Симптомы

Коррекционные задания для детей с умственной отсталостью

28.07.2018

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью

Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать нарушения поведения, капризы, ссоры, драки. Иногда вызываются обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. При подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:

содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;

содержание игр должно предусматривать коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление организма в целом;

• в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

В таблице 20 приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова Л.В. 2001).

Коррекционно-развивающие подвижные игры

Содержание игры. Ведущий говорит: «Мы все львы, львиная семья. Давайте узнаем, кто из львов рычит громче всех. Как только я скажу: Рычи, лев, рычи , — каждый из вас должен встать в угрожающую стойку льва с выпущенными когтями и как можно громче рычать р-р-р-р ». После игры все дети падают от усталости на маты и отдыхают в непринужденных позах

Инвентарь: ленты длиной не менее 1 м по количеству играющих. Содержание игры Дети стоят парами, одной рукой держа партнера за руку, другой — за уголок ленту. По команде ведущего все начинают считать по порядку цифры: 1, 2, 3 и т.д.

Инвентарь: обручи. Содержание игры. «Воробушки» ставят свои домики (обручи) в пределах игровой площадки, где они ходят на носочках, машут крылышками, клюют зернышки, пьют водичку и т.п. За игровой площадкой ходит «кот», который мяукает, показывает коготки, угрожая «воробушкам». По команде ведущего: «Воробушки, полетели!» — дети выбегают из своих домиков, резвятся, прыгают, купаются, чирикают. По команде ведущего: «Кот идет!» — воробушки прячутся в домики, а кот старается их поймать. Пойманный меняется местами с котом, и игра продолжается

Совершенствование техники знакомых движений при отвлекающем отслеживании действий другого объекта, распределение внимания, развитие выразительности имитационных движений, быстроты двигательной реакции, периферического зрения.

Инвентарь. мяч (волейбольный, набивной, теннисный). Содержание игры. Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и возвращая мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, «А» — «Арбуз». Варианты усложнения: — ведущий бросает разные мячи; — ведущий, бросая мяч, говорит слово, а ребенок, возвращая мяч, называет другое слово на ту же букву; — ведущий называет слово, а ребенок — словосочетание или предложение. Например, «Ворона» — «Ворона сидит на дереве»; — ведущий называет цифру, а ребенок — цифры-соседи. Например, «3», нужно назвать «2» и «4»

Дифференцировка усилий при бросках и ловле мяча разного объема и веса, расширение активного словаря, развитие внимания при следящих движениях, активизация мышления

Инвентарь: повязка на глаза. Содержание игры: На глаза ведущего надевается повязка — он робот, а дети заранее договариваются, в какое место он должен прийти и какие задания выполнить по пути (сесть на скамейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево», «Стой», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д. должны привести робота к цели. Вариант усложнения: то же задание, но выполняют его два «робота», взявшись за руки

Инвентарь: санки с веревкой, лыжные палки (по количеству команд). Содержание игры. Дети делятся на команды по 3 человека в каждой. Один садится на санки, двое других по сигналу, взявшись за веревку, везут его вперед, огибают ориентир (лыжную палку) и возвращаются к линии старта. Команда, закончившая первой, получает одно очко, вторая — два, третья — три. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли сидящего в санках. Выигрывает команда, которая наберет за три «поездки» меньшее количество очков

Развитие силы всех мышечных групп, быстроты реакции на стартовый сигнал, общая координация, равновесие и согласованность действий партнеров

Инвентарь: ведро, морковка, угли Содержание игры. Дети делятся на команды по 2—3 человека, включая одного взрослого, и получают задание, в течение 10 мин скатать снежный ком возможно большей величины. Команды сами выбирают место, где легче выполнить задание. Выигрывает команда, скатавшая самый большой снежный шар. Затем все вместе с помощью взрослых лепят снежную бабу, украшая ее шляпой (ведром), носом (морковкой), глазами (угольками) и т.п. Варианты усложнения: самостоятельное выполнение задания, без участия взрослых

Развитие мелкой моторики, согласованности движений с действиями партнеров и коллективных действий, способность управлять усилием, направлением и амплитудой движений, развитие пространственной ориентации, фантазии и творчества

Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

Умственной отсталостью называют разнородные специфические состояния, имеющие разные причины и выраженность, связанные с состоянием нервной системы. Общим является то, что интеллектуальное развитие человека отстаёт от нормы, ему даётся непросто обучение и социальная адаптация в обществе. Умственная отсталость не лечится, поэтому так важны коррекционно-развивающие занятия для детей с подобным диагнозом, ведь, только работая с ребёнком, воспитывая и обучая его, родители могут добиться прогресса.

