Расстройства

Средняя степень умственной отсталости у детей

15.07.2018

Умственная отсталость: классификация

Олигофрения характеризуется различной глубиной психического недоразвития, в связи с этим она подразделяется по степени умственной отсталости на дебильность (легкая степень нарушения интеллекта), имбецильность (средняя степень) и идиотию. В типических случаях эти клинические варианты определяются без труда, но граница между легкой степенью идиотии и глубокой имбецильностью, так же как между выраженной дебильностью и нерезкими проявлениями имбецильности являются в известной степени условными.

Дебильность (умственная отсталость легкой степени)

(от лат. debilis — немощный, слабый) это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата способности к выработке сложных понятий. Это нарушает возможность сложных обобщений, препятствует формированию абстрактного мышления. У больных преобладает конкретно упрощенное мышление, вследствие чего им трудно понять всю ситуацию целиком, улавливается лишь внешняя сторона событий, внутренняя их суть оказывается недоступной для понимания. Конечно, все это затрудняет приспособление в социальной среде, тормозит рост личности, прежде всего творческое начало, умение предвидеть ход событий, принимать оперативные прогностические решения. В зависимости от степени самой дебильности (легкая, средняя, тяжелая) неспособность к выработке понятий, оценке ситуации и к ее прогнозированию выражена то более очевидно и резко, то лишь намечена. Все же нарушение абстрактного мышления у дебилов является постоянным симптомом. В силу того, что механическая память при этом не страдает, дебилы могут учиться в школе, хотя усвоение материала затруднено, требует длительного времени. Естественно, что наиболее трудными для усвоения предметами являются математика, физика. Поскольку собственный творческий потенциал у дебилов отсутствует, они стараются перенимать то, что слышат от других, — их взгляды, выражения, используют известные им шаблоны в речи, с достаточной косностью придерживаются одной какой-то позиции. У некоторых из них можно отметить даже склонность поучать окружающих, рассуждать о том, чего они сами точно не понимают («салонные дебилы»). Наряду с отсутствием способности к тонкому анализу ситуации, обобщению фактов при легкой степени дебильности эти лица могут хорошо ориентироваться в обычной конкретной ситуации, обнаруживают хорошую практическую осведомленность, в некоторых случаях хитрость и изворотливость. Э. Крепелин говорил, что «их умение больше, чем знание». При достаточно очевидной задержке психического развития дебилов, у некоторых из них могут быть даже признаки частичной одаренности (абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, запоминать механически обширную информацию и др.).

Наряду с нарушением абстрактного мышления облигатным симптомом у дебилов служит внушаемость, доверчивость, они легко попадают под чужое влияние. Последнее свойство таит в себе опасность того, что они могут стать орудием в руках других людей, морально и нравственно нечистоплотных, злоумышленников. Примитивные влечения часто получают у них характер расторможенности (обнаженная сексуальность, влечение к поджогам и т.д.).

Основные личностные свойства дебилов, так же как и имбецилов, могут определять их характер или как добродушно-ласковый, приветливый, или, напротив, как агрессивный с упрямством, злобностью, недоверчивостью. Моторика может быть также различной, у одних поведение становится возбудимым, для других характерна вялость, малоподвижность.

(от лат. imbecillus — слабый, незначительный) — средняя степень выраженности задержки (ретардации) психического развития, при которой больные могут образовывать представления, но формирование понятия для них невозможно. Способность к абстрактному мышлению утрачена, так же как и к обобщению, но имбецилы могут приобретать навыки самообслуживания (сами одеваются, едят, следят за собой). Они приучаются и к простому труду, вырабатывая эти навыки путем тренировки (могут помогать в уборке помещения, изготовлять бумажные пакеты).

Запас слов у них ограничен, они могут понимать только простую речь. Речь самих имбецилов косноязычна, это стандартные фразы, состоящие, как правило, из подлежащего и сказуемого, иногда с включением прилагательных.

Адаптация имбецилов возможна лишь в стандартной, хорошо знакомой обстановке. Их интересы примитивны. Они очень внушаемы. Имбецилы нередко прожорливы и неряшливы в еде. По поведению выделяют подвижных, активных, непоседливых (эректильных) и вяло-апатичных, равнодушных ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидных).

Так же, как и дебилы, имбецилы могут иметь или добродушный, или агрессивный характер. Самостоятельная жизнь для них затруднена, они нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Это осуществляется во вспомогательных школах, в лечебно-трудовых мастерских или в специальных интернатах.

(от греч. idioteia — невежество) — по степени умственной отсталости это наиболее тяжелая степень задержки психического развития. Познавательная деятельность у глубоких идиотов полностью отсутствует. Они не реагируют на окружающее, даже громкий звук и яркий свет не привлекают их внимания, идиоты не узнают даже свою мать, но различают горячее и холодное.

Больные идиотией не приобретают никаких навыков самообслуживания, не могут одеться, не могут пользоваться ложкой и вилкой, их нужно кормить и постоянно за ними ухаживать. У большинства идиотов имеется понижение всех видов чувствительности.

Крайне примитивны эмоциональные реакции идиотов, они не умеют плакать, смеяться, радоваться, чаще проявляют злобность, гневливость.

Двигательные реакции этих больных бедны, невыразительны, примитивны, часто их движения хаотичны, несогласованны, отмечается монотонное однообразное раскачивание всем телом, переминание с ноги на ногу, они часто издают звуки, подобные рычанию, речь полностью отсутствует.

При легкой степени идиотии могут быть замечены элементарные навыки самообслуживания, они способны привязываться к окружающим, ухаживающим за ними.

Г.Е. Сухарева (1965) к числу основных диагностических критериев олигофрении относит своеобразную психопатологическую структуру слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы, а также непрогредиентный характер интеллектуального дефекта, замедление темпа психического развития при необратимом характере расстройства.

