Расстройства

Работа стресс отзывы

03.07.2018

на любую интересующую вас тему

1. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС». 5

1.1. Сущность стресса, его виды, степени выражения

и стадии развития 5

1.2. Теории и модели стресса. 8

2. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА СТРЕСС. 12

2.1. Современное представление о стрессе ……………………….…………..15

2.2.Использование психологического тренинга и методов аутогенной тренировки в преодолении стресса…………………………………………..19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. — 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72.

3. Андреева Е.А., Донов А.Н., Каверина Е.Ю., Комова С.Ю. Способы снижения уровня стресса преподавателем высшей школы на рабочем месте // Современная педагогика. 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2371 (дата обращения: 24.02.2017).

4. Ахмедова Х.Б. Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации // Психолог. журн. – — 2003. — Т.24. — №3. – С. 37–44. 2.

5. Ахмедова Х.Б. Посттравматические лично Показать все стные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни // Вопросы психологии. – 2004. – №3. – С. 93–102 Скрыть

1. Неспособность вспомнить важные аспекты травматического события. При воспоминаниях человек начинает путаться в своем рассказе, ему сложно вспомнить, как все происходило.

2. Жесткие и преувеличенные ожидания и убеждения по поводу себя, других и мира. Например, человек начинает думать так: “Я плохой”, “Никому нельзя верить”, “Мир — невероятно опасное место” и так далее.

3. Сильные когнитивные искажения в причинно-следственных связях по поводу травматического события, которые приводят к тому, что человек начинает винить в событии себя и других.

4. По Показать все стоянный негативный эмоциональный фон. Человек постоянно чувствует страх, злость, вину, стыд или другие отрицательные эмоции.

5. Сильно снижен интерес к участию и сама активность участия в значимых события обыденной жизни. Человек не видит смысла в том, чтобы ходить на работу, к примеру. Или если раньше он любил играть в футбол, то теперь это занятие кажется ему никчемным и мелким.

6. Чувство отчуждения от других. Человеку кажется, что его никто не может понять. Поэтому причине ему очень сложно рассказывать о событии другим людям и психотерапевту. Он пережил уникальное ужасное событие и считает, что его чувства недоступны для других.

7. Постоянная неспособность испытывать позитивные эмоции. С момента травматического события человек больше не может испытывать радость, удовлетворенность или чувство любви.

Группа Е. Симптомы возбудимости

Происходят существенные изменения в сфере психофизиологической возбудимости в связи с травматическим событие. Изменения начинаются с момента травматического события. Должны встречаться два или более симптомов:

1. Вспышки раздражения или злости, несопоставимые с событием, их запустившим. Например, человек начинает сильно гневаться из-за какого-то пустяка. Агрессия выражается как словами, так и физически, как по отношению к людям, так и по отношению к предметам.

2. Безрассудные или самодеструктивные поступки. Человек пересает ценить себя и свою жизнь, поэтому неоправданно и запросто оподвергает свою жизнь опасности.

4. Частые реакции испуга и паники. Например, кто-то мог захлопнуть дверь чуть сильнее обычного, и это может вызвать сильный испуг или паническую реакцию.

5. Сложность концентрироваться. Человек отчужен и ему сложно сосредоточить на чем бы то ни было: будь то его мысли и чувства или события внешнего мира.

6. Нарушения сна. Человеку сложно засыпать, сон становится беспокойным. Человек не отдыхает во сне; проснувшись, чувствует себя разбитым, будто и не спал.

Группа F. Симптом длительности

ПТСР можно диагностировать только если проявляющимся симптомам более месяца с момента столкновения с травматическим событием.

Группа G. Симптомы наружения социальной жизни

Человек находится в постоянном стрессе, нарушается социальная жизнь, начинаются проблемы на работе и в других значимых для человека сферах жизни.

Группа Н. Психологические причины симптоматики

ПТСР можно диагностировать, если симптомы нельзя отнести на употребление алкоголя, наркотиков или таблеток.

