Расстройства

Работа с заиканием психолог

10.04.2018

Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием.

Психологические особенности детей с заиканием.

Детям с нарушениями в психоэмоциональной сфере характерна, эмоционально – волевая незрелость, которая проявляется:

  • в трудностях самоконтроля,
  • импульсивности,
  • эмоциональной неустойчивости: повышенной возбудимости
  • или вялости, пассивности,

  • в колебаниях настроения, чаще в сторону снижения,
  • обидчивости, раздражительности,
  • нетерпеливости,
  • бывают проявления болезненного упрямства, капризы,
  • что связано с быстрой истощаемостью ребенка, и как следствие, возникает снижение темпов деятельности; а так же,

  • низкая самооценка,
  • высокий уровень личностной тревожности:
  • страхи темноты, при отсутствии в комнате взрослых, ночные страхи,
  • плохой сон.
  • Низкий уровень осознанности своих чувств, неумение выражать их, а так же,
  • неумение учитывать в своем поведении чувства и желания других людей;
  • низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
  • Соматическая ослабленность,
  • снижение познавательной активности, и, как правило, низкий уровень концентрации произвольного внимания.
  • Тики, энурезы, энкопрезы, так же являются следствием психоэмоционального неблагополучия этих детей.
  • У детей с заиканием нарушение темпа и ритма речи.
  • Исходя из психологических особенностей детей с заиканием, психологом ставятся следующие задачи психо — коррекционной работы:

    1) Гармонизация детско – родительских отношений;

    Когда процесс личностной самореализации и саморазвития ребенка искажается или ограничивается, в результате нарушения взаимоотношений в семье, тогда, как следствие этого, у ребенка может возникнуть заикание.

    Коррекционно – развивающая работа психолога начинается с группового родительского тренинга, так как, именно родители являются ведущим звеном в детско – родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье.

    Целью поведенческого тренинга, является оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, а так же, их личностное развитие.

    Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи:

    1. Осознание родителями своего стиля воспитания.
    2. Преодоление привычных стилей реагирования.
    3. Расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми и другими людьми.
    4. Улучшение понимания своего ребенка и своих взаимоотношений с ним.
    5. Формирование навыков сотрудничества с детьми.
    6. Осознание собственных стереотипов воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования.

      2) Групповая работа с детьми: установление доверия, повышение уровня комфортности и безопасности.

      Установление доверия – одна из первых задач, которую решает психолог в работе с детьми (используются не только игры и упражнения, но и медитации.Например, отправляемся в путешествие…в самое надежное и защищенное место на земле, …).

      Таким образом, создаем «положительный якорь» для ребенка и только потом переходим к следующей задаче.

      3) Отреагирование негативных эмоций: гнева, страхов, агрессии.

      Выводим агрессию на символическом уровне через тело, через творчество.

      Спрашиваем у ребенка: «Где это в теле? Как это выглядит?, и так далее…»

      Таким образом, решается следующая по важности задача

      4) Снижение психоэмоционального напряжения.

      5) Расширение репертуара форм самовыражения ребенка.

      Дети учатся понимать и принимать свои чувства, адекватно выражать их и управлять ими.

    7. Как правило, в семье ребенка с заиканием, существует запрет взрослых на выражение негативных эмоций у детей. Поэтому, важно психологу научить родителей принимать не только положительные, но и негативные чувства детей и помочь им самим научиться, выражать негативные эмоции социально – приемлемым способом.
    8. 6) Повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей.

      7) Обучение навыкам снятия мышечного и психоэмоционального напряжения.

      Так как дети и их родители имеют трудности в выражении негативных эмоций, у многих из них происходит блокирование этих невыраженных эмоций на телесном уровне, возникают мышечные «зажимы». Поэтому, психолог использует в своей работе упражнения на мышечное напряжение и расслабление, релаксации, формирует навыки диафрагмального дыхания.

      8) Формирование коммуникативных навыков.

      9) Развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств, переживаний.

      10) Формирование у детей эмоциональной децентрации: способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (использование ролевых игр и упражнений).

      11) Развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления, а так же планирующей функции речи.