Динамика олигофрений определяется наличием эволюционных изменений (эволютивная динамика) и декомпенсаций, причиной которых служат дополнительные неблагоприятные внешние факторы.

Эволютивная динамика при олигофрении оценивается как положительная. По мере взросления пациенты постепенно накапливают несколько больший запас навыков, умений, каких-то элементарных знаний, что с возрастом может несколько улучшить адаптацию (например, при нерезко выраженной дебильности) с некоторым сглаживанием психической дефицитарности в отдельных случаях.

Отрицательная динамика выражается в декомпенсации, наиболее тяжелой формой ее бывают психозы, возникающие, правда, довольно редко. Симптоматика при этом крайне разнообразна, она может напоминать проявления шизофрении с бредовыми, кататоническими симптомами, или характеризуется аффективными расстройствами. Клиническая картина психозов характеризуется рудиментарностью, фрагментарностью продуктивной симптоматики. Вероятность возникновения психозов возрастает в период пубертатного криза вследствие гормональной перестройки. Появлению психоза часто предшествуют мучительные головные боли, нарушения сна, резкая утомляемость, истощаемость, раздражительность. Психотические эпизоды в отличие от шизофрении непродолжительны (одна-две недели). С течением времени их продолжительность, как правило, уменьшается.

При всех вариантах олигофрении постоянно определяются различные физические и неврологические стигмы заболевания.

Частыми симптомами являются различные пороки развития черепа — микроцефалия (уменьшенная в размерах голова), макроцефалия, в особенности гидроцефалия (мозговая часть черепа резко преобладает над лицевой). Наблюдаются также скафоцефалия (ладьевидный череп), долихоцефалия (удлинение черепа в переднезаднем отделе), брахицефалия (укорочение размеров черепа), ягодичный череп, тригоноцефалия (треугольный череп).

Таковы же и отклонения от правильного строения лица. Например, часто наблюдается прогнатизм (заметное выстояние вперед нижней челюсти), сморщенные ушные раковины оттопыренные ушные раковины. «Дегенеративное» ухо часто называют также «морелевским ухом» (Б. Морель, 1857).

Аномалии глаз выражаются в виде резкой асимметрии глазниц, слишком далеком или слишком близком положении глазниц, иногда наблюдается эпикантус (кожная складка с внутренней стороны глазницы), неправильности формы зрачка, дефекты радужной оболочки, неодинаковая окраска обоих глаз.

Такие аномалии развития, как расщепление мягкого и твердого нёба (волчья пасть), заячья губа, являются довольно частыми соматическими дефектами, так же как и аномалии зубов (микродонтия, макродонтия).

Неврологические стигмы олигофрении различны — нарушения ликвородинамики, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражение слуха и зрения), судорожные явления, нарушения чувствительности, патологические рефлексы, арефлексия.

При исследовании мозга олигофренов обнаруживают несоразмерности в развитии различных его отделов, иногда отсутствие извилин (агирия) или их укорочение, отсутствие мозолистого тела, изменения со стороны глии, извращение архитектоники коры.

Тэги: умственная отсталость, классификация, степени умственной отсталости, умственная отсталость легкой степени

www.psyportal.net

Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

Факторы, определяющие наличие заболевания

Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.
  • Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

    Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

    Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

    Генетические причины возникновения заболевания

    Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

    Экзогенная этиология заболевания

    Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

    Степени умственной отсталости

    Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

    Степени умственной недоразвитости делятся на:

    • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
    • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
    • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.

    Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности. Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

    К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

    Разновидности заболевания

    Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

    Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

    Идиотизм и имбецильность

    Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики. Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно. Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

    Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

    К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

    Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

    Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами. Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом. Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

    Предупреждение умственной отсталости

    Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

    Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

    После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

    Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

    onevroze.ru

    Какая рабочая программа (сипры) для детей с умеренной умственной отсталостью?

    Умеренная умственная отсталость или имбецильность – это средняя степень слабоумия, сопровождающаяся низким интеллектуальным и физическим развитием. Первые симптомы отклонения проявляются у детей в возрасте 3-3,5 лет. Коэффициент интеллекта (IQ) у детей и взрослых с умеренной умственной отсталостью колеблется от 25 до 49 единиц.

    Умеренная умственная отсталость у детей — причины патологии

    Патологию интеллектуального развития могут вызвать разнообразные провоцирующие факторы:

  • хромосомные отклонения;
  • органическое поражение головного мозга при родах;
  • инфекционные болезни, поражающие плод внутриутробно или вскоре после появления ребенка на свет;
  • недостаточное поступление питательных веществ и длительная гипоксия плода;
  • преждевременные роды, недоношенность;
  • тяжелые патологии (ДЦП, нарушения обмена веществ, гидроцефалия, микроцефалия, нейроинфекции);
  • воздействие различных видов радиации на беременную женщину;
  • вирусная инфекция (краснуха), перенесенная женщиной во время беременности.
  • Помимо вышеперечисленных факторов, причинами имбецильности у взрослых может стать тяжелая алкогольная, медикаментозная, наркотическая интоксикация организма, а также влияние социальных и бытовых условий.

    Умеренная степень умственной отсталости характеризуется следующими признаками:

  • Примитивная речь, косноязычие, затруднения при произношении отдельных слов или слогов, речевые дефекты. Крайне скудный словарный запас, состоящий из нескольких стандартных фраз. Общение сводится к простым просьбам об удовлетворении физиологических потребностей.
  • Абстрактное мышление неразвито, отсутствует умение обобщать, степень механической памяти крайне низкая, некоторые дети даже не могут освоить порядковый счет до 10. Ребенок с имбецильностью не улавливает смысл картинки, просмотренного фильма, не может разобраться в простой жизненной ситуации.
  • Взрослые и дети с умеренной степенью умственной отсталости не ориентируются во времени и пространстве, не могут решить самую простую задачу, путают левую и правую сторону, не различают основные цвета.
  • Имбецилов отличает однообразие эмоций, одни находятся в эйфории, проявляют беззаботность, другие – постоянно озлоблены, агрессивны, третьи – всегда спокойны, апатичны, проявляют заботливость по отношению к членам семьи. С учетом характера поведения имбецилы делятся на активных и равнодушных, непоседливых и апатичных.
  • Необходимость внешнего постоянного контроля

    Для данной патологии развития характерны выраженные дефекты внешности – аномалии черепа и костно-мышечной системы, акромегалические черты, тупое выражение лица, дефекты прикуса, оттопыренные уши или сросшиеся ушные раковины. Взрослые и дети нуждаются в постоянном контроле, не могут адаптироваться к изменившимся условиям, при любой нестандартной ситуации впадают в замешательство.