Поскольку объём восприятия у таких детей снижен, а внимание рассеянное, предлагаемые занятия проходят в форме игры в сказку.

научить ребенка с психофизической недостатком воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности. Сформировать у детей умение сочувствовать другим, конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения, ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.

карточки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния ; бумага; карандаши; пушистые игрушки (птичка, волк, кот) детская посуда; «Волшебная» коробка; рисунки с изображением машины, бабочек.

— Дети, где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с вами тоже будем путешествовать. Далеко нам придется добираться, поэтому поедем на машине. Кто умеет водить машину? Ведь мы едем в сказку, где происходят разные чудеса. Вот они начались: сейчас мы все превращаемся в водителей.

Логоритмических упражнение «Мы — водители»

— Мы едем, едем на машине. Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем. Внимательно смотрим в даль. Дворники стирают капли. Вправо — влево. Без воды! Водители мы — хоть куда!

Детишки под эти слова должны имитировать действия — руками, туловищем.

— Путешествуем дальше по воображаемой сказочной стране.

Дети движутся под музыку. Но музыка вдруг прекращается, а учитель тихо, но чётко произносит команду (например, сесть на стулья, поднять свою правую руку, присесть и т.д.). Игра эта выполняется до тех пор, пока дети действительно внимательно слушают и контролируют свои действия.

— Наш путь привёл нас к сказочной лавке.

Учитель расставляет посуду на витрине, а дети становятся в очередь. Ребенок просит продавца (учителя) продать, например, тарелку. Продавец «продает» только тогда, когда покупатель назовет её цвет и укажет её место на витрине. Например: «Продайте мне, пожалуйста, зелёную тарелку, которая стоит на верхней полке слева». Игра заканчивается, когда вся посуда будет куплена.

Игра «За что меня можно любить?»

— Дети, мы встретили сказочного волка. Для того, чтобы мы смогли путешествовать дальше по сказочной стране, необходимо каждому из вас назвать те свои качества, за которые, на ваш взгляд, вас можно любить.

— Дети, для того, чтобы мы могли путешествовать дальше, необходимо каждому придумать себе то имя, которое он бы хотел иметь.

Учитель затем спрашивает у детей, почему именно эти имена они выбирают, чем им не нравятся их настоящие имена.

Примечание: как правило, отказ от собственного настоящего имени означает, что ребенок или недоволен собой, или пытается стать лучше (в своем воображении), чем он есть на самом деле.

— Дети, мы встретили с вами волшебных бабочек, которые весело кружатся в танце. Давайте и мы станцует с ними.

Учитель становится в круг. Под музыку быстро выполняет несколько разных танцевальных движений, все остальные, как могут, копируют танец. Затем он касается какого — либо ребёнка. Тот выходит в центр и создаёт свой танец, а дальше — другие участники.

Дети, мы весело путешествовали с вами по сказочной стране. А теперь давайте представим себе, что вы очень счастливы! Почувствуйте, как ваша улыбка несется из сердца и поднимается, касается ваших губ. Вы улыбаетесь! Хорошего вам настроения!

Как видите, ничего сложного в таких занятиях нет, но именно такими маленьким шажками, но неуклонно нужно продвигаться к цели — развитию познавательных способностей и интересов, речи, эмоций, а в конечном счёте — интеллектуальному и социальному развитию умственно отсталого ребёнка.

Учебно-методический материал на тему:

Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

г-к. Анапа, 2014 г.

Программа занятий разработана в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования)

Искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из вариантов этого дизонтогенеза является лёгкая умственная отсталость.

Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка.

При лёгкой форме умственной отсталости IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей.

Также признаками умственной отсталости являются:

— затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия;

— слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

— принцип индивидуального подхода;

— принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);

— принцип социального взаимодействия;

— принцип междисциплинарного подхода;

— принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

— принцип партнерского взаимодействия с семьей.

— установление контакта с умственно отсталым ребёнком;

— развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;

— развитие познавательных навыков;

— смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

— повышение активности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

— преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

— создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

— ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;

— обучение его простым навыкам контакта;

— обучение ребёнка более сложным формам поведения;

— развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с умственно отсталым ребёнком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая атмосфера занятий, спокойная негромкая музыка. Важное значение придаётся свободной, мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребёнком негромким голосом.

