Расстройства

Упражнения устранения заикания

06.06.2018

Упражнения устранения заикания

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три. ), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь. ). 6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка.

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут — вытянули репку!

Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

Психологические упражнения для развития голоса.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

Эта последовательность не случайна, Вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если Вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, Вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если Вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз — громче и в третий раз — как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, Вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.

3. «Упражнение Тарзана» помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.

Теперь проделайте это же упражнение со звуками:

По окончании упражнения Вы заметите, как очищаются Ваши бронхи от слизи, как Ваше дыхание становится свободным, как Вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

После нескольких недель тренировки по предложенной методике сравните свой нынешний голос с прежним, который Вы записали на диктофон, и Вы убедитесь, что тембр Вашего голоса изменился, а голос вцелом существенно улучшился, ибо теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от Вас харизматическое излучение стало более интенсивным, Вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.

В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и Ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому Вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого все, что Вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом и тогда Вы никогда не прекратите работать над своей личностью.

Работа над своим голосом — это работа над собой!

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.

Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у Вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными Вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: «У меня плохая дикция», «Я говорю невнятно», «Я картавлю», «Я неправильно произношу (не могу произнести) звук «Л» (звуки «Р», «З», «С», «Ж» или другие в соответствии с Вашими ощущениями.)». Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа «Моё дело помалкивать» или «В моём роду нет Цицеронов», которые перепрограммируются достаточно просто.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

zaikanie.com

Упражнения от заикания детей и взрослых

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
  • У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

    • После перенесенной смерти близкого человека.
    • После пребывания в эпицентре военных действий.
    • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
    • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
    • Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

      В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

    • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
    • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
    • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
    • Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

      Логопедические упражнения

      Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

    • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
    • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
    • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
    • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
    • Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

    • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
    • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
    • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
    • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
    • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
    • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
    • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
    • Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

      Дыхательная гимнастика

      У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

    • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
    • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
    • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
    • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
    • Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

      В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

    • Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
    • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
    • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
    • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
    • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
    • Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

      Голосовая гимнастика

      Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

    • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
    • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
    • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
    • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
    • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,

    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

    Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

    Ритмическая гимнастика

    Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
  • Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

    simptomyinfo.ru

    Заикание у школьников

    В преодолении заикания у школьников учитель может сделать многое. Накоплено немало фактов, свидетельствующих о том, что под влиянием школьной программы удается не только сгладить тяжесть заикания, но и ликвидировать его вовсе. Но с чего начать?

    1. Следует начать, прежде всего, с посещения логопеда . Вместе с ним педагог, исходя из особенностей личности заикающегося, намечает методики преодоления заикания и реализует программу педагогического воздействия. Но и при отсутствии логопеда учитель может оказать существенную помощь.

    2. Первый этап работы с заикающимися начинается с изменения отношения к ним . Надо всегда помнить о том, что заикающиеся дети в силу своего состояния нуждаются в щадящем режиме. Полезно детей подбадривать, давать им посильные поручения, создавать спокойное и жизнерадостное настроение, вселять веру в свои силы, поддерживать желание работать над собой. Следует настроить всех учащихся класса на доброжелательное отношение к заикающимся. Надо делать все необходимое, чтобы окружающая среда способствовала нормализации высшей нервной деятельности ребенка .

    Особенно большую роль играет личный положительный пример учителя, его доброжелательное и справедливое отношение. К сожалению, в этой части педагоги делают грубые ошибки. Мало того, что они сами их допускают, но и позволяют ученикам подтрунивать над заикающимися, передразнивать их. Нередко дети и родители жалуются на то, что учитель торопит ребенка, отчитывает за всякие погрешности при ответе.

    Это приводит к тому, что на занятиях дети становятся малоактивными, замкнутыми, не решаются отвечать по собственной инициативе. Равнодушие, нетактичность учителя, насмешки учеников предрасполагают к конфликтным ситуациям и более серьезным последствиям. Поучителен следующий случай:

    «Ученик третьего класса, отвечая на вопросы учителя, стал заикаться на словах со звуком «п», и поэтому слова произносились с «пыхтением». Учитель резко бросил ученику: «Отвечай быстрей, что ты пыхтишь как паровоз?» Класс рассмеялся. А на перемене ребята из класса стали дразнить мальчика: «Паровоз, паровоз!» Ребенок ушел в занятий и дома заявил, что в эту школу он больше не пойдет. Дело кончилось тем, что мальчика пришлось перевести в другую школу».

