Симптомы

Эмоциональный стресс формируется на базе

04.04.2018

Эмоциональный стресс у подростков

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества – обеспечение здоровья нации. Значительное повышение темпа жизни, социальные и политические трансформации, увеличение экологических, эмоциональных и информационных нагрузок придают проблематике психологического стресса.

Как отмечается большинством авторов, решение комплекса связанных с этим проблем требует интенсивных междисциплинарных исследований Бодров; Дмитриева и Глазачев; Никифоров; Appley & Trumbull и др. В то же время, в отношении большинства конкретных областей изучения стресса – и, в частности, разработки проблемы индивидуальной устойчивости к стрессу – до настоящего времени не достигнуто не только концептуального, но даже терминологического единства.

Противостояние стрессовым ситуациям, способствовать предупреждению деформаций личности подростка, выявить общие закономерности развития ценностно-смысловой сферы человека. Все, сказанное выше, обусловило выбор темы исследования.

Цель исследования – выявить основные психологические условия эмоционального стресса у подростков.

Объект исследования – становление личности подростков.

Предмет исследования – психологические условия возникновения эмоционального стресса у подростков.

Гипотезы исследования. Предполагалось, что психологические условия возникновения эмоционального стресса, а именно, личностные, поведенческие особенности, социальные имеют негативные воздействия эмоционального стресса.

Обобщить результаты отечественных и зарубежных исследований по психологическим и социальным аспектам подросткового эмоционального стресса.

Выявить возможности программ и методов профилактики стресса.

Систематизировать и разработать методы исследования личностных и поведенческих характеристик эмоционального стресса у подростков.

Выявить личностные особенности, поведенческие характеристики и специфику социальной среды подростков.

Проанализировать средства и профилактические мероприятия для борьбы с эмоциональным стрессом у подростков.

Проведенное исследование позволяет выявить личностные характеристики подростков, способствующие самореализации для и эффективного преодоления эмоционального стресса.

подросток стресс эмоциональный самореализация

1. Анализ подросткового возраста

Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Мы исходим из того, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией, которая в подростковом возрасте формируется с развитием самосознания.

Возрастная стратификация общества в европейской цивилизации выделила подростковый возраст как отдельный этап вхождения в культуру взрослых. Подростковый возраст является образованием культуры, имеющий историческую и социальную обусловленность. Подростковый этап в развитии личности не имеет стабильных границ и с развитием культуры отодвигается на все более старший возраст и увеличивается в продолжительности.

Подростковый возраст характеризуется потенциальной возможностью осознанного и целенаправленного вхождения человека в культуру. Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития подростка является развитие мышления на уровне формальных операций. «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту». Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире. Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления подростка от взрослого заключается лишь в том, что у подростка меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры.

В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.

В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Особенностью подросткового возраста является формирование самосознания, характерная черта которого – появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую присущими именно ей, в отличие от других людей, качествами. В этот период жизни подросток начинает активно позлащать информацию.

studfiles.net

Эмоции, их генез, классификация и значение в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональный стресс и его роль в формировании психосоматических заболеваний.

Эмоции — субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния, своих потребностей, а также действия на организм многочисленных и, прежде всего, социальных факторов окружающего мира.

Эмоции подразделяются на два вида

Положительные — Формируют целенаправленную деятельность организма для получения необходимого результата.

Отрицательные — Побуждают организм к преодолению препятствий к достижению результатов, соответствующих мотивациям.

— реакции организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, на воздействия внешних и внутренних раздражителей.

— определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

— один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма.

— эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.

— возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.

Низшие — более элементарны, связаны с органическими потребностями животных и человека.

•гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер.

•инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями

Высшие — возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).

•более сложные, развиваются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Астенические — снижают активность. Стенические — активная деятельность.

Биологическая теория эмоций, предложенная, П.К. Анохиным строится на нескольких постулатах:

1. Эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения. 2. Эмоции являются надежным средством общения живых существ. 3.Эмоции в оценке внешних воздействий.

Эмоциональное возбуждение как результат определенной мотивационной деятельности теснейшим образом связано с удовлетворением трех основных потребностей человека: пищевой, защитной и половой. Эмоция как активное состояние специализированных мозговых структур определяет изменения в поведении организма в направлении либо минимизации, либо максимизации этого состояния. Мотивационное возбуждение, ассоциируемое с разными эмоциональными состояниями (жажда, голод, страх), мобилизует организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Удовлетворенная потребность реализуется в положительной эмоции, которая и выступает в качестве подкрепляющего фактора. Эмоции возникают в эволюции в виде субъективных ощущений, позволяющих животному и человеку быстро оценивать как сами потребности организма, так и действия на него различных факторов внешней и внутренней среды. Удовлетворенная потребность вызывает эмоциональное переживание положительного характера и определяет направление поведенческой деятельности. Положительные эмоции, закрепляясь в памяти, выполняют важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.