    Коэффициент интеллекта у взрослых часто соответствует уровню развития 6-9 летнего ребенка. При средней степени слабоумия собственные интересы не развиты, простейшие из них направлены только на удовлетворение физиологических потребностей, например, выражаются в постоянном желании покушать.

    Взрослые имбецилы отличаются высокой степенью внушаемости, легко подчиняются чужому влиянию, что может привести к непредсказуемым последствиям. Многие из них не следят за своим внешним видом, ходят грязными и неопрятными. Иногда даже во взрослом возрасте человек не владеет навыками самообслуживания, не может самостоятельно есть и одеваться. Такие больные нуждаются в постоянном контроле и опеке на протяжении всей жизни. В этом случае разница между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не столь велика и многие проявления этих категории схожи. Только коэффициент умственного развития в последнем случае еще ниже (в пределах 20-34 единиц).

    В то же время при наличии примитивного образного мышления, человек с данным типом отклонения, может овладевать бытовыми навыками, запоминать новую информацию, накапливать ограниченный запас сведений, что в дальнейшем позволяет ему выполнять простые бытовые действия или наниматься на подсобную работу (грузчиком, разнорабочим).

    Обучение детей с умеренной умственной отсталостью

    Дети с умеренной степенью умственной отсталости находятся на домашнем обучении, либо посещают занятия в коррекционной школе. Ранее начало реабилитационных мероприятий позволяет добиться неплохих результатов.

    Развитие детей с умеренной умственной отсталостью помогает выработать привычку к самообслуживанию, приобрести навыки общения, социально приемлемых норм поведения и знания, необходимые для адаптации и ориентировки в окружающем мире. Дети с невыраженной степенью имбецильности хорошо приспосабливаются к проживанию в привычной обстановке, могут обслуживать себя, и даже повышать коэффициент умственного развития на 5-15 единиц.

    Образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью разработана с учетом замедленного характера обучения. Учебный материал подается небольшими объемами, облегчающими его усвоение, и помогает освоить базисные навыки, необходимые для чтения, счета и письма.

    Порой школьные успехи незначительны, но даже в такой форме они дают возможность для развития ограниченного умственного потенциала. В дальнейшем дети с имбецильностью способны к установлению социальных контактов, хорошо общаются с людьми, осваивают новые навыки.

    СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это образовательная программа, разработанная и адаптированная для учеников с нарушениями интеллекта и умственной отсталостью.

    Календарно- тематическое планирование при умеренной умственной отсталости основано на составлении специальных рабочих программ с учетом возраста и возможностей ребенка. Для 1-3 классов подобные программы представлены в самых разнообразных вариантах и охватывают такие предметы, как развитие речи, чтение, письмо, счет, обучение бытовым навыкам и самообслуживанию.

    Рабочая программа 1 класс

    Целью обучения детей с нарушениями интеллекта в 1 классе является развитие стремления к познанию окружающего мира, коррекция поведения и личностных качеств, воспитание трудовых навыков, обучение самостоятельности и самоконтролю. Учитель организует обучение на наглядной, практической основе, учит выполнять инструкции, внимательно слушать, развивает умение работать в коллективе.

    Дети учатся различать свойства предметов:

  • определять размер (большой, маленький);
  • форму объекта (круг, квадрат);
  • его положение в пространстве (близко, далеко);
  • различать цвета (красный, белый, черный и пр.);
  • ориентироваться на листе бумаги (вверх-вниз, вправо- влево);
  • определять временные промежутки (день, ночь, утро).
  • К концу первого года обучения малыши должны знать единицы измерений, стоимость (кг, рубль), однозначные числа и порядковые числительные от 1 до 3-х. Ученик должен уметь чертить линии (прямую и кривую), узнавать и записывать числа (1-3), выполнять сложение и вычитание в этих пределах, различать монеты, например, отличать рубли от копеек.

    В следующий год обучения индивидуальная программа направлена на интеллектуальное развитие ученика, обучение речи и основам альтернативной коммуникации, изучению математических представлений и познанию окружающего мира. Многие занятия проходят в игровой форме, что облегчает усвоение материала и формирует навыки общения.

    В процессе обучения осваиваются основы учебного поведения – умение слушать педагога, выполнять его указания и задания по определенному образцу. При этом ученик должен укладываться в определенные рамки. Например, выполнить задание от начала и до конца за определенный период времени, уметь самостоятельно переходить от одного действия к другому, соблюдая определенный алгоритм, усвоить расписание занятий.

