Расстройства

Влияние стресса на адаптацию

30.05.2018

/ Стресс и адаптация человека

3. Анализ процесса реагирования

4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям

5. Виды стрессов

Введение Обсуждение вопроса о классификации и содержатель­ной характеристике разных видов функциональных состоянии невозможно без обращения к проблематике изучения стресса. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого из контекста физиологических ис­следований и распространенного на объяснение поведения чело­века в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет сколько-нибудь последовательно соотнести содержа­ния понятий “стресс” и “функциональное состояние”. В то же время в экспериментальных и прикладных исследованиях на­коплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воз­действия экстремальных факторов. Основанием для объедине­ния этих состояний в единую группу служит существование не­которых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.

Стресс Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции орга­низма — “общего адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Со­держание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защит­ную энергетическую мобилизацию организма. Позд­нее понятие стресса было расширено н стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстре­мальных условиях на физиологическом, психологическом и по­веденческом уровнях. Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстре­мальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, кото­рые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”.

Анализ процесса реагирования. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная ста­дия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляе­мости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истоще­ния”, которой соответствует стойкое снижение резервов орга­низма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Раз­вернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориента­цией личности. Следует отметить, что экстремаль­ное воздействие далеко- не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложне­нии условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обяза­тельно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные по­следствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сер­дечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов произ­водства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости чело­века к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администра­торы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчи­вых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склон­ность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрес­сивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной актив­ности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют вни­мание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современ­ной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает ис­пользование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возник­новения стресса.

Адаптация человека к стрессовым ситуациям Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно ,психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Виды стрессов Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса : 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги); 2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности); 3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога. Основные черты психического стресса: 1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; 2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; 3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как — ощущение неопределенной угрозы; — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания; — неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемогоощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации: 1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт; 2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность; 3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод; 4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями; 5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события; 6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно. Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.

studfiles.net

Влияние стресса на показатели половых гормонов и лептина у студенток вуза Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Симонова Татьяна Олеговна, Киселева Мария Михайловна, Смелыщева Лада Николаевна, Захаров Евгений Валерьевич

В повседневной жизни студенты достаточно часто испытывают на себе воздействие различных стрессоров. Экзаменационный стресс является частой причиной эмоционального напряжения. Адаптацию организма при эмоциональном стрессе обеспечивают различные энергетические субстраты. Характер изменений в функциональном состоянии организма студентов в период сдачи экзаменов продолжает оставаться одной из самых изучаемых физиологических проблем. Изучение динамики лептина во взаимосвязи с гормонами передней доли гипофиза в условиях стресса, в зависимости от исходного тонуса вегетативной нервной системы изучены мало. В исследовании установлено, что у девушек в условиях эмоционального стресса вегетативные корреляты лептина не зависят от исходного тонуса вегетативной нервной системы , при этом максимальные значения лептина обусловлены преобладанием симпатических влияний. Кроме того, при эмоциональном напряжении было выявлено снижение концентрации ЛГ у девушек с ваготонией и повышение ФСГ в общей группе, а также у девушек с вагои нормотонией. В условиях стресса ваготонус определял минимальные значения пролактина, с возрастанием активности симпатического тонуса концентрация гормона возрастала. Таким образом, установлено влияние эмоционального стресса на работу репродуктивной системы. Ответные реакции варьировались в зависимости от исходного тонуса вегетативной нервной системы . В условиях эмоционального стресса во всех обследованных подгруппах отмечались более выраженные сдвиги в выделении гонадотропинов и половых стероидов. Изменение концентрации половых гонадотропинов в условиях эмоционального напряжения носило разнонаправленный характер и зависело от преобладающего тонуса вегетативной нервной системы .

INFLUENCE OF THE STRESS ON INDICATORS OF SEX HORMONES AND LEPTIN AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In everyday life students rather often are influenced by influence of various stress factors. The examination stress is the frequent reason of emotional pressure. Adaptation of an organism at an emotional stress is provided by various power substrates. The nature of changes in a functional condition of an organism of students during examination continues to remain one of the most studied physiological problems. Studying of dynamics of a leptin in interrelation with hormones of a forward share of a pituitary body in the conditions of a stress, depending on an initial tonus of the autonomic nervous system are studied a little. In a research it is established that at girls in the conditions of an emotional stress vegetative correlates of a leptin don’t depend on an initial tonus of the autonomic nervous system , at the same time the maximum values of a leptin are caused by prevalence of sympathetic influences. Besides, at emotional pressure depression of concentration of LG at girls with a vagotonia and rising of FSG in the general group, and also at girls with vago-and a normotoniya was taped. In the conditions of a stress vagotonys defined the minimum values of prolactinum, with ascending of activity of a sympathetic tonus concentration of hormone increased. Thus, influence of an emotional stress on work of genesial system is established. Responses varied depending on an initial tonus of the autonomic nervous system . In the conditions of an emotional stress in all surveyed subgroups more expressed shifts in allocation of gonadotropinums and sexual steroids became perceptible. Change of concentration of sexual gonadotropinums in the conditions of emotional pressure had multidirectional character and depended on the prevailing tonus of the autonomic nervous system .

