Расстройства

Все о заикании у детей

19.06.2018

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Заикание у детей. Ребёнок заикается. Делимся опытом лечения!

Описание: Общие вопросы по тематике сайта.

Спасибо)у меня пока только теоретическая часть этого вопроса)надеюсь буду еще писать про школу тоже)

Последнее не совсем поняла про мучения

Одна из составляющих славянского(православного)

Отсутствуют как раз то полностью в восприятии

Ребенок 3г.11мес.(мальчик) очень сильно заикается. Подскажите хорошего логопеда.

О моей методике для взрослых читайте здесь — /viewtopic.php?p=208821#p208821 , но я давно хочу попробовать позаниматься и с маленькими детьми, у которых психика ещё не находится под контролем страха речи.

Помогите найти специалиста

У меня сын с 2-ух лет страдает логоневрозом. Сейчас ему 8 лет. Мы все это время занимались с логопедом, но к сожалению никаких улучшений нет. Вот близится начало учебного года и я в ужасе. Речь ухудшилась! Ребенок стал даже читая заикаться так, что предложение выдавить не может. Я очень переживаю за то что в классе могут начать дразнить ребенка, а он у меня очень чувствительная творческая личность.

Подскажите мне специалиста по исправлению этого недуга. Готова возить хоть на другой конец Москвы лишь бы помогло.

не сберегли чем дорожили

ждать перемен мы так устали

сковав взамен сердца из стали

Хотя вот если бы жила в моску могу сказать сто процентов,что попробовала бы и туда обратиться

С двух лет до восьми не обратились странно шесть лет в общем то

А то мы опять вечером ели языком ворочили((((качели спасли на них замолчали

Или освоить профессию логопеда

Плюс поселиться в моску

Псс это я так ворчу(

И про мамасика я уже писала)делать все вместе это как раз из этой серии

Мы вот ценики уже понимать начали сами)))логопед бы сказал не надо лишнее

Личный логопед у нас был и будет еще)закомерность выявлена отличная при ней ребенок говорит идеальной речью

Вышел на улицу десять шагов и все с головы вылетело,затем опять к ней речь идеальная )

При том после десяти занятий становится тоскливо и идти тянуть звуки ну совсем не хочется

А еще был логопед с которым она ложила голову на стол и просто лежала так все полчаса

Уговоры не действовали ))))))логопед сказала как то больше не приходите))))))чему мы обе несказанно были рады

Это я к тому отдам я в моску денег, а возьмут так и лягут и повторять не будут

Тогда интересно как меняют там логопеда?

Учтите, что советуют его действующие заики несколько раз безуспешно проходившие там лечение, либо те, кто им почему-то верит.

Сначала курс , а потом микрокурсы-поддерживающая терапия

Меня впечатлило-да, ситуация архистрессовая—но она говорила идеально и естественно

www.stuttering.su

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание — логоневроз — проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев;
  • при разговоре шепотом;
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
  • в случае, когда пациент себя не слышит;
  • в разговоре с близкими людьми.
  • Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Признаки заикания могут наблюдаться у детей начиная с 2-3 летнего возраста.

    Бурное развитие речевого навыка, наблюдающееся в период между 2 — 5 годами может наложить отпечаток на характер речи детей: они могут говорить быстро, бурно, «глотая» окончания слов, делая паузы в середине слова, пытаться говорить на вдохе.

    В определенный период это нормальные проявления процесса обучения речи. Однако дети, склонные к заиканию, могут показывать следующее поведение:

    1. Часто делать паузы во время речи, при этом заметно напряжение мышц лица и шеи.
    2. Мало говорить, избегать ситуаций, где надо разговаривать.
    3. Внезапно прерывать свою речь и надолго замолкать.
    4. Выглядеть подавленным и сконфуженным.

    Раннее выявление заикания способствует лучшему излечению от этого дефекта, уменьшает влияние неблагоприятных психологических и социальных факторов на маленькую личность.

    Заикание у подростков

    Проблемы с речью могут впервые проявиться и в переходном возрасте. Подростки, несмотря на кажущуюся «взрослость», очень уязвимы. Бурно растущий организм, гормональные изменения, переосмысление ценностей в этом возрасте могут существенно снизить защитные механизмы тела. Дефект речи у подросших детей может вызвать серьезные психологические комплексы, ухудшить социальные взаимодействия в коллективе, повлиять на учебный процесс и в дальнейшем — выбор профессии.