Второй этап – усиление психологической активности ребёнка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения умственно отсталого ребёнка, а также развитие основных психологических процессов.

Тематическое планирование занятий по программе

detjamluchshee.ru

Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Задача коррекционных занятий

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

Можно ли заниматься с ребенком дома?

Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

Прогноз коррекционных занятий

Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.

zdorovyedetei.ru

Коррекционные занятия для детей

[dropcap type=»1″]Д[/dropcap]ети – наше счастье, наша радость и наше будущее! Каждый родитель всей душой любит своего ребенка и желает для него самого лучшего. Однако бывает так, что в этот мир приходят дети, которые не очень приспособлены для жизни в нем. Они особенные. Им нужно не только человеческое тепло, участие, ласка и родительское воспитание, но также помощь, чтобы максимально адаптироваться к реальности. Именно с такой целью и проводятся специальные коррекционные занятия для детей с разнообразными нарушениями развития – дефектами слуха, речи, зрения и другими ограничениями здоровья. В данной статье пойдет речь о том, какими могут быть коррекционные занятия, где они проводятся, для чего они нужны и насколько они могут быть эффективны.

Коррекционная работа с детьми

Большинство нарушений в развитии ребенка закладывается еще во внутриутробном состоянии, поэтому малыши уже рождаются с некоторыми особенностями. Впоследствии по мере роста у детей могут появляться проблемы в речевом, умственном или физическом развитии, что обуславливает необходимость создания для них особых условий для воспитания и обучения. Именно в этом и заключается программа коррекционной работы, призванная сделать так, чтобы любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получить максимально полноценное воспитание и образование путем индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Коррекционная работа с детьми начинается еще в детском саду, когда родители отдают своего ребенка в специализированную группу, подходящую под его проблему, или даже в специализированное образовательное учреждение, которое проводит процесс дошкольного обучения детей сразу по нескольким направлениям:

  • педагоги и медработники ведут диагностическую работу, результатом которой является своевременное обнаружение детей с ОВЗ, их обследование и подготовка соответствующих рекомендаций,
  • далее для детей с ОВЗ проводятся коррекционно-развивающие мероприятия, которые помогают освоить изучаемый материал и скорректировать недостатки в условиях садика. Эти мероприятия призваны также помочь детям с ОВЗ сформировать полноценные коммуникативные, личностные и познавательные навыки,
  • параллельно с коррекционной работой проводится также консультативно-просветительская работа с семьями для того, чтобы правильно организовать условия для жизни и личностного развития деток с ОВЗ.
  • Естественно, что подобная коррекционная работа проводится не во всех образовательных учреждениях, хотя в большинстве из них присутствуют ее элементы. Существуют специальные учебные заведения различных типов, в которых обучаются дети с разнообразными нарушениями – слуховыми, зрительными, речевыми, с задержкой умственного и психологического развития, а также с умственной отсталостью.

    Коррекционная программа для детей

    Любая коррекционная программа для детей строится соответственно тем нарушениям в развитии, которые присущи конкретному ребенку. Например, в школе для слабослышащих и позднооглохших детей педагоги проводят коррекционные занятия по восстановлению слуха, а также активно развивают речь воспитанников, способствуя совершенствованию их коммуникативных навыков.

    Когда проблема детей заключается в слабости зрения или даже слепоте, то в обучении применяется специальное тифлооборудование и дидактические материалы для усваивания необходимой информации.

    Детки, которые имеют проблемы с речью, на занятиях постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых им необходимо как можно больше говорить и совершенствовать свои речевые навыки. Часто бывает так, что в результате упорного труда некоторые недостатки в развитии успешно корректируются, и впоследствии ребенок может успешно посещать обычный садик или обычную школу.

    Стоит сказать, что подобные корректирующие программы есть не только в специализированных детских садах и школах. Коррекционные группы функционируют также в районных поликлиниках и в обычных садиках и школах (если нарушения в развитии находятся на начальной стадии и поддаются коррекции). Всем знакомо, когда в обычную группу детского сада приглашают логопеда или психолога – вот это и есть групповые коррекционные занятия.

    Также имеет место быть и индивидуальная коррекционная программа, которая в некоторых случаях гораздо эффективнее групповой терапии, но это зависит от самого ребенка, его социальной адаптации, конкретной проблемы и степени ее запущенности.

