Расстройства

Психопатия у подростка

07.09.2018

Признаки и симптомы шизофрении у подростков

В подростковом возрасте происходит активное познание мира, вовлечение в процесс вторичной социализации. Если социум по различным причинам не принимает подроста, то может возникнуть психическое расстройство. В том числе, признаки и симптомы шизофрении у подростков могут дать о себе знать, если ребенок курит, пристрастился к алкоголю, употребляет наркотики. В числе первых признаков шизофрении специалисты называют обеднение эмоций. Это проявляется в несвойственном ему ранее безразличию к окружающим, подростка перестает интересовать судьба самых близких людей, родителей. Кроме того, круг его интересов также меняется, становится непонятным.

Ранее любимые хобби, общение с друзьями, спорт, все это теряет ценность в глазах подростка, если он страдает шизофренией. Больные пренебрегают простейшими правилами гигиены, им лень за собой ухаживать, выполнять привычную работу. При этом резко снижается школьная успеваемость. К частым признакам шизофрении относят депрессивное состояние или ступор, чрезмерное возбуждение. В числе явных симптомов находятся кататонические нарушения, которые являются патологиями двигательной и волевой природы. Для больного характерно длительное пребывание в неподвижности, и причем, нередко поза является довольно странной.

У пациентов вырабатывается способность к состоянию, называемому восковой гибкостью. Характерно выполнение различных неестественных движений, обычные движения становятся прерывистыми, резкими. В некоторых случаях страдающий шизофренией подросток теряет аппетит, полностью отказываясь от еды. Известно, что шизофрения является болезненным процессом. Он связан с тем, что формируется патологическое эмоциональное и психическое состояние, касающееся восприятия окружающей среды. С учетом гормонального созревания у каждого ребенка своя реакция на события, которые происходят вокруг. Ранняя стадия характерна плаксивостью, нервными срывами, приливом сил, или наоборот, упадком.

Особенности проявления шизофрении

Выявить признаки шизофрении можно быстро, практически, они дают о себе знать в раннем детском возрасте. Самыми основными признаками у подростков следует считать быстрое возникновение отрицательных эмоций. При этом возникают нарушения в области интеллектуального мышления, при котором выражен аутизм, уменьшается подвижность, наблюдается упадок сил и эмоций. Если сравнивать детскую шизофрению со взрослыми заболеваниями, то у подростков она протекает более тяжело, и в данном случае, имеется акцент на дебилизм и олигофренизм. Данное клиническое заболевание имеет значительную распространенность. Согласно статистике, при обследовании пяти подростков, имеющих неуравновешенную психику, один или даже двое оказываются шизофрениками.

Подростковая шизофрения бывает нескольких видов. Это параноидная шизофрения, острая пубертатная шизофрения, рекуррентная шизофрения. Также отмечены галлюцинаторно-бредовые варианты заболевания. У каждого из видов свои особенности. В Израиле признаки и симптомы шизофрении у подростков специалистами хорошо изучены. При непрерывно текущей шизофрении проявления заметны в детстве, хотя, наиболее тяжелое течение наблюдается в подростковом возрасте. Уже к трехлетнему возрасту первые клинические симптомы заметны. Малыш плохо воспринимает реальность, возникает отчуждение от родных. Кроме того, он становится более упрямым, раздражается без причин. Взрослые нередко уверены, что это особенности характера, поэтому не проявляют беспокойства.

Далее у ребенка возникает нервозность, он становится агрессивным, может страдать фобиями. На третьем году болезни возникают такие характерные для шизофрении данного вида симптомы, как неожиданная смена настроения, эйфория, дурашливость, негативизм, различные кататонические расстройства. Клиническая стадия, которая более заметна, возникает после пяти лет. В этот период состояние пациента оценивается, как более нестабильное, и подобное нельзя не заметить. Более выраженной в это время становится картина психоза, возникают зрительные и обаятельные галлюцинации. Достаточно совсем немного времени, и заболевание становится более выраженным.

Часто у подростков встречается параноидная шизофрения, он развивается после двенадцатилетнего возраста. Внешняя симптоматика имеет сходство с другой формой, это непрерывно текущая шизофрения. Но имеются отличительные особенности. Среди первых клинических признаков в данном случае медики называют резкий перепад настроения. При этом, подросток очень часто рассказывает всякие небылицы, которые касаются его самого или родных, близких. Кроме того, многие подростки придумывают себя большие чувства, отношения, и, как правило, все эти выдумки очень наивны. Кроме того, сам подросток постоянно путается в придуманных им рассказах, добавляет новые подробности. В подобной ситуации бредовость имеет отношение к психической незрелости.

У подростков старшего возраста бредовые идеи и выдумки приобретают завершенность, так как они более обдуманны. Признаки и симптомы шизофрении у подростков в Израиле всегда выявляются безошибочно, благодаря огромному опыту специалистов. Как известно, бредовые идеи подростков беспорядочны, они похожи на типичный бред у взрослых пациентов. Например, имеется сходство с бредом преследования, величия, отравления, и прочее. Что касается галлюцинаторно-бредового вида шизофрении, то он наблюдается в подростковом возрасте не часто, а течение не является выраженным. Среди признаков в данном случае можно назвать видение подростком различных галлюцинации. Некоторые больные видят горящие красные глаза, другим видится тянущаяся на ними черная рука, и так далее.

