Расстройства

Стресс у ребенка в садике

12.07.2018

От чего возникает стресс у детей

При любом сильном нервном напряжении не только у взрослых, но и у детей возникает стрессовое состояние. Оно является физиологической реакцией на воздействие окружающей среды, которое вызывает у детей различные переживания. От чего возникает стресс у детей?

Основными факторами возникновения стрессов у детей могут быть, например, начало посещения детского садика, зачисление в школу, переход в более взрослый период и много других. Стрессы влияют на психику каждого из детей по-разному, поскольку каждый ребенок – индивидуальность.

Невозможно полностью оградить детей от всех жизненных трудностей. Но родители ребенка своим поведением и спокойной реакцией на различные обстоятельства могут значительно уменьшить уровень тревожности и нервозности, попутно обучая малышей правильному реагированию на жизненные вызовы.

При стрессе в организме ребенка происходят незначительные временные перестройки. После прекращения стрессового состояния происходит перестройка его на обычное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Детский сад является для ребенка новой социальной средой и нужно время на адаптацию в нем. Поэтому первые посещения этого дошкольного заведения всегда вызывает у ребенка стресс. Ведь в семье его окружали только родные ему люди, которые постоянно уделяют ему внимание. Теперь он видит вокруг новую обстановку, много своих ровесников, опыт общения с которыми ему придется приобретать самостоятельно. Тут стресс может возникнуть также из-за конфликтов с другими детьми или воспитателями, принуждения соблюдать режим дня, страха одиночества.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

Детский сад и стресс

Посещение детьми до трех лет дошкольных учреждений многие психологи справедливо считают вредным для психики ребенка и его развития. Речь малыша, посещающего ясли, развивается медленнее, чем дома с родителями из-за общения с ровесниками с таким же уровнем речи. Недостаточное развитие речи приводит к тому, что ребенок не имеет возможности выразить свои переживания. Поэтому он переживает еще больше и впадает в состояние стресса.

Длительное пребывание малышей вне привычной семейной обстановки может в дальнейшем повлиять на все общение с родителями. Из-за неумения составлять фразы и предложения дети могут утаивать собственные переживания и тревоги. В будущем они так же не будут делиться ими с родителями. Детский сад и стресс способствуют тому, что дети начинают держать в себе свои тревоги и мысли.

Пребывание ребенка в детском садике — это разлука с родителями. Для малыша это может стать доказательством его собственной ненужности или предательства. Боязнь потерять родителей, страх перед неизвестностью дальнейшего пребывания в садике провоцирует у малыша сильный стресс. Поэтому адаптация к новым условиям может быть трудной и длительной.

Очень трудно адаптируются в садике дети, которые часто болеют. Поэтому рекомендуется таких детей не отрывать от семьи как можно дольше. В возрасте около трех лет ребенок уже чувствует себя личностью и пытается доказать это окружающим. Это своеобразный кризис развития, который повышает чувствительность малыша, что может еще больше усугубить адаптацию в садике.

Выделяются три группы факторов риска, которые способствуют тяжелой адаптации к детскому саду. Первая группа относится к дородовому этапу. Сюда входят вредные условия труда беременной, алкоголизм и курение, стрессовые ситуации во время беременности, токсикоз и болезни. Даже употребление алкоголя мужем накануне зачатия могут привести к осложненной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Вторая группа относится непосредственно к родам. Сюда можно отнести несовместимость резус-фактора мамы и малыша, асфиксию, родовые травмы.

В третью группу входят послеродовые факторы риска – недоношенность или переношенность, употребление алкоголя и курение во время лактации, кормление искусственными смесями, депрессии, плохие материально-бытовые условия, неполная семья.

Некоторые из этих факторов, связанные с беременность и родами, необратимы, их нельзя изменить. Но фактор влияния курения вполне можно исключить. При наличии нескольких перечисленных факторов риска от посещения ребенка до трех лет дошкольного учреждения лучше отказаться.

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Методы выхода ребенка из стресса

Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, агрессивность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

Если причиной депрессивного расстройства является невыполнение домашнего задания из-за большой загруженности внешкольными занятиями, следует ограничить участие ребенка в кружках или других мероприятиях. Это освободит время для основных занятий и сэкономит энергию ребенка. Причина стресса будет удалена.

