Расстройства

Стресс это в психотерапии

19.06.2018

Было установлено, что организм всегда реагирует одинаковыми реакциями на разные раздражители.

В процессе изучения этого явления сформулировано такое понятие, как стресс. В теории стресса речь идет о гомеостазе – постоянстве среды организма, который существует в определенных узких рамках. Все ситуации, которые выводят человека из этих рамок, приводят к возникновению стрессовых состояний. Стресс – это нормальное явление, но иногда по психологическим или физиологическим причинам организм не справляется.

Одной из предпосылок стресса являются внутриличностные конфликты, их разрешение и является областью приложения усилий психотерапевта и его клиента. Конфликты установок, убеждений, когнитивный диссонанс — конфликт ожидания и реальности — не только приводят к неврозам, но и являются стрессовыми факторами, действуют неспецифически на организм человека.

При стрессе происходит следующее:

1. Бьют тревогу все защитные системы организма, которые мобилизуются, разворачивают свои защитные функции для возращения организма к функционированию – борьбе, активному реагированию.

2. Включается стадия развернутого стресса – работают все специфические и неспецифические защитные системы. Эта стадия может продолжаться несколько минут, дней, а может длиться годами, в зависимости от того, сколько действует раздражителем тот фактор, который выводит человека из равновесия.

3. Если второй период продолжается достаточно долго, наступает стадия истощения, астении или хронической усталости, и на человека начинают «сыпаться» различные заболевания.

Существует более 800 техник выведения человека из состояния стресса, но крупных признанных подходов не так уж много.

Гештальт-терапия, как первая помощь при стрессе

Этот метод создает необходимость клиенту сфокусироваться на всех нюансах своего состояния. В процессе терапии пациент начинает понимать, что положительные изменения начинают происходить не тогда, когда он стремится изменить свое состояние, а именно начиная с того момента, когда он глубоко принимает особенности своего нынешнего самочувствия. Задача, которая стоит перед психотерапевтом – вызвать у клиента желание экспериментировать и пробовать маленькие элементы желаемого нового, признавая особенности своего нынешнего состояния. Новое – это всегда источник стресса.

Психотерапия стресса внутри кабинета выглядит как профессиональная работа, но не без мистики и чудес. Атмосфера – уважительная и неподобострастная. Терапевт проявляет внимание к развитию и развертыванию потребностей клиента, выявляя моменты, которые могут не понравиться в своих проявлениях. Обычно – это разговор, где терапевт больше молчит, а говорит, в основном, клиент. В ходе диалога психотерапевт обращает внимание на чувства и серьезные переживания клиента и может проводить различные эксперименты. Принцип этого метода психотерапии при стрессовых состояниях заключается в том, что врач не руководит жизнью клиента и не направляет его туда, где, по его мнению, есть жизнь без переживаний и стрессов. Его роль заключается в том, чтобы помочь пациенту узнавать и осознавать особенности своей жизни так, чтобы в результате терапии у клиента возникало большее количество вариантов выбора, а точнее – доступного, осознаваемого выбора, для которого есть ресурсы. Стресс оставляет в теле след – от гормональных изменений до статичных мышечных напряжений, изменений в осанке, походке, мимике. Терапевт помогает замечать клиенту происходящие телесные феномены. Замечая эти явления, человек яснее осознает свое состояние, желания, варианты реагирования.

Терапевт помогает клиенту в трудной борьбе с собственными дилеммами найти свой оптимальный путь и является соучастником происходящих с клиентом действий, правда со специфической ролью. Главный принцип гештальт-терапии — здесь и сейчас. Это очень живая практика. Отсроченные эффекты этого метода учат клиента замечать процессы, то есть выполнять «домашнюю работу». Основная задача психотерапевта – обучить клиента хорошо «работать» со своими процессами и потребностями. Навыки уносятся домой, в обыденную жизнь. В результате «проработанный» пациент или, чаще говорят, клиент, может самостоятельно справляться со стрессами, выбирая обстоятельства, способы реагирования, поощряя и поддерживая себя.

