Симптомы

Как называется умственная отсталость

23.04.2018

Как называется умственная отсталость

Приветствую Вас Гость | RSS

Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70.

Здравствуйте,Полина. Моему сыну 5 лет ,у него детский раннний аутизм,сенсорно -моторная алалия-направляют на оформление инвалидности,и вот тут выяснилоь,что еще и умственная отсталость в диагнозах пристствует,причем этэ врач непроводил никаких тестов,в садике,дефектолог,на комиссиях пмпк,говорят,что аутизм с сохранным интелектом,я сама вижу,что ребенок совершенно нормальный.Знаю,что есть какой-то тест,что-то типа тест Варнера,или как то так называется,его проводят психологи при установлении уровня отсталости,хочу про него поитать,что там вообще за вотросы и задания.

Умственная отсталость- (малоумие, олигофрения от др.-греч. — малый + — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум). Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Уровень интелекта ниже, чем 70.

Наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации.

Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для людей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков.

Легкая умственная отсталость (IQ=50-70). Дети с этой степенью отсталости обычно обучаемы. В течение дошкольного периода у них могут быть достаточно развиты навыки общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сферы может быть выражено в минимальной степени. Именно поэтому они не слишком отличаются от здоровых детей до наступления более поздних возрастных периодов. В течение школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны родителей и педагогов освоить программу до 5-го класса включительно. Становясь взрослыми, они могут осовить социальные и профессионально-технические навыки, достаточные для достижения минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и помощи в сложных социальных или экономических ситуациях.

Умеренная умственная отсталость (IQ=35-49). При этом виде умственной отсталости возможно обучение некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут научиться некоторым речевым или другим коммуникативным навыкам. Более сложные социальные навыки у них почти не развиваются. В связи с этим а также из-за недостаточного развития двигательной сферы, их можно обучить низквалифицированным видам труда, причем работать они могуть только в специально приспособленных условиях. Их можно обучить также навыкам самообслуживания. В повседневной жизни они нуждаются в наблюдении и руководстве.

grablace.clan.su

Как называется тест определяющий умственную отсталость у ребенка?

Пограничные случаи, когда IQ колеблется от 65 до 85, в зависимости от тех или иных обстоятельств могут быть отнесены как к норме, так и к умственной отсталости. Традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, также является условным. В соответствии с наиболее распространенной классификацией различают три уровня или степени отсталости: легкую (IQ 50–69), умеренную (IQ 20–49), тяжелую (IQ ниже 20)

выделяет три основных критерия умственной отсталости:

Указанное состояние наблюдается с детского возраста.

Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы) . Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для людей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков.

Различают несколько степеней умственной отсталости:

Тяжелая умственная отсталость. (IQ=20-34) Дети с этой степенью умственной отсталости отличаются резким недоразвитием не только интеллектуальной, но и двигательной сферы. У них практически отсутствует речь, и они неспособны к обучению и воспитанию в дошкольном возрасте. В более старшем возрастном периоде их можно обучить нескольким словам или другим несложным способам коммуникации. Им также могут оказаться доступны некоторые элементарные гигиенические привычки.

otvet.mail.ru

Умственная отсталость у детей: умеренная, легкая, тяжелая, глубокая, олигофрения, слабоумие, лечение

Детская олигофрения, умственная отсталость: степени, формы, признаки, стадии, диагностика, лечение, как лечить, дети с тяжелой умственной отсталостью

Что такое болезнь, диагноз олигофрения, понятие олигофрении у детей, определение умственной отсталости

Олигофрения – это группа различных по этологии, патогенезу, клинической картине состояний общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных функций, которые являются врожденными или приобретенными в первые 3 года жизни ребенка. Синонимами олигофрении являются « умственная отсталость », « врожденное слабоумие », « умственная отсталость у детей », « понятие, болезнь, синдром, диагноз олигофрении », « детская олигофрения , умственная отсталость ». Термин « олигофрения » происходит от греческих слов «oligos», которое означает «малый», и «phren», которое означает «ум, разум». Диагноз « олигофрения » есть в МКБ 10. F70 — умственная отсталость легкой степени (IQ 50 — 60), F71 — умственная отсталость умеренная (IQ 35 — 49), F72 — умственная отсталость тяжелая (IQ 20 — 34), F73 — умственная отсталость глубокая (IQ 19 и менее), F78 — другие формы умственной отсталости, F79 — умственная отсталость неуточненная.

Степени умственной отсталости, классификация олигофрении, виды умственной отсталости у детей

Какие существуют виды умственной отсталости? В зависимости от выраженности психического дефекта неврологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, психиатры выделяют различные виды олигофрении, степени умственной отсталости (3 степени).

