Симптомы

Аутизм зеркальные нейроны

03.07.2018

Аутизм зеркальные нейроны

Морозов В.А., Кудзилов Д.Б.

Оценка детско-родительских отношений при проведении судебных и досудебных психологических экспертиз

IV Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

Секция Психологии Дома ученых РАН. Тема заседания – круглый стол «Психологическая концепция этногенеза»

5-й Ежегодный фестиваль практический психологии и творчества «На пути к вершинам»

XIV ежегодная ставропольская психоаналитическая конференция. Тема: «Скука»

19-й Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)», посвященный 70-летию профессора В.Ф. Петренко

Семинар-практикум «Подлинный тест Люшера. Возможности практического применения (медицинская и педагогическая практика, управление персоналом и индивидуальный коучинг)»

12-й Санкт-Петербургский саммит психологов

Зеркальные нейроны отвечают за наше понимание других людей и, как следствие, за развитие социальных навыков и человеческой культуры в целом.

На киноэкране передо мной обезьяна хватает арахис и с удовольствием запихивает его в рот. В динамиках раздается характерное потрескивание. Однако это не хруст арахиса – этим звуком специальный прибор сигнализирует об активности клеток в моторной коре головного мозга обезьяны. Животное выполняет действие, и активность нейронов закономерна. Но вот картинка меняется. Обезьяна по-прежнему сидит в кресле с подключенными к голове электродами, а на переднем плане появляется ученый. Поддразнивая подопытную, он демонстрирует, что собирается съесть ее орехи. Боясь пошевелиться, обезьяна впивается в него глазами. И тут происходит невероятное. В динамиках снова раздается треск, фиксирующий активность нейронов ее моторной системы. Хотя обезьяна не выполняла действие сама, клетки ее мозга отреагировали, когда знакомое действие произвел кто-то другой. Картинка на экране гаснет, и зал взрывается аплодисментами. Джакомо Риззолатти, профессор Пармского университета, скромно улыбается. Торжественная лекция после вручения ему мантии почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета окончена.

Описанный эксперимент сделал итальянского нейробиолога знаменитым десять лет назад. Зеркальные нейроны, открытые командой Риззолатти у обезьян, вскоре были обнаружены и у человека. Эти необычные клетки головного мозга ответственны за понимание нами действий и намерений других людей, нашу способность к сопереживанию и эмпатии, а также процессы обучения и передачи знаний, иными словами – за развитие человеческой культуры. Затраты на исследования в области зеркальных нейронов, по подсчетам журнала The Economist, ежегодно растут едва ли не в геометрической прогрессии, благо самому направлению прочат роль одного из основных трендов в развитии науки в ближайшие годы. Чем вызвана подобная популярность, профессор Риззолатти любезно согласился объяснить в интервью нашему журналу (Джакомо Риззолатти, родившийся в 1930-х годах в Киеве и проживший всю жизнь в Италии, прекрасно говорит по-русски).

– Профессор Риззолатти, чем зеркальные нейроны так отличаются от других клеток мозга? В чем их уникальность?

– Зеркальные нейроны – клетки головного мозга, которые активизируются не только когда вы сами выполняете то или иное действие, но и когда вы видите или слышите, как это действие совершается другими. В 1990−х годах мы обнаружили их у обезьян, но открытие было настолько неожиданным, что нам потребовалось несколько лет, чтобы самим в него поверить.

Изначально мы исследовали, что происходит в мозге обезьяны, когда она манипулирует предметами. В нашей лаборатории мы изучаем этих животных скорее как этологи, специалисты по поведению. У нас всего две обезьяны, они живут у нас много лет, выполняя разнообразные действия. У обезьян очень широкий репертуар. В Америке на этих животных смотрят как на роботов. Там обезьяна всю жизнь нажимает на одну кнопку. Это позволяет американцам точнее контролировать эксперимент, но при этом теряется масса ценной информации. Я считаю, что свое открытие нам удалось сделать во многом благодаря чуть старомодному этологическому подходу.

В нашем эксперименте мы помещали пищу в коробку, откуда обезьяна должна была доставать ее при помощи специальных инструментов. И вот однажды, когда кто-то из нас случайно стал проделывать ту же процедуру, обезьяна на это отреагировала. Хотя сама она не шевельнулась, клетки ее моторной коры пришли в возбужденное состояние. Сначала мы думали, что это какая-то ошибка. А потом предположили, что есть такие странные нейроны, которые активизируются и когда обезьяна самостоятельно выполняет действие, и когда она наблюдает за тем, как это действие выполняет кто-то другой. В 1996 году мы опубликовали большую статью, которую в научном мире сразу хорошо восприняли. Правда, нам повезло: похожие опыты очень скоро начали ставить на человеке. Это был период, когда уже появилась дорогая аппаратура, позволяющая довольно легко рассмотреть, какие зоны мозга активируются во время работы. Такие опыты уже проводились в Америке, Англии – начался настоящий бум, это стало модно.

– Зачем нужны зеркальные нейроны?

– Когда мы обнаружили эти нейроны у обезьян, напрашивался вывод, что они служат для имитации. Но имитация – это очень сложная когнитивная процедура. Большинство этологов сходятся на том, что обезьяны на нее не способны. У людей эти нейроны, безусловно, отвечают и за имитацию, но, на мой взгляд, это уже добавочная, а не изначальная эволюционная функция.

Наша идея с самого начала состояла в том, что зеркальные нейроны служат для понимания действий других. Мы можем понимать действия двумя разными способами. Например, давайте представим, как кто-то берет со стола чашку кофе. В первом случае мы могли бы описать происходящее с помощью определенной интеллектуальной процедуры: у нас есть чашка и рука, которая производит хватательное движение. Из этого можно вывести некий смысл – человек берет чашку кофе. Во втором случае цель действия воспринимается нашей моторной системой мгновенно. Картинка как бы отражается нейронами моей моторной коры, заставляя меня прочувствовать наблюдаемую операцию, как бы выполнить ее лично. Мы считаем, что это и есть первоначальный, основной способ, каким мы воспринимаем чье-то действие, – восприятие посредством чувства, а не размышления.

– В чем отличие систем зеркальных нейронов у обезьян и у человека?

– У обезьян восприятие очень конкретно, оно привязано к предметам. Они реагируют, когда что-то можно схватить или поймать. У людей системы зеркальных нейронов гораздо более гибкие и «умные». Например, если обезьяне показать, как человек берет со стола апельсин, она без проблем поймет, что происходит. Но если после этого тот же человек будет жестами изображать, что он берет апельсин (хотя никакого апельсина на столе нет), обезьяна не сообразит, что к чему. Имитация действия для нее ничего не значит.

Имитация – это основа всей нашей культуры. Почему у людей есть культура, а у обезьян нет? Потому что обезьяны не умеют имитировать

Между тем имитация лежит в основе множества социальных функций. Если я могу сделать то же, что и ты, то я могу и почувствовать то же самое. На этом построено, например, восприятие нами эмоций других людей. Когда вы идете в кино и смотрите грустный фильм, ваши зеркальные нейроны заставляют вас сопереживать герою. Если он испытывает боль, больно станет и вам. Еще острее подобные ощущения в личном общении, особенно с теми, кого мы любим.

