Расстройства

Рекомендации для родителей детей с синдромом дауна

15.09.2018

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи:

— скопление жидкости в ухе;

— частые инфекции среднего уха;

— низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него;

— сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка;

— повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта.

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с СД, некоторые – меньшему. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц).

Ребенок с СД обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз – сам синдром. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать! Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, — чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.

Запомните следующие положения, это важно.

Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным.

(Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова.

Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от:

— когда ребенок способен сидеть с поддержкой,

— фокусировать взгляд на предмете,

— обращать внимание на специалиста.

До этого дома необходимо работать над следующим:

— над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза),

— над взглядом на предмет,

— над развитием аудиторных навыков (навыки слухового восприятия: музыкальные игрушки, погремушки, «шумовые коробочки»),

— над пополнением пассивного словаря.

Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, налаживание кормления. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

Разумеется, чтобы понимать, что им говорят, дети должны:

— это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят,

— они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи,

— для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

Осознание ценности общения

Для того чтобы ребенок понял, что общение имеет ценность, чтобы у него была мотивация, старайтесь быстро реагировать на звуки, которые издает малыш, на его плач. Помогите ребенку, сделайте то, чего он от вас ждет (покормите, переоденьте), комментируя свои действия.

Комментируйте также то интересное, что происходит вокруг и может привлечь внимание вашего ребенка, например, на прогулке: «Это самолет пролетел. Как громко он шумит, да?».

Ключ к желанию общаться – понимание, что с помощью общения можно изменить мир вокруг себя, добиться воплощения какого-то желания. Исследования показывают, что, если на плач, смех и крики детей не поступает никакой реакции, дети начинают издавать меньше звуков и меньше плакать. Другими словами, они перестают пытаться наладить общение.

Не нужно ждать, пока ребенок заговорит, чтобы стимулировать его желание общаться. Просто воспринимайте все, что он делает, как сигнал к общению! Если он потянулся к игрушке, подайте ему игрушку и скажите: «Ты хочешь мишку? Это мишка». Таким образом постоянно стимулируйте ребенка к тому, чтобы вступать в контакт с вами.

Через какое-то время вы увидите, что малыш делает что-то и ждет вашей реакции. Например, уронив игрушку, он начинает ловить ваш взгляд и издавать какие-то звуки. Он понимает, что таким образом он может «заставить» вас подать ему упавшую игрушку. Значит, он понимает, что с помощью общения он может воздействовать на окружающий мир! Это важнейший шаг вперед.

Большинство детей с СД начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения:

— Посмотрите на ребёнка.

— Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа».

— Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук.

— Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам.

— Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций:

Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка.

Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу.

2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30.

3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него.

4. Загони мяч в ворота. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости.

5. Пушинка. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика — кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку. При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку.

6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру "Чей кораблик быстрее доплывет до берега". Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик.

Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить

— слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…);

— глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).

— названия приемов пищи;

— глаголы (пить, есть, жевать, глотать…);

— прилагательные (горячий, холодный, пустой…);

— экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).

— названия транспортных средств;

— слова, связанные с погодными условиями;

— все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.;

— предметы одежды и глаголы одевания;

— названия звуков, звукоимитации;

— названия игр и игрушек;

— глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…);

— слова, связанные с погодными условиями.

Во время похода за покупками:

— названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина;

— глаголы (купить, положить, достать, вынуть…);

— названия предметов в магазине – касса, тележка…

— названия частей тела, игрушек (мыло, шампунь, вода, душ…);

— глаголы (налить, брызгать…);

— прилагательные (мокрый, сухой, теплый, холодный, маленький…).

— существительные (кровать, одеяло, подушка, окно, ночник…);

— глаголы (читать, поцеловать, спать, укрыть…);

— стандартные фразы «спокойной ночи», «приятного сна».

Дорогие родители! Постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.

sadik26.ucoz.com

Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна

Ребенок раннего возраста с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и ребенок без нарушения развития, но средние сроки появления навыка запаздывают по сравнению с нормативными. У детей с синдромом Дауна возрастная разница в сроках появления навыков гораздо больше, чем у их обычных сверстников, но появление отдельных навыков попадают в диапазон возрастной нормы.

Взаимная привязанность младенца и родителей, атмосфера любви и заботы, окружающая ребенка в семье, обеспечивают основные условия, необходимые ему для развития. И дети с синдромом Дауна не являются исключением.