    Целью коррекционного обучения на этом этапе являются следующие навыки:

  • развитие познавательной активности, улучшение психических функций и коррекция их недостатков;
  • выполнение доступных видов деятельности, закрепление творческих умений и навыков;
  • формирование собственного Я, как равноправной личности, способной адекватно контактировать с окружающими;
  • развитие коммуникативных навыков и адекватного поведения в социальной среде;
  • обучение трудовым и социально-бытовым умениям, направленным на полное самообслуживание.
  • К концу второго года обучения достигаются следующие результаты:
  • Речевые навыки – способность к общению, понимание обращенной речи, смысла жестов и изображений (рисунков, картинок, фотографий). Ребенок должен понимать смысл слов, обозначающих явления природы, названия предметов, животных и прочих объектов, а также уметь использовать усвоенный словарный материал в процессе общения.
  • Математика – у малыша должны сложиться пространственно-временные понятия, представления о размере, цвете и форме предметов, умение производить простейшие математические подсчеты, определять количество и предназначение объектов, производить простые действия с денежными купюрами.
  • Окружающий мир. У ребенка должны быть сформированы понятия о живой и неживой природе, смене времен года, представления о животном и растительном мире, приобретен опыт заботливого и бережного отношения ко всему живому. На этом этапе прививаются навыки самостоятельности и самообслуживания, представления о собственном теле, соотнесения собственного Я с именем и полом, умение выражать свои потребности. Ребенка учат гигиеническим навыкам (чистке зубов, мытью рук), самостоятельному приему пищи, умению определять собственное самочувствие и выражать его словами.
  • Нравственное воспитание предполагает выработку доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакты и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится запоминать значимые события жизни, соотносить их с днями недели, радоваться встречам и замечать важные изменения в жизни.
  • Рабочая программа 3 класс

    Умеренная и тяжелая умственная отсталость поддается корректировке специально разработанными программами индивидуального развития. В третьем классе у таких детей формируют интерес к учебе, обучают мыслить, развивают навыки счета, чтения, письма, речи. Основная задача учителя –воспитание чувств, способности к общению в коллективе, развитие социальных и бытовых навыков, благоприятных условий для самовыражения и самореализации.

    Ребенка учат признавать ценность собственной личности, управлять собой и своими чувствами, уважать чужое мнение. Формируют эмоциональную устойчивость, любознательность, желание совершать поступки и нести за них ответственность. Основные направления учебной программы на этом этапе:

  • нравственное и патриотическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • личностное развитие;
  • занятия по основам безопасности жизнедеятельности и охране здоровья;
  • мероприятия по мотивации к учению и основам социализации.
  • Педагоги коррекционной школы должны опираться на поддержку родителей, находить понимание в семье, прилагать усилия к тому, чтобы родители включались в процесс обучения, выполняли рекомендуемые пункты учебной программы, тесно взаимодействовали с учителем в процессе воспитания и обучения ребенка.

    Мониторинг результатов

    Мониторинг результатов обучения проводится раз в полгода. Специалисты оценивают уровень навыков, знаний и степень усвоения материала. Фиксируется способ выполнения действий, то есть, как ребенок выполняет определенные задания (самостоятельно, с помощью учителя или вообще не выполняет). Итоговые результаты оформляют в виде характеристики на каждого ребенка. На основе этих выводов даются рекомендации, и составляется СИПР на следующий учебный год.

    glavvrach.com

    Умственная отсталость у детей

    Под умственной отсталостью понимают врожденное либо приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики, главным проявлением которого является интеллектуальный дефект. По разным источникам, этой патологией страдает от 1 до 5% населения земного шара. Бытует мнение, что дети с умственной отсталостью рождаются только в неблагополучных семьях, однако в действительности первопричины заболевания далеко не всегда обусловлены социальными факторами.

    Почему развивается умственная отсталость?

    В большинстве случаев возникновение умственной отсталости у детей связано с неправильным формированием или поражением головного мозга на ранних стадиях его развития. В частности, спровоцировать недуг могут:

  • Тяжелые наследственные заболевания;
  • Генетические аномалии;
  • Интоксикации, инфекционные и хронические заболевания матери в период вынашивания;
  • Преждевременные или осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией плода;
  • Безответственное отношение родителей к вопросам ухода за ребенком и недостаточное участие в его развитии;
  • Тяжелые психические или физические травмы мозга.
  • Симптомы умственной отсталости у детей

    Олигофрения накладывает отпечаток на все психические процессы, однако в большей степени страдает познавательная сфера. У ребенка с таким диагнозом нарушена способность к концентрации и вниманию, а умение запоминать замедлено. Для речи пациентов характерно некорректное использование слов, скудный словарный запас, неразвернутость реплик, нарушения в произношении отдельных фраз и целых предложений. Наряду с этим наблюдается недоразвитость высших эмоций и трудности в построении социальных контактов.

    Общим симптомом умственной отсталости у детей является отсутствие мотивации в поведении, зависимость от мнения окружающих и внешних факторов, неспособность предусмотреть последствия своих действий и недостаточное умение подавлять инстинктивные порывы.

    Степени умственной отсталости у детей

    В специализированной литературе выделено четыре степени умственной отсталости у детей:

    1. Легкая степень умственной отсталости (дебильность), IQ50-69. Такие ребятишки успешно приобретают навыки жизнедеятельности: ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (одевание, купание и принятие пищи), способность общения и поддержания разговора. Главным проявлением патологии является неуспеваемость в обучении и трудности в усвоении школьной программы. Может наблюдаться некоторое недоразвитие двигательных и сенсорных функций. В целом дети с таким диагнозом мало чем отличаются от здоровых сверстников, но с возрастом начинают выделяться из массы;
    2. Умеренная степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 35-49. Состояние ребенка характеризуется специфическими признаками: замедленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. Обучение детей с таким диагнозом в обычных школах практически исключено. Несмотря на то, что в раннем возрасте пациентам удается овладеть простыми коммуникативными приемами, с более сложными социальными навыками возникают трудности;
    3. Тяжелая степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 20-34. Недуг проявляет себя выраженным отставанием в интеллектуальной сфере. У пациентов наблюдаются запущенные дефекты речи и тяжелые нарушения моторики, они практически не приспособлены к условиям окружающего мира. Посредством настойчивой работы их можно научить уходу за собой и выполнению простых заданий при условии контроля со стороны;
    4. Глубокая степень умственной отсталости (идиотия), IQ < 20. Больные плохо понимают обращения к ним, а единственной речевой реакцией таких пациентов на внешние раздражители нередко являются крики или мычание. Нарушения двигательной сферы выражены настолько, что ребенок не может самостоятельно передвигаться и постоянно сидит в одной и той же позе, совершая маятникообразные или другие примитивные движения. Дети, страдающие идиотией, совершенно необучаемы и неспособны к самообслуживанию.

