Симптомы

Аооп для обучающихся с умственной отсталостью

30.04.2018

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс, вариант2

В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт, обеспечивает равные возможности получения качественного образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), условиям их реализации и результатам их освоения.

Разработанный Стандарт выступает основой как для разработки Примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. Стандарт определяет для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выбор вариантов АООП (варианты 1 и вариант 2). Вариант 2 АООП предназначен для образования детей, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР).

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

infourok.ru

«АООП обучающихся с умственной отсталостью 1 и 2 варианты в сравнении при реализации ФГОС»

ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в двух вариантах: (вариант1)-для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и (вариант2)-для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР).

««АООП обучающихся с умственной отсталостью 1 и 2 варианты в сравнении при реализации ФГОС»»

Выступление Халиловой А.Г. учителя группы «Особый ребенок» 28.03.2017 на тему

«АООП обучающихся с умственной отсталостью 1 и 2 варианты в сравнении при реализации ФГОС»

АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с ФГОС и с учетом примерной АООП. (1 сл)

Нормативно-правовая база введения ФГОС. Для обучающихся с ОВЗ Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014г., для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ №1599 от 19.12.2014г. (2 сл)

Введение ФГОС обучающихся в ОУ проходит в два периода: Подготовительный и основной. Основной вступает в силу в соответствии с Приказом с 01.09.2016г.

ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в двух вариантах: (вариант1)-для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и (вариант2)-для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР). 3 сл

(Вариант1) дает возможность педагогическим работникам разработать рабочую программу по работе с конкретным классом

(вариант2) предусматривает разработку специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для конкретного ребенка.

АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса

АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. 6 сл

Структура АООП (вариант1)

— Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП

— Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП

Структура АООП (вариант2)

— Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития АООП

— Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения АООП

В сравнении видно, что структура программ идентична в данном разделе

Содержательный раздел: (вариант1)

-Программа формирования базовых учебных действий

— Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

— Программа духовнонравственного развития

— Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа коррекционной работы

Содержательный раздел: (вариант2)

— Программа формирования базовых учебных действий

— Программа нравственного развития

— Программа внеурочной деятельности

Программа сотрудничества с семьей обучающихся

В сравнении видно, что структура программ в данном разделе не значительно отличается вариант 1 Программа коррекционной работы, а вариант2 Программа сотрудничества с семьей обучающихся

Организационный раздел: (вариант1)

— Система специальных условий реализации АООП образования обучающихся с легкой умственой отсталостью

Организационный раздел: (вариант2)

— Система специальных условий реализации АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. (вариант1)

Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части

создания специальных условий получения образования.

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого- медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами ОУ.

В соответствии с ФГОС (не предусматривается) а в соответствии с ПрАООП прописываем

пояснительную записку и включаем:

Цель реализации АООП

3. Общую характеристику АООП (прописываем категорию граждан, сроки реализации, цель каждого этапа)

4.Психолого-педагогическая хар-ка обучающихся данной категории.

Пояснительная записка включает описание и общую характеристику СИПР:

Цель реализации АООП обучающихся

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

5. Особые образовательные потребности обучающихся (время начало образование, содержание образования, разработка и использование специальных методов и

средств обучения, особая организация обучения, расширение границ

образовательного пространства, продолжительность образования и

определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Перечисленные особые образовательных потребностей обучающихся возможны на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение

содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме

осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными,

соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и

эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное

сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с

точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой

умственной отсталостью, с ТМНР.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП

Оценивается как итоговый на момент завершения образования достижение двух видов результатов: личностных и

Ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ? введения обучающихся в культуру, и социум.

К личностным результатам освоения относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за

включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства

обучающихся, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП(вариант 2).

Принципы и подходы к формированию СИПР.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от

требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью

(вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка

и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной

компетенции. Накопление доступных навыков коммуникации,

самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также

перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося

к использованию приобретенных в процессе образования умений для

активной жизни в семье и обществе. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР

является нормализация его жизни.

Общим результатом образования такого обучающегося

может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и

физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи,

направленные на нормализацию его жизни.

Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР) 15 сл

включает: общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку

развития обучающегося на момент составления программы и определяющую

приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный

учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи;

организацию реализации потребности в уходе и присмотре; перечень

специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень

возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи

обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических

материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)

результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом

особенностей его психофизического развития и особых образовательных

потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения

multiurok.ru

Проект "АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1"

Просмотр содержимого документа

«проект «АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1″»

Районная педагогическая конференция

«Образовательное событие: от проекта к эффекту»

Сегодня представляю проект «АДАПТИРОВАННАЯ ООП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

АООП – адаптированная основная образовательная программа;

БУД – базовые учебные действия;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ОО – образовательная организация;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум;

УО – умственная отсталость;

Цель проекта: разработка Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Знакомство с ФГОС и Примерной Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Изучение опыта пилотных школ по апробации и внедрению ФГОС ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Изучение нормативно-правовых документов для разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и запроса родителей (законных представителей)

Изучение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) адаптированная образовательная программа обучения предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ. Также она должна включать комплекс мероприятий по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

СЛАЙД 4. АКТУАЛИЗАЦИЯ

С 01.09.2014 г. в нашей школе открыты классы для обучения детей с ОВЗ, а именно с ЗПР и УО (интеллектуальными нарушениями). Основная задача образовательного процесса в классах для детей с ОВЗ МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» — создание условий, форм, содержания образовательной и трудовой подготовки обучающихся, способствующих формированию общей культуры личности ребёнка с ОВЗ, её социализацию и решение нравственно-этических, социально-бытовых и других проблем, возникающих в процессе обучения на всех ступенях.

Численность детей обучающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по состоянию на 01.04.2016 г.

Форма обучения (УО)

Дети-инвалиды – 9 человек

Обучение ведётся по принципу малокомплектной школы в классах-комплектах:

Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ требует введения в деятельность образовательного учреждения работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья нового направления – разработку адаптированной образовательной программы (далее – АОП). В соответствии с ч. 1 ст. 79 установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (да-лее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида»

СЛАЙД 6. ПРОБЛЕМА

С 01.09.2016 года вступают в силу, утверждённые ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.14 N 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

и ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.14 N 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»)

дата приказа 19.12.2014 г. и поэтому в короткий срок было необходимо мобилизовать коллектив педагогов на создание АООП ОО

ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ

•глухие, слабослышащие, позднооглохшие

•с тяжёлыми нарушениями речи

•с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата)

•с задержкой психического развития

•с РАС (с расстройством аутистического спектра

•со сложными дефектами

ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

•с тяжёлой и глубокой УО

•с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

на весь период обучения

СЛАЙД 8. Вернёмся к основным понятиям более подробно…

Что такое Адаптированная образовательная программа?

Адаптированная образовательная программа (далее — АОП) – это образовательная про-грамма, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 28).

Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Статья 2. ФЗ-273 «Об образовании в РФ»

16) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья–физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий

СЛАЙД 9. Этапы работы над проектом

В соответствии с приказом Управления образования 25.06.2015 №369 «Об открытии и организации деятельности ресурсных площадок в системе образования Грязовецкого муниципального района» в 2015-2016 учебном году на базе МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» открыта ресурсная площадка по реализации Адаптированных программ в опережающем режиме (Приказ №206 от 01.09.2015 г.)

В этом приказе определён состав творческой группы педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ и утверждён план работы ресурсной площадки по реализации Адаптированных программ в опережающем режиме.

Задача творческой группы: разработать Адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Этапы работы творческой группы по адаптации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Работа по адаптации АООП велась в несколько этапов:

Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. Этап ориентирован на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических особенностей конкретного ребёнка.

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. Цель этого этапа — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка с ОВЗ, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) Едино-направленная скоординированная деятельность специалистов разного профиля, согласно избранной стратегии работы с ребёнком.

В разработку АОП входит:

? проектирование необходимых структурных составляющих АОП;

? определение временных границ реализации АОП;

? формулирование цели АОП совместно с родителями;

? определение круга задач в рамках реализации АОП;

? определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты);

? планирование форм реализации разделов АОП;

? определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося;

? определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.

Организация освоения образовательной программы включает в себя задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальных особенностей усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.

Задачи по адаптации образовательной программы:

– компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

– минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;

– реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;

– выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.

? организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопро-вождения в соответствии с программой и планом;

? организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.

Анализ и коррекция. Это этап осмысления полученных результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики.

Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.

Проектирование необходимых структурных составляющих АООП

2. коррекционный блок,

Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы

Основные требования к результатам реализации адаптированной образовательной программы

Система контрольно-измерительных материалов

Технологическая карта проектирования адаптированной образовательной программы общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В технологической карте обозначены обязательные для образовательной программы разделы и компоненты, раскрыто их содержание.

Содержание разделов АОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1) Цели реализации адаптированной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы.

2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся (принципы и подходы к формированию АООП и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АООП)

1.3.Планируемые результаты освоения АООП

1) Предметные результаты освоения учебных дисциплин

2) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП

1) Развитие личности обучающихся

2) Достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов

3) Формирование базовых учебных действий

2.1.Программа формирования базовых учебных действий

1) Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

2) Решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.

3)Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов КРО

1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане

2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

2.3.Программа духовно-нравственного развития

1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения). 3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.