  1. Легкая умственная отсталость, умственная отсталость легкой степени, 1 степень олигофрении, дети с легкой умственной отсталостью (дебилы), дебильность.
  2. Средняя умственная отсталость, умственная отсталость средней степени, 2 степень олигофрении, дети со средней умственной отсталостью (имбецилы), имбецильность.
  3. Тяжелая умственная отсталость, глубокая умственная отсталость, умственная отсталость тяжелой глубокой степени, 3 степень олигофрении, дети с грубой, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (идиоты), идиотия.
  4. Какая характеристика умственной отсталости, умственная отсталость признаки, синдромы, критерии, систематика, особенности детей с умственной отсталостью?

    Остановимся на трех видах, формах умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Какая клиника умственной отсталости , клинические варианты, характеристика степеней, структура дефекта? Принципы классификации основаны на IQ. Какие признаки слабоумия у новорожденных (стигмы дисэмбриогенеза)?

    Пограничная умственная отсталость

    Пограничная умственная отсталость характеризуется интеллектульаным коэффициентом от 70 до 80. IQ равен 70 – 80.

    Дебильность, лечение дебильности у детей, лечение легкой умственной отсталости

    Что такое дебильность , олигофрения в стадии дебильности, в степени дебильности? Дебильность – это легкая степень врожденной (врожденная умственная отсталость) или приобретенной (приобретенная умственная отсталость) в раннем детстве умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ дебильных детей равен 50 – 70. У детей с дебильностью наблюдаются задержка речевого развития, задержка моторного развития, задержка психоречевого развития, задержка и отставание психомоторного развития, нарушения речи. Речевой словарь детей достаточно беден. Речь детей с умственной отсталостью скудна. Игры носят манипуляционный характер. Отмечаются слабость абстрактного мышления, логической памяти. Волевые функции значительно снижены, деятельность детей с умственной отсталостью ограничена. В школе — сильное отставание от сверстников, невозможность адекватного обучения, снижение памяти, ассоциативного мышления. В подростковом возрасте добавляются незрелость эмоций, воли, сниженная социальная адаптация. Дети с дебильностью определяются в специальные детские сады, в школьном возрасте – во вспомогательные школы. Лечение дебильности в Саратове обязательно включает в себя методы рефлексотерапии. Сарклиник проводит лечение дебильности у детей , лечение детей с дебильностью .

    Имбецильность, лечение имбецильности у детей, лечение средней умственной отсталости

    Что такое имбецильность , олигофрения в стадии имбецильности? Имбецильность – это форма умственной отсталости, которая занимает среднее положение между идиотией и дебильностью. Интеллектуальный коэффициент IQ имбецильных детей от 20 до 49. Мышление имбецильных детей крайне конкретное. Для таких детей недоступны отвлеченные понятия. Словарный запас очень ограничен и включает узкий круг обиходных слов. Отмечается снижение всех психических функций. Им доступны навыки самообслуживания. Дети могут элементарные трудовые действия. К самостоятельному труду и обучению во вспомогательной школе имбецилы не способны. Наличие имбецильности является показанием для признания таких детей инвалидами детства. К сожалению, имбецильных детей часто отправляют в дома-интернаты.

    Идиотия, лечение идиотии, лечение тяжелой умственной отсталости

    Что такое идиотия , олигофрения в стадии идиотии? Идиотия – это глубокая тяжелая степень врожденной или рано приобретенной умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ детей с идиотией менее 20. Мышление, речи, память почти не развиты. Эмоции очень примитивные. Часто выявляются аутоагрессия (агрессия против самого себя) и немотивированная агрессия. К труду, обучению, играм дети идиоты не способны. Навыками самообслуживания не владеют (себя не обслуживают). Идиотия обычно сочетается с нарушением развития органов чувств, внутренних органов, физическими уродствами, пороками развития. Идиотия является показанием для признания больных детей инвалидами с детства и определения их в дома-интернаты.

    История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия

    Впервые врачи упоминаниют в трактатах о детском слабоумии в 16 веке. Они называют его термином «врожденная глупость». В 17 веке появилось подробное описание одной из форм олигофрении «кретинизм». Таких детей называли термином «кретин», а заболевание — кретинизмом. В 18 веке F. Pinel выделил из группы психозов детского возраста идиотизм и слабоумие. В 19 веке D. Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность». Вскоре в группе олигофрении начали выделять дебилов. Дебилы – это дети с легким снижением интеллекта. В начале 20 века E. Kraepelin объединил все формы раннего, непрогредиентного слабоумия в одну общую группу олигофрению (малоумие).

