Расстройства

Социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков

25.04.2018

социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков

Алкоголизм, говорят, не лечится. А что сделать, если уже запустил ситуацию. Как решить уже имеющуюся проблему и не навредить окончательно. Говорят, что после кодировки вообще голову сносит. Вот я и решил заказать себе капли. Курс приема + 3 месяца в завязке. Пока тяги к алкоголю нет.

Отзывы социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков

Где купить социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков

За все годы работы такого результата я не наблюдал ни от кодирования, ни от разрекламированных химических препаратов. Даже традиционное медикаментозное лечение не давало стойкого эффекта. социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков.

AlcoBlocker капли против алкоголизма купить в Каменске-Уральском

как принудительно лечить от алкоголизма

волгоград наркология алкоголизм лечение запоев

лекарство для лечения алкоголизма без ведома больного

в тайне от больного лечение алкоголизма

лечение алкоголизма где лучше отзывы

Социальная работа по профилактике подросткового алкоголизма. Пахалина А.С. Профилактика подросткового алкоголизма разработана еще недостаточно. Цель – изучение содержания работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков. В связи с этим были поставлены следующие задачи. Успех деятельности социального педагога по профилактике алкогольной зависимости подростков зависит от выбора адекватных форм и методов организации работы. Содержание деятельности социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма. Факультет педагогический. Кафедра педагогики. КУРСОВАЯ РАБОТА. Особое значение в профилактике алкогольной зависимости подростков, а также в реабилитации подростков, употребляющих спиртные напитки, принадлежит социальным — рассмотреть содержание работы по профилактике алкоголизма. Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска. Третичная социальная профилактика предполагает проведение работ по ресоциализации алкоголиков, а также с индивидами, которые. — беседы по профилактике правонарушений среди подростков. — Ваше будущее, какое оно? — Слабые алкогольные напитки и их вред. 06.12.2017. Просмотры: 0. Прктическая работа по дисциплине социальная адаптация и основы. Глава 2. Анализ результатов работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков 22. 2.1. Выявление начального уровня алкогольной зависимости среди подростков 22.1 Исследование работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в школе. Социально — педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости. Технология социальной работы тема: Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде. Выполнил студент группы СР-4 Дедов Д.Н. Проверила. Витафон улучшает физическое состояние и помогает бросить пить. Спасение. Лечение алкоголизма и наркомании. Вывод из запоя. Снятие ломки. Выезд. Индивидуальная и общественная профилактика. Узнайте больше на MedaboutMe!Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом. Дистанционно! Курсы социальной работы. Диплом московского ВУЗа. Набор!

megalipetsk.ru

Курсовая работа: Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде

Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации. 5

1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации. 5

1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики. 12

1.4. Социальная адаптация – сложный механизм социализации личности..15

Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска. 18

2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска. 18

2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости. 24

2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости. 29

2.4. Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков

Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.

Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных %и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.

В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).

Цель работы – выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.

— установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г. Ульяновска;

Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации

1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации

Социальная диагностика комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством и системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется миниисследование. Полученный социальный диагноз служит основанием принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследования социального явления[6].

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной профилактики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена профилактика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья»[11] рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

— проведение специальной профилактики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; — построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной профилактики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в этой или иной социальной сфере. Определение диагноза — заключительный этап социальной профилактики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодоления, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

комплексный подход; в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это методы сбора информации, обработки и анализа информации, методы определения приоритетов проблемы[2].

Сравнение является неотъемлемой частью профилактики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения профилактики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем. В процессе профилактики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.

Принятые на основе социальной профилактики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика[9].

1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.

1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы

Социальный диагноз[9], как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

— проведение общей профилактики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

— проведение специальной профилактики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

— построение выводов, на основе которых делается заключение.

Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:

комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики

Психолого-педагогическая профилактика[11] – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.

Социальная защита детства[18] – специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.

Ребенок[6] – лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия). В практике социального и медицинского обслуживания в педагогике выделяются также грудные дети (от рождения до года), дети дошкольного возраста (от 1 года до 6-7 лет), дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), подростки (от 11 до 13-14 лет) и юноши (от 15 до 18 лет).

Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств.

