Расстройства

Психологическое исследование депрессии

10.06.2018

Глава 2 Психологическое исследование: классификация методов

Основные понятия: Субъективный метод; объективный метод; проективные техники; исследовательский метод; обследовательский метод; методы психологического консультирования; методы психокоррекции; активные и пассивные методы; непосредственные и опосредованные методы; наблюдение, эксперимент, беседа, интервью; поперечные и продольные срезы; моделирование; библиографический метод; математико — статистические методы; интерпретационные методы; выборка, генеральная совокупность, репрезентативность

2.1. Классификация методов психологического исследования

Изучение психики и поведения человека требует от исследователя четкой ориентации в имеющихся методах исследования. Сегодня в психологии применяются сотни методов и их упорядочивание представляет собой сложную проблему. Существует множество подходов к классификации методов психологического исследования. Выбор критерия классификации определяется, прежде всего, общей научной позицией автора, его взглядом на проблему. Рассмотрим некоторые из них.

По типу ответов испытуемого.

Субъективный метод основан на высказываниях, субъективных оценках и впечатлениях испытуемого. По этому признаку к разряду субъективных относятся беседа, биографический метод, опросники, самооценочные методики, психосемантические методики, самонаблюдение и т.д.

К объективным методам относя те, при использовании которых данные об объекте получают на основе объективных показателей. Сюда относят тесты достижений, интеллекта, способностей; праксиметрия; психомоторные методики, объективное наблюдение.

Проективные техники основаны на выборе испытуемым варианта ответа из многих возможных. Этот вариант выбора соответствует его личностным качествам, тенденциям, установкам, мотивам и т.д. Проективные методики основаны на проекции, понимаемой как процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты.

По характеру и цели воздействия на объект изучения различают несколько групп методов.

Исследовательские методы дают возможность получить новые знания о предмете изучения, объяснить какое-либо психическое явление, прогнозировать его развитие. Эти методы включают эксперимент, беседу, опрос, моделирование.

Обследовательские методы не дают нового знания о предмете изучения, но позволяют установить наличие или уровень развития какой-либо психологической характеристики испытуемого.

Методы психологического консультирования направлены на самопознание, социальную адаптацию и ориентацию клиента через беседу, демонстрационные примеры, тренинг.

Методы психокоррекции имеют прикладной характер и входят в арсенал средств отраслей психологии. Они направлены на исправление психической сферы и поведения клиента.

По аналогии с другими науками различают три группы методов о которых уже говорилось в предыдущей главе.

Эмпирические методы предполагают наличие внешнего реального взаимодействия субъекта и объекта исследования (наблюдение, беседа, эксперимент, архивные методы).

Группа теоретических методов предполагает, что исследователь взаимодействует с мысленной моделью предмета исследования. Результатом дедуктивного метода является формулировка теории или закона. Результат индуктивного метода — закономерность, классификация, систематизация. Результатом моделирования является модель процесса, состояния, свойства. О методе моделирования будет сказано ниже.

При использовании интерпретационных методов исследователь взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта в виде графиков, таблиц и т.д. Чаще эту группу методов называют подходами и данной группе методов посвящена глава в данном учебном пособии.

Различают следующие эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, измерение.

Наблюдение — это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие. В ряде наук наблюдение является единственным методом исследования (астрономия, исследование животных и душевнобольных людей). С наблюдением связан идеографический подход к исследованию реальности, который состоит в фиксации единичных явлений и фактов. Ему противостоит номотетический подход, который заключается в выявлении общих законов развития, существования и взаимодействия объектов. Недостатком этого метода является невозможность варьировать условия наблюдения, необъективность наблюдателя и сложность (невозможность) повторения.

Эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных, управляемых условиях и выявлять причинно-следственные зависимости между явлениями. Целенаправленное и планомерное воздействие на объект с целью изменения его состояния называется экспериментальным воздействием. Эксперимент проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной). Возможность манипулировать переменными — одно из важнейших преимуществ эксперимента перед наблюдением.

Измерение — это эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаимодействия последнего с измерительными приборами. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь не воздействует на объект, а регистрирует его характеристики в том виде, в котором они «объективно» представлены. Измерение проводится в ходе взаимодействия объекта и измерительного инструмента. При этом естественное поведение объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется приборами.

В психологии существуют два основных направления измерений:

психофизическое — соотнесение реальных физических стимулов с ощущениями, вызываемыми ими.

Психометрическое — основано на применении тестов, представляющих собой определенные ситуации, в которых заданы образцы поведения или переживаний, умственные задачи.

По степени активности исследователя все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно разделить на активные и пассивные. Применяя методы первой группы, исследователь активно воздействует на объект. При использовании методов второй группы он только фиксирует естественный процесс. К первой группе методов относится эксперимент и его различные виды. При этом экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, организует экспериментальное воздействие и строго контролирует побочные переменные. В эксперименте проверяются каузальные гипотезы и делается обоснованный вывод о том, что полученные эмпирические данные соответствуют высказыванию: «переменная А воздействует на переменную Б таким образом, что…». Ко второй группе методов относятся наблюдение, измерение, корреляционное исследование, клинический метод и т.д. Экспериментатор при этом отбирает уже существующие варианты уровней независимой переменной

По уровню инструментального обеспечения, то есть уровню опосредованности исследования выделяют две группы методов. Воздействие на испытуемого экспериментатор может проводиться по-разному: либо непосредственно через беседу, опрос; либо опосредованно через организацию деятельности обследуемого с применением приборов, заданий и т.д.

Методы организации исследования делятся на группы в зависимости от их соответствия признакам идеального исследования. В зависимости от этого различают:

Экспериментальное исследование и корреляционное исследование. Исследователь устанавливает причинную или корреляционные связи между основными переменными и контролирует внешние переменные, целенаправленно отбирая испытуемых и планируя последовательность своих действий. Данные виды исследования имеют большую степень приближения к идеальному эксперименту, чем исследования следующей группы.