– Открытие зеркальных нейронов – концептуальный вклад в антропологию, поскольку уточняет целый ряд представлений о человеке, не так ли?

– Изменения здесь скорее идеологические. Часто можно слышать, что человек – существо эгоистическое. Даже если он иногда ведет себя альтруистично, скажем, бескорыстно кому-то помогает, это делается с расчетом впоследствии получить такую же помощь – так говорят, например, радикально настроенные экономисты. Однако наше понимание зеркальных нейронов, напротив, указывает на естественность эмпатии и сопереживания. Если у кого-то неприятности, вам это тоже неприятно, если кто-то счастлив – вы довольны. Когда ребенок плачет, маме его жалко, когда радуется мама, доволен и ребенок – это очень важно, особенно в первые месяцы после рождения. Подобное поведение естественно для нас, мы вовсе не такие эгоисты.

Конечно, многое зависит от той культуры, в которой вы воспитывались, но есть некое природное начало, объединяющее нас всех. Человек – это социальное животное, как говорил еще Аристотель. Мы вольны действовать по своему усмотрению, но у нас есть биологическая природа, которая в социальном смысле нам очень помогает. Само наше выживание зависит от того, насколько хорошо мы понимаем действия, намерения и эмоции окружающих. Мы пытаемся быть в хороших отношениях с другими, это естественно и приятно для нас. Интересно, что сопереживание гораздо заметнее на примере негативных эмоций. Если кто-то плачет, вам хочется ему помочь. Если кто-то смеется, значит у него все хорошо. Чего тут особенно сопереживать?

– Имитация давно используется в практической психологии. Известно, что при доверительном общении люди довольно быстро начинают копировать жесты, мимику, интонации друг друга. Практики нейролингвистического программирования (НЛП), например, сознательно применяют эти приемы для достижения эффективного контакта. Механизмы общения в этом случае объясняются действием зеркальных нейронов?

– Да, похоже на то.

– Насколько связаны техники имитации и визуализации? Например, прославленный футбольный тренер Свен Горан Ериксон в свое время написал книгу о том, как с помощью визуализации можно значительно улучшить игру каждого футболиста.

– Спортивные тренеры раньше других поняли, что отчетливо представлять и делать – это почти одно и то же. То есть если вы играете в теннис, то можете значительно улучшить свои движения, просто включив в тренировки технику визуализации. Есть данные, что визуализация поднятия тяжестей способна увеличить даже мышечную силу. Похоже, здесь действуют те же самые системы нейронов, которые активируются, когда вы наблюдаете за другими людьми. Почему, например, молодым футболистам полезно ходить на матчи профессиональных команд? При наблюдении за тем, как другие совершают действия, опыт которых есть у вас самих, активизация нейронов значительно возрастает. Сейчас мы думаем, а нельзя ли использовать эти приемы для посттравматической реабилитации? Например, спортсмены, которым временно противопоказаны физические нагрузки, смогли бы тренироваться, мысленно разрабатывая ту или иную мышцу. Когда человек думает, как выполнить движение, его моторная кора активизируется, как если бы он и в самом деле двигался. Это можно легко продемонстрировать с помощью соответствующей аппаратуры.

– Многие специалисты говорят, что понимание работы зеркальных нейронов поможет разобраться в природе аутизма, а со временем даже найти средство от этой болезни.

– В последнее время мы много об этом думаем. По сути, при этой болезни человек перестает понимать, что делают другие. Например, ребенок видит, что вы выполняете различные действия, но не понимает, почему вы это делаете. Ему становится страшно, он замыкается в себе, ему не хочется общаться с другими детьми. Мы думаем, что это происходит из-за неразвитости систем зеркальных нейронов.

Зеркальные нейроны позволяют нам понимать действия других людей и даже «читать их намерения» в зависимости от контекста

Дело в том, что у здорового человека различные моторные акты связаны друг с другом. Если моя цель – выпить воды, то в тот момент, когда я беру со стола стакан, мое горло уже готовится сделать глоток. Много лет назад российский ученый Александр Лурия очень точно назвал согласованность действий кинетической мелодией. В зависимости от цели действия нейроны мозга заранее выстраиваются в разнообразные цепочки. Именно поэтому наши движения такие красивые и плавные. А движения робота, наоборот, резкие и отрывистые – инженеру очень сложно добиться подобной согласованности. Именно на этом основана наша способность предугадывать действия других, «читать намерения» окружающих людей в зависимости от контекста.

Лурия говорил, что при повреждении определенной части коры человек может потерять вот эту мелодику движения. Если моторная мелодия нарушена, нет понимания, потому что нет отражения. Например, у аутистов мышцы рта никак не реагируют, пока чашка не окажется совсем близко. Есть обширная литература о том, что у этих детей наблюдаются поражения мозжечка и других частей моторной коры. Специалисты никак не могли этого понять. Вроде бы психологическая проблема, при чем здесь моторика? Открытие зеркальных нейронов, похоже, проливает свет на эту загадку.

– Процессы имитации и понимания нами намерений других людей, по сути, создают биологические предпосылки для развития культуры?

– Да, это так. Зеркальные нейроны – это система, которая резонирует, когда вы видите, как кто-то делает то, что умеете вы. На этом построены все процессы имитации, копирования и, как следствие, обучения. Вы смотрите, как человек выполняет определенное действие, и пытаетесь его повторить. Это основа всей нашей культуры. Почему у людей есть культура, а у обезьян нет? Потому что обезьяны не умеют имитировать. Когда вы идете в школу, вы повторяете то, что делает преподаватель. То же самое происходит в университете. Так передаются знания и опыт. Часто можно слышать, что имитировать не нужно, нужно быть оригинальным. Это глупость. Какой-то оригинальности можно достичь лишь на основе общего культурного фундамента. Все самобытные художники, прежде чем создать что-то свое, у кого-то учились. Если вы посмотрите на ранние картины Пикассо, то увидите, что они достаточно традиционны. А потом, если вы что-то придумаете, это будет так же скопировано другими и таким образом станет частью общей человеческой культуры.

psy.su

Разбитые зеркала: теория аутизма

Вилаянур Рамачандран и Линдсей Оберман

Изучение системы зеркальных нейронов мозга поможет ученым понять природу аутизма и разработать новые подходы к его диагностике и лечению

На первый взгляд, ребенок, больной аутизмом, ничем не отличается от своих сверстников. Однако, попытавшись разговорить его, вы скоро поймете, что с ним творится что-то неладное: он избегает вашего взгляда, нервничает, может даже начать биться головой о стену. Охваченный крайним смущением, он не в состоянии поддержать даже самую простую беседу. Ему не чужды чувства страха, гнева и удовольствия, но он глух к переживаниям других людей и не замечает тонких оттенков их поведения, понятных большинству его сверстников.

Аутизм, которым страдает около 0,5% американских детей, представляет собой одну из форм нарушения развития. В 1940-х гг. он впервые был описан двумя специалистами — американским психиатром Лео Кэннером (Leo Kanner) и австрийским педиатром Хансом Аспергером (Hans Asperger). Ничего не зная о работе другого, исследователи, словно сговорившись, присвоили обнаруженному синдрому одно и то же название — аутизм (от греческого слова autos — «сам»). Оно как нельзя лучше отражает сущность расстройства — ведь его основным признаком является выключенность человека из социальных взаимодействий.

