Симптомы

Комплекс из за заикания

17.08.2018

Чтобы избавиться от заикания, надо учитывать несколько важных моментов. Во-первых, для лечения необходимо продолжительное время, от нескольких месяцев — от заикания невозможно избавиться за 3 дня. Во-вторых, обязательно использовать комплексный подход, применяя все перечисленные ниже принципы.

По сути, лечение заикания сводится к избавлению от логофобии и восстановлению баланса нейромедиаторов, снижению судорожности речевых мышц, наработке правильного дыхания и закреплению нормального речедвигательного стереотипа. Все это должно происходить в условиях активной социальной адаптации, если она была нарушена. Психосоматическая природа заикания предопределяет следующие направления комплексной терапии:

В зависимости от типа заикания потребуется обратить большее внимание на то или иное направление лечения.

Что делать, если ребенок начал заикаться

Будет лучше, если вы по порядку изучите всю информацию на данном сайте, в том числе о физиологии и нейрофизиологии заикания, его причинах и особенностях, где с научной точки зрения описана природа данного заболевания и подходы к его лечению.

Это действительно является проблемой, и теперь только от правильных действий родителей зависит дальнейшее состояние ребенка. Более того, не нужно недооценивать серьезность этой проблемы, поскольку дальнейшее закрепление заикания в подавляющем большинстве случаев приводит к неприятным проявлениям страха перед речью – может развиться логофобия и нарушиться социальная адаптация ребенка. Многим детям с заиканием приходится очень трудно в школе.

Однако ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы считаете это проблемой. Не позволяйте себе при нем проявлять озабоченность из-за заикания, и уж тем более ребенок не должен видеть вашего раздражения, если тот слишком долго не может что-то нормально сказать. Не торопите его и не одергивайте, не договаривайте слова за него – тем самым вы только усугубите степень логофобии, страха перед речью. Очень часто происходит так, что заикающийся ребенок избегает речевых контактов прежде всего с родными людьми. Поверьте, в детском возрасте психологически это особенно тяжело переживается.

Практически все дети, имеющие заметно выраженное заикание, стесняются своей речи даже перед родителями. В зависимости от степени тяжести, особенно в начальной школе, у ребенка вырабатывается сильный комплекс стеснения за свою речь не только перед сверстниками и учителями, но и перед самим собой, что намного хуже.

Вам необходимо иметь представление об эффективных принципах лечения заикания, представленных выше. Потребуется уделять время на применение этих методов совместно с ребенком.

Не полагайтесь на логопедов и дефектологов, их помощь практически всегда бесполезна. А вот компетентный невролог или невропатолог поможет провести диагностику или выявить сопутствующие неврологические заболевания: желательно, например, исключить эпилепсию. Для этого проводится исследование ЭЭГ. Вообще помощь медицинских учреждений ограничивается исключительно выявлением возможных сопутствующих заболеваний, лечение которых тоже очень важно, в ряде случаев от этого зависит выраженность заикания. Обратите внимание, что многие врачи проявляют некомпетентность при назначении лекарственных препаратов – от неправильно подобранных лекарств и дозировок может стать хуже. По этой причине желательно перепроверять назначенный вашему ребенку курс препаратов у нескольких врачей.

При этом надо понимать, что народные методы и гомеопатические средства от заикания не могут помочь в принципе, будут пустой тратой ваших сил. Особое внимание обратите на список мошенников и неэффективных методик лечения заикания, многие из которых могут быть вам известны – они не помогают и вводят в заблуждение заикающихся, обещая чудесное лечение.

zaikanie.info

Комплексы из-за заикания

Стараюсь как можно меньше общаться с людьми,вижу что им приходится вслушиваться,что-то рассказать не могу,пока договорю,все забыли что в начале было,да и вообще страх какой-то.Кто это преодолел?Как?

У меня друг зикается. И сотрудница на работе . Все общаются с ними нормально, никто не напрягается выслушать. А когда знакомые с идеальной речью начинают на тяжелую жизнь жаловаться (типа "у меня проблема-денег нет , а работать не хочу, ну почему мне так не везет и пр" — вот тогда мне хочеться застрелиться. А еще бесит, когда специально гласные растягивают, и специально картавят, как дети.

У меня некоторые знакомые заикаются — никаких трудностей в общении. Когда клиенты с заиканием звонят, то слушаю без напряга, слова за ними не договариваю, не переспрашиваю. Вообще не вижу в этом проблемы и вам того же советую. И вообще я не знаю ни одного нормального человека, которого бы это раздражало. А вот все перечисленные Гостем номер 1 случаи (нытье, грузилово) бесит нереально))))

заикание в основном мужская "болезнь", на одну девочку/женщину приходится 3-4 мальчика/мужчин. Но это ведь излечимо. Совсем недавно была передача про это, как людей учат говорить правильно — на выдохе; не волноваться, говорить медленно. Лечится за несколько месяцев, насколько я знаю. Людей, которые практически избавились от заикания, показали в передаче и все сказали что это очень помогает чувствовать себя увереннее.