    Атмосфера доброжелательности – это первое требование на пути нормализации речи у заикающихся. Теплый психологический климат должен парить как в школе, так и дома.

    3. Далее надо присмотреться к речевым возможностям ребенка , к особенностям его личности. Если у ребенка ярко выраженный негативизм, то работу начинают с воспитательных мер, постепенно переходят к работе над речью. Особенно пристального внимания требуют первоклассники, так как школьная обстановка для них кажется новой и необычной, а как мы уже заметили, в незнакомой обстановке тяжесть заикания усугубляется. На первых порах не следует требовать от ребенка, чтобы он отвечал у доски перед всем классом. Можно ограничиться ответом ученика с места.

    Кроме того, с детьми вначале следует общаться на простейших и облегченных формах речи. Этому как раз и способствует обучение грамоте , когда материал дается с постепенным усложнением: учитель рассказывает – ученики повторяют за учителем, отвечают на вопросы, т. е. делают все то, что делают логопеды при преодолении заикания.

    4. Методики преодоления заикания у школьников. Заикающиеся школьники легче выражают мысль тогда, когда имеют перед собой конкретную наглядную опору , когда имеют четкое представление о предметах и действиях, о которых предстоит рассказывать. Программа начальных классов располагает достаточными наглядными средствами: азбука, таблицы, картинки, карточки с текстом и др. И заикающимся надо всегда предоставлять возможность опираться при ответе на наглядный материал, рисунки, схемы, чертежи, натуральные предметы, запись на доске и т.д.

    Содержание уроков по природоведению, рисованию, труду (не говоря еже о родной речи, о русском языке) является прекрасным дидактическим материалом для облегчения страданий заикающихся. Повторение материала упрочивает правильные речевые навыки, уменьшает трудности при связном высказывании. А принципы от простого к сложному, от конкретного к абстрактному являются ведущими при работе с заикающимися школьниками.

    5. Педагоги должны учитывать и другие обстоятельства. Трудности высказывания зависят от формы речи. И учителю необходимо всегда стремиться помочь заикающемуся облегчить высказывание . Существует несколько приемов такой помощи, и самый простой – это повторение за учителем.

    Повторение за учителем, с одной стороны придает силу и уверенность заикающемуся ученику, а с другой – подготавливает его речевые навыки для перехода к овладению более сложными формами речи, например, к ответам на вопросы. От заикающегося ученика с целью проверки знаний не обязательно требовать связного рассказа, ответа. Вопросно-ответная форма очень хорошо помогает заикающемуся правильно выразить свою мысль. И здесь желательно, чтобы ученик, отвечая на вопрос, использовал подходящий наглядный материал.

    Требовать от учеников связного рассказа можно только тогда, когда ученик без запинок отвечает на вопросы учителя, т . е. по мере овладения вопросно-ответной формой речи.

    Постепенное освоение все усложняющихся форм речи, ежедневные речевые тренировки в конце концов избавляют детей от судорожности речевого аппарата и делают речь более плавной и ритмичной. Этому также способствуют разучивания стихотворений, чтение рассказов по ролям, драматизированные игры.

    С помощью таких приемов можно добиться значительных успехов не только в улучшении речи ребенка, но и в улучшении его успеваемости.

    6. Заметно облегчает тяжесть заикания у школьников ручной труд и рисование . Говоря о ручной деятельности, мы имеем ввиду изготовление простых поделок из бумаги, картона, лепку из пластилина. Проговаривая все операции в процессе изготовления поделки, ребенок вырабатывает навык в правильном произнесении слов, словосочетаний и целых оборотов. Это обстоятельство позволило Н. А. Чевелевой, кандидату педагогических наук и логопеду, разработать эффективную методику, целую систему преодоления заикания в процессе ручного труда. В процессе изготовления поделок у детей развивают речь с наиболее элементарных форм (ситуативных) до контекстных, обобщенных. «Оречевляя» все операции поделки, опираясь на конкретные действия, ребенок легко переходит от конкретных высказываний к абстрактным, развивает, таким образом, способность последовательного изложения мысли.