Важно знать, что у детей с синдромом Дауна начало установления зрительного контакта может задерживаться на две-две с половиной недели, наблюдается более позднее появление улыбки и ее меньшая выразительность. Дети активно вокализируют в 6 месяцев, что на два месяца позже, чем у их сверстников. Если члены семьи не знают об этих особенностях, им может показаться, что ребенок безразличен и не реагирует на их присутствие. А между тем малыш готов к взаимодействию.

Понимание речи окружающих у каждого ребенка опережает собственную речь. При синдроме Дауна этот разрыв больше по объему словаря и длиннее по времени. Ребёнок понимает о чем идет речь, но не может ответить. Ему трудно выразить свои желания и просьбы, а это мешает его общему развитию и ведет к появлению проблем в поведении.

В раннем детстве двигательное развитие совместно с формированием общения и восприятия являются фундаментом раннего развития. В каждом человеке потребность к движению заложена изначально, и дети с синдромом Дауна не являются исключением, однако формирование двигательных навыков у них происходит иначе, чем у обычно развивающихся сверстников. Умение сохранять статичную позу появляется намного раньше, чем способность к смене поз.

Говоря о двигательной сфере, следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем.

ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребенка, и он теряет интерес к деятельности.

формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна происходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствие специальной работы возможно длительной застревание на ладонных формах захвата. Сила захвата снижена.

Говоря о степени снижения когнитивного развития, следует отметить, что степень отставания когнитивного развития большинства детей раннего возраста с синдромом Дауна находится в пределах от легкой до средней. Особенности познавательной деятельности не являются единственным фактором, предопределяющим развитие ребенка, которое в значительной степени зависит от его взаимодействия с окружением, в частности, от наличия или отсутсвия стимулирующих условий.

Наилучшее время для формирования культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Важно помнить, что в основе их развития лежит предметная деятельность ребенка, которая возникает в процессе его сотрудничества со взрослыми. Сроки формирования навыков самообслуживания зависят как от возможностей ребенка, так и от представлений родителей о том, в каком возрасте можно и нужно обучать его этим навыкам.

Имитация поведения младенца — повторение издаваемых им звуков, выражения лица

Использование «детской речи» — высокий, распевный голос. Темп речи медленный с длинными паузами и повторениями.

Использование монолога в форме диалога: при отсутствии сигналов взрослый ведет себя так, будто они есть. Затем происходит постепенный переход от воображаемого диалога к реальному.

Смена дистанции при общении: приближеник и удаление от лица младенца.

Постоянная тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция: поглаживание, похлопывания, покачивание, тормошение ручек и ножек, нежные объятия и т. д.

Грудное вскармливание. Если оно по каким-то причинам не возможно, то при кормлении из бутылочки нужно имитировать позу грудного вскармливания.

Правильный подбор игрушек и их место расположение. Игрушки должны быть привлекательны для ребенка, с удобной для захвата ручкой. Подвешивать игрушки следует таким образом, чтобы сначала малыш их касался случайно, а потом он сможет научиться тянуться и ударять рукой по желанному предмету.

При общении с ребенком следует использовать «контактные» позы.

Во время игры с ребенком необходимо регулировать темп своих действий , все движения производить очень медленно, не забывать делать паузы, необходимые для того, чтобы малыш успел прореагировать.

Необходимо уделить особое внимание развитию крупной моторики, т. к. недостаточная сила мышц и эластичность связок затрудняют формирование движений. Развитие крупной моторики позволяет предупредить нарушения других сфер развития. Особенно это касается развития мелкой моторики и познавательной деятельности.

Временное использование замещающих навыков

Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.

Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.

Используйте многократное повторение простых игр-потешек в сочетании с краткими комментариями.

Разговаривая с ребенком, повторяйте за ним звуки и слоги, которые он произносит. Старайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо.

Разговаривая с ребёнком, делайте паузы, давая ему возможность вам ответить.

Пойте распевные песенки, в виде припева можно распевать звуки из «репертуара» малыша.

Двигательная и тактильная стимуляция часто вызывает речевую активность ребенка. Гладьте, похлопывайте, подкидывайте — используйте все, что вызывает у него радостное оживление.

Стимуляция ребенка в бытовых ситуациях: купание, переодевание, умывание и т.д.

Правильная организация кормления.

Использование жестов и звукоподражание вместе со словом и демонстрация предмета создают условия для развития экспрессивной речи.

Массаж органов речи и речевых зон.

Развитие ребенка на положительной эмоциональной базе.

