Расстройства

Шкловский вМ Заикание

02.08.2018

ТИКТИНСКИЙ-ШКЛОВСКИЙ Виктор Маркович (р. 1928) — российский психолог и психотерапевт, специалист в области клинической психологии, патологии речи и нейрореабилитации. Д-р психологических наук (1976), профессор (1984), чл.-кор. РАО (1995), д. чл. РАО (2001). Председатель межведомственного совета АМН, РАО, МЗ и МО РФ по проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации. Вице-президент Российской ассоциации психотерапевтов, чл. Президиума Российского общества психиатров. Ректор Института дефектологии и медицинской психологии, гл. специалист МЗ РФ по логопедии.

Окончил дефектологический фак-т ЛГПИ им. А.И. Герцена (1951). Профессиональную деятельность начал в Ленинграде в должности районного дефектолога (1951—1959). С 1959 по 1967 г . работал в клинической психоневрологической больнице им. И.П. Павлова в должности зав. лого-терапевтическим отделением, одновременно являясь гл. специалистом по лого-терапии ленгорздравотдела. В 1967 защитил канд. дис. по психологии на тему: «Коллективная система логопедической работы и психотерапии при заикании» и был переведен в Москву. С 1967 по 1971 г . являлся с.н.с. НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского. С 1971 г . по наст. вр. — руководитель отделения патологии речи московского НИИ нейрохирургии МЗ РФ и Федерального научно-методического центра клинической патологии речи и нейрореабилитации. В 1976 г . защитил докт. дис. по медицинской психологии на тему: «Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологический аспекты)».

Основным направлением научной деятельности Т.-Ш. является разработка проблем клиники, диагностики, патогенеза и терапии коммуникативных расстройств, прежде всего патологии речи органического и функционального генеза у детей, подростков и взрослых.. Им осуществлены комплексные исследования людей, страдающих заиканием — одной из тяжелых и распространенных проблем речи (1, 5—2% популяции). Изучены клинико-психологические, нейро-психологические, психофизиологические и биохимические аспекты патогенеза заикания, создана классификация заикания и разработана комплексная система его терапии, в которой особое место занимают медико-психологические, медико-педагогические и психотерапевтические направления. В процессе исследования процесса восстановления речи и др. высших психических функций при очаговых поражениях головного мозга у больных (в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы) была разработана концепция нейрореабилитации на разных этапах развития патологического процесса. Предложены методики невербальной коммуникации, способствующие растормаживанию речи у лиц с тяжелыми расстройствами, ранее не поддававшимися коррекции. Разработана система количественной оценки, используемая в нейропсихологических тестах, которые используются для диагностики нарушенных функций речи, чтения, письма, памяти и т. п. В последнее время Т.-Ш. уделяет большое внимание изучению нейрофизиологических проблем нарушений речевого развития детей, приводящих к трудностям в обучении. Т.-Ш. автор монографий: «Заикание», М., 1976; 1994; «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», М., 2000) и др. работ.

Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.

logopedy.ru

Заикание и психотерапия.

автор: доктор КАЗАКОВ А.В.

  • арттерапия,
  • аутогенная тренировка,
  • гештальт-психотерпия,
  • гипносуггестивная психотерапия,
  • групповая динамическая психотерапия,
  • динамическая краткосрочная психотерапия,
  • когнитивно-поведенческая психотерпия,
  • личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия,
  • логотерпия,
  • недирективная психотерпия по C.Rogers,
  • нейро-лингвистическое программирование,
  • поведенческая психотерапия,
  • психодрама,
  • классический психоанализ,
  • рациональная психотерпия,
  • семейная системная психотерапия,
  • телесно-ориентированная психотерапия,
  • терапия творческим самовыражением,
  • трансактный анализ,
  • трансперсональная психотерапия,
  • эмоционально-стрессовая психотерапия,
  • эриксоновский гипноз,
  • клинический психоанализ,
  • континуальная психотерапия,
  • экзистенциальная психотерапия,
  • социально-психологический тренинг.
  • Эффективность психотерапии определяется ожиданиями пациента, значением для него лечения и излечения, характером проблем или заболевания пациента, степенью его готовности к сотрудничеству, ожиданиями терапевта, опытом терапевта, специфическим воздействием конкретных методов психотерапии.

    суггестивного воздействия. Так, сеанс внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания применяли Дубровский К.М. (1958), П.И. Буль (1974), В.М. Шкловский (1966,1967,1979), Ю.Б. Некрасова (1980), что, по мнению этих исследователей,

    способствовало устранению страха речи в эмоционально значимых для пациентов ситуациях.