    7. Методика использования программного материала для преодоления заикания содержательно представлена Ф. И. Масандиловой в методических рекомендациях по планированию занятий с заикающимися учениками начальных классов (М., 1973).

    Вот как автор предлагает использовать тему «Геометрические фигуры» с заикающимися учениками 2-3 класса:

    На доске нарисованы прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. Учитель спрашивает, как называются эти фигуры. Дети называют. Затем педагог раздает листы бумаги и предлагает определить их форму, количество сторон. Ученики отвечают.

    Учитель: «Какие стороны равны между собой?»

    Ученики: «Верхние и нижние стороны равны. Боковые стороны одинаковые»

    Учитель: «Что нужно сделать, чтобы из прямоугольника получился квадрат?»

    Ученики: «Надо сделать боковые стороны покороче»

    Учитель: «Что ты делаешь? Как ты загибаешь бумагу?»

    Ученик: «Я загибаю бумагу. Я сгибаю бумагу пополам»

    И так, на протяжении всего периода изготовления поделки заикающиеся дети сопровождают речью то, что они делают или намереваются делать. Аналогичную форму работы с детьми можно проводить на любом из предметных уроков. Здесь от учителя требуется умение четко задать вопрос, умение сделать урок занимательным, интересным.

    Такая система занятий несет в себе много эффективных сторон, и элементы ее должны использоваться учителями при работе с заикающимися школьниками.

    Заикание перевоспитывается медленно. От учителей, родителей требуется максимум терпения, организованности, деловитости, а порой и изобретательности для того, чтобы увлечь ребенка занятиями, выработать у него стремление к самостоятельной работе над речью.

    Заикание – недуг устранимый. И в этом большая роль принадлежит учителю. Если в результате внимательного отношения к ребенку и кропотливых занятий с ним удается облегчить тяжесть состояния ребенка, то педагог получит громадное удовлетворение от проделанной работы, а заикающиеся дети и их родители навсегда сохранят благодарность.

    Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    uchitel76.ru

    Независимый сайт о заикании

    Грузовое такси Киев — цена 50 грн. /час Данная модель авто обеспечивает удобство и надежность при перевозке грузов. Кроме того, грузовое такси Volkswagen Transporter T5 (Бус) грузоподъемностью 1 т может свободно проезжать в центре Киева, во внутренних дворах, без проблемно парковать авто возле подъездов домов. Грузовое такси– востребованная услуга для населения.

    Мышечное расслабление

    Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи.

    Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

    Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением.

    Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

    Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений. Многие из вас уже настолько привыкли к физическому напряжению, что воспринимают его как естественное состояние. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, вы научитесь регулировать напряжение, то есть расслабляться тогда, когда вам это будет необходимо.

    Прежде чем выполнять упражнения, внимательно прочтите методические рекомендации. Читая описание каждого упражнения, старайтесь представить, как вы будете его выполнять. По мере его освоения особое внимание уделяйте накоплению практического опыта. Не спешите! Релаксационный метод предполагает постепенность освоения упражнений, основными условиями выполнения которых являются терпение и упорство.

    Опытом доказано, что расслабления можно достичь лишь с помощью регулярного и систематического выполнения приведенного комплекса упражнений в течение длительного времени.

    Помните, что благоприятное действие релаксации во всей полноте будет достигнуто не сразу. Со временем вы станете выполнять релаксационные упражнения в более быстром темпе, чем вначале. Позднее вы сможете расслабляться, когда понадобится. Это дается нелегко, но и этому вы обязательно научитесь. На каком-то этапе вам уже не нужно будет выполнять упражнения по элементам, как в самом начале занятий. И наконец, вы сможете (в случае необходимости) по команде сбрасывать с себя внутреннее напряже-ние.