    Если у родителей появились сомнения в нормальном речевом развитии ребенка, следует незамедлительно побывать на приеме у логопеда. Логопед сможет установить, в пределах нормы ли находятся отклонения в речи.

    Если родители подозревают заикание, необходимо свести к минимуму стрессовые факторы в жизни малыша, а поход к специалисту вполне может быть стрессом для дошкольника.

    Как лечить самостоятельно:

  • отменить массажи, бассейны, кружки и секции, гостей и бурные праздники;
  • свести к возможному минимуму телевизор и интернет. Мультфильмы смотрите только уже знакомые;
  • книги читать также те, к которым ребенок уже успел привыкнуть;
  • следите за режимом сна и бодрствования, отслеживайте, чтобы дошкольник «не перегуливал»;
  • разрешать выражение эмоций, в том числе негативных, не стыдить за плач, «капризы», нытье;
  • проговаривать стрессовые ситуации в спокойной обстановке, обсуждать их без оценочных суждений;
  • проанализировать, не изменилась ли психологическая обстановка в семье, урегулировать отношения между супругами или другими детьми.
  • говорите за ребенка, описывайте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях, если он сам затрудняется это сделать.
  • Ребенок с заиканием также может быть подвержен симптомам ВСД. Узнайте все о вегето-сосудистой дистонии у детей.

    Причины панических атак и заикания весьма схожи. Материал о панических атаках здесь.

    • не стоит задавать таким детям вопросов, требующих сложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги;
    • ругать или стыдить малыша за дефект речи, торопить его отвечать;
    • запрещать выражение негативных эмоций;
    • акцентировать внимание на дефекте речи. Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.

    В случае дошкольников именно спокойная принимающая обстановка в семье и крепкий контакт с родителями являются ключевыми моментами в решении проблем заикания. У подростков решающее значение имеет мотивация на преодоление дефекта.

    В первую очередь нужно обратиться к логопеду. В их профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

    Не оставляйте ребенка одного наедине с логопедом, пока не убедитесь, что специалист установил с малышом контакт. Всегда следите за реакцией ребенка, прерывайте сеанс, если чувствуете, что он устал, встревожен или чувствует себя «не в своей тарелке».

    Также рекомендуется обратиться к психологу. Детские психологи в игровой форме помогут пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

    Также возможны физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика.

    В видео о детском заикании приведены реальные истории из жизни, советы специалистов и многое другое:

    Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

    www.neuroplus.ru

    Все о заикании у детей

    «Подумаешь, – скажет кто-то, – от этого не умирают!» Не умирают, но жить с заиканием трудно. Этот недуг мешает человеку проявить себя, постоянно ставит его в невыносимые ситуации, когда любая мелочь превращается в неразрешимую проблему. «Который час?» «Как пройти?» «Сколько стоит?» «Кто последний?» – любой вопрос как экзамен, потому что на некоторых звуках можно увязнуть, словно в глубоком сугробе.

    Увы, в жизни все намного драматичнее. Лицо искажает мучительная судорога, спазм запечатывает губы, и вместо нужного слова толчками вырывается прерывистый звук. Ситуация тягостна и для окружающих. Тактичный слушатель отводит глаза, пытается подсказать, советует не волноваться, но только вызывает раздражение у заикающегося человека, безумно уставшего от затянувшейся борьбы со словом.

    Есть мнение, что заикание – примета достаточно высокого интеллекта, об этом свидетельствует его большая распространенность именно в развитых странах. С этим можно поспорить. Но, например, на Африканском континенте заикание встречается не часто. Еще меньше заик в Китае, правда, этот факт специалисты связывают все-таки с фонетическими особенностями китайского языка.

    Среди известных людей немало заик. Демосфену этот дефект речи не помешал сделаться блестящим оратором, Мольеру – интереснейшим драматургом, Диккенсу – классиком английской литературы, Наполеону – легендарным полководцем, Бисмарку – железным канцлером, Мэрилин Монро – кумиром поколений, а Брюсу Уиллису – «крепким орешком».

    Поэт Роберт Рождественский сильно заикался, но при этом собирал тысячные аудитории, и для огромного числа его поклонников особая манера чтения стихов была привлекательнее уверенной декламации Вознесенского или Евтушенко. Борис Хмельницкий, Николай Бурляев – заикание не стало преградой даже для сверхпубличной актерской профессии. В одном из интервью, отвечая на вопрос, почему он не заикается перед камерой, Дмитрий Певцов ответил: «Я же не заик играю!»