Таким образом, важным условием для определения диагноза является то обстоятельство, что расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушение в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

3. СОВЛАДЕНИЕ СО СТЕССОМ.

3.1. Использование психологического тренинга и методов аутогенной тренировки в преодолении стресса

Среди многих методов, которые используются для преодоления стресса, актуальным становится рассмотрение метода психологического тренинга. Ведь этот метод позволяет получить не временные и поверхностные результаты, а получить стойкий положительный эффект, помогает усвоить новые, эффективные формы поведения. Феномен тренинга, особенно социально-психологического, прежде всего, в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни. Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были организованы учениками К. Левина и получили название Т-группы. Понятие «социально-психологический тренинг», которое сейчас широко используется в психологической практике, ввел М. Форверг.[17]

Тренинг стал междисциплинарным методом, с помощью которого ученые-практики решают много различных актуальных проблем. В современной психологии существует огромное количество видов и направлений тренингов. Однако по проблеме преодоления стресса наиболее актуальным становится рассмотрение такого вида психологического тренинга, как аутотренинг.

Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С его помощью человек может оказывать значительное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе и на те, которые не поддаются произвольной сознательной регуляции. Механизмы явлений, которые при этом происходят, остаются не выясненными, а созданная еще в начале прошлого века «периферическая теория эмоций» Джеймса-Ланге до сих пор сохраняет свое значение для понимания процессов, которые связывают наши мысли и тело. Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма более или менее детерминировано соответствует определенное состояние сознания. Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение В. Джеймса о том, что мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому что мы плачем, подтверждено на практике как эмпирический вывод. Если усилием воли изменить, во-первых, паттерн возбуждения скелетной мускулатуры, сделав его соответствующим другой эмоции, а во-вторых, изменить свои мысли, сделав предположение, что нужная эмоция имеется в организме, то вероятность возникновения нужной эмоции резко возрастет.[17]

В начальный этап входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма, которые обычно не поддаются сознательному контролю. Результатом этого этапа аутогенной тренировки являются 6 навыков:

— Вызвать ощущение тяжести в конечностях;

— Вызвать ощущение тепла в конечностях;

— Нормализовать ритм сердечной деятельности;

— Нормализовать ритм дыхания;

— Вызвать ощущение тепла в эпигастральной областях;

— Вызвать ощущение прохлады в области лба. [25]

Эта каноническая последовательность упражнений неоднократно модифицировалась разными авторами, но главная идея И. Шульца о сознательном управлении тонусом скелетной мускулатуры и стенок кровеносных сосудов с помощью словесных формул и зрительных образов, присутствует во всех модификациях аутогенной тренировки.

Высший этап аутотренинга Шульца фактически являлся модифицированным вариантом раджи-йоги и был доступен только отдельным пациентам. На этом этапе люди учились повлечь за собой «особые душевные состояния» (в отличие от низшего этапа, на котором, по Шульцу, вызываются «изменения соматического характера»). Пациенты, которые осваивали классический вариант аутотренинга, на данном этапе последовательно учились способности представлять перед внутренним взором сначала какой-нибудь цвет, затем заданный объект и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья» «справедливости» и т. п.). Те, кто занимаются аутотренингом, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов.

Стандартный сеанс аутотренинга состоит из трех частей:

1. Базового самовнушения покоя и отдыха;

2. Целевого самовнушения;

3. Выхода из состояния релаксации. [17]

Сначала лучше всего заниматься в тихом, спокойном помещении с мягким, неярким светом, с комфортной температурой, в свободной одежде. По мере усвоения методики аутогенная тренировка можно будет применять в любых обстоятельствах: на работе, дома, даже в транспорте.

По мнению А.С. Ромена, автора фундаментальной монографии, посвященной аутотренингу, все имеющиеся варианты аутотренинга можно условно разделить на три группы:

1. Самовнушение на фоне гипнотического состояния с последующей реализацией его как постгипнотической задачи.

2. Самовнушение на фоне дыхательных или физических упражнений.