Обеспечьте круг общения со сверстниками, и ваш малыш будет тянуться за ними.

studfiles.net

Сайт для родителей особых детей

Методические рекомендации для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с синдромом Дауна

В основу методических рекомендаций были положены материалы, предложенные в работах П.Л. Жияновой, Е.В. Поле, Т.П. Есиповой, Е.А. Кобяковой, А.В. Мерковской. Методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, а также для родителей.

Есть две основные особенности стимуляции детей раннего возраста: во-первых, занимаются с ребенком родители, и, во-вторых, только очень небольшая часть стимуляции развития ребенка проходит в форме занятия, основные же задачи решаются в повседневной жизни и игре.

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения ребенка с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут).

Очень часто ребенок с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу), двигательная (через движения тела и манипуляции с ним) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция. Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз». Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

  1. Для развития крупной и мелкой моторики полезно использовать следующие приемы и упражнения:
  2. Назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
  3. Физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
  4. Смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
  5. Совместное купание с ребёнком, игры в воде;
  6. Катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
  7. Стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия;
  8. Использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
  9. Прикрепление к ногам ребёнка лёгких шумовых игрушек (пусть пробует ударить по ним ногой);
  10. Стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана);
  11. Стимулирование передвижений с помощью игрушки;
  12. Предоставление простора для самостоятельного передвижения (ползание — только вперёд, передвижение — стоя, вдоль мебели и других подручных предметов);
  13. Массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
  14. Касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
  15. Вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и т.д.);
  16. Совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
  17. «Пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
  18. Игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
  19. Побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
  20. Игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
  21. Пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
  22. В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

  23. Стимуляция слухового восприятия:
  • Массаж ушной раковины несколько раз в день (по внешней части уха сверху вниз — стимуляция акупунктурных точек);
  • Подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
  • Подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
  • Включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
  • Пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
  • Проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
  • Обращение внимания ребёнка на домашние звуки и на уличные во время прогулок;
  • Использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
  • Повторение звуков ребёнка, придумывание на определённый звук песенки;
  • Частое называние ребёнка по имени (полным и уменьшительно- ласкательным именем);
  • «Знакомство» ребёнка с другими членами семьи (как зовут, кем приходится) и с хорошо знакомыми, близкими к семье ребёнка людьми;
  • Артикулирование гласных звуков «а», «о», «у», «и», губных согласных «п», «б», «м» при закрытых ушах ребёнка и затем открытых, произнося эти звуки сочным распевным голосом;
  • Использование простых музыкальных инструментов (колокольчик, погремушки с разным звучанием, пищалки, бубен, барабан);
  • Использование музыкальных неваляшек, игрушечного телефона (например, поговорите с ребёнком по телефону).
  • Стимуляция зрительного восприятия:
  • Приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
  • При кормлении подносите грудь или соску к малышу с разных сторон для стимуляции глаз;
  • Подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
  • Используйте музыкальные подвесные модули (например, карусель с подвешенными к ней игрушками, которая крутится, что позволяет ребёнку следить глазами за движущимися предметами);
  • Поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
  • Нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно на теннисном мячике), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
  • Фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, открыть);
  • Составьте альбом с фотографиями самых важных людей в жизни вашего ребёнка и смотрите его вместе;
  • Время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
  • Давайте ребёнку большие, лёгкие в стирке вещи (одежду), чтобы он изучал их и играл с ними;
  • Бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию движения;
  • Вырабатывайте чувство высоты (безопасности), показывая, как можно упасть безопасно («Ехали по кочкам»);
  • Подготовка артикуляционного аппарата к активной речи, развитие речи и общения: в период младенчества ребёнок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами на этом этапе являются организация правильного общения с ребёнком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности.
  • Самым значимым в этот период для ребёнка является общение со взрослым, который относится к малышу с любовью и нежностью. Помимо правильной организации общения следует использовать простой массаж органов речи и речевых зон. Это связано с тем, что у ребёнка с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус, амимичность лица, анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата.