    . Известный фотомастер Владимир В. заикается с шести лет. Летом 1957 года, перед Московским фестивалем молодежи и студентов, столичных детей вывозили за город. Старшую группу детского сада, в которой был Володя, разместили спать на веранде. Ночью разразился сильнейший ураган, с бушующим ветром, громом и молнией. Порывом ветра подломило сосну, и она с ужасающим грохотом упала на крышу веранды. В эту ночь четверо из десяти детишек стали заикаться.

    – Похожий случай произошел с моим приятелем из Киева – он в детстве провалился в погреб деревенского дома. С тех пор он заикается, – рассказывает Владимир. – В школе этот недуг мне очень мешал. Я великолепно знал историю и географию, но учителя не решались лишний раз вызвать меня к доске, а если все-таки спрашивали, приходилось подбирать удобные слова, в которых не было опасных звуков. Все заики знают эти уловки.

    Он учился в интернате, больше похожем на детский дом. Но даже там не было случая, чтобы кто-то поиздевался над ним, высмеивая его речевой дефект. В армии Владимира уважительно называли «профессором» за жизненный опыт и обширные знания.

    – Помню только, замполит, якобы желая научить меня говорить правильно, заставлял многократно долбить армейскую скороговорку: «Здравия желаю, товарищ майор!» Мало того, что обращение к начальству – всегда стресс, так еще набор трудных согласных, на которых я постоянно спотыкался.

    Камнем преткновения стали вступительные экзамены в институт. В общей сложности он поступал 21 раз! Каждое лето по три-четыре самоотверженные попытки. «Резался» на устных экзаменах, которые для заикающегося – двойной, если не тройной стресс, на сочинениях, потому что любая запинка в речи автоматически превращалась при написании в запятую, но все-таки стал студентом факультета журналистики Московского государственного университета. Сегодня он один из лучших фотографов России, лауреат самых престижных международных конкурсов и преподаватель МГУ. Студенты его обожают.

    Полтора десятка лет Владимир тесно общался с Юлией Некрасовой, крупным специалистом в области терапии заикания, следил за судьбами ее подопечных. Она всю жизнь посвятила этой проблеме. Учила пациентов не только правильно дышать, но и управлять своим психологическим состоянием. На занятиях Некрасовой происходило чудо: застенчивые, скромные, немногословные люди превращались в лидеров, которые могли пробить любую стену. Это было полное перевоплощение личности. Заикание отступало. Но. Некоторые успешные воспитанники Некрасовой спустя годы опять начинали заикаться.

    – Очевидно, заикание вылечить невозможно, – с грустью признает Владимир. – Любой нервный стресс – и ты не можешь вымолвить ни слова. На меня, к примеру, жутко действует мороз. Мышцы лица сковывает, попытки что-то сказать заканчиваются полным фиаско. Когда в такой момент меня останавливает инспектор ГАИ, он, как правило, интересуется: «Вы что, пьяны?» Безумно трудно общаться по телефону с незнакомыми людьми, а мне приходится звонить и знаменитостям, и крупным политикам.

    Здоровому человеку трудно понять психологию заикающегося, который, как правило, робок, не уверен в себе, держится в сторонке, не вступает в беседу, хотя нередко обладает более высоким интеллектом. Дефект речи часто становится причиной нереализованности многих возможностей.

    – Конечно, мне это мешало. Бывали ситуации, когда надо было встать и сказать, а я сидел и молчал. В личной жизни тоже возникали проблемы. Когда твой соперник и ростом выше, и моложе, и говорит гладко, надо найти в себе что-то, что отодвинет заикание на второй план, – улыбается Владимир. – Некрасова говорила: «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Я смог чего-то добиться в жизни, нашел себя в профессии, соединившей все мои мечты.

    В России этим недугом страдают сотни тысяч, причем мужчины почти в четыре раза чаще, чем женщины. Почти все они, за исключением тяжелых случаев, способны говорить плавно, пока находятся в знакомой обстановке, среди родных и друзей. Звуковые барьеры исчезают, когда люди поют или шепчут. Но трудности появляются вновь при любом публичном выступлении, в спешке. Сильный стресс способен очень быстро отбросить человека в мир страха и неуверенности.

    Заикание, как правило, проявляется в возрасте от двух до пяти – в момент формирования и становления речи. Иногда ребенок начинает копировать друга-заику, то есть заикание может быть «заразным». Оно может пройти без следа, само по себе.