Когнитивно-поведенческая терапия при стрессе

Одно из ведущих мест по популярности и доказанной эффективности в помощи при стрессе занимает когнитивно-поведенческая терапия. Основная суть и смысл этого метода исходят из названия. Когнитивно – значит мысль, суждения, познания, поведенческая – поведение.

Психотерапия стрессовых состояний с помощью когнитивно-поведенческой терапии строится на принципах теории обучения. Суть, которую психотерапевт в ходе общения доносит до клиента – представление о том, что человек может совершать ошибки. Принцип подхода подразумевает, что состояние стресса может влиять и на мыслительную деятельность человека и на его поведение. Не бывает стресса без внутриличностного конфликта. Психотерапия стресса ведет к его поиску и подразумевает работу не только с поверхностными промежуточными мыслями и рациональными установками, но и идет глубже – к ядру личности, к системе отношений и к конфликтам, которые там возникают. Именно они являются причиной стрессового состояния, которое наблюдается на поверхности.

Задачей психотерапевта является обучение клиента смотреть на себя со стороны и таким образом получать больше информации о себе, учиться менять свое мышление и поведение – это то, что лежит в фокусе метода когнитивно – поведенческой терапии. Анализ от поверхностных произвольных мыслей к более глубоко лежащим – автоматическим и убеждениям, которые за этим прячутся, разъясняются клиенту в процессе терапии. Отношения внутри кабинета партнерские, без приказов, ответственность полностью делится между пациентом и врачом. Эти партнерские отношения подразумевают разъяснение модели стрессового расстройства. Пациент начинает понимать, каким образом он делает себе плохо, как может взглянуть на это со стороны и как может измениться. В методе когнитивно-поведенческой терапии при стрессе важны три принципа:

1. Осознание актуальной проблемы.

2. Формирование альтернативы. Психотерапевт учит, как поступать, какие существуют алгоритмы обработки информации, как необходимо выстраивать отношения.

3. Закрепление в обычной жизни.

В результате этого метода, клиент не только начинает понимать свое поведение, но и учится трансформировать его. Фокус внимания этого подхода – поддержать клиента в некой новой практике.

Гипноз как помощь при стрессе

Гипноз способен оказать весьма хорошую помощь при стрессе. Гипноз, применяемый в лечебной практике, выглядит несколько иначе, чем в других областях. Это – больше гипно-суггестивное воздействие, внушение, которое позволяет человеку расслабиться. При помощи гипноза психотерапевт снимает в очагах возбуждения коры головного мозга те острые моменты, которые возникли, остановились, «застыли» и не могут подвергнуться исправлению процессами торможения – так можно преподнести в павловских терминах. Использование психотерапевтами в практике психотерапии стрессовых расстройств внушения, как правило, дает очень хорошие результаты. Известно, что гипнотические техники применялись еще в глубокой древности. Врачи используют профессиональные тексты для внушения, самые опытные — импровизируют. Применение гипноза помогает в короткое время снять эмоциональное и психическое напряжение.

Стресс – это не бытовое понятие, хотя в быту человек вполне может осознать состояние стресса у себя и помочь себе. Это биологическое явление, которое нужно понимать и замечать. Когда клиент приходит за помощью, задача психотерапевта заключается в определении стадии стресса, если пациент действительно в нем находится. От этого зависит подбор метода успешного лечения, позволяющего уберечь человека от серьезных осложнений. Психотерапия стрессовых состояний, таким образом, направлена на расслабление, успокоение и отдых пациента, а также на поиск неосознаваемых стрессовых факторов, помощь в работе с осознаваемыми стрессовыми факторами.

www.moscom-psy.com

Врачи нередко считают психотерапевтов, не имеющих медицинского образования — шарлатанами.

Две основные формы современной психотерапии – это клиническая (медицинская) и психологическая помощь, клиническая и психологическая психотерапия. Можно сказать, что это две совсем разные области деятельности, объединенные общим названием: «психотерапия». Медицинская и психологическая помощь имеют разные стандарты и требуют разной профессиональной подготовки.