      12) Коррекция дезадаптивных черт характера и поведения детей (чувства неуверенности в своих силах)..

      13) Профилактика развития вторичных эмоционально – личностных нарушений:

    9. при неблагоприятном течении заболевания с возрастом у ребенка формируется навязчивость в общении, как явления гиперкомпенсации,
    10. чувство социальной неполноценности, и другие проявления.
    11. Приобретенные навыки саморегуляции и мышечной релаксации, позволяют снизить психо – эмоциональное напряжение у детей и их родителей.
    12. Формируются расширенные коммуникативные и адаптационные возможности у детей и взрослых.
    13. Происходит гармонизация детско – родительских отношений.
    14. Среди многочисленных речевых нарушений, заикание, одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта.

      Этот механизм еще недостаточно изучен.

      Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка. Но в любом случае, важно учитывать нарушения физиологического и психологического характера.

      Перечисленные психологические и логопедические проблемы обусловливают трудности социальной адаптации заикающихся детей. Чем больше времени проходит от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью). Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

      В связи с этим, высока потребность проведения коррекционно – развивающей работы для данной категории детей, в рамках которой они должны получить комплексную помощь психолога, логопеда и психоневролога.

      www.b17.ru

      Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием

      Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической коррекцией необходимы занятия психологического характера.

      Предварительный просмотр:

      Особенности работы педагога-психолога

      с детьми и подростками, страдающими заиканием

      Иващенко Оксана Сергеевна, педагог-психолог Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

      «Центр диагностики и консультирования»

      Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической коррекцией необходимы занятия психологического характера. Исследователи отмечают ряд особенностей личности детей и подростков страдающих заиканием, которые необходимо корректировать педагогу-психологу непосредственно на индивидуальных и фронтальных занятиях. Так, В. С. Кочергина [8] условно разделила заикающихся детей на три группы соответственно особенностям их личности. К первой группе были отнесены дети с повышенной тормозимостью или возбудимостью. По словам автора, до возникновения заикания дети этой группы были практически здоровы и уравновешенны. Во вторую группу были включены дети, у которых неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось индивидуальной особенностью их личности. Развитие заикания сопровождалось появлением общей детской нервности. Третью группу составили дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза. Такие дети были склонны к истерическим реакциям, к образованию навязчивых страхов, представлений и действий.

      Белякова Л. И. [1] указывает, что в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными. Резко меняется поведение заикающихся к 10-12-ти годам жизни. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д. Именно в этом возрасте у заикающихся с невротической формой патологии речи начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений.

      Подростки начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами. Постепенно увеличивающиеся потребность и необходимость в речевом общении, усложнение взаимоотношений со сверстниками, нарастание требований, предъявляемых к речевой коммуникации в подростковом возрасте, приводят к тому, что для подавляющего большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Это в свою очередь вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует развитию патологических черт характера [10].

      Постепенно одни подростки с невротической формой заикания начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты, другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации). Как отмечает Хватцев М.Е., с возрастом логофобия в ряде случаев приобретает особо значимое место в общей клинической картине невротической формы заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести [12].

      При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у подростков нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. Это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции (например, при большой заинтересованности темой разговора), а также наедине с собой речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок.

      Г. Д. Неткачев [13] в своих трудах называет заикание болезнью боязливой личности и выделяет такие проявления заикающегося как страх, робость, неуверенность, тревога, подозрительность, недоверие, боязнь чужого мнения. Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие авторы также отмечали усугубляющую роль зафиксированного внимания заикающихся на своем дефекте.

      Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого ребенок никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция [4]. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

      Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

      Л. С. Волкова [12] выделила три степени фиксации на своем дефекте заикающихся:

      1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

      2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

      З. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

      В зависимости от благоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивавие, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков их сочетаний или слов (эмболы).

      В. И. Селеверстов отмечает у заикающихся слабость переключения с одного вида деятельности на другой, пониженный самоконтроль, низкий уровень подуктивности, неустойчивость внимания, повышенную истощаемость психической деятельности [15].