    В большинстве же случаев родители замечают, что ребенок начал заикаться с тех пор, как пережил сильный испуг или эмоциональный стресс: рождение младшей сестрички, смерть любимой бабушки, развод родителей, падение с велосипеда. Палитра детских страхов необычайно широка. Фонтан слез из глаз клоуна, страшный Дед Мороз, окунание в холодную воду, щипок деревенского гуся, рык тигра в зоопарке – у каждого своя история. Актер Василий Лановой рассказывал, что долгое время заикался после того, как автоматная очередь эсэсовца прошла в сантиметре от его головы.

    У взрослых недуг может возникнуть как реакция на психотравмирующие факторы. Такие случаи отмечались среди «афганцев», жертв стихийных бедствий и терактов, участников чеченской войны.

    Среди заикающихся нередко встречаются больные, у которых, по сути, утрачена возможность нормального общения с окружающими в результате тяжелых судорог речевого аппарата и непреодолимого, навязчивого страха речи. Иногда больной испытывает беспокойство задолго до возникновения ситуации. Порой присоединяются вегетативные нарушения: ощущение нехватки воздуха, сильное сердцебиение, даже тошнота. Несмотря на важность и актуальность, эта проблема явно недооценивается. Заикание почему-то не считается серьезным заболеванием, заслуживающим внимания государства, а создание профильных лабораторий и научно-исследовательских групп, как правило, носит личный, инициативный характер.

    Не одно поколение ученых пыталось объяснить причину заикания. Существует масса теорий, но наши знания о работе человеческого мозга слишком ничтожны, чтобы разгадать тайну речевого расстройства. Иногда это передается по наследству, как сахарный диабет или бронхиальная астма. По крайней мере, семейные хроники часто хранят воспоминания о заикавшихся родственниках: бабушке, дедушке или тетке. Не редкость, когда однояйцевые близнецы делят недуг пополам. Некоторые ученые считают, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в связи с чем они слышат собственную речь с некоторым опозданием. Тем не менее и стресс, и генетический фактор, по мнению специалистов, являются лишь пусковыми моментами, но не причиной заикания.

    Около сотни мышц участвуют в работе речевого акта. Одни формируют звуки, другие колеблют голосовые связки, третьи обеспечивают правильное дыхание. Но все они должны действовать, как отлаженный оркестр под управлением хорошего дирижера. У заикающегося человека происходит какой-то сбой. По данным исследований немецких ученых, у заик повреждены нервные окончания головного мозга, от которых зависит функция речи.

    Еще в глубокой древности практиковали хирургические методы лечения заикания. К примеру, в VI веке доктор Аэций применял подрезывание уздечки и подсечение корня языка, считая причиной заикания неправильное строение ответственных за артикуляцию органов. Затем эти методы были забыты, только в середине ХIХ века интерес к ним вспыхнул с новой силой. В 1841 году берлинский хирург Диффенбах, считая, что причиной заикания являются судороги, начинающиеся в голосовой щели и переходящие на язык и шею, разработал целую серию операций на языке. Он успешно прооперировал 19 пациентов, которые перестали заикаться. Однако сам хирург с большой осторожностью применял свой метод и предупреждал о самой большой опасности – потере языка вследствие гангрены или неловкости ассистента.

    Увы, коллеги Диффенбаха не вняли предупреждениям и продолжали экспериментировать. После ряда смертельных исходов в результате большой кровопотери и сепсиса сам метод был дискредитирован.

    Сегодня существует свыше двухсот способов лечения заикания, начиная с аутогенной тренировки, гипноза, медикаментов, дыхательных упражнений и заканчивая шоковой терапией. По-прежнему в ходу бабушкины травки и заговоры. На Руси это речевое расстройство лечили лесным ауканьем, крича в полную силу легких, нараспев. Кстати, пение – самая безопасная сфера для заикающихся. В конкуренцию с известными способами вступают всевозможные разработчики компьютерных программ. Рекламируют даже садистские устройства для тех, «кто попробовал все, а результат – ноль». Их цель – внедрить в подсознание человека боязнь говорить неправильно, ведь «страх – наилучший стимулятор». Делая ошибку при работе с этим устройством, пациент получает весьма чувствительный удар током. «Пробовал на себе, на максимальной амплитуде очень больно», – честно признается автор изобретения.

    На одном из сайтов, посвященных «практической белой магии», некая Марфа советует читать ребенку наговор на каждую ложку теплого молока: «Собака лежала, кошка прибежала и все слизала. Ты, пес, не скули, а ты, кошка, забери, а ты, (имя), чисто говори. Аминь. Аминь. Аминь». Ритуал следует проводить по средам.