3. Так называемое «чистое» самовнушение, когда в процессе самовнушения то, кто занимается аутотренингом, не использует любой дополнительный влияние [13].

Среди основных методов и техник, которые используются в ходе аутогенной тренировки можно выделить волевые приемы: [13]

а) самоприказ (распоряжение самому себе), широко используется для мобилизации воли, самообладание в экстремальных условиях, преодоления страха в тяжелых жизненных ситуациях. Формулы самоприказа играют роль пускового механизма по проявления волевых действий для достижения цели. Принципы поведения для выработки волевых качеств:

а) только тот преодолеет любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самонаказуваты;

б) не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание — будь инициативным, действий по собственному почину;

в) не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда необходимо преодолеть лень, усталость, жажду, робость, страх, плохое настроение;

г) необходимо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, и, прежде всего, недостатки своего характера и особенности темперамента

д) сильным является тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой.

б) «Лобовая атака» (антистрессовый штурм) с помощью специально подобранных словесных формул, произнесенных с чувством гнева. Формируется активное отношение к психотравмирующему фактору — источнику дистресса. Прием используется при страхах и навязчивых мыслях, для преодоления вредных привычек.

в) условно-рефлекторное погашения, как правило, используется для преодоления страха, мнительности и навязчивых состояний.

1 вариант. Образно воспроизвести ситуацию, которая вызывает беспокойство или тревогу, и как только она появится, властно, указующим тоном произнести: «Стоп» или «Спокойно».

2 вариант. Многократно повторять в течение дня слово, которое характеризует явление (состояние), что вызывает страх или навязчивую мысль (перед экзаменом — «провал», перед соревнованием — «проигрыш» и т.д.).

г) Тренировочное задание — средство укрепления воли, основанное, как и физическое закаливание организма, на принципе увеличения нагрузок и систематического выполнения определенных процедур или определенных задач. Его используют для погашения условно-рефлекторных реакций, например, для отлучения от курения — с каждым днем уменьшают количество выкуренных сигарет. Например, спортсмены обращаются к нему после неудачного выступления в случае возникновения неуверенности или чувство страха, постепенно увеличивая интенсивность занятий и отмечая даже незначительные успехи, которые были достигнуты.

д) Самоистязание — прием с мобилизующим эффектом, который может быть использован в случае снижения жизненного тонуса, уровня работоспособности, в состоянии растерянности и тому подобное. Нужно отрывисто произносить следующие формулы: «Быть неорганизованным (несобранным, неподготовленным и т.п.) — стыдно, унизительно. Я смогу, смогу, добьюсь, добьюсь».

Могут использоваться и приемы, основанные на использовании воображения — психического процесса создания мысленно новых образов, представлений, ситуаций на основе предыдущего опыта:

а) Самовнушение для саморегуляции эмоционального состояния в стрессовых ситуациях предусматривает использование 3 основных формул для устранения и преодоления стрессовых ситуаций, которые наиболее часто встречаются:

1 формула — в случае возникновения тревоги перед стартом, выступлением, выполнением контрольной работы, экзаменом: «Спокойно, спокойно, все будет хорошо», «Я спокоен, уверен», «Волнением не поможешь, только навредишь».

2 формула — для мобилизации резервных возможностей организма в период спада настроения, снижение активности, тогда, когда все валится из рук: «Вперед! Не останавливаться и не сдаваться!».

3 формула — в случае возникновения подавленного, подавленного состояния — антидепрессивное самовнушение.

б) Моделирование будущего (мечтательность) — многократное проигрывание модели желаемого поведения в стрессогенной ситуации на основе пережитого ранее стрессового состояния, репетиция в мыслях, адаптация к будущим событиям, что снижает актуальность психотравмирующего фактора. Например, при опасении выступления перед большой аудиторией, лучше провести психологическое тренировки: несколько раз вслух прочитать доклад перед зеркалом или перед членом семьи, поводя себя спокойно и уверенно.

в) «Применение» в положительный образ человека, обладающего качествами, которые желательно видеть в себе.