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Симонова Татьяна Олеговна, Киселева Мария Михайловна, Смелыщева Лада Николаевна, Захаров Евгений Валерьевич,

Текст научной работы на тему «Влияние стресса на показатели половых гормонов и лептина у студенток вуза»

Симонова Т.О., Киселева М.М., Смелышева Л.Н., Захаров Е.В.

Курганский государственный университет Е-mail: mahova-mariya@mail ; afgh@kgsu.ru

влияние стресса на показатели половых гормонов и лептина у студенток вуза

В повседневной жизни студенты достаточно часто испытывают на себе воздействие различных стрессоров. Экзаменационный стресс является частой причиной эмоционального напряжения. Адаптацию организма при эмоциональном стрессе обеспечивают различные энергетические субстраты. характер изменений в функциональном состоянии организма студентов в период сдачи экзаменов продолжает оставаться одной из самых изучаемых физиологических проблем. изучение динамики лептина во взаимосвязи с гормонами передней доли гипофиза в условиях стресса, в зависимости от исходного тонуса вегетативной нервной системы изучены мало.

В исследовании установлено, что у девушек в условиях эмоционального стресса вегетативные корреляты лептина не зависят от исходного тонуса вегетативной нервной системы, при этом максимальные значения лептина обусловлены преобладанием симпатических влияний. Кроме того, при эмоциональном напряжении было выявлено снижение концентрации ЛГ у девушек с ва-готонией и повышение ФСГ в общей группе, а также у девушек с ваго- и нормотонией. В условиях стресса ваготонус определял минимальные значения пролактина, с возрастанием активности симпатического тонуса концентрация гормона возрастала.

Таким образом, установлено влияние эмоционального стресса на работу репродуктивной системы. Ответные реакции варьировались в зависимости от исходного тонуса вегетативной нервной системы. В условиях эмоционального стресса во всех обследованных подгруппах отмечались более выраженные сдвиги в выделении гонадотропинов и половых стероидов. изменение концентрации половых гонадотропинов в условиях эмоционального напряжения носило разнонаправленный характер и зависело от преобладающего тонуса вегетативной нервной системы.

Ключевые слова: лептин, лютеинизирующий и фолликулостимулирующий гормоны, вегетативная нервная система.

Студенты представляют собой особую группу людей, которые ежедневно испытывают на себе воздействие различных факторов. Это отчетливо проявляется в период эмоционального стресса моделью которого выступает экзаменационная сессия.

Эмоциональное перенапряжение вызывает изменения в организме [1]-[3]. Возникающее эмоциональное напряжение оказывает существенное влияние на организм человека [1] и может привести к развитию сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, невротических заболеваний [4].

Экзаменационная сессия выступает как повторяющаяся эмоционально-стрессовая ситуация, которая вызывает психические, нейроэндо-кринные и вегетативные изменения в организме человека [5], может приводить к нарушению вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы [6]. Известно, что вегетативная нервная система участвует в поддержании гомео-стаза, а также в функционировании всех систем организма. Имеются работы, посвященные изучению влияния стресса на репродуктивную функцию женщин.

Регуляторной осью репродуктивной системы является ось гипоталамус — гипофиз — яичники. Установлено, что концентрация лептина не зависит от фазы менструального цикла [7]. По данным [8], лептин воздействует на репродуктивную систему через центральные и периферические механизмы, концентрация лептина изменяется в зависимости от фазы менструального цикла.

Лептин содержится в фолликулярной жидкости в тех же концентрациях, что и в сыворотке крови [9]. В норме отмечается синхронность пульсового выброса лептина и лютеинизирую-щего гормона гипофиза [10]. В норме у женщин секреция лептина имеет пульсирующий характер, что коррелирует с повышением уровня ГнРГ [11].

Лептин стимулирует высвобождение ЛГ и ФСГ и является важнейшим компонентом инициации полового созревания [9]. Возможно, влияние лептина на секрецию ФСГ бифазно, в малых концентрациях отмечается стимуляция секреции ФСГ, в больших — подавление высвобождения этого гормона [10]. Однако импульсы секреции лептина вполне самостоятельны,

т. е. независимы от содержания самого лепти-на [11].

Анализируя имеющиеся в литературе данные о пермиссивной роли лептина в функционировании гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы [12] и нарушении секреции гонадотро-пинов при низком уровне лептина, например при чрезмерной физической нагрузке у женщин [13], возможно предположить, что гиполеп-тинемия может участвовать в патогенезе как нарушений менструального цикла, так и метаболического синдрома [14], [15]. Считают, что абсолютная и относительная недостаточность лептина может способствовать развитию анову-ляции у худых женщин, так как лептин, являясь антиогенным фактором, может участвовать в механизмах селекции доминантного фолликула и образования желтого тела.