Бывает, что причину, от которой возникает стресс у детей, удалить не удается. Тогда после выяснения всех подробностей переживаний ребенка нужно объяснить ему, что не стоит из неприятностей делать трагедию, а из всех сложных ситуаций всегда есть выход.

Родителям следует помнить, что нужно постоянно открыто демонстрировать заботу о малыше, прислушиваться к его мнению и желаниям. Перед тем, как запретить что либо, необходимо доходчиво пояснить ребенку, зачем это нужно. Иначе запрет будет воспринят как давление на его свободу. Очень важно для малыша проводить хорошо продуманные родителями расслабления.

Для этого хорошо подойдет отдых на природе всей семьей или совместный просмотр любимых фильмов. И самое важное для ребенка – это ощущение, что папа и мама всегда рядом, всегда поддержат. Тогда ему не страшны никакие стрессы.

psytheater.com

Стресс у детей: как избавиться от стресса в школе

Вопрос о том, как детям избавиться от стресса в школе, очень актуален. Современные психологи выделяют целый ряд факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние ребенка.

Подготовка к школе — это всегда волнующее событие для родителей и малыша. Однако крайне важно дать правильную психологическую установку и вовремя заметить первые признаки стресса у детей дошкольного возраста, готовящихся стать учениками. Уже в первом классе сильная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка может спровоцировать сбои в функционировании организма, нарушить его гомеостаз. В таком случае, помимо видимых проявлений, наблюдается физическая слабость, болезненность. Данные факторы объясняются ослаблением иммунитета. Оградить малыша или подростка от стресса невозможно, но можно помочь побороть данное явление.

Статистика стресса у школьников

Стресс у детей появляется тогда, когда они не могут полностью реализовать свой потенциал либо долго находятся в напряженном психологическом состоянии. Каждый человек индивидуален. У одних детей расстройство проявляется резко и остро, а у других проходит едва заметно. Психологи это связывают с темпераментом, характером и воспитанием. Однако ключевую роль играет темперамент.

Стресс в детском возрасте обусловлен неудачами, отсутствием поддержки и одобрения. Впервые малыши сталкиваются с ним еще в период дошкольного обучения, то есть в детском садике. Однако в таком возрасте дети быстро адаптируются и находят общий язык со сверстниками. Они воспринимают жизнь легче, ведут себя непосредственно.

Когда дело касается школы, дело обстоит совсем иначе. Стресс у детей преследует их с первого класса и до самого окончания обучения. Каждый новый этап имеет свои трудности, которые школьник должен научиться преодолевать. Если не научиться справляться со стрессовыми ситуациями в школе, то в дальнейшей жизни это может вылиться в затяжные депрессии, апатию, пассивное отношение к жизни, негативный образ мышления.

Различают два основных вида стресса: кратковременный и длительный. Кратковременная форма является в некотором смысле полезной. Она заставляет школьника активизировать все силы и использовать лучшие качества для достижения цели и поставленных задач. Кратковременная стрессовая ситуация помогает сконцентрироваться во время написания контрольных и самостоятельных работ. Она побуждает ученика проявить свои лучшие качества и таланты.

Длительный стресс пагубно влияет на организм. Он отбивает всякое желание учиться, добиваться цели. Данное психологическое расстройство подавляет в ученике инициативу, делает его безучастным. Длительное нахождение в подобном состоянии нередко приводит подростков к суициду.

Согласно данным многочисленных исследований, около 20% малышей приходят в школу, уже находясь в стрессовом состоянии. К концу четвертого класса это количество увеличивается до 40%. А среди учащихся одиннадцатых классов выделяют 50% учеников, которые подвержены влиянию стресса.

Причины и симптомы стресса у детей и подростков в школе

Указывать на наличие у ребенка стресса могут многие признаки. Характер и интенсивность их проявления зависит от степени эмоциональной стабильности и уравновешенности ученика. На наличие стресса в подростковом возрасте и младшем школьном указывают следующие симптомы:

  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • частые мигрени;
  • схваткообразные или ноющие боли в животе;
  • повышенная сонливость;
  • раздражительность;
  • плаксивость;
  • апатия;
  • нежелание делать уроки;
  • нежелание идти в школу;
  • истерики;
  • снижение аппетита.
  • Вышеприведенный список клинических проявлений не является полным и окончательным. Он может меняться в зависимости от образа жизни конкретного человека (ученика) и восприятия им действительности.