Описав недуг, медики задумались о его причинах. Они установили, что аутизм может передаваться по наследству, однако немалую роль в его возникновении играют другие факторы. В конце 1990-х гг. сотрудники нашей лаборатории в Калифорнийском университете в Сан-Диего решили выяснить, имеется ли связь между аутизмом и недавно открытым классом нервных клеток, получивших название зеркальных нейронов. Именно им человек обязан своей способностью распознавать намерения и эмоции других людей, поэтому мы предположили, что некоторые симптомы аутизма могут возникать вследствие дисфункций системы зеркальных нейронов.

ОБЗОР: Зеркальные нейроны и аутизм

• Некоторые из основных проявлений аутизма, например, социальную изолированность и неспособность к сопереживанию можно объяснить нарушением функций зеркальных нейронов.

• У людей с аутизмом в нескольких областях мозговой коры отмечается дефицит активности зеркальных нейронов. По мнению исследователей, ее восстановление с помощью терапевтических приемов позволит облегчить многие симптомы заболевания.

• Второстепенные симптомы аутизма, например, гиперчувствительность, могут быть обусловлены нарушением связей между лимбической системой и другими отделами мозга.

Объяснение симптомов

Основными признаками аутизма считаются социальная изолированность, нежелание смотреть в глаза собеседнику, дефекты речи и неспособность к сопереживанию. Однако расстройство нередко сопровождается и менее явными симптомами. Так, многие больные аутизмом не понимают метафор, иногда воспринимая их слишком буквально, не могут воспроизвести действия других людей. Они могут быть озабочены пустяками, но не обращать внимания на существенные события (особенно социального плана). И, наконец, нередко они испытывают отвращение к определенным звукам, вызывающих у них сильную тревогу.

Теории возникновения аутизма можно разделить на две группы: анатомические и психологические. Эрик Корчесн (Eric Courchesne) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и ряд других анатомов обнаружили у детей с аутизмом характерные аномалии в развитии мозжечка — мозговой структуры, ответственной за координацию сложных произвольных движений. Но повреждения мозжечка, обусловленные кровоизлиянием в мозг, обычно вызывают тремор, нарушение походки и аномальные движения глаз, однако при аутизме подобные симптомы наблюдаются крайне редко. И наоборот, показатели, типичные для аутизма, никогда не отмечаются у пациентов с пораженным мозжечком. Таким образом, патологические изменения данной структуры у детей с аутизмом представляют собой скорее всего побочные эффекты работы аномальных генов, а истинные причины расстройства имеют иное происхождение.

Трудности, испытываемые ребенком с аутизмом при общении с другими людьми, могут быть связаны с нарушением функций системы зеркальных нейронов мозга

Наиболее оригинальное объяснение аутизма предложили Юта Фрит (Uta Frith) из Лондонского университетского колледжа и Саймон Бэрон-Коэн (Simon Baron-Cohen) из Кембриджского университета. Главную причину заболевания они усматривают в неспособности человека «создавать теории о чужой психике». По мнению исследователей, выстраивать сложные гипотезы о психических особенностях других людей нам позволяют особые нейронные цепи в головном мозге, благодаря которым мы предугадываем поведение окружающих. Однако теория Фрит и Бэрон-Коэна не объясняет многообразия симптомов аутизма, на первый взгляд не связанных друг с другом. Исследователям необходимо в первую очередь идентифицировать мозговые механизмы, нарушение которых вызывает аутизм.

Один из подходов к изучению данного вопроса изложен в работе Джакомо Риццолатти (Giacomo Rizzolatti) из Пармского университета в Италии (см. в этом номере: Галлезе В., Риццолатти Д. и Фогас-си Л. Зеркальная часть мозга). В 1990-х гг. итальянские исследователи изучали активность нервных клеток головного мозга макак, выполнявших целенаправленные действия. Как известно, некоторые нейроны премоторной коры (части фронтальной доли мозга) участвуют в управлении произвольными движениями. Так, например, один нейрон генерирует импульсы, когда животное протягивает руку к лежащему рядом арахису, другой — когда оно нажимает на рычаг, и т. д. Данные клетки мозга называют моторными командными нейронами.

Риццолатти и его коллег удивило то обстоятельство, что некоторые популяции моторных командных нейронов генерировали разряды даже в том случае, когда обезьяна не действовала сама, а наблюдала, как те же движения выполняет другая особь или человек. Как показали дальнейшие исследования с использованием методов нейровизуализации, такие «зеркальные нейроны» присутствуют и в соответствующих областях мозговой коры человека. Исследователи предположили, что зеркальные нейроны (а точнее, нейронные сети, частью которых они являются) не только посылают моторные команды к мышцам, но и позволяют обезьянам и людям определять намерения других индивидов путем мысленного воспроизведения их действий. Если у животных роль данных систем ограничена предсказанием простых целенаправленных действий, то у человека зеркальные клетки могут опосредовать способность к интерпретации более сложных намерений.

Позже было доказано, что зеркальные нейроны имеются и в других частях головного мозга человека (например, в поясной и островковой коре), и они могут принимать участие в таких сложных формах эмоционального поведения, как сопереживание. Изучая переднюю область поясной коры бодрствующих людей, исследователи обнаружили, что некоторые нейроны, активизирующиеся в ответ на болевое воздействие, генерируют импульсы и в том случае, когда испытуемый видит, что другому человеку больно. Не исключено, что зеркальные нейроны отвечают и за подражательные способности, слабо развитые у человекообразных обезьян и играющие огромную роль в жизни людей.

У пациентов с аутизмом отмечается снижение активности зеркальных нейронов в нижней фронтальной извилине — одном из отделов премоторной коры мозга. Данным обстоятельством можно объяснить их неумение распознавать намерения других людей. Дисфункции зеркальных нейронов островковой и передней поясной коры могут обусловливать их неспособность к сопереживанию, а нарушения зеркальной системы угловой извилины — дефекты речи. У людей с аутизмом выявлены и структурные изменения в мозжечке и стволе мозга.

Однако какое отношение имеет сказанное к аутизму? В конце 1990-х гг. мы заметили, что зеркальные нейроны выполняют как раз те функции, нарушение которых отмечается при аутизме. Если система зеркальных клеток участвует в интерпретации человеком сложных намерений других, то наиболее серьезную патологию у аутичных людей (дефицит социальных навыков) можно объяснить повреждением этой нейронной сети. Дисфункции зеркальных нейронов могут провоцировать возникновение и прочих важных симптомов данного расстройства: неспособности к сопереживанию, дефектов речи, плохо развитых подражательных способностей и т. д.

