Симптомы

Лечение заикания у детей

11.04.2018

В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей

В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных сокращений органов артикуляции. Часто также наблюдаются отклонения ритмичности речи и возникают непроизвольные остановки при произношении фразы. Проблема не является исключительно речевой, так как обычно сопровождается определенными нарушениями работы центральной нервной системы. Лечение заикания у детей зависит от причин, вызвавших данное состояние.

Наиболее распространено данное явление в детском возрасте (до 5 лет), когда речь формируется и развивается. Чаще заикание встречается у мальчиков, а сама проблема диагностируется у 3% всех детей.

Причины развития заикания

Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи. Некоторые из них могут стать предпосылками развития заикания у ребенка.

Причины заикания у детей могут быть следующими:

  • предрасположенность на наследственном уровне (проявляется с младенчества, возникает в начале развития речевой деятельности, может сопровождаться другими симптомами, такими, как энурез, повышенная тревожность, страх по ночам);
  • повреждения головного мозга в период до рождения и во время родов (перинатальные недуги, связанные с токсикозом матери во время беременности, удушением, внутриутробной гипоксией, снижением доступа кислорода во время родов, травмами, полученными при родовой деятельности);
  • тяжелые заболевания инфекционной природы, перенесенные в детстве (менингиты, корь, коклюш, энцефалит, тиф). Чаще всего отклонение, спровоцированное инфекциями, проявляется в более позднем возрасте – около 7-8 лет (классифицируется как заикание у детей дошкольного возраста);
  • получение сильных черепно-мозговых травм;
  • гипотрофия (данное состояние может вызвать заикание как в раннем детском возрасте (для детей 3 лет), так и в более позднем (до 10 лет));
  • рахиты;
  • переучивание левши писать правой рукой;
  • факторы, влияющие на психическое состояние ребенка – страхи, конфликты, ссоры, радость или строгий стиль воспитания, свойственный родителям.
  • Потрясения психического и психологического характера могут спровоцировать заикание не только у маленьких детей, но и у подростков 14-15 лет. В некоторых случаях отклонение провоцируется повторением манеры общения человека, который заикается.

    Распространены ситуации, когда заикание у детей дошкольного возраста не является единственным заболеванием речевой системы, комбинируясь с дислалиями, дизартриями, тахилалиями, алалиями, ринолалиями.

    Разновидности отклонения

    Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

    Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

  • легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
  • средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
  • тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).
  • Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

  • заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
  • заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).
  • Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

  • волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
  • рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
  • постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).
  • Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

  • клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
  • тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
  • смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
  • дыхательное;
  • голосовое;
  • артикуляционное.
  • Патология имеет четкие и явные симптомы, которые в зависимости от причины и истока развития болезни могут иметь особенности. Общими проявлениями заикания являются:

  • движения во время произношения – непроизвольные сокращения мимических мышц, моргание, раздувание носовых крыльев;
  • использование дополнительных эффектов, целью которых является снижение видимости патологии – зевание, смех, кашель;
  • судорожные явления в момент до начала речи или при произнесении слов (проявляется в неспособности сразу произнести слово или многократным повторением одного из слогов);
  • нарушения дыхания (дыхание носит поверхностный, аритмичный характер, речь начинается на глубоком вдохе или выдохе).
  • В детстве патология может также сопровождаться рядом отклонений вегетативного плана: гипергидрозом, тахикардией, нетипичным изменением цвета кожи, изменением показателей артериального давления при проговаривании слов.

    Если заикание носит неврозоподобный характер, зачастую речь носит невыразительный, монотонный характер. Темп произношения ускоренный, а в целом речевая деятельность повышена. Могут наблюдаться и другие проявления – неразборчивость почерка, невыразительность мимических и моторных действий. Особенно явно симптоматика проявляется тогда, когда ребенок устал.

    Логоневроз обычно сопровождается резким ухудшением качества речи, так как в основе данной патологии лежит состояние, связанное со значительной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.

    Активность ребенка снижается, наблюдается фиксирование на слоге, который он не может произнести. Часто проявляется боязнь речи. Дыхательная система, как и голос, подвержена судорожным проявлениям. Патология носит непостоянный характер и в отсутствие неблагоприятного фактора снижается.

