Расстройства

Психолог неврозы у детей

23.04.2018

В современном мире жить нелегко: постоянное общение с людьми, сложности в семье, проблемы в школе и на работе — все это негативно сказывается на нашей нервной системе и может привести к неврозам.

С неврозами сталкивается практически каждый человек. У детей психика более слабая, поэтому они больше подвержены нервным расстройствам.

Причины неврозов у детей

  • врожденные аномалии развития нервной системы;
  • конфликтные ситуации в семье и коллективе;
  • инфекционные заболевания или травмы;
  • длительные чрезмерные физические или умственные нагрузки;
  • сильные переживания и стрессы.

В группе риска, естественно, находятся дети, нервная система которых еще не сформировалась полностью и поэтому более подвержена расстройствам. Нервная система ребенка неустойчива и ранима, именно поэтому необходимо беречь психику детей от травмирующих ситуаций. Конечно, полностью ограждать ребенка от окружающего его мира не следует, но помогать ему, направлять его поведение в нужную сторону обязательно. Психологи сравнивают детей с пластилином, который легко поддается влиянию человека, так и ребенок зависим от примера взрослых, независимо хорошего или плохого. Он как губка все «впитывает» в себя. Поэтому важная часть воспитания в раннем возрасте — личный пример поведения.

Но иногда между личным примером родителей и предъявляемыми к ребенку требованиями происходит внутренний конфликт, что и провоцирует невроз.

Симптомы детских неврозов

  • плаксивость;
  • тревожность;
  • потливость, сердцебиение;
  • ранимость, обидчивость;
  • снижение памяти и внимательности, быстрое утомление;
  • сильная чувствительность к яркому свету, громким звукам, перепадам температуры;
  • зацикленность на ситуации, вызвавшей невроз;
  • нарушения сна, бессонница.
  • Неврозы считаются легкой патологией детской нервной системы. Они, как правило, легко поддаются лечению, но при появлении первых симптомов данного заболевания нужно незамедлительно обратиться к специалисту.

    Лечение расстройств нервной системы назначается в зависимости от происхождения заболевания, индивидуально. Для эффективного лечения в первую очередь нужно установить причину невроза.

    Иногда в качестве лечения назначают обычные витамины и препараты, улучшающие работу мозга, в некоторых случаях помогут антидепрессанты. При любом виде невроза рекомендуется консультация психолога, который поможет справиться с проблемами.

    Главное не запускать болезнь. Не нужно думать, что невроз не представляет опасности. Сам невроз, возможно, и не так страшен, но вот его последствия могут быть плачевными. Берегите своих малышей от стрессов, создайте им благоприятные условия для развития и воспитания, и появление неврозов будет сведено к минимуму!

    © ООО «Психологические консультации»

    психолог, детский психолог, семейный психолог, консультация психолога.

    При использовании материалов сайта ссылка на www.psyco.ru обязательна.

    Профессиональная раскрутка сайта в поисковиках. Дизайн сайта Averina Ksenia.

    www.gipnoz.psyco.ru

    Детские неврозы. Профилактика неврозов.

    Психоневролог А.И.Захаров приводит формулу: «Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет сниженную реактивность организма (пониженный иммунитет), как правило заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза».

    Какие дети в большей степени подвержены неврозам?

    1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё очень близко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.

    2. Импрессивные дети, склонные к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Всё держит в себе».

    3. Дети с внутренней неустойчивостью:

    — с нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);

    — дети с развитым чувством «Я». О таких детях можно сказать, что они не переносят повышенного, приказного и тем более раздражительного тона, оскорблений. В ответ на это, они плачут, обижаются или «уходят в себя».

    Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье. В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные прин-ципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку).

    Негативное отношение к ребёнку в детском саду или школе со стороны педагога служит сильным раздражителем для ослабленной нервной системы. Часто бывает так, что позиция педагога такова, что он считает правильным сообщить родителям о «баловстве», «упрямстве», «вредности» ребёнка. И родителям остаётся только «нажать», «исправить», «наказать», то есть ещё раз сделать то, от чего ребёнок страдает и ещё больше ослабить его нервную систему. Другая позиция педагога: обратить внимание родителей на болезненный характер поведения ребёнка; посоветовать, как поступить в том или ином случае, то есть творчески разрешить проблему, учитывая индивидуальность ребёнка. В первом случае педагог закрепляет или усиливает невроз, во втором – снижает его. Очень тяжело приходится детям с высоким уровнем сензитивности при психологически неграмотном воздействии со стороны педагога, что может привести к снижению самооценки, к неумению самоутвердится в детском коллективе. Существует дидактогенный невроз, основной причиной которого является нарушение значимых для ребёнка отношений педагог — ученик, где патогенным фактором могут быть неправильное поведение и слова педагога в ад-рес ученика. Педагогу следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отцами или уже частично или полностью лишённых общения с ними после развода родителей. Такие мальчики болезненно пережи-вают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобных ситуациях дети чувствуют себя ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» — делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе. В этом случае, как правило, похвала за успехи способствует достиже-нию положительного результата. Действенным оказывается и вовлечение ребёнка в коллективные дела с предоставлением ему ведущей роли.