    Стоит отметить, что всю коррекционную работу, помимо врачей, осуществляют также общие специалисты:

    • логопед, который занимается постановкой речевого дыхания, коррекцией произношения звуков, их автоматизацией и дифференциацией,
    • педагог-психолог, работа которого направлена на то, чтобы дети были максимально адаптированными к социальным условиям (нивелирование агрессии, работа с отклонениями в поведении и т.д.),
    • воспитатель или учитель,
    • музыкальный руководитель,
    • медсестра,
    • инструктор по физическому воспитанию.
    • Все эти специалисты, работая в команде, помогают любому ребенку стать гармоничной полноценной личностью, независимо от уровня его развития и наличия у него каких-либо отклонений. Конечно, не стоит забывать и о роли родителей, которые должны создавать максимально комфортные условия для жизни и развития своего ребенка.

      bambinostory.com

      Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

      насыщение игры моторными действиями должно быть постепенным, по мере овладения простыми формами движений;

      В таблице 20 приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова Л.В., 2001).

      Коррекционно-развивающие подвижные игры

      Содержание игры. Ведущий говорит: «Мы все львы, львиная семья. Давайте узнаем, кто из львов рычит громче всех. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи», — каждый из вас должен встать в угрожающую стойку льва с выпущенными когтями и как можно громче рычать «р-р-р-р»». После игры все дети падают от усталости на маты и отдыхают в непринужденных позах

      Снижение психоэмоционального напряжения, снятие агрессивности, имитация движений, воображение, развитие мелкой моторики рук, расслабление

      Развитие мелкой моторики пальцев рук, быстроты реакции, закрепление навыка порядкового счета, кратковременной памяти, формирование осанки

      Развитие ловкости, согласованности действий с партнером при ограниченных двигательных возможностях, дифференцировка усилий при перемещении, быстроты реакции, точности движений мелкой моторики, воспитание ответственности, дисциплины, доверия к партнеру

      Инвентарь: мяч (волейбольный, набивной, теннисный). Содержание игры. Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и возвращая мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, «А» — «Арбуз». Варианты усложнения: — ведущий бросает разные мячи; — ведущий, бросая мяч, говорит слово, а ребенок, возвращая мяч, называет другое слово на ту же букву; — ведущий называет слово, а ребенок — словосочетание или предложение. Например, «Ворона» — «Ворона сидит на дереве»; — ведущий называет цифру, а ребенок — цифры-соседи. Например, «3», нужно назвать «2» и «4»

      Инвентарь: повязка на глаза. Содержание игры: На глаза ведущего надевается повязка — он робот, а дети заранее договариваются, в какое место он должен прийти и какие задания выполнить по пути (сесть на скамейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево», «Стой», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д., должны привести робота к цели. Вариант усложнения: то же задание, но выполняют его два «робота», взявшись за руки

      Внимание, ориентиров ка в пространстве без зрительного контроля знание основных направлений движения, способность дифференцировать команды и двигательные действия на слух

      Инвентарь: ведро, морковка, угли Содержание игры. Дети делятся на команды по 2—3 человека, включая одного взрослого, и получают задание, в течение 10 мин скатать снежный ком возможно большей величины. Команды сами выбирают место, где легче выполнить задание. Выигрывает команда, скатавшая самый большой снежный шар. Затем все вместе с помощью взрослых лепят снежную бабу, украшая ее шляпой (ведром), носом (морковкой), глазами (угольками) и т.п. Варианты усложнения: самостоятельное выполнение задания, без участия взрослых

      studfiles.net

      Работа и занятия с особыми детками

      Здравствуйте, с вами снова Сухих Татьяна! К сожалению, сегодня мы встречаем все большее количество деток, которым требуется специальный, особый подход в воспитании. Наш сад – не исключение, у нас есть такие особенные ребятки, им уделяется большое внимание, как со стороны воспитателей, так и со стороны психолога.

      Наши специалисты разрабатывают адаптированные занятия для детей с умственной отсталостью, но все мы думаем, что лучше бы для воспитанников с задержкой в развитии была организована отдельная группа. Ведь воспитатель не в силах уделить дополнительное время, чтобы индивидуально заниматься с ребенком, который не может освоить определенную информацию или навыки вместе с остальными ребятами. Что поделать: есть утвержденная программа, по которой мы работаем, а она рассчитана на детей со средним уровнем развития интеллекта.