    Чтобы облегчить состояние школьника и помочь ему справиться с трудностями, необходимо выяснить источник стресса.

    Чаще всего родители сами не подозревают, что создают в семье обстановку, которая провоцирует стресс у детей. Кроме того, причины нервного напряжения кроются в чрезмерной учебной нагрузке, стремительном техническом прогрессе, сложностях в общении с одноклассниками. Усиленный контроль со стороны учителей и наличие соревновательного фактора в некоторых случаях лишь усугубляют ситуацию.

    Способы избавления от стресса

    К детям младшего школьного возраста следует проявлять лояльность, мягкость и понимание. Перед выходом в школу ребенок обязательно должен позавтракать. В противном случае организму будет сложнее выйти из состояния сна. Мозг включится в работу, только если получит энергию в форме пищи.

    После уроков ребенку нужно дать время отдохнуть, поиграть. Лишь после кратковременного отдыха рекомендуется выполнять домашние задания. Если малыш получает плохие оценки, не нужно его осуждать. Родители и педагоги должны оценивать его работу, а не его личность.

    Если у школьника проблемы с коллективом, не нужно давать ему советы, осуждать его одноклассников. Самым лучшим выходом будет искреннее понимание и сочувствие. Когда ситуация заходит слишком далеко, целесообразным будет отвести ребенка к психологу.

    Более пристального внимания требует стресс у подростков. Данное нарушение психического равновесия вызывает опасения и тревоги у детей 12-17 лет. Возможны необдуманные поступки, протесты против родителей и школы. Кроме того, выпускные экзамены и выбор будущей профессии могут стать причиной настоящей депрессии. В этот период ребенку особенно нужна поддержка родных, даже если школьник упорно это отрицает. Родители всегда должны быть рядом и контролировать ситуацию. Но при этом важно давать достаточно свободы.

    Здоровое питание, полноценный сон и позитивное отношение к жизни уберегут любого ребенка от стрессов. Задача родителей — обеспечить свое дитя вниманием и любовью. Задача учителей — уважать интересы ученика и считаться с его мнением.

    nevroz.club

    Стрессовые состояния детей

    На современном этапе развития общества очень часто родителями и педагогами наблюдается стресс у подростков и у детей дошкольного возраста. Не все дети подвержены стрессу, т. к. в одной и той же обстановке они по-разному среагируют на происходящее.

    Полностью оградить детей от жизненных трудностей практически невозможно, но родители могут научить своего ребенка адекватно реагировать на неприятные ситуации и самостоятельно справляться с нервным состоянием.

    Стресс у детей проявляется по-разному

    Причины появления стресса

    Причины стресса у подростков и детей других возрастов могут быть разными. Психоэмоциональное напряжение возникает под влиянием ряда факторов:

  • переезд;
  • частые ссоры в семье;
  • расставание с родителями или близкими родственниками;
  • изменения режима дня;
  • конфликты с ровесниками;
  • собеседование при приеме в дошкольное или общеобразовательное учебное заведение;
  • подготовка к тестам, контрольным или экзаменам;
  • физические патологии.
  • Часто стресс появляется у детей после садика: он попадает в другую обстановку, теряется, потому что рядом нет близких для него взрослых. На психологическом состоянии детей отражается и стресс родителей, общий психологический климат в семье.

    Детский стресс может появиться после просмотра новостей или от информации негативного характера от взрослых.

    Ссоры родителей — причина стресса

    Экологический стресс

    Такая разновидность стресса напрямую связана с изменениями в климате той территории, где живет семья. Психическое состояние детей может зависеть от температуры окружающей среды, резких перепадов температуры, загрязнения воздуха, колебания атмосферного давления.