Характер изменений в функциональном состоянии организма студентов в период сессии продолжает оставаться одной из самых изучаемых физиологических проблем. Ряд авторов выделяет экзамен как один из источников стресса [4], [5]. В литературе, посвященной влиянию учебной нагрузки на организм, экзамен рассматривается как фактор стресса [3].

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», лечебно-диагностического комплекса «Центр ДНК». В исследовании принимали участие 75 девушек-добровольцев, студентов факультета психологии, валеологии и спорта, факультета естественных наук и педагогического факультета Курганского государственного университета в возрасте 18-21 лет. Все добровольцы прошли углубленное медицинское обследование и по состоянию здоровья были отнесены к основной медицинской группе. Из них на основании ритмокардиографи-ческого тестирования согласно показателям вариабельности сердечного ритма были сформированы 3 группы (ваго-, нормо-, симпато-тоники). Все исследования проводились при обязательном письменном согласии обследуемых студентов, соответственно биоэтическим нормам, рекомендованным Российским комитетом по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Допустимыми критериями включения в группу наблюдения являлось от-стуствие острых или хронических заболева-

ний органов желудочно-кишечного тракта, в частности, заболеваний желудка, кишечника и поджелудочной железы. К критериям исключения отнесены эндокринные заболевания, в том числе сахарный диабет, заболевания центральной нервной системы, тяжелые соматические заболевания.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап проводился в дни обычных практических семестровых занятий в условиях фона, второй — в условиях эмоционального стресса (моделью стресса явилась экзаменационная сессия). У всех обследованных добровольцев было получено письменное информационное согласие на участие.

Данная модель, где в качестве вегетативных коррелятов изучаются параметры сердечно-сосудистой деятельности, часто используется для исследования влияния эмоционального напряжения на различные системы организма [3], [5].

По мнению [5], эмоциональный стресс в виде экзаменационной сессии может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, к развитию процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и неустойчивостью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.

Забор крови для проведения гормональных исследований у девушек осуществлялся натощак, с 8 до 9 часов утра, путем взятия крови из локтевой вены в положении сидя в условиях эмоциональной стабильности и в условиях стресса, а также через 15 и 45 мин после приема белкового завтрака. Для получения сыворотки пробы крови центрифугировали в условиях лаборатории.

Статистическую обработку данных проводили на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ с разделением по анализируемым группам. По каждому сравниваемую признаку в обследованных группах определяли среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратичное отклонение выборок (т). Графически распределение параметров в группах проводили с помощью соответствующих гистограмм. Данный расчет производили с помощью возможностей программы редактирования и обработки таблиц.

Влияние стресса на показатели половых гормонов..

Ниже представлены результаты изменений концентраций лептина и половых гормонов у девушек-студенток с учетом исходного тонуса вегетативной нервной системы (табл. 1).

В условиях эмоционального стресса в общей группе обследованных девушек концентрация лептина имела тенденцию к снижению. В условиях стресса характер вегетативной регуляции изменяется. Эмоциональный стресс нивелирует различия, обусловленные исходным тонусом вегетативной нервной системы, преобладает реакция для всех подгрупп, когда значения лептина унифицируются.

В настоящее время лептин относят к одному из важных факторов, регулирующих гомео-статическое состояние организма и передачу информации в центральные отделы нервной системы.

Устойчивость организма в стрессовой ситуации и сохранение постоянства внутренней среды связывал с состоянием регуляторных механизмов вегетативной нервной системы, а в частности, с взаимодействием симпатического и парасимпатического отделов [2].

По полученным данным можно заключить, что у девушек в условиях эмоционального стресса вегетативные корреляты лептина не зависят от исходного тонуса вегетативной нервной системы и не имеют достоверных межгрупповых различий в сравнении с фоновыми показателями.

Эмоциональный стресс изменял активность оси гипоталамус — гипофиз — половые желе-

зы. В группе девушек максимальные значения лептина в условиях стресса были обусловлены преобладанием симпатических влияний, лица с нормотонией занимали промежуточное положение, а минимальные концентрации обусловливал ваготонус. При этом в группах с крайними значениями вегетативного баланса эмоциональный стресс снижал содержание лептина, а у лиц с эйтонией, наоборот, выявлено повышение концентрации.

Изменение половых гонадотропинов в условиях эмоционального напряжения носило разнонаправленный характер в зависимости от преобладающего исходного тонуса вегетативной нервной системы. Известно, что ФСГ и ЛГ относятся к гонадотропным гормонам, вырабатываемым клетками передней доли гипофиза. В женском организме ФСГ стимулирует рост и развитие фолликулов, а также вызывает пролиферацию клеток гранузелы, в которых происходит образование эстрадиола. Существуют фазные изменения секреции ФСГ и ЛГ, при этом содержание ФСГ возрастает в первую фазу цикла, а ЛГ — во вторую. Центральная нервная система осуществляет регуляцию го-надотропных гормонов посредством гипоталамуса, в котором синтезируется гонадолиберин, стимулирующий высвобождение как ЛГ, так и ФСГ. Повышение уровня эстрогенов или тестостерона в крови приводит к снижению высвобождения ЛГ. Секреция ФСГ угнетается прогестероном, фоллистатином, ингибином, активином [16].

