Симптомы

Ю Щербатых стресс

17.08.2018

Щербатых ю.В. – Психология стресса и методы коррекции

Щ61 Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»),

Данное учебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии. В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

Для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс- менеджменту, а также для всех интересующихся психологией.

ББК 88.352 УДК 159.942.5

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

13ВМ 5-469-01517-3 ® Издательский дом «Питер», 2006

Список сокращений 10

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине 12

1.1.1. Классическая концепция стресса 12

1.1.2. Физиологические проявления стресса 15

1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса 20

1.2.2. Особенности психологического стресса 24

1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний 28

2.1. Формы проявления стресса 35

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе 35

2.1.2. Изменение интеллектуальных процессов

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса 44

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса 53

2.2.3. Прогноз уровня стресса 59

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 64

Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.1.1. Классическая динамика развития стресса 68

3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень

3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса 78

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт 78

3.2.2. Родительские сценарии 80

3.2.3. Личностные особенности 81

3.2.4. Факторы социальной среды 86

3.2.5. Когнитивные факторы 87

3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс 89

3.3.2. Посттравматический синдром 93

Глава 4. Причины возникновения психологического стресса

4.1.1. Несоответствие генетических программ современным условиям 101

4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских программ 103

4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией 111

4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов 113

4.1.8. Неумение обращаться со временем

4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования) 118

4.2.2. Взаимодействие с другими людьми 119

4.2.3. Политические и экономические факторы 120

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства 121

4.3. Каузальная классификация стрессоров 122

4.3.1. Степень подконтрольности стрессора

4.3.2. Локализация стрессора

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа.

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Щербатых Ю.В.. Книги онлайн

Щербатых Юрий Викторович — доктор биологических наук, профессор психологии МГЭИ.

В 1985 году в Институте проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого (Киев) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональные изменения нейронов спинного мозга после локального и общего рентгеновского облучения».

В 2001 году в Санкт-Петербургском университете защитил докторскую диссертацию «Вегетативные проявления экзаменационного стресса и способы его коррекции». В этой работе была доказана возможность заблаговременного прогнозирования психологического стресса и предложены оптимальные методы коррекции психофизиологического состояния человека, испытывающего нервно-психические перегрузки.

В активе Ю. В. Щербатых более ста тридцати печатных работ, включая десять книг по прикладной психологии (в том числе таких широко известных в России, как «Психология успеха», «Психология выборов», «Искусство обмана», «Психология страха», «Психология стресса», «Психология личностных качеств» и др.). Три его книги были изданы в Китае, две — в Болгарии.

Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в таких известных реферируемых журналах, как «Психологический журнал», «Высшее образование в России», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Физиология человека», «Высшее образование в России», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Гигиена и санитария» и других академических изданиях.

В настоящее время Ю. В. Щербатых активно разрабатывает прикладные аспекты психологии -стресс-менеджмент и системный подход к психологии продаж.

Учебник краткая версия курса «Общая психология» в виде наглядного дидактического материала — рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу «Общая психология» отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам.

Цель данного пособия — дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверки знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии.

Кто мы? Машины для воспроизведения генов, эволюционизирующие разумные существа или духовные личности? Правда находится где-то посередине. Мы и то, и другое, и третье. Если вы хотите лучше узнать и понять себя, постичь глубинные механизмы человеческих поступков, связанные с сексуальной жизнью, познакомиться с опытом предыдущих поколений в области любви и секса, то эта книга откроет вам много интересного.

В приложении вы найдете психологические тесты, по которым сможете определить индивидуальные черты своей личности, касающиеся тематики этой книги.

Книга предназначена, прежде всего, студентам экономического профиля, изучающим основы психологии в рамках курсов «Психология предпринимательства», «Психология бизнеса» и «Педагогика и психология». Максимально широкий охват тем по психологии бизнеса, доступность изложения, высокая степень наглядности и небольшой объем пособия позволят студентам быстро освоить данный курс.

Издание содержит набор тестов для проверки знаний студентов, программу курса, тематические планы, планы семинарских занятий и психологические тесты, что делает его удобным для преподавателей.

Человек имеет тонко развитую психику — это качество заложено в нас самой природой и необходимо для того, чтобы не находиться в постоянном конфликте с окружающим миром, а легко приспосабливаться к нему. Но тонкая, легковозбудимая психика часто является причиной возникновения у людей не только естественных страхов, но и большого количества страхов мнимых, создаваемых собственным воображением.

Разобраться в этом явлении, понять причины появления страха, механизмы его действия поможет книга психофизиолога Юрия Щербатых, написанная в увлекательной, доступной форме и содержащая множество примеров из реальной жизни.

Рекомендации автора позволят успешно бороться с собственными тревогами и страхами, сохранять уверенность в себе и присутствие духа в любых ситуациях, а также помогут найти верный подход для оказания помощи близким людям.

В книге «Психология стресса и методы коррекции» представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

В книге раскрывается методика правильной постановки жизненных целей достижения успеха в бизнесе, обретения личного счастья. Прочитав ее, вы сможете:

— выработать уверенность в себе,

— выполнить свои желания,

— добиться реального успеха в бизнесе,

— получать наслаждение от самой жизни,

— научиться влиять на людей.