      Таким образом, дети, страдающие заиканием, имеют ряд психолого-педагогических особенностей, зависящих от формы заикания, степени тяжести и возраста заикающегося, а также социальных условий, в которых он находится. Эти особенности затрагивают развитие личности ребенка, страдающего заиканием, его психическую и познавательную сферы, а также поведение. Именно эти особенности необходимо учитывать педагогу-психологу при работе с детьми и подростками, страдающими данной речевой патологией.

      С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство многие авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Бертран, Либманн, Лагузен, Меркель, Неткачев, Фрешельс, Шультесс и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

      Для заикающегося ребенка педагогу-психологу на занятиях необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте.

      Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики ребенка, страдающего заиканием – осуществляется через:

    15. воспитание полноценной личности;
    16. воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду;
    17. воздействие на микросоциальную среду.
    18. Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить ребенку в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером педагог-психолог стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания.

      Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Многие педагоги-психологи, работая с заикающимися детьми, преимущественно используют игры и упражнения на релаксацию, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица, что способствует снятию нервного напряжения, уменьшению тиков и, соответственно, тяжести заикания. Релаксация способствует выработке спокойного, ровного дыхания, что необходимо в работе по преодолению заикания. Помимо релаксационных упражнений некоторыми специалистами применяется для снятия мышечного напряжения такие альтернативные методы как расслабляющий самомассаж, элементы аромотерапии, также в последниие годы применяется приемы арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии (особенно на занятиях по логоритмике). В настоящее время пользуется популярностью не только лечение естественными, природными звуками (плеск волны, шум дождя, пение птиц и др.), но и искусственно созданными. Спокойная музыка нормализует дыхание, помогает привести в баланс процессы возбуждения и торможения коры головного мозга, что необходимо при устранении заикания [12]. Положительное эмоциональное возбуждение успокаивает ребенка, страдающего заиканием, снимает напряжение, расслабляет различные группы мышц. Наиболее часто лицам, страдающим заиканием, рекомендуется слушать мелодии, исполняющиеся в медленном ритме. Нервную систему успокаивает прослушивание звуков скрипки и фортепиано, а флейта оказывает расслабляющий эффект.

      Помимо музыкальной терапии некоторые психологи применяют в своей практике и хромотерапию. Так, яркие цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе, успокаивающее свойство имеет синий цвет.

      Все виды психологической помощи направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализация темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

      Задачи социальной адаптации заикающихся осуществляются путем комплекса педагогических и психологических воздействий. Значительную и решающую роль в этом играет семья. Особая степень эмоциональной привязанности ребенка к семье и родителям является серьезным психологическим фактором, который учитывает специалист, проводя консультативно-методическую работу с родителями. Семья с ее естественными психолого-педагогическими реабилитационными воздействиями является первичной и прочной основой перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи. Педагог-психолог разъясняет родителям, что важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности. Для детей подбираются занятия, игры спокойные, нешумные (мозаика, конструктор, домино и др.). В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, школьников 8-9 часов ночью и 1,5-2 часа днем. Прием пищи предусматривается не позже, чем за 1,5-2 часа до сна, или в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. С этой целью для школьников необходимо облегчить учебный процесс, чаще делать перерывы при выполнении домашних заданий. Педагогам рекомендуется принимать ответы школьников в основном в письменном виде, устно спрашивать лишь тогда, когда ребенок сам проявляет инициативу, не требовать от него быстрого произнесения, не перегружать их внеклассной и домашней работой.

      Таким образом, при работе с ребенком, страдающим заиканием, педагогом-психологом используются преимущественно такие виды работы как психотерапия, релаксация, консультативно-педагогическая работа с педагогами и родителями, которая направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной работы ребенка вне психолого-педагогических занятий.