Наблюдение, беседа, метод описания частных случаев и т. д. служат источником для эмпирических обобщений и материалом для дальнейших теоретических рассуждений. В данном случае способы контроля переменных не применяются. Но в некоторых случаях используются техники фиксации данных такие как карты наблюдения, видеозаписи, тесты и т.д.

Кроме этих двух групп методов по критерию соответствия идеальному исследованию различают еще одну промежуточную группу методов — квазиэксперимент. Воздействие на испытуемого уже существует в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее (профессии, коллектива, события и т. д.). В этом случае не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.

По познавательным возможностям и назначению различают группы методов:

— Объяснительные методы, относящиеся к объективным и общенаучным включают: математическое моделирование и статистический анализ, наблюдение и эксперимент, тесты, анализ продуктов деятельности и опрос.

— Описательные методы, обозначаемые как гуманитарные, понимающие включают интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, беседу, биографический метод, герменевтику (толкование текста).

— Группа практических методов включает методы психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии психотренинга.

Рубинштейн Л.С. выделил два основных метода психологического исследования — наблюдение и эксперимент, а также вспомогательные (приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкетирование). Метод наблюдения, в свою очередь, делится на: внешнее (объективное) наблюдение и внутреннее (самонаблюдение). О методе наблюдения можно прочитать в различных источниках. Также различал два вида эксперимента: лабораторный и естественный (разновидностями которого являются формирующий и психолого-педагогический эксперименты). Лабораторный эксперимент проводится в специальных, а естественный — в обычных условиях обучения, жизни и труда. Одной из наиболее эффективных и распространенных форм естественного эксперимента в педагогической деятельности является формирующий эксперимент, в ходе которого изучаются изменения уровня знаний, умений, отношений, ценностей, психического и личностного развития обучающихся в результате целенаправленного воздействия. Различные виды экспериментальных планов будут рассмотрены в следующих главах.

Беседа — метод получения сведений о человеке через общение с ним, в результате его ответов на специальные вопросы. Разновидностью беседы является интервью. Подробное описание этих методов можно найти в специальной литературе.

Б. Г. Ананьев переложил классификацию методов психологического исследования, опираясь на классификацию Пирьова, и выделил:

организационные методы: сравнительный или метод поперечных срезов (сравнение результатов исследования разных испытуемых), лонгитюдный или метод продольных срезов (длительное исследование одних и тех же испытуемых), комплексный метод;

эмпирические методы: обсервационные методы (объективное наблюдение и самонаблюдение) эксперимент (лабораторный, полевой, формирующий, естественный), психодиагностика, праксиметрические методы (исследование движений и действий, трудовых операций и деятельности), анализ процессов и продуктов деятельности (изучение документов, графология), моделирование и биографический метод;

Методы анализа данных исследования: качественный анализ и количественный анализ (математико-статистические методы) В свою очередь статистические методы делятся на методы статистики обобщения и статистики вывода. Данная группа методов изучается в отдельном курсе и кратко будет представлена в этой книге.

Интерпретационные методы: генетический (филогенетический и онтогенетический) и структурный (классификация, типология), функциональный, комплексный и системный. Эта группа методов будет рассмотрена в отдельной главе пособия.

Психодиагностический метод исследования изучается в специальном самостоятельном курсе. Методы эксперимента, математической статистики, интерпретации результатов будут рассмотрены в следующих главах учебного пособия. Ниже уделено внимание не экспериментальным методам исследования.

Не экспериментальные методы исследования

Кэмпбелл определяет эксперимент как исследование, в котором осуществляется манипулирование переменными и наблюдаются эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные. В эксперименте проверяются гипотезы о причинно-следственных связях. Все другие исследования относятся к разряду не экспериментальных. К группе не экспериментальных методов относятся: наблюдение, вербально-коммуникативные методы, психологическое тестирование, моделирование, психосемантические методы, методы социально-психологической диагностики личности, биографические методы, контент – анализ, праксиметрические методы и т.д. Данные группы методов изучаются в отдельных курсах и на общем психологическом практикуме. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Биографический метод это синтетический способ описания человека как личности и субъекта деятельности, описания его жизненного пути. Источником информации является сам человек, окружающие его люди, продукты его деятельности, семейные архивы, переписка, характер профессиональной деятельности и досуга, домашняя обстановка и личные вещи. Биографическому методу присущи признаки описательности и субъективности.

Выделяют четыре разновидности биографического метода:

Психобиография- анализ личности на основе биографической информации. Метод игнорирует общественно-историческую обусловленность личности.

Каузометрия – исследование субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Проводится в форме интервью. Испытуемый формирует список значимых событий и указывает их даты, устанавливает причинную связь между этими событиями, обозначает сферы принадлежности событий и их эмоциональную привлекательность, определяет степень удаленности событий в прошлое и будущее, значимость их «для себя» и «для других», локализует личный временной центр. На основе этих данных строится каузограмма — график событий и связь между ними. Каузограмма дает представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли в жизни человека, структуре связей между событиями. Выявляются особенности стиля жизни и удовлетворенности прошлым, настоящим, ожидаемым будущим.

Биографические опросники. Разнообразные анкеты позволяющие выявить основные биографические данные: жизненный путь, ступени социализации, среда обитания, интересы и занятия, состояние здоровья и т.д. На основании данных анкеты составляются хронологические таблицы личностного развития, которые дают представление о социальной ситуации развития, эмоциональном фоне и направленности личности, основных конфликтах и движущих силах развития.

Психологическая автобиография. Информация собирается в основном методом беседы или письменного повествования о своей жизни и описания своего психического состояния в соответствующие периоды. Для облегчения задачи испытуемого используются приемы «автопортрет» и «управляемая фантазия» (вживание в различные образы, которые испытуемые идентифицирует с самим собой), поэтому данный метод можно отнести к экспрессивно-проективному. При интерпретации учитываются особенности восприятия событий личностью. Эти особенности делятся на формальные характеристики: продуктивность воспроизведения образов, значимость события, его желательность и степень влияния на следующий ход жизни; содержательные характеристики: вид значимых событий, оригинальность или популярность, сила или слабость «я» в этих событиях, целостность образа восприятия. Анализу подвергаются также компоненты внутренней жизни испытуемого: соматический – отношение к своему телу и здоровью, личностный — отношение к себе как личности, ситуационный – отношение к жизненным ситуациям. Методика позволяет проводить качественную оценку психических состояний.