  • Массаж лица перед кормлением (поглаживание одним пальцем вокруг угла рта — движение направлено сверху вниз и огибает уголки рта; поглаживание лица от щёк ко рту, наружное поглаживание гортани сверху вниз, осторожное потирание одним пальцем дёсен и нёба от передней до задней части, поглаживание кусочком льда вокруг рта, собирание губ ребёнка в «трубочку»);
  • Массаж при кормлении с ложки (пища должна быть мягкая, ровная по консистенции, ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить его вниз и внутрь ротовой полости — обязательно соблюдать паузы, давать ребёнку время вытянуть вперёд губы и снять пищу с ложки);
  • Питьё из чашки (начинать лучше с густого питья, например, с густого сока или кефира, положить край чашки малышу на нижнюю губу и влить немного жидкости в рот; если ребёнок не поймёт, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток);
  • Развитие навыков жевания пищи начинать нужно с песочного печенья типа «Курабье»: положите небольшой кусочек за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов, стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка — малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону; не забывайте класть кусочки пищи то слева, то справа;
  • Имитируйте поведение младенца: повторяйте его звуки, выражение лица;
  • Используйте «детскую речь» — высокий распевный голос;
  • Говорите медленно, с длинными паузами;
  • Используйте монолог в форме диалога: обращайтесь к малышу, и хотя ответные сигналы от него пока отсутствуют, ведите себя так, будто они есть;
  • Разговаривая с ребёнком лицом к лицу, сохраняйте «особое» выражение: брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт — выражение любви, внимания, радости, готовности уловить любой отклик малыша;
  • Повторяйте за ребёнком любые вокализации, слоговые цепочки и тому подобное;
  • Чётко произносите звуки с выделением («б-б-б», «а-па»);
  • Тормошите ребёнка, чаще поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щёчки, называйте части тела, касаясь их губами и поглаживая;
  • Произносите имя ребёнка с разной интонацией, находясь с разных сторон кроватки;
  • Обучайте слоговым дорожкам с чётким выделением артикуляции, с движениями перед лицом ребёнка («ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма»);
  • Учите узнавать предметы на вопросы «Что это?», «Кто это?»;
  • Учите находить 1—2 знакомых предмета, постоянно находящихся в определённых местах — соотношение слева, справа;
  • Формируйте указательный жест; используйте в общении с ребёнком жесты, заменяющие слова (например: «Дай!» — быстрое сжимание и разжимание пальцев протянутой руки, «На!» — протянутая рука с предметом, «Спасибо», — кивок головой вверх-вниз, «Нет», — поворот головы вправо-влево и так далее). Жестовому языку учит обязательно взрослый;
  • Работайте с книгой и альбомом с фотографиями: листайте страницы, рассматривайте картинки, фотографии, называйте, кто на них изображён; просите малыша показать, где на фотографии мама, папа и другие члены семьи; просите малыша показать, где на картинке собачка, котёнок, кукла, мишка и так далее;
  • Развивайте выдох (дуть на кусочек ватки, бумажную бабочку, салфетки, в дудочку, задувать свечку и так далее);
  • Рисуйте палочки, линии с обязательным комментированием («Это забор, за забором собачка живёт: «Ав-ав!», на заборе петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»»);
  • Стимулируйте речевую активность в бытовых ситуациях (при одевании, кормлении, купании, приготовлении пищи — «параллельный разговор»).
    1. Возраст от 1 года до 3 лет:
    2. До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер. После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.

      При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

    3. Обязательно назвать предмет;
    4. Охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
    5. Показать, как этим предметом можно действовать.
    6. Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами.

      В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам.

      Развитие речи в этот период идёт по следующим направлениям:

    7. Расширение пассивного словаря ребёнка (понимание названий, действий, явлений и так далее) без собственного речевого выражения;
    8. Обучение неречевым средствам общения (жесты, карточки со словами);
    9. Вызывание собственной речи посредством звуков, звукоподражаний и тому подобного;
    10. Работа по развитию слухового внимания и восприятия (различение звучания музыкальных инструментов, бытовых шумов, звукоподражаний и слов);
    11. Работа по развитию речевого дыхания (учим ребёнка делать выдох через рот, дуть на лёгкие предметы).
    12. Формирование умения узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомство со свойствами предметов. Пример: «Где твоя кукла? Вот она. Покачай куклу», «Покажи, где у Маши нос, глаза, рот, уши».

    13. Игрушки ребёнка;
    14. Части тела;
    15. Предметы одежды;
    16. Предметы туалета (мыло, щётка и так далее);
    17. Предметы домашнего обихода;
    18. Отдельные названия предметов из окружающей ребёнка жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины и так далее);
    19. Семья.
    20. Накопление пассивного словарного запаса без собственного речевого сопровождения, по тем же темам. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок («холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).

      На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

      Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончании занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей.

      Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.