Для того чтобы продемонстрировать нарушение функций зеркальных нейронов у детей с аутизмом, нам нужно было найти способ регистрации их активности, не требующий вживления электродов в головной мозг. Проще всего было воспользоваться электроэнцефалографией — одним из методов изучения мозговой ритмической деятельности. Более полувека тому назад ученые обнаружили, что всякий раз, когда человек совершает произвольное движение (например, сжимает и разжимает кисть руки), происходит подавление одного из компонентов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), называемого мю-ритмом. Любопытно, что мю-волны исчезают и в том случае, когда, испытуемый наблюдает, как то же самое действие совершает другой человек. Один из авторов настоящей статьи (Рамачандран) и Эрик Альтшулер (Eric L. Altschuler) предположили, что реакцию подавления мю-волн можно использовать в качестве простого, надежного и безопасного инструмента для изучения активности зеркальных нейронов.

Вначале мы решили изучить ЭЭГ ребенка с аутизмом, не обнаруживающего серьезных когнитивных нарушений. Анализ ЭЭГ показал, что при совершении пациентом простого произвольного движения, у него (как и у обычных детей) отмечалось подавление мю-ритма. Но в том случае, когда он наблюдал за выполнением того же движения другим человеком, подавления мю-волн не происходило. Мы заключили, что система моторных командных нейронов у ребенка оставалась целой и невредимой, но функции его системы зеркальных нейронов были нарушены. Данное открытие, о котором мы сообщили на ежегодном собрании Общества нейробиологов в 2000 г., стало убедительным свидетельством верности нашей гипотезы.

У детей с аутизмом нарушены функции мозговой системы зеркальных нейронов

Но поскольку делать выводы на основании единичного наблюдения — дело рискованное, сотрудники нашей лаборатории решили провести более углубленное обследование 10 больных аутизмом и контрольной группы из 10 человек соответствующего пола и возраста. Когда здоровые участники эксперимента совершали движение рукой или наблюдали аналогичное действие на экране телевизора, в их ЭЭГ, как и следовало ожидать, отмечалось подавление мю-волн. Между тем, у испытуемых с аутизмом подавление этого ритма наблюдалось только в тех случаях, когда они сами выполняли движение.

Полученные данные и результаты других исследований свидетельствуют о дисфункции системы зеркальных нейронов у людей с аутизмом. Ученым пока неизвестно, какие генетические или средовые факторы вызывают нарушение развития данной системы, но в настоящее время предложенная гипотеза обстоятельно изучается во многих лабораториях мира, поскольку она предсказывает и объясняет все симптомы недуга. Так, например, исследователям давно известно, что дети с подобным нарушением нередко испытывают трудности с интерпретацией пословиц и метафор. Когда однажды мы попросили одного из наших испытуемых «взять себя в руки», он воспринял предложение буквально и попытался это сделать. Чем можно объяснить такое нарушение?

Понимание метафор неразрывно связано со способностью находить общее в, казалось бы, совершенно несходных вещах. Рассмотрим, к примеру, знаменитый эффект «буба-кики», описанный более 60 лет назад немецко-американским психологом Вольфгангом Келером. Экспериментатор демонстрирует испытуемым две небрежно нарисованные фигуры (одну с резкими, а другую с плавными очертаниями) и спрашивает, какая из фигур — буба, а какая — кики. На каком бы языке ни говорили испытуемые, 98% из них называют более «мягкий» на вид рисунок «буба», а более угловатый — «кики». Результаты теста наводят на мысль, что человеческий мозг способен каким-то образом соотносить образ объекта с его названием (например, сопоставлять острые очертания фигуры «кики» со звучанием его «имени»). Мы предположили, что подобный тип кросс-зонального отображения (cross-domain mapping) сенсорной информации сродни пониманию метафор и должен опосредоваться нейронными сетями, сходными с теми, что присутствуют в системе зеркальных нейронов. Верность нашего предположения подтверждает и то, что в тесте «буба-кики» дети с аутизмом неправильно ассоциировали форму фигур со звучанием их имен.

Но какие области мозга опосредуют данные способности? Наиболее вероятным кандидатом служит угловая извилина, расположенная на стыке зрительной, слуховой и осязательной зон мозга и содержащая клетки со свойствами зеркальных нейронов. Изучая больных, не страдающих аутизмом, но имевших повреждения названной области мозга, мы обнаружили, что многие из них тоже не справлялись с тестом «буба-кики» и испытывали трудности с пониманием метафор. Полученные результаты заставляют предполагать, что способность мозга к кросс-зональному отображению информации, впервые возникшая у приматов, помогала животным выполнять сложные моторные задачи (например, хвататься за ветки деревьев, что требует мгновенного усвоения и переработки зрительной, слуховой и осязательной информации) и в конце концов превратилась в свойственную человеку способность придумывать и понимать метафоры. Таким образом, благодаря зеркальным нейронам людям стали доступны не только лежащие под рукой орехи, но и далекие звезды.

Импульсная активность зеркальных нейронов премоторной коры подавляет мю-волны в электроэнцефалограмме (ЭЭГ). (Частота мю-ритма составляет 8–13 Гц.) Исследователи регистрировали мю-волны у детей с аутизмом и контрольных испытуемых, когда они совершали произвольные движения или наблюдали за такими же действиями по телевизору.

Когда человек совершает некое движение, моторные командные нейроны генерируют импульсы. Дети сжимали и разжимали правую кисть руки, что, как и ожидалось, вызывало подавление мю-волн в ЭЭГ как детей с аутизмом, так и контрольных испытуемых.

Зеркальные нейроны премоторной коры генерируют импульсные разряды и в том случае, когда человек наблюдает за выполнением действия другим индивидом. Исследователи регистрировали у детей ЭЭГ во время просмотра видеоклипов с изображением сжимающейся и разжимающейся кисти. Амплитуда мю-волн у контрольных испытуемых резко уменьшалась (красная кривая), а у детей с аутизмом подавление мю-ритма отсутствовало (синяя кривая). Полученные результаты свидетельствуют о нарушении работы зеркальной системы мозга у детей с аутизмом.

Если причина аутизма заключается в нарушении функции зеркальной системы мозга, можно попытаться разработать новые подходы к диагностике и лечению этого расстройства. Так, для раннего выявления данного заболевания у детей врачи могут использовать в качестве показателя отсутствие подавления мю-ритма в определенных ситуациях. Чем раньше аутизм будет диагностирован, тем быстрее можно начать его поведенческую терапию. Временной фактор имеет здесь критическое значение: лечение аутизма подобными методами утрачивает эффективность после появления основных симптомов расстройства (обычно в возрасте от двух до четырех лет).

Многообещающим представляется также использование биологической обратной связи. Врачи могут регистрировать мю-волны у ребенка с аутизмом и демонстрировать их родителям на экране. Если функции зеркальных нейронов утрачены не окончательно, то дети могут научиться (методом проб и ошибок, используя зрительную обратную связь) подавлять мю-ритм, глядя на монитор.

Еще один возможный терапевтический подход основан на коррекции химического равновесия, нарушение которого может ухудшать функции зеркальных нейронов у людей с аутизмом. Сотрудники нашей лаборатории предположили, что некоторые нейромодуляторы способны повышать активность зеркальных нейронов, участвующих в эмоциональных реакциях. Согласно гипотезе, характерная для аутичных больных неспособность к сопереживанию стала результатом частичного истощения данных веществ в мозге, а значит, можно подобрать препараты, стимулирующие высвобождение нейромодуляторов или имитирующие их воздействие на зеркальные нейроны. Один из возможных кандидатов — метилендиоксиметамфетамин (МДМА), более известный под названием экстази, способствует повышению эмоциональной близости и общительности людей. Не исключено, что исследователям удастся модифицировать данное соединение и создать на его основе безопасное и эффективное средство для облегчения хотя бы некоторых симптомов аутизма.