Метод отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. Его считают самостоятельным методом, т.к. он имеет собственную специфику. Моделирование — в психологии — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая существенные свойства системы-оригинала. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции. Модель — это аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Т.о., создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.

Первые попытки применения моделирования в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей и процессов памяти. Широкое применение этого метода в психологии началось в 50-х гг. прошлого столетия, когда развитие кибернетики сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Это развитие отразилось в работах Анохина и Бернштейна, создавших модели сложных физиологических функциональных систем человека, содержащие все основные компоненты кибернетических моделей поведения. И сегодня, для того, чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют «биологические модели»: крыс, обезьян и др.

Различают также «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. «Физическая» модель исследуется экспериментально. «Знаково-символическая», как правило, реализуется в виде компьютерной программы, и исследуют ее поведение теоретики. Проблема «внешней» валидности метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства объекта исследования с его аналогом.

Модели психических и психофизиологических функций — это компьютерные программы. Несмотря на ряд примеров успешного моделирования процессов (психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные работы и пр.), в целом преобладает мнение, что для создания полноценных психологических теорий использование одного этого метода принципиально недостаточно. С помощью формальных моделей не удается дать однозначное описание имеющихся данных, необходимо использовать результаты качественного психологического анализа.

Е. Ю. Артемьева, анализируя соотношение между реальным миром и его «субъективными представлениями» (моделями), выделяет три слоя субъективного отражения. Первый слой – перцептивная модель множества определенным образом упорядоченных относительно друг друга воспринимаемых предметов. Второй слой – модель полимодального образования – «картина мира» — совокупность отношений к объектам мира. Третий глубинный слой – «образ мира» — модель целостной, глобальной и амодальной системы ожидания воздействия мира.

Подробное описание метода моделирования и примеров моделей можно найти в специальной литературе.

Наблюдение как метод исследования

Метод наблюдения направлен на непосредственное исследование реальности, идентификацию, сравнение, описание и классификацию явлений. Предметом наблюдения могут быть: поведение, вербальная и невербальная коммуникация, эмоциональные состояния и т.д.

Виды наблюдения классифицируются по многим основаниям:

1. По особенностям организации различают: свободное нецеленаправленное наблюдение и целенаправленное, спланированное относительно цели и предмета.

2. По уровню обобщенности единиц исследования: систематическое наблюдение с наличием системы категорий – параметров наблюдения; несистематическое – с низким уровнем систематизации единиц наблюдения.

3. По позиции наблюдателя: внешнее наблюдение, при котором наблюдатель не взаимодействует с предметом наблюдения; включенное – наблюдатель включен в группу лиц.

4. По способу наблюдения: скрытое — участники не осведомлены о проводимом исследовании; открытое – участникам сообщается о процедуре наблюдения.

5. По месту проведения: полевое наблюдение – у обычных условиях жизни и деятельности участников; лабораторное – в специальных условиях.

6. По длительности процесса: одноразовое, периодическое и лонгитюдное.

7. По способу отчета наблюдателя: стандартизированное – отчет по стандартной форме; не стандартизированное – отчет составляется в свободной форме.

Наблюдение является одним из самых сложных методов исследования, так как требует наличия теоретических знаний исследователя по организации процесса и высокой культуры анализа и интерпретации полученных результатов.

Процедура наблюдения включает следующие этапы:

Подготовительный – выбор объекта и предмета наблюдения, выбор наблюдаемых параметров, системы кодирования и способов регистрации, выбор временной длительности, технических средств, выбор контролируемых параметров (тех, что должны оставаться неизменными).

Этап проведения наблюдения – составление протокола.

Этап обработки и интерпретации результатов – качественный и количественный анализ, разработка объяснительных схем, интерпретация результатов.

Метод анализа продуктов деятельности

Система исследовательских процедур, направленная на сбор, систематизацию, анализ и толкование реальных и идеальных проявлений активности человека. Метод позволяет делать опосредованные заключения об уровне знаний человека, интересах и способностях, черт характера и т.д. В качестве исследовательского материала могут выступать: материальные продукты деятельности, знаковые и идеальные (мысли, мечты) продукты деятельности. Метод требует высокого уровня профессионализма психолога, проницательности и знания этапов работы. Исследование начинается с определения сущности предмета исследования: содержание и цель деятельности, ее значение для человека, инструменты деятельности, процесс и продукт. Следующим этапом является построение эталонной модели «продукта деятельности», которая используется для сравнения с продуктами деятельности исследуемого. Последний этап работы – интерпретация полученных результатов и прогноз исследования.

Для таких исследований, проводя которые психолог не изме­ряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализи­рует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продук­ты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д используется термин «архивный метод». Отечест­венные психологи используют другой термин для обозначения это­го метода. Чаще всего его обозначают как «анализ продуктов дея­тельности», или праксиметрический метод.

Исследователь может проводить исследование текстов, предмет­ных продуктов деятельности с различными целями. По целям и кон­кретным приемам реализации «архивного метода» выделяют его раз­новидности.

Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути од­ной личности или группы людей.

К разновидностям «архивного метода» относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наи­более разработанных и строгих методов анализа документов. Иссле­дователь выделяет единицы содержания и квантифицирует получен­ные данные. Этот метод широко распространен не только в психо­логии, ной в других социальных науках. Особенно часто он исполь­зуется в политической психологии, психологии рекламы и комму­никации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор и 6) целостное сообщение. Каж­дая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Существует несколько способов обработки данных контент-ана­лиза. Простейший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появле­ния тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т.д. Вычисляются «коэф­фициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц. Второй тип анализа — построение матриц совмест­ных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, на­пример, регистрируются частоты независимой встречаемости еди­ниц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теорети­ческая) вероятность совместной встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А)х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) ве­роятностью их встречи дает информацию о неслучайности или слу­чайности их появления в текстах.

Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости раз­ных единиц с теоретической матрицей. Процедура предложена Осгудом и широко распространена в психологии коммуникации и про­паганды.

Контент-анализ используется при анализе результатов примене­ния прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Несмотря на гро­моздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; дан­ные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.

Контент-анализ в последние годы приобрел «второе дыхание» в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

Методы получения информации на основе вербальной коммуникации

К данной группе методов относят: беседу, интервью, анкетирование. Используются как в практике психологических исследований, так и в практике психологической помощи.

Беседа – свободное, нерегламентированное общение психолога с испытуемым (клиентом). Различают исследовательскую беседу и клиническую. Цель первой – выявлений и анализ данных, относящихся к исследуемому явлению. Цель второй – психологическая помощь клиенту в ситуации консультирования, терапии, коррекции.

Интервью – стандартизированный опрос с обязательной регистрацией ответов.

Анкета – стандартизированное интервью в письменной форме.

Правила формулирования вопросов и их виды изучаются в курсах общего психологического практикума, консультативной и других курсах практической психологии.

Какие методы психологического исследования относят к группе организационных?

В чем отличие субъективных и объективных методов исследования?

Какое психологическое понятие положено в основу названия проективных методик?

Какие виды методов различают по цели воздействия на объект?

Чем отличаются активные и пассивные виды психологического исследования и какие группы методов к ним относятся?

Какие методы организации исследования в большей степени соответствуют идеальному?

Что такое квазиэксперимент?

Объясните сущность понятий «пилотажное исследование», «полевой эксперимент».

Почему беседа может считаться специфическим психологическим методом исследования?

Дайте содержательную характеристику биографического метода исследования?

В чем суть метода моделирования и в каких случаях он используется в психологических исследованиях?

Дайте определение метода наблюдения и назовите его виды, недостатки и преимущества.

Перечислите этапы анализа продуктов деятельности.

Какие два вида беседы используются в психологии и чем они различаются?

studfiles.net

Психологическое исследование депрессии

Психологическое обследование Д. 1970 г.р. от 11.11.2009 г.

Показатель общего интеллекта 110 б., что соответствует хорошей норме, показатель вербального интеллекта (113 б.) несколько выше невербального (105 б.).

В пиктограммах по фактору абстрактности преобладают атрибутивные и метафорические образы, имеются оригинальные образы, например, на понятие «тяжёлый труд» нарисовала человека с асфальтоукладочным катком, потому «теперь это машины, а раньше вручную делали — это тяжело», или на понятие «подвиг» нарисовала «Сизифа, поднимающего камень». Выполняя классификацию, создавала группы преимущественно по родовым признакам, такие как, например, «люди», «рыбы», «цветы», «орудия труда» и т.п., при этом наблюдаются единичные случаи ситуативного объединения: например, сантиметровая лента и ножницы оказались в группе «для шитья», хотя больная сомневалась, не лучше ли сантиметровую ленту определить в группу измерительных приборов, наряду с весами и секундомером. Посуду объединила в одну группу, потому что это всё «ёмкости». На втором этапе задания смогла объединить все группы в две: «живое, одушевлённое» и «неживое». Выполняя исключение лишнего демонстрировала высокий уровень обобщения, а также наблюдались случаи актуализации латентных признаков предметов, наряду с обобщениями по существенным признакам в одной и той же картинке: например, на карточке, где нарисованы солнце, лампочка, свеча и керосинка, сначала исключила лампочку, потому что «это электричество, а остальное — живой свет», но тут же исключила солнце «потому, что это естественный, а остальные — искусственный свет», или на карточке, где нарисованы топор, коловорот, шуруп и пила, исключила сначала коловорот, потому что «это устаревший предмет», затем, после долгих раздумий, исключила топор, потому что остальные «делают дырки в дереве, а топор просто раскалывает», затем, отметила, что пила «пилит, а не делает дырки» и исключила «шуруп, потому что он просто крепёж, а остальные инструменты», при этом как наиболее верное выбирает последнее решение.

На момент исследования определяется состояние без депрессии (опросник Зунга). Профиль личности характеризуется умеренными повышениями по шкале коррекции К (70 б.) и третьей шкале Hy (70 б.). Повышение по третьей шкале означает, что устранение тревоги достигается главным образом за счет вытеснения из сознания обусловливающих ее факторов, и указывает на тенденцию к демонстративному поведению. Поскольку описанный механизм выражен не сильно, он может способствовать успешной адаптации, облегчать межличностные контакты, вхождение в новую социальную среду и деятельность, требующую широких контактов с разными людьми. Повышенная шкала коррекции при подъёме профиля по третьей, указывают на то, что проявления демонстративности будут негрубые, поскольку тенденция отрицать неуверенность, трудности и любые формы неблагополучия ограничивает наиболее яркие внешние проявления демонстративности, незрелости и эгоцентризма. Для лиц, имеющих такой тип профиля, характерны конформность и стремление следовать конвенциальным нормам, стремление к положительной оценке со стороны окружающих. Тенденция к утверждению гармонии в межличностных отношениях и ориентировка на поддержку со стороны окружающих приводят к тому, что ситуации, требующие четких самостоятельных решений, резкого отпора в отношении окружающих или применения власти, являются для подобных личностей ситуациями стресса, которых они стараются избегать. Типична и склонность декларировать оптимизм вне зависимости от реальной ситуации.

Заключение от 26.11.09

по результатам нейропсихологического обследования

1. Цель исследования.

Целью исследования является получение дополнительных данных о психических функциях для последующего использования их при дифференциальной диагностике и постановке топического диагноза ослабления мозговых структур..

Для достижения поставленной цели использовался стандартизованный набор нейропсихологических методик.

2. Результаты клинико–психологического исследования.