•При эмоциональном стрессе генерализованно вовлекается симпатическая НС. На фоне диффузной активации симпатическая НС при эмоциональном стрессе и наводнении организма адреналином, в первую очередь, поражаются те функциональные системы или отдельные органы, которые имеют генетическую или приобретенную в жизни индивидуума предрасположенность.

•Вовлечение внутренних органов в эмоциональное возбуждение всегда происходит избирательно и в этом — причина постоянно нарастающей перегрузки и преждевременной изнашиваемости при эмоциональных стрессах отдельных внутренних органов и на этой основе – развития ССС заболеваний, спазмов кишечника, нейродермитов, стенокардий, астматических приступов.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 1435 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

poznayka.org

Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции и эмоциональный стресс — раздел Образование, ВАЛЕОЛОГИЯ Эмоции – Субъективно Переживаемое Отношен.

Эмоциисубъективно переживаемое отношение человека ,к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные – настроениями.

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности – положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональныйстресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ – активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д. В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, – это стадия перестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).

На второй стадии – «устойчивости» – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое – эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия – «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение – это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы – нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь – понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы проявляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуации, которая кажется им безнадежной (так называемый тип А). По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение – информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека. Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель – до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам – срывам нормальной психической деятельности.

allrefs.net

Читать онлайн «Патофизиология. Том 2» автора Новицкий В. В. — RuLit — Страница 159

22.8. КОМПЕНСАЦИЯ ПАТОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

От начала действия патогенного агента на высшую нервную деятельность до

формирования ее устойчивой патологии проходит определенное время, в течение

которого наряду с развитием патологических процессов имеет место активация защитных, в том числе саморегуляционных механизмов мозга. Как первые, так и вторые имеют

сложную динамику развития во времени и пространстве, характеризуются определенными

внешними — поведенческими, вегетативными, гуморальными,

электроэнцефалографическими и другими проявлениями, а также структурными и

нейрохимическими изменениями в ЦНС.

Поскольку как патологические, так и компенсаторные механизмы активируются

одновременно, перед врачом стоит важнейшая

задача их дифференциации, правильного определения диагностического значения:

нередко ранние проявления компенсаторной (саморегуляционной) деятельности мозга

ошибочно воспринимаются как ранние симптомы патологии и соответственно

устраняются в целях «лечения» вместо того, чтобы поддерживаться и усиливаться. Все

сказанное касается как функциональной, так и посттравматической патологии высшей

нервной деятельности. Этот вопрос приобретает особо важное значение на ранних этапах

патологии — предпатологии, т.е. до того, как патологические реакции приобретают

устойчивое течение и возникают реакции неадаптивного характера.

Различают две стороны в компенсаторной деятельности мозга: 1) когда формируется поведение, направленное на устранение патогенной ситуации своим активным поведением, и 2) когда в

центральной нервной системе формируются процессы, препятствующие возникновению и

развитию патологической системы. Эти защитные процессы формируются с участием

определенных образований головного мозга; они тоже объединяются в систему, и их защитная

функция заключается, во-первых, в повышении устойчивости нервной системы к патогенным

агентам и, во-вторых, в активном подавлении (торможении) патологической системы.

22.9.1. Определение и классификация

Термин «стресс» (от англ. stress — напряжение) давно используется в художественной, медицинской и т.п. литературе обычно для обозначения субъективно неприятного

состояния напряжения (см. раздел 4.1).

Термин «психогенный стресс» используется для обозначения формы стресса, первично

возникающей под влиянием психических факторов, т.е. необычных (сверхсильных)

раздражителей, воздействующих первично на высшие функции головного мозга.