Если зеркальные нейроны ребенка не полностью утратили свои функции, работу данной системы мозга можно восстановить.

Все перечисленные подходы позволят добиться лишь частичного облегчения состояния пациентов: гипотеза дисфункций зеркальных нейронов не в состоянии объяснить происхождение всех симптомов аутизма, таких, например, как повторяющиеся движения (раскачивание из стороны в сторону), избегание визуального контакта с собеседником, гиперчувствительность и отвращение к определенным звукам. Для выяснения их природы сотрудники нашей лаборатории (совместно с Уильямом Хирстейном (William Hirstein) из Колледжа Эльмхерста и Поршией Иверсен из некоммерческой организации Cure Autism Now (CAN) в Лос-Анджелесе) разработали так называемую теорию эмоционального ландшафта (salience landscape theory).

Ежесекундно на человека обрушивается лавина сенсорной информации: зрительные образы, звуки, запахи и т.д. Полученные сведения перерабатываются в соответствующих сенсорных областях коры, а затем направляются в миндалину — главный вход лимбической системы мозга, ответственной за регуляцию эмоционального поведения. Используя знания, накопленные человеком на протяжении жизни, миндалина определяет характер его эмоциональных реакций в каждом конкретном случае — например, страх при виде грабителя, возбуждение при виде возлюбленного или равнодушие при виде привычного объекта. Из миндалины поток сигналов направляется в другие отделы лимбической системы и, в конце концов, достигает автономной нервной системы, подготавливающей организм к определенному действию. Если человек видит грабителя, его сердце начинает биться чаще, а кожа покрывается испариной, чтобы увеличить рассеяние теплоты, вырабатываемой напряженными мышцами. В свою очередь, возбуждение автономной системы по принципу обратной связи вызывает усиление эмоциональной реакции человека. Через некоторое время миндалина формирует «эмоциональный ландшафт» внешней среды, своего рода карту значимости всех объектов и событий, окружающих человека.

Сотрудники нашей лаборатории предположили, что у детей с аутизмом эмоциональный ландшафт окружения искажен вследствие нарушения связей между корковыми областями, перерабатывающими сенсорную информацию, и миндалиной, или между лимбическими структурами мозга и фронтальными долями коры, которые регулируют возникающее в результате поведение. Нарушение связей приводит к тому, что любой пустяк может вызвать у ребенка экстримальную эмоциональную реакцию — настоящую «автономную бурю». Данная гипотеза хорошо объясняет стремление детей с аутизмом избегать зрительных контактов и вообще всех непривычных ощущений, способных привести их в смятение. Искаженным восприятием эмоциональной значимости окружающих предметов и событий можно объяснить и тот факт, почему многие аутичные дети нередко поглощены пустяками и совершенно равнодушны к тому, что вызывает острый интерес у их здоровых сверстников.

Частичное подтверждение своих предположений мы получили в результате изучения автономных реакций (увеличения кожной проводимости под влиянием потоотделения) у 37 детей с аутизмом. Мы обнаружили, что общий уровень автономного возбуждения у них был выше, чем у контрольных испытуемых. Демонстрация привычных объектов и событий вызывала у них возбуждение, а раздражители, провоцирующие сильные автономные реакции у контрольной группы, они нередко оставляли без внимания.

Но какие факторы могут отвечать за столь сильное искажение «эмоциональных ландшафтов»? Исследователи обнаружили, что примерно у трети детей с аутизмом в младенческом возрасте отмечалась височная эпилепсия (поскольку многие случаи эпилептических припадков в таком возрасте не распознаются, данное соотношение может быть гораздо выше). Судорожная активность мозга, вызываемая повторными «залпами» нервных импульсов, проходящих через лимбическую систему, в конце концов может нарушить связи между зрительной корой и миндалиной, усилив одни соединения и ослабив другие. У взрослых людей височная эпилепсия сопровождается выраженными эмоциональными расстройствами, но не отражается на умственных способностях. Однако у детей эпилептические судороги могут привести к серьезному ухудшению ментальных характеристик.

Сформулированные нами две теории аутизма (концепции дисфункции зеркальных нейронов и искаженного «эмоционального ландшафта») ни в коем случае не противоречат друг другу. Вполне возможно, что какое-либо событие, вызывающее деформацию эмоционального ландшафта, т.е. нарушающее связи между лимбической системой и остальным мозгом, одновременно приводит и к ухудшению функций зеркальных нейронов. Не исключено также, что разрушение связей лимбической системы с другими отделами мозга представляет собой «побочный эффект» работы генов, ответственных и за дисфункцию системы зеркальных клеток. Для проверки высказанных предположений необходимы дальнейшие исследования. Глубинные причины аутизма по-прежнему остаются для ученых загадкой.

Перевод: В.В. Свечников

Теория эмоционального ландшафта

Теория эмоционального ландшафта разработана для объяснения второстепенных симптомов аутизма — гиперчувствительности, избегания визуального контакта с собеседником, отвращения к определенным звукам и т.д. У обычного ребенка сенсорная информация после переработки в коре направляется в миндалину — главный вход лимбической системы мозга, ответственной за регуляцию эмоционального поведения человека. Используя знания, накопленные ребенком в предшествующие годы жизни, миндалина определяет характер его эмоциональных реакций на каждый раздражитель, постепенно формируя «эмоциональный ландшафт» его окружения. Однако у детей с аутизмом связи между сенсорными областями мозга и миндалиной могут быть нарушены, что приводит к развитию экстремальных эмоциональных реакций на самые обыденные события.

Вилаянур Рамачандран (Vilayanur S. Ramachandran) и Линдсей Оберман (Lindsay M. Oberman) — сотрудники Центра по изучению мозга когнитивной деятельности (Center for Brain and Cognition) Калифорнийского университета в г. Сан-Диего. Рамачандран занимает пост директора центра, автор многочисленных работ, посвященных феномену фантомных конечностей и синестезии. Оберман — аспирант Калифорнийского университета в Сан-Диего.

www.sqlapp.ru

Загадки и отгадки зеркальных нейронов

Как сказал один профессор, американский нейрофизиолог Джозеф Боген: пытаться понять, как действует сознание или найти сознание, все равно, что пытаться найти и потрогать ветер. Ветер никто не видит, но очевидны результаты его деятельности.

Однако бесстрашные ученые умы продолжают бороться. То одна, то другая теория сотрясает научный мир. И появляется надежда узнать, как же работает наш мозг. Кстати, если выложить в длину все нейроны мозга одного человека, получится 2,8 млн км или 68 раз вокруг земли.