      При развитии мелкой моторики следует обратить внимание на следующие аспекты:

      • Формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами);
      • Формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами);
      • Развитие стабильности запястья. Формирование захвата происходит при использовании различных по величине и форме предметов. Для развития щепотного и пинцетного захватов ребёнку нужно иметь возможность брать в руки мелкие предметы.
      • Для развития стабильности запястья хорошо использовать следующие упражнения:

      • Перекладывание предметов, различных по величине, фактуре, с места на место;
      • Открывание, закрывание коробочек;
      • Открывание дверей, поворот ручки;
      • Расстёгивание липучек-застёжек;
      • Катание карандашей в ладошках;
      • Катание между ладонями грецких орехов, специальных резиновых шариков с шипами.
      • Для развития щепотного и пинцетного захватов можно давать ребёнку следующие задания:

      • Самому брать кусочек печенья, сухарик;
      • Зубочисткой накалывать кусочки еды;
      • Вытягивать ленту из коробки за торчащий кончик;
      • Нанизывать предметы (например, пусть ребёнок наколет шарики пластилина на палочки, наденет кольца на пирамидку или верёвочку);
      • Рисовать в воздухе, крупой в коробке;
      • Наматывать тонкую проволоку, нитку на палец;
      • Игры с конструктором, мозаикой;
      • Для развития подвижности кистей рук очень полезны занятия ручным трудом. Для развития навыков работы с пластилином на начальном этапе используйте тесто.
      • Выполнение данных методических рекомендаций позволит приобрести опыт взаимодействия с ребёнком, направленный на его развитие. Предложенные игры и упражнения помогут ребёнку с синдромом Дауна освоить новые умения и навыки, а ежедневное повторение позволит окончательно сформировать и закрепить их.

        xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

        Рекомендации для родителей детей с синдромом дауна

        Лизыному сынишке скоро годик. За этот год многое пережито, передумано. Были встречи с психологами, лечебными педагогами, замечательными педиатрами, мамами с более старшими детками. Иногда всего лишь одна фраза помогала и меняла ситуацию. Лиза с удовольствием поделится тем, что было важным для нее: может быть, это поможет какой-то семье, какому-то малышу.

        В самом начале была беспомощность, они без конца задавали себе вопросы: почему это произошло? почему с нашим ребенком? почему у нас? как сказать родным? что скажут люди? вдруг его будут обижать? как общаться с таким ребенком? что делать, чтобы помочь ему.

        Такие и еще множество других вопросов встают, я думаю, перед любой мамой необычного ребенка.

        В жизни каждого человека бывают события, которые приходят как потрясение, для того, чтобы пробудить человека к чему-то. И самые сильные потрясения те, которые приходят через наших детей. Так появился СПИД — он кричит о свободных нравах. Еще пару сотен лет назад синдром Дауна встречался крайне редко, теперь эти дети стали приходить все чаще, чтобы показать нам, как мы закрыты в своем мире, в своем эгоизме, чтобы научить нас любить. Эти детки приходят в семью, где их примут, а так же ко всем вокруг. Это их задача.

        Необычный набор хромосом вызывает ряд особенностей. Даунята рождаются словно в эмбриональном состоянии. Кажется — еще бы пару месяцев, и все было бы по-другому. А так они не совсем успевают достроить себя, и то, что они не успели, приходится наверстывать с помощью врачей, психологов, лечебных педагогов. У деток с синдромом Дауна часто недостроенное сердечко, и про них говорят: «Эти дети несут столько любви, что их сердце просто не имеет границ», «Рождение такого ребенка очень сильный шок, но потом дома всегда будет свое солнышко».

        Они умственно отсталые? Они ничего не могут? Но ведь это не так! Конечно, не следует ожидать, что они будут идти в ногу со всеми. В разной степени запаздывание будет обязательно. Но детки будут и улыбаться, и сидеть, и ползать, и ходить, и общаться, у них будут увлечения, у них будут друзья. В нашей стране еще никто не ведет таких статистических исследований (выпускники наших детских домов — это совсем другие люди), но и в Европе, и в России люди с синдромом Дауна живут совершенно полноценной жизнью.

        Когда я с восторгом говорила преподавателю из Швейцарии: «В Москве дети с синдромом Дауна ходят в обычную школу!», он с удивлением посмотрел на меня и спросил: «А с чего вы решили, что они глупые? У нас некоторые и в институте учатся. »

        Говорить ли родным? И вообще, кому говорить?