    Лечение умственной отсталости у детей

    Ведущая роль в реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью, отведена педагогической работе. В случае диагностирования патологии родителям предлагают устроить ребенка в специализированное дефектологическое учреждение. Разумеется, не каждая семья готова примириться с наличием у чада интеллектуальных отклонений, однако следует понимать, что наилучших результатов можно добиться лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать способностям ребенка.

    Лечение умственной отсталости у детей при наличии специфического текущего соматического заболевания (гипотиреоз, фенилкетонурия и т. п.) проводится в стационаре. Если проблемы в интеллектуальной сфере не связаны с болезненным процессом, задачей медикаментозной терапии становится купирование сопутствующих неврозоподобных, психопатоподобных, психотических (галлюцинации, бред) проявлений. Назначение конкретных препаратов происходит в индивидуальном порядке. Могут применяться ноотропы (нейрометаболические стимуляторы): Ноотропил (пирацетам), Пантогам, Фенибут, Аминалон; препараты, стимулирующие процессы метаболизма в центральной нервной системе: витамины В1, В6, В12, В15, глутаминовая кислота и др. При ликвородинамических нарушениях (повышенное внутричерепное давление) назначают Диакарб, Глицерол, сульфат магния, а при судорожном синдроме, помимо противосудорожных препаратов, целесообразно использование Пантогама.

    Помните, что умственная отсталость – это не приговор. При правильном подходе родителей, врачей и педагогов у ребенка с легкой или умеренной степенью патологии есть все шансы научиться обеспечивать свои нужды самостоятельно и в последующем добиться успеха в работе, не требующей высоких интеллектуальных навыков.

    lady7.net

    Средняя степень умственной отсталости у детей

    Умственная отсталость у ребенка – это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, наступающее в раннем возрасте. Данное психическое недоразвитие может быть приобретенным явлением или носить врожденный характер. Это заболевание не имеет зависимости от принадлежности взрослых лиц к определенным социоэкономическим группам или их уровня образованности. Умственная отсталость отображается на всех процессах психики, но в особенности, на познавательной сфере. Дети, имеющие в анамнезе умственную отсталость, характеризуются нарушением внимания и концентрации. У таких детей характеризуется замедленностью способность к запоминанию.

    Причины умственной отсталости у детей

    Олигофрения по латыни или умственная отсталость заключается либо в задержке развития психики либо в неполном психическом развитии. Чаще выявляется в трехлетнем возрастном периоде, но нередко может возникать у детей, находящихся в младшем школьном возрастном периоде.

    Сегодня известно множество причин, вследствие которых может наступить умственная отсталость. Однако, к сожалению, все причины полностью не изучены. Все провоцирующие причины можно разделить на факторы экзогенного воздействия, т.е. внешние причины, и факторы эндогенного воздействия, т.е. внутренние причины. Они могут оказывать влияние на плод, находящийся в утробе женщины, возникать в первые месяцы, а то и годы жизни крохи.

    Самыми распространенными факторами, провоцирующими недоразвитие психики являются:

    — интоксикации различной этиологии;

    — тяжелые инфекционные состояния, перенесенные во время беременности (например, скарлатина, краснуха);

    — дистрофии беременной женщины в тяжелой форме, другими словами нарушение обмена веществ, вызывающего дисфункции органов и систем, видоизменения в строении;

    — травмы плода вследствие ушиба или удара (например, как следствие наложения щипцов, результат родовых травм);

    — заражение плода во время беременности разнообразными паразитами, находящимися в организме женщины (например, токсоплазмоз);

    — наследственный фактор, так как умственная отсталость чаще всего имеет генетическое происхождение. Нередко наследственность может выражаться в несовместимости крови или вследствие хромосомных мутаций;

    — заболевания мозга и мозговых оболочек, воспалительного характера, возникающие у малышей, также могут спровоцировать появление умственной отсталости;

    — расстройство белкового обмена (например, фенилкетонурия, которая приводит к умственной отсталости тяжелой формы).

    На возникновение у детей такого заболевания, как умственная отсталость также может воздействовать неблагополучная экологическая ситуация, повышенная радиация, чрезмерное увлечение вредными привычками одного из родителей, преимущественно женщины (например, наркотическими препаратами или спиртосодержащими напитками). Существенную позицию в развитии данного заболевания занимают сложные материальные условия, которые наблюдаются в некоторых семьях. В таких семьях малыш получает неполноценное питание в первые дни и последующие дни своей жизни. Для правильного физического формирования и интеллектуального развития малыша огромную роль играет полноценное сбалансированное питание.

    Симптомы умственной отсталости у ребенка

    Дети с умственной отсталостью, как понятно из названия, характеризуются снижением интеллектуальной функции. В зависимости от уровня понижения интеллектуальной функции выделяют следующие степени умственной отсталости у детей: легкую степень, среднюю и тяжелую степени олигофрении.

    Легкая форма носит также название дебильность и характеризуется уровнем IQ от 50 до 69. Пациенты с легкой формой олигофрении внешне практически ничем не отличаются от остальных людей. Такие дети часто испытывают трудности в процессе обучения вследствие пониженной способности к сосредоточению (концентрации) внимания. Наряду с этим у детей с дебильностью наблюдается наличие достаточно хорошего уровня памяти. Нередко дети, имеющие в анамнезе легкую степень дебильности, характеризуются расстройством поведения. Они довольно зависимы от значимых взрослых, смена обстановки у них вызывает страх. Нередко такие дети делаются нелюдимыми, замкнутыми. Это происходит вследствие того, что им довольно трудно распознавать эмоции окружающих. Иногда происходит наоборот, малыши пытаются привлечь внимание к собственной персоне посредством различных ярких действий, поступков. Действия их обычно выглядят нелепыми, порой даже антисоциальными.