Рекуррентная шизофрения чаще свойственна для девушек. Первыми признаками считаются резкие психотические припадки, которые сопровождаются потерей личности. При этом приступ может иметь резкое проявление, и так же резко стихает. Приступ может возникнуть под влиянием вирусных и инфекционных заболеваний, оказывают влияние травмы, депрессивные состояния.

www.psyportal.net

Разделение по степени тяжести (продолжение)

Тяжелая психопатия. Компенсация всегда бывает неполной и непродолжительной. Ее механизмы либо едва намечены, либо отличаются парциальностью, охватывая лишь часть психопати­ческих особенностей, но зато достигают здесь такой гипер­компенсации, что сами уже выступают в качестве психо­патических проявлений. Декомпенсации наступают от незначи­тельных поводов или даже без видимых причин. На высоте декомпенсации картина нарушений может достигать психоти­ческого уровня (тяжелые дисфории, глубокие депрессии, сумеречные состояния и др.).

Нарушения поведения могут проявляться уголовными пре­ступлениями, суицидными актами и другими действиями, грозящи­ми тяжкими последствиями для самого психопата или для других. В «длиннике» тяжелая психопатия характеризуется значитель­ной социальной дезадаптацией. Такие подростки рано бросают учебу, почти не работают, за исключением коротких эпизодов или условий принудительного труда. Живут они за счет других или за счет государства. Семейные связи фактически разорваны или крайне напряжены из-за постоянных конфликтов или носят характер патологической зависимости (психопата от кого-либо из членов семьи или последних от психопата). Дезадаптация обнаруживается также в среде сверстников.

Самооценка характера неправильная или отличается пар­циальностыо — подмечаются лишь некоторые черты, особенно проявления патологической компенсации. Критика к своему поведению заметно снижена.

Владимир О., 15 лет. Вырос в асоциальной семье: отец осужден на длительный срок, мать страдает алкоголизмом, ведет аморальный образ жизни. Сведения о детстве скудные. Известно, что до 10 лет держался энурез, в школе с первого класса труден, возбудим, бил детей, отнимал у них деньги и приглянувшиеся ему вещи. С 11 лет забросил учебу, время проводил в уличных компаниях, связался со взрослыми преступниками, участвовал в кражах, начал выпивать. Комиссией по делам несовершеннолетних был помещен в специальный интернат. Оттуда за 4 года совершил 9 побегов — всякий раз его разыскивала и возвращала милиция. В 14 лет во время побега скрывался около двух месяцев у какой-то женщины-алкоголички, с которой сожительствовал. Пойманный, заявил в милиции, что он якобы совершил убийство и указал место, где спрятал труп. Там были обнаружены следы крови. Признался, что обманул, что там просто была драка, а он надеялся, что его самого повезут на это место и обдумал, как по дороге совершить побег. В специальном интернате неоднократно бывал наказан за драки с другими воспитанниками. Обнаружил гомосексуальные склонности. Ненавидел воспитателя своей группы. Подкараулил его в мастерской и ударил молотком по голове — нанес тяжелую травму. Был направлен на обследование в подростковую психиатри­ческую клинику.

В клинике держался напряженно, настороженно, но вскоре стал преследовать слабых, издеваться над ними, склонять к развратным действиям. Был переведен на отделение для взрослых со строгим надзором.

Во время беседы угрюм, осмотрителен в ответах. Рассказал, что в возрасте 11 лет, гоняя голубей, упал с крыши двухэтажного здания, потерял сознание, но мать к врачу не обратилась. После этого падения стало иногда укачивать во время езды на транспорте. Курит и выпивает с 11 лет. Любит напиваться до полного отключения («пока не отрублюсь»). В опьянении часто «разбирает злоба», срывает ее на первом встречном, жестоко бьет. Однажды, когда рядом никого не было, «от злости всадил себе в ногу перочинный нож» — показал рубец на голени. Своего воспитателя в интернате называет пьяницей и садистом. Ударил его из мести — перед этим на общем собрании группы этот воспитатель его «назвал таким словом, что все хохотали». В поступке своем не раскаивается. Никаких планов на будущее не строит, ничем никогда не увлекался, близкого друга не имел («может выдать»), не влюблялся.

Физическое развитие по возрасту, среднего роста и крепкого тело­сложения. На теле несколько рубцов — следы ожогов и вытравленных татуиро­вок — содержания их не раскрыл. Сохранены две татуировки — знак «зона» на ноге и собственное имя — на руке.

Со стороны неврологического статуса и на ЭЭГ — без отклонений.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован резко выраженный эпилептоидный тип, имеется указание на возможность формирования психопатии этого типа. Отмечена высокая склонность к алкоголизации и делинквентности, резко выраженная реакция эмансипации и высокий В-индекс (указание на возможность из­менений характера вследствие резидуального органического поражения голов­ного мозга). Самооценка — неверная: по шкале субъективной оценки выступили шизоидные и психастенические черты.

Диагноз. Эпилептоидная психопатия тяжелой степени.

Катамнез через 2 года. Находится в воспитательно-трудовой колонии.

Выраженная психопатия. Компенсация бывает непродолжи­тельной. Декомпенсации могут возникать от незначительных поводов, однако серьезными и длительными они бывают обычно вслед за психическими травмами. Тяжелые нарушения поведения возникают также в неблагоприятных условиях. Социальная адаптация бывает неполной или нестойкой. Работу и учебу то бросают, то возобновляют. Способности остаются нереализован­ными.

Отношения с родными полны конфликтов или отличаются пато­логической зависимостью.

Самооценка черт характера и степень критичности к своему поведению весьма разнятся от типа психопатии.

Алексей Л., 16 лет. Отца не помнит — тот оставил семью, когда сын был маленьким. По словам матери, отец был вспыльчивым, гиперсексуальным, «несколько раз после скандалов резал себе вены». Мать лечилась у психиатра от «колебаний настроения», год назад совершила суицидную попытку, приняв большую дозу прописанного ей амитриптилина.