    Причины олигофрении, этиология умственной отсталости

    Неврологи Саратова, рефлексотерапевты Саратова различают группу эндогенно-наследственных олигофрений, которые связаны с генными мутациями и хромосомными абберациями, а также группу олигофрений, которые возникают в результате воздействия на мозг плода или ребенка экзогенно-органических факторов, к которым относятся интоксикации, нейроинфекции, родовые травмы, хроническая внутриутробная гипоксия плода, черепно-мозговые травмы. Большинство врожденных олигофрений, связанных с отсутствием или недостаточностью определенных ферментов (энзимопатии) и сопровождающихся нарушением обмена веществ, имеют аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследственно-семейный формы олигофрении являются преимущественно аутосомно-доминантными (аутосомно-доминантный тип наследования). Также встречаются полигенно обусловленные олигофрении.

    Механизм развития олигофрении (патогенез олигофрении), почему возникает умственная отсталость у ребенка

    Механизм развития олигофрении зависит от клинической формы заболевания, периода онтогенеза, причины, вызвавшей олигофрению. Общим для всех олигофрений является нарушение или недоразвитие морфофункциональных структур коры головного мозга, особенно молодых в эволюционном отношении ее отделов.

    Морфологические изменения в головном мозге при олигофрении

    Морфологические изменения зависят от формы и степени тяжести олигофрении, умственной отсталости. Могут отмечаться анэнцефалия (отсутствие головного мозга), агирия (отсутствие мозговых извилин коры головного мозга), пахигирия (разрежение извилин головного мозга), микрогирия (утолщение мелких, сильно изогнутых извилин коры головного мозга). Встречаются грубые изменения структуры нейронов, малое количество отростков, разрастание глии, нарушения миелиновых структур, кистозные образования. Олигофрения вследствие постнатальных отрицательных воздействий имеет в морфологическом плане сходство с резидуальной энцефалопатией.

    Как часто встречается олигофрения?

    Олигофрения встречается у 0,3 – 1% населения. Среди больных преобладают дети и подростки в возрасте от 5 до 20 лет. Мальчики болеют олигофренией чаще, чем девочки.

    Формы умственной отсталости, виды олигофрении

    Какие существуют основные формы умственной отсталости, виды олигофрении? Олигофрении эндогенной природы, связанные с поражением половых клеток родителей. Эмбриопатии и фетопатии. Олигофрении, возникшие в связи с различными патогенными факторами, действующими во время родов и в раннем детстве. Атипичные олигофрении. Причины подразделяют на эндогенные и экзогенные. На степень умственной отсталости влияют разнообразные факторы.

    Олигофрения эндогенной природы, эндогенные причины олигофрении, умственной отсталости

    Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.

    Олигофрения, связанная с фетопатиями и эмбриопатиями

    Эмбриопатии и фетопатии часто вызывают олигофрению. Рубеолярная олигофрения связана с коревой краснухой. Также олигофрению вызывают вирусы гриппа, паротита, цитомегалии, гепатита (А, B, C, D), токсоплазмоз, листериоз, врожденный сифилис. Гормональные нарушения у матери и токсические факторы, ГБН (гемолитическая болезнь новорожденного) также могут вызывать олигофрению.

    Олигофрении, связанные с воздействием отрицательных факторов во время родов и в раннем детстве

    В раннем детстве во время родов часто наблюдаются родовые травмы, гипоксия, асфиксия, недостаток кислорода, черепно-мозговая травма, энцефалит, менингоэнцефалиты, менингиты, которые могут приводить к олигофрении.

    Атипичная олигофрения

    Атипичные формы олигофрении связаны с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями. Внутри каждой формы проводится дифференциация по особенностям дополнительных этиологических факторов, клинической картины и степени интеллектуального недоразвития.

    Симптомы олигофрении, клиника олигофрении, умственной отсталости

    Какие существуют симптомы олигофрении, признаки олигофрении? Общий симптом олигофрении – это тотальное недоразвитие психики и отсутствие прогредиентности. Динамика клинических проявлений может отмечаться при энзимопатиях. Однако впоследствии уровень интеллектуального недоразвития стабилизируется. Наиболее выраженный признак олигофрении – это недоразвития сложных функций мышления: образования понятий, обобщения, установления причинно-следственных отношений. Снижены функции памяти (плохая память). Речь бедная, с грамматическими и фонетическими погрешностями, отличается редким использованием предлогов, союзов, прилагательных. Эмоционально-волевая сфера больных характеризуется недоразвитостью высших эмоций, преобладанием примитивных эмоций, инстинктов, а также повышенной внушаемостью и слабостью побудительных мотивов.