        Все поступают по-разному, но Лиза решила, что не будет этого делать. Для детей это не понятно, для бабушек и дедушек это очень больно, им тяжело пережить, что они бессильны что-то изменить. А для малыша важна большая любовь, а не бесполезные тревоги. Конечно, наступит время, когда они заметят, что что-то не так, и начнут задавать вопросы. Но любовь, приятие, спокойная доброжелательность сейчас важнее. И о синдроме Дауна у своего ребенка Лиза говорит людям, которые могут им чем-то помочь.

        Одна мама рассказала о своем открытии: «Однажды я гуляла со своим ребенком. На скамейке сидела женщина. Сын подошел к ней, хотел поиграть. Женщина посмотрела на него и официальным, строгим голосом спросила: «У ребенка что? Синдром Дауна?» Это было неожиданно и очень больно. И тогда я поняла — я должна научиться говорить людям без дрожи в голосе, без слез в глазах: «Да, у моего ребенка синдром Дауна», так же, как другая мама говорит: «Да, мой ребенок маленького роста». И это очень важно и для меня и для моего ребенка».

        Я не могу сказать от имени всех мам, но вот что важно и дорого мне. Какой бы ни был ребенок, мама всегда любит его и ее малыш для нее прекрасен. Как в детском стишке: «Ежиха еженку — гладенький мой. Зайчиха зайчонку — храбрый ты мой. Грачиха граченку — беленький мой. »

        Дети не знают ничего о своих особенностях, пока другие люди не скажут им. Но наше внутреннее спокойствие даст им силы в этом мире.

        Малышу с синдромом Дауна сложно удерживать тепло, поэтому его постель надо согревать грелкой. Некоторых просто кладут спать на овчинку (она впитывает до 30 % своего веса). Ножки всегда должны быть в носочках. Закаливать таких детей нельзя, ведь они еще должны достроить себя, а это возможно только в тепле. Эти детки словно не спешат на землю и еще где-то летают, надо очень сильно и эмоционально привлекать их сюда.

        Эти занятия не для таких детей. Они задерживают малыша в полете, а мы должны привлечь его на землю. Знаю одного малыша, который прошел через динамику. Ему уже пять лет, а он еще не разговаривает.

        Важно все время, с самого первого дня, общаться с ребенком. Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать и показывать за него. Во время разговора надо смотреть малышу в глаза.

        Для развития речи очень полезен массаж лица, ведь свой ротик наши малыши ощущают так, словно он «онемел при заморозке». Делать массаж надо с рождения, очень нежно и аккуратно. 1-2 раза в день по 3-5 минут.

        1. «Внешний» массаж (легонько поглаживая личико подушечками пальцев, медленно, плавно, не сдвигая складки кожи, проводим):

        — от середины лба к вискам,

        — от середины лба к ушам,

        — от бровей к волосистой части головы,

        — от линии лба вниз через лицо к шее,

        — от середины верхней губы к ушам,

        — от мочек ушей по щекам к крыльям носа,

        — от середины верхней губы к подбородку,

        — по верхней губе от углов рта к его середине,

        — носогубные складки от крыльев носа к уголкам рта,

        — легко постукивая по губам подушечками пальцев.

        Заканчивая массаж легко касаемся точки над серединой верхней губы, точки под серединой нижней губы, делаем пальчиковый дождик по всему лицу.

        2. «Внутренний» массаж: на палец намотать чистый бинтик (чтобы была шершавая поверхность) и аккуратно пройтись по деснам, язычку, небу.

        После массажа важно поговорить с малышом звуки, которым он позже сможет подражать.

        Кроме лицевого массажа очень важны гимнастика и массаж пальчиков. Их надо массировать от подушечек к ладошке по внешним и внутренним поверхностям, продвигаясь вперед без круговых движений.

        Так же надо прохлопывать предплечье — это зона «говорения».

        С одной стороны надо развивать произношение звуков, а с другой стороны, надо развивать понимание речи. Это достигается многократным повторением одних и тех же фраз, сопровождая их действием.