Проблема психогенного стресса стала особенно актуальной в связи с существенным

увеличением нагрузки на психические функции, когда во многих областях трудовой

деятельности человека физический труд стал заменяться умственным, и главное — такая

замена произошла внезапно, за короткий отрезок времени, если подойти

к факту в историческом плане, а значит, и без какой-либо специальной подготовки к такой

Психогенный стресс нередко обозначается терминами «эмоциональный стресс» или

«психоэмоциональный стресс». Между тем психогенный стресс всегда сопровождается

эмоциями, точно так же, как эмоциями сопровождается и стресс, вызванный непсихогенными

факторами (ожоги, травмы и т.д.), правда, вторично. Следовательно, вопрос состоит в том: какое

образование организма или какая его функция первично подвергается стрессогенному

воздействию, т.е. что является «входными воротами» для стрессогенного фактора? Тем более, что

любой стресс существеннейшим образом отличается от других явлений (состояний), уже поэтому

его дальнейшее развитие зависит от субъективной значимости стрессогенного фактора, опыта

индивида, типа его высшей нервной деятельности и др. Имеется достаточно оснований для

классификации психогенного стресса по нескольким параметрам: 1) причинам стресса (с учетом

качественных и физических характеристик стрессогенного фактора); 2) проявлениям; 3) биологическому значению.

22.9.2. Причины, вызывающие психогенный стресс

Любой внешний и внутренний раздражитель, резко отличающийся от факторов, которые

составляют обычную среду, и влияющий первично на высшие функции мозга, может

стать причиной стресса. С учетом интенсивности, времени нарастания интенсивности и

времени действия психогенные раздражители могут вызывать: 1) острый; 2) подострый; 3) хронический стресс.

Острый стресс возникает при неожиданном воздействии на организм психогенного

фактора, сверхсильного по своей значимости и физической интенсивности, при полном

отсутствии фактора «ожидаемости» такого воздействия. Это, как правило, крайне

неприятная или опасная информация, касающаяся жизни, здоровья, благополучия

человека, воспринимающего эту информацию, или его близких. Это стихийное явление

природы (землетрясение, наводнение), вспышка этнических конфликтов и т.д. — все то, что

относится к группе «чрезвычайных ситуаций».

Подострый стресс возникает под влиянием аналогичных раздражителей, но у людей, подготовленных к их возможному возникновению. К примеру, это космонавт,

подготовленный к внештатной

ситуации, однако не знающий ни времени, ни причины и т.д. ее возникновения. Такой же

стресс возникает у воина, готового к опасной для жизни и здоровья боевой ситуации, и

Хронический стресс возникает у людей, постоянно находящихся в ожидании или под

влиянием постоянно реализующихся необычных раздражителей, однако умеренной

интенсивности, и подготовленных к их возникновению. В нашей действительности эти

условия характерны для многих современных профессий, других форм

жизнедеятельности и часто становятся нормой.

Существует несколько методов моделирования психогенного стресса на животных. Наиболее

адекватным является ситуация информационных перегрузок или информационного дефицита в

сочетании с условиями ограничения временного фактора и высокого уровня мотивации

поведения (см. раздел 22.5). Уже отмечалось, что высшая нервная деятельность в условиях

неблагоприятного сочетания информационной триады может стать причиной устойчивых

нарушений высших функций, патологии высшей нервной деятельности. Но возникновению такой

патологии предшествует период активации защитных, в том числе саморегуляционных

механизмов, которые и служат проявлением биологически положительного гиперстресса. При

возникновении же отдельных симптомов патологии, когда они еще не сформировались в

устойчивые синдромы и исчезают после прекращения влияния на мозг неблагоприятного

сочетания факторов информационной триады, можно говорить о проявлении биологически

Острый психогенный стресс возникает при использовании надпорогового электрического

тока, подаваемого на лапы животным (например, крысам), в условиях отсутствия

информации для принятия правильного решения, в данном случае — такого поведения, которое предотвратит подачу тока.

Нередко для моделирования состояния биологически отрицательного стресса, особенно

при экспериментировании на высших животных (собаки, обезьяны), используется метод

резкого ограничения их двигательной активности.

22.9.3. Виды психогенного стресса

С учетом биологического значения психогенного стресса, его роли в жизнедеятельности

организма различают нормостресс, гиперстресс и гипостресс.

Состояние нормостресса обеспечивает длительную работу мозга в условиях постоянно

изменяющейся или монотонной среды и лежит в основе минимизации ошибок при

решении ежедневных или необычных задач, не требуя активации дополнительных

www.rulit.me

Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость

Уже не первый год ведутся дискуссии о том, что эмоциональным стрессам больше подвержены люди с низким уровнем эмоционального интеллекта. Причем чем показатель EQ ниже, тем болезненнее человек переживает эмоциональный стресс. Поэтому главная задача сегодняшнего дня – разобраться с этим термином и наметить для себя план действий по повышению EQ, потому что это крайне выгодно для психики:

  1. Человеческий мозг устроен так, что любая информация попадает в мозг, проходя «эмоциональную» лимбическую зону, в которой формируются эмоции. Поэтому мы всегда сначала реагируем на эмоциональном уровне, а потом уже на логическом. Чтобы не наломать дров до того, как включится в процесс наш мозг, с эмоциями надо успеть поработать грамотно и эффективно. Тогда из любой ситуации мы можем выйти достойно и с минимальными потерями нервных клеток.
  2. Благодаря комплексу мер по повышению эмоционального интеллекта повышается наша стрессоустойчивость. И мы гораздо спокойнее реагируем на любые раздражители, крепче спим и качественнее живем.
  3. Что же такое эмоциональный интеллект и чем он отличается от IQ?