    В зависимости от темперамента неврологи, невропатологи, рефлексологи, рефлексотерапевты Саратова различают заторможенных и возбудимых больных. Заторможенные больные – это торпидные больных. Возбудимые больные – это эретические больные. Недоразвитие психической сферы у пациентов часто сочетается с недоразвитием или нарушением их физических качеств. Такие дети неловкие в движениях, диспластичные. У детей могут наблюдаться аномалии строения черепа, малые стигмы дисэмбриогенеза, физические пороки развития, нарушения органов слуха и зрения.

    У детей на первом году жизни отсутствуют или ослабляются реакции на звук, цвет, игрушки, отсутствует реакция оживления (комплекс оживления) при виде мамы, не выражены гуление и лепет, задерживается становление моторных функций. У детей наблюдается задержка психомоторного развития (ЗПР, ЗПМР), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), нарушения речи, дислалия, общее недоразвитие речи (ОНР). Дети поздно и с трудом начинают говорить и ходить. Особенно задерживается формирование фразовой речи. Отсутствует этап любознательных вопросов. Игры подражательные, манипулятивные, с бедным содержанием. Контакт с детьми непродуктивный. Больные плохо овладевают навыками самообслуживания. Наиболее полно проявляется интеллектуальная недостаточность у детей при попытке овладеть школьными навыками. При декомпенсации олигофрении могут проявляться церебростенические (церебрастенический синдром), неврозоподобные (детский невроз), гипердинамические (синдром дефицита внимания и гиперактивности), психопатоподобные расстройства, а также психозы.

    Ранняя диагностика умственной отсталости, олигофрении

    Ранняя диагностика умственной отсталости включается в себя неврологические осмотр, ЭЭГ, РЭГ, КТ, МРТ, нейросонографию и другие виды исследований и обследований, консультацию невролога, невропатолога, генетика.

    Лечение умственной отсталости в России, в Саратове, как лечить умственную отсталость у детей, лечение олигофрении в Саратове

    Специфическое лечение умственной отсталости у детей возможно лишь при некоторых формах олигофрении с установленной этиологией. Основными методом лечения некоторых энзимопатий являются диетотерапия и рефлексотерапия. При ФКУ, фенилкетонурии назначается пища, лишенная фенилаланина, с препаратами гидролизата казеина и достаточным количеством жиров, витаминов, углеводов, минеральных веществ. У пациентов с галактоземией нужно исключить из пищи молоко, а галактозу заменить на другие сахара. При сукрозурии из пищи исключается сахароза, при фруктозурии – фруктоза. Больные гомоцисцинурией нуждаются в ограничении в пище продуктов, богатых метионином (рыба, мясо и другие).

    При врожденном сифилисе в зависимости от активности процесса применяют антибиотики. При умственной отсталости, обусловленной токсоплазмозом проводится специфическое лечение токсоплазмоза. При резус-конфликте эффективно обменное переливание крови новорожденному. Для лечения больных осложненной эндокринопатией, применяются гормональные препараты. При олигофрении церебрально-органического происхождения в случае наличия ликвородинамических и сосудистых нарушений показана дегидратирующая терапия. Сарклиник знает, как лечить олигофрению в Саратове, как вылечить умственную отсталость у детей в России.

    Рефлексотерапия и умственная отсталость, олигофрения

    При всех формах умственной отсталости используется рефлекторная терапия, рефлексотерапия. Аппаратные и неаппаратные методы рефлексотерапии дают отличные результаты при задержке речевого развития, задержке психоречевого развития, задержке моторного развития, задержке психомоторного развития, при ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗМР. В Сарклиник проводится лечение и коррекция умственной отсталости.

    Профилактика умственной отсталости, олигофрении

    Профилактика умственной отсталости у детей заключается в предупреждении патологии беременности, родов, профилактике и своевременном лечении нейроинфекций, черепно-мозговых травм. Появление наследственно обусловленных форм олигофрении может быть предотвращено путем медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики.

    Дети с умственной осталостью должны проходить комплексную реабилитацию

    На консультации можно узнать, что такое олигофрения, типичный и атипичный аутизм, деменция и шизофрения (шизофреническое слабоумие), врожденное и приобретенное старческое слабоумие и отвага, как проводится дифференциальная диагностика по Сухаревой (Сухарева Груня Ефимовна, советский психиатр), кто такие Певзнер М (Певзнер Мария Семеновна, врач-психиатр, профессор, доктор педагогических наук, дефектолог, психолог, педагог, автор книги "Дети-олигофрены"), Выготский (Выготский Лев Семенович, Выгодский Лев Симхович, советский психолог, автор научных работ по педологии, когнитивному развитию детей)? А также как проводится психолого педагогическая характеристика, лечение, воспитание, обучение детей с умственной отсталостью, как происходит развитие, образование, социализация детей, если у них нарушение умственной отсталости? Дошкольники, младшие, средние и старшие школьники, подростки, лица, люди с умственной отсталостью нуждаются в комплексном лечении реабилитации, передается ли умственная отсталость по наследству. Проблема умственная отсталости чрезвычайно актуальна в современном обществе. Психиатрия и специальная психология лиц с умственной отсталостью требует детального рассмотрения в следующих статьях.