    19. 1. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.;
    20. 2. Волкова Г. А. Заикание и дизонтогенез // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    21. 3. Власова Н. А, Герцштейн Э. Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    22. 4. Жинкин Н. И. Заикание// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    23. 5. Зееман М. Заикающиеся дети// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    24. 6. Кен Р. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    25. 7. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский // Дефектология № 5,2000.;
    26. 8. Кочергина В. С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    27. 9. Лагузен Хр. Способ излечения заикания// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    28. 10. Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    29. 11. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    30. 12. Логопедия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос. 1999.;
    31. 13. Неткачев Г. Д. Заикание// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.;
    32. 14. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 445, [1] с.: ил. – (Справочник);
    33. 15. В.И.Селиверстов. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
    34. nsportal.ru

      Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами

      Профессия психолог. Работа психологом

      Продолжу рассматривать актуальные и популярные ныне профессии, и темой сегодняшней публикации станет профессия психолог. Вы получите представление о том, кто такой психолог, чем он занимается, насколько перспективна эта профессия, какие плюсы и минусы несет в себе работа психолога, тем самым, сможете сделать вывод, интересно ли вам это, и стоит ли рассматривать профессию психолога для себя.

      Итак, на сегодняшний день профессия психолог считается достаточно востребованной, популярной и, можно даже сказать, престижной. Причем, и на просторах постсоветского пространства, а что уж говорить о западных странах, где штатный психолог есть практически в каждой, даже некрупной, компании. Эти специалисты отвечают за поддержание благоприятного психологического климата в коллективе в целом и за психологическую поддержку каждого его сотрудника по-отдельности.

      Что же представляет собой профессия психолог? Для начала, давайте разберемся, что такое психология. Древнегреческий термин “психология” складывается из двух слов и дословно означает “учение о душе”. То есть, психологи изучают человеческую душу и все моменты, так или иначе с ней связанные. Работа психолога заключается в том, чтобы изучить процессы и явления, происходящие в душе, то есть, в сознании человека и на основе этого помочь ему справиться с трудностями, дать советы и рекомендации по решению каких-то важных жизненных задач с минимальной нагрузкой на психику.

      Что интересно, есть люди, которые до сих пор путают психолога с психотерапевтом или даже психиатром. Это совершенно разные профессии: две последних относятся к медицине, это врачебные специальности, предусматривающие знание человеческой анатомии и помогающие людям медицинскими средствами (мед. препараты, обследование, лечение и т.д.). Психология же – не медицинская, а гуманитарная специальность, требующая знаний человеческой психики и помогающая посредством бесед, советов и рекомендаций, никак не связанных с медициной.

      Профессия психолог интересна не только как способ заработка, но и просто для общего развития, ведь она учит лучше разбираться в людях, в том числе и в себе самом.

      Как стать психологом?

      Обучение на психолога сегодня предлагают огромное количество ВУЗов, и если речь идет о платном образовании, то получение профессии психолога обходится недешево. Тем не менее, такие предложения являются лишь следствием повышенного спроса на эту специальность.

      Чтобы стать психологом, можно получить профильное высшее образование, но если у вас есть огромный интерес к этой профессии, но нет возможности учиться в институте (например, уже есть диплом по другой специальности), можно довольствоваться какими-то обучающими семинарами и курсами, которых тоже сейчас предостаточно. Конечно же, надо понимать, что при трудоустройстве диплом ВУЗа будет иметь больше веса, чем свидетельство об окончании курсов психолога. Но даже “чисто для себя”, как я уже писал, хотя бы поверхностное знакомство с психологией уж точно не будет лишним, причем, получить нужные знания в этом случае можно даже бесплатно – на специализированных сайтах.

      Также следует понимать, что для того, чтобы стать хорошим психологом, недостаточно просто пройти обучение. Здесь, как и в любой специальности, необходимо иметь своего рода талант, обладать определенными личностными качествами, которые я рассмотрю немного позже, ну и, конечно, опытом.

      Работа психологом: куда пойти работать?