Одно из ярчайших и значимых открытий в области нейробиологии последнего времени принадлежит группе итальянских ученых Пармского Университета, которые выделили в коре головного мозга приматов определенные нейроны, которые становились активными не только при совершении подопытными животными заданных действий, но и при наблюдении, как эти действия выполняет другая особь. Эти нейроны получили название — зеркальные.

Через некоторое время другие ученые утверждали, что подобные клетки обнаружены и у человека. Интерес к открытию не только не ослабевает, но нарастает с каждым годом.

Зеркальные нейроны можно рассматривать, как некоторые переключатели поведения, находящиеся в ассоциативных зонах коры больших полушарий и связывающие сенсорные и моторные отделы. Предполагаемы функции зеркальных нейронов следующие:

— в некоторых отделах нервной системы высших животных есть зеркальные нейроны, которые активны и при движении, и при наблюдении этого же движения, выполняемого другой особью

— они активны во время подражания.

Оказывается, что нейрофизиологический уровень подражания — это группа клеток в нескольких областях коры мозга, развивающихся, по-видимому, с рождения. Через подражание были вовлечены в эти исследования следующие явления и проблемы:

— эмпатия как способность понимать эмоции других путём сопереживания;

— язык и речь человека и других животных, особенно, жестовые гипотезы глоттогенеза;

— theory of mind (или понимание чужого сознания, или модель психического, или теория намерений, или макиавеллевский интеллект) — конструкт, описывающий способность понимать психическое содержание других индивидуумов;

— аутизм, одним из симптомов которого считается отсутствие или нарушение понимания чужого сознания и эмпатии (гипотеза, что аутизм полностью объясняется нарушениями функционирования зеркальных нейронов не подтверждается);

— общественная жизнь животных, в том числе человека, как предмет этологии и социобиологии;

— актёрское мастерство и гуманитарные исследования, предполагающие метод вчувствования;

— общее развитие культуры и цивилизации через подражание.

Есть множество разных взглядов на зеркальные нейроны и их значение. Ряд ученых называют их «нейронами Далай-ламы» или «нейронами Ганди». Они считают, что способность к эмпатии заложена в людях на уровне механизмов работы мозга. И это отличные новости, потому что многие годы ученые твердили: мы зациклены на себе, мы индивидуалисты, борющиеся за выживание, мы себялюбивые и эгоистичные. А теперь в головном мозге обнаружена система, существование которой предполагает, что эволюция снабдила людей механизмом, позволяющим им понимать друг друга наипростейшим образом.

И в связи с этим в неврологии проснулся большой интерес к восточной философии, потому что открытия последнего времени вполне вписываются в ее представления. Западный мир никогда не понимал идею всеобщей взаимосвязанности. А открытие зеркальных нейронов как раз подтверждает, что мозг одного человека связан с мозгом другого.

Последние исследования выявили существование фактов немедленного понимания – понимания, которое не проходит через цепь умозаключений: испытуемый как бы напрямую понимает смысл действий другого человека и его намерения. На простом примере можно констатировать, что в зависимости от того, смотрим мы на чашку с намерением выпить ее содержимое или смотрим на нее, собираясь ее вымыть, будут задействованы различные части нашего мозга.

В конце концов, эти зеркальные нейроны могли бы объяснить то, что называют интуицией, чудесным угадыванием мыслей, намерений, желаний.

На практике знания о зеркальных нейронах начинают применяться в различных областях.

Например, в маркетинге продаж. В рекламных роликах добиваются того, чтобы вызвать в человеке волнение. Когда вы открываете то, что хотите открыть, то испытываете волнение. Когда за вас это делает актер в рекламе – вы тоже испытываете волнение. Рецепт прост: сделайте людей счастливыми и взволнованными, и они будут слушать вас с большим интересом; хотите, чтобы люди купили ваш продукт, до конца видео нужно пройти все этапы продаж. Чтобы влиять на людей нужно подобрать правильные слова, сформировать правильные мысли, которые приведут к правильным (т.е. нужным продавцу) действиям. Но не нужно пугаться, нашими мозгами сложно манипулировать. Или, скажем так, удается это совсем немногим. И пресловутую свободу воли никто не отменял и не выдал безоговорочных рекомендаций по ее преодолению. Здесь будет уместным высказать предположение, что наш мозг все-таки в большинстве случаев способен отличить оригинал от фальшивки, касается то предметов, слов, звуков или отношений.

В пользу чего говорят и результаты еще одних недавних исследований американских ученых. Были выявлены с помощью МРТ ключевые аспекты музыкального произведения, которые вызывают эмоциональный отклик в головном мозге.

На добровольцах испытывали «живое» исполнение этюда Фредерика Шопена в ми-мажоре (Op. 10, No. 3) и синтезированное на компьютере.

Обе версии имели одни и те же музыкальные элементы — мелодию, гармонию, ритм, а также средний темп и громкость. И даже были записаны с помощью одного и того же инструмента. «Автоматический» вариант, однако, был лишен особенностей человеческого исполнения — той выразительности, которая достигается динамическим изменением темпа и громкости. Пианисты нарочно прибегают к этим приемам, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у слушателя. Эксперимент проходил в три этапа. Сначала добровольцы описывали свои эмоции во время прослушивания обеих версий с помощью специальной программы, затем ложились под сканер и просто слушали, после чего снова выполняли задание на выражение эмоций. Результаты сравнивались по двум параметрам: восприятие «живого» и «искусственного» исполнения; восприятие опытными (хористы и участники любительских ансамблей) и неопытными слушателями. В итоге подтвердилось предположение о том, что квалифицированный пианист и впрямь способен вызывать своей игрой неподдельные эмоции, то есть активацию мозговых центров, связанных с наградой. Любопытно, что при наблюдении в реальном времени была зафиксирована активация зеркальных нейронов. Учёные полагают, что в данном случае зеркальные нейроны отвечают за эмоциональный отклик, за сочувствие, которое вызывает музыка у слушателя. Получается не только музыка сама по себе, но музыка, эмоционально заряженная, способна вызвать эмоциональный отклик.

Еще одна молодая научная дисциплина использует достижения по зеркальным нейронам — нейроэстетика, которая объединила методы исследования двух наук – гуманитарной и естественной — эстетики и нейрофизиологии. Согласно положениям нейроэстетики, произведения искусства и литературы черпают существенную часть своих эстетических смыслов в эмоционально-чувственном опыте наблюдателя, который они воскрешают в его памяти. Красота природы существует не в самой природе, а в сознании человека: чувственный образ предмета состоит из субъективных ощущений наблюдателя, из спроецированных вовне душевных состояний. Соотношения между образом предмета и закрепленными в памяти ассоциациями культурного и эмоционального опыта реализуются с помощью зеркальных нейронов головного мозга. В прекрасном должно присутствовать определенное соотношение хаоса и порядка, традиционности и новизны. Согласно нейроэстетике, красота есть отклонение от «уже принятого», нарушение зафиксированной в подсознании нормы, неожиданность, радостное открытие.

Пожалуй, самым красивым и адекватным применением знаний о зеркальных нейронах стало современное освещение выставки живописных полотен Лоренцо Лотто в Риме в 2012 году. Необычность экспозиции и освещения можно оценить даже на фотографии.

