Расстройства

Программа сопровождения детей с синдромом дауна

13.04.2018

Коррекционно — педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна.

Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов. Передо мною встали важные педагогические задачи:

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитвного развития. Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

.Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.

.Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.

.Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.

2.Нарушения целеполагания и планирования действий.

3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.

5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.

За время работы я достигла многого:

3. эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.

Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются , и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.

В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку — потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами. Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх . Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: « Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. При проведении занятия я ориентируюсь на:

1. предметность мышления дошкольников

2. наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие правила:

— использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

— включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;

— использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

— создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

— вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

— по возможности завершать занятие игрой развивающего характера

Автор: Краева Оксана Сергевна

pedportal.net

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида

2. Социальная характеристика семьи

• Степень участия в воспитании …

• Условия проживания, устройство быта: квартира благоустроенная, 2-х комнатная, в квартире чисто и уютно. Материальное состояние семьи удовлетворительное, ребенок обеспечен одеждой, игрушками, книжками, и др. питание рациональное.

(для детей-сирот, находящихся под опекой)

• Протокол ПМПк от

• Рекомендации ПМПк определение индивидуального образовательного маршрута, разработка адаптированной индивидуальной программы сопровождения

• Сильные стороны ребенка: контактный, принимает задания и помощь взрослого, относительная сохранность эмоций; сохранность зрительно-двигательного восприятия; достаточно высокий уровень имитационных способностей; относительная сохранность тактильной чувствительности; сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания; сохранность эмоциональной памяти.

3. Запрос родителей (законных представителей) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (выданной бюро медико-социальной экспертизы): получение дошкольного образования в МАДОУ соблюдением специального режима. Формирование высших психических функций, речевых недостатков, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков.

Цель сопровождения: Формирование общественного опыта, способствующего социальному развитию и раскрытию у ребенка потенциальных возможностей и способностей.

4. Группа сопровождения (педагоги, медики, родители (законные представители и т. д.) (приложение №3)

Старшая медицинская сестра: …

5. Координатор (Ф. И. О) ___

6. Использование ресурсов других учреждений (привлечение в качестве консультантов специалистов муниципальной (областной) ТПМПК, реабилитационного центра, учреждений дополнительного образования)

Наименование мероприятия Специалист Сроки Цель Постановка дальнейших целей и задач

1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией

Оценка эффективности психолого-педагогических воздействий.

Своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы

2. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

3. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. Под общей редакцией Т. Н. Волковской. – М.: Издательский дом «Образование Плюс», 2009

Получение дошкольного образования (программа обучения) адаптированная индивидуальная программа развития на основе комплексной программы дошкольного образования Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»» авторов В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной, на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)

Адаптированная индивидуальная программа развития составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год). В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04). Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно медленнее других, время освоения программы может занимать 2 года (решение принимается на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования ребенка, после обсуждения результатов обследования при участии педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, врача-психиатра, заключения ТПМК). В таком случае основной акцент делается на коррекционную работу с ребенком по специально сконструированной для него коррекционно-развивающей программе, входящей в рамки предлагаемого содержания, в процессе усвоения которой восполняется имеющийся «пробел».

Особенности развития воспитанника___

Цель программы. Формирование общественного опыта, способствующего социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.

2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении

3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.

2. Формирование самостоятельности.

3. Становление нравственной ориентировки.

4. Воспитание положительных качеств.

1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.

3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

2. Развитие познавательной активности.

3. Формирование всех видов детской деятельности

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе отражены организационные формы, содержание и основные методы, и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей раннего возраста с ОВЗ.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка ; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимо-проникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Направления психолого-педагогической работы:

В программе выделены следующие разделы:

учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;

учить различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;

учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

формировать поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;

создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия

учить выделять предмет из общего фона ;

учить соотносить игрушку с ее изображением;

учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;

учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета

учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.

учить воспринимать величину (большой, маленький).

учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;

знакомить детей с названиями двух цветов: красный, желтый;

учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания

знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

учить реагировать на слуховые раздражители;

вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам

учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой — маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;

воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик — шарик);

сличать два основных цвета (красный, желтый);

дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);

складывать разрезную картинку из двух частей;

учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);

Ознакомление с окружающим

формирование у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире.

знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);

уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов.

Развитие психических функций

привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

развитие устойчивости непроизвольного внимания;

формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

развитие способности к переключению внимания.

развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

расширение круга узнаваемых предметов;

развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

развитие непроизвольной памяти;

увеличение объема запоминаемого материала;

совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

развивать у детей наглядно-действенное мышление;

создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;

установление связей «восприятие — образ», «предмет — действие», «действие — его результат»;

установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

установление причинно-следственных связей.

Итоговые показатели по разделу

рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

понимать и выполнять указания взрослого;

освоить способы действий с предметами;

воспроизводить действия взрослого путем подражания;

узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.

формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.

формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

формироватьпотребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

формировать средства общения, доступные детям раннего возраста с синдромом Дауна;

формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.

обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).

формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними.

обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.

привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.

развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

адекватно вести себя в привычных ситуациях;

выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье.

начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению.

расширение объема понимания обращенной речи.

формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.

использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков.

развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения.

активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи у детей с синдромом Дауна.

Развитие импрессивной речи

Развитие пассивного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом).

глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт).

прилагательные (аналогичная методика).

предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Понимание связной речи

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

1. Изолированные действия

демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3. Работа над простой адаптивной сказкой:

демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

работа с книгой по той же сказке.

Развитие экспрессивной речи

Развитие активного словаря.

называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).

ответы на вопросы с использованием подражания.

самостоятельные ответы детей на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания).

спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной).

появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы).

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

повторение за ребенком имеющихся у него звуков.

поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звков.

побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения.

имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы.

спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.

использование усвоенных звуков в речи.

включение звуков в слоги и в слова.

выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;

выполнять простейшие поручения и просьбы;

пользоваться невербальными формами коммуникации;

воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

стимулировать двигательную активность ;

развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

обогащать двигательный опыт;

формировать положительное отношение к двигательным играм;

развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

развивать ориентировку в пространстве;

учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;

развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу.

выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

выполнять серию движений под музыку;

выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;

производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;

выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;

захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;

играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развтия детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

Формы и режим занятий Основная форма– индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.

Составлен индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов:

• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

• Единство требований специалистов и в семьи.

• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.

• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.

• Коррекционная направленность образовательного процесса.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Срок реализации индивидуальной программы развития 1 год

Подпись родителей (законных представителей) ___

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна . Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: — сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). — развитие умения.

Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №14.

www.maam.ru

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна. Опыт работы Краевой О.С.

Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов.

Передо мною встали важные педагогические задачи:

1.научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми

2.находить пути решения конфликтных ситуаций

3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников

4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития.

Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

А. Снижение темпа восприятия.

В. Низкий уровень обобщения материала.

Г. Замедленное формирование ответа.

Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

  • Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
  • Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.
  • Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.
  • 4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

    Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.

    За время работы я достигла многого:

    1. дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении

    2. они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают

    В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку — потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами.

    Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

    Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх. Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

    Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.

    В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна.

    При проведении занятия я ориентируюсь на:

    3. собственную мотивацию ребенка

    4. зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

    5. обучение в игровой форме

    В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие правила:

    — использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

    — включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;

    — использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

    — создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

    — вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

    — по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

    Видео и план-конспект занятия. Самоанализ

    planetadetstva.net

    Программа сопровождения детей с синдромом дауна

    Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на наш взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не всегда позволяют им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса.

    На базе «Центр психолого — медико – социального сопровождения» с октября 2014 года реализуется программа «Школа будущего первоклассника для детей с синдромом Дауна».

    Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является создание системы работы, направленная на коррекцию, развитие и расширение общего уровня развития ребенка, необходимого для готовности к школьному обучению, в частности мотивационную, эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность.

    При реализации данной программы мы применяем принцип наглядности обучения, а для улучшения результата подключаем осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний проходит небольшими шагами, одно задание поделено на несколько частей, что способствует повышение концентрации и устойчивости внимания у детей.

    Программа включает с себя работу учителя-дефектолога, педагога-психолог, социального педагога и арт-педагога. Включение таких специалистов способствует гармоничному развитию личности ребенка.

    Занятия с учителем – дефектологом направлены на развитие познавательной активности, которые проявляется в повышение запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе, а так же формирование соответствующих элементов учебной деятельности.

    Особое значение Арт-технологий для развития дошкольника и младшего школьника с синдромом Дауна заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

    Занятия педагога – психолога направлены на развитие важных психических процессов и формирование личностных черт, такие как саморегуляции. Дети учатся завершать осуществляемое действие, самостоятельная работа при выполнении упражнения. Создаем возможность самостоятельно найти и исправить свои ошибки, сравнивать свой результат с результатами других детей. Мотивируем выполнять больше правильных заданий, ради получения подкрепления извне. Повышение мотивации происходит посредством анализа занятия совместно с ребенком. Основная часть занятия в основном проводиться за партами, где детям предъявляются задания с учетом их индивидуальных особенностей по развитию пространственных представлений, восприятия цвет и форм, наглядно-образных действий. Занятия способствует интегрированию своих ощущений – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать на задания.

    В особенностях познавательной сферы, мы наблюдаем, что у большинства детей с синдромом Дауна отмечается низкий объем и слабая концентрация внимания. Поэтому при построении занятия мы учитываем и организовываем правильное пространство, используем новые стимулы.