    Итак, теперь вы уже знаете — и это чрезвычайно важно — о своих возможностях преодоления внутреннего напряжения. И в состоянии сделать это сами — без какого бы то ни было вмешательства извне.

    Комплексом релаксационных упражнений нужно овладеть настолько хорошо, чтобы довести выполнение каждого из них до автоматизма. Это ос-нова «минутной» релаксации, которой вы должны уметь пользоваться в течение дня неоднократно. Например, перед серьезной дискуссией, перед от-ветственным экзаменом, в конфликтной ситуации дома или на работе. Ины-ми словами, когда нужно расслабиться, сбросить напряжение.

    Когда вы по-настоящему овладеете релаксацией, она станет неотъемлемой частью вашего образа жизни, и это, в свою очередь, будет способствовать улучшению речи.

    ¦ Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

    ¦ Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Та-кой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

    ¦ Следует помнить, что нерациональное расслабление — такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

    ¦ В ходе ежедневных упражнений длительностью 5—7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

    Для получения оптимального результата необходимо:

    ¦ снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;

    ¦ ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;

    ¦ запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;

    ¦ снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;

    ¦ выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

    ¦ свободно дышать во время проведения упражнений.

    Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.

    Коррекция заикания в играх и тренингах

    Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонёрством, некритичностью к своему поведению.

    Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

    Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

    Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.

    Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

    www.stuttering.su

    Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных традиционных и современных методов преодоления этого заболевания.

    Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

    При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

    1. Терапевтические средства.

    Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

    2. Хирургический метод.

    Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 в. н.э. до середины XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

    Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений.

    И впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан — накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т.д.

    Неэффективность этого метода, и главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании. [58. С.277].

    3. Психотерапевтические воздействия.

    С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Г.Д. Неткачев, Э. Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику. [58. С.277].

    Г.Д. Неткачев, в своей работе «Заикание. Новый психологический способ лечения.» (М. 1997. С.77) пишет, что заикание, как психическое страдание, должно лечиться психологическими средствами. Он считает, что прежде всего следует изменить у заикающегося болезненное, боязливое ощущение сначала двигательное, а потом и другие: слуховые, зрительные, замещая их новыми и смелыми, уверенными; затем расширить границы и объем спокойного, объективного наблюдения; развить и укрепить произвольное внимание, память и воображение на почве новых образцов собственной речи; воспитывать смелость, спокойствие и самообладание; понизить боязливое самочувствие и самовнушаемость к своим болезненным ощущениям и внушаемость к чужому мнению, то есть следует вносить и закреплять новые психологические перемены в состав всего душевного склада больного: в область его ощущений, восприятий, мышления, воображения, эмоций и воли.

    4. Дидактические приемы.

    Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (С. Эфесский, Ц. Аврелиан, А. Гутцман, А. Куссмауль).

    5. Система лечебно-педагогических мер.

    Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И.А. Сикорского (1889) и его ученика И.К. Хмелевского (1897).

    И.А. Сикорский в лечение заикания включал:

    а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи);

    б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.);

    в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). [14. С.221].

    Опираясь на исследования отечественных физиологов — И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания.

    6. Комплексный подход к преодолению заикания.

    Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная адаптация заикающегося. [58. С.279]

    Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.). [14. С.222]

    Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

    Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим, который осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. [14. С.226]

    К логопедическим занятиям с заикающимися предъявляются следующие требования:

    1) Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

    2) Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

    3) Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    4) На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях.

    5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

    6) Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

    7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи.

    8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания. [14. С.228]

    Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обуславливает необходимость формирования ритмо-интонационной организации устной речи, являющейся одним из важных звеньев в комплексном методе коррекции заикания. Исследователями и практиками было обращено внимание, что римизация движений приводит к нормализации плавности речи. (Г.А. Волкова, 2003; Л.И. Белякова, 1992).

    По мнению Н.А. Власовой (1959), преодоление заикания наиболее эффективно в процессе постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной речи. В.И. Рождественская (1960) предлагает систему расслабляющих, дыхательных, голосовых упражнений в игровой форме, а также задания для воспитания координации речи с различными движениями, направленными на коррекцию темпа речи.