В последние годы много внимание уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:

— нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;

— в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью;

— в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги – главные авторитеты.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

— профилактика девиантного поведения:

а) профилактика самоубийств (суицида) своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;

б) профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, алкоголизм и токсикомания – основная цель – создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия, они могут быть определены как:

— предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

Понятие «адаптация» означает приспособление[2]. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, психологическая, социальная.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Социальная адаптация означает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

— общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

— социальная группа (микросреда) адаптация человека или, наоборот, нестыковка человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

— сам индивид (внутриличностная адаптация) стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов.

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Выделяют четыре основных аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы.

Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями.

2) эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния;

3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска

2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска

Всего, с той или иной частотой, сейчас алкоголь употребляет 86,3% молодых ульяновцев, что несколько больше чем в 2001 г. — 71,3%. В табл. 1 представлены данные, иллюстрирующие частоту употребления алкоголя молодыми ульяновцами в 2001 и 2005 гг. Хорошо видно, что увеличение количества потребителей алкоголя произошло за счёт тех, кто употреблял его эпизодически — 1–2 или несколько раз, в то время как процент употребляющих алкоголь часто или регулярно вырос незначительно.

Частота употребления алкоголя в 2001 и 2005 гг. (в процентах от числа ответивших)

siteas.ru

социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков

социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков

генетический алкоголизм как лечить

лечение алкоголизма в могилеве

AlcoBlocker капли против алкоголизма купить в Ярославле

AlcoBlocker капли против алкоголизма купить в Ставрополе

лечение алкоголизма в туле без согласия

Проблема алкоголизма в России на сегодняшний день, наверное, одна из самых актуальных медико-социальных проблем. На счету этого страшного заболевания тысячи распавшихся семей и искалеченных судеб. Как в свое время Великая Отечественная война нанесла ущерб практически каждой семье советского народа, так и сегодня не меньший ущерб наносит алкоголизм. Уфа, Центр Бехтерев: отделение наркологии. Также родственники пациентов, проходящих лечение от алкоголизма, могут посещать бесплатные консультации в нашей амбулатории. Центр лечения алкоголиков в Уфе Вита гарантирует, что после прохождения полного реабилитационного курса рецидив абсолютно исключен! Принудительное лечение от алкоголизма. Лечение алкоголизма в Уфе — отзывы, фото, телефоны, адреса с рейтингом, отзывами и фотографиями. Адреса, телефоны, часы работы, схема проезда. На портале Med.firmika.ru собраны медицинские центры, предлагающие лечение от алкоголизма в Уфе. В удобных для сравнения таблицах собраны цены на прием специалистов и сопутствующие обследования. Лечение алкоголизма. Без спиртных напитков в Уфе не проходит ни одно мероприятие. Однако сегодня жителям города даже не нужен особый повод, чтобы приложиться к бутылке пенного или игристого напитка. лечение алкоголизма уфа, пьянство, наркология, табакокурение, кодирование от алкоголизма, лечение алкоголизма в уфе, наркологический кабинет, вывод из запоя, прерывание запоя, наркологическая помощь, бросить курить. Наша клиника ООО Наркологическая помощь в Уфе работает на рынке более 10 лет. Проверенные года и передовые способы лечения алкоголизма в зависимости от сложности ситуации. Профессиональное лечение алкоголизма в Уфе. У вас или ваших близких проблемы с алкоголем? Запои отравляют вашу жизнь, вырывая из нее целые дни, недели или даже месяцы?. Наркологические клиники, лечение алкоголизма: список организаций. Уфа, подробные отзывы о в Уфе. Лечение наркомании и алкоголизма. Уфа г., Красина улица, 20 , оф. № 201. лечение алкоголизма — мы нашли для вас 21 медицинский центр в городе Уфаактуальная информация об услугах, удобный поисклечение алкоголизма — адреса на карте, отзывы с рейтингом и фотографиями. Бесплатное лечение алкоголизма – миф или реальность? Знание причин алкоголизма – важная составляющая компетентного лечения. г. Уфа, ул. Карла Маркса 37 корп. 2. Бизнес-центр Капитал офис 307 Режим работы: круглосуточно. Спасение. Лечение алкоголизма и наркомании. Вывод из запоя. Снятие ломки. Выезд. Витафон улучшает физическое состояние и помогает бросить пить. Как помочь близкому? Звоните! Наши специалисты имеют высокий опыт работы. Официальный сайт санатория. Отдых по доступным ценам! Бронирование без посредников! На контрасте между постоянной востребованностью и полной невозможностью устроиться на нормальную работу, я стал все чаще присоединяться к семейным застольям. Меня успокаивали, а я пил. Так прошло десять лет.