Таблица 1 — Содержание лептина и половых гормонов у девушек в условиях фона и при действии эмоционального стресса М±т (п=75)

Показатели Общая группа Ваготоники Нормотоники Симпатотоники

Лептин Фон 7,70±1,96 9,05±0,52** 6,93±0,51 9,13±0,93**

Стресс 6,97±0,97 8,03±0,63 7,44±0,61 8,19±0,86

ФСГ Фон 3,62±0,58 2,93±,84 3,76±0,27 4,17±0,63

Стресс 5,85±0,41^ 5,77±0,83^ 6,43±0,71^ 5,37±0,70

ЛГ Фон 6,55±1,01 5,19±0,76 6,54±,93 7,93±1,69

Стресс 5,82±0,75 4,76±0,63^ 5,93±0,73* 6,77±0,89*

Пролактин Фон 247,72±27,91 196,17±31,3 250,23±17,120 296,70±29,31

Стресс 170,65±23,37^ 131,12±29,6 176,40±19,17^ 204,13±24,36^

* — р<0,05, различия достоверны относительно группы лиц с ваготонией; ** — р<0,05, различия достоверны относительно группы лиц с нормотонией; ^ — р<0,05, различия достоверны относительно фона.

Так, содержание ФСГ в сыворотке крови при действии эмоционального стресса повышалось в общей группе обследованных девушек за счет подгрупп с ваго- и нормотонией, в то время как при симпатикотонии концентрация гормона не изменялась. Стресс оказывал стимулирующее влияние на выделение ФСГ клетками передней доли гипофиза. Возможно, такая реакция носила волнообразный характер: от повышения в первую фазу стрессорной реакции до снижения в дальнейшем и с последующим восстановлением.

Содержание ФСГ при действии эмоционального стресса повышалась в общей группе обследованных девушек, а также у девушек с ваго- и нормотонией.

Достоверные разнонаправленные изменения содержания гонадотропинов в условиях стресса установлены в подгруппе девушек с исходным парасимпатическим тонусом вегетативной нервной системы. Концентрация ФСГ достоверно возрастала в этой подгруппе, а ЛГ -снижалась и была достоверно минимальной относительно других подгрупп обследованных.

Динамика изменения содержания ЛГ была разнонаправленной в сравнении с выделением ФСГ. В общей группе отмечалась тенденция снижения концентрации лютеинизирующего гормона, у девушек-ваготоников выявлено достоверное снижение гормона. У девушек нормо-и симпатотоников выделение ЛГ сохранялось на фоновом уровне с тенденцией к повышению в условиях эмоционального стресса.

Эмоциональный стресс изменял выделение гонадотропинов у девушек с различным исходным тонусом вегетативной нервной системы, при этом устойчивость фолликулости-мулирующего и лютеинизирующего гормонов была различна. ФСГ — это необходимый участник женской репродуктивной системы, который в ходе наших исследований обладал большей устойчивостью в условиях эмоционального стресса, по сравнению с ЛГ. Действие лютеини-зирующего гормона направлено на регуляцию процессов стероидогенеза, также известно, что ЛГ контролирует наступление овуляции. Нами установлено снижение концентрации ЛГ у девушек с ваготонией при эмоциональном напряжении, а у девушек с нормо- и симпатотонусом концентрация гормона не изменялась.

Обнаружено, что реакция выделения леп-тина в условиях эмоционального стресса была универсальной, фоновые различия лептина, связанные с вегетативным тонусом нервной системы, нивелировались, и у девушек отмечалась унифицированная ответная реакция.

Известно, что лептин может играть пермис-сивную роль для гонадотропинов [15], [16], и в нашем исследовании в фоновых условиях эта закономерность сохранялась.

Учитывая, что содержание ЛГ повышается при овуляции, можно заключить, что девушки-ваготоники являются группой риска дизовуля-торных расстройств, а у нормо- и симпатото-ников сохраняется необходимая концентрация гормона для возникновения овуляции.

Изучение взаимосвязи лептина и половых гормонов предусматривает и анализ состояния гормона передней доли гипофиза — пролакти-на. Известно, что уровень пролактина у всех людей различен и может меняться, верхняя граница нормы как у мужчин, так и у женщин составляет 15-25 мг/л [15]. Нарушение секреции пролактина может приводить к развитию синдрома гиперпролактинемии, оказывая негативное действие на фертильность, нарушает сексуальную функцию и снижает минеральную плотность костной ткани [10]. Появление избыточной массы тела, а затем и ожирения при длительно существующей гиперпролактине-мии — часто встречающаяся ситуация в клинической практике [14].

Существуют данные о том, что пролактин оказывает влияние на обмен веществ в женском организме путем возникновения определенных механизмов, направленных на противостояние негативным факторам, в том числе и эмоциональному стрессу.