    Очень тяжело приходится детям с педагогом, имеющим невротическое расстройство. Нервный педагог не может найти общий язык прежде всего с нервно-расстроенными детьми. То есть вместо понимания, заботы и поддержки он переносит на детей своё раз-дражение и беспокойство.

    В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

    — развитие навыков общения;

    — нахождение признания в детском коллективе;

    — замечать их успехи, хвалить;

    — поддерживать в трудную минуту, защищать от тех кто дразнит и способен на агрес-сию.

    Профилактика неврозов у детей заключается в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством «Я» и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чув-ство «Я». Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

    psycholog-school.ru

    Психолог неврозы у детей

    Ритм жизни современного человека кардинально изменился. В отличие от наших предков, мы уже не встаем с рассветом и не ложимся спать на закате. Вместо щебета птиц мы слышим шум автострады и гул работающей техники, вместо неспешной прогулки по лесу едем в переполненном вагоне метро или стоим в пробке, вместо вида колосящегося поля изучаем назойливую рекламу, вместо неспешных коллективных песнопений ругаемся с виртуальными незнакомцами в соцсетях.

    В мегаполисах (в городах с численностью населения не менее 10 млн) у большинства горожан нет индивидуального пространства. Не только на улицах и в общественном транспорте, но и в офисе мы часто оказываемся слишком близко от других людей. Дома мы слышим соседей даже ночью: работающий телевизор или музыкальный центр, громкие разговоры или движущийся лифт, писк чужого будильника и круглосуточно играющие мелодии смартфонов — постоянный шум не дает спокойно отдохнуть почти всем жителям многоэтажек.

    Конечно, такое антиприродное существование не может не вызывать негативных последствий для здоровья человека. Хроническое недосыпание и бессонница, постоянная усталость и раздражительность, апатия и депрессия, психосоматические заболевания и ослабленная иммунная система — постоянные спутники типичного горожанина.

    Базовая эмоция большинства жителей мегаполиса — тревога. Изначально человеческий организм не был рассчитан на такую нагрузку психики: слишком много негативной информации в новостях, насаждаемая обществом навязчивая потребность мониторить Интернет и постоянно проверять электронную почту, бесконечные обязательства и страх не успеть вовремя выполнить все задачи, ежедневный риск попасть в аварию или стать жертвой преступления, внешние и внутренние конфликты, проблемы в отношениях постепенно истощают наши психические ресурсы и ведут к нервным срывам.

    Стрессогенным факторам еще сильнее подвержены родители, переживающие за своих детей, — не попал ли ребенок под машину, не ограбили ли его, все ли хорошо с его здоровьем.

    Негативное воздействие всех вышеперечисленных факторов на психику горожанина усугубляется пропагандируемым в обществе искусственным культом позитива. От современного человека окружающая среда требует успешности и достижений. Сформировавшийся тип супергероя с психологической точки зрения производит впечатление человека с маниакальным синдромом: у него всегда повышенное настроение, нет никаких проблем, он почти не нуждается в сне, бурно жестикулирует и постоянно двигается, громко и много говорит, окружен множеством людей и неутомим.

    От нас требуют быстро реагировать на непредсказуемо изменяющиеся обстоятельства. Мы должны уметь выполнять несколько задач одновременно, постоянно быть в тонусе, демонстрировать высокую эффективность и результативность.

    Разумеется, здоровый индивидуум не сможет долго выдерживать такой темп жизни без стимулирующих психику веществ — организм человека не рассчитан на отсутствие отдыха и нуждается как в чередовании активной деятельности и расслабления на отдыхе, так и в разнообразных эмоциях, а не только «позитиве». Но попытки «взбодрить» организм различными стимуляторами, начиная с кофе и заканчивая наркотиками, приводят к существенному ухудшению здоровья.

    Исчезают простые человеческие отношения — мы начинаем проводить время только с теми, кто будет нам «полезен», обладает высоким общественным статусом и влиянием, входит в число «элиты» или богат. И мы часто свысока относимся не только к старым друзьям-«неудачникам», но даже к собственным родителям, пренебрегая общением с ними. Разрывая социальные связи с родственниками, мы лишаемся поддержки близких людей, получая взамен «крысиные бега» в попытках превзойти окружающих.

    У многих не остается времени на неспешные беседы — все торопятся куда-то успеть, стать первым или самым лучшим, жить на пределе своих возможностей. Глубина отношений и переживаний заменяется необременительными поверхностными связями. Вместо ожидания «любви до гроба» появляется «проект завести детей», чтобы показать свою социальную состоятельность. У многих жителей мегаполиса семья перестает быть тылом и превращается в вымышленный образ для предъявления в соцсетях.

    Разумеется, попытки нормального человека всегда все держать под контролем и демонстрировать только позитивный, «успешный» образ себя ведут к депрессии и хронической усталости. Невозможно все проконтролировать и нереально никогда не расслабляться — организм «перегорает», и полученная за счет истощения здоровья и доведенной до пределов выносливости психики красивая картинка «успешности» начинает быстро разрушаться.

