Расстройства

Стресс дома с ребенком

24.05.2018

— Ну и работка, стресс сплошной! (Притча)

Два ангела, женщина, бегущая на работу, крутая лестница.

— Толкай, толкай, говорю!

— Лестница такая крутая, насмерть разобьется ведь!

— Я подстрахую, только ногу сломает!

— Кошмар, ей же на работу, она уже три дня подряд опаздывает!

— Да, а теперь она еще и на больничном три недели минимум просидит. Ее вообще уволят потом.

— Так нельзя, она без работы что делать будет, зарплата хорошая!

— Толкай говорю, потом все объясню, толкай!

Те же ангелы, трасса, две женщины в служебной легковушке, большая скорость. Перед легковушкой — КАМАЗ, груженный бревнами.

— Кидай бревно, не тяни!

— Этим бревном убить можно, а если еще на скорости в лобовое попадет, они же погибнут, у них дети!

— Кидай, я отведу бревно, они только напугаются.

— Зачем так, зачем пугать?!

— Не время, потом объясню, после поворота плакат будет «Вас ждут дома!», они уже от испуга отойдут, привлеки их внимание к плакату, пусть остановятся.

— Плачут обе, домой звонят, жестоко как!

Два ангела, мужчина, на руке обручальное кольцо, девушка.

— Пусть еще выпьет.

— Хватит, он уже пьяный! Вон как он на нее смотрит!

— Еще налей, пусть пьет!

— У него дома жена, детей двое, он же ведь уже контроль потерял, девушку в гостиницу приглашает!

— Да, пусть, пусть она соглашается!

— Согласилась, уходят, просто ужас! Жена ведь узнает, разведутся!

— Да, ссоры не избежать! Так и задумано.

Закат, два ангела.

— Ну и работка, стресс сплошной!

— Ты же первый день на этом уровне? Это уровень такой, обучение стрессом, вы там на своем первом уровне книжками да фильмами учите, а здесь те, кому книжки уже не помогают. Их приходится из привычной колеи стрессом выбивать, для того, чтобы остановились, задумались. Как живут, зачем живут.

Вот первая женщина, пока будет дома сидеть с ногой сломанной, опять шить начнет, и когда ее уволят, у нее уже пять заказов будет, она даже не расстроится. Она в молодости так шила, загляденье! Она уже 10 лет откладывает свое увлечение, все считает, что надо работать, что социальные гарантии важнее душевной гармонии и удовольствия от любимого дела. А шитье ей доход еще больше принесет, только еще и с удовольствием.

Из двух женщин, которые на трассе плакали, одна через неделю уволится, поймет, что ее место дома, с ребенком, с мужем, а не в чужом городе, в гостиницах неделями жить. Она второго ребенка родит, на психолога учиться пойдет, они с вами на первом уровне сотрудничают.

— А измена, разве она может на пользу пойти?! Семья ведь разрушится!

— Семья? Семьи там нет давно! Жена забыла, что она женщина, муж пьет вечерами, ругаются, детьми друг друга шантажируют. Это долгий процесс, больной, но каждый из них задумается, женщина книжки начнет ваши читать, поймет, что совсем про женственность забыла, научится с мужчиной по-другому общаться.

— А семью получится сохранить?

— Шанс есть! Все будет от женщины зависеть!

— Привыкнешь, зато результативно! Как выбьешь человека из зоны комфорта, так он и шевелиться начинает! Так большинство людей устроено!

— А если и это не помогает?

— Еще третий уровень есть. Там потерями учат. Но это совсем другая история.

adfave.ru

Чем занять детей дома: 50 идей развивающих игр и занятий

Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.

Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 — 3 лет

В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.

Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии

Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.

  • Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
  • Бег — догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
  • Игры с мячом для детей;
  • Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
  • Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
  • Хороводы и танцы;
  • Игра в прятки или жмурки;
  • Зарядка игровая или со стихами;
  • Катание на велосипеде, самокате или беговеле;
  • Игры на развитие мелкой моторики

    У нас на блоге уже есть отдельная статья — 25 идей игр для развития мелкой моторики, поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.

    Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!

    • Трогаем и перебираем различные предметы — пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
    • Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
    • Играем с различными вкладышами и сортерами;
    • Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
    • Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
    • Играем с кинетическим песком. Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
    • Готовим вместе различные блюда — выпечка, салаты, бутербродики, чай;
    • Играем с лего, кубиками, блоками, мозаикой;
    • Играем в пальчиковые игры — способствуют и развитию моторики, и развитию речи.
    • Творческие занятия с детьми от года до трех

    • Рисуем — красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
    • Лепим из пластилина или теста;
    • Делаем различные аппликации — из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
    • Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
    • Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
    • Собираем и делаем поделки из природных материалов;
    • Учимся обводить различные предметы и формы;
    • Делаем «поделки» из подручных материалов — домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.
    • Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры

    • Дочки-матери — покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
    • Играем в магазин;
    • Играем в парикмахерскую;
    • Играем во врача;
    • Играем с машинками и другими видами транспорта — гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.
    • Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем

    • Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
    • Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
    • Играем в домино и лото;
    • Собираем пазлы и разрезные картинки;
    • Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.
    • Читаем, считаем и развиваем речь

    • Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
    • Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
    • Читаем и учим детские стихи;
    • Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
    • Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
    • Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.
    • Изучаем с малышами окружающий мир

      • Изучаем семью — кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
      • Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
      • Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
      • Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
      • Ходим гулять и кормить птиц;
      • Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
      • Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
      • Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
      • Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
      • Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
      • Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
      • Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
      • Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
      • Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.
      • Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя ??

        Эти простые, не требующие особой подготовки занятия помогут вам развивать ребенка гармонично и разнообразно.

        Понравились идеи? Поделитесь с друзьями:

        happykids.world

        Стресс дома с ребенком

        Стресс – последствие негативных эмоций, которые испытывают не только взрослые, но, увы, и дети. При этом малыши, в отличие от взрослых, не в состоянии сами не только справиться с последствиями стрессовой ситуации, но и даже осознать ее причины. Стресс у ребенка может накапливаться в течение длительного периода и привести к самым разным последствиям, от неврозов до отставания в развитии. Невозможно уберечь малыша от всех ситуаций, но можно научить его бороться со стрессом.

        Один из способов того, как снять стресс у ребенка, – решать проблемы сообща

        Не оставляйте его наедине с собой в сложных ситуациях – увидев, что возникли трудности, поговорите с ребенком, выслушайте внимательно и предложите помощь. Не нужно бояться обращения за помощью к специалистам, например, педагогам или психологам, которые помогут вам лучше вникнуть в ситуацию и понять, отчего возникает стресс у ребенка.

        Помогите ребенку избавиться от захлестывающих его эмоций – в них тоже кроются причины стресса. Любой стресс переносится легче, если есть возможность выпустить пар. Для родителей важно вовремя понять, что стресс у ребенка – это не капризы и не выдумка, дети эмоциональны, кого-то выводит из равновесия строгость учителя, кого-то – моральная обстановка в коллективе. Есть дети, которых считают «непрошибаемыми», но, во-первых, это большая редкость, а во-вторых, может так получиться, что такие дети просто более скрытны и прячут весь негатив глубоко в себе.

        Замена эмоциональных нагрузок физическими поможет снять стресс у ребенка

        Физическая нагрузка необходима для того, чтобы отвлечь малыша от психологических проблем. Во время занятий спортом вырабатываются эндорфины, гормоны счастья. Пусть малыш не ходит в спортивную секцию – но под рукой всегда должны быть велосипед, ролики, можно заниматься йогой, посещать бассейн.

        Занятия спортом или физкультурой помогут также организовать режим дня – еще один рецепт того, как снять стресс у ребенка. Если жизнь малыша упорядочена, то из нее легко уйдут хаос в эмоциях и мыслях, которые воздействуют на психику и вызывают стресс у детей.

        Лечение стресса затягивать нельзя!

