный прием антибиотиков;
      8. гормональные нарушения;
      9. особенности воспитания.

      Как развивать малыша с аутизмом? При лечении детей медикаменты не применяются. Они эффективны лишь для устранения симптомов. Применять же нужно психотерапию, а также заниматься социальной адаптацией.

    • ABA терапия. Подразумевает под собой коррекцию поведения ребенка путем выработки у него специфических рефлекторных реакций.
    • Структурное обучение. Это школьная программа, которая составлена с учетом особенностей маленьких аутистов. Все необходимые чаду материалы преподносятся в своеобразной форме.
    • Сенсорная интеграция. Включает в себя специальные упражнения, помогающие детям воспринимать мир в целом, составлять из разрозненных психических процессов единую картинку.
    • Обучение принципам поведения. Методика формирует у ребенка базовые навыки, необходимые для нормальной жизни.
    • К сожалению, в большинстве случаев заниматься чадами с аутизмом придется долгие годы. Иногда хороших результатов вообще нет. В отдельных случаях положительная динамика заметна уже через короткое время. Но надежду надо сохранять всегда, даже когда кажется, что выхода нет.

      o-kroha.com