      Теперь поговорим о том, куда можно пойти работать психологом, где нужны специалисты в области психологии. Основных сфер тут несколько:

    35. Детские и подростковые образовательные учреждения (детские сады, школы, институты, прочие учебные заведения);
    36. Центры реабилитации (для детей и подростков, для инвалидов, для жертв насилия, людей с алкогольной и наркотической зависимостью, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.);
    37. Силовые структуры (полиция, МЧС, воинские части и т.д.);
    38. Крупные предприятия, корпорации (банки, заводы, сети ритейлеров и т.д.);
    39. Частная практика.
    40. Проще всего устроиться на работу психологом в первые 2 сферы – там такие работники всегда востребованы, но хорошо зарабатывать в этом случае не получится – оклады невелики. Третий вариант – уже более высокооплачиваемый. Четвертый – еще более, и в этом случае работа психолога отличается от традиционных первых вариантов. На предприятиях психологи часто выполняют роль специалистов по подбору и обучению персонала.

      Конечно же, чаще всего люди хотят освоить профессию психолог из-за 5 варианта ее применения – занятия частной практикой. Но здесь все не так просто: к человеку без опыта вряд ли кто-то пойдет на платный прием, поэтому оптимальный вариант – сначала поработать на какую-то компанию, набраться опыта, а затем уже стать частным психологом. Этот вариант не только наиболее перспективен в плане заработка, но и, наверное, самый интересный – работа уж точно не будет обыденной и монотонной.

      Часто бывает, что профессиональные психологи совмещают частную практику и работу, допустим, на каком-то частном или государственном предприятии.

      Работа психологом: плюсы и минусы.

      Теперь давайте рассмотрим основные плюсы и минусы работы психолога, в которой, как и в любом деле можно найти две противоположные стороны.

    41. Психологи помогают людям. А ощущать, что ты приносишь кому-то пользу, а часто – весьма существенную, всегда приятно. Психологи предотвращают необдуманные поступки, даже такие серьезные, как например, самоубийства, помогают людям с проблемами в семье сохранить брак, способствуют выводу человека из депрессии, разрешению разного рода проблемных и конфликтных ситуация. И все это очень сильно мотивирует к работе психологом.
    42. Психологи помогают себе. Как я уже говорил, профессия психолог дает немало преимуществ и ее “владельцу”. Потому что он лучше знает, как оказать профессиональную психологическую помощь не только другим, но и себе, своим близким и родственникам. И это очень важные навыки и умения в современном мире, который полон конфликтов и стрессов. Кстати, нередко учиться на психолога идут именно люди, сами страдающие от психологических проблем, например, склонные к депрессии.
    43. Познание человеческой души. Возможно, это слишком громкие слова, тем не менее, “копаться” в сознании и мыслях других людей и направлять эти мысли в нужное русло всегда интересно. Это некое таинство, недоступное большинству окружающих, открывается именно перед психологами, которые способны проникнуть в самую глубину человеческого подсознания, увидеть то, что не видят другие.
    44. Эмоциональное выгорание. Работа психолога предполагает постоянное общение с самыми разными людьми, в т.ч. “неблагополучными”, вникание в серьезные, а иногда – просто страшные конфликтные ситуации и проблемы. При всем этом он должен оставаться относительно хладнокровным, а на это способен не каждый. Поэтому, перед тем, как стать психологом, подумайте: а сможете ли вы ежедневно все это выдерживать? Ведь так человек может постепенно прийти к т.н. “эмоциональному выгоранию”, то есть, потеряет способность чувствовать. Кстати, с такой же проблемой нередко сталкиваются и журналисты.
    45. Огромная ответственность. Психологу так же непозволительно ошибаться, как и, например, врачу, поскольку от его работы тоже может зависеть жизнь человека, даже в самом прямом смысле. А работа психолога часто бывает непростой, особенно поначалу, при отсутствии опыта, молодой специалист не всегда уверен в своих решениях и выводах. Но права на ошибку он при этом не имеет.
    46. Постоянная “внеурочная работа”. Если вы станете психологом, будьте готовы к тому, что к вам за советами начнут обращаться все друзья, коллеги и даже малознакомые люди: “О, вот ты же психолог – помоги…”. Причем, естественно, рассчитывая на бесплатную помощь из гуманных соображений. И у них даже в мыслях не будет, что вы уже вдоволь “напомогались” на работе, и что услуги психолога вообще-то платные.

    Кому подойдет работа психологом?

    И в заключение рассмотрим, какими качествами должен обладать человек, для того чтобы стать психологом и успешно развиваться в этом направлении. Перечислю наиболее важные.