В рамках медицинских стандартов помощь оказывается больному, пациенту, по назначению врача. Обязанность пациента посетить врача, пройти обследование и выполнить назначенные ему процедуры. Если пациент выполнял назначенные процедуры, ответственность за результаты лечения несет врач.

Строго в рамках стандартов медицинской помощи работает клиническая психотерапия. Как медицинская специальность, она работает в рамках понятий «пациент», «диагностика», «клиника», «нозология», «механизмы патологии», «лечение», «эффективность», «прогноз», далее «история болезни», «юридическая ответственность за больного» и т.п.

Стандарты психологической помощи — другие, более демократичные и менее директивные. Обязательных направлений и предписаний здесь нет, как нет и отношений «врач — больной». Здесь есть «клиент», свободный человек, который может обратиться к психотерапевту с запросом о помощи, с запросом о патронаже, и прекратить общение с психотерапевтом, когда также сочтет нужным. Позиция клиента активна: «Я решаю, нужна мне психотерапия — или нет, что мне делать, а что мне не подходит», но в этом случае и ответственность за результаты психотерапии лежит одинаково и на психотерапевте, и на клиенте. Отношения — на равных.

В рамках медицинских стандартов задача врача — избавить человека от страданий. Если врач начинает заниматься чем-то другим, он уже не врач. Стандарты психологической помощи разрешают психотерапевту заниматься любой помогающей тематикой, например улучшением семейных отношений клиента или его личностным ростом. Современная психотерапия не сводится к лечению, ее задачи гораздо шире.

Клинической психотерапией может заниматься только врач, имеющей медицинское образование. Специалист, практикующий психологическую психотерапию, должен иметь психологическое образование.

Издавна и до сих пор актуален спор между клинической и психологической психотерапией. Мнение врачей: «Психотерапия, в которой психотерапевт медицинского образования не имеет — недопустима. Психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие клиническую подготовку. Все остальные — шарлатаны». Мнение психотерапевтов с психологическим образованием — другое, они считают, что многим клиентам в решении их проблем они могут помочь вполне профессионально.

Чаще в рамках практической психологии работа с проблемами называется проще — терапия, а психотерапевт — просто терапевтом.

Психотерапия нужна клиентам, умственное, душевное и телесное состояние которых делает малореальной нормальную психологическую консультацию. Это могут быть клиенты в состоянии аффекта или легко в него впадающие, клиенты с серьезной зависимостью или депрессией, клиенты с жесткими проблемными убеждениями, тем более с установкой «Я прав — все остальные неправы и виноваты». Нередко это те, кто не хочет выходить из позиции Жертвы, клиенты с неосознаваемыми, но серьезными выгодами в своем неврозе. Сильные телесные зажимы или низкий интеллект — сюда же. А также — разнообразные дурные привычки или тяжелые невротические реакции, делающие человека малосоциальным и исключающие нормальную работу в психологической группе.

Известно как минимум, около 450 подходов в психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Тем не менее, поле психотерапии можно представить вполне разумным образом, если знать основные направления в психотерапии и основные подходы. Это дает возможность любую конкретную психотерапевтическую школу (гештальт-подход, НЛП, транзактный анализ либо психосинтез) отнести к конкретной ветке, направлению и подходу, соответственно знать возможности и ограничения этого подхода, какие задачи он решает, какие нет, и кому он может быть показан.

Можно привести список различных подходов (школ) в психотерапии, не соотнося их ни с основными направлениями, ни с основными подходами. Просто список, см.>

Психотерапия с маленькими детьми имеет свою специфику, как и работа с подростками и людьми пожилыми. Есть своя специфика в психотерапевтической работе с женщинами и мужчинами, при работе с жертвами терактов и катастроф, в работе с алкоголиками и зависимыми людьми. Какая? См.>

Большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями: психодинамическое направление, когнитивно-бихевиоральное и гуманитарное направление. См.>

Методика психотерапии

Методика психотерапии включает в себе выбор формы работы (краткосрочной или долгосрочной, групповой или индивидуальной), направление работы, подбор методов, осуществление психотехнических действий и контроль эффектов. См.>

Психотерапия в человеческой жизни

Кому и когда нужна психотерапия? На какие потребности отвечает современная психотерапия? Что такое больная психотерапия? Сегодня психотерапия является не только лечением, но и бизнесом. Каким? См.>

www.psychologos.ru

Что такое помощь психолога? Психотерапия — какой она бывает?