        Оттягивая визит к психологу или к педиатру, пытаясь самостоятельно выявить причины стресса и справиться с ними, многие родители рискуют здоровьем своего ребенка, так как на фоне стресса могут начаться соматические расстройства детского организма. Победить последствия стресса тем легче, чем раньше вы начнете лечение.

        Помогите своему ребенку

        Помогите своему ребенку – внушите ему уверенность в том, что всем трудностям наступит конец. Объясните, что в жизни не бывает все только хорошо или только плохо, уверьте его, что вместе вы сможете разрешить все возникшие проблемы и что рано или поздно неприятности сменятся радостями.

        Помогите малышу найти эффективные способы для расслабления. Стресс у детей вызывает состояние постоянного напряжения, которое можно снять, если дать ребенку возможность погулять на лоне природы, пообщаться с друзьями, посмотреть любимые фильмы, можно повести малыша на массаж или в бассейн. Конечно, сделать из жизни ребенка постоянный праздник невозможно, да это и не нужно, но научить его видеть в жизни приятные моменты, обращать внимание на мелочи, которые несут в себе позитивный настрой, – очень важно для маленького человечка.

        Присмотритесь к малышу

        Не всегда стрессовые ситуации сразу приводят к тому, что ребенок явно проявляет признаки нервного расстройства – стресс может накапливаться на протяжении долгого периода. Боли в животе перед тем как выйти в школу, привычка сосать палец или грызть ногти, замкнутость и молчаливость или вспышки ярости и потеря контроля над собой – это признаки стрессовой ситуации, в которой находится ребенок. Запущенные ситуации могут привести к заболеваниям нервной системы, как, например, энурез или судорожный тик. Стресс у детей ощущается по-разному, и снимается тоже индивидуально: малышу-двухлетке плохо, что его мама уходит на работу – тут можно просто объяснить, что мама придет после его дневного сна. Шестиклассница может беспокоиться, что на школьном вечере ее не пригласят на танец, – нужно постараться внушить ей уверенность в себе. Попробуйте увидеть ситуацию глазами ребенка, это поможет вам лучше понять, как снять стресс у ребенка.

        Готовьте ребенка к неожиданностям

        Неизвестность пугает – постарайтесь заранее приготовить своего ребенка к тому, что ему предстоит. Объясните по возможности подробно, что будет происходить, например, в больнице во время визита к врачу, сводите его в новую школу еще до начала занятий. Может быть, в новом классе дети учатся по другой программе – узнайте об этом у учителя и постарайтесь проговорить ситуацию как с ребенком, так и с педагогом.

        В числе того, от чего возникает стресс у ребенка, могут быть и завышенные ожидания родителей – подумайте, не стоит ли снизить требования хотя бы на время.

        Дети и семейные проблемы

        Для любого ребенка развод родителей – огромный стресс, способный оставить след в душе на всю жизнь. Семья, которая должна учить ребенка радоваться жизни, познавать мир и находить свое место в обществе, распадается, рушатся опоры. Часто развод сопровождается чувством вины ребенка за то, что он не смог удержать маму и папу вместе, чувством страха потерять родительскую любовь или озлобленности за то, что один из дорогих людей уходит. Старайтесь поддерживать теплые чувства при общении с ребенком, поговорите с ним честно и открыто, выразив ему и доверие, и уверенность в его способности понять, уделяйте ребенку больше внимания, чтобы он ощущал родительскую любовь. Важно устраивать встречи с ушедшим из семьи родителем. Постарайтесь не выяснять отношения в присутствии ребенка, чтобы не травмировать его еще сильнее.