4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5.Программа коррекционной работы

1) Выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их психическом и физическом развитии;

2) Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

3) должна содержать:

механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, медицинских работников организации и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы;

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей;

корректировку коррекционных мероприятий.

2.6. Программа внеурочной деятельности

1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.

2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности.

3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы.

4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.

1) Базисный учебный план.

2) Рабочий учебный план образовательного учреждения.

3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану.

3.2. Система условий реализации АООП

1) Описание условий и ресурсов образовательной организации.

2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АООП образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.

3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий.

5) Система оценки условий реализации АООП

Направления работы творческой группы по проектированию АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для разработки АООП были определены рабочие группы педагогов по созданию единичных проектов, входящих в АООП.

В разработку АООП входит:

Наименование единичного проекта

Ответственные (проектные группы)

Разработка планируемых результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП ОО

Проектная группа 1

Разработка системы оценки достижений обучающихся обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП ОО

Проектная группа 2

Разработка программы формирования базовых учебных действий обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования у обучающихся БУД

Проектная группа 3

Разработка программ учебных предметов, курсов

Рабочие образовательные программы для 1 класса

Проектная группа 4, учитель начальных классов

Разработка программы нравственного развития обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Проектная группа 5, зам.директора по ВР

Разработка программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Проектная группа 6, зам.директора по ВР

Разработка коррекционной работы

Проектная группа (специалисты службы сопровождения).

Разработка программы внеурочной деятельности

Проектная группа 7, зам.директора по ВР

Разработка Учебного плана

Зам.директора по УВР, координатор по адаптированным программам

На заседаниях творческой группы учителей по разработке АООП рассматривался и обсуждался каждый единичный проект, и если было необходимо, то вносились коррективы.

Задача творческой группы на данном этапе состояла в том, чтобы обеспечить полноту и связность всех единичных проектов. Связь между проектами состояла в передаче результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного эффекта.

Результатом работы является создание Проекта Адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения, соответствующей новым ФГОС.

25.02.2016 г. Проект Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) был представлен на районном семинаре «Социализация и формирование нравственных ценностей у детей с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС», проходившем на базе МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца»

В данный момент АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца» проходит экспертизу в «Лаборатории воспитания и социализации» в «ВИРО». Ирина Александровна Армеева (ведущий специалист) уже дала устную оценку программе. Программа получила положительную оценку с одним замечанием: в программе коррекционной работы психологом описана методика работы с обычными здоровыми детьми. Для работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рекомендовано обратиться к методике Забрамной.

Сейчас педагоги творческой группы работают по созданию АООП начального образования для обучающихся с ЗПР.

АООП обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. «Адаптированная основная общеобразовательная программа обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (вариант 1)

СИПР. «Специальная индивидуальная программа развития (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития».

АООП начального образования для обучающихся с ЗПР. «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития»

Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца»

Цель реализации адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.

В основу разработки АОП обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в проекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью к:

структуре образовательной программы;

условиям реализации образовательной программы;

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АОП для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает:

? придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

? прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

? существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

? обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Обучаясь по адаптированной образовательной программе, школьник с умственной отсталостью получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

АОП создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К адаптированной образовательной программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

АОП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения. Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В структуре каждого варианта АООП для обучающихся с умственной отсталостью представлены:

1. Пояснительная записка, в которой раскрыты цели и задачи АОП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с УО.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП. Освоение АОП, созданной на основе проекта ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ? введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной программы должны отражать:

осознание себя как гражданина России;

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты освоения АОП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

В проекте АООП для УО определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей), образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D образовательной программы (обучение в образовательной организации для обучающихся с ОВЗ).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по основным учебным предметам (ПРИМЕР: на конец обучения в младших классах):

? деление слов на слоги для переноса;

? списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

? запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

? дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

? составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

? выделение из текста предложений на заданную тему;

? участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

? списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

? запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

? дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);

? составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

? деление текста на предложения;

? выделение темы текста;

? самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

? осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

? пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;

? участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

? выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.

? читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ? по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

? отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;

? определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

? читать текст про себя, выполняя задание учителя;

? выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;

? читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

? пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или ил-люстрацию;

? выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.

? знать числовой ряд 1-100 в прямом порядке;

? понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);

? знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;

? понимать связь таблиц умножения и деления;

? знать переместительное свойство сложения и умножения;

? знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;

??знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

? называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

? записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;

? определять время по часам;

? пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;

? решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;

? решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

? узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания;

? чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

??чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).

? знать числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

? усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления;

? знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

? знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

? знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;

? знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

? знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

? знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

? знать названия элементов четырехугольников;

? считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

? откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

? выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

? использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

? пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

? практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;

? различать числа, полученные при счете и измерении;

? записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;

? определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;

? решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

? кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

? различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;

? узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

? чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).

? узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

? иметь представления о назначении объектов изучения;

? относить изученные объекты к определенным группам;

? называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

? знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

??знать основные правила личной гигиены;

? иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

? выполнять задания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

? знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение;

? владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками;

? владеть навыками самообслуживания;

? ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;

? составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

? адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

? адекватно вести себя в классе, школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

? узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

? иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире, относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

? знать отличительные существенные признаки групп объектов;

? знать правила гигиены органов чувств;

? знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

? быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

? проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

? применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам;

? отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

? выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно и осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

? проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;

? адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

? совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;

? выполнять доступные природоохранительные действия;

? быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АОП призвана решать следующие задачи:

? закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

? ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

? обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АОП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

? предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

? позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

??дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

? динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

? единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении со-держания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.

В соответствии с требованиями проекта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненны-ми) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

На основе требований, сформулированных в разделе «2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы» проекта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, образовательная организация при разработке АОП разрабатывает собственную программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:

??полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся (перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией);

??перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата;

??систему бальной оценки результатов;

??документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося и результаты всего класса;

? материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов;

??локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью, осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» ? «стало») или в сложных случаях сохранения его психоэмоционального статуса. В целом эта оценка должна соответствовать требованиям, изложенным в профессиональном стандарте педагога.

Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров.

4. Содержание образования:

? Программа формирования базовых учебных действий. Цель реализации программы формирования базовых учебных действий (БУД) состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачи реализации программы:

? формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

? овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

? развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

? определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

? определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения школе.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

? обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

? реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

? формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

? обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ? составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне:

? личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

? коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения;

? регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения (создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций);

? познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

? Программы по учебным предметам разрабатываются в соответствии с требованиями к результатам освоения проекта АООП НОО, представленными в Стандарте, на основе про-граммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

? Программа нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

? Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ? комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АОП:

? формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

? формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

? Программа коррекционной работы представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и (или) ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью. В соответствии с требованиями проекта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной про-граммы внеурочной деятельности. Программа разрабатывается с учетом этнических, социально-экономических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

? творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

? позитивного отношения к окружающей действительности;

? социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

? профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

??Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

5. Условия реализации ООП.

С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации адаптированной основной образовательной программы и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей:

? высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;

? духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

??охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

? комфорт по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Кадровые условия. В штат специалистов образовательной организации, реализующей АОП, должны входить учителя-олигофренопедагоги, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре, социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физкультуре. Учителя, реализующие АОП, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

? по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

??по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олиго-френопедагогики;

? по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.

Воспитатели, принимающие участие в реализации АОП, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

? по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;

? по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

? по специальности «Олигофренопедагогика», по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

? по специальности «Специальная психология»;

? по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

? по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

? по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Учитель-логопед должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью, подтвержденные документом установленного образца.

Учитель физической культуры должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

? высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы;

? высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы;

? среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет.

При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики, подтвержденные документом установленного образца.

Учитель музыки (музыкальный руководитель) должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики, подтвержденные документом установленного образца.

При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с умственной отсталостью для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Финансовое обеспечение реализации АОП обучающихся с УО опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на общедоступное получение бесплатного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п. 2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с умственной отсталостью должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:

? временному режиму обучения;

? техническим средствам обучения;

? специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютер-ным инструментам обучения? отвечающим особым образовательным потребностям обуча-ющихся с умственной отсталостью и позволяющих реализовывать выбранный вариант стан-дарта.

АООП – адаптированная основная образовательная программа;

АОП – адаптированная образовательная программа;

БУД – базовые учебные действия;

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии;

ИОП – индивидуальная образовательная программа;

ИПР – индивидуальная программа реабилитации;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ОО – образовательная организация;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум;

ПрАООП – примерная адаптированная основная образовательная программа;

Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

ТМНР – тяжелое и множественное нарушение развития;

УО – умственная отсталость;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

На наш взгляд, разработка адаптированной основ-ной общеобразовательной программы представляет собой последовательную реализацию ряда подпроцессов:

— изучение и описание особых образовательных потребностей обучаю-щихся с ОВЗ;

— конкретизация целей реализации АООП, планирование результатов;

— разработка учебного плана и годового календарного графика;

— формирование рабочих программ в соответствии с учебным планом;

— формирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП;

— описание системы условий реализации АООП;

— формирование индивидуальных образовательных планов по отдель-ным категориям обучающихся;

— экспертиза АООП (при необходимости);

— контроль и анализ удовлетворенности пользователей АООП.

kopilkaurokov.ru