    Дети с умственной отсталостью легко внушаемы, вследствие чего притягивают к себе представителей криминалитета и часто становятся легкой жертвой обмана или безвольной игрушкой в их руках. Почти все дети, относящиеся к группе индивидов с легкой формой проявления умственной отсталости, осознают собственное отличие от окружающих и стремятся скрыть от других свое заболевание.

    Средняя степень олигофрении носит также название имбецильность и характеризуется уровнем IQ от 35 до 49. Пациенты со средней формой способны чувствовать привязанности, отграничивать похвалу от наказания, они могут быть обучены примитивным навыкам самообслуживания, в редких случаях, даже простейшему счету, чтению и письму. Однако проживать самостоятельно они не в состоянии, им необходим постоянный контроль и особый уход.

    Тяжелая степень олигофрении имеет также название идиотия и характеризуется уровнем IQ ниже 34. Такие пациенты практически необучаемые. Им свойственны серьезные дефекты речи, движения их неповоротливы и нецеленаправленны. Эмоции детей, страдающих идиотией, ограничены примитивными проявлениями удовольствия или неудовольствия. Таким детям необходим постоянный надзор и содержание в специализированных учреждениях. При помощи настойчивой работы с больными детьми, их можно обучить выполнению примитивных заданий и простому уходу за собой под контролем со стороны взрослых лиц.

    Уровень IQ является важным критерием оценки детской умственной отсталости, однако он далеко не единственный. Также существуют люди, имеющие низкий уровень IQ, но признаков умственной отсталости у них не наблюдается. Кроме уровня IQ оценивают бытовые умения пациентов, общее состояние психики, степень социальной адаптации, заболевания в анамнезе.

    Диагноз умственной отсталости можно поставить только при наличии совокупности признаков.

    В младенческом или более старшем возрастном периоде умственная отсталость может выражаться в виде задержки развития малыша. Олигофрению может выявить психиатр при своевременном его посещении. В дошкольных организациях у детей с наличием умственной отсталости в анамнезе часто возникают адаптационные проблемы в коллективе, им тяжело подчиняться распорядку дня, выполнять задания, которые нередко оказываются чересчур сложными для понимания больных детей.

    В школьном возрастном периоде родителей может насторожить высокая степень невнимательности ребенка и его неусидчивость, плохое поведение, повышенная утомляемость и неуспеваемость. Также умственная отсталость нередко характеризуется различными неврологическими отклонениями, такими как тики, судорожные припадки, частичные параличи конечностей, боли в области головы.

    Согласно современной международной классификации болезней в некоторых источниках авторы выделяют сегодня 4 степени умственной отсталости у детей, в которых первая степень представлена дебильностью (IQ от 50 до 69), вторая степень представлена умеренной имбецильностью (IQ от 35 до 49), третья – тяжелой формой имбецильности (IQ от 20 до 34), а четвертая – глубокой формой олигофрении идиотией (IQ ниже 20).

    Больные с глубокой формой олигофрении характеризуется непониманием речи, обращенной к ним. Крики и мычание у них являются порой единственной ответным реагированием на раздражители извне. Расстройства двигательной сферы проявлены настолько, что малыш не в состоянии даже самостоятельно передвигаться, поэтому постоянно находится в одной позе при этом, совершая примитивные движения (например, движения корпусом вперед-назад, по типу движений маятника).

    Дети, страдающие данной формой олигофрении, являются абсолютно необучаемыми и неспособными к самообслуживанию.

    Характеристика детей с умственной отсталостью

    Психопатология нарушения при умственной отсталости характеризуется всеобъемлемостью и ранжированием психического и интеллектуального недоразвития. В соответствии со структурой клинических проявлений можно выделить осложненные формы умственной отсталости и не осложненные.

    Осложненные виды олигофрении выражаются в сочетании мозгового повреждения и его недоразвития. В таких случаях дефекту интеллектуальной сферы сопутствует ряд расстройств нейродинамического и энцефалопатического характера. Также может наблюдаться более выраженное недоразвитие или повреждение локальных корковых процессов, например, речи, пространственных представлений, навыков чтения, счета и письма. Данная форма нередко характерна для детей, страдающих церебральным параличом или гидроцефалией.

    Выделяют 3 диагностических параметра умственной отсталости: клинический критерий, психологический и педагогический. Клинический критерий выражается в наличии органического поражения мозга. Психологический критерий характеризуется стойкими нарушениями в познавательной сфере. Педагогический фактор связан с низкой обучаемостью.

    Сегодня благодаря своевременной грамотной организации воспитательного процесса стало возможным начать коррекционно-педагогическое воздействие на более ранних сроках, вследствие чего многие аномалии в развитии детей подвержены коррекции, а в ряде случаев можно предупредить и их возникновение.

    Для умственно отсталых малышей характерным является недоразвитие когнитивных процессов, что проявляется в гораздо меньшей потребности в сравнении с ровесниками в познавательной деятельности. На всех этапах познавательного процесса у умственно отсталых, как показали многочисленные исследования, наблюдаются элементы недоразвития, а в редких случаях и атипичное развитие функций психики. Вследствие чего, такие дети получают недостаточные, нередко искаженные представления о среде, которая их окружает.

    Признаки умственной отсталости у ребенка выражаются в наличии дефекта в восприятии – первой ступени познания. Нередко восприятие таких детей страдает вследствие снижения у них зрения или слуха, недоразвития речи. Однако даже когда анализаторы в норме, восприятие умственно отсталых выделяется целым рядом особенностей. Главной особенностью считается расстройство обобщенности восприятия, которое выражается в замедлении его темпа в сравнении со здоровыми детьми.