Пациентка охотно вступает в контакт. Поведение адекватно ситуации обследования. Пациентка ориентированности в месте, времени, собственной личности. Проявляет заинтересованность в результатах диагностического эксперимента. Критична к результатам своей деятельности. В процессе беседы высказывает жалобы на периодическую неспособность вербализации слов «бывает слова вылетают», а также на отвлекаемость внимания «в Москве остался молодой человек, и мне интересно, понравилась ли я ему, постоянно думаю об этом». Инструкции к заданиям усваивает точно, при необходимости сосредотачивается, проявляет старательность. Работоспособность снижена. Темп деятельности замедлен. Выявляются неяркие признаки истощаемости. Эмоциональная поддержка и одобряющая обстановка влияли на продуктивность работы испытуемой. Пациентка выполняла предложенные задания с ориентацией на успех.

3. Данные нейропсихологического исследования.

В двигательной сфере не обнаружено нарушений реципрокной координации. В праксисе позы единичные замены позы по зеркальному типу с самостоятельной коррекцией. Динамический праксис и проба Хэда – без нарушений.

Гнозис. Все виды гнозиса – акустический, пространственный, зрительно-предметный, кожно-кинетический – без нарушений. Пациентка выполняет все простые и сложные задания на пространственный гнозис (пробы Попельрейтера, выбор фигур и др.).

Мнестические процессы. Слухоречевая память снижена. В пробе запоминание «10 слов» обнаружена невозможность ретенции. Кривая запоминания в пределах нормы, но носит неравномерный характер. Также отмечаются трудности в пересказе текстов средней степени сложности.

Зрительно-предметная память хорошо сформирована и устойчива.

Речь. Отмечаются сложности в звукоразличении. Пациентка не всегда различает в словах схожие звуки. Также пациентке мало доступно понимание отношений между предметами, выраженных двумя предлогами родительного падежа.

Особенности письма, чтения, счета. Письмо и чтение доступно. Возникают сложности при выполнении арифметических действий. Пациентка затрудняется вспомнить таблицу умножения. Решение задач доступно только низкой степени сложности, у пациентки возникают сложности при счете в уме, также примеры на умножение и деление не всегда выполняются верно даже при их письменном решении.

Понимание значений слов доступно. При этом возникают сложности в интерпретации пословиц. Переносный смысл идиомоторных выражений не доступен.

Предметно-образное мышление (пересказ сюжетных картин, серий сюжетных картинок, раскладывание серий последовательных картинок, «4-й лишний») – без грубых нарушений. Отмечается диссоциативность (межтестовая) мыслительного процесса.

4. Резюме. Таким образом, у пациентки отмечается ослабление мнестических процессов, особенно ретенции, с нижение функций звукоразличения и счета, что говорит о элементах семантической, акустико-гностической афазии, элементах акалькулии. Перечисленные ослабления функций локализуются в височных долях доминирующего (левого) полушария.

26.11.2009. медицинский психолог Лебедева Г.Г.

по результатам нейропсихологического и патопсихологического обследования

1. Цель исследования .

Целью исследования является получение дополнительных данных о психических функциях для последующего использования их при дифференциальной диагностике и постановке топического диагноза ослабления мозговых структур.

Для достижения поставленной цели использовался стандартизованный набор нейропсихологических методик.

2. Результаты клинико–психологического исследования.

Пациентка охотно вступила в контакт и вела себя адекватно ситуации обследования, с удовольствием выполняя предложенные пробы. В месте, времени и собственной личности испытуемая ориентирована правильно. В ходе обследования Дегай Т.А. проявляла заинтересованность в результатах диагностического эксперимента, отвечала на вопросы уверенно и адекватно. В процессе беседы пациентка сообщала, что «стала более спокойной, в сравнении с декабрем 2009 года, менее агрессивной», при этом она отметила, что появились трудности в запоминании информации. Получаемые инструкции к заданиям Дегай Т.А. усваивала достаточно точно, при необходимости сосредотачивалась и проявляла старательность. Эмоциональная поддержка и одобряющая обстановка оказывали положительное влияние на продуктивность работы испытуемой. Предложенные задания выполнялись с ориентацией на успех.

3. Данные нейропсихологического исследования.

Гнозис. Зрительный гнозис, акустический, лицевой, зрительно-пространственный, кожно- кинетический, предметный – без нарушений. Пациентка справляется со всеми заданиями без затруднений.

Праксис. Пространственный праксис, конструктивный праксис, динамический праксис, пальцевой праксис, символический праксис – без нарушений. Без нарушений праксис позы (кинестетический праксис) (первоначально в исследовании от 26.11.2009 года отмечались единичные нарушения). Не обнаружено нарушений реципрокной координации. Пациентке доступно самостоятельное рисование, срисовывание, выполнение серийных программ.

Особенности письма, чтения, счета. Письмо и чтение доступно. Возникают сложности при выполнении арифметических действий, даже простых. Пациентка затрудняется вспомнить таблицу умножения. Решение задач доступно только низкой степени сложности. У пациентки сохраняются сложности при счете в уме, особенно двухзначных чисел. Также пациентка не справилась с отсчитыванием от 200 по 17 и совершила ошибку в отсчитывании от 100 по 7. в решении задач письменно также сохраняются трудности.

Речь. Сохраняются сложности в звукоразличении, анализе слов по одной фонеме. Пациентка не всегда различает в словах схожие звуки. Остается малодоступным понимание отношений между предметами, выраженных двумя предлогами. Однако пациентка делает меньше ошибок, в сравнении с предыдущим исследованием.

Память. Отмечается снижение слухоречевой памяти. Пациентка затрудняется пересказать рассказ средней степени сложности, справляется только с заданиями низкой сложности.

4. Резюме по данным нейропсихологического исследования. Отмечается снижение слухоречевой памяти, акалькулия. Локализация нарушений — височно-теменная область, височные отделы, нижнетеменные и опосредованно лобные отделы. Межполушарное взаимодействие ослаблено.

5. Данные экспериментально-психологического исследования.

Исследование познавательных психических процессов обнаруживает крайне низкую концентрацию и устойчивость внимания на объектах (испытуемая выполнила корректурную пробу за 9 минут, сделав 102 ошибки, при норме до 15 ошибок за 8-11 минут), а также низкую переключаемость активного внимания при достаточном его объеме. Темп умственной работоспособности неустойчив по гиперстеническому типу, данные по таблицам Шульте 36?61?38?44?47?. Темп психомоторных реакций и психической деятельности в целом – снижен, отмечаются признаки утомляемости и истощаемости процессов.