    Как снять диагноз умственная отсталость?

    « Как лечить умственную отсталость у детей , у подростков, у взрослых, у мальчиков, у девочек, у парней, у девушек, у женщин, у мужчин?» Для того, чтобы снять диагноз «умственная отсталость» нужно проходить серьезное курсовое комплексное лечение в Сарклиник. На вопрос: «Как определить умственную отсталость, как ее выявить», — врач отвечает. Приходите на личный прием с ребенком. Сарклиник знает, как лечить умственную отсталость, как лечить слабоумие.

    sarclinic.ru

    Умственная отсталость у детей. Кто такие дети с умственной отсталостью?

    Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий характер и ведет к большим трудностям в социальной адаптации ребенка.

  5. Органическая обусловленность нарушений психического развития
  6. стойкость нарушений, их необратимость к норме
  7. нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.
  8. Причины умственной отсталости

    1. Заболевания матери в период беременности
    2. сильные токсикозы, особенно в последние три месяца беременности
    3. интоксикация организма матери, которую могут вызывать отравления различными веществами
    4. существующие нарушения обмена веществ матери
    5. иммунно-патологические состояния (ВИЧ, СПИД и так далее)
    6. узкий таз роженицы
    7. стремительные роды
    8. затяжные роды
    9. обвитие пуповиной
    10. неправильное предлежание плода (например, тазовое)
    11. химические вещества, которые воздействуют на женщину во время беременности
    12. радиоактивное излучение
    13. токсоплазмоз
    14. перенесенная краснуха женщиной во время беременности
    15. внутриутробные инфекции (герпес, ЦМВ и т.д.)
    16. резус-несовместимость крови матери и плода
    17. наследственные генетические поражения
    18. алкоголизм
    19. наркомания
    20. табакокурение
    21. внутриродовая черепная травма
    22. заболевания, перенесенные в раннем возрасте (до трех лет)
    23. инфекционные болезни нервной системы (менингиты, энцефалиты)
    24. полиомиелит
    25. такие инфекционные болезни, как грипп и корь.
    26. Умственная отсталость в международной классификации болезней

      Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие.

      F71 — Умственная отсталость умеренная.

      Включено: умственная субнормальность средней тяжести.

      Включено: резко выраженная умственная субнормальность.

      Включено: глубокая умственная субнормальность.

    27. недостаточность БДУ;
    28. субнормальность БДУ.
    29. Для точной идентификации степени умственной недостаточности в МКБ-10 рубрики F70 — F79 употребляются со следующим четвертым знаком: .0, с указанием на нарушение поведения:

      .8 Другое нарушение поведения;

      .9 Без указаний на нарушение поведения.

      По глубине дефекта в дефектологии умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.

    30. У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь;
    31. окружающих людей они не узнают (даже мать и отца);
    32. выражение лица полностью бессмысленное;
    33. внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то только на несколько секунд;
    34. наблюдается снижение всех видов чувствительности;
    35. эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
    36. на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
    37. неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя»);
    38. неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать);
    39. могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед.
    40. При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Может быть некоторое понимание обращенной речи, жестикуляции и мимики. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов.

    41. дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями овладения речью;
    42. могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
    43. словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием);
    44. понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику в пределах постоянного обихода и повседневной жизни;
    45. грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.

    Дети практически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

  9. У них часто нарушена устная речь
  10. нарушена письменная речь
  11. недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности
  12. с трудом овладевают навыками счета
  13. нарушена общая и мелкая моторика.
  14. не способны к анализу и обобщению
  15. обладают выраженной внушаемостью
  16. может встречаться распущенное поведение, в частности сексуальное.
  17. Для детей с умственной отсталостью в степени дебильности важным является правильная и четкая ежедневная организация быта и труда. Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством.

    puzkarapuz.ru

    Как распознать умственную отсталость у ребенка

    У неспециалиста словосочетание «умственная отсталость» зачастую вызывает неприятные ассоциации.