        Пусть ваш ребенок остается ребенком столько, сколько ему положено по возрасту! Не оставляйте его наедине с его проблемами, не ожидайте от него взрослых поступков, протяните ему руку помощи, демонстрируя свою любовь к нему – и вам не придется думать о том, как снять стресс у ребенка.

        zabastovka.com

        Интересные занятия с 3-х летним ребенком дома: увлекаем и развиваемся

        В три года ребенком должны быть изучены базовые понятия, благодаря которым будет заложен базовый фундамент для его интеллектуального развития. Обычно родители предпочитают проводить подобные занятия дома, в спокойной обстановке (поскольку зачастую у ребенка трех лет имеется некий страх общества и сверстников: на групповых занятиях многие малыши смотрят друг на друга, готовые исправить даже правильный ответ, если он будет отличаться от чужого). Какие же занятия проводить с трехлетними детьми?

        Занятия с малышом 3-х лет — увлекательное дело: учим цвета

      • Счет до пяти.
      • Знание небольшого количества геометрических фигур.
      • Базовые навыки сравнения.
      • Верный подбор пары.
      • Помните, что в три года у детей не имеется долгой фиксации на одном предмете, поэтому занятия необходимо проводить часто и понемногу (лучше провести три занятия по 20 минут, чем одно по часу).

        Учим фигуры по рисункам

        Развивающие занятия могут включать в себя использование карточек, пазлов, прописей и творческих заданий.

        В три года малыш все еще может жевать бумагу, поэтому не поленитесь заламинировать карточки, чтобы Вам не приходилось на каждое занятие распечатывать новый комплект. Обычно развивающие игры с детьми проводятся по следующей схеме: Вы показываете малышу карточку с каким-либо изображением (для детей лучше выбирать максимально простые и понятные рисунки) и просите повторить рисунок, либо сказать, сколько предметов изображено на картинке. Если у вас имеется комплект парных карточек, то Вы можете попросить детей сыграть в развивающие память игры: «найди пару», «вспомни спрятанное изображение», «найди отличие» и так далее.

        Занятие с карточками решает сразу несколько задач

        Помните, что подобные занятия можно проводить не только дома, но и на улице.

        Например, в теплое время года Вы можете сделать игру по поиску сокровищ: вручите ребенку настоящую пиратскую карту (с помощью обыкновенного кофе бумагу можно состарить на несколько лет), на которой крестиками будут указаны развивающие карточки. Объясните ребенку, что ему необходимо решить задачку, чтобы иметь возможность пройти дальше.

        Если у Вас несколько детей, то можно провести настоящее соревнование (помните, что каждый из детей должен получить собственный поощрительный приз).

        Если на улице холодное время года, то подобное соревнование можно провести и дома, предварительно спрятав все хрупкие предметы.

        Для детей трех лет лучше всего подбирать крупные картинки, состоящие из небольшого числа деталей.

        Обучающие пазлы для маленьких «Ферма»

        Разрежьте развивающие картинки на вертикальные линии (они должны быть достаточно крупными). Суть занятия состоит в том, чтобы малыш собирал пазл и одновременно учил название, облик и расположение числа на числовой прямой.

        Данный материал поможет малышам развивать ручки, а также правильно писать цифры, свободно составляя из них числа. Подбирайте прописи так, чтобы линии в них были достаточно крупными и четкими.

        Раскраски с цифрами можно давать детям с 3-х лет

        Они особенно любимы детьми, поэтому старайтесь использовать эти развивающие материалы как можно чаще. Благодаря своей компактности, раскраски могут быть использованы как дома, так и на улице в любое время года. Для детей трех лет постарайтесь подобрать раскраски, в которых употребляется не только изображение числа, но и его письменное название (это поможет тренировать чтение и речь).

      • Нахождение и обоснование ошибок.
      • Нахождение сходств и различий.
      • Запоминание слов и картинок.
      • Концентрация внимания.
      • Последнее особенно важно: занятия со многими детьми трех лет осложняются тем, что ребенку нужно много двигательной активности, а, если ее не дают, то малыш проявляет свое недовольство в виде плача и истерик. Именно поэтому составляйте занятия грамотно: не более 20 минут, причем через 10 минут после начала занятия рекомендуется сделать небольшую физкультурную минутку.

        Игровое занятие можно проводить в любом месте

        Если Вы занимаетесь дома, можете в качестве поощрения за активную работу пойти погулять с отпрыском туда, куда захочет именно он.