    мониторинга в режиме реального времени. Как известно, речевая функциональная система включает в себя центральный нейронный пул (нейронную сеть), периферический нервно-мышечный аппарат и висцеральные образования, синхронизированное взаимодействие которых и обеспечивает наличие нормальной речевой функции.

    1. Буль П.И. Основы психотерапии. — Л.: Медицина, 1974. — 310с.
    2. Вольперт И.Е. Психотерапия. — Л.: Медицина, 1972. — 232с.
    3. Давиденков С.Н. Неврозы. — Л.: Медгиз, 1963. — 271с.
    4. Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания. — В кн.: Материалы Харьковского научного общества. Харьков, 1966. — с.306.
    5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370с.
    6. Заикание /Под ред. Власовой Н.А., Беккер К.П. — М.: Медицина,1983. — 256с.
    7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 2004. — 336с.
    8. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 112с.
    9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 303с.
    10. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Медицина,1990. — 576с.
    11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина,1979,. — 608с.
    12. Кочергина В.С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых. — Журн. невропатол. и псих., 1971, вып.12, с. 1790-1795.
    13. Куршев В.А. Заикание. — М.: Медицина, 1973. — 160с.
    14. Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. — Л.: Медицина,1974. — 207с.
    15. Миссуловин Л.Я. О влиянии тяжести логоневроза на результаты лечебно-коррекционной работы при его устранении. В кн.: Неврозы и их лечение. — Л.:Медицина, 1969. — с. 209-212.
    16. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — Л.: Медицина, 1988, 184с.
    17. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426с.
    18. Некрасова Ю.Б. Сеансы психотерпевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. — Вопр. психол., 1980, N5, с.32.
    19. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Изд. 3-е. — М.: Медгиз, 1962. — 532с.
    20. Психотерапевтическая энциклопедия. /Абабков В.А., Александров А.А., Ананьев В.А. и др.; Под ред. Карвасарского Б.Д. — 3-е изд., перераб и доп. — СПб.:
    21. Питер, 2006. — 944с.
    22. Руководство по психотерапии. Изд. 2-е /Под ред. Рожнова В.Е. — Ташкент: Медицина, 1979. — 620с.
    23. Свядощ А.М. Неврозы. Изд. 3-е. — М.: Медицина, 1982. — 366с.
    24. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Просвещение, 1979. — 159с.
    25. Сикорский И.А. О заикании. — М., 1889. — 314с.
    26. Тяпугин Н.П. Заикание. — М.: Медицина,1966. — 156с.
    27. Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. — М.: Медгиз, 1949. — 120с.
    28. Шкловский В.М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. — Л.:Б.и., 1966. — 30с.
    29. Шкловский В.М. Заикание: Автореф. дис. докт. — Л.: ЛГУ, 1975. — 44с.
    30. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания. — В кн.: Руководство по психотерапии. — Ташкент: Медицина, 1979, с.400-420.
    31. Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием. — М.: Б.и., 1985. — 46с.

    Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

    www.dictor.ru

    Шкловский вМ Заикание

    Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов

    Учение о заикании, являясь одной из частных проблем как патопсихологии, так и дефектологии, вместе с тем представляет собой область психоневрологии и медицинской педагогики.

    Статистические данные, имеющиеся в литературе, и результаты проведенных нами исследований указывают на значительную распространенность заикания среди населения (1,5–2,5% случаев) (А.И. Сикорский, М.И. Пайкин, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев, В.М. Шкловский и др.).

    Трудности решения проблемы заикания в значительной степени связаны с многочисленными причинами, обуславливающими его возникновение. Эти трудности объясняются сочетанием при заикании как собственно речевых нарушений различной степени выраженности, так и участием в генезе заболевания и в клинической картине психологических факторов, во многом определяющих его течение, компенсацию и декомпенсацию.

    Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими. Заикание является серьезным препятствием для выполнения производственных обязанностей, получения образования, устройства личной жизни. Постоянные затруднения в речи травмируют больных, вызывают невротические реакции. Кроме того, оно часто является причиной освобождения от службы в армии большой группы физически здоровых молодых людей.

    Заикание обычно возникает в раннем детстве в периоде формирования и развития фразовой речи. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции, как правило, у детей с известной недостаточностью нервных механизмов, участвующих в регуляции речевой деятельности. Эта недостаточность может развиваться в результате неблагоприятно протекавшей беременности, тяжелых родов, частых болезней, травм головного мозга в детстве. Следует учитывать также роль наследственной предрасположенности в передаче потомству определенной слабости речедвигательного анализатора.