  • Любовь к людям (просто необходимо, без этого качества не стоит выбирать профессию психолог);
  • Высокая степень ответственности (как я уже писал, от работы психолога может зависеть даже человеческая жизнь);
  • Высокая стрессоустойчивость (само собой, что психолог сам не должен впадать в стресс и давать волю эмоциям, с чем бы ему не пришлось столкнуться в работе);
  • Коммуникабельность (работа психолога, прежде всего, заключается в общении, психолог должен быть тактичен, деликатен, должен уметь находить общий язык с самыми разными людьми).
  • Вряд ли получится стать хорошим психологом у того, кто желает освоить эту профессию только ради денег и высокого заработка. Потому что у таких людей не будет хороших результатов работы, хорошей репутации, а следовательно – и хороших доходов. Все таки психолог – это, прежде всего, призвание, желание помогать людям, а заработок здесь – уже второстепенный момент.

    Теперь вы знаете, что представляет собой профессия психолог, как стать психологом, какими качествами для этого нужно обладать, в чем заключается работа психолога, каковы ее основные плюсы и минусы. Если вас заинтересовало это направление деятельности, то есть смысл изучать его более подробно на специализированных сайтах.

    А у меня на эту тему все. Желаю всем интересной работы и хороших заработков! До новых встреч на Финансовом гении!

    fingeniy.com

    Как работает психолог?

    Время от времени у любого человека случаются тяжелые жизненные ситуации, которые он сам не в состоянии решить. Что же делать в таком случае? Очень многие советуют идти прямиком в кабинет к психологу и получить от него ценную консультацию по поводу той или иной проблемы. Но как работает психолог? Давайте попробуем в этом разобраться.

    Зачем нужен психолог

    Безусловно, во время первого посещения данного специалиста могут появиться сомнение и недовольства по поводу работы специалиста. Это совершенно нормальная реакция, так как доверия после первого сеансы работы могут добиться только совершенно уникальные специалисты. Существует значительная разница в работе психолога, как разового консультанта и как специалиста, проводящего длительную терапию.

    В психологической консультации основной целью обращения человека к психологу является решение краткосрочных проблем, касающихся различных жизненных ситуаций. Таким образом можно решить такие проблемы, как страх публичных выступлений, проблемы в семье, с детьми и прочие бытовые нестыковки. Основной задачей психолога является терпеливое выслушивание клиента, после чего необходимо детально проработать целый ряд мероприятий, которые помогут человеку добиться своей цели. Работа психолога состоит из поиска причины эмоциональной нестабильности человека. Очень часто такие люди были в детстве нелюбимыми детьми, поэтому на протяжении всей жизни они пытаются наверстать упущенное. Задачей психолога в данном случае является поиск наиболее верного пути решения данной проблемы. После сеанса работы с психологом человек находит причину того, почему это с ним произошло и начинает самостоятельно справляться с проблемой.

    Следующее, чего можно ждать после посещения кабинета психолога, это выяснение причин ваших личных проблем и неудач. Таким образом, если вы придете в кабинет к специалисту с просьбой, например, избавить вашего мужа от алкогольной зависимости, то он только разведет руками. Основное правило любого психолога – работать непосредственно с тем, кто пришел.

    Направления и виды работы

    Основные направления работы психолога-практика – это:

  • психологическое просвещение, целью которого является знакомство родителей и детей с основными правилами психологии для того, чтобы избежать проблем во взаимопонимании в будущем;
  • психологическая диагностика, которая проводится в виде беседы с каждой конкретной возрастной группой;
  • психокоррекция;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая терапия.
  • Таковы основные виды работ психолога. Психолог не врач, поэтому добиться положительного результата он сможет только после того, как проведет беседу. Можно также составлять различные анкеты или опросники, по результатам которых можно будет понять, что не так в психике человека. Но они не так эффективны, как беседы.

    Деятельность любого специалиста основывается на целом ряде принципов, соблюдая которые можно добиться желаемого результата. Итак, давайте ознакомимся с тем, какие принципы работы психолога существуют.