Выделение пролактина в условиях стресса у обследованных девушек характеризовалось снижением его концентрации в общей группе и у нормо-, и симпатотоников. При этом ваготонус в условиях стресса определял минимальные значения гормона, а к симпатическому тонусу концентрация пролактина нарастала, не имея при этом достоверных межгрупповых различий.

В ходе собственных исследований обнаружена частичная синхронизация колебаний уровня лептина с половыми гормонами. Полученные результаты частично совпадают с дан-

Влияние стресса на показатели половых гормонов.

Симонова Т.О. и др.

ными [16] о том, что лептин влияет на синтез половых стероидов путем прямого воздействия на клетки гранулезы яичников.

Можно заключить, что эмоциональный стресс оказывал значительное влияние на работу репродуктивной системы обследованных девушек. Ответные реакции варьировались в зависимости от исходного тонуса вегетативной

нервной системы. Во всех подгруппах обследованных девушек отмечались низкие значения ЛГ, особенно у девушек-ваготоников, в условиях эмоционального стресса. Для девушек сохранение достаточного уровня лептина при стрессе не происходили и отмечались более выраженные сдвиги в выделении гонадотропинов и половых стероидов.

1. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; под общ. ред. Е.М. Крепса. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.

2. Судаков, К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация / К.В.Судаков // Терапевтический архив. — 1997. -№1. — С. 70-73.

3. Шибкова, Д.З. Оценка функционального состояния ЦНС и уровня работоспособности студентов 18-20 лет / Д.З. Шибкова,

B.П. Мальцев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2009. — С. 277-280.

4. Кузнецов, А.П. Желудочно-кишечный тракт и стресс / А.П. Кузнецов, A.B. Речкалов, Л.Н. Смелышева.- Курган: Изд-во КГУ, 2004. — 254 с.

5. Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления эмоционального стресса: дис. . д-ра биол. наук / Ю.В. Щербатых. — Воронеж, 2001. — С. 313.

6. Altman, J. Weight in the balance / J.Altman // Neuroendocrinology. — 2002. — Р. 76, 131-136.

7. Бутенко, Е.В. Динамика грелина, лептина и гормонов роста в эмбриогенезе человека: автореф. дис. . канд. биол. наук: / Е.В. Бутенко. — Ставрополь, 2011. — 17 с.

8. Ожирение и репродуктивная функция женщин / Е.А. Карпова, М.Ф. Белоярцева, А.А. Шарова и др. // Проблемы репродукции. — 2006. — Т. 12. — №4. — С. 57-62.

9. Leptin concentrations in amniotic fluid, venous and arterial cord blood and maternal serum: high leptin synthesis in the fetus and inverse correlation with ptacental weight [Letter] / C. Schubring [et al.] // Eur. Journal Pediatr. — 1996. — 155:830-4.

10. Leptin modulates behavioral responses to sweet substances by infl uencing peripheral taste structures / N. Shigemura [et al.] // Endocrin. — 2004. — Vol. 145. — P. 839-847.

11. Leptin. reproduction and sex steroids / Xesiis Casabiell [et al.] // Pituitary [КЭ]. — 2001. — 4. — №1-2. — P. 93-99.

12. Meczekalski, B. Leptin missing link between the metabolic state and the reproductive system? / B. Meczekalski, A. Warenik-Szymankiewicz // Ginekologia Polska. — 1997. — Vol. 68. — №12. — P. 627-632.

13. Macut, D. Is there a role for leptin in human reproduction? / D. Macut, D. Micic, F. P. Pralong // Gynecol-Endocrinol. — 1998. -Vol. 12. — №5. — P. 321-326.

14. Gullicksen, P.S. Leptin-induced adipose apoptosis: implications for body weight regulation / P.S. Gullicksen, M.A. Della-Fera,

C.A. Baile // Apoptosis [ЭИ]. — 2003. — 8. — №4. — P. 327-335.

15. Huang, L. Leptin: a multifunctional hormone / L. Huang, C. Li // Cell Res. — 2000. — Vol. 10. — P. 81-92.

16. Пшеничникова, М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии / М.Г. Пшеничникова // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. — 2000. — №2, 3, 4. — 2002. — №1, 2, 3.

cyberleninka.ru

Влияние стресса на адаптацию

В стадии тревоги в зависимости от силы и длительности действия стрессора и особенно в условиях действия экстремальных факторов отмечается торможение иммунобиологических механизмов, следствием чего обычно является уменьшение интенсивности аллергических реакций, снижение резистентности к опухолевому росту, повышение чувствительности к вирусным и бактериальным инфекциям.

В основе иммунодепрессии лежат увеличение концентрации глюкокортикоидных гормонов и возникающие вследствие этого перераспределение клеток, торможение митоза лимфоцитов, активация Т-супрессоров, цитолический эффект в тимусе и лимфоидных узлах. Иммунодепрессия характерна как для гуморальной, так и для клеточной форм иммунитета.

В стадии резистентности регистрируется не только восстановление, но и увеличение иммунитета.