Часто используются и мнемонические приемы (мнемоника — искусство запоминания), которые улучшают психоэмоциональное состояние путем целенаправленной активизации памяти, то есть психического процесса сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. С их помощью воспроизводятся в памяти события, ситуации и воспоминания, которые вызывают положительные эмоции, оптимистические настройки.

Мнемонические приемы делятся на определенные группы в зависимости от степени преобладания той или иной сенсорной системы:

а) эмоционально-зрительные (изображение близких и дорогих людей, кумиров)

б) эмоционально-слуховые (при плохом настроении рекомендуется слушать любимые песни, музыкальные произведения, которые настраивают на оптимистичную волну);

в) эмоционально-моторные (танцевальная терапия, аэробика (ритмическая гимнастика), фитнес и т.д.);

г) эмоционально-сенсорные (аромотерапия — вдыхание запаха любимых духов, даже нанесения нескольких капель на лампочку в своей комнате при плохом настроении) [36].

Возможно использование и приемов, в основе которых находится внимание (переключение внимания, отключение внимания и т.д.) — психический процесс направления психической деятельности на выборочное восприятие определенных предметов или объектов: [15]

а) Психогенный способ — переключение внимания на объекты внешнего мира, вызывают положительные эмоции (облака, цветы, море, лес и т.п.);

б) Физиогенный способ — четки, эспандер, кручение колпачка шариковой ручкой, жевание жевательной резинки (если это не раздражает окружающих), иглорефлексотерапия.

Эмоциональные приемы — хобби: общение с животными, выращивания растений, коллекционирование, рисование, фотография и т.д., чтение книг той тематики, которая интересует, ознакомление с произведениями искусства, которые созвучны вкусу («стресс созвучности», когда находят созвучные мысли и чувства, «заводное настроение» и бодрящий заряд образов, который является противоположным характеру человека с тревожно-мнительным настроением, неуверенным в себе).

Приемы эмоциональной разрядки:

а) «Излить» свои переживания собеседнику или оппоненту в письме, временные самоотчеты о переживаниях, которые появляются в период действия психотравмирующей ситуации, путем ведения постоянного дневника, использование различных служб доверия.

б) Регулирование психотравмирующих переживаний — путем плача («Если глаза не плачут, то плачет сердце»), игротерапии с воспроизведением ситуаций, которые вызывают страхи, участия в художественной самодеятельности.

Подытоживая, укажем, что стресс – явление достаточно сложное в своем понимании, ведь он связан со многими факторами. В то же время существует большое количество современных методов, тренингов для преодоления стресса. Выбор методов зависит от позиции психолога, специфики пациента, его возрастных особенностей и т.д. Нужно указать, что именно метод аутогенной тренировки признан одним из самых эффективных для преодоления стресса. Ведь он позволяет быстро и эффективно снять эмоциональное напряжение и поддерживать эмоциональное равновесие в течение длительного периода.

Итак, мы пришли к пониманию понятия «психологический стресс», определили основные фазы развития стресса, основные факторы, влияющие на возникновение стресса, основные пути и методы преодоления стресса.

Таким образом, поставленные задачи в исследовании были выполнены. Рассмотрены сущность понятия «стресс», его виды, степени выражения, стадии развития стресса; проанализированы теории и модели стресса; ознакомлены с современными представлениями о стрессе; выявлены особенности использования психологического тренинга и методов аутогенной тренировки в преодолении стресса

В результате проведенного анализа мы рассмотрели основные подходы к определению понятия стресс в психологии, фазы развития стресса, факторы, способствующие возникновению стресса, основные методы преодоления стресса, особенности стресса.

Проанализировав данную работу сделала следующие выводы:

Я определила, что такое стресс и узнала классификации стрессовых расстройств.

Нашла и описала стадии стресса.

Также узнала, что существует множество причин

возникновения стресса и методов борьбы с ним.

Проанализировав научную литературу можно сделать вывод что сомстояния стресса тесно связано с тревожностью. Нестабильные социально-экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно — психического характера, к повышенному уровню тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека.