Объем кратковременной механической памяти на уровне хорошей нормы (воспроизводит 7 цифр в прямом порядке), показатели оперативных функций памяти не снижены (воспроизводит 5 цифр в обратном порядке), при этом в исследовании от 11.11.2009 года пациентка воспроизводит 3 цифры в обратном порядке. Таким образом, показатели оперативной памяти улучшились. Кратковременная механическая память в пределах нормативных высоких показателей. Кривая запоминания 10 слов в пределах нормы, но носит неравномерный характер: «7-8-6-7-9-9-8», через 40 минут пациентка воспроизводит 3 слова. Таким образом, консолидация следов затруднена. В исследовании от 26.11.2009 года пациентка через 30 минут не воспроизводит ни одного слова. Снижена слухоречевая память. Пациентка затрудняется пересказать рассказ средней степени сложности, справляется только с заданиями низкой сложности. Опосредованная память незначительно снижена. Пациентка воспроизводит в пиктограммах 75% образов (при норме 89%). Пиктограммы конкретны, при этом эпизодически отмечаются эмоционально неадекватные образы. Например, к слову «счастье» пациентка рисует «звездочку», поясняя «это какие-то положительные эмоции», к слову «подвиг» — «пионерский галстук», поясняя «пионеры во время войны помогали».

При исследовании мыслительной деятельности выявляются нарушения операциональной стороны, проявляющиеся в снижении уровня обобщения (категориальный уровень обобщения доступен, но неустойчив). У пациентки преобладает конкретный уровень мышления. Например, в сенсибилизированных пробах пациентка общее между «стаканом и петухом» называет «в стакан можно наложить зерна и покормить петуха». Кроме того, особенностью мышления является ослабление процесса обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык. Понимание переносного смысла пословиц затруднено, пациентка трактует их конкретно. Например, пословицу «ворон ворону глаз не выклюет» пациентка объясняет «свой своего не обидит», при этом значении пословицы для пациентки не будет меняться, если заменить ворона голубем — «голубь голубю глаз не выклюет». Нарушений мышления в виде актуализации латентных признаков и разноплановости (исследование от 11.11.2009 года) в данном исследовании не выявлено. Несколько ослаблена такая мотивационно-волевая составляющая мышления как критичность. Со стороны динамики выявляются некоторые признаки инертности, ригидности мыслительной деятельности.

По результатам личностного опросника MMPI у пациентки отмечается эмоциональная неустойчивость, инициативность, высокая самооценка, предприимчивость, беззастенчивость, вместе с тем контроль поведения у испытуемой может быть ослаблен.

Внутренняя напряженность, неуверенность, тревога пациентки сохраняется, но в сравнении с исследованием от 11.11.2009 года уровень тревоги значительно снизился, при этом основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений и тревоги за счет отсутствия спонтанных упоминаний о каких-либо трудностях, которые могут ее вызывать, выражения пренебрежения к трудностям и декларируемого оптимизма. Ощущение угрозы пациентка компенсирует высоким уровнем побуждений и активности. Испытуемая стремится к межличностным контактам и имеет большое количество таких контактов в различных сферах, проявляет интерес к людям, охотно принимают на себя общественные обязанности, испытывает от осуществления межличностного общения большое удовлетворение, вместе с тем общение сопровождается мимолетностью и поверхностностью.

6. Резюме. У испытуемой обнаруживается крайне низкая концентрация и устойчивость внимания. Темп психомоторных реакций и психической деятельности в целом – снижен. Слухоречевая память также снижена, однако отмечаются улучшения оперативной памяти.

У пациентки преобладает конкретный уровень мышления, особенностью мышления является ослабление процесса обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык, понимание переносного смысла пословиц затруднено.

В личности отмечается эмоциональная неустойчивость, инициативность, высокая самооценка, предприимчивость, беззастенчивость, при этом основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений. Пациентка стремится к межличностным контактам, при этом общение является мимолетным и поверхностным.

21-25.01.2010. медицинский психолог Лебедева Г.Г.

sites.google.com

Психологическое исследование

Практически все психические расстройства воздействуют на личность человека, особенности его внутренней психической деятельности (высшие психические функции), черты характера, отношения в семье, на особенность реагирования в той или иной ситуации.

Именно поэтому, специализируясь на лечении, в первую очередь, различного рода психических расстройств, мы обязательно проводим психологическое обследование пациентов. Все разнообразие методов психологических исследований позволяет с высокой точностью определять индивидуальные особенности функционирования каждого человека, состояние его мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи.

Любая качественная диагностика должна быть построена на возможности применения разнообразных методологических инструментов. Для психологического обследования в психиатрии это правило так же важно. Дело в том, что процесс распада психики при развитии того или иного психического расстройства всегда носит многослойный характер и отличается огромным многообразием. Никогда нельзя видеть картину, при которой у одного пациента «. оказались бы нарушены процессы только синтеза и анализа, а у другого — страдала бы исключительно целенаправленность личности». (Зейгарник Б.В. Принципы построения патопсихологического исследования // Патопсихология: Хрестоматия. Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2000 ).

Для исследования всего перечисленного выше в нашей клинике применяются такие методы нейропсихологического исследования, как:

  1. тест Векслера — инструмент для оценки уровня интеллекта (IQ), широко известная во всем мире методика;
  2. висконсинский тест сортировки карточек (ВТСК) — нейропсихологическая методика, которая в основном направлена на клиническую диагностику нарушения внимания при различных видах психических расстройств. Этот метод, будучи широко известным в практике западных специалистов, являясь надежным и точным, к сожалению, мало применяется в у нас в России.
  3. также нами применяется другая, более известная в отечественной практике, методика А.Р. Лурии, направленная на исследование трех блоков, необходимых для правильной работы мозга: энергетического блока, регулирующего тонус коры больших полушарий; второго блока, отвечающего за переработку и хранение получаемой человеком информации; третьего — блока, регулирующего деятельность. На основании полученной информации мы можем определить степень и характер поражения мозга, планировать стратегию реабилитации и направленность терапии.