Какой бывает психотерапия и кому она нужна?

Вы раздумываете о психологической помощи, но еще не очень отчетливо представляете себе, в каком виде она возможна? Давайте попытаемся сориентироваться в этом вопросе.

Существует множество форм и техник психотерапии , в которых неспециалисту достаточно легко запутаться. Однако, можно систематизировать все имеющиеся подходы в психотерапии по нескольким критериям.

Директивная психотерапия

Это, прежде всего, психотерапия внушением: гипноз и окологипнотические техники, использующие состояние гипнотического транса . Метод основан на четком разделении ролей: врач — пациент . Авторитет врача здесь непререкаем. Врач «знает» что необходимо больному и авторитетно «имплантирует» ему свое знание: «дает установку».

При этом, как правило, врач «не углубляется» в проблему пациента, не исследует его внутренний мир и не занимается анализом его личной истории. Основная цель директивной психотерапии — адаптация пациента к окружающей среде, социуму.

Поведенческая психотерапия

Эта форма психотерапии широко распространена на Западе, особенно в США . Основа поведенческой психотерапии — учение нашего соотечественника Павлова и американского ученого — бихевиориста Уотсона.

Основная задача поведенческого психотерапевта скорректировать поведение пациента. Психика и процессы в ней происходящие, для поведенческой психотерапии отходят на задний план, если не исчезают вовсе. Поиск и реализация способов повлиять на внешне наблюдаемое поведение — вот основная задача поведенческого психотерапевта. Основным рабочим фактором здесь выступает «подкрепление». Подкрепление может быть негативным (наказание, в самом широком смысле этого слова) либо оно может быть позитивным (поощрение). Манипулируя то позитивным, то негативным подкреплением бихевиоральный психотерапевт пытается повлиять на поведение пациента в нужном направлении. Конечная цель все та же — адаптация.

Рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия — это психотерапия, основным методом которой, является разъяснение. Рациональный психотерапевт занимается, прежде всего, сознательными, рациональными представлениями пациента. Акцент здесь ставится на трансформации «неправильных»(ложных, искаженных) представлений пациента о себе и о мире в направлении «правильных»(конструктивных, адаптивных) представлений. И, опять таки, финальное устремление рационального психотерапевта способствовать адаптации пациента к его окружению.

Глубинная психотерапия

И, наконец, последняя в списке, но далеко, не последняя по значимости — глубинная психотерапия. Глубинная психотерапия это, прежде всего, психоанализ и аналитическая психология К.Г. Юнга. Это «многоуровневая» система знаний, придавшая психологии качественно новое измерение. Центральным и радикальным понятием введенным психоанализом, выступает понятие, бессознательного. Психоанализ признает факт не только его присутствия, но и сильнейшего воздействия на функционирование личности. Это признание определило судьбу психоанализа как метода познания и как психотерапевтической процедуры. Произошел, без преувеличения, «копернианский» переворот в психологии. Ж. Лакан, очень точно, назвал это событие «ниспровержением субъекта»- разрушением воображаемых представлений человека о своем «Я, как о центре психической вселенной. Был открыт мир «не -Я» и его огромное влияние на сознательную личность Оказалось, что человек не «хозяин» в своем доме. Возродился интерес психологов к проявлениям «не -Я», к снам и симптомам. Сновидения провозглашаются «королевской дорогой к бессознательному.

Психоаналитики учатся толковать сны, пытаясь понять необычный новый мир, так отличающийся от привычного бодрствующего сознания, они стремятся учесть и в последствии помочь пациентам осознать глубинные смыслы, запечатленные в символике их сновидений. Содержание бессознательного требует осмысления и проработки. Именно этим определяется необходимость прохождения личного анализа самим психоаналитиком. С тех пор принцип «Познай самого себя» необходимо применять в равной степени к обоим участникам психоаналитического процесса, к клиенту и к психотерапевту. Ключевым, здесь, является именно познание самого себя, а не просто наработка психотерапевтом понимания клинических симптомов и синдромов, овладение психотерапевтическими методами, техниками и способами их применения. Психиатр, в своей работе не сталкивается с требованием самоанализа: он в белом халате, и этим, как будто, все сказано.