Во время беременности был токсикоз, угрожающий выкидыш. Развивался без задержки, но был крикливым, возбудимым. В 6 лет ушиб головы с потерей сознания. В школе учился удовлетворительно, но был недисциплинированным и очень драчливым. Рос под неусыпным надзором матери, бабушки и дяди, которого побаивался и не любил. Довольно успешно занимался спортом.

В 14 лет по окончании 8 классов поступил в техникум. В тот же год — бурное половое созревание. Влюбился в красивую однокурсницу, вступил с нею в половую связь, она от него забеременела и когда сделала аборт, то объявила о полном разрыве с ним. Когда услышал от нее об этом, «вдруг охватила страшная тоска, захотелось что-то с собой сделать». Уйдя от нее, в малолюдном месте гвоздем вскрыл себе вену. Истекающего кровью, прохожие отвели его в травматологический пункт. Там объявил, что случайно напоролся на гвоздь — после перевязки его отпустили домой.

С этого времени начал выпивать. Сразу обнаружил, что может пить до отключения — рвоты не бывает. Вскоре вступил в связь с другой приятель­ницей, но «в душе любил прежнюю». С матерью из-за его сожительницы возникали скандалы. В гневе стал неудержим — дома разбил зеркало, бил стекла в окнах, посуду. Грозил матери броситься из окна. Связался с асоциаль­ной компанией, участвовал в угоне автомашины. Был условно осужден. Вскоре после этого пришел домой с окровавленной головой. Уверял, что якобы получил травму, играя в футбол. Стал чаще выпивать, забросил занятия в техникуме. Несколько раз был задержан милицией пьяным за участие в драках. Суд снял отсрочку исполнения приговора и постановил отправить его в воспитательно-трудовую колонию. Тогда мать увезла его в другой город и укрыла у знакомых. Через месяц сбежал оттуда («скучно стало»), намереваясь явиться в милицию. Собрал у себя дома приятелей и приятельниц, устроил пьянку («проводы в колонию»). Напившись, заперся в ванной и вскрыл себе вены. Когда взломали дверь, был обнаружен без сознания, истекающим кровью.

vprosvet.ru

Психопатией называют нечто среднее между психическими заболеваниями и ярко выраженными особенностями характера человека. Медицинские работники говорят об этом недуге как о расстройстве личности. Проблема может появляться в любом возрасте. В том числе страдают от психопатии дети. Проявляется недуг в виде нарушения социальных взаимоотношений, агрессивности или замкнутости, тревожности или зависимости. В подавляющем большинстве случаев психопатия полностью не лечится. Однако с помощью качественной терапии пациенты могут контролировать свои действия, вести активный образ жизни и социально адаптироваться.

Спровоцировать заболевание способны различные факторы. Врачи не могут выделить основную причину появления психопатии. Специалисты отмечают, что развиваться расстройство личности способно на фоне:

  • травм головного мозга;
  • психологических потрясений;
  • инфекционных заболеваний;
  • осложнений беременности.
  • Существует несколько типов психопатии. Все они имеют различные причины появления. Например, на возникновение эпилептоидной психопатии может оказывать прямое влияние:

  • особенности воспитания;
  • рукоприкладство родителей;
  • пережитое физическое или сексуальное насилие.
  • Заметить первые проявления шизоидного типа психопатии можно у детей 3-4 лет. Такие малыши не хотят играть со сверстниками, не любят активные игры, предпочитая тихие и спокойные развлечения. Однако при появлении отчужденности ребенка родителям не стоит сразу «бить тревогу». Возможно стеснение, замкнутость и спокойствие малыша только особенности его характера.

    К какому врачу обратиться?

    Определить, есть ли у ребенка расстройства личности могут только квалифицированные специалисты. Поэтому, если вы заметили странное поведение своего малыша, то рекомендуется показать его:

    Доктор внимательно выслушает все жалобы родителей, осмотрит пациента. На первом приеме специалист постарается пообщаться с ребенком. При этом врач обращает внимание на поведение малыша, его жесты, мимику и эмоциональный отклик. Для того чтобы понять, что спровоцировало появление расстройства, специалист попросит родителей уточнить:

    1. Чем болел ребенок?
    2. Были ли у него родовые травмы?
    3. Переживал ли он серьезные эмоциональные потрясения?

    Информация, полученная от родителей, поможет врачу найти подход к пациенту. Доктор разрабатывает для ребенка индивидуальный план лечения. При этом он учитывает тяжесть нарушений, состояние малыша, его возраст.

    Лечение психопатии у детей

    Длительность и сложность терапии зависит от типа заболевания и интенсивности его проявлений. Как правило, детям назначают сеансы психотерапии. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые. В более сложных случаях пациентам предстоит:

  • медикаментозное лечение;
  • физиотерапия;
  • сеансы психотерапии для коррекции поведения.
  • Лечение помогает детям адаптироваться в коллективе, найти общий язык со сверстниками. Врач может назначать медикаментозное лечение пациентам только в периоды обострения. Когда же состояние ребенка стабильное, он не принимает таблетки. Специалисты обучают пациентов тому, как:

  • контролировать свое поведение;
  • управлять эмоциями;
  • предупреждать обострение.
  • В целом прогноз при качественном лечении психопатии благоприятный. Большинство детей социально адаптируются, находят друзей и ведут активный образ жизни. Как правило, инвалидность при этом недуге не оформляют. Исключением может быть тяжелая форма психопатии с трудно корректируемым поведением пациента.

    bolezni.zdorov.online

    Психиатрия и наркология.