    Пытались меня лечить гипнозом, электросном, иглоукалыванием, водили к бабушкам. Я выпила тонны брома – никакого результата. Врачи говорят, это врожденно-наследственное, лечить бесполезно». Таких писем, полных отчаяния – «не хочу жить», «схожу с ума», «лучше бы у меня не было руки!» – в почте логопеда-дефектолога Марины Соколовой немало.

    Но ее личный и профессиональный опыт свидетельствует: несмотря на статистику, по которой полностью вылечить от заикания можно не более семи-восьми процентов, 50–60 процентов могут смягчить недуг с помощью терапии, а 10 процентов не имеют никаких шансов на успех, – заикание излечимо.

    Когда трехлетняя дочка после месячного отдыха у родителей мужа вернулась домой, Марина ее просто не узнала. Первая разлука с мамой повлияла на малышку драматически: до этого тараторившая без запинки, она начала заикаться.

    – Это был шок, – вздыхает Марина Борисовна. – К счастью, дочку удалось устроить в логопедический детский сад, где применительно к детям дошкольного возраста адаптировалась методика профессора Андроновой-Арутюнян, известного специалиста в лечении заикания. И произошло, казалось, невозможное: мой ребенок совершенно перестал заикаться. Сегодня дочери девятнадцать, и никаких проблем с речью она не испытывает.

    Присутствуя на занятиях, занимаясь дома с ребенком, Марина так заинтересовалась терапией этого речевого расстройства, что решилась поставить крест на профессии экономиста и выучиться на логопеда-дефектолога. Сегодня она занимается исправлением заикания по методике Андроновой-Арутюнян, когда-то спасшей ее дочь.

    – Я не доверяю рекламным объявлениям, обещающим избавить от заикания за один сеанс, – говорит она. – Может быть, человек, выйдя от кудесника и облегчив свой кошелек на несколько сотен долларов, и заговорит плавно, но эффект вряд ли продержится долго. Скептически отношусь к шоковой терапии, после которой иной чувствительный пациент может вообще замолчать навсегда. И не верю в целительную силу компьютерных программ, гарантирующих излечение за полтора месяца, проведенных у монитора, ведь заикание можно исправить только в условиях естественного общения. Дело это долгое и кропотливое. Человек должен обладать сильным желанием избавиться от своего недуга. Полноценный курс коррекции рассчитан на период от восьми месяцев до года. Ключевым моментом метода является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Рука не отвлекает от акта речи, а своими последовательно организованными движениями запускает ее, устраняя задержки, определяя темп, ритм и даже помогая восстановить нарушенную у заикающихся интонацию.

    Марина рисует на бумаге дерево. Корни – первые запиночки, тревога, желание скрыть дефект. Ствол – страх речи. Ветви – уловки, ненужные движения, навязчивые мысли и запинки – речевые судороги. Чтобы избавиться от заикания навсегда, надо обрубить все мельчайшие корешки и веточки, то есть подойти к проблеме комплексно.

    Вначале пациенты дают «обет молчания». Немой режим длится чуть меньше двух недель. Это время необходимо для обучения новым речевым навыкам. С помощью «волшебной палочки» – руки – практически с первых занятий они начинают говорить медленно, с паузами и без заикания. Речь – уже не наказание, а награда. Говорить – это все равно что дышать.

    – Затем, – продолжает Марина Соколова, – начинаются тренировки нового речевого навыка в условиях реального общения. Порой, чтобы решиться подойти к прохожему на улице, требуются часы. Постепенно задания усложняются. Слушателей найти не так уж трудно. Это может быть параллельный класс, родительское собрание в школе, группа случайных людей, ждущих своей очереди на прием к врачу.

    . Люди, которые заикаются, мечтают о мире, который отнесется к ним с пониманием, где им не придется скрывать свой недуг, где их не будут воспринимать глупцами и психопатами. О мире, который принимает человека таким, как он есть.

    zaikanie.com

    Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

    В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

    Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

    При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей. Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, — 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами. Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

    Причины заикания у ребенка

    Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

    В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

    Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС. Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением. В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

    Патогенез заикания по своему механизму достаточно сильно схож с так называемой подкорковой дизартрией. При этой болезни нарушается координация процесса дыхания, голосоведения, а также артикуляции. Из-за этого заикание часто называют дизритмической дизартрией. Так как происходит нарушение взаимодействия между корой мозга и его подкорковыми структурами, регуляция самой коры тоже нарушается. В результате происходят сдвиги в функционировании стриопаллидарной системы, отвечающей за «предуготовность» к выполнению движения.