В заключении заметим, что все перечисленные формы психотерапии в качестве технически целесообразных процедур могут использоваться практиками различных направлений, если того требует состояние пациента. Ключевым принципом должно оставаться правило: психотерапия для пациента а не пациент для психотерапии.

В нашем центре вы можете пройти курс психотерапии и психоанализа и получить реальную психологическую помощь. Для записи на первичную консультацию позвоните по тел. 517-96-97 (Москва).

Вспоминая забытое: психодинамический подход в психотерапии

Психотерапия предназначена для людей, страдающих от блокирования эмоционального роста или неадекватных способов реагирования на внутренние или внешние стимулы. Этот процесс имеет две составляющие: одна из них связана с личностным развитием, вторая же может быть названа лечебной , или корригирующей. В процессе психотерапии пациент вспоминает вызвавшие травму события. В ходе психотерапии выявляются также защитные психические механизмы , созданные пациентом для того, чтобы защитить себя от болезненного осознавания таких событий. Вместе с тем, у клиента формируются реалистическое восприятие своего жизненного опыта и способность конструктивно справляться с трудностями, возникающими в его теперешней жизни . >>

Динамическая психотерапия

Психотерапия представляет собой оплачиваемые профессиональные отношения, в которые клиент вступает, пытаясь избавиться от душевных страданий. (Различные синдромы таких страданий представлены в классификации DSM -III- R). Пациент платит за лечение, будучи убежден, что, во — первых, психотерапевт прошел основательную подготовку и владеет методами диагностирования и лечения и, во — вторых, психотерапевт сам прошел полный курс психоанализа, а это дает основания полагать, что он избежит в работе с клиентом контрпереноса и будет способен слушать то, что старается сообщить ему клиент , не отвлекаясь на собственные потребности. Только в психоаналитической психотерапии осуществляется это важное условие, позволяющее выявить корни психопатологии клиента , а затем рассмотреть их и проработать . Если предпринимается попытка устранения симптома прежде всего с помощью каких — либо отношений, — то мы говорим о поддерживающей психотерапии. >>

Психотерапия по Адлеру

Психотерапия по Адлеру отличается от многих других видов психотерапии характером психотерапевтических отношений, формой и содержанием оценки личности (осуществляемой с помощью анализа стиля жизни); вниманием, уделяемым социальным последствиям стиля жизни клиента; а также эклектизмом методов, используемых для изменения ориентации пациента и его переобучения в сфере социального интереса. В основе этого направления психотерапии лежит разработанная Адлером теория индивидуальной психологии. Согласно теории психотерапии Адлер, самым основным желанием человека является желание быть частью какого — либо сообщества , войти в него, отыскать в нем свое место . Чтобы осуществить такое желание, люди намечают определенные цели, определяют, что они должны делать или кем должны стать . При этом, правда, они бывают озабочены своей полноценностью и нередко имеют неверные представления о человеческой жизни. Клиенты относительно легко могут распознать то, к чему стремятся, и затем увидеть себя стремящимися к этим целям в различных ситуациях. >>

Краткосрочная психотерапия

Краткосрочная психотерапия с использованием метода провоцирования тревоги (или КПСИМПТ) отличается от других форм краткосрочной динамической психотерапии тем, что в ней используются самые строгие критерии отбора подходящих для этого вида психотерапии пациентов, а также тем, что в рамках этого направления осуществляется крупномасштабное обследование пациентов в случаях, когда фокус психотерапии составляет неразрешенный эдипов комплекс. Кроме того, в отличие от основных видов краткосрочной психотерапии в КПСИМПТ заранее не предусматривается определенное число психотерапевтических сессий. Краткосрочная психотерапия с использованием метода провоцирования тревоги была разработана в середине 50-х годов в Психиатрической клинике главной больницы Массачусетса в Бостоне, в то время в самой большой клинике этого региона. Оказалось, что молодые студенты, жаловавшиеся на легкую депрессию, фобии, навязчивые состояния страхи и проблемы в межличностных отношениях, способны разрешать эмоциональные конфликты, лежащие в основе их психологических трудностей. >>

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

psystatus.ru

Стресс это в психотерапии

Предлагаю разовые и постоянные релаксационные встречи (вечером 90 минут).