    Измотанный бесконечной гонкой организм начинает демонстрировать владельцу различные симптомы: навязчивость, иррациональные страхи, постоянное беспокойство по поводу нехватки нужной информации при реальной информационной перегруженности, депрессии и «беспричинные» нервные срывы.

    Невроз (функциональное психогенное обратимое расстройство, имеющее тенденцию к затяжному течению) у горожанина часто проявляется как нарушения сна и аппетита, длительное снижение работоспособности, хроническая усталость и общая слабость, частые простудные заболевания или ряд хронических болезней.

    И что обычно делает человек в такой ситуации? Вместо того чтобы признать ограниченность собственных возможностей и реальную невозможность долго без отдыха вести этот образ жизни, люди надеются решить свои психологические проблемы медикаментозными средствами. Но, к сожалению, прием назначенных врачом антидепрессантов только временно убирает подавленность и ощущение безысходности, возникшие у человека вследствие истощения нервной системы, но не решает проблемы со здоровьем кардинально.

    Что же делать, если вы нашли у себя похожие симптомы?

    1. Признайте, что у вас не просто временная усталость, легко снимаемая кратковременным отдыхом, а функциональное расстройство, то есть болезнь — возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности.

    2. Пройдите медицинское обследование и проконсультируйтесь с врачами.

    3. Измените режим дня — позвольте себе больше отдыхать и меньше работать. Постарайтесь спать минимум 9–10 часов в сутки. Если есть возможность, спите днем хотя бы полчаса-час.

    4. Скорректируйте свой рацион. Вам нужно пить больше чистой воды — хотя бы полтора-два литра в сутки, есть больше овощей и фруктов. Совсем уберите чай, кофе и алкоголь — замените их свежевыжатыми соками, морсами и «зелеными коктейлями». Вместо тонизирующих напитков заваривайте чаи из успокаивающих трав.

    5. Вам обязательно нужно ежедневно принимать качественный комплекс поливитаминов и минералов. Также купите рыбий жир и принимайте взрослую суточную дозу — 800–1000 мг. Еще вам нужны дополнительная фолиевая кислота и витамин В6 (пиридоксин).

    6. Найдите хорошего массажиста и пройдите курс из 15 сеансов общего массажа тела. После перерыва в 2–3 месяца повторите такой курс.

    7. Проводите больше времени на свежем воздухе — в парке или за городом. Вам очень желательна ежедневная физическая нагрузка — бег, ходьба, катание на велосипеде, плавание. Постарайтесь бывать «на природе» в светлое время суток.

    8. Прямо попросите помощи у близких людей. Объясните им причины неврозов и обоснуйте необходимость их поддержки для восстановления вашего душевного равновесия, чтобы иметь возможность спокойного лечения вашей болезни.

    9. Обратитесь к хорошему психологу или психотерапевту с задачей изменить ваше состояние. Если консультации будут отнимать слишком много времени на дорогу или стоить дорого, то вполне возможна эффективная работа по Skype со специалистом из любого другого города или страны.

    10. Перестаньте гнаться за достижениями и расслабьтесь. Сейчас здоровье вам должно стать намного важнее «успешности». Задумайтесь, может, для вас окажется хорошей идеей на время лечения переехать жить в небольшое поселение или хотя бы в город поменьше, где вы будете чувствовать себя более спокойно.

    Выполните эти 10 пунктов, и все у вас наладится.

    psy.systems

    Реферат: Неврозы у детей и подростков

    Федеральное агенство по образованию

    Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

    Институт непрерывного педагогического образования

    Психолого – педагогический университет

    Контрольная работа по дисциплине:

    «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы»

    Тема: «Неврозы у детей и подростков»

    Великий Новгород 2009

    1 Структурная схема по теме «Неврозы у детей и подростков»…………………..3

    2 Терминологический словарь………………………………………………………4

    3 Современные методы коррекции невротических расстройств………………….6

    4 Диагностическое исследование…………………………………………………..11

    5 Интерпретация результатов диагностического исследования…………………12

    8 Список используемой литературы……………………………………………….17

    Структурная схема «Неврозы у детей и подростков»

    Биологический Психологический Социальный

    фактор фактор фактор

    (наследственность, Преморбидные осо- Трудности в се-

    патологическая бенности (акцентуа- мье, неправиль-

    беременность, ано- ции и психопатии) ное воспитание,

    мальные роды) Психическая травма материнская деп-

    Неврастения Истеричный Невроз Неврозы страха

    Усталость, раз- невроз навязчивых В основе-

    дражительность, Симптомы раз- состояний конфликт между

    снижение про- нообразны. Воз- В основе- невозможностью

    дуктивности, на- можны параличи, конфликт или слабостью

    рушение сна, фи- судороги, утрата противоре- защиты себя при

    зическая слабос- воспоминаний, чий между выраженном

    ть. У детей преоб- спазмы, слепота, внутренними инстинкте само-

    ладает явления глухота, гиперсте- тенденциями, сохранения.