    Умственно отсталым малышам для восприятия предложенного им материала (например, картинки или текста) необходимо больше времени. Заторможенность восприятия усугубляется проблемами в выделении главного, непониманием внутренних связей между частями. Данные особенности проявляются при обучении в заторможенном темпе узнавания, в перепутывании графически сходных букв либо цифр, вещей, схожих по звучанию слов. Также следует отметить и ограниченность объема восприятия.

    Дети с олигофренией способны выхватывать лишь отдельные части в осматриваемом объекте, в прослушанном материале, не замечая и не слыша порой важную для общего понимания информацию. Кроме этого, таким детям свойственно расстройства избирательности восприятия. Все перечисленные дефекты восприятия проистекают на фоне недостаточной динамичности этой функции, в результате чего понижается возможность дальнейшего постижения материала. Восприятием больных детей следует руководить.

    Дети с олигофренией не способны вглядываться в картинку, не могут самостоятельно анализировать, заметив какую-то одну несуразность, они не способны перейти к поискам других, для этого им требуется неизменное стимулирование. В учебе это выражается в том, что малыши с умственной отсталостью не могут выполнить без направляющих вопросов учителя доступную для их понимания задачу.

    Для умственно отсталых малышей присущи трудности пространственно-временного восприятия, что препятствует им ориентироваться в среде. Нередко дети в 9-летнем возрасте не могут различить правую и левую стороны, не способны отыскать в школьном помещении свой класс, туалет или столовую. Они совершают ошибки при определении времени, понимании дней недели или времен года.

    Умственно отсталые малыши значительно позднее своих ровесников, у которых уровень интеллекта находится в пределах нормы, начинают различать цвета. Особою сложность для них представляет различение цветовых оттенков.

    Процессы восприятия неразрывно взаимосвязаны с функциями мышления. Поэтому в случаях, когда дети улавливают только внешние аспекты учебной информации и не воспринимают главное, внутренние следствия, понимание, овладение информацией, а также выполнение задач будет затруднено.

    Мышление – это главный механизм познания. Мыслительный процесс проистекает в виде следующих операций: анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция.

    У детей, страдающих умственной отсталостью, данные операции сформированы недостаточно, вследствие чего имеют специфические черты. Например, анализ объектов они совершают бессистемно, пропуская ряд значимых свойств и вычленяя только лишь наиболее заметные детали. Вследствие такого проведения анализа им тяжело определить связи между деталями объекта. Выделяя в объектах отдельные их детали, они не определяют связей между ними, вследствие этого у них затруднено составление представлений об объектах в целом. Более заметно обнаруживаются неординарные черты мыслительных процессов детей, болеющих олигофренией, в операциях сопоставления, в ходе которых необходимо совершать сопоставительный анализ или синтез. Неспособность выделять главное в объектах и информации, они сравнивают по ничего незначащим признакам, нередко даже по несоотносимым.

    У детей, больных олигофренией, затруднено устанавливание различий в схожих предметах и в отличающихся. Особенно трудно для них происходит установление сходства.

    Характерной чертой мыслительных процессов умственно отсталых малышей является их некритичность. Они не способны самостоятельно оценивать собственную работу. Такие дети нередко попросту не замечают собственных промахов. Они, в большинстве случаев, не осознают собственных неудач и поэтому довольны своими поступками и собой. Для всех индивидов с умственной отсталостью свойственно понижение активности мыслительных процессов и довольно слабая регулирующая функция мышления. Они обычно приступают к выполнению работы, до конца не дослушав инструкцию, не уразумев цели задания, без наличия внутренней стратегии действий.

    Особенности процессов восприятия и осмысливания учебного материала у больных детей имеют неразрывную связь с особенностями памяти. К основным процессам памяти относят: процессы запоминания и сохранения, а также воспроизведения. У малышей с умственной отсталостью перечисленные процессы характеризуются специфичностью, вследствие того, что формируются в обстоятельствах аномального развития. Больным проще запоминать внешние, нередко случайные визуально воспринимаемые признаки. Внутренние логические связи ими труднее постигаются и запоминаются. У больных детей гораздо позже в сравнении с их здоровыми ровесниками вырабатывается произвольное запоминание.

    Ослабление памяти детей с олигофренией обнаруживается в сложностях не столь в получении и сохранении информации, сколь в ее воспроизведении. В этом и лежит их основное отличие от малышей с нормальным уровнем интеллекта. Вследствие непонимания смысла и последовательности событий у детей больных олигофренией воспроизведение имеет бессистемный характер. Процесс воспроизведения характеризуется сложностью и требует значительной волевой активности и целеустремленности.

    Несформированность восприятия, неумение использовать приемы запоминания приводит больных детей к ошибкам в процессе воспроизведения. А наибольшую трудность составляет воспроизведение словесной информации. Наряду с перечисленными особенностями у больных малышей наблюдаются речевые дефекты. Физиологической основой данных дефектов является нарушение во взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

    Речь детей с умственной отсталостью характеризуется нарушением во всех ее сторонах: фонетической, грамматической и лексической. Наблюдаются сложности в звуковом и буквенном анализе или синтезе, восприятии и уразумении речи. Данные нарушения ведут к различной направленности расстройствам письма, сложностям в овладении техникой чтения, снижению потребности в вербальном общении. Речь детей с умственной отсталостью довольно скудна и характеризуется замедленным развитием.

    Умственно отсталые малыши более чем их ровесники склонны к невнимательности. Дефекты в процессах внимания у них выражаются малой устойчивостью, трудностями в его распределении, замедленной переключаемостью. Олигофрения характеризуется сильными нарушениями в процессах непроизвольного внимания, однако наряду с этим в большей степени недоразвит именно произвольный аспект внимания. Это выражено в поведении детей. Больные малыши, как правило, в условиях возникновения трудностей не будут пытаться их преодолевать. Они просто бросят работу, но при этом, если производимая ими работа будет посильна и интересна, то внимание детей будет устойчиво без большого напряжения с их стороны. Также слабость произвольного аспекта внимания выражается и в невозможности концентрации внимания на каком-либо одном предмете или виде деятельности.