Где проходит граница между правдой и ложью?

Может ли ложь быть во благо, а правда во вред? Вся история цивилизации свидетельствует о том, что любая крайность в сфере человеческих взаимоотношений противоестественна и зачастую носители «абсолютной истины» оказываются на поверку гнусными обманщиками. Да и обман как таковой имеет тысячи разнообразных оттенков — от добродетельного до злонамеренного.

Психофизиолог Юрий Щербатых в научно-популярной форме всесторонне анализирует природу обмана, его историю, классификацию и технологию. Обилие примеров и интересных фактов из реальной жизни превращает книгу из увлекательного чтения в практическое пособие повседневной психологической защиты.

Жизнь зрелого человека, наполненная энергией и радостными впечатлениями, — сегодня это не мечта, а достижимая реальность.

Автор этой книги издал уже более 20 книг общим тиражом полмиллиона экземпляров и заслужил международное признание. Его читают не только на русском, но и на китайском и на болгарском языках. Тот, кто прочитал книги Юрия Щербатых, понимает, как сохранить здоровье до самой глубокой старости, и с радостью выполняет простые рецепты.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Слово «грех» известно каждому человеку. Все знают, что это что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение. Однако, если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать. Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что — ложно?

Автор предлагает разобраться нам в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое — праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что — нет. Вы узнаете, как зарождается и развивается грех, у каких грехов биологические корни, способы избавления от грехов, как другие люди могут манипулировать вашими грехами, а также о том, что у некоторых грехов есть положительные стороны.

www.koob.ru

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Классическая концепция стресса 12

Физиологические проявления стресса 15

1.2. Психологический стресс 20

Введение понятия психологического (эмоционального) стресса 20

Особенности психологического стресса 24

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31

Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

Изменение поведенческих реакций при стрессе 35

Изменение интеллектуальных процессов

2.1.3. Изменение физиологических процессов

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса 43

2.2. Оценка уровня стресса 44

Объективные методы оценки уровня стресса 44

Субъективные методы оценки уровня стресса 53

Прогноз уровня стресса 59

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний . 64

3.1. Общие закономерности развития стресса 68

Классическая динамика развития стресса 68

Влияние характеристик стрессора на уровень

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса 76

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний

детский опыт 78

Родительские сценарии 80

Личностные особенности 81

Факторы социальной среды 86

Когнитивные факторы 87

3.3. Негативные последствия длительного стресса 89

Психосоматические заболевания и стресс 89

Посттравматический синдром 93

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 96

4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса 101

Несоответствие генетических программ современным условиям 101

Стресс от реализации негативных родительских программ 103

Стресс, вызванный когнитивным диссонансом

и механизмы психологической защиты 103

4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками

и убеждениями личности 105

4.1.5. Невозможность реализации актуальной

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной

Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов 113

Неумение обращаться со временем

(стресс и время) 114

4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса 117

Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования) 118

Взаимодействие с другими людьми 119

Политические и экономические факторы 120

Чрезвычайные обстоятельства 121

Степень подконтрольности стрессора 122

Локализация стрессора 124

Пути преодоления стрессоров различного типа 126

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 128

studfiles.net

Читать онлайн «Психология стресса и методы коррекции» автора Щербатых Юрий Викторович — RuLit — Страница 1

Юрий Викторович Щербатых

Психология стресса и методы коррекции

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья». [1]

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов, как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, – в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь – психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

АД – артериальное давление.

АДС – артериальное давление систолическое.

АДД – артериальное давление диастолическое.

АКТГ – адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ – аутогенная тренировка.

ВИК – вегетативный индекс Кердо.

ВНД – высшая нервная деятельность.

ВНС – вегетативная нервная система.

ВСР – вариабельность сердечного ритма.

ИН – индекс напряжения регуляторных систем.

ИПС – интегральный показатель страхов.

НЛП – нейролингвистическое программирование.

НС – нервная система.

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР – сенсомоторная реакция.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЦНС – центральная нервная система.

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» @@@@@2; с. 105#####.

www.rulit.me

Психология стресса и методы коррекции

Книга адресована студентам, преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, а также психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс-менеджменту.