Если интенсивность и продолжительность стрессора очень велики, восстановления, а тем более увеличения иммунитета не происходит и, по мнению П. Д. Горизонтова с соавт. (1983), наступает третья фаза стресса, проявляющаяся формированием вторичной иммунологической недостаточности.

Нарушения обмена веществ при стрессе

Усиленная продукция катехоламинов при стрессе активирует фосфорилазу печени и распад гликогена в этом органе. Кроме того, избыток глюкокортикоидов стимулирует в печени и почках глюконеогенез. Эти два механизма объясняют важное проявление стресса — гипергликемию, что увеличивает образование и инкрецию инсулина. Поэтому в условиях длительного стресса вследствие постоянной и продолжительной гипергликемии и стимуляции бета-клеток островкового аппарата поджелудочной железы может наступать напряжение, перенапряжение и истощение инсулярного аппарата, что и составляет основу механизма сахарного диабета при стрессе. Иногда он называется диабетом напряжения.

В стадии истощения происходит снижение содержания глюкозы в крови вследствие отсутствия запасов гликогена в печени. Так в экспериментах на крысах показано, что в условиях 24-часового голодания в печени крыс обнаруживаются следы гликогена.

В условиях стресса ингибируется гликолиз в печени, мышцах, сердце, не изменяется в мозге и активируется в надпочечниках (Л. Е. Панин, 1983). Это связано с изменением активности основных ферментов гликолиза — гексокиназы и фосфорилазы печени.

Глюконеогенез в печени и почках, т.е. синтез глюкозы из неуглеводистых продуктов — пирувата, лактата, глюкогенных аминокислот, осуществляется с участием ключевого фермента фосфоэнолпируваткарбоксилазы и резко возрастает при стрессе.

Активации глюконеогенеза способствует снижение инсулина в крови, особенно в стадии резистентности, что за счет активации контринсулярных гормонов обеспечивает мобилизацию жира, ингибирование гликолиза и усиление глюконеогенеза. Кроме того, это приводит к переключению энергетического обмена на липидный. Именно в этот период, по мнению Л. Е. Панина (1983), источником углеводов становится глюконеогенез, основу которого составляют глюкогенные аминокислоты; частично гликоген в печени образуется из лактата через цикл Кори. Именно в этот период основным энергетическим материалом становятся жирные кислоты, а их продукты — кетоновые тела — как энергетический материал окисляются в мозге, почках, сердце, мышцах. Интенсивно используются жирные кислоты, особенно в мышцах.

Как показывают клинические наблюдения, при стрессе снижается чувствительность нервной ткани к дефициту углеводов, так как в биоэнергетике возрастает роль кетоновых тел, образующихся за счет интенсивного использования жирных кислот в качестве энергетического материала.

По данным Л. Е. Панина (1983), дефицит углеводов при стрессе начинает сказываться в стадии истощения, что проявляется в дальнейшей активации симпатоадреналовой системы и выбросе инсулина, но к этому времени углеводные резервы исчерпываются полностью. Поэтому в стадии истощения развивается гипогликемия, которая ведет к гибели организма вследствие невозможности энергообеспечения.

В результате избыточной продукции катехоламинов и глюкокортикоидов происходит усиленная мобилизация жиров из жировых депо с формированием гиперлипидемии и особенно гиперхолестеринемии, что способствует отложению холестерина в сосудах и развитию атеросклероза. Клинические наблюдения показывают увеличение в крови при стрессе общих липидов, общего холестерина, свободных жирных кислот, суммарной фракции липопротеинов низкой плотности (Л.Е. Панин, 1983). При стрессе усиливается перекисное окисление липидов и образующиеся перекиси вызывают прямое повреждение сосудистой стенки. Доказательством того, что происходит повреждение клеточных мембран, является выраженное увеличение количества ферментов в крови.

В эксперименте получен атеросклероз путем назначения животным безантиоксидантной диеты, содержащей избыток перекисей липидов. В этом случае, по данным Ф.3. Меерсона (1981), перекисями повреждаются сосуды с отложением в них кальция и липидов. Этот процесс ускоряется в условиях иммобилизационного стресса и тормозится ингибитором окислительных процессов — ионолом.

Таким образом, стресс может усиливать и способствовать формированию атеросклероза за счет стрессорной гиперлипидемии и особенно гиперхолестеринемии, а также повреждения мембран клеток перекисями липидов.

Как уже говорилось, в условиях стресса возрастает роль липидов в биоэнергетике организма, и энергетический обмен переключается с углеводов на липиды, что находит отражение и в перестройке дыхательной цепи в митохондриях клеток. Это проявляется в уменьшении образования ацетил-Ко-А из углеводов и увеличении образования его из жирных кислот.

Первый путь окисления углеводов и липидов через цикл Кребса был назван Л. Е. Паниным (1983) «углеводным», второй в виде фосфорилирующего окисления липидов по перекисному механизму — «липидным».