        Фразы и истории, которые имели для Лизы огромное значение:

        • от педиатра, работающего с необычными детками: «Мама, не надо делать ребенка больным. Синдром Дауна — это не болезнь».
        • я очень ждала улыбку своего малыша. Мне подсказали: «А ты поймай его взгляд!» И с первой же попытки я получила долгожданную улыбку. Маленький совет нам помог. С тех пор я всегда чувствовала важность контакта взглядов.
        • в Интернете нашла обсуждение переписки двух подростков с синдромом Дауна. Одни писал другому: «Не понимают нас эти люди». А другой отвечал: «Потерпи. Тех, которые начинают и хотят понимать становится все больше. »
        • эту историю рассказала лечебный педагог из Дорнаха об одном из своих учеников. Он был единственным сыном у своих богатых родителей. Папа сделал сыну пластическую операцию на губы, уши и так далее, чтобы его внешний вид не выдавал в нем человека с синдромом Дауна. Был приглашен тренер, который усиленно занимался с ним спортом. Мальчик очень страдал от таких усилий родителей, он чувствовал, что его не принимают таким, каков он есть, и хотят переменить. Он ушел от родителей и жил у своего учителя. Когда ему было 15 лет, он на каникулы поехал домой и в школу больше не вернулся. Он покончил с собой, оставив записку: «Мне не позволено было быть самим собой. »
        • Под Санкт-Петербургом есть деревня «Светлана», в ней в свободном объединении живут люди с разными особенностями. Это их желание — жить в этом месте. Они ведут натуральное хозяйство. Завхоз там — человек с синдромом Дауна.
        • Медицинское сопровождение

          Для деток с синдромом Дауна медицинское сопровождение очень важно, ведь от того, насколько серьезно и грамотно оно ведется, зависит здоровье, и даже жизнь малыша. Если врач на вопросы мамы отвечает: «Мама, ну вы же понимаете, какой у вас ребенок. », то, вероятно, стоит задуматься о продолжении наблюдения у такого врача.

          Рекомендации педиатров и лечебных педагогов

          1. Важно до года укрепить тонус мышц, поэтому массаж необходим примерно каждые полтора месяца. Если нагрузки в связи с состоянием здоровья малыша должны быть ограничены, то массаж делают при контроле пульса.

          Тренировать руки поможет очень простое упражнение: дайте ребенку захватить ваши пальцы и потяните его на себя, чтобы он попытался сесть. Но при этом не сжимайте его пальчики, пусть он старается сжать наши. Тонус у малыша слабенький и сначала у него может ничего не получиться, но постепенно все будет, как надо. И далее мы — только опора для него, но садиться он должен сам, делая усилия.

          Упражнение для ножек: когда мы ставим ребенка на ноги, надо держать его грудку. Сначала малыш будет подгибать ножки, не выдерживая собственного веса, но в какой-то момент должен сработать обратный рефлекс — разгибания.

          Голос менять от тихого до громкого. Вкладывать в речь эмоции. Комментировать все свои действия, активно привлекать его внимание, тормошить, вызывая смех. Смех — это тоже проявление воли. Поворот головы на голос, протягивание ручек, улыбка — это тоже воля.

          5. Важно хорошо есть и много спать. Первые несколько месяцев я часами и днями просиживала с ребенком на руках: он сосал — уставал — засыпал — опять сосал, и это казалось бесконечным. Но он набирался сил, все время ощущал тепло и близость мамы.

          6. Летом хорошо вывозить малыша на море.

          7. Важно, чтобы до года ребенка окружали нежные оттенки: розовый, небесно-голубой, цвет персика. После года можно использовать яркие натуральные цвета: красный, синий, желтый. Ни в коем случае не ядовитые!

          8. Важно с 6 месяцев вводить прикорм. Так же очень важно маме (если она кормит) и позже малышу вводить много корнеплодов — морковь, свекла и так далее (картофель — это не корнеплод).

          9. Деток с синдромом Дауна надо развивать в области искусства — здесь они способны достигнуть хороших результатов. Математика не для них.

          10. Важно развивать волю ребенка, используя собственные внутренние импульсы ребенка. И из этой воли потом развивается речь.

          11. Очень важно с лечебным педагогом, психологом, массажистом выстроить программу развития ребенка и каждый день в одно и тоже время работать с малышом, отслеживая результаты и постепенно усложняя задачи.

          12. Ребенок готов садиться, когда, лежа на животе, он свободно управляет руками и когда переворачивается с живота на спину и обратно. Часто малыш не может самостоятельно освоить переход в сидячую позу, но сидеть он уже умеет. Ему можно помочь научиться, если несколько раз в день поднимать его за пальчики.