    У больных малышей наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. У них не существует оттенков переживаний. Поэтому их характерной особенностью считается неустойчивость эмоций. Все переживания таких детей неглубокие и поверхностные. А у некоторых больных малышей эмоциональные реакции не соответствуют источнику. Волевая сфера у умственно отсталых индивидов также имеет свои специфические особенности. Слабость собственных побуждений и большая внушаемость являются отличительными чертами волевых процессов больных лиц. Как показывают исследования, умственно отсталые индивиды предпочитают легкий путь в работе, который не требует от них особых волевых усилий. Активность деятельности у индивидов с олигофренией снижена.

    Все вышеуказанные особенности личности больных малышей вызывают затруднение формирования здоровых взаимоотношений с ровесниками и взрослыми лицами. Данные свойства психической деятельности детей с олигофренией обладают устойчивым характером, так как являются следствием органических поражений в процессе развития. Перечисленные признаки умственной отсталости у ребенка далеко не единственные, однако они считаются сегодня наиболее показательными.

    Умственная отсталость считается необратимым явлением, но наряду с этим довольно хорошо поддается коррекции, особенно легкие ее формы.

    Особенности детей с умственной отсталостью

    Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, уже с первых дней их жизни отличается от развития здоровых малышей. Ранее детство таких малышей характеризуется задержкой развития прямостояния. Другими словами, больные дети намного позже своих ровесников начинают держать голову, стоять и ходить. Также у них отмечается пониженный интерес к среде, которая его окружает, общая инертность, безразличие. Однако это не исключает крикливости и раздражительности. Интерес к предметам, находящимся у кого-либо в руках, потребность в эмоциональном коммуникативном взаимодействии у малышей с врожденной олигофренией возникает гораздо позже нормы. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где чужие взрослые. У них отсутствует хватательный рефлекс. Они не способны выделить одни объекты из ряда других.

    Характерной чертой малышей с олигофренией является отсутствие лепета или гуления. Речь малышей в раннем возрастном периоде не выступает в качестве инструмента мышления и средства общения. Это является следствием недоразвития фонематического слуха и частичной несформированности артикуляционного аппарата, что в свой черед имеет связь с общим недоразвитием центральной нервной системы.

    Ребенок с олигофренией в раннем возрастном периоде уже имеет явные серьезные вторичные патологии в развитии речи и психики.

    Переломным возрастным периодом в развитии перцептивной сферы считается пятилетний возраст малышей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного возрастного периода. В отличие от здорового малыша умственно отсталый ребенок не способен использовать прошлый опыт, не умеет определить свойство предмета, у него нарушено пространственное ориентирование.

    На базе сложившейся предметной деятельности зарождается у здоровых детей игровой процесс. У умственно отсталых малышей такая деятельность не сформирована к начальному периоду дошкольного возраста. Вследствие чего игровая деятельность не появляется в этом возрасте. Все действия, производимые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам является непродолжительным и неустойчивым, вызываемый их внешним видом. Ведущей деятельностью у малышей с олигофренией, находящихся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игровая, без специального обучения. Специальное обучение и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи у них через игровой процесс.

    Навыки самообслуживания у малышей с олигофренией начинают вырабатываться только под влиянием требований взрослых. Данный процесс требует терпения и значительных усилий, как со стороны близких родственников, так и со стороны воспитателей. Поэтому многие родители сами одевают и раздевают малыша, кормят его с ложечки, что не способствует развитию больных детей и ведет к их полной беспомощности в отсутствии родителей.

    Личность ребенка с олигофренией также формируется с существенными отклонениями. Здоровый малыш к трехлетнему возрасту уже начинает осознавать собственное «Я», а умственно отсталый малыш никак не проявляет собственную личность, его поведение характеризуется непроизвольностью. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

    Обучение детей с умственной отсталостью

    Олигофрения считается не заболеванием психики, а особым состоянием, при котором умственное развитие индивида ограничено определенным уровнем работоспособности центральной нервной системы. Ребенок с умственной отсталостью может обучаться и развиваться только в границах собственных биологических возможностей.

    На развитие детей с умственной отсталостью огромное положительное воздействие оказывает обучение. Малышей с олигофренией лучше обучать в специализированных вспомогательных учреждениях, в которых процесс обучения, в первую очередь, направлен на выработку у учеников разнообразных полезных знаний и умений. При обучении также происходит воспитание малышей. Воспитывающая функция обучения заключается в образовании у больных нравственных ориентиров и представлений, формировании адекватного поведения в социуме.

    В учебном процессе выделяют две основные категории учебных предметов, способствующих воспитывающей и развивающей функции обучения. Первая категория включает учебные предметы, отражающие героизм народа, повествующие о богатствах Родины и необходимости их беречь, о некоторых профессиях и людях. К таким предметам относят чтение, историю, естествознание, географию. Они дают возможность воспитывать словом. Однако обучение по этим предметам обязательно следует увязывать с полезной для общества деятельностью (например, по охране памятников истории или культуры, сбережению природы и др.).

    Другая категория учебных предметов включает социально-бытовое ориентирование и профессионально-трудовое обучение, которые способствуют формированию честности и воспитанию добросовестности, стремлению быть полезным субъектом общества.

    Также специализированное обучение и необходимое воспитание детей с умственной отсталостью содержит в себе предметы, направленные на развитие эстетических качеств и физического здоровья (например, занятия ритмикой, музыкой или рисованием).

    Обучение детей больных умственной отсталостью должно базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность обучающихся, индивидуальный и разграниченный подход.

    psihomed.com