    К факторам, которые провоцируют нестабильность эмоционального состояния, относится и качество питьевой воды. Вода и еда, которые могут быть загрязнены токсическими веществами, негативно отразятся на физическом и психоэмоциональном здоровье. Такие дети чаще подвергаются атаке инфекций, появляются аллергические реакции и расстройства в работе пищеварительного тракта.

    Стресс вызывает гастрит

    Стресс в детском возрасте имеет разную симптоматику.

    У детей младшего школьного и дошкольного возраста признаки стресса могут проявляться такими состояниями:

  • частые перепады настроения; нарушения режима сна, просыпания среди ночи, кошмары;
  • энурез – недержание мочи;
  • головной или абдоминальный болевой синдром;
  • подверженность страхам, излишняя суетливость;
  • бурная реакция на незначительные просьбы, возникновение небольших проблем или препятствий.
  • Симптомами стресса у новорожденных могут быть частые беспричинные плачи, беспокойство по ночам, плохой аппетит. Это состояние может отражаться на успешности в школе или детском садике у детей более старшего возраста.

    Плач без причины — признак стресса

    Когда они получают замечания от преподавателя или воспитателя, могут проявиться такие симптомы стресса: замыкание в себе, из-за которых он перестает играть с другими детьми, избегает общения с друзьями и родными.

    В трудной ситуации могут появиться вредные привычки: обкусывание ногтей, сосание большого пальца, ковыряние в носу, закусывание или облизывание губ. Часто тинейджеры не знают, как можно справиться со стрессом и начинают доказывать свою значимость и независимость.

    Детские протесты — признак стресса

    Стресс оказывает как физическое, так и психическое влияние на организм.

    Характеристика состояний детей под воздействием стресса:

  • Нарастает уровень психоэмоционального напряжения, он становится бодрым, перевозбужденным, детская психика перестает быть ему подконтрольной. Появляется беспокойство, переходящее в состояние нервного срыва.
  • Психоэмоциональное перенапряжение приводит к бессоннице. Ухудшается память, нарушается способность концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Блокировка работы эндокринной и вегетативной нервной системы. Надпочечники вырабатывают много гормональных веществ (кортизол, адреналин).
  • Негативное влияние на головной мозг.
  • Быстрая усталость, мышечная система напряжена, что приводит к возникновению болевых синдромов.
  • Стрессы в четыре раза повышают возможность возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Рецидивы заболеваний внутренних органов.
  • Ухудшается самоконтроль, поведение приобретает импульсивный характер. Такое состояние можно ошибочно принять за гиперактивный синдром или нехватку внимания.
  • Кусание ногтей — проявление стресса

    Профилактические меры

    Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

    В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

    Головные боли при хроническом стрессе

    Рекомендации по гигиене сна:

  • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
  • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
  • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
  • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
  • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
  • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.
  • Повысить выносливость ребенка и научить его преодолевать стрессовые напряжения поможет регулярная физическая активность. Все танцы и активные упражнения должны быть закончены за три часа до укладывания ко сну, или раньше. Самым оптимальным временем для физических упражнений является утро и день.

    Виды физической нагрузки, которые предотвращают возникновение стрессов:

    Подростковый стресс можно снять йогой, пилатесом, стрейчингом. Такие упражнения необходимо делать не больше одного или двух раз в неделю, что позволит укрепить опорно-двигательный аппарат.

    Также рекомендуется проводить с детьми интервальные тренировки от 30 до 40 минут.

    Такой вид физической нагрузки поможет активизировать работу иммунной системы и предотвратить развитие стресса.

    Употребление некачественной пищи негативно воздействует на организм и снижает его устойчивость к стрессовым ситуациям. Необходимо подобрать правильное питание: сбалансированное, богатое минеральными веществами и витаминами.

    Магний регулирует выработку и распределение энергии, контролирует работу нервной системы. В ходе незначительной стрессовой ситуации в детском организме возникает дефицит магния. Увеличить количество можно с помощью таких продуктов:

    В процессе приготовления пищи использовать морскую соль. В качестве профилактики также назначается препарат «Магне В6». Перед тем как давать его ребенку, необходимо проконсультироваться с врачом и сдать анализы на определение уровня магния в крови.

    Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, необходимо особое общение с ним.