Авторский высокоэффективный релаксационный комплекс, разработанный телесно-ориентированным психотерапевтом Минченковым Андреем Викторовичем.

Если у Вас есть постоянное напряжение в теле, головные боли, вялость и усталость, то это предложение для Вас!

Стресс в жизни современного человека занимает одну из лидирующих позиций, по времени очень продолжителен и зачастую имеет хроническую форму. Чем же он так опасен!?

В момент стресса на внешнее событие в кровь выбрасывается большое количество адреналина, сердце начинает биться учащённо и давление повышается. Все это нам необходимо для совершения экстремальных действий по преодолению опасной ситуации. Дело в том, что от наших предков нам досталась эта функция по наследству. В то время она была архи важной составляющей жизнедеятельности человека предназначенная для выживания. В момент страха адреналин мобилизует организм на высокоэнергетические действия для того чтобы убежать от опасности или напасть.

Современный человек, живущий в мегаполисе как никто подвержен влиянию стресса. С ним приходится сталкиваться ежедневно. На работе и дома, в метро и на улице, бытовые проблемы и трудности, постоянное напряжение которое не находит выхода, приобретает хроническую форму.

Выработанный и «несгоревший» адреналин никуда не девается, так как активных физических действий не совершалось, что впоследствии становиться ядом для организма. Напряженные мышцы, так и не выполнили физическую отработку, оставаясь в напряжённом состоянии, блокируя тем самым нормальный кровоток в этих местах. Если своевременно с этим ничего не делать, то впоследствии это может приводить к самым нехорошим заболеваниям от боли в теле и искривления позвоночника до онкологических заболеваний.

Релаксационный комплекс способствует сбросу напряжения и расслаблению всего организма на физическом и психологическом уровнях. Результат чувствуется сразу. Снимать напряжение рекомендуется по мере его накопления и зависит от многих факторов. Дело в том, что человек ко всему привыкает. Т.е. новый уровень напряжения со временем входит в привычную «норму», но настоящего гомеостаза так и не наступает. Затем еще и еще стрессы, пока не наступает тот критический уровень напряжения, когда это все начинает проявляться в тяжелых последствиях в виде различных болезней.

Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Термин «стресс» впервые для обозначения напряжения, прикладываемого к системе, предложил в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Ещё будучи студентом, Ганс Селье обратил внимание на то что, у всех пациентов, страдающих от самых различных заболеваний, имеется ряд общих симптомов. К ним Селье отнёс потерю аппетита, исхудание, мышечную слабость, мышечные боли, разбитость, сонливость.

Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций. По Селье «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами».

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены).

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. … С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» (Селье Г., «Стресс жизни».)

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс. В результате стресса возникает депрессия

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

нежелание что-либо делать;

потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

возбуждённое состояние, желание идти на риск;

частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием;

нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

Что может быть источником стресса:

травма или кризисная ситуация;

мелкие ежедневные неурядицы;

конфликты либо общение с неприятными людьми;

препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

ощущение постоянного давления;

несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

сильные позитивные эмоции;

ссоры с людьми и особенно с родными. (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

переезд из одной страны в другую.

пожилые люди и дети;

люди с заниженной самооценкой;

люди, злоупотребляющие алкоголем;

люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Методы нейтрализации стресса:

Психологические (Аутогенная тренировка, медитация, рациональная психотерапия и т. д.)

Физиологические (Массаж, акупунктура, физические упражнения)

Биохимические (Транквилизаторы, фитотерапия)

Физические (Баня, закаливание, водные процедуры)

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

Использование стресса для раскрытия истины или психологической манипуляции

Детектор лжи — устройство для проверки истинности слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением или ответами.