Купить социальная работа по профилактике алкогольной зависимости подростков

Я больше не могла терпеть — постоянные загулы и вечные скандалы. Жизнь превратилась в ад. Муж пил по зверски. А я никак не могла его остановить. Как говорят, проблема пришла откуда не ждали. Даже спрашивать не собиралась — просто давала ему капли. Подмешивала. Можете меня осуждать.НО у меня уже почти три месяца ребенок по ночам спит спокойно, а не боится папу!

бад от алкогольной зависимости

www.parakons.ru

Профилактика подросткового алкоголизма и возможные последствия

Профилактика алкоголизма среди подростков необходима для формирования у молодых людей правильного отношения к спиртным напиткам. Подростковый возраст очень не прост тем, что взгляды на многие жизненные ситуации еще не устойчивы, и поэтому велика вероятность, попасть под негативное влияние окружения.

Обнаружение алкоголизма на ранних стадиях дает возможность предупредить развитие серьезных осложнений.

Причины развития алкогольной зависимости среди подростков

Причиной алкоголизма среди подростков может служить не только отсутствие воспитания и вседозволенность. Под пагубное влияние часто попадают дети из благополучных семей. Послужить этому могут многие факторы.

Подростковый алкоголизм во всем мире с каждым годом становится все более актуальной проблемой

Семейные праздники. Обычно домашние застолья и торжества сопровождаются распитием алкогольных напитков. Именно с бокалом вина или рюмкой водки произносятся тосты и многочисленные пожелания. Взрослые находятся в приподнятом настроении, шутят, смеются. Дети зачастую не понимают, что причиной веселья является не только повод застолья, но и принятый алкоголь. Так и формируется ассоциация праздника с алкоголем.

Причин формирования алкоголизма среди школьников может быть большое количество, поэтому необходима грамотная профилактика этой пагубной зависимости. При чем проводиться она должна не только дома, но и в учебных заведениях и общественных местах.

Профилактика подросткового алкоголизма

Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители.

В первую очередь этим должны заниматься родители и начинать нужно со своего образа жизни. Если ребенок регулярно наблюдает бытовое пьянство взрослых, то невольно начинает принимать это как норму жизни. Нет ничего хорошего в совместных застольях с употреблением спиртного. У подростков формируется не правильное отношение к алкоголю. Они должны видеть, что можно жить интересно без горячительных напитков, что таким способом не решаются проблемы, а только усугубляются.

Большую роль играет информационно-разъяснительная работа. В школе и других учебных заведениях должны проводиться беседы, в ходе которых дети получат информацию о вреде и последствиях употребления алкогольных напитков. Социальная реклама, плакаты, бигборды, распространение брошюр – профилактика, которая не достаточно эффективна. Все эти мероприятия имеют запретный характер, а молодые люди обычно не принимают такие методы. Поэтому необходим более тонкий подход.

Очень важно среди подростков распространять информацию о комфортной и счастливой жизни без дополнительных допингов. Достаточно успешна профилактика алкоголизма на примере окружающих людей. Спившийся сосед может не произвести нужного эффекта, а вот история публичного человека может затронуть. Пусть подросток просмотрит передачу или документальный фильм о судьбах известных личностей, жизнь которых сложилась плачевно из-за пристрастия к спиртному. Как достигалась слава и популярность в период трезвости, и чем это все закончилось из-за алкоголизма.

Для подростков очень важно самовыражение. И необходима такая профилактика, чтобы он понял, как это здорово доказывать свои способности при помощи каких-либо достижений. Это может быть спорт, развитие каких-то талантов или знаний в определенной области. Взрослеющему человеку необходимо иметь интересное увлечение, тогда и вопрос алкоголизма среди подростков сам по себе отпадет.

Большое значение имеет работа социальных служб среди неблагополучных семей. Должны устанавливаться факты хронического пьянства родителей и предоставляться психологическая и иная помощь детям. Подростков нельзя оставлять наедине с проблемой алкоголизма близких людей. Неустойчивая психика и не умение справиться с данной ситуацией может привести к трагическим последствиям.