          13. Когда придет время для ползания, то надо развивать способность крутиться на 360 градусов на плоскости. Для этого кладите игрушки в поле действия малыша, побуждая его доставать их. В этот же период полезно ненадолго оставлять ребеночка одного, чтобы он мог сам познавать мир (но не там, откуда он может свалиться). Поощряйте его тянуться к игрушке то одной, то другой рукой. Чтобы малыш тренировался ползать, ставьте его на четвереньки, но обязательно придерживайте, чтобы он не «скакнул» вперед. Для нас этот совет был очень важен, когда малыш начал пробовать ползать.

          14. Повысить активность ребенка очень помогает стимулирующий массаж-щекотание всего тела чем-то пушистым, например, кусочком шерсти.

          15. Учимся стоять: сначала катаем малыша, лежащего животиком на большом мяче, потому опускаем вниз, чтобы он уперся ножками в пол, и снова подкатываем вверх. Когда ребенок уже начал стоять, очень важно сразу учить его садиться из положения «стоя», отставляя попку назад. А то, не зная как сесть, он может начать падать плашмя на спину. И еще: когда малыш умеет только стоять, то его ножки можно ставить на ноги взрослого, и так путешествовать по квартире.

          Они совершенно необходимы. Но очень важно, чтобы игрушек с электронной музыкой не было. Они разрушают не только слух, но и способность слышать. А вот игрушки по принципу шарманки, где звук появляется за счет задевания штыречков на барабане, очень хороши. Наши детки очень чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель.

          Гитару мой малыш готов слушать часами. Звук металлофона вызывает у него радостную улыбку. Любя мелодия с инструментом или без — и вот он уже «пустился в пляс».

          Телевизор опасен вообще для всех детей, а для наших особенно. Он парализует волю, приучает к пассивным переживаниям. Знаю даже, что возможно развитие «приобретенного аутизма», если ребенок никак не защищен от ТВ и находится под постоянным его воздействием.

          Если малыша посадить в пустую комнату и жать, что ему в голову придет мысль, как здесь все сделать, чтобы играть, ничего не произойдет. Ребенку надо создать условия, чтобы он мог развиваться. Первые игры: потешки, пестовальная гимнастика, пальчиковые игры, ритмические стишки.

          Игрушки должны быть из натуральных материалов: пряжа, ткань, лыко, дерево, рог, кожа, металл, бумага, каштаны, кора, ветки старых деревьев, мох, лишайник. (Конечно, многие из них появляются в обиходе ребенка по мере его взросления). Игрушки должны быть натуральных цветов.

          1. погремушка: обклейте лампочку по технике папье-маше. Когда она высохнет, ударьте по ней молоточком. Лампочка разобьется — и вот вам погремушка;

          2. удобные для хватания формы легко вырезать из осины;

          3. хорошие пластмассовые погремушки в месте хватания я обшивала тканью или обматывала шерстяной ниткой;

          4. Обшитые «киндеры» с разными наполнителями;

          6. Мобили, легко колыхающиеся от движения воздуха;

          7. Двигающиеся игрушки типа «Кузнецы»;

          8. Однотонные шелковые платки разных цветов;

          9. Шелестящие пакеты, обшитые тканью;

          10. Различные массажеры из можжевельника и березы;

          11. Мешочки с разными наполнениями, которые развивают осязание и обоняние;

          12. Игрушки с магнитиком, которые надо разъединить;

          13. Очень важная, очень главная игрушка — мяч. Но не из резины или пластмассы. Мяч должен быть достаточно мягким и податливым: это важно для развития восприятия и воображения. Его можно сделать самим: вязаный из прямоугольников, которые сшиваются в мяч или сшитый из секторов;

          14. Самодельная кукла, сшитая из прямоугольного полотна. Из него формируется голова, а по краям 4 узелка — руки и ноги.

          15. Важно пробудить у ребенка все 7 чувств. Начинаем с осязания, обоняния, равновесия, слуха, потом идем дальше. Но помните, что малыши-даунята очень внимательно наблюдают — важно, чтобы наблюдение не превратилось в пассивность;

          16. Чтобы научить ребенка играть, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры: у вас в руках фигурка зайчика, у него — лисички. Конечно, сначала вы будете играть обе роли, а потом и малыш с удовольствием начнет участвовать в создании сказки.

          Давайте будем что-то менять. Наши дети доверились нам. Они очень стараются нас не подвести, но и ждут нашей помощи. Давайте рассказывать о них. Знакомить с ними людей, чтобы, когда они подрастут, для них было место в мире.

          Удачи вам, мамочки, мужества, терпения и любви. А деткам — здоровья и новых успехов.

          u-s.com.ua