    В этом артикуляционном процессе голосообразования принимают участие 2 группы мышц, одна из которых сокращается, а другая наоборот – расслабляется. Полностью согласованное и чёткое перераспределение тонуса этих мышц позволяет совершать точные, правильные и быстрые движения, которые имеют строгую дифференциацию. Стриопаллидарная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Если этот речевой регулятор блокируется (из-за возникших в мозгу патологий или сильного эмоционального возбуждения), происходит тонический спазм либо возникает тик. Этот патологический рефлекс, при котором наблюдается повышенный тонус мышц речевого аппарата, а также нарушение в автоматизме речи ребёнка, со временем трансформируется в стойкий условный рефлекс.

    Симптомы заикания у ребенка

    Обычно запинки во время заикания звучат как продление или повторение начальных слогов сказанного слова или повтор отдельных звуков. В качестве симптома заикания у детей ещё могут наблюдаться возникающие внезапно паузы в начале слова, или же отдельного его слога. Зачастую вместе с запинкой в речи у заикающегося ребенка происходят ещё и непроизвольные сокращения лицевых мышц, а также мышц шеи и конечностей. Возможно, такие движения появляются рефлексивно, чтобы помочь выговариванию, хотя на деле лишь усиливают у других людей впечатление о том, насколько трудно заикающемуся разговаривать. Помимо этого, дети, страдающие от заикания, начинают бояться отдельных слов или звуков, поэтому пытаются заменить их какими-то синонимами или объяснить описательно. А иногда заикающиеся дети вообще пытаются избежать ситуаций, в которых необходимо разговаривать.

    Чтобы вовремя оказать своему ребёнку помощь, родителям важно не упустить момент появления первых признаков заикания:

  • Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается; поэтому, если в таком случае успеть отвести ребёнка к специалисту ещё перед тем, как заикание началось, появление речевого дефекта вполне возможно предотвратить);
  • Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»);
  • В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью;
  • Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова;
  • Перед началом своей речи испытывает некоторые затруднения.
  • Психосоматика заикания у детей

    Весьма популярным является мнение о том, что заикание появляется из-за несоответствия между получаемой организмом эмоционально-психологической нагрузкой и его возможностью и / или способностью её переработать.

    В целом, на то, что заикание у ребёнка возникло вследствие какого-либо стрессового фактора, указывают примерно 70% родителей.

    Вместе с заиканием у детей часто ставят диагноз логоневроз либо логофобия, указывая тем самым на то, что было нарушено психологическое здоровье. Это и повлекло за собой возникновение проблем с речью, проявляющихся в виде задержек, запинок, остановок и спазмов.

    По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются – на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

    Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

    Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

    Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

    Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

    Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

    Физиологическое заикание у детей

    Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

    Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

    Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

    В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

  • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы;
  • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать;
  • Резко прерывает начатую речь и долго молчит;
  • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.
  • Осложнения и последствия

    Среди последствий и осложнений заикания такие проблемы:

  • Сложности с социальной адаптацией;
  • Сниженная самооценка;
  • Появление боязни речи, а также боязни произносить отдельные звуки;
  • Усугубление дефекта речи.
  • Диагностика заикания у ребенка

    Диагностика заикания у детей может выполняться либо детским неврологом, психологом, психиатром, либо педиатром или логопедом. Каждый из этих врачей обязательно должен изучить анамнез, выяснить, не является ли заикание наследственным, а также получить информацию о раннем моторном и психоречевом развитии ребёнка, узнать, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание.

    При диагностическом обследовании речевого аппарата заикающегося ребёнка выявляются следующие проявления:

    • Форма, местоположение, частота судорог при произнесении слов;
    • Оцениваются имеющиеся в темпе речи, дыхании, а также голосе специфические особенности;
    • Выясняется наличие сопутствующих заиканию нарушений в речи и движениях, а также логофобии;
    • Выясняется, как сам ребёнок относится к имеющемуся у него дефекту.
    • Также ребёнок обязательно проходит обследование умения произносить звуки, фонематического слуха, а также лексико-грамматической части речи.

      В заключении логопеда указывается степень тяжести заикания и его форма, прочие сопутствующие дефекту речевые нарушения, а также характер судорог артикуляционных мышц. Заикание нужно дифференцировать со спотыканием и тахилалией, а также дизартрией.

      Чтобы обнаружить, имеются ли органические поражения у ребёнка в ЦНС, невролог назначает прохождение реоэнцефалографии, процедур ЭЭГ, МРТ мозга, а также ЭхоЭГ.