Полагают, что в стадии резистентности энергетический обмен с углеводного типа переключается на липидный, а ЦАМФ является тем медиатором, с помощью которого происходит переключение энергетического обмена. Увеличение ЦАМФ в тканях (печень, мышцы) тормозит гликолиз за счет ингибирования гексокиназы. Подавляется липогенез и активируется липолиз. В митохондриях, прежде всего в печени, возрастает скорость фосфорилирующего окисления как углеводных (пируват), так и, особенно, липидных субстратов (Л. Е. Панин, 1983).

Общие принципы профилактики стресса

Повышение устойчивости организма человека к стрессу является одной из важнейших социальных задач. В настоящее время показано, что многие симпатолитики, М-холиноблокаторы (например, производное индола — резерпин, являющийся центральным и периферическим симпатолитиком; М-холиноблокатор — амизил) профилактируют стресс. Очень широко в стрессорных ситуациях и для их профилактики используются транквилизаторы, особенно производные бензодиазепина (седуксен, элениум и др.). После введения их в организм при стрессе уменьшается содержание адреналина в гипоталамусе и степень выраженности нарастания его в крови. Как известно, адреналин является стимулятором адренергических структур ретикулярной формации и гипоталамуса, синтеза и секреции адреналина в мозговом веществе надпочечников и формирования состояний тревоги, страха, гнева, агрессии (М. С. Кахана с соавт., 1976).

По мнению Ф. 3. Меерсона с соавт. (1984), профилактике стресса способствует повторный, кратковременный стресс, следствием которого является формирование адаптации. При этом предупреждаются повреждения сердца, желудка и других органов в последующем, при интенсивном стрессе. Механизмы адаптации связывают с увеличением эффективности центральных тормозных систем головного мозга в результате усиления синтеза ГАМК, дофамина, энкефалинов, эндрофинов, а также усиления образования простагландинов и аденозина.

Широкое применение для профилактики стресса находят антиоксиданты, особенно пищевой антиоксидант ионол, витамин Е, которые тормозят интенсивность перекисного окисления липидов, столь характерного для стресса (В. М. Боев, И. И. Красиков, 1984).

studbooks.net

Стресс и его влияние на жизнь человека

В настоящее время стресс считается чем-то обыденным, но подумать только, еще 100 лет назад количество людей, переживших стресс, было намного меньше. Сложная работа, неправильное питание, злой начальник, проблемы в семье, зависть, нехватка денег – все эти предшественники стресса делают человека раздражительным. Но все ли это последствия стресса? Нет, поведение человека – далеко не единственный результат воздействия стрессовой ситуации. Все гораздо хуже. О влиянии стресса на жизнь, мы поговорим далее.

Каким бывает стресс и его влияние на человека

Стресс – довольно широкое понятие и имеет определение как совокупность психологических факторов, вызванных влиянием внешних воздействий на адаптацию человека. Обычно стресс протекает в несколько стадий.

Первые два понятия являются совершенно нормальными. Однако если окружающая среда изменяется слишком часто, то наступает не самая лучшая стадия стресса – истощение.

Стресс – это явление, которое встречается часто. Если стресс незначительный, то это не пойдет во вред организму. Если же стресс является чрезмерным, то он может быть вредным для человека.

В данном случае нужно обратить внимание на такое понятие, как стрессор – он представляет собой стимул, который запускает в действие реакцию. Стрессор – это фактор, который обеспечивает человеку безопасность. Рассмотрим, каким бывает стресс и его влияние на человека.

Влияние стресса на человека и его разновидности

Есть два основных вида – это дистресс и эустресс:

  • В первом случае явление вызвано негативными факторами – обычно физическими или психическими. Организму достаточно сложно с ними справляться, поэтому на нервную систему и на здровье человека оказывается существенное давление.
  • Во втором случае – стресс возникает в ходе положительных эмоций. Такой вид явления мобилизует силы организма и положительно влияет на него, являясь безопасным.
  • Оба вида явления разделяются по характеру, в котором они действуют на человека:

  • Психологический стресс – связан с влиянием социальных факторов на человека и собственного волнения по любому поводу. Возникает такое состояние в случае конфликтов в обществе. При таком явлении человек переживает постоянную тревогу, беспокойство, страх.
  • Эмоциональный стресс это самая первая реакция, которая возникает в данном явлении. Способствует активации обменных процессов. Если проявляется часто, то приводит к дисбалансу всех систем, что очень вредно для физического здоровья.
  • Биологический стресс – обычно он вызван физическими факторами. К ним относятся такие, как переохлаждение, ожог, заболевание, травмы, голод.
  • Есть еще и профессиональный стресс, который возникает в ходе работы во вредных условиях, неудобного графика, неправильного питания.

    Стрессы бывают эмоционально положительными или эмоционально отрицательными. В первом случае такое состояние может вызвать выигрыш в лотерею, встреча со старыми друзьями, сдача экзамена в школе или ВУЗе, повышение по карьерной лестнице. Отрицательные стрессы – что-то случилось с близким человеком, проблемы на работе, конфликт в коллективе.