Продвинутые светодизайнеры использовали достижения науки и техники. За основу было взято понятие эмпатии, она рассматривается как необходимый фактор при наблюдении живописных произведений. Система освещения выставки Л. Лотто помогает наблюдателю чувствовать себя также, как художник во время творческого процесса, проникаясь эмоциями её действующих лиц и даже становясь участником происходящего. В концепции светодизайнеров содержится та мысль, что глаза видят, мозг распознаёт и перерабатывает увиденное в визуальный образ. Это может означать, что некоторый объем информации остаётся зрительно не воспринятым, и тогда мозг автоматически дополняет этот «пробел». Данная теория была переведена на технический язык и интегрирована в функциональную осветительную систему. Мозг реагирует на факт отсутствия в излучении светильников нескольких узких спектральных полос и непроизвольно заполняет «тёмные места» с отсутствующей информацией для того, чтобы оптимизировать восприятие рассматриваемого изображения. Тогда в мозгу и возникает представление о трехмерности картины, её персонажей и деталей. Таким образом, объемное восприятие плоской картины – это процесс, происходящий на нейрональном уровне. Лотто – гениальный живописец итальянского Возрождения. Специальное освещение экспозиции его работ лишь помогло зрителю оценить художника по достоинству, но ни в коем случае не имитировало его гениальность.

Благовещение (Pinacoteca Communale, Реканати)

Будем надеяться, что здесь работает принцип отличия с помощью зеркальных нейронов «настоящего» от «подделки», что зеркальные нейроны дают эмоциональный отклик лишь на что-то стоящее, а не на пустышку, даже если она подается в роскошной обертке. Выставка прошла с большим успехом, произвела фурор. Когда картины вернулись в места своего постоянного пребывания, президент Италии распорядился, чтобы они были освещены именно так, как это было в Риме.

Безусловно, зеркальные нейроны – это захватывающее и удивительное открытие, но делать какие-то окончательные выводы еще слишком рано, большинство исследований этих клеток не проводилось на людях. Путь к пониманию только начался. Удастся ли кому-то схватить ветер? Время покажет.

www.cablook.com

Зеркальные нейроны: подражание – мощный инструмент обучения

Зеркальные нейроны. Имитация или подражание представляет собой мощный образовательный инструмент. В человеческом мозге существуют различные механизмы, которые позволяют нам подражать действиям. Младенцы способны имитировать выражения лиц, взрослые также могут подражать кому-то. Мы заражаемся смехом, если кто-то смеётся, и печалимся, когда смотрим грустный фильм… Мы способны понимать других людей, испытывать те же чувства, сопереживать. Как у нас это получается? Как зарождается в нашем мозге способность к эмпатии? Ответ к загадке – зеркальные нейроны.

В этой статье мы расскажем вам о зеркальных нейронах: что это такое, каковы их функции, как они влияют на эмпатию, обучаемость, как происходит эмоциональное заражение, какие патологии и расстройства связаны с нарушениями в структуре зеркальных нейронов и т.д.

Зеркальные нейроны. Рис. Фонд Марьян Элавальехо

Что такое зеркальные нейроны? Определение

В мозге обезьяны и человека есть нейроны, которые называются Зеркальные Нейроны. Эти нервные клетки активируются, когда мы наблюдаем за чьими-то действиями. Например, детёныш шимпанзе сначала наблюдает за своей матерью, а затем, подражая ей, учится разбивать орех камнем. Зеркальные нейроны связаны с эмпатическим, социальным и имитационным поведением, и являются важнейшим инструментом при обучении.

“Мы социальные создания. Наше выживание зависит от понимания действий, намерений и эмоций окружающих. Зеркальные нейроны помогают нам постичь чужой разум не только через концептуальное рассуждение, но и с помощью прямого моделирования. Чувствуя, а не думая”.

В 90-ые годы группа нейроучёных Университета Пармы (Италия), возглавляемая нейробиологом Джакомо Риццолатти, открыла нечто удивительное. Определённые группы нейронов у макаки активировались не только когда обезьяна совершала какое-то действие, но также когда она смотрела, как другая макака совершает то же действие. Узнайте каковы функции нейронов.

Зеркальные нейроны можно определить как группу нейронов головного мозга приматов, которые активируются как при совершении действия, так и при наблюдении за выполнением этого действиями другими.

Зеркальные нейроны и подражание. Рис. yolandadc.files

Зеркальные нейроны дают нам возможность подражать другим, что является ключевым при обучении.

Эта группа нейронов активна с рождения, и именно она позволяет нам научиться питаться, одеваться, разговаривать. Зеркальные нейроны также очень важны при планировании наших действий, а также для того, чтобы понять намерения других людей через совершаемые ими действия. В этом видео нейроучёный В.Рамачандран объясняет, что такое зеркальные нейроны и почему они важны.

Зеркальные нейроны и обучение

Благодаря зеркальным нейронам мы учимся с помощью имитации. Они помогают нам воспроизвести язык тела, выражения лица и эмоции. Зеркальные нейроны также играют существенную роль в социальной жизни. Они необходимы для развития ребёнка, его межличностных отношений и обучения.

Люди – социальные существа, мы запрограммированы таким образом, чтобы учиться у других. Мы гораздо лучше и быстрее работаем сообща. Наблюдение за тем, как демонстрируют свои навыки родители, преподаватель или другой студент помогает нам научиться лучше, чем если мы просто слушаем объяснение. Поэтому всегда при обучении нужно показывать пример.

Как зеркальные нейроны влияют на нашу повседневную жизнь?

  • Почему зевота заразна? Из-за зеркальных нейронов! Мы зеваем, когда видим, что кто-то зевает.
  • Зеркальные нейроны вынуждают нас грустить, если кто-то страдает или плачет.
  • То же самое происходит, когда мы начинаем смеяться если видим, что кто-то смеётся, даже если мы не знаем причину этого смеха.
  • Согласно исследованиям, когда мы испытываем отвращение или наблюдаем выражение отвращения на лице другого человека, активируется один и тот же отдел мозга – передняя островковая доля.
  • Другое исследование показало, что соматосенсорная область коры головного мозга активируется, когда до участников эксперимента дотрагивались, а также когда они наблюдали, как дотрагивались до других.
  • 8 советов: как зеркальные нейроны влияют на обучаемость?

    Благодаря зеркальным нейронам демонстрируемые нами эмоции имеют прямое влияние на остальных. Атмосфера в классе или дома не является исключением. Поэтому родители и учителя должны научиться контролировать свои эмоции, чтобы зеркальные нейроны стали их союзниками при обучении детей, а не наоборот.