Патопсихологическое исследование, проводимое нашими клиническими психологами, включает непосредственно сам процесс тестирования (эксперимент), беседу с пациентом, наблюдение за его состоянием в процессе обследования и анализ истории жизни (анамнеза), написанного врачом. Выбор метода, тех или иных патопсихологических шкал зависит от той задачи, которую перед психологом ставит врач.

Также важным является проведение исследования типа и структуры личности пациента. Для этой цели нами используются надежные методы, дающие достоверные результаты:

  • MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник), широко применяемый в клинической практике клиник всего мира. Это опросник, применение которого возможно в различных вариантах — полном или более коротком, в зависимости от целей и задач исследования.
  • тест Спилбергера — Ханина, как способ оценки уровня и качественных характеристик тревожности (определения, является ли она личностной чертой, или же обусловлена ситуативно);
  • проективные методы (ТАТ/тематический апперцептивный тест), применяемый для исследования аффективной сферы пациента, его внутренних конфликтов, мотивации и проч.

Эти методы дополняют те, которые необходимы при исследовании семейных отношений, семейной системы. Дело в том, что зачастую семья является источником ресурсов для восстановления пациента после болезни, а в обратных случаях — источником дестабилизации человека. Исследование семейных отношений, установок — это источник информации для возможности проведения коррекции в дальнейшем. Как бы сильно ни старался психиатр и психотерапевт, как ни назначались бы тщательно препараты, пациент возвращается после перенесённого заболевания в привычную для него семейную среду, и именно ее отношение, компетентность родных, их собственные внутренние ресурсы и готовность к конструктивным действиям является дополнительным поддерживающим фактором в качественном излечении.

Таким образом, проведение клинических психологических исследований — это целый ряд методов, которые направлены на исследование психики человека, его мотивов, устремлений, особенностей высшей нервной деятельности, социальных взаимоотношений и черт личности.

Психологические исследования очень важны в психиатрической практике, поскольку они позволяют не только уточнить диагноз, констатировать здоровье или нарушение той или иной функции, но и дать возможность верного построения коррекционной работы. Это становится особенно важным при определении способов реабилитации пациента.

Поскольку как психиатрическая клиника мы нацелены на комплексное лечение различного рода расстройств, то именно многоплановость диагностики призвана помогать нам решать эту задачу.

Помимо фармакологического лечения мы применяем различные методы психотерапии, для которой очень важно именно исследование различных личностных характеристик: воли, целенаправленности поведения, особенностей мотивации, наличия или отсутствия тревожности и проч.

Наша реабилитационная работа (когнитивные и тренинги социальных навыков) также требуют достоверной информации о степени сохранности/ или уровня развития социальных умений, мышления, внимания, памяти, восприятия, речи.

Таким образом, психологические исследования, проводимые клиническими психологами нашей клиники, являются неотъемлемой и очень важной частью диагностики пациентов, а так же — оценки успешности проведенного лечения.

minutkoclinic.com

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ, СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ СТРЕСС

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ, СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ СТРЕСС

Караваева Елена Вениаминовна, старший преподаватель

Сибирский государственный медицинский университет

Особенности современной жизни — психоэмоциональные перегрузки, ухудшение экологии окружающей среды, ускорение ритма жизни, приводящие к стрессу, наносят ущерб физическому, социальному статусу людей, снижают качество жизни [1]. Известно, что в формировании депрессивной симптоматики принимает участие ряд факторов – социальных, личностных и биологических [2].

Целью нашего исследования явилось изучение специфики нарушений в эмоциональной сфере и особенностей личности людей, перенесших стресс по поводу острого нарушения мозгового кровообращения. Поставленная цель вытекала из гипотезы, что существует взаимосвязь между нарушением мозгового кровообращения и эмоциональным состоянием человека. Кроме того, мы хотели подчеркнуть и практическое значение этого исследования: взаимодействие невролога и психолога на этапе диагностирования тревожных и депрессивных нарушений у лиц с инсультом будет способствовать назначению адекватной дифференцированной фармако- и психотерапии, и, как следствие более позитивному течению инсульта, снижению инвалидности и летальных исходов в отдаленном периоде инсульта.

Объектом исследования явилось стрессовое состояние у лиц перенесших инсульт ишемический, смешанный, а предметом-эмоциональное состояние и личностные особенности у лиц, с острым нарушением мозгового кровообращения. В соответствии с указанной целью были разработаны задачи: исследовать взаимосвязь стрессового состояния со степенью выраженности эмоциональных нарушении у лиц, перенесших стресс; изучить влияние стрессового состояния на личность больного; определить тип отношения к своему заболеванию, у постинсультных больных. Исследование проводилось при помощи структурированного интервью и экспериментально – психологических методов исследования: Eysenck Personality Inventory или EPI в адаптации А.Г. Шмелева [3]; характерологический опросник К. Леонгарда; Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (шкала State-Trate-Anxiety-Inventory или STAI) [4]; Шкала депрессии А. Бека [5] методики психологической диагностики отношения к болезни [5]. Исследование проводилось на базе федерального госучреждения «СОМЦ Росздрава» томской больницы, неврологического отделения. В исследовании принимали участие 64 человека, из них 32 человека, находились на лечении с перенесенным инсультом и 32 человека составили контрольную группу. На момент исследования они не имели неврологических расстройств. Исследование проводилось в 2009 году, в исследовании принимали участие 23 мужчины и 9 женщин, в возрасте от 25 до 46 лет.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты. Типы темперамента преобладающие у основной группы – флегматический (34 %) и меланхолический (34 %), а у контрольной группы – холерический (37 %) и меланхолический (28 %). По тесту темперамента Айзенка достоверных различий между группами выявлено не было (р < 0,5819). Меланхолический тип – слабый тип нервной системы, наиболее подверженный влиянию стрессов и низкой способностью совладения с ними.