      Лечение заикания у ребенка

      Лечением данной речевой проблемы занимается логопед, но если дефект возник вследствие полученной ребёнком психической травмы, врач может отправить пациента на консультацию к психоневрологу.

      Сейчас основой лечения заикания у детей является стабилизация функционирования круга речи, называемая ещё торможением центра Брока. В процессе терапии назначаются следующие методы коррекции:

    • Гипноз;
    • Противосудорожные и успокоительные препараты;
    • Ванны для релаксации;
    • Иглоукалывание;
    • Процедуры на общее укрепление организма;
    • Речевые тренировки: ритмичная или немного распевная речь, небольшое замедление её темпа, длительное молчание.
    • Помимо этого также применяется методика, при которой активизируют прочие двигательные центры организма. В этом случае производится регуляция дыхания, ритмичные движения с использованием пальцев на руках, сопровождение устной речи написанием на бумаге.

      В качестве профилактики появления у ребёнка заикания довольно важно, чтобы беременность его матери протекала благополучно. Также необходимо заботиться о его психической и физической стабильности и развитии речи, подбирать информацию развлекательного/учебного характера, которые будет соответствовать его возрасту. Чтобы предупредить рецидив заикания, нужно соблюдать рекомендации лечащего врача-логопеда в процессе проведения коррекционной работы, а также после её завершения. Нужно создать для развития ребёнка благоприятные условия.

      Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период. Результат лечения наиболее устойчив, если начать коррекцию в дошкольном возрасте. Чем дольше стаж заикания у ребёнка, тем неопределённее становится прогноз.

      Медицинский эксперт-редактор

      Портнов Алексей Александрович

      Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

      ilive.com.ua

      Острицы — все о лечении остриц у взрослых и детей, симптомы и признаки

      Ежегодно в России регистрируется около 200 тысяч случаев поражения острицами. Заболевание энтеробиоз принято считать «болезнью грязных рук». Путь проникновения инвазии лежит через рот, поэтому не удивительно, что основной группой риска являются дети дошкольного возраста. Острицы у взрослых выявляются всего в 4% случаев.

      Но даже сформировавшийся человек, которому свойственны навыки гигиены, не застрахован от неприятной болезни. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, может стать источником заражения для всей семьи.

      Паразиты не только оказывают влияние на состояние здоровья, но и в целом ослабляют защитные силы организма. Инвазированный становится уязвимым для более опасных заболеваний, но своевременная диагностика и лечение помогают избежать многих серьезных последствий.

      Острица человеческая — это гельминт, паразитирующий исключительно у людей. Следовательно, источником передачи может являться только человек.Название заболевания, которое вызывают острицы, энтеробиоз, переводится как «червячок, живущий в кишечнике».

      Основным местом сосредоточения гельминта являются нижние сегменты тонкой кишки. Паразит также заселяет верхний отдел толстого кишечника, иногда обнаруживается в слепой кишке. В человеке могут развиваться как единичные особи, так и их десятки или тысячи.

      Обсуждаемый гельминт относится к нематодам — круглым червям. Поперечное сечение тела паразита имеет соответствующие очертания. Цвет — от молочного до белого. Кутикула — верхняя оболочка, испещрена кольцеобразно.

      Для острицы характерен ярко выраженный половой диморфизм. Это означает, что самок и самцов можно отличить по внешним признакам. Женские особи в два раза крупнее мужских. Их тело достигает 1 см в длину, имеет заостренное окончание.

      Мужские особи вырастают до 5 мм. Они отличаются от самок не только размерами, но и формой. У самцов присутствует закрученный притупленный хвост.

      На голове у гельминта находится утолщение — везикула. Рот оканчивается тремя губами, переходит в пищеварительный тракт, где кишечник расширяется до образования под названием бульбус. Вместе с везикулой они образуют аппарат для прикрепления паразита к стенкам кишечника.

      Острица поглощает содержимое пищеварительного тракта, лишая хозяина части ценных нутриентов. При определенных условиях может питаться кровью.

      Жизненный цикл остриц

      Жизненный цикл острицы продолжается 3-4 недели. Человек заражается в результате проглатывания зрелых яиц, каждое из которых содержит головастикоподобную личинку.

      Кишечные соки растворяют оболочку яйца. Освободившаяся личинка превращается во взрослую особь. Здесь же в кишечнике происходит спаривание самок и самцов, после чего гельминты мужского пола отмирают и покидают пищеварительный тракт вместе с отработанными массами.