        Как можно чаще играйте с чадом в ассоциации и противоположности (таким образом тренируется быстрота реакции, речевое и логическое мышление). Для детей трех лет особенно актуальны сказки, поэтому рассказывайте сказку с небольшой ошибкой, которую нужно исправить (например, время года — лето, а рассказчик говорит: «сегодня мы пошли кататься на санках»).

        Игры на улице можно сделать обучающими

        Если Вы занимаетесь дома, дайте малышу несколько карточек с разными предметами, предложив добавить недостающие — таким образом, вы дополнительно будете развивать у детей фантазию.

      • Предложения должны насчитывать не менее 5-6 слов.
      • Малыш должен уметь называть свои личные данные.
      • Четкое различение признаков какого-либо предмета.
      • Знание нескольких действий (ходит, плачет, говорит, мяукает и так далее).
      • Речевое занятие перед зеркалом

        Если Вы занимаетесь дома, подготовьте кубики или карточки с буквами, чтобы малыш продолжал составлять из них слова. Помните, что у детей трех лет все еще не очень хорошо развита память, поэтому не задавайте малышу выкладывать сложные слова или повторять длинные предложения

      • Самостоятельное одевание одежды.
      • Вырезание картинок.
      • Раскрашивание картинок.
      • Знание базовых правил аккуратности.

      В 3 года малыша надо обучать самообслуживанию

      Если занятия проводятся дома, то развешивайте по всей квартире плакаты с правилами гигиены — проходя мимо них, малыш подсознательно будет запоминать их (помните, что отпрыска трех лет можно научить очень быстро, а вот подростка 16-17 лет научить уже ничему не удастся).

      Также стремитесь развивать творческое начало у сына или дочки: хотя бы раз в 2-3 месяца устраивайте тематические праздники, на которые можно подготавливать костюмы, декорации, сценарии и даже несложные блюда.

      Таким образом Вы будете постепенно говорить малыша к самостоятельной жизни, между делом развивая творческое начало.

      Если у Вас недостаточно времени на проведение такие мероприятий, то постарайтесь хотя бы иногда готовить поделки из обыкновенных бытовых предметов: птички из стаканчиков, домики из коробок и так далее.

      Что должно быть изучено ребенком?

    • Названия нескольких животных.
    • Названия разнообразных растений.
    • Отличие овощей от фруктов, ягод и грибов.
    • Знание основных природных явлений.
    • Знание времен года и суток.
    • Занятия с крупами учат аккуратности

      Заранее приготовьте карточки с изображениями различных птиц, животных и растений. При этом старайтесь выбирать тех существ, которые встречаются именно в Вашем городе, чтобы можно было при прогулке показать малышу птицу или зверя и рассказать о них что-то интересное (при этом не стремитесь загрузить ребенка непонятными и сложными фактами, вместо этого рассказывая интересные истории и рассказы).

      Физическое развитие также важно для малыша, как и интеллектуальное. Это связано с тем, что, когда чадо пойдет в школу, у него будет не только уроки физической культуры, на которых необходимо выполнять все задания на ловкость, силу и выносливость, но и подвижные игры с одноклассниками на переменах. если ребенок по каким-то причинам не сможет принимать участие в них, то количество его возможных друзей рискует сократиться.

      Каждое утро начинайте с несложной зарядке, включающей в себя упражнения на разогрев мышц, растяжку и обязательный легкий бег.

      Спортивные занятия малыши очень любят

      Если у Вас дочка, то включите в программу разнообразные танцы — обычно они приходятся по душе именно малышкам, мальчики же предпочитают игры с мячом и прыжки.

      Обязательно используйте снаряды для упражнений: скакалки, разнообразные мячики, детские гантельки, яркие обручи и гимнастические коврики — все это поможет ребенку выполнять упражнение с большим качеством и удовольствием, при этом снижая риск получения травмы.

      detki.guru

      Что такое детский стресс и как с ним бороться

      Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

      Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая.