    Стресс у детей дошкольного возраста может возникать по разным причинам:

  • присмотр за малышом посторонних людей (няня, друзья родителей);
  • поход в дошкольное заведение;
  • посещение кружков.
  • Чтобы снять стресс после посещения детского садика, необходимо дать время малышу рассказать, что его тревожит. Не надо на него давить. Хорошим временем для этого может стать время перед сном.

    Воспитателю важно успокоить ребенка, попытаться переключить его внимание, если он капризничает в садике.

    Стресс у ребенка после детского сада поможет снять рассказ родителей о своей жизни.

    Дети младшего возраста

    Причиной стресса у детей младшего школьного возраста могут быть трудности с обучением, боязнь преподавателей.

    Помогут в стрессовой ситуации:

  • непринужденные беседы на прогулке;
  • рисование (дети часто выкладывают свои переживания и страхи в рисунках);
  • ролевые игры (можно разыграть ту или иную трудную ситуацию и помочь малышу найти выход из нее).

Оказать помощь в стрессовой ситуации могут как родители, так и преподаватели или школьный психолог.

Домашний питомец снимает стресс

Как справиться со стрессом подростку: для него важно предупреждение возникновение стрессов, но часто это сделать сложно, т. к. дети старшего возраста труднее идут на контакт с взрослыми. Часто возникает вопрос, почему дети подвержены стрессам в старшем возрасте? Причинами неуравновешенности подростков могут стать проявившиеся последствия стресса, который был перенесен в детстве. Поэтому рекомендуется проводить диагностику стрессоустойчивости и подобрать необходимо лечение для подростков.

Спинер — антистрессовая игрушка

Современная психология предлагает множество методик и тестов на стрессоустойчивость у подростков:

  • тест Холмса и Раге определяет уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации детей подросткового возраста;
  • методика Л.П. Пономаренко и Р.В Белоусова позволяет определить уровень самооценки стрессоустойчивости личности старшеклассника;
  • методика И.А. Усатова определяет стрессоустойчивость подростков.
  • Избавиться от стресса и депрессии в домашних условиях можно самостоятельно.

    Стресс у подростков — непослушание

    Взрослым необходимо аккуратно и уважительно общаться со своим взрослеющим ребенком, не стоит давить на него, но и вообще не придавать значения его поведение не стоит. Родителям и преподавателям следует найти золотую середину в общении, искать баланс, это позволит предотвратить стрессы и не допустить негативных последствий.

    Если своими силами снять стресс не получается, следует обратиться за помощью к специалистам. Лечение стресса подразумевает применение разных форм терапии, в том числе и психологическая помощь. У детей психика до конца не сформирована, поэтому следует пройти консультацию у специалистов, если возникают проблемы с психоэмоциональным фоном. Ученый Н.Д. Линде создал уникальную методику – эмоционально-образную терапию, которая позволяет избавить подростка от негативных стрессовых состояний хронической формы.

    Стресс и проблемы с учебой взаимосвязаны

    Существуют разные препараты, которые помогают снизить негативное воздействие стресса на работу нервной системы и являются действенными методамы избавления от стрессовых проявлений.

    Необходима консультация с врачом, т. к. только он сможет учесть состояние детского организма и назначит необходимое медикаментозное лечение стресса.

    Стресс у детей разных возрастных категорий – частая проблема в современном обществе. Взрослым необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь детям справиться с проявлениями стресса и защитить их от нервного срыва, связанного со стрессовыми ситуациями. Также по возможности следует уберечь малыша от факторов, провоцирующих возникновение стресса.

    Ребенок должен понять, что существуют проблемы, типичные для многих людей, поэтому нужно научиться управлять ситуацией и выходить из стрессового состояния самостоятельно. Родители должны быть постоянно рядом, оказывать помощь в стрессовой ситуации и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

    psyhoday.ru

    Как снять стресс у ребенка в детском саду?

    Стресс, это еще не повод к унынию, поскольку, выйдя из зоны комфорта, человек принимает решения и развивает в себе новые качества, желательно до впадения в депрессию. Однако, подобное состояние и для взрослых не является простым, а для ребенка скорее характерно замкнуться в себе, что чревато серьезными нарушениями со здоровьем.