Обзор теорий и моделей стресса указывает на то, что каждая из них изучает и учитывает какую-либо одну сторону этой многогранной проблемы. Продвижение в осмыслении этого явления призывает к дальнейшему развитию отдельных теоретических положений и их сопоставлений, совмещений для получения цельной картины. Трудности, стоящие на пути изучения стресса, в частности, его психологических аспектов, связаны с отсутствием общепринятого его определения, узкой концептуализацией, отсутствием системной модели, которая могла бы содержательно отобразить особенности функционирования организма и психической детерминации данного процесса на уровнях и этапах развития стресса.

Стресс, как комплексная психофизиологическая реакция, возникает вследствие субъективной оценки стрессогенных факторов.

В результате анализа современных представлений о стрессе можно выделить следующие положения:

1) стресс развивается вследствие определенного взаимодействия между человеком и окружающей средой;

author24.ru

Курсовая работа работа по психологии Тема: «Стресс и стрессовые состояния»

Тема: «Стресс и стрессовые состояния»

Выполнила: Игнатьева Наталья Владимировна

1. Многообразие понятия «стресс»

1.1. Причины стресса

1.1.1. Организационные факторы

1.1.2. Личностные факторы

1.2. Стрессовое напряжение

2. Способы борьбы со стрессом

2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс

2.2.1. Релаксационные упражнения

2.4. Ауторегуляция дыхания

3. Методы профилактики стресса .

3.1. Противострессовая “переделка” дня

3.2. Первая помощь при остром стрессе

3.3. Аутоанализ личного стресса

4.Стрессовый стиль жизни

5.Нестрессовый стиль жизни

Актуальность исследования. Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

В настоящее время отмечаются методологические и методические трудности диагностики и измерения психологического стресса.

Дискутируются возможности и ограничения психологических тестов и опросников, построенных на субъективных оценках. Безусловно, опросники имеют свои ограничения, и их возможности – предмет дискуссии и критики. Разработка надежных и валидных методик – сложный и длительный процесс.

Несомненно, комплексная психодиагностика стресса – важное звено в мониторинге его многочисленных причин и разрушающих последствий, а также – необходимая часть для определения эффективности технологий управления стрессами, их преодоления и профилактики.

Цель исследования: выявление психологических особенностей преодоления и профилактики стрессовых состояний.

Объект исследования – эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования — психологические особенности стрессовых состояний.

Гипотеза исследования: своевременное проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий способствует снятию стрессовых состояний.

Цель и гипотеза определили задачи данного исследования:

Изучить основные вопросы по данной теме в научной литературе.

Выявить особенности проявления стрессовых состояний.

Рекомендаций по преодолению и профилактике стрессовых состояний.

1. Многообразие понятия «стресс»

Термин «стресс» (англ. stress : давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации.

Автор концепции стресса Ганс Сель выделяет п ервоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия («общий адаптационных синдром» Г. Селье). Позднее понятие «стресс» использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях

Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация» и другие.

В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.

Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии – тревога, сопротивление, адаптация или истощение.

Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.).

Анализируя различные психологические исследования можно придти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к интегративным системным подходам в области изучения стресса.

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональной, учебной) и др., в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса (индивидуальные, типологические и др.).

Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них – когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепции профессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др.), социально-психологические теории стресса (концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B.P. Darenwend и др.) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают:

межличностный психологический стресс – характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

профессиональный, или организационный стресс – связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т.д.;

социальный или общественный психологический стресс – связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т.п.;

внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т.д.

Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы – социальный стресс, личностные факторы – внутриличностный стресс и т.п. Тем не менее, любой тип психологического стресса включает в себя как общие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также, внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных – скученность и т.п.) и субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т.п.)

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями — действия в условиях риска, необходимость принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия.

При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно.

Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом «стресс» (а таких становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами «эмоциональный», «психический». Если так, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же, реакциями организма, как и все другие виды стресса?