    В ХХ веке, на большую часть которого припала индустриальная эпоха, высоко ценился показатель IQ, потому что превыше всего ценилась интеллектуальная работа. Расхожая фраза «Мозги стоят дорого» была притчей во языцах. Но в 90-е годы на территории бывшего СНГ все перевернулось с ног на голову – все отличники за редким исключением погрузились в нищету, а бизнес открыли и первыми сели на «мерсы» бывшие троечники. Привычная логика перестала работать и не смогла объяснить, почему так случилось.

    Западные ученые благодаря своей дотошности докопались до интересного явления, которое они назвали эмоциональным интеллектом EQ, высокий показатель которого обеспечивает своему обладателю жизненный успех во всех его проявлениях. Поэтому уровень EQ стал цениться гораздо более, чем IQ. Уже известно, что показатель IQ в течение всей жизни неизменен и означает способность к обучению. А EQ можно развивать и повышать, если есть цель перейти из стана неудачников в категорию победителей.

    EQ – это то, что является основой множества наиважнейших навыков взаимодействия с людьми. Он влияет практически на все, что мы ежедневно говорим или делаем. Высокий показатель EQ – это 60% нашей личной эффективности в любом деле.

    Эмоциональный интеллект

    Чем выше интенсивность переживаемых эмоций, тем больше шансов, что они будут вами управлять во время принятия важных, а то и судьбоносных решений. В том-то и ужас, что под влиянием сильных переживаний можно запросто выбрать не тот путь, который приведет в тупик, или потерять все самое ценное в своей жизни. Поэтому важно научиться правильно реагировать на свои состояния, а для этого их нужно понять, идентифицировать и потом уж реагировать.

    Итак, нам следует развивать 4 навыка, из которых складывается эмоциональный интеллект:

    1. Самовосприятие. Негативные эмоции нельзя загонять вглубь себя, отмахиваться от них, как от назойливой мухи. Работа над самовосприятием включает в себя принятие своих эмоций (любых), их осознание, осмысление, а потом уже контроль над ними и разумное регулирование. Так мы начинаем лучше понимать самих себя и мотивы своих поступков. Это делает нас эффективными в моменты принятия важных решений, когда вы понимаете, что не позволите никаким эмоциям вас удержать и остановить.
    2. Управление собой. Управление собой выражается в том, предпринимаем ли мы какие-либо действия или, наоборот, воздерживаемся от них. Например, страх может так парализовать способность соображать, что невозможно будет понять, как в данной ситуации действовать (если определенные действия нужны).
    3. Социальная восприимчивость. Социальная восприимчивость — это способность точно чувствовать эмоции окружающих людей и ясно понимать, что ими движет. Для развития этого навыка надо слушать и наблюдать. В ходе диалога не думайте заранее, что вы будете отвечать, а слушайте, о чем говорит ваш собеседник.
    4. Управление отношениями. Свою мысль легче донести человеку, с которым вы крепче связаны. И наоборот. Поэтому если вам нужно, чтобы вас услышали и послушали, постоянно практикуйте навык управления отношениями и находите преимущества в каждом контакте, даже не самом очевидном.

    Сконцентрируйтесь только на одном навыке, который вы хотите усилить, а не на всех четырех сразу. Так будет более эффективно. Уже через несколько месяцев вы почувствуете значительные изменения. Умение понимать свои эмоции и сознательно на них отвечать поможет вам контролировать даже самую сложную ситуацию, оперативно реагировать на изменения и без страха инициировать то, что вам необходимо для исполнения целей.