    Специалисты утверждают, что начать борьбу за устойчивость к стрессу следует с родителей. Дитя, копируя в любой ситуации маму и папу, не занимается анализом ошибок, а просто выбирает модель поведения, характерную для его семьи, воспроизводя ее на своем уровне.

    Поэтому вначале проанализируйте собственные ошибки и это подскажет вам опасные места, которые могут подстерегать вашего малыша.

    Однако, немаловажной задачей является своевременное определение наличия стресса у малыша. Это может быть ухудшение здоровья, любое изменение в поведении, возврат к более «младенческим» привычкам. Это все сигналы, которые нельзя упустить.

    Как подготовить ребенка к детскому саду?

    Перед тем как пустить ребенка первый раз в детский сад следует осуществить некоторые предварительные мероприятия. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно себя обслуживать, проситься на горшок, соблюдать установленный в садике режим дня, показывать где болит. Всеми этими способностями малыш должен обладать еще до первого посещения группы. Если же этих умений у ребенка нет, это будет являться дополнительной нагрузкой на психику ребенка, и ее следует всячески избегать.

    Адаптация в детском саду

    Адаптация в детском саду, должна проводиться в щадящих условиях, и введение в атмосферу садика должно происходить постепенно, но нагрузка должна каждую неделю увеличиваться.

    По реакции ребенка, идеальным считается вариант привыкания, при котором в первый день малыш еще спокоен, но во второй день начинается мощный бунт, который и соседи слышат, но потом истерики постепенно стихают, на что требуется неделя-полторы.

    Однако, при варианте, что протестов от ребенка нет и через неделю, следует обязательно насторожиться. Может так быть, что у него так все плохо внутри, что эти чувства даже не в состоянии прорваться в истерике наружу. Это опасное молчание, затаенная депрессия, из которой малыш не может выйти, чревата развитием затяжных и хронических болезней, таких, как ухудшение иммунитета, постоянные простуды и ОРЗ, увеличение миндалин, перерастающих в аденоиды, здесь не спасает и закаливание. Вполне возможны и иные патологии. Дети не в состоянии осознать стресс, и не понимая, что же происходит, они воспринимают все как должное. Для ребенка чрезвычайно важно вернуться домой, в зону духовного и физического комфорта. А самый близкий и надежный человек – мама, приводит его в чужую комнату, где ничего не интересно и оставляет на целый день.

    Однако, два – три года, это идеальный возраст для обучения самостоятельности. Только вы и в самом деле должны быть уверены в правильности содержания ребенка в садике, поскольку, дети глубоко ощущают настроение родителей, и сомнения в необходимости эпопеи с садиком они ощутят сразу. Тогда почти невозможно будет заставить его там остаться. Здесь может возникнуть порочный круг с нервной перегрузкой.

    Как помочь ребенку справиться со стрессом?

    Информационный шквал, большое количество новых обязанностей, необходимость общаться со сверстниками и новыми взрослыми, чужая обстановка, все это обрушивается на ребенка.

    Поэтому у мамы возникает задача устройства некоторой буферной зоны между домом и садиком, для того, чтобы все садовские проблемы оставались в садике, а дома ребенок спокойно отдыхал и расслаблялся.

    Для этого после садика следует час-два погулять на улице, посетить детское кафе и пр. Этого времени должно хватить, чтобы перевести ребенка на спокойные рельсы. Все свои эмоции должны остаться на улице, где он может попрыгать, покричать, поваляться. После этого пусть будет немного простого созерцания окружающего мира. Это красиво и, главное, спокойно. Кроме того, это для ребенка новый навык, который поможет ребенку справляться с различными проблемами и во взрослой жизни. Домашний вечер следует заполнить вашим вниманием. И здесь краски бумага, лепка, книжки, и все с вашим участием, являются лучшим способом борьбы со стрессом.

    nmedicine.net

    Стресс у детей: когда он возникает и как с ним справиться

    Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.

    Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

    В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

    Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.
  • Признаки стресса у ребенка

    Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

    Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

    Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.
  • Лечение и последствия детского стресса

    Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

    Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

    В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

    Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

    Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

    Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

    Детский сад: стресс и адаптация

    Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

    Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

    Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.
  • Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

    Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

    Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.
  • Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

    roditelideti.su