    Диагностика проблемы

    Для создания полной картины болезни, а также определения точной причины, по которой она возникла, ребенка должен обследовать не только логопед, но и детский врач, психолог, психиатр и невролог.

    Важно точно и полно собрать анамнез состояния, так как это оказывает решающее влияние на выявление истоков болезни и подбор нужной терапии. Указывается время, в которое появился дефект, факторы, этому поспособствовавшие, а также приводится информация о степени развитости ребенка в плане речевой деятельности и описывается состояние дыхательной системы.

    Ряд терапевтических анализов и исследований обязательно включает:

  • оценку речевой активности (дыхание при разговоре, темп речи и тембр голоса, отклонения моторики и произношения, наличие, тип и частоты судорог);
  • определение состояния центральной нервной системы (ЭЭГ, МРТ, реонцефалография).
  • Опционально для конкретного случая могут быть подобраны специальные дополнительные исследования.
  • Способы коррекции заикания

    Правильно и максимально быстро устранить дефект можно только у врача, так как именно медик может подобрать адекватное лечение, исходя из анамнеза заболевания.

    Участие в лечении невролога требуется только в том случае, если заболевание вызвано поражением ЦНС, психолога – если имела место ситуация, эмоционально повлиявшая на ребенка и приведшая к заиканию. В остальных случаях патологии речевой деятельности корректируются логопедом.

    Методы лечения заикания включают:

  • воздействие гипнозом;
  • иглоукалывание;
  • лечение заикания у детей в домашних условиях;
  • устройства против заикания;
  • лечение лекарственными средствами;
  • массажи, ванны;
  • гимнастика для нормализации работы системы дыхания;
  • логоритмические и логопедические упражнения.
  • Медикаментозная терапия обычно используется в качестве дополнительной, так как используемые препараты не могут устранить дефект. В зависимости от состояния больного могут назначаться таблетки гомеопатического действия, ноотропы, препараты от судорог, успокоительные и транквилизаторы.

    Посредством гипноза не лечат состояния, возникающие от заикания у детей младшего возраста. Для старших детей это один из самых действенных и простых способов вылечиться – улучшения достигаются после первого сеанса, а после 10 занятий может наступить полное излечение.

    Метод точечного массажа основан на том, что воздействие производится на активные точки организма. Начинать подобную терапию лучше как можно раньше, так как ее эффективность с возрастом может значительно снижаться.

    Дыхательная гимнастика направлена на формирование привычки правильного дыхания. Дыхательные упражнения при заикании действенны в ситуациях, когда патология спровоцирована неправильным, поверхностным дыханием при произнесении слов. Таким образом лечат детей от 4 лет.

    Занятия по логоритмике при заикании у детей могут скрыть дефект речи за счет тренировки голоса. При помощи логоритмического метода корректируют патологию речи у детей дошкольного возраста.

    Обычно занятия включают следующие аспекты:

  • игра на инструментах;
  • пение;
  • мышечное расслабление;
  • гимнастика для коррекции дыхания;
  • упражнения на артикуляцию.
  • Для детей с заиканием разработаны специальные приборы, позволяющие слышать собственную речь с небольшим запаздыванием. Более совершенные устройства могут отражать то, как ребенок должен произнести слово правильно или снижать громкость голоса фоновыми шумами (современные приборы способны регулировать уровень громкости голоса).

    Некоторые прибегают к лечению заикания травами – такими, как крапива, зверобой, мелисса, вереск, хмель или ромашка. Отвары на основе таких сборов оказывают мощный успокаивающий эффект. Такое воздействие требуется при заикании у детей, которое было спровоцировано психоэмоциональными негативными факторами.

    Возможные последствия патологии

    Даже при полном излечении заикания могут остаться заболевания психического характера, связанные с неспособностью преодолеть боязнь проблемы. Распространены следующие случаи следовых нарушений:

  • значительное понижение самооценки ребенка;
  • отсутствие достаточного уровня адаптации в обществе;
  • страх речевой активности (логофобия);
  • страх произнесения звука, который раньше не получалось произносить с первого раза (звукофобия).
  • В отдельных случаях профилактика и лечение могут привести к обратному эффекту, усугубив проблему.