    Все занятия имеют сходную структуру, поскольку важно было обеспечитьдетям необходимый эмоциональный комфорт и чувство безопасности. Для этого используются определенные и понятные детям ритуалы, обозначающие начало и конец занятия, а также смену видов деятельности. Кроме того, постоянная структура занятий позволяет детям хорошо ориентироваться в последовательности происходящего.

    Группа подготовки к школе для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а также способом коррекции имеющихся особенностей развития.

    cpms-smol.ru

    Служба работает с 01 июня 2007 года.

    Цель программы: организация социально-психологического и педагогического сопровождения развития детей в возрасте от рождения до четырёх лет с выявленными нарушениями в развитии (врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными нарушениями, инвалидностью) для содействия оптимальному развитию и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

  • Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями в развитии.
  • Осуществление работы по адаптации и социализации детей с нарушениями в развитии.
  • Включение родителей/законных представителей в процесс воспитания детей с нарушениями в развитии, развитие их психолого-педагогической компетентности.
  • Определение дальнейшего образовательного маршрута детей с нарушениями в развитии, содействие в обеспечении преемственности в сопровождении детей в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования.
  • Данная программа направлена:

  • на профилактику инвалидности ребёнка через создание условий для нормализации жизни ребёнка;
  • на минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.
  • Служба работает с 01 сентября 2009 года

    Цель программы: Оказание мобильной социальной психологической помощи женщинам/семьям с новорождёнными детьми с генетическими аномалиями и пороками развития, решение проблем попавших в трудную жизненную ситуацию женщин с новорождёнными детьми с генетическими аномалиями и пороками развития для предупреждения отказов от детей и сохранения детей в кровной семье.

  • Оказание психологической и психотерапевтической помощи женщинам/семьям с новорождёнными детьми с генетическими аномалиями и пороками развития на базе учреждений по родовспоможению и детству;
  • Содействие женщинам/семьям с новорождёнными детьми в решении актуальных задач развития и жизни ребенка;
  • Обеспечение женщин/семей с новорождёнными детьми социально-правовой информацией;
  • Обеспечение преемственности сопровождения женщин/семей с новорождёнными детьми в учреждениях здравоохранения и социальной защиты;
  • Повышение компетентности специалистов учреждений здравоохранения в вопросах медико-социального сопровождения женщин/семей с новорождёнными детьми;
  • Обучение специалистов учреждений по родовспоможению и детству взаимодействию с женщинами/семьями с новорождёнными детьми.
  • Ресурсный центр функционирует с 2008 года

    1. ресурсная помощь семьям с детьми-инвалидами, повышение родительской компетентности и социальной активности семей;
    2. ресурсная помощь специалистам, работающим с семьями детей-инвалидов;
    3. трансляция опыта и развитие сети ресурсных центров в районах г.Новосибирска и Новосибирской области;
    4. разработка и внедрение инновационных программ сопровождения семей с детьми-инвалидами.
    5. Обеспечение семей и специалистов информационными, методическими, образовательными и социально-правовыми ресурсами (1 уровень).
    6. Предоставление родителям возможности пользования фондом развивающего оборудования (1 уровень).
    7. Повышение родительской компетентности, обучение родителей коррекционным методикам для применения в домашних условиях, встраивание обучения ребёнка в повседневную жизнь семьи (2 уровень).
    8. Развитие социальной активности семей с детьми с синдромом Дауна и другими формами умственной недостаточности (2 уровень).
    9. Программа успешно работает с 2009 года

      Программа направлена на продвижение идей инклюзивного образования и интеграции, формирование в обществе адекватного отношения к людям с синдромом Дауна, признание их равных прав и возможностей в области образования.

      Цель программы: Организация преемственности сопровождения детей с нарушением интеллектуального развития, прошедших программы ранней помощи, в дошкольных образовательных учреждениях.

    10. Подготовка группы детей с синдромом Дауна и другими формами интеллектуальной недостаточности к включению в детские дошкольные образовательные учреждения общего типа.
    11. Оказание образовательной, информационно-методической и психологической поддержки родителям, связанной с процессом включения детей в дошкольное образовательное пространство.
    12. Интеграция подготовленных детей в дошкольные образовательные учреждения и сопровождение процесса интеграции в детских садах.
    13. Развитие инклюзивного образования.
    14. ПРОГРАММА ВРЕМЕННО НЕ РАБОТАЕТ

      Программа работает с 2004 года

      Цель программы: оказание психолого-педагогической реабилитации, коррекционно-развивающей помощи детям с синдромом Дауна, с нарушениями интеллектуального развития для содействия оптимальному развитию и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

    15. Проведение психолого-педагогического обследования детей.
    16. Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии и психолого-педагогической поддержки их семьям/родителям/законным представителям.
    17. Подготовка к школе.
    18. Социокультурная реабилитация, физическая адаптация.
    19. В рамках программы работают разные проекты, организуются театрализованные праздники, физкультурно-спортивные программы.

www.downsyndrome.ru