    Большое влияние на возникновение и течение заикания оказывают особенности личности больного, связанные с неправильным воспитанием в детстве. Хотя заикание принято считать заболеванием детского возраста, однако оно достаточно распространено и среди взрослых, что можно объяснить двумя основными причинами: все еще недостаточной эффективностью методов его лечения у детей и возникновением или усилением этого дефекта речи в подростковом и юношеском возрасте.

    Патогенез заикания не ограничивается формированием лишь специфических речедвигательных нарушений. Известно, что с момента появления заикание нередко сопровождается возникновением у больных чувства собственной неполноценности и страха речи, которые не только фиксируют нарушения речевой координации, но и способствуют их усилениею. Таким образом, развитие заикания не прекращается с момента его возникновения, но продолжается в течение длительного времени, представляя собой непрерывный процесс особых психомоторных взаимотношений. В основе их лежит патологический механизм «порочного круга» и «порочной спирали», когда страх речи приводит к ухудшению деятельности моторных механизмов речи, а последнее связано с еще большим нарастанием страха перед речью. Скорость и интенсивность этого патологического процесса зависят от многих условий. Важнейшим из них являются личностные особенности человека и особенности окружающей его жизненной среды.

    Возникновение и развитие логоневроза тесно связано с развитием личности, формирование которой начинается в раннем детстве. Реакции ребенка в этом периоде обусловлены импульсами непосредственного удовлетворения своих основных биологических потребностей.

    Позднее, в дошкольном возрасте, когда начинают устанавливаться более сложные связи с окружающей действительностью, значение речи как средства общения увеличивается. Однако отношения ребенка продолжают носить еще непосредственно эмоциональный, конкретно-личный характер. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, в значительно меньшей степени, чем подростки и взрослые, обращают внимание на свой дефект речи. В связи с этим у них реже развиваются специфические вторичные невротические реакции.

    В подростковом и юношеском возрасте с ростом связей личности с окружающим миром, особенно общественных связей, с развитием абстрактного мышления значительно расширяется и усложняется система отношений, которая приобретает осознанно мотивированный характер. Именно в этом возрасте четко определяется отношение к себе и окружающим, которое во многих случаях приводит к концентрации внимания на имеющемся дефекте речи. В свою очередь неполноценность речи может нарушить нормальное развитие отношений личности и вызвать ряд специфических отклонений в ее поведении. Отсюда формирование развернутой клинической картины логоневроза в подростковом возрасте может как завершиться так и только наметиться.

    У взрослых заикающихся в отличие от детей нередко на первое место в клинической картине заболевания выступают не собственно речедвигательные нарушения, а вторичные эмоциональные расстройства. Чувство неполноценности и страх речи у определенной группы больных становятся преобладающими сипмтомами и обуславливают описанный выше механизм «порочного круга».

    Среди срадающих заиканием нередко встречаются люди, которые, несмотря на сильное заикание, не обращают внимания на свой дефект речи и не испытывают по этому поводу серьезных затруднений. У других больных даже незначительное заикание, почти незаметное для окружающих, вызывает тяжелые переживания, уход в болезнь, отказ от работы и учебы. В связи с этим заключение о тяжести заболевания лишь по одному его внешнему (моторному) признаку, как правило, оказывается недостаточным, так как при наличии незначительно выраженных судорог у этих больных выявляется тяжелая декомпенсация за счет невротического компонента, обусловленного особенностями личности и отношением к речевому дефекту.

    Основываясь на клинико-психологической характеристике, больных с заиканием можно разделить на три группы.

    Независимо от степени заикания, его формы и типа судорог невротический компонент, в целом характерный для взрослых больных, у больных первой группы выражен незначительно или даже отсутствует. Это не означает, что речь больных не сопровождается изветстным волнением, а иногда и страхом, однако больные могут этот страх преодолеть. В структуре личности этих больных не отмечается стойких патологических отклонений. По характеру они достаточно активны, общительны. И что особенно важно, отношения этих больных к себе и окружающей действительности не нарушены, отсутствует невротическая переработка имеющегося дефекта речи.

    По особенностям моторных нарушений при заикании больные первой и второй групп существенно не отличаются друг от друга. Основные различия относятся к эмоциональному состоянию. Для больных второй группы характерны значительные эмоциональные расстройства. У больных обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда и не везде могут преодолеть, несмотря на стремление к этому.