      Оплодотворенная самка закрепляется на стенке кишки. Развивающиеся внутри нее яйца распирают матку, которая сдавливает пищеварительный тракт и смещает бульбус. В результате этого гельминт теряет способность прикрепляться и опускается под действием перистальтики в нижние отделы кишечника. В ночное время самка глиста преодолевает мышечное сопротивление анального сфинктера и выползает на поверхность кожных складок.

      Вагина острицы окружена мышечным жомом, который в условиях бескислородной среды кишечника человека удерживает отверстие в сомкнутом состоянии. На поверхности половые пути самки расслабляются, и начинается выделение яиц.

      Мигрирующая острица оставляет за собой кладки, в которых насчитываются по несколько сотен яиц. Кроме того она выделяет фермент сильно раздражающий кожу больного. После опорожнения половых путей самка погибает, а личинки остаются дозревать на поверхности.

      Как только больной коснется воспаленных мест, яйца окажутся у него на руках и под ногтями. Оттуда они распространятся по всем окружающим предметам, до которых он дотронется. Если яйца гельминта заново попадут в рот, весь цикл повторится.

      Как происходит заражение острицами?

      Яйца гельминта имеют микроскопические размеры, и потому не различимы для человеческого глаза. Они могут находиться на поверхности предметов и даже присутствовать в домашней пыли.

      Человек заражается, проглотив яйцо, содержащее инвазионную личинку. Это может произойти при непосредственном контакте с больным или во время использования обсемененных предметов. Иногда личинки проникают вместе с пылью при дыхании.

      Яйца гельминта также способны распространять насекомые, подхватывая их на свои лапки во время перемещения по зараженной поверхности.

      Инвазионный материал устойчив к бытовым моющим средствам, поэтому нейтрализуются только механическим путем. При нормальной влажности и температуре 20-30?С яйца продолжают быть опасными в течение трех недель.

      Острица чаще обнаруживается там, где скапливается пыль или на предметах, через которые проходит большой поток людей. В образовательных учреждениях — это дверные ручки, подоконники, парты.

      Острица частый гость на детских площадках. Она прекрасно себя чувствует на поверхности влажного теплого песка. Однако не выдерживает действия прямых солнечных лучей и высыхания.Потому игровые площадки рекомендуется устраивать на открытых участках с большим доступом света.

      Острица оказывает на организм человека комплексное негативное влияние. Уровень поражения зависит от массивности инвазии.

      Жизнедеятельность паразитов отрицательно сказывается на работе механо и хеморецепторов внутренней оболочки кишечника. Перистальтика и процесс выработки пищеварительных соков нарушается в 40% случаев заражения гельминтами.

      У людей с пониженной кислотностью желудочного сока в 2,5 раза чаще регистрируются острые кишечные инфекции. Присутствие гельминтов нарушает баланс внутренней флоры, создавая условия для роста патогенных микроорганизмов.

      Острица выделяет протеолитические ферменты, которые становятся причиной развития воспалительного процесса на стенках кишечника. Некоторые самки способны на 2/3 длины своего тела внедряться в толщу внутренней оболочки кишки, провоцируя образование гранулем.

      Из-за постоянной реинвазии (самозаражения) число гельминтов в организме способно многократно увеличиваться. Больных, страдающих хронической формой энтеробиоза, постоянно беспокоит зуд в области ануса, что сказывается на психическом и эмоциональном состоянии инвазированного.

      На месте расчесов в области ануса могут возникать долго незаживающие экземы. Присоединение бактериальной инфекции грозит развитием проктита и образованием анального свища.

      Неопрятность и повышенная влажность в области анальных складок, побуждают самку мигрировать по коже. В этом случае инвазия распространяется далеко за пределы промежности. Острица может проникать в уретру и влагалище, вызывая вагиниты и вульвовагиниты. Ее удавалось обнаружить в фаллопиевых трубах, откуда она проникала в органы малого таза и брюшину, образуя на месте внедрения в клеточный слой плотную гранулему.

      Выявлена зависимость между наличием паразита в организме и способностью развивать поствакцинальный ответ. У детей, зараженных острицами, полностью привитых от дифтерии в 18% случаев не вырабатываются антитела к инфекции, и еще у 14% они присутствуют в крайне низком количестве.

      Яды паразитов способны в целом подавлять иммунитет и приводить к задержке умственного и физического развития. Зараженные дети часто испытывают утомляемость, страдают дефицитом внимания, отстают от сверстников в учебе.

      glisty.su