    перевозбуждения, зии, нарушения желаниями, Клиника: страхи

    психомоторное дыхания, сердеч- потребностями смерти своей или

    беспокойство. В ной деятельности, личности и дол- близких, зараже-

    основе – проти- тремор, афония, гом, нравствен- жения, катастро-

    воречие между обмороки, аффек- ными ринципа- фы, страх закры-

    возможностями тивные вспышки. В ми. тых дверей.

    личности и за- основе- конфликт

    вышенными тре- между завышены-

    бованиями к се- ми желаниями и

    бе. возможностью их

    1 Агорафобия (от греч. аgora – площадь и phobos — страх ) – вид невроза, характери-

    Зующийся боязнью открытого пространства, площадей и пр. [7, с.8].

    2 Анорексия невротическая (anorexia nervosa; от греч. аn – отрицательная частица + orexis – аппетит) – невротический синдром, наблюдающийся в основном у девочек – подростков и девушек, характеризующийся отказом от пищи, отсутствием аппетита и сопровождающийся утратой веса, аменореей, изменением привычек, постоянной гиперактивностью. Заболевание связано с поведенческими и психи- ческими расстройствами. [1, с.36].

    3 Афония (от греч. аn – отрицательная частица + phone — звук) – потеря голоса при сохранении шепотной речи. Афония возникает в результате органических или функ-

    циональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах), при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности. Афония наблюдается при истерии и других неврозах. [1, с.52].

    4 Заикание (англ. — stuttering) – нарушение коммуникативной функции речи, прояв-

    ляющееся в затруднении устного общения. [1, с.163].

    5 Ипохондрический синдром – психопатический синдром. Характеризуется повы-

    шенным необоснованным опасением за состоянием своего здоровья. Этот синдром характерен для неврозов, реактивных состояний, предстарческого и старческого пси-

    6 Истерия ( от греч. Hystera — матка ), когда-то считалось, что истерия – следствие болезни матки – это один из видов неврозов, для которых характерны многообраз-

    ные нарушения психики, двигательной сферы, чувствительности и функций внутрен-

    них органов. Проявляется истерическим характером, припадками, нарушениями соз-

    нания и функций внутренних органов. Нарушения психической деятельности выра-

    жаются в разнообразных формах психотических явлений. [7, с.188].

    7 Мутизм (от лат. mutus – немой) – специфическая немота, которая характеризует как демонстрируемую неспособность к экспрессивной речи при сохранности речево-

    го аппарата. [1, с.308].

    8 Навязчивые состояния (англ. obsessions; от лат. obsessio — осада) – мысли, сомне-

    ния, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. [1, с.321].

    9 Неврастения (от греч. neuros – жила, нерв и греч. – astheneia — слабость) – функци-

    ональное заболевание нервной системы, развившаяся вследствие длительного умственного или эмоционального перенапряжения и физиологических лишений на-

    ряду с травмирующими психику факторами. [7, с307].

    10 Неврозы (от греч. neuros – жила, нерв) – функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием тяжёлых переживаний и психических пере-

    напряжений. Основные неврозы – неврастения, истерия, навязчивые состояния. [7, с.307].

    11 Тремор (от лат. tremor — дрожание) – непроизвольные ритмичные мышечные сок-

    ращения, вызывающие колебательные движения конечностей или туловища. [7, с.690].

    12 Фобия (от греч. phobos — страх) – навязчивые состояния при психических заболе-

    ваниях: болезненные, неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъектов в определённой – фобической обстановке и сопровождаю-

    щихся вегетативными дисфункциями – сердцебиением, обильным потом и т.п. встре-

    чаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваниях. [7, с.716].

    Современные методы коррекции невротических расстройств у детей и подростков

    Современная психотерапия – это комплексное лечебное воздействие на психику человека, а через неё на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

    Психотерапию в качестве основного метода лечения неврозов можно определить как процесс направленного психологического воздействия на больного с целью восстановления нарушенных психических функций, их укрепления и развития.

    Психотерапия – это личностно – ориентированный процесс взаимодействие врача и больного, направленный на восстановление и укрепление психического единства личности больного и достижение у него приемлемого уровня социально-психологи-

    Психотерапия условно подразделяется на семейную, индивидуальную и групповую, что составляет единый патогенетический комплекс, последовательность в котором определяется клиническими и личностными особенностями больных.

    Семейная психотерапия рассматривается как метод восстановления функциональ-

    ного единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоро-

    вья его членов. Оно состоит из этапов:

    1) обследование семьи;

    2) семейные обсуждения;

    3) современная психотерапия больного и родителей.

    Индивидуальная психотерапия – основные методики представлены в виде разъяс-

    няющей, рисуночной, игровой и гипносуггестивной психотерапии.

    Задачи решаемые в процессе психотерапии:

    1) Контакт с больным, его успокоение, создание доверия;

    2) Уменьшение остроты личностной реакции на невротическое заболевание;

    3) Эмоциональное отреагирование и снятие реакции страха;

    4) Разрешение невротического конфликта;

    5) Укрепление психофизиологических возможностей;

    6) Устранение патологических стереотипов реагирования, в том числе защитного

    типа поведения, принятие себя и других через сбалансированную и более зрелую систему оценок и суждений;

    7) Обучение навыкам адаптивного взаимодействия.