      Что такое детский стресс?

      Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

      Как понять, что ребенок испытывает стресс?

      Увлеченным своей жизнью и взрослыми проблемами родителям иногда тяжело бывает определить, что ребенок испытывает стресс. Кроме того, иногда имеют место некоторые стереотипы, которые скорее применимы к нам, взрослым.

      Например, если ребенок сидит и играет, то значит, у него все хорошо. Или увлеченный футболом хулиган вдруг стал приносить домой одни пятерки. Радуясь и нахваливая ребенка за то поведение, которое нравится им, родители могут и не подозревать, что на самом деле малыш может очень сильно переживать.

      Как точно определить, происходит ли с ребенком что-то тревожное, советует Ирина Долгая: «Во-первых, все мамы знают, как ребенок ведет себя, если у него все хорошо. Вдруг вы замечаете обратное поведение. Например, егоза, которого обычно невозможно уложить в постель целый час, сам лег, затаился и лежит не шелохнувшись. Или обычно спокойный и медлительный ребенок начинает суетиться и бесцельно метаться.

      Во-вторых, обращайте внимание на физиологические проявления: ухудшение аппетита, нарушения сна, энурез, покраснение или побледнение кожи, ребенок молчит или кричит, или плачет, испуганный взгляд, начал заикаться, невнятно бормотать и т.п.».

      В любом случае — сохраняйте спокойствие: возможно, изменение поведения было вызвано совсем другими причинами. Ребенок, например, просто повзрослел и начал хорошо учиться (или влюбился в отличницу и хочет ей понравиться) или, напротив, изменение поведения было вызвано тем, что стресс у ребенка прекратился, а вы и начала его не заметили. Словом, тревогу бить не нужно, но перестраховаться и поговорить с ребенком все же стоит.

      Обращайте внимание также на то, как именно проявляются симптомы, которые вас тревожат. Например, разлука с мамой или папой вполне может вызвать слезы у дошкольника, но если такое поведение наблюдается и позже, то есть повод задуматься.

      Смотрите на то, что ребенок рисует или как играет: нарисованные «войнушки» могут быть не только признаком того, что ребенок переиграл в компьютерные игры, но и знаком чего-то более серьезного. Например, признаком того, что ребенок сильно переживает, что родители постоянно ругаются.

      Причины детского стресса

      Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

      Обратите внимание на то, что мы расположили причины, предложенные нашим экспертом, по степени важности для ребенка. Если вы постоянно ругаетесь с мужем (даже если не в присутствии ребенка), не нужно думать, что малыш стал молчаливым и потухшим из-за боязни врачей или частого просмотра телевизора:

    • семейные — рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);
    • катастрофы, беды, несчастья — смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;
    • социальные — страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;
    • страхи — внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;
    • телевизор, компьютер — повышенная эмоциональная нагрузка;
    • медицинские — травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;
    • другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..
    • Кроме того, стресс на одном уровне (например, развод родителей) сильно влияет на чувствительность ребенка в других «опасных» сферах. Например, делает его более агрессивным к другим людям, поэтому у него могут возникнуть проблемы в школе.

      Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

      Вреден ли детский стресс?

      Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

      Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

      То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

      Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

      Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка

      Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

      Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

      1. Оставление ребенка один на один со стрессом

      Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае — депрессии, неврозов и других психических заболеваний.

      Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

      Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость.

      3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

      При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие. И вернуть его будет уже очень сложно.

      Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

      Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

      1. Разделите переживания малыша

      Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

      2. Определите, почему малыш переживает

      Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

      3. Объясните малышу честно, что происходит

      Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

      Объяснить непонятное можно, например, так:

    • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
    • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты — новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
    • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».
    • На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

      4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

      Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

      При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

      Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

      Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

      Наш эксперт для избавления от негативных эмоций предлагает завести дома мешочек для крика, устроить битву подушками или пускать мыльные пузыри. А может, включить любимую музыку и танцевать всей семьей? Это будет полезно и взрослым, и малышам.

      www.passion.ru