Действительно, и эмоциональный, или психический, стресс развивается по тем же законам общего адаптационного синдрома. Эмоциональные раздражители – наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Стресс – неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.

Умственные перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры.

Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась — «все болезни от стрессов». И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.

Может быть, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Уезжать по возможности из больших городов, поменьше уделять внимания тревогам и заботам, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Это ведь всегда связано с поиском, неопределенностью и риском – стало быть, стрессогенно. Может нужно просто тихо жить, оберегая здоровье?

Впрочем, и здоровый смысл, и житейские наблюдения так же подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжений.

О том свидетельствуют и некоторые наблюдения американских психологов. Так, например, они обнаружили, что у тех пенсионеров, которые ведут активный образ жизни, здоровье гораздо лучше, чем у тех, кто довольствуется спокойно – пассивным существованием. Или другой пример: выяснилось, что у матерей — одиночек меньше жалоб на здоровье (и реально – меньше отклонений от здоровья), чем у их ровесниц в нормальных семьях. А ведь жизненная нагрузка у первых несомненно выше.

Значит, данные современной науки о механизмах стресса могут помочь человеку избежать вредных последствий стресса, благополучно преодолеть вызванные ими напряжения.

Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека.

Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.

Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием.

Стресс – это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. Возникает опасность «спрятаться» за новое слово, как за оправдание своих состояний. Произнести: «я нахожусь в стрессе», «я не выдерживаю этих бесконечных стрессов» гораздо легче, чем признать: «я несчастен». Новые слова (стресс, дистресс) создают как бы и новую реальность (иллюзию), оказываются чем-то вроде «нечистой силы», которую может изгнать искусный целитель (врач). Между тем причины стрессов и дистрессов обусловлены в равной степени «извне» и «изнутри»: это взаимодействие жизненных обстоятельств и личных качеств. И нам, людям, страдающим от стрессов, предстоит овладеть двумя науками: справляться с обстоятельствами жизни, ведущими к стрессам, и со свойствами нашей натуры, «потворствующими» стрессам.

infourok.ru

Стресс и стрессовые ситуации в организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

«Стресс и стрессовые ситуации в организации»

4 курса группы № 3М

Левченко Татьяна Юрьевна

1. Природа стресса

2. Причины стресса

3. Способы управления стрессовыми ситуациями

3.1 Как управлять собой

3.2 Как управлять другими

Список использованной литературы

Целью работы является исследование стресса и стрессовых ситуаций в организации. Использовать стресс надлежащим образом. Как может руководство повышать благосостояние своих сотрудников и производительность организации. Однако даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации. Таким образом, это еще один фактор, который должен понимать проницательный руководитель и научиться нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности.

Задачами исследуемых работ являются:- изучить природу стресса ; — охарактеризовать стресс и стрессовое напряжение; — изучить признаки стрессового напряжения; — причины стресса и как управлять стрессовыми ситуациями (собой, другими); — исследовать способы управления стрессовыми ситуациями.

Актуальностью темы , что касается стресса и стрессовых ситуаций в

организациях заключается в том , что они неизбежны как с отрицательной так и с положительной стороны , а иногда даже полезны.

Кроме причин появления стрессов, в работе анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. Уделяется внимание и способам борьбы со стрессом, а также стрессовый и нестрессовый стиль жизни.

Необходимо выяснить, что такое стресс и основные причины его возникновения. Выяснить, как можно бороться со стрессами , но для этого необходимо узнать, как он влияет на человеческий организм .

Стресс — это обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда мы встаем, представляясь в классе или как повышенную раздражительность, или как бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Карл Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер».

Стресс — это естественная часть человеческого существования. Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим и физиологическим напряжением.