  1. Юрий Викторович Щербатых Психология стресса и методы коррекции
  2. Введение
  3. Список сокращений
  4. Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория
  5. 1.1. Проблема стресса в биологии и медицине
  6. 1.1.1. Классическая концепция стресса
  7. 1.1.2. Физиологические проявления стресса
  8. Активация гипоталамуса
  9. Повышение активности симпатического отдела нервной системы
  10. Включение гормональных механизмов
  11. Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций
  12. Значение нервной системы в преодолении стресса
  13. 1.2. Психологического стресса
  14. 1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса
  15. 1.2.2. Особенности психологического стресса
  16. 1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний
  17. Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки
  18. 2.1. Формы проявления стресса
  19. 2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе
  20. 2.1.2. Изменение когнитивных процессов при стрессе
  21. 2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе
  22. 2.1.4. Эмоциональные проявления стресса
  23. 2.2. Оценка уровня стресса
  24. 2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса
  25. Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма
  26. Анализ активности вегетативной нервной системы
  27. Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе
  28. 2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса
  29. Психологические тесты (бланковые и проективные)
  30. Интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе)
  31. 2.2.3. Прогноз уровня стресса
  32. Глава 3 Динамика стрессовых состояний
  33. 3.1. Общие закономерности развития стресса
  34. 3.1.1. Классическая динамика развития стресса
  35. 3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса
  36. 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
  37. 3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса
  38. 3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт
  39. Генетическая предрасположенность
  40. Характер протекания беременности у матери
  41. Тип высшей нервной деятельности
  42. Ранний детский опыт
  43. 3.2.2. Родительские сценарии
  44. 3.2.3. Личностные особенности
  45. Характер человека и черты личности
  46. Уровень самооценки
  47. Направленность человека, его установки и ценности
  48. 3.2.4. Факторы социальной среды
  49. Социальные условия и условия труда
  50. Ближнее социальное окружение
  51. 3.2.5. Когнитивные факторы
  52. Уровень сензитивности
  53. Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды
  54. Прошлый опыт и прогноз будущего
  55. 3.3. Негативные последствия длительного стресса
  56. 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс
  57. 3.3.2. Посттравматический синдром
  58. Глава 4 Причины возникновения психологического стресса
  59. 4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса
  60. 4.1.1. Несоответствие генетических программ современным условиям
  61. 4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских программ
  62. 4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом, и механизмы психологической защиты
  63. 4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности
  64. Оптимизм и пессимизм
  65. Политические и религиозные установки
  66. Установки – метамодели реальности
  67. 4.1.5. Невозможность реализации актуальной потребности
  68. 4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией
  69. 4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов
  70. 4.1.8. Неумение обращаться со временем (стресс и время)
  71. Неадекватные временные границы как причина стресса
  72. Стресс от неэффективного использования времени и его преодоление
  73. Стресс от неумения наслаждаться временем
  74. 4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса
  75. 4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования)
  76. 4.2.2. Взаимодействие с другими людьми
  77. 4.2.3. Политические и экономические факторы
  78. 4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства
  79. 4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора
  80. 4.3.2. Локализация стрессора
  81. 4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа
  82. Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
  83. Глава 5 Особенность профессиональных стрессов
  84. 5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов
  85. 5.1.1. Профессиональный стресс
  86. 5.1.2. Феномен профессионального выгорания
  87. 5.2. Примеры профессиональных стрессов
  88. 5.2.1. Учебный стресс
  89. 5.2.2. Спортивный стресс
  90. 5.2.3. Стресс медицинских работников
  91. 5.2.4. Стресс руководителя
  92. Глава 6 Методы оптимизации уровня стрессов
  93. 6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса
  94. 6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса
  95. 6.2.1. Аутогенная тренировка
  96. 6.2.2. Метод биологической обратной связи
  97. 6.2.3. Дыхательные техники
  98. 6.2.4. Мышечная релаксация
  99. 6.2.5. Рациональная психотерапия
  100. 6.2.6. Диссоциирование от стресса
  101. 6.2.7. Использование позитивных образов (визуализация)
  102. 6.2.8. Нейролингвистическое программирование
  103. 6.2.9. Физические упражнения
  104. 6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами
  105. 6.2.11. Медитация
  106. 6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления
  107. 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков
  108. 6.4.1. Коммуникативные навыки
  109. 6.4.2. Уверенное поведение
  110. 6.4.3. Эффективное целеполагание как метод профилактики стрессов
  111. Алгоритм постановки жизненных целей
  112. Литература
  113. Заключение
  114. Приложения
  115. Приложение 1 Тесты
  116. Тест на стрессоустойчивость [43]
  117. Анализ стиля жизни ( Бостонский тест на стрессоустойчивость)
  118. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
  119. Тест на учебный стресс [46]
  120. Умеете ли вы быть счастливым? [47]
  121. Шкала самооценки тревоги Цунга [48]
  122. Тест личностной тревожности (Спилбергера) [49]
  123. Опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС)
  124. Тест на профессиональный стресс [51]
  125. Причины стресса в вашей работе [52]
  126. Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера) [53]
  127. Вегетативные проявления стресса [54]
  128. Тест САН (самочувствие, активность, настроение) [55]
  129. Комплексная оценка проявлений стресса [56]
  130. Приложение 2 Ответы к тестовым заданиям
  131. Приложение 3 Тематические планы, программа, вопросы к экзамену
  132. Примерная программа по курсу «Психология стресса»
  133. Программа курса
  134. Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения
  135. Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»
  136. Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции»
  137. Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория
  138. Глава 2. Оценка уровня стресса
  139. Глава 3. Динамика стресса
  140. Глава 4. Причины возникновения стрессов
  141. Глава 5. Виды стрессов
  142. Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса
  143. Дыхательные техники
  144. Мышечная релаксация
  145. Рациональная психотерапия
  146. Использование позитивных зрительных образов (визуализация)
  147. Предметный указатель
  148. Примечания

www.e-reading.club