    Люди, у которых диагностирована олигофрения, зачастую живут изолированно от общества, хотя на западе они нередко хорошо социализированы. При легкой степени умственной отсталости у человека вы даже не отличите его от полностью здорового собеседника.

    Вопросы терминологии

    Определение умственной отсталости (с древнегреческого олигос переводится как «немного», а френос — как «ум», по-другому ее называют малоумием или олигофренией (авторство термина принадлежит Эмилю Крепелину) звучит как сложное психопатологическое состояние, при котором задерживается или останавливается интеллектуальное развитие, сужаются функции ЦНС.

    Проявляется оно в интеллектуальной (чаще всего в абстрактном мышлении) и эмоционально-волевой сфере, также страдает моторика. Олигофрения бывает врожденной, но может развиваться при серьезных травмах оболочки головного мозга или нарушениях в сосудистой системе.

    Врожденное малоумие отличают от приобретенной деменции (с латыни приставка де переводится как «движение вниз», а менс — как «разум»). Нормальные интеллектуальные способности ухудшаются после перенесенных инсультов, травм, инфекционных осложнений, из-за алкоголизма и наркомании, серьезных заболеваний психики, а также в пожилом возрасте.

    Пациенты же с олигофренией так и не развиваются до уровня нормы, самостоятельная социальная жизнь становится невозможной. Их эмоциональные проявления не так разнообразны и полны, но они также испытывают привязанность и отчуждение, грустят и ощущают счастье.

    От деменции это состояние отличается стабильностью. Обучение и воспитание может даже постепенно улучшить интеллектуальные качества. Если умственная отсталость умеренная, показано посещение коррекционных классов с определенными программами обучения.

    Часто ли встречается это состояние, определить довольно сложно: в разных странах отличаются определения, лояльность социума к нему, доступность медицинского обслуживания. Около 1% людей в развитых индустриальных странах имеют олигофрению, но большинство — в легкой форме.

    Средняя степень встречается в 10%, тяжелая — в 4%, глубокая — в 1%. Немного чаще ее обнаруживают у мужчин, чем у женщин.

    Умственная отсталость у детей считается скорее особенным состоянием психики с заторможенными функциями ЦНС, при этом интеллектуальные качества не превышают уровень биологических возможностей. Важно реально оценивать ситуацию, чтобы умственно отсталый ребенок максимально вписался в социальную жизнь. Для этого нужна благоприятная образовательная среда и наблюдение у психотерапевта с непосредственным участием родителей.

    Незнание тонкостей состояния олигофренов вызывает ошибочное мнение, что интеллектуально недоразвитые дети не могут общаться. Изучение того, как они развиваются и чувствуют себя в обществе, находится в зачатке.

    Прямой педагогический интерес вызывает то, как они устанавливают контакт и общаются между собой и другими людьми.

    Основной симптом умственной отсталости — снижение интеллекта. В зависимости от степени его снижения, различают легкую, среднюю и тяжелую форму недуга (согласно общепринятой психиатрической классификации). Степени умственной отсталости определяются количественно по коэффициенту интеллекта, есть ряд специальных психологических тестов.

    Умственная отсталость легкой степени определяется показателями IQ в пределах 50-69. Эта степень умственной отсталости называется еще дебильностью. Если ребенку поставлен диагноз умственной отсталости в легкой степени, ему тяжело учиться и сосредотачиваться, хотя память обычно в норме.

    Зависимость от родителей и наставников делают его пугливым, необщительным, различать чужие эмоции становится все сложнее. Или напротив, малыш может привлекать к себе внимание какими-то эксцентричными выходками.

    Умеренная степень умственной отсталости почти всегда осознается пациентами как разница между ними и здоровыми людьми, ее стараются скрыть от окружающих.

    IQ между 35-49 говорит об умственной отсталости средней степени (имбецильности). При этом состоянии постоянно нужен присмотр и уход, поддержка и коррекция, самостоятельными такие пациенты быть не могут, умение сосредотачиваться на чем-то у таких людей почти нулевое.

    Но они привязываются, понимают, когда их хвалят или ругают, владеют простыми навыками ухода за собой, иногда читают, пишут, делают несложные вычисления.

    При IQ 20-34 ставится диагноз тяжелая умственная отсталость или идиотия. В этих случаях умственная отсталость глубокая: пациенты не владеют речью и необучаемые, плохо управляются с моторикой, движения их часто хаотичны, ухаживать за собой в быту не могут. Эмоциональный фон сводится к примитивным реакциям на раздражители.