Действуйте! Зачем мириться с этим и комплексовать?

а что эта за передача была, не подскажите?

Автор, общайтесь больше, даже если придется заставлять себя. Спрашивайте на улице дорогу, время, звоните чаще друзьям, знакомым, по работе. Старайтесь, говорить так, как будто вы не заикаетесь. Будьте уверенной, никаких комплексов. Месяца 2 такой практики и от заикания останется лишь легкий след (проверено на себе), но(. ) так себя вести надо будет всю жизнь.Успехов вам!!

не помню, шла или по ОРТ или по РТР. Там все уже хорошо говорили, может 2-3 раза запнулись перед камерой, но это от волнения. не каждый день ведь перед камерой стоишь. И всё это за несколько месяцев, кажется за полгода что ли.

Я ещё вспомнила как года 2 назад историю в инете слышала, или в скайпе или на форуме. В общем у одной женщины внук заикался, ему было 3-5 лет и она забила тревогу. Нашла логопеда и стала водить, потому что знала что лучше сейчас заниматься этой проблемой, чем если ребёнок потом будет страдать. Вырастит, пойдёт учиться, потом работать и всю жизнь будет чувствовать себя некомфортно, да и всегда найдутся люди, которые надсмеются над его заиканием. В их дворе она приметила ещё одного мальчика, которому было лет 7 и тот тоже заикался. Эта женщина поговорила с его мамой и предложила водить их обоих, всё равно она своего внука водит, ей было бы не в тягость и этого мальчика с собой брать. Так та мама сказала что типа нефиг ей такое предлагать, каких-то там логопетов и прочую билиберду, её ребёнок здоров и вообще заикание не болезнь и шли бы все в баню. И что вышло. Её внук уже взрослый мальчик, от заикания давно избавился, а тот мальчик так до сих пор заикается.

У меня двоюродная сестра странно выговаривала слова, у неё как-будто голос из носа шёл. Моя мама сказала ей чтобы не волновалась когда говорит и не спешила, регулярно делала замечания и у неё это прошло. Уж не знаю с помощью моей мамы или нет.

Автор, не переживайте и не бросайте общение с людьми. У меня очень много знакомых с заиканием, как мужчин, так и женщин. И все они -очень хорошие люди, не зацикливаются на небольшом недостатке речи. К их разговору быстро привыкаешь и без труда понимаешь. Я думаю, надо попробовать произносить скороговорки на выдохе.

Попробуй врачей, Снежко например. Только сначала отзывы о них собери и их статьи хорощенько почитай. Кто знает, может поможет

у меня та же ситуация что и у автора

Меня в педколледже учили, как лечить ребенка от заикания. Ехать с ним в глухую деревню 2-3 месяца, и без телека, радио. Полное молчалие. 3 месяца полной тишины. Не только ребенок молчит, но и тот, кто с ним. Говорят, большой процент излечиваемости.

На сайте zaikanie.net можно скачать бесплатную программу для лечения заикания. Есть видеоурок правильного лечения. Полчаса в день и будет улучшение или даже излечение. Стоит попробовать. Правильное дыхание, во всяком случае, поставите. Есть хорошие отзывы.

здравствуйте читатели форума. Читаю все отзывы, советы. Мне 35 лет Много лечилась от заикания, всё бес толку.Очень хотелось бы вылечиться. Здоровые люди советуют не бойся, говори не думая о том, что заикаешься.НО им легко говорит, они не знают, как трудно нам говорит заикам. У меня полная депрессия. нА работе тяжело говорит, не могу продвинуться по работе. Знаю что могу на большее, но перед до мной стена под названием"заикание, страх речи". Удивляюсь когда здоровые люди жалуются не могут найти работу, зарабатывать деньги. Вы можете спокойно выразить о том, о чём думаете, это большое счастье. У меня полная депрессия. Подскажите если кто, как-то справился с этим недугом.

Доброго времени суток всем. Мне 19 и я сам заикаюсь . Порой очень трудно: когда наваливается много проблем + этот недуг и становится оочень "весело" хД)

В общем в детстве были небольшие запинки — ходил к логопеду и от них избавились . Далее класса после 9-го вдруг нахлынула эта напасть и стал запинаться опять . В конце 11-го класса уже был комплекс и развилось достаточно сильное заикание.