    Как минимизировать риск развития состояния

    Необходимые меры для того чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было эффективным, включают в себя следующие мероприятия:

    • обеспечение ребенку нормальной психологической и эмоциональной обстановки;
    • постоянное общение с ребенком;
    • контроль над правильностью произношения слов и дыхания.
    • С ребенком лучше разговаривать достаточно медленно, но понятно и четко – так ребенок научится контролировать темп своей речи. Во избежание проявления симптомов также нежелательно перебивать детей во время разговора.

      С ранних лет лучше приучать детей к неторопливому изложению мыслей – так им будет проще научиться говорить правильно и без дефектов. Хорошо развить речь помогает чтение книг вслух с последующим пересказыванием их содержания, но если ребенок уже начал заикаться, лучше не заставлять его это делать без его желания.

      Важно создать благоприятную семейную обстановку, так как от этого напрямую зависит психологическое состояние ребенка. Нежелательны ссоры, крики и попытки наказать ребенка.

      Ребенка с дефектом речи важно хвалить даже за незначительные успехи. В то же время не стоит ребенка баловать, так как в этом случае отказ может спровоцировать появление заикания на фоне негативных эмоций. Как вылечить заикание у ребенка в конкретном случае максимально эффективно решает врач.

      Профилактические меры

      К основным общеоздоравливающим методикам профилактики речевых дефектов можно отнести:

    • ограничение взаимодействия ребенка с людьми, имеющими речевые недостатки, в особенности заикание;
    • создание нормальной психологической обстановке в доме;
    • снижение риска психологического или физического травмирования ребенка;
    • составление нормального режима дня;
    • использование мягких способов наказания за провинности;
    • письмо, чтение, пересказы и другие занятия, повышающие качество речи.
    • Если заикание когда-либо было или наблюдается в настоящее время, ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врачей, особенно невролога и логопеда.

      Литература для чтения с ребенком должна подбираться в соответствии с возрастом, так как иначе образы могут напугать или впечатлить ребенка так, что проявятся симптомы отклонений речевой активности. Особенно это касается страшных или печальных сказок.

      То же самое относится к просмотру передач по телевизору или длительному использованию сети – нервная система ребенка не может справиться с такой нагрузкой, поэтому избыток информации может стать причиной множества отклонений, в том числе связанных с речью.

      Сразу после лечения лучше ограничить ребенка в развлечениях, так как новые сильные эмоции могут вернуть прежнее дотерапевтическое состояние.

      По возможности близкие люди должны говорить с заикающимся максимально четко и плавно, чтобы по примеру он учился говорить правильно. Развитию правильного дыхания способствуют занятия танцами и пением, поэтому для заикающихся детей такие занятия очень полезны.

      Обычно такая проблема, как заикание, требует врачебного вмешательства, так как самостоятельно добиться успехов в коррекции этой патологии сложно. Для максимально эффективного лечения важно выбрать, как лечить заикание у ребенка в конкретном случае. Дефект хорошо поддается коррекции при своевременном и адекватном ее проведении.

      vseorechi.ru

      Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

      Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

      Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

      Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

      Причины заикания у детей и факторы риска

      Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

      К факторам риска относятся:

    • наследственная предрасположенность;
    • врожденная слабость речевого аппарата;
    • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
    • органические патологии центральной нервной системы;
    • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
    • чрезмерные психические нагрузки;
    • нарушения обмена веществ.
    • Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

      Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

      Формы заикания у детей

      По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

    • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
    • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
    • Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

      В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

    • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
    • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
    • смешанное.
    • Стадии заикания у детей

      В развитии патологии выделяют четыре стадии:

    • Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
    • Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
    • Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
    • Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.
    • Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

      К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

      Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

      Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

      Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

      При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

      В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

      Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

      www.neboleem.net

      Лечение заикания у детей и взрослых

      Что такое заикание, знает каждый. Состояние, похожее на судороги в артикуляционной или гортанной мускулатуре, заставляющее человека задерживаться с произнесением звука или многократно повторять его. Чаще это происходит в начале речи, но бывает, что задержка может быть и в середине произнесения слова.

      Для говорящего такие запинки и задержки бывают просто мучительны. Осознание невозможности произнести слово, заставляет его переживать, волноваться и, как следствие, заикаться еще сильнее.

      Причины появления заикания

      Специалистами выделяются условия и причины, провоцирующие возникновения заикания у детей.