    Больным нужен круглосуточный присмотр в специализированных учреждениях. Идиотии всегда сопутствуют патологии функциональной недостаточности ЦНС — повреждения черепа, ослабления мышц, параличи, анатомические изменения скелета и т. д. МКБ-10, кроме вышеперечисленных, выделяет еще глубокую идиотию — уровень IQ менее 20 пунктов.

    Дополняет и расширяет эти классификационные системы типология состояний М. С. Певзнер, разработанная в результате многих лет исследований и клинических наблюдений. Согласно ей, олигофрения бывает:

  18. Без осложнений.
  19. Осложненная нарушением возбудимости и торможения.
  20. Вместе с аналитическими нарушениями.
  21. С проявлением психопатии в поведении.
  22. С явным лобным дефицитом.
  23. Дети с умственной отсталостью второй и третьей степени получают группу детской инвалидности, их полностью содержит государство.

    Рассмотрим, каковы особенности детей с умственной отсталостью. Олигофрены растут зачастую уязвимыми, тревожными, имеют склонность к энурезам. Все проявления у них неестественно вялые, интерес к среде отсутствует, эмоциональная связь с другими слабая. Слабые эмпатия и спонтанность мешают получать социальный опыт, даже путем подражания.

    Ребенок дошкольного возраста с умственной отсталостью обрывочно воспринимает речь, нуждается в большем повторении материала или ситуаций для получения того или иного умения.

    Чувствительное восприятие олигофренов очень суженное. Они очень поздно начинают лепетать, могут не начать разговаривать даже к пятилетнему возрасту. Им особенно сложно дается абстрактное мышление, использование образов в голове, чаще они непроизвольно запоминают наиболее впечатляющие моменты или события.

    Произвольная память формируется значительно позже.

    Также симптомы умственной отсталости проявляются в пассивности воли и незрелости эмоционального фона: дети не умеют проявлять инициативу, владеть собой, импульсивны и внушаемы.

    На формирования интеллекта влияют наследственность и окружающая среда. Случаи олигофрении в семейном анамнезе — это большой риск ее наследования (более 50%). Но причины возникновения умственной отсталости не заключаются лишь в генетике. Источник 80% нарушений точно выяснить нельзя. Возможные причины умственной отсталости у детей:

    • Генетические болезни нервной и обменной систем (кретинизм, фенилкетонурия, резус-конфликт), хромосомные патологии (в норме каждая новая клетка, разделяясь, получает 23 хромосомы, их постоянное количество — 46. При синдроме Дауна, например, их 47, так как 21-я пара не разделяется).
    • Внутриутробные инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), влияние токсических и наркотических веществ, некоторых медикаментов, ионизирующего излучения, тяжелый токсикоз, патология плаценты.
    • Существенная недоношенность.
    • Осложненный ход родов (последствия наложения акушерских щипцов, удушье, беременность с несколькими плодами, травмы).
    • Нейроинфекции (нейроэнцефалопатия, токсоплазмоз, сифилис, гепатит).

    Также среди причин умственной отсталости в раннем периоде нужно отметить недостаток внимания и социализации, психическое и эмоциональное одиночество, несбалансированное питание в первые годы развития. Выделяют и умственную отсталость неясного происхождения.

    Как отличить и правильно диагностировать болезнь

    Признаки умственной отсталости у детей должны рассматриваться очень тщательно, ведь этот диагноз влияет на дальнейшую жизнь человека. Важно не спутать ее с другими психическими заболеваниями.

    Например, дети, страдающие ранней шизофренией, имеют частичную и обрывочную задержку в развитии и ряд особенных признаков: преувеличенную фантазию, впадение в ступор, аутизм. А маленькие пациенты с детским приобретенным слабоумием переживают насыщенные эмоции, владеют неплохим лексическим запасом и умеют мыслить абстрактно.

    Большой процент случаев олигофрении распознается в раннем возрасте. Генетически обусловленную отсталость выявляют скрининговыми обследованиями внутриутробно (к примеру, трисомию по 21-й хромосоме).

    Очень важно с рождения наблюдаться у педиатра, это поможет обнаружить и предотвратить многие проблемы. Например, если ребенок родился с фенилкетонурией, интеллект не пострадает, если начать лечить болезнь в 2-3 месяца.

    Особенности диагностики

    Педиатр для уточнения диагноза выпишет направление к неврологу, на анализы крови и мочи, может быть, на ЭЭГ. Детей постарше осматривают психолог, детский психоневролог или психиатр, оценивая уровень развития психики и интеллекта. При любой странности в развитии растущего ребенка лучше посетить специалиста.

    Стандартные тесты лишь поверхностно оценивают умственные качества, ведь на их выполнение воздействуют самочувствие, моторные или чувственные нарушения, культурные и расовые особенности, языковые познания. Кроме тестов есть схемы выявления болезни, учитывающие ряд симптомов.