Стрессовое напряжение — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Причины стрессового напряжения

Гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в наши обязанности; постоянно не хватает времени -не успеваете ничего делать; Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите; начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения; постоянно хочется спать- никак не можете выспаться; видите слишком много снов, особенно когда очень устали за день; -очень много курите;- потребляете алкоголя больше, чем обычно; -почти ничего не нравится;- дома, в семье постоянные конфликты; -постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью;- влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатится;- появляется комплекс неполноценности;- не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания; -не чувствуете уважения к себе — ни дома, ни на работе и т.д.

Признаки стрессового напряжения

-Невозможность сосредоточится на чем-то; -слишком частые ошибки в работе; ухудшается память; -слишком часто возникает чувство усталости;- очень быстрая речь;- мысли часто улетучиваются; -довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);- повышенная возбудимость;- работа не доставляет прежней радости; -потеря чувства юмора; -резко возрастает количество выкуриваемых сигарет;- пристрастие к алкогольным напиткам; -постоянное ощущение недоедания;- пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде;- невозможность вовремя закончить работу.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические явления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Чрезмерный стресс дорого обходится организациям, так как снижает эффективность и благополучие индивидуума. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся».

Потребности в окружающей среде

Поведение (реакции на потребности)

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивидуума.

Организационные факторы. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях являются перегрузка или, напротив, слишком малая рабочая нагрузка — задание, которое следует завершить за конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто получили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период. В этом случае обычно возникают беспокойства, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невозможным».

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но когда его видят, разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забыл заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может требовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник неуверен в том, что от него ожидают. В отличии от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследования 2000 рабочих-мужчин 23 профессий показало, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, как было показано далее, взгляды на понятие «интересная работа» у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересным или скучным для других.

В дополнение к этим фактором стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Исследования также показали, что неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Личностные факторы. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. В таблице представлена шкала, где отмечено относительное значение стресса, вызванного широко распространенными жизненными событиями. Томас Холмс и Ричард Раэ, разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов, почти на 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс. Следует отметить, что положительные жизненные события, например повышение по службе или значительное увеличение дохода, могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные, или даже больший.

2dip.su

Курсовая работа: Стресс 3

Тип: курсовая работа Добавлен 01:12:31 04 июня 2011 Похожие работы

Просмотров: 2213 Комментариев: 4 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Актуальность темы, «СТРЕССА» которую, мы выбрали для курсовой работы в наше время представляет, не только академический интерес. Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот ди­агноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психиче­ского и физического здоровья. Каждый день тысячи людей обращаются к врачам, жалуясь на изнуренность, беспокойство, нервозность, апатию. Это признаки болезни когда – то врачи называли усталостью и которая носит название стресса. Термин изменился, но суть остается той же: усталость и стресс лишают всяческих жизненных сил..

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.

Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций и сводится не только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

В век научно-технического прогресса в современном обществе человек часто оказывается в ситуации дейст­вия психоэмоциональных стрессоров и из-за социальных ограничений не может реализовать реакцию борьбы или бегства.

Накапливающиеся в организме продук­ты деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению механизмов саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, изменяются гормональные и иммунные функции стрессированного организма.

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование ведущих психологических факторов, которые влияют на психологическое состояния личности.

Объектом исследования. Стрессовое состояние личности.

Предмет исследования: Психологические особенности стресса.

1. Уровень стресса человека зависит от его индивидуальных особенностей.

2.Научно обоснованная и апробированная в исследование система продуктивных психокоррекционных методов обеспечивает не только снятие стресса, но и его психопрофилактику, обеспечивая и поддерживая психическое и физическое здоровье.

Для проведения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.

2. Определить изменения стрессовых состояний человека, зависимость этих изменений от личности испытуемых.

3. Проведение эксперимента.

4. Обработка полученных результатов и их анализ.

5.Разработать и апробировать систему средств коррекции стресса с использованием механизмов релаксации.

За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен. Поэтому будет справедливо, если мы предоставим слово самому первооткрывателю стресса канадскому психологу Ганс Селье, который в популярной форме рассказал о своем открытии в книге «Стресс жизни». Как же справиться со стрессом жизни, если мы не можем даже определить его?