    В третьей группе тяжесть заболевания в значительной степени определяется выраженностью эмоциональных нарушений.

    Как показало клинико-психологическое исследование, в структуре личности больных отмечаются стойкие патологические отклонения. У них оказывается дезорганизованной вся система личностных отношений и поведения. Наряду с некоторыми генотипическими особенностями часто отмечаются крайне неблагоприятные условия развития и воспитания в детские годы. У больных этой группы резко выражено чувство собственной неполноценности, непреодолимый страх и вытекающие из этого неуверенность в своих силах, тревожная мнительность, которые частно неадекватны по отношению к имеющемуся или практически отсутствующему дефекту речи. У них возникают большие трудности при получении образования, существенно нарушается трудовая деятельность и исключается всякая возможность общественной деятельности.

    В течение последних десятилетий сложилось твердое убеждение в необходимости комплексного медико-педагогического воздействия при лечении заикания…

    Исходя из положения о том, что заикание у большинства взрослых является системным речедвигательным неврозом, мы разработали комплексную систему для его устранения, в которой объединены логотерапевтические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суггестивного метода с работой по перестройке нарушенных отношений личности, Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.

    Курс лечения заикания можно разделить на следующие этапы: 1) диагностический; 2) перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; 3) закрепление достигнутых результатов; 4) диспансеризация и профилактика рецидивов.

    Патогенетическая психотерапия. Основной задачей патогенетической психотерапии является перестройка нарушенных отношений личности с окружающей средой.

    В ходе психотерапевтических бесед выясняются причины возникновения и развития синдрома страха и других невротических проявлений у заикающихся больных. Этими причинами могут быть неправильное воспитание в детстве, психотравмирующие ситуации во время учебы, в производственной и семейной жизни.

    Психотерапевтические беседы проводят на протяжении всего курса лечения заикания.

    В процессе прведения патогенетической психотерапии нужно стремиться к ясному пониманию больными всех обстоятельств, послуживших источником речевых нарушений и особенно тех психологических факторов, которые во многом способствовали усилению и гипертрофии речевого дефекта. Больной должен преодолеть страх речи, чувство неполноценности, неуверенности в себе и других. Не исключая важности понимания больным причин и общих механизмов его болезни, отметим, что успех и неудачи лечения заикания определяются, однако, не этим, а тем, насколько мы способствуем активизации больного в преодолении болезненного состояния и в восстановлении речи.

    Суггестивные методы психотерапии. Кроме патогенетической психотерапии, в работе следует широко применять суггестивные методы воздействия в состоянии бодрствования, которые способствуют устранению отдельных симптомов заболевания и, как правило, улучшают общее состояние больного.

    Одномоментные способы суггестивного воздействия были широко использованы советскими врачами, например при ликвидации постконтузионного сурдомутизма (В.А. Гиляровский, А.М. Свядощ, Я.Л. Шрейбер и др.).

    При применении таких методов крайне важно добиться хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи, движений и других функций и у большинства больных способствует излечению.

    Сеанс авторитарного внушения (К.М. Дубровский) в состоянии бодрствования не может являться единственным методом лечения логоневроза (сложного по своей структуре заболевания), но он может быть использован на определенном этапе как один из эффективных приемов суггестивного воздействия.

    Шкловский В.М., Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов, Руководство по психотерапии (ред. В.Е. Рожнова), — М., 1974

    (полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

    Логопед — центр коррекции речи

    www.logoped.info

    Лагузен Хр. Способ излечения заикания (1838) 356

    Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия

    Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания (1913) 402

    Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания(1928) 405

    Фрешелъс Э. Заикание. Ассоциативная афазия (1931) 407

    Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленькихдетей и роли его для общего развития личности и его лечения(1932) 415

    Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная пси-хотерапия (1934) 417

    Флоренская Ю. А., Авербух И. С, Архипова О. Г. Повторные боль-ные и трудные случаи заикания (1936) 427

    Власова Н. А., Герценштейн Э. Н. Опыт работы с логоневроти-ками дошкольного возраста (1939) 436

    Самойленко Н. С, Гринер В. А. Логопедическая ритмика (1941) 439

    Кочергина В. С. Некоторые клинические особенности заикаю-щихся детей дошкольного возраста (1958) 450

    Хватцев М. Е. Заикание (1959) 453Зееман М. Заикающиеся дети (1962) 462Досужков Ф. Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофо-бия) (1963) 471

    Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей (1969) 474

    Селиверстов*В. И. Логопедические занятия и игры с заикающи-мися детьми (1972) 478

    Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечениялогоневрозов (1974) 490

    Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах (1976) 506

    Асатиани Н. М. Заикание у взрослых (1983) 512

    Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детейдошкольного возраста в условиях дневных стационаров и спе-циальных детских садов (1983) 517

    Волкова Г Л. Игровая деятельность в устранении заикания у

    Кузьмин Ю. И. Темп речи и заикание (1983) 536

    Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фикси-рованности заикающихся на своем дефекте (1989) 538

    Хрестоматия по логопедии

    Под ред. Л. С. Волковой и в. И. Селиверстова Том I

    Зав. Редакцией т. А. Савчук Редактор л. И. Павлова Компьютерная верстка е. В. Чичилов Корректор а. И. Павлова

    Изд. лиц. № 064380 от 4.01.96. Сдано в набор 5.11.96 г. Подписано в печать 12.05.97 Формат 60×88 у. Усл. печ. л. 34,3- Тираж 30000 экз. Заказ 1876

    «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 117571, Москва, проспект Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет, тел.. 437-11-11, 437-46-97; тел./факс: 932-56-21

    Отпечатано в АООТ «Политех-4» 129110, Москва, ул. Б. Переяславская, 46.

    1 Макаренко А. С. Сочинения. — М, 1958. — Т. V. С. 272.

    2 Описание этих и подобных игр и упражнений дано в книгах: Г р и н е р В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». М., 1957. Рождественская В. И., Павлова А. И.. «Подвижные игры для заикающегося дошкольника». М., 1967.

    studfiles.net

    Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties. Обычно связано с логофобией (вербофобией) — фобией говорить, являющейся следствием или причиной заикания.

    Лечение заболевания у ацтеков

    В своём фундаментальном произведении «Общая история дел Новой Испании» (1576) Бернардино де Саагун, опираясь на сведения ацтеков о лечении различных заболеваний, привел объяснение причины возникновения заикания, а также метод борьбы с ним:

    Заикание у детей происходит из-за того, что уже подросшие, они сосут молоко |у матерей|, и для |лечения| этого целесообразно отнимать их от груди и заставлять есть.

    Психологические особенности заикающихся

    О психологических особенностях заикающихся было известно учёным древности, что отражено в их трудах. Но эта проблема затронута в очень немногих работах и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об использовании психических предосторожностей против заикания (Плутарх) и об особенностях характера заикающихся (Авиценна).. В 19в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен). Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Также, большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А. тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся начинается только в 20в. Говоря об изменении и развитии взглядов на психологические особенности заикающихся учёных древности по сравнению с учёными 19в.,необходимым отметить, что в 19в. появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. Также учёные 19 века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И. А. В 20в. количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло. По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И. А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. А.). К началу 20в. учёные пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство (Либманн А., Неткачев Г. Д., Фрешельс Э., Гиляровский В. А.). К 30-м годам 20в. и в последующие 50-60-е годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся многие учёные нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение Павлова И. П. о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза (Флоренская Ю. А., Поваренский Ю. А., Гиляровский В. А., Хватцев М. Е., Тяпугин И. П., Лебединский М. С., Ляпидевский С. С., Поварин А. И., Динкин Н. И., Кочергина В. С., Зееман М., Совак М., Митронович-Моджеевска А., Беккер К-П.). В 70-е г. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Н., Драпкин Б. 3., Казаков В. Г., Белякова Л. И.). Также к концу 20в. появились работы, которые с точки зрения не одной науки, а нескольких наук (психология, педагогика, медицина) тщательно исследуют психологические особенности заикающихся (Селиверстов В. И., Шкловский В. М.). Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А., Зайцева Л. А.) Появление этих работ, говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей заикающихся (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце 20в.