      Но я считаю, и мои коллеги меня поддержат в этом мнении, что можно найти выход из этой ситуации, когда детки с разными показателями развития воспитываются в одной группе. Нужно для детей с умственной отсталостью подобрать специальную мини-программу и расписать занятия отдельно, индивидуально. Как вы считаете? Это ведь глобальная проблема в нашем обществе. Давайте обсудим!

      Методические рекомендации для родителей и воспитателей особенных деток: специальная литература

      Горе, конечно, в семье, где малыш растет не совсем здоровым. Но умственная отсталость – не болезнь, это просто сбой в программе мозга, что приводит к низким интеллектуальным показателям. Обычно это либо врожденный дефект, либо приобретенный в раннем возрасте вследствие перенесенной болезни с последующими поражениями головного мозга.

      Таких деток нужно развивать особенно «тщательно», если можно так сказать. Коррекционные программы для детского сада и для родителей сегодня можно найти без проблем.

      Лично я рекомендую несколько замечательных, на мой взгляд, пособий из любимого интернет-магазина «УчМаг».

      Начну с интриги! «УчМаг» предлагает акцию: пополнение счета в магазине + участие в офлайн-семинаре «Игровая коррекция задержки психического развития».

      Семинар посвящен вопросам арт-терапии, то есть, как использовать искусство для всестороннего развития особенных деток.

      Пособие «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии». Этот труд дает нам методику выявления отклонений у деток и материалы для разработки индивидуальных занятий с ребенком, отстающим в интеллектуальном развитии.

      Не могу пропустить пособие-программу «Солнечный лучик» – это 15 тематических занятий для особенных детей, но они вполне могут использоваться в ежедневной работе в среднестатистической группе детского сада. Авторы предлагают корректировать дефекты в интеллектуальном развитии малышей в игре и это правильно, ведь мы знаем, что малыши наиболее успешно постигают жизнь, играючи, как говорится.

      Интереснейшая книжечка: «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования». Это пособие для педагогов, дефектологов, психологов и родителей. В двух словах, инклюзивное образование – это когда все дети, независимо от интеллектуального, физического развития воспитываются и обучаются вместе. В данном пособии мы находим авторские методики психологической коррекции развития дошкольников.

      Как работать с особенными детками?

      Вообще, ограниченность интеллекта может быть вызвана не только врожденными дефектами головного мозга либо болезнями, перенесенными в раннем возрасте, но и запущенностью со стороны родителей.

      Есть примеры у всех нас, когда мы наблюдаем семью, где мать совершенно не занимается детками, но они в принципе, неглупые, глазки умные, но вот они запущены в плане развития. Это малыши с умеренной умственной отсталостью, которая отлично корректируется с помощью специальных программ.

      Я считаю, что небольшое отставание воспитанников младшей группы вполне исправляется упражнениями на моторику. Ведь мозг и пальцы связаны напрямую. Тренируем пальчики, тренируется мозг. Отстающим ребяткам почаще предлагаем собирать пазлы, мозаику, нанизывать бусины на нитку и т.п.

      Малышам с тяжелой формой требуется помощь специалиста-психолога. Работа с детьми 3 и 4 степени отсталости интеллекта возможна лишь в специализированных условиях. К слову, есть, как вы поняли, 4 степени уровня IQ, согласно современной классификации.

      С детьми, у которых наблюдаются глубоко неразвитые умственные показатели, занимаются профессиональные воспитатели-дефектологи, в их распоряжении всевозможные методики, тренажеры, приспособления, дидактические материалы.

      Если в группе есть отстающие детки, необходимо работать с ними постоянно, иначе результата не будет. Допустим, вы пишите конспект занятия для средней группы. Обязательно прописывайте отдельные задания для особенного ребенка.

      Или ребята играют на коврике, а отстающие детки пускай разрабатывают пальчики: можно учить их вязать на спицах или крючком, рисовать узоры песком, лепить из пластилина, шнуровать обувь (тренажер специальный есть), делать бусы и многое другое. Часто такие детки проявляют большую усидчивость и трудолюбие, чем обычные ребята.

      Как вы смотрите на эту проблему? Есть ли у вас в группе такие особенные детки? Возможно, откликнутся родители особенных деток, поделитесь своими мыслями! Как развивать этих детей, как адаптировать их к школе?

      Пора прощаться, хотя тема далеко не исчерпана. Вопросов много, опыта мало, поэтому приглашайте друзей в нашу компанию, будем искать решение проблем вместе. А подписавшись на новости, вы сможете быть в курсе наших дискуссий.

      metodbv.ru