  • Не навредить консультируемому. Деятельность психолога должна приносить только положительные результаты, если же этого не происходит, то можно остановиться хотя бы на нулевых результатах.
  • Не делай оценки своей работы. Деятельность психолога должна оцениваться людьми со стороны или непосредственно консультируемым, но ни в коем случае нес самим специалистом.
  • Принцип беспристрастности. К своему клиенту необходимо относиться не предвзято, вне зависимости от того, кто он.
  • Принцип заранее имеющегося согласия пациента на психологическую работу с ним.
  • Психологическое вмешательство при работе с детьми

    Если взрослые могут самостоятельно справиться со своими эмоциональными проблемами, то детям требуется помощь специалиста. Работа дошкольного психолога заключается в психологическом консультировании детей и их родителей с целью преодоления сложнейших общественных и личных проблем.

    Основной задачей психолога, который работает с детьми, является решение той проблемы, которая возникает у малыша и помочь ему познать себя и свою семью как ячейку общества в процессе социализации.

    Целью консультационной работы является решение проблемы, которая внезапно появилась у ребенка. Решить её необходимо преимущественно при помощи специального анализа ситуации, нахождения баланса в отношениях внутри семьи и в коллективе.

    Работа психолога с дошкольниками предполагает проведение первичной диагностики путем задавания вопросов, касающихся семьи и взаимоотношений её членов. В процессе работы психолог должен помочь взрослому и ребенку самостоятельно понять причины своих проблем. Давайте рассмотрим, в каких формах производится работа детского психолога.

  • Индивидуальная, то есть с каждым ребенком производится игровая работа;
  • Групповая, то есть составляются группы детей со схожими психологическими проблемами.
  • Совместная работа с ребенком и его родителем.
  • Работа педагога-психолога в школе проводится чаще всего в следующих направлениях:

    • индивидуальное детское психологическое консультирование;
    • коррекция личностных нарушений малыша (замкнутость, агрессия и так далее);
    • проведение развивающих мероприятий с группами детей;
    • индивидуальная оценка психологического развития каждого ребенка;
    • проведение консультационных бесед с взрослыми по поводу воспитания их детей.
    • Стоит отметить, что особо отличается от обычной работы психолога – работа психолога с группой риска. К такой категории можно отнести таких детей, пребывание которых в обществе грозит негативными последствиями для других детей. Такие малыши могут расти в семьях алкоголиков, в неполных семьях и так далее, поэтому именно на них психологу следует обратить более пристальное внимание.

      Работа психолога-консультанта в общеобразовательном учреждении носит очень важный характер. Он может составить индивидуальный план работы с каждым проблемным учеником, следуя которому, он сможет освоить школьный курс. Наличие психолога в преподавательском штате свидетельствует о том, что в детском коллективе отсутствуют серьезные конфликты, а если они и появляются, то решаются в незамедлительном порядке. Детям очень нравится работать в кабинете психолога, так как детский специалист старается максимально привлечь к своей работе различные игровые и прочие интересные методы.

      Работа психолога не так уж и проста, как кажется на первый взгляд, но, пользуясь его помощью в большинстве случаев можно избежать серьезных общественных конфликтов.

      elhow.ru

      Работа с убеждениями

      Работа с убеждениями должна начинаться с выявления и проработки ментальных вирусов. Ментальный вирус — это мешающее Вам убеждение, которое портит Вам жизнь.

      Он действует изнутри, управляя поведением клиента и организуя его неэкологичное поведение. 😨 Что такое этот «ментальный вирус»? 😨 Это вредное убеждение, полученное от значимых других (родителей, воспитателей, первых учителей) в детстве. Например, мама могла однажды с сильной эмоцией или многократно повторять дочери «Какая ты дура!», а дальше даже могла привести факты почему. «Какая ты дура! Снова испачкала свою одежду… Или разлила суп, или принесла двойку…» Или масса всяких других мелочей. Но у ребенка отсутствует критическое мышление. И он все принимает на веру.