По шкалам акцентуаций у людей, перенесших инсульт, нами было выявлено преобладание эмотивного (14 %), гипертимного (11 %), возбудимого (11 %) и циклотимного (11 %) типов акцентуации характера. У контрольной группы преобладали – эмотивный (13 %), дистимный (12 %) и циклотимный (11 %) типы акцентуации.

Для большинства людей, перенесших инсульт (47 %) выявлена умеренная ситуативная тревожность, преимущественно у лиц мужского пола. Незначительно отличаются показатели высокой ситуативной тревожности (44 %), так же с преобладанием мужского пола. В то же время у (59 %) больных инсультом была диагностирована умеренная личностная тревожность, больше характерная для мужчин. У 13 больных (41 %) была выявлена повышенная личностная тревожность.

Для получения полной картины степени выраженности тревожности у людей, перенесших инсульт, полученные результаты были сравнены с контрольной группой.

Для 25 % лиц из контрольной группы характерна высокая личностная тревожность. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Для того чтобы сравнить, влияет ли болезнь на возникновение депрессивных реакций у людей, перенесших инсульт, эти результаты были сопоставлены с результатами шкалы депрессии Бека в контрольной группе условно здоровых людей.

По шкале депрессии показатели у людей, перенесших инсульт выше, чем у здоровых. По шкале депрессии Бека обнаружены достоверные различия (р < 0,00017).

В экспериментальной группе преобладает как отсутствие, так и легкая (по 28 %) степень депрессии, а так же умеренная (22 %) и выраженная (19 %) степень депрессии. У здоровых людей проявления депрессии в основном отсутствуют (75%) или имеется легкая (16 %) степень выраженности депрессии. Признаки депрессии были выявлены у 72 % исследуемых больных и 25 % здоровых людей.

На последнем этапе исследования были проанализированы типы отношения к своему состоянию у лиц перенесших инсульт, и был предложен опросник ТОБОЛ Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева. В результате ведущими типами отношения к своему состоянию оказались:

• эргопатический 19 %. Уход от тревожного состояния в работу. Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до стрессовой ситуации. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное, прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть состояния, продолжать работу. Стремление во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве.

• меланхолический 14 %. Сверхудрученность к своему состоянию, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Сомнение в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.

• Гармоничный 12 %. Оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть. Стремление во всем активно содействовать успеху своего состояния. Стремление облегчить близким тяготы ухода за собой. В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными для человека, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.

• Тревожный (тревожно-депрессивный) 10 %. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного состояния, возможных осложнений неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск “авторитетов”, частая смена лечащего врача. В отличие от ипохондрического типа отношения к болезни, в большей степени выражен интерес к объективным данным (результаты анализов, заключения специалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому – предпочтение слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы. Настроение тревожное. Как следствие тревоги – угнетенность настроения и психической активности.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа — одна из главных сфер жизни людей. Эти типы отношения к своему состоянию вполне соответствуют реакции человека.

Для установления корреляционных связей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, STATISTICA 8.0.

В результате корреляционного анализа мы выделили 73 корреляций, которые могли бы оказаться значимыми. При вычислении получены следующие корреляционные связи (при r = 0,05)

Получена достоверная положительная корреляционная связь между показателями педантичности и тревожности по опроснику Леонгарда (r = 0,57), (р < 0,05). Что может свидетельствовать о том, что чем больше уровень педантичности, тем выше тревожность.

Получена положительная связь между показателями циклотимия и неуравновешенность (r = 0,56). Чем выше показатели циклотимии, тем выше уровень неуравновешенности.

Получена положительная связь между показателями неуравновешенности и дистимического типа акцентуации характера (r = 0,56).

Выявлена достоверная положительная корреляционная связь между показателями личностной тревожности и показателями нейротизма, (r = 0,51), (р < 0,05).

Слабая положительная связь отмечена между оценками по шкале ситуативной тревожности и нейротизма по опроснику Айзенка. (r = 0,31), (р < 0,05).

На основании результатов исследования можно сделать выводы:

1. У лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения преобладает меланхолический (34 %) и флегматический (34 %) типы темперамента.

2. У постинсультных обнаружены акцентуации характера по циклотимному, дистимическому и экзальтированному типам.

3. Ситуативная тревожность, выявленная у лиц перенесших инсульт, является естественной реакцией на грозящую опасность (изменение социального, материального положения, инвалидность и возможный летальный исход).

4. У лиц перенесших инсульт отмечаются выраженные признаки расстройств депрессивного спектра, что в свою очередь может оказывать неблагоприятное влияние различные стороны жизнедеятельности людей.

5. Эргопатический и меланхолический типы отношения к своему состоянию характерны для переживания людей по поводу инвалидизирующих последствий перенесенных расстройств

6. Корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между личностными особенностями и степенью тяжести тревожных и депрессивных расстройств у лиц, перенесших инсульт. Мы выявили 4 значимых корреляционных связи (при уровне значимости ? = 0,05). Гипотеза о существовании взаимосвязей между нарушениям мозгового кровообращения и тревогой и депрессией подтвердилась. В свою очередь нарушение мозгового кровообращения влияет на личностные особенности больных.

Проведенное исследование выводит нас на острую необходимость психологической, психотерапевтической интервенции в клиниках неврологического профиля.

1. Верещагин Н.В., Варакин Ю.Я. Регистры инсультов в России: результаты и методические аспекты проблемы //Журнал неврологии и психиатрии: Инсульт: Приложение к журналу – 2003. №1. с.34 -40.

2. Катаева Н.Г. Постинсультные расстройства (конституционально-биологический, клинический, реабилитационный аспекты). Автореферат, Иркутск 2006, 39с.

3. Катаева Н.Г., Корнетов Н.А., Алифирова В.М., Левина А.Ю. Постинсультная депрессия. – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2008. – 168с.

4. Кокоткина Л.В., Цыганков Б.Д. Современные подходы к медико-психологической реабилитации больных с нарушением мозгового кровообращения. //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. №2, 2008- с.21-25.

5. Клиники Москвы — Рекомендации по вторичной профилактике инсульта (по результатам исследования PROGRESS).

gisap.eu