    Психотерапия изобразительного творчества

    Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребёнка окружающей его действительности. Изобразительное искусство способно играть значительную роль в восстановлении душевного равновесия, способствуя осво-

    бождению подавленной эмоциональной и творческой энергии.

    Основана на естественной потребности детей в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребёнка. Игровая терапия подра-

    зумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциона-

    льной вовлечённости врача, его гибкости и способности к игровому перевопло-

    щению. Игровая терапия и внушение является основой психотерапии у детей, её движущей силой.

    Внушение является традиционным средством воздействия при неврозах и сос-

    тавной частью любой методики психотерапии. Основная задача внушения сос-

    тоит в изменении и устранении невротических реакций, возникающих под влия-

    нием сверхсильных психогенных раздражителей. Полный эффект отмечается чаще у дошкольников, частичный в подростковом возрасте.

    Показано при невротическом заикании, страхах, функциональных расстройст-

    вах тех или иных анализаторов, при тиках, нарушениях сна.

    Гипнотерапия осуществима у детей после 4 лет. В большинстве случаев гипно-

    терапия применяется после курса внушения наяву. В глубоком гипнозе создают-

    ся необходимые предпосылки для устранений фобий, навязчивых страхов. Гип-

    ноз создаёт благоприятные условия для тренировки некоторых функциональных систем организма. Гипнокатарсис – выявление в состоянии гипноза ранее испы-

    танных и впоследствии амнезированных переживаний.

    Завершает семейную и индивидуальную психотерапию, повышая их действен-

    ность в приближенных к реальности условиях общения со сверстниками. Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства лич-

    ности посредством нормализации её межличностных отношений. Процесс групп-

    повой психотерапии складывается из взаимно перекрывающихся четырёх этапов:

    — объединения детей в группу;

    Таким образом. Семейная, индивидуальная и групповая психотерапия представ-

    Ляет стадии единого, системно понимаемого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье, разрешения внутреннего конфликта и налаживания отношений со сверстниками.

    Методы коррекции невротического заикания

    — Индивидуальная психотерапия: внушение наяву, гипноз, игровая терапия;

    Лечение невротического заикания у детей ориентировано на логопедические методы коррекции. В качестве дополнительного способа в комплексной коррек-

    ции невротического заикания также могут быть использованы и методы реф-

    Методика логопедической коррекции

    Целью логопедической работы являлась необходимость научить заикающихся детей совершенно свободно владеть речью во всех ситуациях, отвечать на все-

    возможные вопросы, спрашивать самим, рассказывать о происходящем в данный момент, о прошедших или будущих событиях, о своих намерениях, планах, выражая при этом свою мысль чётко, конкретно, последовательно.

    В соответствии с этим, для нормального речевого развития детям, страдающим заиканием, необходимо корригировать психическую деятельность, а также раз-

    вивать планирующую функцию речи.

    Система коррекционных мероприятий включает 5 периодов:

    2 Период сопровождающей речи;

    3 Период завершающей речи;

    4 Период предваряющей речи;

    5 Период закрепления навыков самостоятельной речи.

    При необходимости во время проведения курса занятий заикающимся детям проводилась коррекция звукопроизношения, осуществлялись мероприятия, нап-

    равленные на нормализацию речевого дыхания, развитие общей, тонкой и арти-

    Целью назначения рефлексотерапии у детей с невротическим заиканием было создание благоприятных фоновых условий для проведения коррекционных лого-

    Основные задачи её применения состояли в следующем:

    — Лечение эмоционально-аффективных нарушений;

    — Нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения в сегментар-

    ных структурах ЦНС, осуществляющих контроль и реализацию речедвигатель-

    — Снижение тонуса поперечно-полосатой мускулатуры.

    Методы коррекции энурезов

    — Психотерапия: внушение наяву, гипноз;

    — Биореабилитация, или метод биологической обратной взаимосвязи. Предус-

    матривает при активном или пассивном участии пациента выработку условного

    рефлекса на мочеиспускание и обучение больного управлению функцией моче-

    Методы коррекции страхов

    — Индивидуальная психотерапия: разъясняющая психотерапия, применение пси-

    хотерапии изобразительного творчества, игровая терапия, внушение наяву, гипноз;

    В исследовании принимала ученица 9 класса (15 лет). При исследовании были использованы следующие методики:

    1 Методика экспресс-диагностики К.Хека и Х.Хекса, направленная на выявле-

    ние вероятности невроза. Данная методика состоит из 40 вопросов, требующих ответа «не согласен» или «согласен». (Приложение 1)

    2 Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана. Данная методика состоит из 40 вопросов, требующих выбора одного из ответов: «согла-

    сен» или не «согласен» (Приложение 2)

    Подобранные методики позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у данного подростка проявлений невроза.

    Интерпретеция результатов диагностического исследования

    1 Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хекса.

    У испытуемого мы получили 29 утвердительных результатов. Это говорит о том, что у данного человека высокая вероятность невроза.

    2 Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана.