      Среди условий, создающих благоприятную ситуацию для появления такого состояния, можно назвать:

    • Неустойчивость нервной системы ребенка — повышенная тревожность, страхи, энурез, эмоциональность.
    • Врожденные особенности речевого аппарата — короткая уздечка языка, небные расщелины, нарушенное строение челюстей и т. д.
    • Нарушения нервно-мозговой деятельности в процессе родов или осложненной беременности.
    • Физическая ослабленность ребенка в результате частых болезней.
    • Отставание развития моторики.
    • Психологический дискомфорт ребенка как явный, так и скрытый.
    • Отсутствие душевного контакта с родителями и близкими.
    • Причиной, «толчком» к появлению заикания может стать:

    • Сильный кратковременный стресс.
    • Длительное угнетение психологического состояния.
    • Переучивание леворукого ребенка. (Надо отметить, что в раннем возрасте многие дети предпочитают пользоваться левой рукой, что связано с особенностями возрастного созревания мозга).
    • Копирование речи заикающегося взрослого в окружении.
    • Чрезмерно активное развитие речи, излишнее стимулирование интеллектуального развития у детей.
    • Двуязычие в семье.
    • Заикание представляет собой нарушение темпа и ритмического рисунка речи. Оно может сопровождаться судорогами речевого аппарата, непроизвольными повторениями звуков и остановками в процессе говорения. В зависимости от причин, вызвавших это состояние, заикание разделяют на два вида.

      Логоневроз, подразумевающий невротический процесс.

      В этом случае проблема возникает остро, в связи с каким-либо травмирующим психику ребенка событием. Ребенок может сначала перестать говорить совсем или ограничить общение, впоследствии проявляются речевые судороги дыхательно-голосового характера. Отличительная особенность — заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях, в состоянии же психического комфорта затихать, практически сходя на нет.

      Неврозоподобное заикание

      Это состояние имеет прямую связь с поражением работы ЦНС. Его отличает постоянное, длительное течение. В данном случае характерны слабость развития моторики, работы высшей психической деятельности, речь монотонна и невыразительна. Само заикание может ребенка при этом практически не беспокоить, не вызывая дискомфорта. Усиливается при эмоциональной или умственной нагрузке.

      На что обратить внимание родителям

      В первую очередь — сам факт появления заикания не нужно игнорировать. Даже если оно вызвано ускоренным речевым развитием, когда артикуляционный аппарат ребенка попросту не успевает за его мыслями и желанием выразить их словами.

      Чем больше «стаж» этого состояния, тем сложнее с ним справиться. Кроме того, возникновение заикания говорит о наличии каких-либо отклонений или процессов в нервной системе, которые необходимо откорректировать.

    • неожиданно перестал разговаривать;
    • начал часто употреблять в начале слов «лишние» звуки («а», «э», «о»);
    • стал повторять начальные слоги в словах;
    • останавливается посреди фразы;
    • не может начать предложение,
    • следует как можно раньше посетить специалистов. Недавно начавшееся заикание можно довольно быстро остановить.

      К кому обратиться за помощью при заикании

      Так как процесс этот вызван неполадками в работе нервной системы, работа по коррекции должна быть комплексной. Специалисты, которые помогут ребенку, это невролог и логопед.

    • Невролог оценит состояние нервной системы, исключит органические нарушения и назначит меры для коррекции состояния. Ребенку требуется щадящий режим, благоприятные условия для психики, исключение умственных и эмоциональных перегрузок. Для расслабления и снятия мышечного тонуса могут быть назначены физиопроцедуры, массаж. Медикаментозное лечение зависит от степени тяжести состояния и результатов обследования врача.
    • Логопед должен будет оценить речь ребенка, обращая внимание на ее темп, правильность речевого дыхания, артикуляционные судороги, наличие других нарушений в процессе говорения. Исходя из результатов обследования, а также анамнеза ситуации будет составлен план коррекционных занятий.
    • Кроме этих специалистов ребенку может понадобиться детский психолог. Если причиной заикания стала стрессовая ситуация, ее необходимо не только устранить, но и помочь справиться с ней эмоционально.

      Логопедическая работа при заикании

      Занятия с логопедом помогут наладить правильное речевое дыхание, выровнять темп речи и снизить спастические судороги при говорении.