Становление и развитие подходов к преодолению заикания

Можно предположить, что первые сведения о психокоррекционной работе встречаются в изложенной Плутархом истории лечения Демосфена. Демосфен пользовался следующими методами и приёмами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей:

  • декламация под шум морских волн;
  • выбор образца для подражания и подражание ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл);
  • упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удалённом от людей).
  • В 19в. многие учёные в своих системах лечения заикания (Итар, Ли, Коломба, Беккерель, Шервень, Блюме, Отто, Меркель, Шультесс, Лагузен Х., Кён Р.) не выделяли в отдельный раздел психическое лечение и предлагали использовать только отдельные приёмы психокоррекционного воздействия, такие как:

  • личное воздействие руководителями (Коломба, Меркель, Лагузен X.);
  • отвлечение внимания больного от дефектной речи (Коломба, Отто) ;
  • использование художественной литературы для улучшения психического состояния заикающихся (Блюме, Кён Р.);
  • построение речевого высказывания в мыслительном плане ещё до моторного воспроизведения (Безель).
  • Большое значение для психокоррекционной работы с заикающимися в данный период имеет монография Сикорского И. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И. А. как неотъемлемая часть комплексного подхода к лечению заикания. Сикорский И. А. особо подчёркивает значение психического лечения именно для заикания и чётко формулирует план психического лечения. Такого плана лечения мы не встречаем в литературе от древности до конца 19в. В начале 20в. появились отдельные работы, посвящённые именно психокоррекционному воздействию на заикающихся (Неткачев Г. Д., Тартаковский И. И.). В работах Неткачева Г. Д. и Тартаковского И. И. появился качественно новый взгляд на психокоррекционные приёмы и методы воздействия на заикающихся . Неткачев Г. Д., в отличие от учёных прошлого, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие ситемы лечения заикающихся, говоря, что она плохо влияет на психическое состояние заикающихся, мешая психокоррекционной paботе. Неткачев Г. Д. составил чёткий план психокоррекционного воздействия, названный им «психологическим методом». У Неткачева Г. Д. мы встречаем план психологической помощи семьям заикающихся детей и им самим. Такого плана ранее не было в трудах учёных, хотя отдельные советы давались в монографии Сикорского И. А. В русле психологической помощи заикающимся детям важны появившиеся работы Гиляровского В. А..

    Важной и определяющей в данный период времени является работа Тартаковского И. И., в которой он изложил последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учёными того времени, систему психотерапевтической работы с заикающимися. Эта система вызвала большие споры в 20-е г.г. 20в.,что подтверждает её необычность и революционность. Мысль Тартаковского И. И. о том, что заикающиеся должны самостоятельно справляться со своими нарушениями — взять лечение в свои руки и, при этом, врачи, психологи, педагоги и другие специалисты будут только консультировать их — не встречалась в истории проблемы заикания от древности до времени, когда её предложил Тартаковский И. И. Также, важными, на наш взгляд, являются положения Тартаковекого И. И. о коллективной психотерапии и об учёте индивидуальных особенностей заикающихся. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 20-е г.г., органично связана со временем своего появления. Именно в 20-е г.г. во всех областях науки и культуры шли поиски и эксперименты, многие из которых впоследствии или совсем исчезли или сохранились в сильно изменённом виде.

    В 1950—1960-е гг. К. М. Дубровским был предложен «Метод одномоментного снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический.

    Во второй половине 20в. произошли важные изменения в психокоррекционной работе с заикающимися. Многие учёные стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико-педагогического подхода по преодолению заикания (Ляпидевский С. С., Лебединский B.C., Селиверстов В. И., Шкловский В. М. и др.). По сравнению с 19в. и началом 20в. учёные стали чётко разграничивать методы и приёмы логопедического воздействия и психокоррекционную работу. Появилось чёткое разделение методов и приёмов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам заикающихся (Драпкин Б.3., Волкова Г. А., Белякова Л. И., Дьякова Е. А., Рау Е. Ю., Карпова Н. Л., Некрасова Ю. Б. и др.). В данный период чётко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта. К концу века была разработана система социореабилитации заикающихся (Некрасова Ю. Б., Карпова Н. Л.), которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность заикающегося в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися, учитывающий психокоррекционное направление, берёт своё начало от исследований Сикорского И. А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в психологии и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С. Л., Выготского Л. С., Лурии А. Р.

    Перспективы коррекционной работы связаны с индивидуально-ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода в работе с заикающимися (Некрасова Ю. Б., Л. З. Арутюнян-Андронова, Карпова Н. Л., С. Б. Скобликова, Е. Ю. Рау и др.).

    Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

    В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

    При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

    Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

    Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

    При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

    Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи хикикомори.

    Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

    Чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается.

    Причины возникновения

    Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия. Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся. Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП.

    Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

    Факторы улучшения/ухудшения речи

    Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

    Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося

    Сикорский Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честь которого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». В своей монографии «О заикании» Сикорский рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

    Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося

    Если заикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а также вообще при сильных эмоциях.

    Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

    Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

    Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

    Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой «правильной» не существует.

    Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.
  • Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

    medviki.com