Далее пошёл в институт: там новые знакомства ,девушки и вообще студ жизнь . В начале было достаточно трудно и страшно — контролировал каждое слово и изо всех сил старался не заикаться . Настал момент когда я устал и забил на это дело. И тут понял ,что 90% людей глубоко наплевать заикаешься ты или нет. (остальные 10% люди не плохие ,но начинают смеяться если вдруг заикаюсь. Это очень бесит . Им бы так . ) Назнакомился с нормальными девчонками ,пацанами и всё стало ок. С ними практически не возникает речевых дефектов ,тк душевно им доверяю и понимаю что ценят меня совершенно не по заиканию =)

Стал всё осмысливать и понял что это у меня не столько физическое ,сколько психологическое . Есть люди ,которые заикаются и в спокойной обстановке и в напряжённой — это физическое заикание. Психологическое — когда ты начинаешь говорить и думаешь что сейчас плохо что-то скажешь и из-за этого начинаешь нервничать, волноваться и заикаешься . Вот у меня вторая байда . Душевно достаточно тяжело знакомиться с новыми людьми ,но стоит познакомиться и от заикания остаются всего-лишь редкие запинки.

Осмыслив это ,всё как-то стало проходить . В данном случае я говорю про комплекс и паническую боязнь новых знакомств. Институт тут сыграл важную роль : море новых знакомст ,как преподавателей ( молодых и не очень ) ,так и студентов ,аспирантов и прочих . И сам того не понимая ,я осмыслил что людей понимающих намного больше, чем имбицилов ,которые делают из твоего недуга клоунаду .

В общем не бойтесь себя показать . Всё в наших руках !

Здравствуйте, мы можем Вам помочь! В данный момент набирается

группа людей на занятия по уникальной методике. Методика основана на дыхании, очень эффективна при заикании. Идёт набор и детей, и взрослых. Напишите на harmona@mail.ru, расскажу Вам подробнее. Мы находимся в Москве. Занятия начинаются осенью. Жду Вашего письма.

Мне 29. Лечился сколько себя помню. Испробовал все методы. Методы хороши только на время. Одни говорят, больше общения и активности. Помогает только поначалу. Причем странность появляется.. голос ломается как в подростковом возрасте, еще ниже становится. Но дискомфорта нет, да и потом все проходит. Другие говорят 2-3 месяца в глухомани пробыть, не общаясь и т.п. Также помогает, но потом обратно все возвращается, и довольно быстро. Логопед также не помогает, эффект исчезает практически в тот же день. Гипноз дал найлучший эффект, почти месяц идеального общения! Проводили в каком-то медицинском исследовательском центре. Просто взял и заговорил как все люди. Один раз почувствовал себя человеком. И даже это прошло. Второй раз не пошел на гипноз, банально денег таких больших небыло. Испробовал также такие приемы, как холотропное дыхание и пр. интересные методики. Эффект какой странный, спонтанный, чтоли, вроде и не заикаюсь, и в то же время заикаюсь, типа 15 минут — заикания нет, 15 — есть. Особо не впечатлило. Целителей и пр. даже не упоминаю, т.к. эффекта никакого. Сейчас становится тяжело, психологически уже устал от этого. Очень много сил уходит на общение, к примеру, час интенсивного общения на работе — и я в "нокауте". Стараюсь многое сокращать, манера общения изменились, практически до минимума. Жена вообще настороженно смотрит на все это. Да, много в жизни было возможностей, но увы. Помнится в детсве слышал краем уха, как отец маме говорил, что "если не вылечить, потом тяжело придется ему везде, и в учебе, и на работе". Только недавно понял, насколько он был прав. Да и вообще после всех этих методик и лечений такая "каша в голове творится", что хочется блевать от них, честно говоря. Тошнит уже. Выхода пока не вижу. Конечно, время от времени что-то придумываю, как-то стараюсь облегчить речь, какие-то методы собственные пробую. Но пока даже представить не могу, что может помочь.

www.woman.ru

Независимый сайт о заикании

Кофе в офис Цена за 100 шт 1300 руб. Кофейный пакетик с клапаном (без печати) под фасовку 500 гр кофе. Цена за 100 шт 1500 руб.

Дыхательная гимнастика

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания , улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются по-степенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чте-нии стихов и прозы.

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.

Задачи гимнастики — освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуется через систему целенаправленных тренировок. Темп и ритм дыхания формируется в процессе упражнений (статических и динамических), которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением (при произнесении изолированных звуков, звукосочетаний, слов, фраз).

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

¦ не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;

¦ не заниматься после еды;

¦ занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

¦ не переутомляться, при недомогании отложить занятия;

¦ дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

¦ Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

¦ Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

¦ Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

¦ Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

¦ На одном выдохе произносить не больше 3—4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

¦ В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

¦ Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

¦ Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонёрством, некритичностью к своему поведению.

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

www.stuttering.su

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Причины заикания у детей

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Диагностика заикания у детей

Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.)

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

www.krasotaimedicina.ru

Дыхательная гимнастика от заикания

Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания – дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи – дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

Речевое и жизненное дыхание: отличия

Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания – участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания – поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом – дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

Лечение заикания: развитие речевого дыхания

При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно.

В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника, смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках, печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  1. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  2. Говорить можно только на выдохе.
  3. Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  4. Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  5. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  6. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  7. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

www.nedug.ru