    Испытуемый положительно ответил на 28 вопросов. В данной ситуации можно говорить о том, что у испытуемого высокий уровень невротизации. Это свидетельствует о том, что у испытуемого выражена эмоциональная возбудимос-

    ть, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напря-

    жённость, беспокойство, растерянность, раздражительность); проявляется без-

    инициативность, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворён-

    ностью желаний; эгоцентрическая личностная направленность, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недос-

    татках; наличие трудностей в общении и социальной робости, зависимости.

    Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хекса

    Инструкция: Ознакомившись с вопросом или суждением, необходимо ответить «да» или «нет».

    1 Считаете ли вы, что внутренне напряжены?

    2 Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

    3 Я чувствую себя легко ранимым.

    4 Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

    5 Часто ли без особых причин у вас возникает чувство безучастия и усталости?

    6 У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

    7 Часто ли у вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя вы стараетесь от них избавиться?

    8 Я довольно нервный.

    9 Мне кажется, что меня никто не понимает.

    10 Я довольно раздражительный.

    11 Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

    12 Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

    13 Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

    14 У меня были очень странные и необычные переживания.

    15 Бывает ли вам то радостно, то грустно без видимых причин?

    16 В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

    17 Легко ли изменить ваше настроение?

    18 Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

    19 Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

    20 Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

    21Часто ли меняется ваше настроение в зависимости от серьёзной причины или без неё?

    22 Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

    23 Критика или выговор меня очень ранят.

    24 Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

    25 Беспокоитесь ли вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

    26 Я часто испытываю недовольство.

    27 Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

    28 Я делаю много такого, в чём приходится раскаиваться.

    29 Большей частью я счастлив.

    30 Я недостаточно уверен в себе.

    31 Иногда я кажусь себе действительно никчёмным.

    32 Часто я чувствую себя скверно.

    33 Я много копаюся в себе.

    34 Я страдаю от чувства неполноценности.

    35 Иногда у меня всё болит.

    36 У меня бывает гнетущее состояние.

    37 У меня что-то с нервами.

    38 Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве

    39 Самая тяжёлая борьба для меня – это борьба с самим собой.

    40 Чувствуете ли вы иногда, что трудности велики и непреодолимы.

    Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана

    Проверьте себя: ознакомьтесь с приведёнными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет». Приводимые вопросы для определения уровня невротизации имеют ориентировочный характер.

    1 В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощу-

    щение мурашек, онемение.

    2 Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

    3 Раз в неделю или чаще я бываю очень сильно возбужденным или взволнован-

    4 Голова у меня болит часто.

    5 Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

    6 В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда-либо.

    7 Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

    8 У меня бывали периоды, когда из-за волнения терял сон.

    9 Обычно работа стоит мне большого напряжения.

    10 Иногда я бываю так возбуждён, что это мешает мне заснуть.

    11 Большую часть времени я испытываю неудовлетворённость жизнью.

    12 Меня постоянно что-нибудь тревожит.

    13 Я стараюсь реже встречаться со своими друзьями и знакомыми.

    14 Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

    15 Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

    16 Я очень устаю за день.

    17 Я верю в будущее.

    18 Я часто предаюсь грустным размышлениям.

    19 Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

    20 Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.

    21 Я почти всегда о чём-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

    22 У меня мало уверенности в себе.

    23 Я часто чувствую неуверенность в себе.

    24 Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

    25 Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько труд-

    ностей, что одолеть их просто невозможно.

    26 Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всём теле.

    27 Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.

    28 Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

    29 Моё зрение ухудшилось в последнее время.

    30 В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость.

    31 У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу сидеть на одном месте.

    32 Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.

    33 По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

    34 Мой желудок сильно беспокоит меня.

    35 Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

    36 Часто сам огорчаюсь, что такой раздражительный и ворчливый.

    37 Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.

    38 Мне кажется, что близкие меня плохо понимают.

    39 У меня часто бывают боли в сердце или груди.

    40 В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним.

    1 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672с.

    2 Еникеев Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатри-

    ческих знаний: Пособие д./студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М,: Издате-

    льский центр «Академия», 1998. – 304с.

    3 Захаров А.И. Неврозы у детей и психиатрия. Серия: Психология ребёнка.-СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». – 2000. – 336с.

    4 Морозов Г.В., Ромасенко В.А. Нервные и психические болезни с основами ме-

    дицинской психологии: Учеб. пособие для учащихся мед. уч-щ. – М.: Медицина, 1982. – 381с.

    5 Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 440с.

    6 Свядощ А.М. Неврозы (руководство для врачей) – СПб.: Питер Ком, 1998. – 448с.

    7 Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха, О.В.Шапарь; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448.

    www.ronl.ru

    Невроз. Невротизация. Невротический симптом. Невротический характер. О лечении неврозов.

    НЕВРОЗ — это нарушение психической деятельности, при котором адекватные и рациональные формы поведения и чувствования приобретают искаженный характер, так что имеет место специфическая (различающаяся от случая к случаю) дезадаптация: способы реагирования на отдельные требования реальности становятся иррациональными, управление внутренними побуждениями — не всегда адекватным, нарушается качество произвольного контроля, в поведении и самоощущении человека возникают странности, а общее самочувствие то и дело падает до уровня выраженного дискомфорта. Неврозы исключительно многообразны — как по форме проявлений, так и по степени выраженности. Основанием для возникновения неврозов служат столь же многообразные факторы (внешние — среди которых, на первом месте хронический стресс — и внутренние).