    • Дышите правильно. В первую очередь кислород расходуется на основные функции организма, так как именно это поддерживает в вас жизнь. А для выполнения более сложных функций возникает необходимость в дополнительной порции кислорода, которая позволит вам сохранять внимание, оставаться спокойным и целенаправленным. При неглубоком дыхании мозгу не хватает кислорода, поэтому снижается концентрация, человек склонен к забывчивости, беспокойству, перепадам настроения, депрессии и тревожности, следовательно, блокирует энергию.
    • Создайте на листе бумаги список эмоций и попробуйте их рационально объяснить. Поделите лист на две вертикальные части, в левой напишите, что вам диктуют сделать эмоции, а в правой – логика. Это поможет не впасть в отчаяние при стрессовой ситуации. При просмотре такого списка будет легче осознать, под влиянием чего вы принимаете решение.
    • Оглашайте свои цели публично. Лучший способ вдохновить себя на достижение целей — это объявить о них своему окружению. Когда близкие люди, друзья, члены семьи знают о ваших планах, у вас формируется очень глубокое чувство ответственности.
    • Иногда полезно отложить принятие решения до утра или на другой срок (день, неделя или месяц). Вполне возможно, ситуация «переварится» за это время, и вы сможете двигаться дальше.
    • Пообщайтесь с человеком, который мастерски умеет управлять собой.
    • Улыбайтесь!
    • Выделяйте в течение дня минут 15 на обдумывание решений. Только не усложняйте процесс. Четверти часа достаточно, чтобы отойти от компьютера, выключить телефон и поразмышлять. Это очистит ваши решения от эмоциональной «накипи».
    • Поскольку сильнее всего на нас влияют мысли, которыми мы ведем сознательный диалог с собой, именно их нужно стараться держать в поле своего контроля. Вместо фраз «я никогда. ..». или «я всегда…» говорите «иногда» или «в этот раз». Вместо «я идиот» скажите «я сделал ошибку». Для этого возьмите на себя полную ответственность за все свои действия и ни в коем случае не перекладывайте ее на других.
    • Представьте себя на картине своего успеха. Ученые занимались магнитно-резонансным сканированием мозга и доказали, что сканы головного мозга людей, которые наблюдали закат солнца, практически не имеют разницы со сканами людей, которые видели закат в своем воображении (визуализировали). Оказывается, в обоих вариантах активному воздействию подвергаются одни и те же участки головного мозга. Поэтому визуализируйте себя, как вы эффективно управляете эмоциями и своим поведением. Это поможет вам выработать отличный навык и сделает его привычкой.
    • Найдите другой подход к режиму сна. Пока человечество не изобрело электричество, людей не делили на «жаворонков» и «сов». Как выяснили ученые, наши глаза нуждаются в том, чтобы каждое утро в течение 20 минут видеть солнечный свет (даже в пасмурные дни). И с биоритмами все будет нормально. Компьютер выключайте не позже, чем за пару часов до сна. Яркий свет дисплея в позднее вечернее время мозгом ошибочно воспринимается как солнечный. Нежелательно в постели читать, вязать, смотреть телевизор. Спальня предназначена для того, чтобы спать. После полудня старайтесь избегать кофеина.
    • Сосредоточьтесь на том, в чем вы свободны, а не на том, что вас ограничивает. Отвечать вы можете только за то, что в вашей власти, то есть вы в силах это контролировать. Поэтому держите в фокусе свою способность оставаться открытым и гибким, невзирая на то, что вам диктуют обстоятельства.
    • Старайтесь сохранять синхронность. Яркий показатель того, что вы владеете своими эмоциями, это когда язык тела точно соответствует эмоциональной окраске ситуации. В противном случае, если эмоции берут верх над вами, язык тела не будет поддаваться контролю с вашей стороны.
    • Пообщайтесь с человеком, который не вовлечен эмоционально в вашу проблему. Вы почувствуете большое облегчение и увидите новые варианты решения вашей проблемы, которые в момент наивысшего смятения чувств не видны.
    • Научитесь к каждому человеку относиться как к уроку судьбы. Задавайте себе вопрос – что ценного можно почерпнуть из общения с тем, с кем вас свела жизнь на данном этапе. Какие преимущества вам это даст?
    • Обязательно выделяйте в своем расписании паузы с целью психологической перезагрузки. Полчаса, потраченные на упражнения, разгоняют кровь и поддерживают тело в хорошей физической форме, а это является крайне важным перерывом в мышлении, причем не менее эффективным, чем сон по режиму. Нет разницы, будут ли это интенсивные занятия спортом или прогулки, садоводство и йога.
    • Настройте себя на то, что позитивные перемены ждут вас за ближайшим поворотом. Для этого находите раз в две недели пару часов, чтобы записать те важные изменения, которые вы ожидаете и к которым хотите быть готовы. Под каждым пунктом изменений оставляйте место, чтобы наметить все подходящие варианты сценария для воплощения изменений в жизнь.
    • Научите меня жить на «отлично»!
    • Разговорчивость как фактор стресса
    • Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость
    • Как снизить уровень стресса в конфликтной ситуации
    • Право на ошибку
    • www.nostress.ru