    Психопатия: симптомы и лечение

    Стойкая аномалия характера

    Психопатическими называют личности, с юности обладающие рядом особенностей, которые отличают их от нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и других приспособляться к окружающей среде. Присущие им патологические качества представляют собой постоянные, врожденные свойства личности, которые, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, не подвергаются тем не менее сколько-нибудь резким изменениям. Психопатии представляют область между психической болезнью и здоровьем, т.е. являются пограничными состояниями.

    Для психопатов характерна неполноценность (недостаточность) эмоционально-волевой сферы и мышления, однако без исхода в слабоумие. При столкновении с психопатами создается впечатление незрелости, детскости из-за определенных дефектов психической сферы (частичного инфантилизма). Незрелость психики проявляется в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям и чрезмерным фантазиям у истеричных субъектов; в эмоциональной неустойчивости — у аффективных (циклоидных) и возбудимых; в слабости воли — у неустойчивых; в незрелом, некритическом мышлении — у паранойяльных психопатов. Несмотря на то, что психопатические особенности характера довольно неизменны сами по себе, они создают особо благоприятную почву для патологических реакций на психические травмы, на чрезмерно тяжелые условия жизни, на соматические заболевания.

    В основе психопатии лежит врожденная неполноценность нервной системы, которая может возникнуть под влиянием наследственных факторов, вследствие внутриутробного воздействия вредностей на плод, в результате родовых травм и тяжелых заболеваний раннего детского возраста. Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное влияние внешней среды (неправильное воспитание, психические травмы). Однако, истинные психопатии («ядерные») носят конституциональный характер (врожденный). В тех случаях, где ведущая роль в формировании патологического характера принадлежит внешним факторам, следует говорить о патохарактерологическом развитии личности.

    Классификация и клинические признаки психопатии. В основу классификации положены: особенности патологического характера, проявляющиеся в сочетании различных психопатических черт, и тип нарушения высшей нервной деятельности.

    Для психопатических личностей этого круга характер ны с детства повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Особенно теряются они в незнакомой обстановке и новых условиях, испытывая при этом чувство собственной неполноценности. Повышенная чувствительность, «мимозность» проявляется как в отношении психических раздражителей, так и физических нагрузок.

    Довольно часто они не выносят вида крови, резких перепадов температуры, болезненно реагируют на грубость и бестактность, но их реакция недовольства может выражаться в молчаливой обидчивости или брюзжании. У них часто бывают различные вегетативные расстройства: головные боли, неприятные ощущения в области сердца, желудочно-кишечные нарушения, потливость, плохой сон.

    Они быстро истощаемы, склонны к фиксации на своем самочувствии. Психастенический тип. Личностям этого типа свойственны выраженная нерешительность, неуверенность в себе и склонность к постоянным сомнениям. Психастеники легко ранимы, застенчивы, робки и вместе с тем болезненно самолюбивы. Для них характерно стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни логическим построениям, навязчивым сомнениям, страхам. Для психастеников трудны любые перемены в жизни, нарушение привычного уклада (смена работы, места жительства и т.д.), это вызывает у них усиление неуверенности и тревожных опасений. Вместе с тем они исполнительные, дисциплинированные, нередко педантичны и назойливы. Они могут быть хорошими заместителями, но никогда не могут работать на руководящих должностях. Необходимость принятия самостоятельного решения и проявления инициативы для них губительны. Высокий уровень притязаний и отсутствие чувства реальности способствуют декомпенсации таких личностей.

    Личности этого типа отличаются замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, склонностью к внутренней переработке своих переживаний, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для шизоидных психопатов характерна эмоциональная дисгармония:сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности — и эмоциональной холодности и отчужденности от людей («дерево и стекло»).

    Такой человек отрешен от действительности, его жизнь направлена на максимальное самоудовлетворение без стремления к славе и материальному благополучию. Увлечения его необычны, оригинальны, «нестандартны». Среди них много лиц, занимающихся искусством, музыкой, теоретическими науками.

    В жизни их обычно называют чудаками, оригиналами. Их суждения о людях категоричны, неожиданны и даже непредсказуемы. На работе они часто неуправляемы, т. к. трудятся, исходя из собственных представлений о ценностях в жизни. Однако, в определенных областях, где требуется художественная экстравагантность и одаренность, нестандартность мышления, символизм, они могут достичь многого. У них нет постоянных привязанностей, семейная жизнь обычно не складывается из-за отсутствия общности интересов.

    Однако, они готовы к самопожертвованию ради каких-то отвлеченных концепций, воображаемых идей. Такой человек может быть абсолютно безразличен к больной матери, но в то же время будет призывать к оказанию помощи голодающим на другом конце света.

    Пассивность и бездеятельность в решении бытовых проблем сочетается у шизоидных личностей с изобретательностью, предприимчивостью и упорством в достижении особо значимых для них целей (например, научная работа, коллекционирование).

    Главной особенностью психопатических личностей этого круга является склонность к образованию сверхценных идей, которые формируются к 20—25 годам. Однако, уже с детства им свойственны такие черты характера как упрямство, прямолинейность, односторонность интересов и увлечений. Они обидчивы, злопамятны, самоуверенны и очень чувствительны к игнорированию их мнения окружающими. Постоянное стремление к самоутверждению, безапелляционная категоричность суждений и поступков, эгоизм и крайняя самоуверенность создают почву для конфликтов с окружающими. С возрастом личностные особенности обычно усиливаются. Застреваемость на определенных мыслях и обидах, ригидность, консервативность, «борьба за справедливость» являются основой для формирования доминирующих (сверхценных) идей, касающихся эмоционально значимых переживаний.

    Сверхценные идеи, в отличие от бредовых, базируются на реальных фактах и событиях, конкретны по содержанию, однако суждения при этом основаны на субъективной логике, поверхностной и односторонней оценке действительности, соответствующей подтверждению собственной точки зрения. Содержанием сверхценных идей может быть изобретательство, реформаторство.