    Строгое клиническое определение — диагноз "невроз" — дается врачами (психиатрами, психотерапевтами). Психологи, говоря о неврозе, привносят в его понимание те или иные психологические аспекты, так что понятие невроза используется ими шире, т.е. не всегда строго клинически. Тем не менее, профессиональный психолог никогда не оставит вас без рекомендации дополнительно обратиться к врачу, если ваше состояние вызывает клинические опасения. Настоятельное требование специалиста "лечиться" только у него и не взаимодействовать с врачами — тревожный признак некомпетентности психолога.

    Далеко не всегда невроз имеет завершенный вид и поддается однозначному определению. В этом его коварство! Упущенные из внимания начальные этапы невротизации грозят ухудшением состояния и закреплением невротических явлений (симптомов), а также формированием особенно сложного для исцеления невротического характера. Профессиональная психологическая помощь распространяется как на развившиеся формы невроза, так и — очень важно — на различные этапы и процессы невротизации.

    Не каждый врач включает в сферу своей практики ситуации невротизации (многочисленные случаи уже развившегося невроза активно требуют срочного врачебного вмешательства, а профилактика — традиционно слабое звено современной медицины). К большому сожалению, и не каждый практикующий психолог может это обеспечить. Качество психологической помощи в значительной степени обусловлено готовностью и умением специалиста-психолога видеть проблемную ситуацию шире и глубже, чем это способен делать пришедший за помощью человек. Текущее психологическое состояние пациента не скрывает от профессионала предысторию и перспективы этого состояния. И их нужно уметь не только видеть, но и включать в активную работу. Тем самым достигается подлинный психотерапевтический эффект.

    При НЕВРОТИЧЕСКИХ СИМПТОМАХ имеет место переживание тех или иных проявлений психики как странных, нелепых — попросту чуждых. Все симптомы производят впечатление непонятного (с точки зрения источника и смысла) вторжения в личность, нарушающего ее целостность и не поддающегося сознательному контролю. Невротический симптом, таким образом, выглядит неуместным, мешающим "добавлением" к личности, и от такого добавления, разумеется, хотят избавиться. Это могут быть:

    эмоциональные расстройства и нарушения настроения — тогда психологи, психотерапевты говорят о приступах тревоги и депрессии ;

    непроизвольные движения (тики, подрагивания, др.), изменения соматических функций (пищеварения, пото- и слюноотделения, работы желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы, др.) и различные ощущения (онемения/паралича, тепла/холода, др.), как при истерии ;

    навязчивые мысли или побуждения к действию ("страсть" к наведению порядка, "ритуалы", др.) — при обсессиях и компульсивных расстройствах .

    Список невротических симптомов невозможно представить сколь-нибудь исчерпывающим образом, невротические явления многообразны и проявляются на очень разных уровнях. Поэтому приведенный выше перечень следует воспринимать как условное введение в проблематику невротических симптомов, призванное помочь составить общее о них впечатление и понять их отличие от далее обсуждаемых невротических характеров.

    С любыми вопросами и сомнениями касательно тех или иных душевных явлений — будь то явный симптом или просто не вполне ясное состояние — вы можете обратиться к психологу Проекта Go-Psy.Ru .

    При НЕВРОТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРАХ ситуация выглядит иным образом: личность предстает уже не как относительно цельная и однородная сущность, лишь отягощенная "добавлением"-симптомом — она явно надломлена, деформирована (искажена) и часто настолько "затянута" болезнью, что трудно сказать, где заканчивается сама личность и начинаются собственно болезненные (невротические) ее проявления. Такое положение дел, как правило, представляет собой результат длительного процесса невротизации и специфической невротической динамики и нуждается в специально организованном, систематическом процессе психологической помощи.

    К сожалению, очень часто такие случаи рассматриваются лишь как явления избалованности, невоспитанности или неразличаемой обывательским взглядом "странности", "причудливости" или даже "испорченности" личности. "Скверный характер", говорят при этом, и оставляют страдающего невротическим нарушением человека не только без должного понимания, но и без всякой надежды на исцеление.

    Хуже всего, когда обратившийся за профессиональной помощью человек встречает подобное отношение со стороны психолога (или врача). Такое непрофессиональное обхождение становится источником серьезной психологической травмы и требует дополнительных усилий по ее исцелению. Избежать такой травмы можно лишь в том случае, если избранный вами специалист тщательно следует принципам профессиональной этики психолога.

    Невротические явления имеют разные причины возникновения, в соответствии с чем выделяют два основных типа неврозов:

    травматические неврозы (то есть возникшие в результате действия травмирующего события), которые могут варьироваться от легких функциональных расстройств до тяжелых пост-травматических синдромов. Психический аппарат в травматической ситуации оказывается неспособен справиться с возникающим напряжением, а впоследствии пытается его изжить, образуя те или иные невротические симптомы;

    психоневрозы возникают в результате таких осложнений (конфликтов) в работе психического аппарата, когда реализация тех или иных влечений, побуждений, желаний оказывается невозможной, затрудненной или искаженной (по тем или иным причинам), в связи с чем накапливается напряжение, избавление от которого происходит не естественным (и здоровым) путем (помимо воли), а посредством компромиссных образований — невротических симптомов.