      В работе используются:

      1. Элементы дыхательной гимнастики.
      2. Логоритмика, позволяющая связать произносимые слова с движением и музыкой, выравнивая таким образом темп и вырабатывая связность и плавность речи.
      3. Упражнения для улучшения артикуляции.
      4. Пение. Замечено, что люди перестают заикаться, когда поют. Кроме того, это помогает наладить правильное дыхание и ритм речи.
      5. Игра на музыкальных инструментах.
      6. Упражнения для мышечной релаксации.
      7. Регулярные занятия при поддержке семьи обязательно принесут результат!

        Памятка для родителей

        1. Ребенку с заиканием обязательно нужно ввести твердый режим дня.
        2. Создать условия для полного психического покоя, не провоцировать стрессы и перевозбуждение, чтобы не усиливать заикание.
        3. Не следует акцентировать внимание на проблеме, не обсуждать при ребенка его состояние.
        4. По возможности вводить режим молчания. Особенно это важно на начальных стадиях возникновения заикания, чтобы рефлекс не закреплялся.
        5. Ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
        6. Поменьше побуждать ребенка к длительным и подробным рассказам.
        7. Лучше задавать вопросы, требующие односложных ответов.
        8. Общаясь с ребенком следует избегать резких окриков и громких разговоров.
        9. В некоторых случаях заикания нужно стараться, чтобы речь ребенка была медленной, неторопливой, схожей с брадилалией. На начальном этапе это помогает сгладить заикание.

        Не стоит думать, что эти правила «пожизненные». Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат.

        Моему ребенку 3 года. На днях к нам подбежала собака, он испугался и появились запинки в речи. Как можно быстро исправить это?

        Потребуется помощь логопеда-заиколога. Чем быстрее обратитесь за квалифицированной помощью, тем меньше занятий потребуются для устранения заикания

        здравствуйте, только что от логопеда из психо-логопедического центра на щербакова, у нас запинки в речи,нарушение темпа и ритма речи. без консультации к вам можно начать ходить на занятия?

        Обычно занятия у нас проводятся только после нашего первичного обследования. Если у Вашего ребенка только запинки, то, да, можно без консультации

        Добрый день! Кого бы из специалистов вы могли порекомендовать при заикании? Ребёнку 2,7.

        Здравствуйте! У нас все специалисты работают с заиканием

        Данным термином специалисты обозначают нарушение функций голоса. При дисфонии ребенок говорит глухо, «сипит», голос может .

        Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как .

        Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми .

        karkusha.su

        Причины и лечение заикания у детей

        Заикание: суть недуга

        Здоровые люди произвольно удлиняют звучание некоторых звуков (м-м-м, и-и и т. д.), однако подобные случаи составляют менее 7-10% всего объема речи. Логоневроз диагностируется при перерывах или повторах в речи более 10%. Заикание часто фиксируется у детей в период формирования речи (2-5 лет). 2-3% малышей страдают от логоневроза, при этом у мальчиков патология диагностируется в 3-4 раза чаще, нежели у девочек. Этот факт объясняется психоэмоциональной слабостью маленьких мужчин и неспособностью достаточно выражать свои эмоции. У взрослых стойкое или невылеченное заикание встречается у 1% населения.

        Логоневроз еще называют навязчивым страхом общения. Возникая внезапно, заикание постепенно усиливается. Нередки периоды улучшения речи, однако недуг вновь возвращается, а его проявления еще более тяжелы.

        Специалисты составили психологический портрет людей, предрасположенных к заиканию:

      8. холерический психотип (неуравновешенная психика);
      9. робкие, испытывающие стеснение в обществе;
      10. чрезмерно впечатлительные;
      11. большие фантазеры;
      12. со слабовыраженными волевыми качествами.
      13. Причины логоневроза подразделяют на две категории: органическое поражение нервной системы и невротические состояния.

        Дефекты развития нервной системы

      14. наследственной предрасположенности;
      15. тяжелого течения беременности;
      16. осложненных травмами малыша родов;
      17. частых болезней малыша в первые годы жизни.
      18. Внутриутробно у плода могут развиться органические дефекты строения речевого аппарата (ринолалия, дизартрия и др.). Нередко при этом диагностируется повышение внутричерепного давления и судорожный синдром.

        Важно! Неврозоподобное заикание не зависит от внешних факторов (эмоциональное состояние и т. д.).