    Непризнание достоинств и заслуг паранойяльной личности ведет к столкновению с окружающими, конфликтам, которые, в свою очередь, могут стать реальной почвой для сутяжного поведения. «Борьба за справедливость» в таких случаях заключается в бесконечных жалобах, письмах в разные инстанции, судебных разбирательствах. Активность и настойчивость больного в этой борьбе не могут сломить ни просьбы, ни убеждения, ни даже угрозы.

    Сверхценное значение для подобных личностей могут представлять также идеи ревности, ипохондрические идеи (фиксация на собственном здоровье с постоянным хождением по лечебным учреждениям с требованиями дополнительных консультаций, обследований, новейших методов лечения, не имеющими реального обоснования).

    Ведущими чертами возбудимых личностей являются крайняя раздражительность и возбудимость, взрывчатость, доходящая до приступов гнева, ярости, причем реакция не соответствует силе раздражителя.

    После вспышки гнева или агрессивных поступков больные быстро «отходят», сожалеют о случившемся, но в соответствующих ситуациях поступают так же.

    Такие люди вечно всем недовольны, ищут поводы для придирок, вступают в споры по любому поводу, проявляя излишнюю горячность и стараясь перекричать собеседников. Отсутствие гибкости, упрямство, убежденность в своей правоте и постоянная борьба за справедливость, сводящаяся в конечном итоге к борьбе за свои права и соблюдение личных эгоистических интересов, приводят к их неуживчивости в коллективе, частым конфликтам в семье и на работе.

    Одним из вариантов возбудимой психопатии является эпилептоидный тип. Для людей с этим типом личности, наряду с вязкостью, застреваемостью, злопамятностью, характерны такие качества как слащавость, льстивость, ханжество, склонность к употреблению в разговоре уменьшительно-ласкательных слов. К тому же чрезмерный педантизм, аккуратность, властность, эгоизм и преобладание мрачного угрюмого настроения делают их невыносимыми в быту и на работе. Они бескомпромиссны — либо любят, либо ненавидят, причем окружающие, особенно близкие люди, обычно страдают как от их любви, так и от ненависти, сопровождаемой мстительностью. В некоторых случаях на первый план выступают нарушения влечений в виде злоупотребления алкоголем, наркотиками (снимают напряжение), стремления бродяжничать. Среди психопатов этого круга встречаются азартные игроки и запойные пьяницы, сексуальные извращенцы и убийцы.

    Для истерических личностей наиболее характерна жажда признания, т. е. стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в их демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. Их поступки рассчитаны на внешний эффект, лишь бы поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью эмоций (восторги, рыдания, заламывания рук), рассказами о необыкновенных приключениях, нечеловеческих страданиях. Иногда больные, чтобы обратить на себя внимание, не останавливаются перед ложью, самооговорами, например, приписывают себе преступления, которых не совершали. Таких называют патологическими лгунами (синдром Мюнхаузена).

    Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (незрелость), что проявляется и в эмоциональных реакциях, и в суждениях, и в поступках. Их чувства поверхностны, неустойчивы. Внешние проявления эмоциональных реакций демонстративны, театральны, не соответствуют вызвавшей их причине. Для них характерны частые колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности. Если такой пациент попадает в больницу, то он может копировать симптомы заболеваний других больных, находящихся вместе с ним в палате.

    Истерическим личностям свойственен художественный тип мышления. Суждения их крайне противоречивы, часто не имеют под собой реальной почвы. Вместо логического осмысления и трезвой оценки фактов, их мышление основано на непосредственных впечатлениях и собственных выдумках и фантазиях. Психопаты истерического круга редко достигают успехов в творческой деятельности или научной работе, т. к. им мешает необузданное стремление быть в центре внимания, психическая незрелость, эгоцентризм.

    К этому типу относятся личности с различным, конституционально обусловленным, уровнем настроения. Лица с постоянно пониженным настроением составляют группу гипотимных (депрессивных) психопатов.

    Это всегда мрачные, унылые, всем недовольные и малообщительные люди. В работе они излишне добросовестны, аккуратны, исполнительны, т. к. во всем готовы видеть осложнения и неудачи. Для них характерны пессимистическая оценка настоящего и соответствующий взгляд на будущее, в сочетании с пониженной самооценкой. Они чувствительны к неприятностям, способны к сопереживанию, но чувства свои пытаются скрыть от окружающих. В беседе сдержанны и немногословны, боятся высказать свое мнение. Им кажется, что они всегда не правы, ищут во всем свою виновность и несостоятельность.

    Гипертимные личности, в отличие от гипотимных, отличаются постоянно повышенным настроением, активностью и оптимизмом. Это общительные, оживленные, говорливые люди. В работе они предприимчивы, инициативны, полны идей, но их склонность к авантюризму и непоследовательность вредят в достижении поставленной цели. Временные неудачи не огорчают их, они с неутомимой энергией берутся вновь за дело. Чрезмерная самоуверенность, переоценка собственных возможностей, деятельность на грани закона часто осложняет их жизнь. Такие личности бывают склонны ко лжи, необязательности при исполнении обещаний.

    В связи с повышенным сексуальным влечением бывают неразборчивы в знакомствах, вступают в опрометчивые интимные связи. Лица с эмоциональной неустойчивостью, т.е. с постоянными колебаниями настроения, относятся к циклоидному типу. Настроение их изменяется от пониженного, грустного, до повышенного, радостного. Периоды плохого или хорошего настроения разной продолжительности, от нескольких часов до нескольких дней, даже недель. Их состояние и активность изменяются в соответствии с переменой настроения.