«Интервью стресса», в кадровой работе — способ опроса, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и смущает поступающего на работу неожиданными вопросами.

Эти методы хорошо описываются понятием «Провокация».

Слово стресс очень понравилось журналистам, и используется ими для описания множества ситуаций («Стресс в стране, организации, обществе»). Эти аналогии, достаточно отдалённые и неточные, искажают смысл термина, предложенного Селье.

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Этот текст основан на статье «Стресс » из свободной энциклопедии Википедияи распространяется на условиях «GNU Free Documentation License»

teleska.pro

Побочные эффекты психотерапии.

Еще один пост по мотивам письма с вопросом о психотерапии и чем это может закончится. Хочу особо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве случаев это заканчивается нормально, и люди таки получают то, зачем они ходят к психотерапевту. Метод лечения это прекрасный и перспективный, помогающий миллионам людей улучшить свою жизнь.Но, так как нету в мире совершенства, то «случаи бывают».

Вспомнился один эпизод. В период «разгула» НЛП в нашем регионе, учиться психотерапии и личностно расти ходили все, кому было не лень. Когда вспомню какая вакханалия в этом вопросе царила в те времена, просто ужасть берет. Просто некто брал и читал книги основоположников этого метода, потом брал лицензию на ведение этих тренингов, и лицензию на выдачу лицензий и обучал всех желающих с выдачей соответствующих сертификатов. Таких «нэлперов» у нас в достатке было. Естественно, показанием к обучению и лечению было наличие энной суммы и желание приобщиться к латанию душ человеческих, а противопоказания отсутствовали. Так вот, некий гражданин в попытке отыскать внутренние субличности, которые он представлял в виде внутренних органов, начал взывать к ним. И через недельку органы ответили на его зов. В буквальном смысле. Мало того, что ответили еще и начали его учить жизни, и такой у них спор разгорелся к ночи, что дяденька начал угрожать своим органам немедленным хирургическим удалением, если те не заткнуться. Даже дошел до приемного покоя одной из больниц и потребовал хирурга. Оттуда и был госпитализирован в стационар другого профиля.

В широких массах считается, что психотерапия это аки бальзам для душевных ран и нету ничего полезнее и правильнее, чем ходить к психотерапевту. А что тут такого? Это просто с тобой будут калякать о проблемах и давать всякие умные советы.

Однако, хочу заметить, что еще Фрейд говорил, что иногда при лечении таким способом могут наблюдаться не уменьшение симптомов, а наоборот их усиление. Почему? А черт его знает, мысль он свою, как мне известно, полностью не развил. Но чем психотерапия существовала дальше, тем больше и больше разных подтверждений этому было. Да, побочные явления встречались нечасто, но все таки имели место, и поэтому, для того чтобы оптимизировать эти негативные явления начали разбираться в чем же было дело.

Во-первых, не сложно догадаться, что в психотерапии присутствуют 2 части. Это непосредственно психотерапевт и тот ( или те) кто находится на положении клиента. Сбои могут быть с обеих сторон.

Начнем с психотерапевта. Психотерапевт, это главный инструмент (с) психотерапевтического процесса. Если процесс это забивание гвоздя, то пила нам точно не понадобится. Есть люди, которые не склонны к этой работе. Ими движут разные мотивы, но не помощь клиента. Не обязательно это какой-то злодей, который целенаправленно пытается попользоваться клиентом. Просто психотерапевт такой же человек, как и его клиент и поэтому имеет собственные проблемы, которые могут и быть основной причиной его желание посвятить себя этому делу. Поэтому, для того чтобы стать психотерапевтом, человек должен пройти достаточно серьезную психотерапию сам в качестве пациента. Он должен знать себя, чтобы не вносить дополнительный сумбур в психику больного ( клиента). Кроме того, возвращаясь к забиванию гвоздей, если у нас все-таки молоток, то он должен иметь определенные параметры, чтобы быть полезным в процессе. Психотерапевт должен иметь специальное образование. Это значит, что психотерапевт должен понимать, с чем он имеет дело. Если специалист этого не видит патологии и не понимает ее, то он может представлять опасность и для себя и для больного.