    Своевременная диагностика и лечение умственной отсталости повышают шансы ребенка на самостоятельную взрослую жизнь в будущем.

    Отставание интеллекта, несамостоятельность, неумение себя обслужить заметны уже в дошкольниках. Однако при легкой форме такие признаки не проявляются до школы. Намного ярче они заметны в умеренных и тяжелых случаях патологии, а также, если проявляются другие физические нарушения либо особенности: ДЦП, глухота и немота, подергивания, мигрени, конвульсивные спазмы.

    Родители чаще всего обращаются к врачам с поведенческими проблемами своего ребенка, проявляющимися ситуативно: безответственность по отношению к другим людям, неуправляемость, неусидчивость. В детских коллективах малышам сложно влиться в режим и коллектив, в школе у них низкие успехи в учебе и поведении.

    Детский психиатр Е. И. Богданова предложила свою классификацию симптомов, необходимых для диагностирования этого тяжелого заболевания:

  24. Невысокий или ниже среднего IQ.
  25. Единая недоразвитость владения речью.
  26. Примитивное и некритичное мышление.
  27. Некоторый разлад в восприятии.
  28. Всевозможные расстройства внимания.
  29. Низкая производительность памяти.
  30. Проблемы в чувствительной и волевой сфере.
  31. Недоразвитость любознательности в широком смысле.
  32. Более подробно в сети можно ознакомиться с диагностическими указаниями F7X.X согласно критериям МКБ-10.

    В зависимости от происхождения заболевания, лечение олигофрении проводится по разным схемам. Например, если причина болезни в нарушениях щитовидной железы, применяются йодсодержащие и гормональные препараты. А при фенилкетонурии умственную отсталость удается вылечить подобранной детским врачом диетой. В существующем разнообразии средств поможет разобраться только лечащий доктор.

    Для стимуляции мозгового кровоснабжения и питания, познавательных способностей применяют ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, пиритинол, гопантеновая кислота). То же воздействие оказывают витамины группы В и аминокислоты (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин).

    Для коррекции поведенческих проблем доктор подбирает антипсихотические препараты или успокоительные средства. Оптимальный результат приносит комплексный подход: лекарственная терапия и личностное обучение, в том числе с логопедами и психологами. Важно соблюдать прописанные дозировки и следить за появлением побочных эффектов. Врач поможет сменить лекарство или подкорректировать дозировку.

    Если в попытке вылечить умственную отсталость использовать народные средства с выраженным воздействием на нервную систему, особенно у детей, то возникает риск психоза или поведенческих изменений. Обязательно проконсультируйтесь у грамотного специалиста.

    Предупредительные меры

    Доказано, что употребление алкоголя и наркотических веществ будущим отцом повышает риск рождения ребенка-олигофрена. Нужно учесть, что многие профессиональные вредности будущих родителей тоже могут спровоцировать умственную отсталость ребенка.

    Полезно выявить и вылечить все хронические болезни и инфекции, проконсультироваться у генетика (ген олигофрении довольно часто наследуется, как в первом поколении, так и в следующих), повышать свою медицинскую грамотность. Здоровый образ жизни, выполнение рекомендаций гинеколога снизит шансы на возникновение патологии у малыша.

    Новорожденного ребенка должен периодически осматривать педиатр, а заметив малейшие странности в развитии, лучше перестраховаться и обратиться к психоневрологу.

    Возможности социализации

    Изоляция «особенных детей» от обычных приводит к тому, что дети с легкой формой отсталости окончательно дезадаптируются. А здоровые дети не встречают в повседневности подобных им людей и зачастую не знают, как на них реагировать, не понимают суть их проблем и состояния.

    Общество тоже постепенно пересматривает свое отношение к «не таким, как все». Довольно часто ребенка, страдающего олигофренией, не берут в сад или обычную школу и предлагают обучаться в специализированном учреждении или лечиться.

    Но ведь возможность жить социальной жизнью, развиваться и работать у людей с олигофренией зависит от совместных усилий родителей, врачей, педагогов специализированных учебных и коррекционных заведений, училищ, мастерских, общества в целом.

    Правильное лечение легкой умственной отсталости помогает добиться самостоятельности, при этом люди могут быть семейными и иметь профессию. Отсутствие воспитания, реабилитации и медицинского ухода приводит к разложению и потере личности олигофренов, они злоупотребляют алкоголем, могут быть вовлечены в криминал и стать социально опасными. Случаи средней и тяжелой умственной отсталости требуют обязательного ухода и медицинского контроля над пациентом.

    deteylechenie.ru