      Поверив в это, ребенок начинает жить с этим самоубеждением. Это работает как программа в компьютере. Вот выключается компьютер, фоновые программы запускаются и работают. И Вы сознательно можете не понимать, почему ведете себя глупо в каких-то ситуациях. Просто это происходит. Так вот этот ментальный вирус в виде неэкологичного Вашего поведения проявляет себя. Это понятно?

      Что делать? Как выявить такие вирусы у себя? Как убрать их? Как самостоятельно выбрать те убеждения, которые будут вести человека к экологичному поведению?

      Описываю практику работы с Бессознательным на выявление и проработку ментальных вирусов.

      1. Приготовьте ручку и бумагу. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что заходите в некий красивый лифт, который отвезет Вас к Вашей внутренней мудрости, к Вашему Бессознательному.

      2. Вы смотрите на цифры этажей, они все уменьшаются. На нулевом этаже лифт останавливается и двери открываются. Что Вы видите? Это может быть какая-то комната, солнечная лужайка или берег моря. У каждого будет своя картина.

      3. Сейчас Вас выйдут встречать Ваши родители. Посмотрите на них. Сначала на маму, потом на папу. Обратите внимания на их лица. Что они выражают? Выберите с кем будете работать.

      4. Предположим Вам захотелось работать с мамой. Наладьте с ней контакт: поздоровайтесь, улыбнитесь, поблагодарите за то, что она пришла. Уже на этом этапе у многих возникают сложности. Если совсем не хочется благодарить маму, значит у Вас с ней в реальной жизни огромные проблемы. Тем более эту работу проводить надо, так как Вы тратите значительную часть своей жизненной энергии на отношения с ней.

      5. После установления контакта спросите у неё: «Какое количество ментальных вирусов ты мне передала?». И у Вас в голове появится цифра. У кого-то эти 3, у кого-то 5, а у кого-то 355. Не анализируйте. Просто запишите на бумаге первое число, что пришло. Если начинаете включать сознание, ответы будут приходить неверные. Вообще самому такую технику крайне сложно делать по той причине, что нужно и вопросы задавать, и ответы без критики записывать.

      6. Спросите у неё, какой самый важный вирус она Вам передала. Запишите полученный ответ без критики. Недавно на консультации мама девушки дала ответ: «Жизнь — это зло». Клиентка была в шоке. Когда мы все проработали, а позже анализировали практику сознательно, она призналась, что всегда жила по этому принципу. Так что не критикуйте, просто записывайте приходящее.

      7. Поинтересуйтесь позитивным намерением, которым руководствовалась мама, когда давала вирус. Это может быть забота, желание защитить, желание предупредить. Родители всегда желают нам благо, но часто ведут себя неэкологично.

      8. Спросите: «По её мнению, сколько вам сейчас лет?» Увидев подоплеку позитивного намерения, поблагодарите родителя за участие, обратите внимание на свою взрослость. Как правило, родители видят нас детьми.

      9. Ощутите в теле, где сидит этот вирус. В голове, в груди, в горле? Как бы удалите его из тела и верните маме. В ее руках он превратиться во что-то иное. Если она его не принимает, это может говорить о передаче вируса по роду (психогенетика — тут нужна индивидуальная работа, все не опишешь).

      10. Взамен верните то свое, от чего вы отказались, принимая ментальный вирус. Пусть мама отдаст это в виде светящейся энергии, исходящей из ее груди.

      11. Сформулируйте собственное правило жизни, ваше собственное, экологичное. Запишите на бумаге: «Вместо ____, у меня _____». Представьте новое убеждение в виде мощного столба энергии, который насквозь пропитывает Вас и несет в себе Вашу новую программу. Наблюдайте за внутренними изменениями.

      12. Обратите внимание мамы на то, что позитивное намерение достигнуто вами самостоятельно. Поинтересуйтесь, чего на самом деле она хотела Вам дать? Любовь? Благословение на счастье? Поддержку? Примите это от него, как ресурс.

      13. Оцените изменения. Для этого увидьте себя в будущем и как бы посмотрите на себя со стороны. Скажите «Поехали!», чтобы запустить новое убеждение в работу.

      14. Проделайте эти шаги для всех ментальных вирусов. Повторите с другими значимыми людьми выполнение этой психотехнологии.

      psiholog.help