Несколько слов о пациенте. Методов психотерапии очень много, но существуют определенные состояния человеческой психики, при которых психотерапия не желательна, особенно групповая. Это острые психозы , особенно с бредом отношения, преследования и воздействия, низкий интеллект. Крайне осторожным с психотерапией нужно быть в тех случаях, если есть выраженные расстройства личности, особенно возбудимого типа. Эти граждане могут повести себя во время группового сеанса агрессивно, что может весь психотерапевтический процесс пустить под откос. Хотя многие расстройства тревожного спектра являются прямым показанием для психотерапии, но нужно учитывать. Что в силу особенностей личности эти люди крайне чувствительны к неблагоприятным эффектам. Тут же не грех упомянуть и истерических пациентов, с которыми опять же могут возникнуть проблемы из-за того, что они могут понять психотерапевта не правильно. Поэтому, для психотерапии желателен достаточно строгий отбор пациентов.

Во вторых, говоря о собственно побочных эффектах психотерапии можно выделить таковы 5 видов ( Карвасарский).

1ый- это утяжеление основных симптомов.

2-ой- это появление новых неблагоприятных симптомов. Это:

— потеря межличностных связей ( Если даже межличностная связь является патологичной, простой ее разрыв не является экологическим для личности, человек. не должен уходить в никуда, должна произойти замена связей с патологических на правильные. Особенно, это касается разрыва с семьей.)

— появление признаков депрессии или мании( повышенного настроения)

— появление психосоматических расстройств

— аффективная неустойчивость ( плаксивость, гневливость)

— злоупотребление алкоголем и наркотиками

3-ий Бегство в болезнь. Больной находит у себя неизлечимую психологическую проблему, с которой потом ходит по психотерапевтам.

4-ый Зависимость. В этом контексте обсуждается так называемый «психотерапевтический культ» когда больной полностью перекладывает все свои проблемы на плечи психотерапевта, мудрого и прозорливого, становится зависим от его мнения, сеансов, и терапевт охотно принимает на себя эту роль.

5-ый Негативные социальные последствия – необдуманные разводы, увольнения, операции с имуществом).

Конечно, посмотрев на побочные эффекты можно сказать, что многие из них могут оказать благотворное влияние на личность, но стоит помнить, что психика конечно пластичное явление, но не до бесконечности. Личность можно изменить, но если благотворные явления происходят на 3-ий день психотерапии, это должно настораживать. Либо все вернется на круги своя еще через 3 дня, либо ваш пациент будет еще нуждаться в лечении ПТСР. Любые, даже и самые хорошие изменения это стресс. Чем более неожиданно счастье свалится на голову клиенту, тем более вероятно, что последствия стресса будут весьма ощутимы.

Нужно сразу сказать, что побочные эффекты могут возникнуть во время психотерапии у специалиста с любым уровнем подготовки и стажем. Разница между опытным и не опытным психотерапевтом в том, что первый не пускает это все на самотек и немедленно принимает меры, не придумывая никаких сверхестественных причин о «сверхмощном катарсисе». В принципе, все равно, как это будет названо, но эти признаки говорят, что процесс психотерапии находится на неверном пути. Почему не верном? Потому, что личность клиента испытывает основательные сложности с психотерапией и не может с ней справится. Психотерапевт должен что-то предпринять в отношении этой ситуации. Что именно, это зависит от клиента, его проблемы и от текущей стадии психотерапии. Прекращение психотерапии так же должно рассматриваться, если изменения в поведении пациента приобретают угрожающий характер.

Если, допустим, по каким-то внутренним мотивам клиент не сообщает об этих проблемах психотерапевту, но негативные изменения видит семья или близкие люди, правильно будет проинформировать психотерапевта о происходящем. Это поможет ситуацию исправить, вернуть процесс психотерапии в правильное русло. Если же при вашем обращении психотерапевт начнет бить себя в грудь хвостом, то это хороший знак о необходимости сменить специалиста.

psy-practice.com