    Неустойчивый (безвольный) тип. Люди этого типа отличаются повышенной подчиняемостью внешним влияниям. Это слабовольные, легко внушаемые, «бесхарактерные» личности, легко поддающиеся влиянию других людей. Вся их жизнь определяется не целевыми установками, а внешними, случайными обстоятельствами. Они нередко попадают в дурную компанию, спиваются, становятся наркоманами, мошенниками. На работе такие люди необязательны, недисциплинированны. С одной стороны, они всем дают обещания и стараются угодить, но малейшие внешние обстоятельства выбивают их из колеи. Они постоянно нуждаются в контроле, авторитетном руководстве. В благоприятных условиях они могут хорошо работать и вести правильный образ жизни.

    Психопатии, в отличие от психозов, не относятся к прогредиентным (прогрессирующим) заболеваниям. Однако, такая статика психопатий условна. Она справедлива в отношении сохранения единства личности. Личность же в зависимости от внешних условий и воздействия других факторов может быть адаптированной (компенсированной) или дезадаптированной (декомпенсированной). Компенсация психопатической личности осуществляется двумя путями. При первом под влиянием благоприятных социальных условий происходит сглаживание патологических черт характера.

    Второй путь направлен на выработку вторичных психопатических черт в целях приспособления к окружающей среде (гиперкомпенсация). Нарушение социальной адаптации происходит, как правило, под влиянием внешних факторов (психотравмирующие ситуации, соматические заболевания, социальные условия), причем декомпенсирующие факторы должны быть значимы для данной личности.

    Например, конфликт в семье будет значимым моментом для возбудимого психопата и не окажет никакого декомпенсирующего влияния на шизоидную личность. Декомпенсация представляет собой обычно выраженное усиление личностных особенностей. Так например, депрессивные состояния чаще возникают у гипотимных или циклоидных личностей, истерические реакцииу истерических психопатов, идеи ревности или сутяжничества — у паранойяльных. Могут возникать реакции, не соответствующие характеру психопатии, контрастные типу личности. Так, у возбудимых появляются астенические реакции, у истерических — депрессивные. Это происходит обычно в условиях тяжелой психотравмирующей ситуации (гибель близкого человека, безвыходная жизненная ситуация и т.д.). В таких случаях могут возникать шоковые реакции и реактивные психозы.

    Декомпенсация психопатий обычно происходит в периоды гормональной перестройки в организме. Наиболее значимыми в этом плане являются пубертатный (подростковый) возраст и период инволюции (климактерия-у женщин).

    Кроме того, заострение характерологических особенностей у женщин наблюдается во время беременности, особенно в первой ее половине, после абортов, неблагополучных родов, перед менструацией.

    Патохарактералогическое развитие личности, в отличие от психопатий, является результатом неправильного воспитания в семье, длительного воздействия неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов, причем психогенный фактор является основным. Например, в условиях постоянного подавления, унижения и частых наказаний формируются такие черты характера как застенчивость, нерешительность, робость, неуверенность в себе.

    Иногда в ответ на постоянную грубость, черствость, побои (в семьях алкоголиков) также появляется возбудимость, взрывчатость с агрессивностью, выражающие психологически защитную реакцию протеста. Если ребенок растет в обстановке чрезмерного обожания, восхищения, восхваления, когда исполняются все его желания и прихоти, то формируются такие черты истерической личности, как эгоизм, демонстративность, самовлюбленность, эмоциональная неустойчивость при отсутствии инициативы и целевых установок в жизни. А если он к тому же — заурядная личность, не обладающая в действительности воспеваемыми талантами, то ему приходится самоутверждаться и заслуживать признание окружающих другими способами (отличным от других внешним видом, необычными поступками, сочинительством о себе разных историй и т.п.). Иногда бывает трудно отличить врожденную психопатию от патохарактерологического развития личности, тем более, что и при формировании врожденной психопатии внешние факторы играют далеко не последнюю роль.

    В стадии компенсации психопатические личности в лечении не нуждаются. В профилактике декомпенсации основное значение придается мерам социального воздействия: правильное воспитание в семье, школе, меры по адекватному трудоустройству и социальной адаптации, соответствующие психическому складу личности и уровню интеллекта. При декомпенсации в лечении психопатии используются как методы психотерапевтического воздействия (разъяснительная психотерапия, аутогенная тренировка, гипноз, семейная психотерапия), так и медикаментозное лечение.

    Психотропные препараты назначаются индивидуально с учетом психопатологических реакций и личностных особенностей. У личностей с преимущественно эмоциональными колебаниями успешно применяют антидепрессанты, при выраженных истерических реакциях — небольшие дозы нейролептиков (аминазин, трифтазин), при состояниях злобности, агрессивности — также нейролептики (тизерцин, галоперидол). При выраженных отклонениях поведения успешно используются «корректоры поведения» — неулептил, сонапакс.

    Тяжелые астенические реакции требуют назначения стимуляторов (сиднокарб) или естественных препаратов с мягким стимулирующим действием (женьшень, китайский лимонник, заманиха, левзея, элеутерококк и др.). Подбор препаратов, доз и способов их введения осуществлется врачом-психиатром. На период декомпенсации определяется временная утрата трудоспособности с оформлением больничного листка. На инвалидность больные переводятся крайне редко, при отягчающих обстоятельствах. Прогноз в целом благоприятный.

    Вы можете обратиться в наш психологический центр в Москве для лечения психопатии позвонив по тел. (495) 517-96-97. Мы предлагаем психотерапевтическую и медикаментозную помощь при психопатиях.

    Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

    www.psystatus.ru

    Особенности АД у подростков: причины юношеской гипертонии и гипотонии, симптомы, лечение и профилактика

    Переходный возраст связан с подготовкой молодого организма к взрослой жизни. В этот ответственный период происходят важные изменения в работе всех органов и систем. Нормальное давление у подростка на данном этапе свидетельствует о том, что его организм справляется с нагрузками, и все процессы протекают без нарушений.

    Подростковая гипертония – побочный эффект прогрессивного века

    К сожалению, современная жизнь с ее ускоренным ритмом и издержками передовых технологий негативно отражается на здоровье подрастающего поколения. Последние статистические данные показали, что почти у 30% юношей и девушек пубертатного возраста отмечаются перепады артериального давления.

    Такая негативная тенденция волнует не только родителей и педагогов, но и медиков: юношеская гипертония может привести к серьезным осложнениям и даже стать причиной инвалидности или ранней смертности.

    Артериальное давление – что это такое

    Чтобы разобраться с проблемой, нужно знать о природе ее происхождения. Благодаря научным исследованиям, удалось установить что давление, как у взрослых людей, так и у подростков повышается из-за нарушения связи между периферическими сосудами и работой сердечной мышцы. Сердце в человеческом организме выполняет функции живого насоса: при каждом сокращении миокарда осуществляется выброс крови в русло артерий. Затем кровь, насыщенная кислородом и всеми необходимыми полезными веществами, поступает по мелким сосудам ко всем органам.

    Для полноценного снабжения всех систем артериальное давление должно быть достаточно сильным.

    Различают два типа АД:

    • систолическое давление (верхнее) — отражает момент максимального сокращения мышцы сердца;
    • диастолическое (показатель нижний) – он взаимосвязан с сосудистым тонусом, и позволяет оценить, как по ним продвигается кровь.
    • Теперь понятно, что способность сосудов транспортировать кровь тесно связана с сердечной деятельностью. Любое изменение в сторону понижения или повышения приведет к сбою работы всей системы.

      Нормальные показатели АД по возрастным группам

      У подростков нормальные показатели АД не сильно отличаются от значений, характерных для взрослых. Например, норма давления у ребенка 12 лет варьирует от 110/70 до 126/ 82. Объясняется эта особенность тем, что к этому возрасту практически заканчивается формирование сосудистой системы. Хотя медики считают оптимальным предел верхнего значения 120 мм, данный показатель может меняться в зависимости от анатомических особенностей телосложения, эмоционального фона и даже характера ребенка. Так у астеничных худощавых детей чаще встречается гипотония, а их ровесники с атлетическим типом телосложения больше склонны к гипертонии.

      Предлагаемая ниже таблица отражает средние значения артериального давления, выраженные в стандартных для этого показателя единицах измерения – мм ртутного столба.

      Из таблицы видно, что АД у старших подростков должно быть 110/70 либо 120/ 80, то есть практически таким, как у взрослых. У детей помладше диапазон значений больше, потому что процесс формирования организма у них еще в самой активной стадии. Следует также понимать, что даже у отдельно взятого человека эти параметры могут меняться в зависимости от времени суток, физических нагрузок и прочих факторов.

      Формула индивидуального определения допустимых границ АД

      Существует разработанная специалистами формула, по которой нетрудно вычислить, какой должна быть норма давления у конкретного человека. Эта схема подходит для определения данного параметра и у подростков:

    • значение систолы вычисляется так: возраст надо умножить на коэффициент 1,7; затем к полученному результату прибавить 83;
    • показатель диастолы получаем в результате таких действий: возраст пациента в годах умножаем на 1,6 и прибавляем к произведению число 42.

    Эта схема поможет родителям самостоятельно определить адекватные значения АД для своего ребенка.

    О чем рассказывает пульс

    Интенсивность тока крови несложно установить по пульсу. Поскольку сердце сокращается с определенной частотой, кровь продвигается по сосудам тоже толчками. Именно это ритмичное движение называют пульсом. Он легко прощупывается в области запястья в точке прохождения лучевой артерии. По характеру пульса, то есть по его частоте и наполнению, можно судить о состоянии кровеносной системы. У детей переходного возраста нормальный пульс имеет разные значения. Но средние показатели находятся в таких пределах:

  • у 10-12 летних детей пульс варьирует от 60-100 ударов в минуту;
  • с 12-15 лет нормальные значения находятся в пределах 55 -95 уд/ мин.;
  • в 16-18 и старше частота пульса составляет от 60 до 80 ударов за одну минуту.
  • Учащенный пульс у человека, находящегося в спокойном состоянии, свидетельствует о том, что сердце не справляется со своей прямой функцией. Данное нарушение приводит к недостаточному кровоснабжению жизненно важных органов, в том числе и головного мозга. Последствия тахикардии серьезные – это ишемическая болезнь, инфаркты, инсульты и другие патологии. У гипотоников обычно пульс слабый.

    Какие факторы способствуют появлению юношеской гипертонии

    Молодой организм очень чувствителен к неадекватным нагрузкам на сердце, что приводит к спазму сосудов и, как результат – повышенное АД. В юношеском возрасте может развиться, как первичная, так же и гипертония вторичная. Первая форма чаще всего является следствием чрезмерных нагрузок в школе и спортивных секциях, многочасовыми занятиями за компьютером, систематическим недосыпанием и прочими факторами.

    Вторичная гипертония в большинстве случаев обусловлена наличием хронических болезней эндокринной системы, сердца, почек.