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействиям изменяется режим работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом "неспецифический". Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара, и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс. Первая стадия – реакция тревоги – это стадия мобилизации защитных сил организма. Вслед за первой наступает вторая стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют в то же время общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти "общий знаменатель" для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования».

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.Селье, было присвоено наименование «психологический стресс». Психологический стресс рассматривали как комплексную реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Впоследствии это определение было уточнено, и психологический стресс стал рассматриваться как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс», причем различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в это понятие, что затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. В содержание этого термина включают как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стрессорных реакций, соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса». В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания». По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают механизмы поддержания гомеостаза, сформировавшиеся в процессе эволюции. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются более частой причиной потери трудоспособности по сравнению с соматическими проблемами.

В последнее время многие исследователи на Западе обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного учебой или производственной деятельностью. Феномены, которые присущи, по мнению зарубежных исследователей, профессиональному стрессу (депрессия, тревога, чувство вины, нерешительность и др.), вполне применимы к стрессу экзаменационному, тем более, что учебная деятельность по некоторым параметрам весьма близка к производственной.

1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА.

Определение стресса с психологической точки зрения звучит так:

Стресс (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — со­вокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голодания, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфек­ции и т. п.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выде­ляют различные виды стресса, в наиболее общей классификации — стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяет­ся на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой от­ветственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п. При этом различные его формы — импульсивная, тор­мозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигатель­ного и речевого поведения.

Стресс может оказывать и положительное, мобилизующее и отрица­тельное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной де­зорганизации.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССА.

СТРЕСС — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (экстремальным) условиями, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. Стресс обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Нам надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Согласно Селье, стрессовую реакцию можно разделить на три условные фазы:

Автор считал, что стрессоры вызыва­ют стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включени­ем симпатического отдела вегетативной нервной системы. Через таламус сигнал поступает к ги­поталамусу и параллельно — в ретикулярную формацию, которая является «свя­зующим звеном» между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специ­альному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понима­нии мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением.

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОРОВ

Стрес­сор — это внешний или внутренний стимул, который может запустить реакцию борьбы или бегства. Часть стрессоров требует немедленной фи­зической активности, чтобы избежать травмы или повреждения. Другие стрессоры тоже побуждают к борьбе или бегству, даже если немедленная физическая ре­акция невозможна или будет неприемлема для окружения. Но в современном обществе редко используется реакция борьбы или бегства. Продукты накаплива­ются, а воспользоваться ими мы не можем. В результате этого повышенная стрес­совая реакция становится затяжной, приводя к развитию дистресса — различным заболеваниям. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессовое расстройство.

Эти стрессоры можно назвать символичными. Например, это потеря статуса, снижение самооценки, пе­реутомление и т. д.

Есть несколько оснований для квалификации стрессоров. Они могут быть факторами окружающей среды (токсины, жара, холод), иметь психологическую природу (снижение самооценки, депрессия). Другие имеют социальную природу (безработица, смерть близкого человека). Стрессоры можно квалифицировать и по-другому. Они могут быть глобальными, действующими на популяцию, нацию в целом (отсутствие стабильности жизненного уклада в целом государстве, неуве­ренность людей в завтрашнем дне), и личностными (проблемы в личной жизни, потеря работы, потеря близкого человека, конфликты на работе).

1.3 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХИЧЕСКОГО СТРЕССА.

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

1.4 СТРЕССОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифи- ческий ответ организма на предъявленное ему требование ( стрессовую си- туацию ). Под воздействием стресса организм человека испытывает стресс- совое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональ -ной ( чувства ) в сферу рациональную ( разум ) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения:

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ.

Для исследования психологического стрессового состояния использовалась следующая методика: методика стрессоустойчивости в социальной адаптации (Холмса и Раге). Методика надежна, является достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Инструкция: Методика Холмса и Раге состоит из 43 вопросов, нужно внимательно прочитать весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочитайте каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года произошли в вашей жизни.

www.bestreferat.ru