    Также стрессы подразделяются на кратковременные и долгосрочные. Если рассматривать более детально, то кратковременный стресс – это острое явление, которое быстро появляется и быстро остывает. Долгосрочный стресс – носит хронический характер. Возникает на регулярной основе и характеризуется постоянным расстройством человека. Является наиболее губительным для здоровья и приводит к образованию многочисленных хронических болезней.

    На что влияет стресс? Депрессия, вызванная подобной ситуацией – это не только урон психологическому здоровью, но и существенная угроза физиологии человека. Рассмотрим основные области, которые больше всего подвергаются влиянию этого «страшного зверя». Влияние стресса на человека заключается в следующем:

    • Психическое расстройство – это первое последствие. Человек, подвергшийся влиянию стресса, становится уязвимым, раздражительным, порой доходит до того, что находится с ним в одном помещении – невозможно. Именно психологическая травма современного человека является одной из причин развода в семье, когда близкие люди не могут совладать со своими эмоциями и расстаются.
    • Самооценка – залог успеха. Мы успешны не настолько, насколько нас видят другие, а настолько, насколько сами себя чувствуем. У человека просто не хватает сил и мотивации, чтобы полюбить себя, он считает свою личность недостаточно развитой, а тело – недостаточно привлекательным. Если забыть о стрессе и заняться собой, то данное последствие может быть предотвращено. Если продолжать находиться в таком состоянии, это повлечет за собой более серьезные перемены. Рекомендуем прочитать статьи: способы повысить свою самооценку и стать уверенным в себе.
    • Энергетика и социальная жизнь – стресс способствует быстрой утомляемости организма, у такого человека быстро истощаются силы, в результате не хочется ничего делать. Затрачивается не только физическая энергетика, но и духовная. Люди, не желающие перенимать на себя негативные эмоции, перестают общаться с человеком, переживающим стресс. В результате социальная жизнь становится ненасыщенной.
    • Алкоголизм/ожирение – ввиду перечисленных выше проблем, человек лишается хорошего настроения, некоторых друзей, а возможно, работы или хобби. Чтобы кое-как забыться, человек уходит в «свой мир», где есть место для алкоголя, еды. Его не беспокоит тот факт, что он набирает лишние килограммы и спивается быстрыми темпами. Уже через пару месяцев стресса такого страдальца можно просто не узнать.
    • Физическое здоровье. Действительно, под действие стрессовой ситуации происходит обострение всевозможных хронических заболеваний (горло, сердце, почки, печень, нервные срывы, желудочно-кишечный тракт и так далее). Если не было никаких болезней, то они появляются. Повышается риск заражения раковыми заболеваниями, болезнями сердца, желудка. Как известно, нервные клетки не восстанавливаются, поэтому человек, который пережил стресс и не работает над собой, быстро стареет, «обрастает» морщинами, сединой, лишними сантиметрами и болезнями.

    Пожалуй, это еще не все последствия воздействия стресса на человека. Если вы почувствовали, что что-то в жизни идет не так, стремитесь менять ее и меняться в лучшую сторону. В противном случае, можно столкнуться не с самой лучшей стороной проблемы.

    Влияние стресса на жизнь человека достаточно велико, однако можно этого избежать. Есть много способов, которые призваны помочь при избавлении от данного состояния. Стоит остановиться на самых легких и приятных методах.

    1. Принятие ванн с морской солью и эфирными маслами. Этот вариант хорош, когда вы пришли с работы и хотите как можно быстрее расслабиться.
    2. Длительные прогулки на свежем воздухе. Это полезно в том случае, если вы хотите не только укрепить свое здоровье, но и заняться приведением потока мыслей в порядок.
    3. Процедуры релаксации способствуют поддержанию ума и тела в должном состоянии. Провести такую процедуру достаточно просто, необходимо сесть в любимое кресло, расслабиться, включив приятную музыку, представляя красивые картинки.
    4. Занятия спортом избавят вас от влияния стресса, поэтому не стоит скидывать со счетов физическую активность. Запишитесь в школу танцев или на занятия йогой. Если нет возможности посещать подобные занятия, то нужно заниматься дома.
    5. Отдых наедине с природой – нет, это не шумный курорт с благами цивилизации, а полное уединение. По-настоящему дикая природа обладает удивительным целебным действием, помогает снять стресс и дарит гармонию.

    Таким образом, влияние стресса на людей трудно переоценить, поскольку оно очень велико. Такое явление оказывает разрушительное воздействие на психическое и физиологическое здоровье индивидуума, в корне изменяя его жизнь. Встречаются хорошие (положительные) и плохие (отрицательные) стрессы. Первые являются полезными для гормонального фона и для эмоций, в то время как вторые влекут за собой заболевания и проблемы социального характера.

    Во избежание негативных последствии рекомендуется пройти курс определенных процедур, которые позволят вам получить удовольствие и взглянуть на ситуацию под другим углом. Будьте здоровы и счастливы!

    globuslife.ru