    Кроме перечисленных факторов, существуют другие причины, способные спровоцировать скачки давления у подростков. В их числе:

  • перенесенные ранее травмы;
  • активная гормональная перестройка юного организма;
  • отягощенная наследственность;
  • психологические нагрузки и стрессы;
  • дисфункции эндокринного характера;
  • нарушенная деятельность иных органов и систем;
  • переутомление;
  • неправильное питание;
  • пагубные привычки.
  • Период полового созревания, который у многих ребят начинается с 13лет или чуть позже, считается самым напряженным этапом в жизни человека, когда меняется не только гормональный фон растущего организма, но не менее бурно протекают и другие процессы. Поэтому так часто в юном возрасте возникают проблемы с давлением.

    Пониженное давление встречается у подростков также часто, как гипертония. Частой предпосылкой гипотонии бывает наследственный фактор, когда подростку на генетическом уровне передается предрасположенность к данной патологии. Также низкое давление может быть следствием следующих негативных факторов:

  • респираторных инфекций;
  • стрессов;
  • анемии;
  • авитаминозов;
  • недостаточной физической активности или, наоборот, чрезмерных нагрузок;
  • аллергических проявлений;
  • сахарного диабета;
  • сердечной недостаточности;
  • проблем, связанных со щитовидной железой.
  • Если гипертония чаще встречается у мальчиков, то гипотонией преимущественно страдают девочки. Заболевание редко переходит в патологическую форму, часто оно бывает связано с физиологическим переустройством юного организма.

    Признаки юношеской гипертонии

    Перепады давления обычно сопровождаются тахикардией, сильными мигренями, головной болью, нарушением сна. При высоком давлении подростки жалуются на головную боль, слабость, головокружениях. Ребенок становится раздражительным, быстро утомляется.

    Если показатели АД сильно превышают допустимую норму, может появиться тошнота и рвота. Нередко у совсем молодых людей даже в возрасте 14 лет при отсутствии квалифицированной медицинской помощи развивается гипертонический криз. Поэтому при появлении у подростка подобной симптоматики необходимо незамедлительно обращаться к врачу.

    Как проявляется гипотония

    Обычно низкое давление не сразу дает о себе знать. Родители часто связывают болезненный вид своего чада с усталостью и перегрузками в школе. Но, если клиника продолжает нарастать и 15 летний подросток отказывается вдруг от прогулок с друзьями, теряет аппетит, становится вялым и апатичным – это тревожный сигнал. В такой ситуации поможет разобраться специалист.

    К сопутствующим признакам гипотонии следует также отнести:

  • боль в висках;
  • снижение концентрации внимания;
  • сонливость в дневное время;
  • боли в области сердца;
  • постоянно холодные конечности.
  • Стойкая гипотония у девочки грозит в будущем серьезными проблемами со стороны сердечной деятельности, а также ухудшением памяти.

    Как нормализовать давление

    Разницы в методах лечения юношеской гипертонии и гипертензии у взрослых практически нет. В обоих случаях необходимо сначала измерить давление и пульс, а уже потом предпринимать какие-то шаги. Дома снизить подростку давление можно растительными настойками пиона, валерианы (также выпускается экстракт валерианы в таблетках) или пустырника. Хорошо помогают в подобных ситуациях чай с мятой, брусничный или клюквенный морс. Прекрасным гипотензивным свойством обладает калина, из которой можно тоже приготовить целебный напиток.

    Естественные методы повышения давления

    Если взрослые гипотоники спасаются литрами крепкого кофе, такой способ для подростков точно не подходит. Учитывая пагубное воздействие кофеина на сосуды и сердце, следует вообще избегать употребления детьми школьного возраста этого бодрящего напитка. Иногда для нормализации АД бывает достаточно постоянного контроля объема выпиваемой жидкости и содержания соли в рационе ребенка. Если же давление упало резко и его показатели вызывают у родителей тревогу делать нужно следующее:

  • обязательно проветрить помещение, так как поступление кислорода будет стимулировать рост АД;
  • успокоить ребенка;
  • дать ему выпить некрепкий чай, можно дать несколько долек черного шоколада.
  • Для подростка постарше, 16 лет, несложно приготовить дома настойку женьшеня или лимонника китайского. Можно воспользоваться аптечными средствами на растительной основе.

    Особенности диагностики

    Обычно проблемы с давлением обнаруживаются совершенно случайно, когда дети проходят диспансеризацию или оформляют справку в плавательный бассейн. Нередко юноша допризывного возраста только в военкомате во время прохождения комиссии узнает, что у него давление выше нормы. В любом случае дети после выявления отклонений берутся в группу риска и наблюдаются медиками.

    Убедившись, что изменение АД не временного характера, лечащий врач назначает ребенку полное обследование, которое включает глубокое лабораторное исследование, ЭКГ, УЗИ внутренних органов. Как правило, родители ведут специальный дневник, где отмечают показатели артериального давления на протяжении дня . Этих методов диагностики бывает достаточно, чтобы врач смог установить причину сформировавшейся гипертонии.

    Профилактические мероприятия

    Если болезнь уже успела серьезно навредить молодому организму, тогда без комплексной терапии не обойтись. А на ранней стадии заболевания хороший результат дают меры профилактики. У подростков 14-17 лет очень лабильная психика. Если в семье создать комфортные условия для отдыха и занятий, контролировать психоэмоциональное состояние ребенка, ситуация быстро изменится в положительную сторону.

    С младшими ребятами родители могут вместе играть, устраивать домашние спектакли и прочие мероприятия, где чадо сможет проявить инициативу и блеснуть талантом. Нельзя забывать о пользе физических нагрузок и прогулок на свежем воздухе. Нормальное давление будет постоянным у подростка при соблюдении трех важных режимов: питания, дня, физической активности. Если даже ребенок не предъявляет характерных для гипертонии или гипотонии жалоб, от профилактики отказываться не стоит. Ведь всегда лучше предупредить, чем лечить.

    serdce.guru