        Заикание может возникнуть и у здоровых детей вследствие нервного перенапряжения. Причины этому следующие:

        • неожиданный испуг (лай собаки, фильмы ужасов и боевики, страшные мультфильмы);
        • пугающая стрессовая ситуация (ссоры в семье и школе, переживания по поводу болезни родственника и т. д.);
        • желание взрослых сделать из малыша вундеркинда (заучивание сложных слов и предложений, большие объемы стихотворений, обучение двум языкам в раннем возрасте и т. д.);
        • малый словарный запас малыша, недостаток общения со взрослыми, ведущий к задержке речевого развития;
        • недостаток любви в семье, тягостные для малыша наказания (избиение, пребывание в темной комнате и т. д.);
        • длительное пребывание малыша у телевизора, за компьютером, замещение реального мира виртуальным;
        • подражание заикающемуся взрослому;
        • попытка переучить левшу (леворукие малыши более неустойчивы в эмоциональном плане и трагически воспринимают стрессовые ситуации).
        • Важно! Заикание у ребенка с неврозом усиливается при любом психоэмоциональном перенапряжении и может практически исчезать в спокойной обстановке.

          Судороги мышц языка, нёба, гортани, диафрагмы и брюшной полости проявляются следующими речевыми нарушениями:

        • тонические расстройства — вынужденная пауза с затягиванием звука (соб. ака, р. учка);
        • клоническое расстройство — повторение одного звука/слога/слова (с-с-собака, ру-ру-ручка);
        • смешанное расстройство.
        • Вдобавок к этому у ребенка наблюдаются следующие признаки:

        • напряженный вид, гримасничанье вплоть до нервных тиков;
        • психологический дискомфорт при общении, замкнутость, порой достигающая социофобии;
        • неврологические расстройства (раздражительность, плаксивость, различные фобии, плохой сон, агрессивность).
        • Речевые неудачи формируют у ребенка логофобию: в начале общения малыш навязчиво ожидает трудностей с речью, непонимания взрослых и насмешек сверстников. Зачастую малыш отказывается от общения, объясняя свое решение «не могу сказать».

          Лечение заикания у детей

          Терапия логоневроза эффективнее при обращении к специалисту при первых расстройствах речи. «Свежий» недуг при комплексном и квалифицированном подходе можно излечить за 2 недели.

          Обязанности родителей заикающегося ребенка:

        • Создание спокойной психологической обстановки (невротический родитель может быть главной причиной заикания малыша).
        • Распорядок дня: соответствующий возрасту сон, ограничение просмотра телевизора и занятий малыша с планшетом/компьютером, прогулки.
        • Ограждение от пугающих моментов: исключение громкой музыки, стрессовой информации.
        • Полноценное общение, совместные прогулки и занятия.
        • Исключение акцентирования на дефектах речи малыша.
        • Устранение фобий у ребенка (не все собаки злые, разъяснение как вести себя в различных ситуациях, включенный светильник ночью, отказ от страшных сказок на ночь и т. д.).
        • В любой момент показывать малышу, что он любим. Отказ от критики.
        • Развитие уверенности в себе и самостоятельности (совместная покупка игрушки или понравившейся одежды).
        • Контроль за речью, обучение ребенка говорить на выдохе.
        • Спокойная, медленная речь при общении с заикающимся малышом.
        • Укрепление здоровья (лечение хронического тонзиллита, закаливание и др.).
        • Контроль за осанкой, расслабление мышц воротниковой зоны с помощью массажа.
        • Включение в рацион продуктов, благоприятно влияющих на речь (льняное масло, творог, сметана, рыбий жир), ограничение сладостей (конфеты, газировка) во избежание гиперактивности.
        • Логопедические методики восстановления речи:

        • установка психологического контакта с ребенком (доверительное отношение поможет не акцентировать внимание на недуге);
        • успокоительные средства на основе трав;
        • зарядка языка и логопедический массаж, представленные в игровой форме;
        • дыхательные упражнения;
        • психологические приемы для установления эмоциональной стабильности;
        • режим молчания;
        • музыкотерапия (пение детских песен, особенно эффективно при логоневрозе прослушивание произведений Моцарта).
        • Вылечить заикание у ребенка можно только при скоординированных усилиях специалиста и родителей. На фоне созданного взрослыми эмоционального покоя индивидуально подобранные методики коррекции речи дадут максимально быстрый эффект.

          www.infmedserv.ru