    История конфликта, приводящего к неврозу, и значение невротических симптомов остаются бессознательными (что и обусловливает восприятие их как странных, нелепых и чужеродных, а также делает невозможным их волевую регуляцию).

    О лечении неврозов

    Понимание происхождения и особенностей невротических проявлений дает объяснение феномену относительной неэффективности симптоматического их лечения , в частности, ограничивающегося исключительно медикаментозной терапией.

    Специфическое (прямое) действие фармпрепаратов направлено на устранение исходного для появления симптома напряжения (такое напряжение накапливается при всяком невротическом нарушении). Логика лечебного воздействия медикаментов, таким образом, сводится к схеме: нет напряжения — нет симптома.

    Эта логика не вызывает особенной критики, если оставаться на уровне восприятия отдельно возникающего симптома. Так, всем хорошо известно, что приподнимая крышку чайника, полного кипящей воды, мы избавляемся от ее, крышки, назойливого громыхания. Эмпирический факт! Готовы ли мы признать это достаточным, т.е. эффективным, решением проблемы? Ведь что происходит дальше: едва мы вернем крышку на место, продолжающееся кипение быстро восстановит высокое давление в чайнике — и крышка возобновит свои колебания. Схема лечения по типу "нет напряжения — нет симптома" фактически описывает процесс удержания крышки чайника в руках — пока она в руке, она не громыхает.

    Психотерапевтические подходы, не ориентированные на глубинную проработку невротического конфликта (непременно затрагивающего область бессознательного), также направлены на избавление или трансформацию симптома — либо посредством снятия напряжения (релаксационные техники), либо путем тренировки навыков, помогающих справляться с напряжением или предотвращать его появление (самовнушение; психотренинговые мероприятия; поведенческая терапия; терапия, основанная на внушении — направленная на поверхностную перестройку отношения пациента к патогеннным/стрессовым условиям и факторам).

    Указанные подходы к психотерапии/лечению неврозов, по большей части, сосредоточены на вышеупомянутой схеме влияния (напряжение-симптом) и не затрагивают глубинной структуры невротического конфликта — базовой причины расстройства.

    Эту базовую причину невротического расстройства можно сравнить с постоянным подогревом описанного нами выше чайника (с кипящей водой и громыхающей крышкой). Здесь совершенно очевидно, что причина громыхания не в том, что крышка находится на чайнике. И дело даже не в том, что крышка поднимается и опускается в связи с колебаниями давления на нее водяного пара в чайнике (это всего лишь физическая закономерность — раз есть давление, возникает движение). Если мы действительно хотим прекратить раздражающее нас громыхание, следует попросту прекратить источник всех этих процессов — выключить подогрев чайника.

    Без понимания и проработки исходного невротического конфликта (причины болезненного накопления напряжения) пациент остается без оптимального психотерапевтического воздействия. Невротический процесс не прекращен, он лишь снова и снова "перезагружается", и лишь в перерывах пациент избавлен от страдания (невротических симптомов) — буквально до следующего наплыва напряжения.

    Иногда воздействие поверхностных психологических методов лечения невроза достигает действительного устранения симптомов иным способом — посредством их подавления или виртуозной систематичной разрядки. Однако такая работа остается фатально ограниченной — базовый невротический конфликт не проработан, он лишь испытал локальное воздействие. Результат лишь по видимости положительный — через некоторое время незатронутый корневой невротический процесс приведет к появлению новых симптомов.

    В любом случае применения к неврозу ограниченной схемы "напряжение-симптом" возникает необходимость в повторных курсах лечения, а также растет риск ухудшения протекающего заболевания.

    Психоаналитическая практика, напротив, сосредоточена, прежде всего, на глубинной динамике невроза. Симптом для психолога-психоаналитика — не цель, а средство лечения, ключ к пониманию происходящих в психике процессов. Подобный подход изначально направлен на такие изменения в личности, которые создают основу для ее возвращения к полноценному (а не опирающемуся на ту или иную систему временных подпорок) функционированию, что только и позволяет говорить о подлинном исцелении.

    Все сказанное делает очевидным безнадежность и даже опасность как пассивного отношения к невротическим симптомам ("авось, само рассосется", " утром, вроде, полегче", "надо в отпуск, наверное"), так и попыток самолечения (как фармакологического, так и "психологического" толка — см. статью — "Сам себе психолог" ). Важно иметь в виду и вот какой аспект невротических (и не только) страданий: иногда невротические симптомы накладываются на такие личностные механизмы, которые парадоксальным образом обращают страдания в "выгодные" приобретения. К примеру, при мазохистических расстройствах человек практически "заинтересован" оставаться в болезненном состоянии. Понятие "вторичной выгоды" от болезни, к сожалению, не выдумка теоретиков, а настоящее проклятие как для самого больного, так и для озабоченных его состоянием родных и близких.

    go-psy.ru