    1. Демонстрируйте радость и оптимизм. Таким образом вы передадите эти эмоции своим детям или ученикам (эмоциональное заражение).
    2. Контролируйте и избегайте негативных эмоций. У всех нас бывают неудачные дни, однако нужно минимизировать влияние вашего плохого настроения на детей, поскольку это негативно на них отразится. Однако подавлять эмоции ребёнка также не стоит. Помогите детям понять свои эмоции и помогите им научиться как можно лучше ими управлять.
    3. По возможности используйте визуальную демонстрацию и подражание. Дополняйте теорию демонстрациями и дайте детям возможность подражать вам.
    4. Дайте детям как больше возможностей взаимодействовать с другими людьми. Это приведёт к большей активации зеркальных нейронов, а также усилит способность детей к обучению и улучшит их социальные навыки и эмпатию.
    5. Используйтеподражание всегда, когда хотите научить чему-либо ребёнка (чистить зубы, убираться в комнате и т.д.)
    6. Избегайте насилия. Дети учатся тому, что видят. Если они растут в атмосфере, при которой допускается насильственное поведение, активируются отвечающие за имитацию зеркальные нейроны, и очень вероятно, что такой ребёнок начнёт повторять эти действия.
    7. Объясните детям важность понимания языка тела других людей. Это поможет им научиться распознавать сомнения окружающих или ситуации, когда кому-то нужна помощь. Зеркальные нейроны являются основой эмпатии.
    8. Научите детей определять свои собственные эмоции, а также эмоции других людей.

    Персональная тренировка мозга от CogniFit

    Зеркальные нейроны и эмоциональное заражение

    У Вас повышается настроение в компании весёлых людей? Вы расстраиваетесь рядом с пессимистом или негативно настроенным человеком? Всё это происходит из-за так называемого эмоционального заражения, за которое отвечают зеркальные нейроны.

    Эмоциональное заражение представляет собой процесс, посредством которого человек или группа людей влияют на эмоции или аффективное поведение другого человека или группы через сознательную или бессознательную эмоциональную индукцию.

    Люди при общении склонны копировать жесты и выражения лиц друг друга, и даже часто испытывать одинаковые эмоции при этом.

    Несмотря на то, что уже подтверждено, что эмоциональное заражение играет важную роль в наших личных и деловых отношениях, мы пока ещё до сих пор не осознали нашу огромную способность влиять на эмоциональное состояние окружающих, а также самому подвергаться этому влиянию.

    Зеркальные нейроны дают нам возможность буквально чувствовать то, что чувствуют другие, испытать на себе эти эмоции. Зеркальные нейроны – это основа эмпатии.

    Эмпатия – это способность сопереживать, поставить себя на место другого человека, понять то, что он чувствует. Этой способностью обладает большинство людей.

    Они позволяют нам увидеть то, что все мы похожи. Это ещё одно доказательство того, что люди являются социальными существами. Это было ключевым для выживания нашего вида, мы бы не смогли выжить без взаимодействия с другими людьми, без их защиты.

    Следующее видео расскажет вам о связи между зеркальными нейронами и эмпатией.

    Как можно извлечь пользу от эмоционального заражения?

    Наша способность эмоционально заражаться от других людей и самим влиять на их эмоциональное состояние может быть очень полезна.

    • К счастью, радость “заразнее” грусти, поэтому окружайте себя весёлыми людьми. Однако не стоит впадать в крайности и совсем избегать грустных или страдающих депрессией людей. Такому человеку нужна наша поддержка, постарайтесь помочь ему выздороветь.
    • Подражайте весёлым и позитивным людям, делайте то, что делают они. Занимайтесь спортом и чаще улыбайтесь (вы почувствуете себя лучше). Сохраняйте самоуважение и нормальную самооценку, а также отбросьте негативные мысли.
    • Думайте прежде, чем действовать. Особенно если вы собираетесь сказать кому-то что-то негативное. Постарайтесь это сделать как можно более воспитанно и спокойно, поскольку ваше раздражение может легко передаться другому человеку.
    • Узнайте больше об эмоциональном заражении в этом видео (н е забудьте включить субтитры на русском языке.)

      Зеркальные нейроны и культура

      Влияет ли на наш мозг культурная среда, в которой мы выросли? Похоже, что да.

      Согласно исследованиям Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, сеть зеркальных нейронов нашего мозга по-разному реагирует на людей в зависимости от того, принадлежит ли человек к нашей культуре или нет.

      Для исследований были приглашены два актёра – американец и никарагуанец. Они должны были показывать группе американцев различные жесты (американские, никарагуанские и другие жесты, не имеющие значения).

      Далее с помощью ТМС (транскраниальной магнитной стимуляции) была изучена деятельность зеркальных нейронов. Было отмечено, что зеркальные нейроны участников гораздо активнее реагировали на жесты американца, чем никарагуанца. При этом когда никарагуанец демонстрировал американские жесты, активность зеркальных нейронов наблюдателей резко снижалась.

      Таким образом, мы видим, культура значительно влияет на наш мозг, и, как следствие, на поведение. Результаты этого эксперимента показали, что мы больше готовы понимать и испытывать эмпатию по отношению к людям нашей национальности или культуры. Также это объясняет почему мы лучше взаимодействуем с людьми, выросшими в той же культурной среде, что и мы.

      Зеркальные нейроны, эмпатия и психопатия

      Психопатия – это расстройство личности, характеризующееся поверхностым очарованием, патологической лживостью и неспособностью испытывать угрызения совести или эмпатию.

      Важно отметить, что многие психопаты становятся преступниками, однако не все являются убийцами. Многие из них социализированы и ведут нормальный образ жизни.

      Возникает вопрос. Если психопаты не способны к эмпатии, означает ли это, что их зеркальные нейроны не работают? На этот вопрос ответило следующее исследование.

      В этом эксперименте изучалась активность мозга группы участников (18 психопатов и 26 здоровых людей) во время просмотра ими коротких видео. На этих видеозаписях испытуемым была показана рука, которая по-разному дотрагивалась до других людей: нежно, причиняя боль, дружески, нейтрально, демонстрируя жесты отторжения и т.д. Сначала участникам эксперимента дали задание посмотреть видео, а затем их попросили попытаться почувствовать то, что чувствуют люди на видео. В третьей части эксперимента участников ударили линейкой, чтобы локализовать область мозга, обрабатывающую информацию о боли.

      Учёные обнаружили, что только когда психопатов просили проявить эмпатию, они могли чувствовать то, что чувствуют другие, более того, даже их система зеркальных нейронов активировалась так же, как и у группы здоровых людей. Без каких-либо инструкций и указаний активность мозговых областей, связанных с болью, была очень низкой.

      Таким образом, утверждение о том, что психопаты не способны к эмпатии, неверно. Однако у них есть некий “выключатель”, который может включать и отключать эту способность. По умолчанию, эта способность выключена.

      Зеркальные нейроны и аутизм

      Для людей с аутистическим расстройством, помимо других симптомов, характерны проблемы с распознаванием эмоций и задержка речевого развития. Они не могут воспринимать эмоции, как собственные, так и окружающих людей.

      В связи с этим учёные полагали, что система зеркальных нейронов у аутистов “сломана”. Однако недавно было доказано, что это не так. Система не сломана, однако она испытывает задержку в развитии. В то время как у большинства детей зеркальные нейроны очень активны, у детей с аутизмом их активность ослаблена. Однако с возрастом она увеличивается и, как правило, к 30 годам становится нормальной и даже повышенной.

      Другие исследования также показали, что у детей-аутистов активность данной группы нейронов не всегда нарушена (т.е зеркальные нейроны не всегда гипоактивны). Например, они работают нормально в присутствии близких людей.

      Спасибо, что читаете нас. Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.

      blog.cognifit.com