    Г.А. Волкова (1979, 1994) считает, что, работая с детьми дошкольного возраста, заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности. Автор подчеркивает, что игровая деятельность позволяет создать различные ситуации, отражающие реальные события и взаимоотношения между людьми. Участие в разнообразных игровых ситуациях, выполнение ролей от второстепенных до ведущих воспитывает у заикающихся необходимые качества личности. В процессе дифференцированного использования игровой деятельности происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и на этой основе воспитание их речи.

    На иных теоретических позициях построена методика Н.А. Чевелевой (1978). Автор считает, что у заикающихся необходимо воспитывать только самостоятельную речь (ситуативную и контекстную) в процессе ручной деятельности. Автором не признается использование дыхательных, голосовых и других упражнений, направленных на коррекцию темпа речи. Н.А. Чевелева подчеркивает, что спокойный, несколько замедленный темп изготовления поделок нормализует темп речи дошкольников. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: пропедевтический этап. Сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь, без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь.

    Е.М. Пеллингер (1995), учитывая ситуативный характер заикания и нарушение у детей коммуникативной функции речи, предлагает методику сюжетных игр. Начинается коррекция с разыгрывания сюжетов с мнимым собеседником, что дает, по мнению автора, установку правильного речевого поведения в реальных ситуациях общения со сверстниками. На следующем этапе разыгрываются бытовые темы, в конце курса переходят к ролевым играм. Логопед предлагает сюжет игры, направляет на выполнение действия, стимулирует речевую активность.

    А.И. Богомолова (1977) утверждает, что значение невротических проявлений у заикающихся преувеличено. По мнению автора, по мере того как наступает улучшение речи в процессе логопедических занятий, исчезают вторичные невротические наслоения. Отсюда и вытекает направленность логопедических приемов, основанных на упражнениях в скандированной речи, которые должны сопровождаться дирижирующими движениями руки пациента.

    Методика В.И. Селиверстова (2000) преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. В предложенной автором схеме занятий речевые упражнения усложняются в зависимости от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых происходит речевое общение.

    И.Ю. Абелева (1969), так же как и В.И. Селиверстов (2000), рекомендует начинать работу с подготовительных упражнений по технике речи: дыхательных, голосовых, артикуляционных. Речевые упражнения по коррекции заикания строятся по принципу постепенного усложнения компонентов речи. [52. С.25]

    К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

    У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

    Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Они развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности.

    Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение. Своеобразной частью лечебной физкультуры является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью ребенка. Музыкально-двигательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на его эмоциональное состояние и поведение и имеет большое значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики. [58. С.283]

    С заикающимися используются следующие средства логоритмики:

    упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса, слухового внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности;

    творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;

    упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

    упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

    упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества;

    инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления. [14. С.229]

    Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений, способствует оздоровлению организма в целом. Среди медикаментозных средств, применяемых при лечении заикания, используются общеукрепляющие препараты, седативные, спазмолитические, успокаивающие и стимулирующие средства. Общеукрепляющее лечение назначают всем детям. Медикаментозное лечение заикания является существенным компонентом комплексного метода, так как в комплексе с другими лечебными компонентами оно дает хороший терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы с заикающимися, способствует профилактике рецидивов заикания.

    Медикаментозное лечение проводится дифференцированно, в зависимости от формы заикания.

    Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения. [58. С.25]

    Существенное место в комплексе лечения заикания имеет психотерапия. Основная задача психотерапии — оздоровление психики заикающегося — осуществляется через:

    1) воспитание полноценной личности;

    2) воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду;

    3) воздействие на микросоциальную среду.

    Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. в современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом:

    1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В.М. Бехтереву);

    2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

    Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания. Цель психотерапевтических бесед с заикающимися детьми заключается в том, чтобы разъяснить им в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль ребенка в его преодолении, критически разобрать особенности поведения заикающихся. При этом используются выдержки из дневников тех, кто успешно закончил курс лечения, магнитофонные записи, организуется демонстрация свободной речи прежде заикающихся детей. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. [58. С.286]

    Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица и самовнушение. Поскольку внушаемость свойственна в разной степени всем людям, то использование в лечебных целях этих методов требует специального ознакомления с ними, иначе это может привести к ухудшению в их состоянии в связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста эти методы не применяются. [14. С.224]

    Специалисты в области коррекции заикания считают необходимым и полезным использование технических средств для формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. На современном этапе развития компьютеров появилась возможность создания компьютерных программ для лечения заикания. Одной из таких программ является «Программа-тренажер BreathMaker» от НИЦ БКБ. Этот метод ставит своей целью избавление от заикания, полное восстановление речевой функции и повышение качества речи выше среднего уровня. Во время занятий компьютерная программа BreathMaker увязывает воедино работу мозговых речевых центров. Поэтому эти новые правила речи довольно быстро и ненавязчиво входят в привычку, и речь становится более плавной. Новая версия программы BreathMaker4. X включает два режима — «речевой протез» и «развитие дикторских способностей». Данная программа предназначена для пациентов старше 7 лет, поскольку предполагает относительно высокий уровень самосознания, саморегуляции и самоконтроля. Маленьким пациентам рекомендуется заниматься по BreathMaker4. X под руководством взрослого наставника. Тренинг с помощью «речевого протеза» программы BreathMaker формирует непрерывную, но искусственную, замедленную, монотонную речь, лишенную эмоциональной окраски. Благодаря дикторскому модулю программы BreathMaker эта «занудная» речь исчезает. «Развитие дикторских способностей» — тот мостик, который позволяет перейти к естественной, четкой, эмоциональной, выразительной речи на уровне профессионального диктора. [61. С.128]

    Еще одной современной компьютерной программой является компьютерная технология лечения заикания «Демосфен 07» (NSH). Компьютерная технология лечения заикания «Демосфен 07» (NSH) виртуально моделирует ситуации общения (недовольство, критика, лесть, гнев, просьба, дружелюбие, агрессия, возражения и т.д.) и тренирует коммуникативные навыки невербального контакта в соответствии с базовыми принципами NLP. Пользователь после прослушивания в наушниках фразы «виртуального собеседника» должен произнести в микрофон ответ. После каждого ответа пользователя программа оценивает степень установления контакта между пользователем и «виртуальным собеседником» через сравнение соответствия двух важнейших параметров речи — темпоритма и интонирования. [61. С.129]

    Одним из методов коррекции заикания является парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Гимнастика А.Н. Стрельниковой — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку, что вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Применение стрельниковской дыхательной гимнастики на практике показало, что спектр болезней, при которых она помогает, очень широк. [72. С.65]

    Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. — и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют «жаждой кислорода». И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.

    В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой — это уметь затаить дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

    В настоящее время стрельниковская дыхательная гимнастика используется не только в лечебных, но и в образовательных учреждениях.

    После 2-3 месяцев ежедневной тренировки по системе А.Н. Стрельниковой у детей возникает новый стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Насыщая весь организм кислородом, гимнастика активизирует обмен веществ, тренируя прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе через гортань, колеблет голосовые связки, тем самым массирует их, заставляя во время фонации смыкаться на всем их протяжении. Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе, т.е. использовать специальные звуковые упражнения для постановки голоса. Они выполняются при активно работающей диафрагме — «на опоре». Благодаря этим упражнениям преодолевается ларингоспазм любой степени сложности. [72. С.89]

    Задачи социальной адаптации заикающихся осуществляются путем комплекса педагогических и психологических воздействий. Значительную и решающую роль в этом играет семья. Особая степень эмоциональной привязанности ребенка к семье и родителям является серьезным психологическим фактором, который учитывает логопед, проводя консультативно-методическую работу с родителями. Семья является первичной и прочной основой перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи.

    Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев коррекции заикания.

    Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:

    1) характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);

    2) сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;

    3) комплексностью воздействия;

    4) адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников.

    Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.

    Таким образом, в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся.

    studbooks.net