Последствия алкоголизма среди подростков

Регулярное употребление алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте

Среди молодых людей бытует мнение, что бутылочка пива или слабоалкогольного напитка не может нанести вред их здоровью. Но в подростковом периоде организм еще не полностью сформирован, и привыкание происходит очень быстро. Соответственно высок риск алкоголизма.

Профилактика алкогольной зависимости должна включать и разъяснение по поводу того, какие последствия несет любовь к спиртному.

  • Ухудшение здоровья. В школе среди детей должна вестись пропаганда здорового образа жизни. Школьники с самого раннего возраста должны знать о пользе спорта, о правильном питании, соблюдении режима дня и вреде алкоголя и никотина. Употребление спиртных напитков ведет к нарушению функции печени, заболеваниям ЖКТ, сердца и сосудов. Молодые люди должны понимать что, подорвав свое здоровье, они не смогут добиться желаемого успеха в жизни.
  • Нарушение репродуктивной функции. Особенно это распространено среди девушек. Для мужчины воздержание от спиртного на протяжении 6 месяцев способно восстановить детородные возможности. Но женский алкоголизм приводит к рождению слабых и больных детей с очень серьезными отклонениями.
  • Психическое здоровье. Самое большое влияние алкоголя происходит на нервную систему. Среди подростков легко выделить склонность к выпивке по поведению. Такие дети ведут себя вызывающе, а порой даже агрессивно. На смену такому поведению приходит апатия и подавленность. В школе отмечается сниженная успеваемость, так как нарушается память и умение сосредоточиться. По причине алкоголизма возникают проблемы с учителями, сверстниками и родителями.

Повышенное увлечение детьми подросткового возраста алкоголем ведет к серьезным проблемам. Поэтому взрослыми должна проводиться профилактика этого недуга и агитация здорового образа жизни.

alcogolizm.com

Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде

1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы. 10

2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска. 18

2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости. 24

2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости. 29

2.4. Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков

г. Ульяновска. 32

Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных % и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы исследования.

Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска». Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.

— раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;

— обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г. Ульяновска.

Объект исследования – молодежь и подростки г. Ульяновска.

Предмет исследования – подростковый алкоголизм в контексте социальной профилактики.

1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации

Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством и системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется миниисследование. Полученный социальный диагноз служит основанием принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследования социального явления[6].

Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям[8].

Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения[13].

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии "социального здоровья"[11] рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

— проведение общей профилактики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:

— объективность; заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

— причинность; обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

— научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них. Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить. Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной профилактики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедура.

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Социальная профилактика – это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе[11].

В Российском педагогическом словаре социальной работы понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

— предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:

объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой[9]. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Психолого-педагогическаяпрофилактика[11] – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развить активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.

Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая, таким образом, педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка.

Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой[13] можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.

— детство является тем периодом, в которой закладывается фундамент личности;

— в детстве закладывается нравственные и эстетические эталоны;

— в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;

Социально-педагогическая профилактика[11] – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективности (какой она реально является) и субъективного (какой она переживается и воспринимается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания и перестройку их взаимодействия.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей:

— охрана здоровья населения – искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитание физически и духовно крепких людей;

а) профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;

— устраняющие эти обстоятельства;

— мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.

1.4. Социальная адаптация – сложный механизм социализации личности

Процесс социальной адаптации рассматривают на трех уровнях:

— социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

— сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при которой происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как:

1) когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.;

В целом, все эти социально-психологические механизмы адаптации личности составляют полное единство.

Эффективность, конечные результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек.

2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска

Исследование проводилось по материалам НИЦ «Регион» и маркетингового агентства «Артефакт».

Всего, с той или иной частотой, сейчас алкоголь употребляет 86,3% молодых ульяновцев, что несколько больше чем в 2001 г. — 71,3%. В табл. 1 представлены данные, иллюстрирующие частоту употребления алкоголя молодыми ульяновцами в 2001 и 2005 гг. Хорошо видно, что увеличение количества потребителей алкоголя произошло за счёт тех, кто употреблял его эпизодически — 1–2 или несколько раз, в то время как процент употребляющих алкоголь часто или регулярно вырос незначительно.

Частота употребления алкоголя в 2001 и 2005 гг. (в процентах от числа ответивших)

xreferat.com