Симптомы

Лекция 13 умственная отсталость

24.04.2018

14 Умственная отсталость

Нарушение умственного развития с момента рождения ребенка или возникшее в раннем возрасте может называться различными терминами: «умственная недостаточность», «умственный дефект» или «задержка умственного развития». В настоящее время в Англии широко применяется термин «умственный дефект» для характеристики тех детей, которые нуждаются в специальных службах, но «умственная отсталость» является более предпочтительным термином, которым пользуются во всем мире. У одного ребенка задержка умственного развития может быть выражена в легкой степени, у другого — в умеренной, у третьего — в тяжелой. У некоторых детей (но не у всех) умственная отсталость обусловлена структурными аномалиями головного мозга, это «повреждение» или недостаточность могут быть диффузными или очаговыми. Органическое поражение головного мозга чаще всего обнаруживается у больных с выраженной задержкой умственного развития, каждый третий из которых страдает еще и эпилепсией. Больше половины этих людей в определенные периоды своей жизни будут нуждаться в противосудорожных препаратах.

Люди с умственным дефектом чаще, чем другие, страдают психическими заболеваниями. Из всех госпитализированных в стационары для умственно отсталых людей 6% страдают маниакально-депрессивным психозом или шизофренией, у некоторых обнаруживаются различные нарушения поведения — гиперкинетический синдром и аутизм у детей, истерические реакции и тревожные состояния у взрослых, — улучшение которых может наступить под воздействием медикаментозного лечения, являющегося частью общей лечебной программы. У умственно отсталых людей легче, чем у лиц с нормальным интеллектом, развиваются отрицательные эмоциональные реакции в связи с различными трудностями и неисполненными желаниями: безотчетная тревога и раздражительность могут приводить к стереотипному выполнению ритуалов и вспышкам гнева.

Всегда нужно попытаться понять поведение больного, а не стремиться с легкостью подавить его. Как уже подчеркивалось раньше в этой книге, психотропные средства всегда нужно назначать строго по определенным показаниям, преследуя конкретную цель, причем нужно назначать их только на точно установленный период времени никогда нельзя применять их просто, для общей седации. Человека с внезапно возникшим возбуждением можно временно седировать чтобы избежать ситуации, чреватой для него неблагоприятными последствиями, сразу же начиная на фоне спокойного состояния осуществление программы, направленной на восстановление социальных контактов, возвращение уверенности в себе и занятости. Тревожному больному может помочь регулярный прием анксиолитиков, а человеку с депрессивным состоянием — трициклических антидепрессантов (см. гл. 8, 9, 21, 26). Повторяющиеся вспышки гнева можно устранить карбонатом лития или карбамазепином. Больному эпилепсией необходимы противосудорожные средства. Но многие умственно неполноценные люди вовсе не нуждаются в медикаментозном лечении. Если же по каким-либо причинам оно им понадобится, никогда нельзя забывать об определении дозы психотропных средств с учетом возраста и веса тела больного, нужно учитывать, кто перед нами — ребенок или пожилой человек, т. е. определять дозы точно так же, как и для людей без умственного дефекта. Медикаментозное лечение не должно проводиться изолированно, оно должно быть частью продуманной программы бихевиоральной терапии, психотерапии, умелого использования окружающей среды.

Нужно обязательно помнить о двух важных моментах. Первое — это то, что структурная аномалия или повреждение головного мозга могут менять реакцию организма на лекарственное вещество. Следовательно, лучше всего проявлять осторожность, подбирая дозу лекарственного вещества, пока опыт работы с больным не научит, какую дозу можно ему назначать. Барбитураты могут в отдельных случаях вызывать раздражительность, а не сдержанность, так что фенобарбитон или примидон могут оказаться неподходящими в качестве противосудорожных средств. В этих случаях необходимо отдать предпочтение фенитоину или карбамазепину. Во-вторых, нужно помнить о том, что умственно отсталые люди не могут хорошо обучиться руководить приемом своих собственных таблеток и рассказать врачу, как на них действуют лекарства. Поэтому очень важно с самого начала в проведение медикаментозного лечения вовлекать родителей и родственников, социальных работников и медицинских сестер, так как они могут отвечать за то, что предпринимается, или интересоваться ходом лечения, чтобы помочь больному продвинуться к успеху. Конечно, больные, особенно живущие в обществе, тоже должны быть заинтересованы в лечении: они могут нуждаться в специальной тренинговой программе, направленной на их обучение правильному употреблению своих лекарств.

studfiles.net

16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойки необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

Причины возникновения умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренний(эндогенные), Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

— тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности (вирусные грипп, краснуха и др.);

— различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будушей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женшиной лекарств, алкоголя

Они могут изменить развитие плода:

— заражение плода различными паразатарными заболеваниями (напри мер, токсоплазмозом);

— при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

— травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба.

умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающихв результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при попадении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых проходах Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием при родах умственную отсталость ребенка.

Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

Среди внутренних причин, обуславливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности.Установлено, примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус­фактор)

Среди причин, обусловливающих возникновение умственнои отсталости выделяют также воспалительные заболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения) в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери.

Умственно отсталые лица — разнородная по своему составу группа. Выделяются две основные клинические формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Если время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым периодом и первыми тремя годами постнатальной жизни, ребенку ставится диагноз «олигофрения» (от греч. малоумный). Структура дефекта у таких детей характеризуется тотальностью и относи­ тельной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются У детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития, поскольку срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

Меньшая по численности группа — лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, органических заболеваний мозга (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией (слабоумие), при которой нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). при олигофрении период нормального развития отсутствует. Так же как и при. олигофрении, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый (характер. Однако при деменции отмечается прогрессирование заболевая чего нет при олигофрении).

Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями — эпилепсиией шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три cтадии умственной отсталости при олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «груднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степни снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Лекция. Дети с умственной отсталостью — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.

С церебрастоническим или гипертезионным синдромами;

С выраженными расстройствами поведения;

С эмоционально-волевыми расстройствами.

Такое деление отражает главным образом то. Какой из дополнительных психопатологических синдромов занимает ведущее место в клинической картине болезни.

Эпилептические припадки встречаются у умственно отсталых детей значительно чаще, чем у интеллектуально полноценных и тем чаще, чем глубже недоразвитие у ребенка.

Группа умственной отсталости с эндокринными расстройствами включает значительное число разных дефектов развития познавательной сферы, при которых, кроме интеллектуального дефекта , наблюдаются первично эндокринные или вторичные – церебро-эндокринные нарушения.

Расстройства зрительного и слухового анализатора отрицательно влияют на компенсаторные и адаптивные возможности умственно отсталого ребенка и осложняют его обучение.

Таким образом, по клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делят на неосложненные, осложненные и атипичные.

Вспомогательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность. Правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скоррегировать имеющиеся у них дефекты и таким образом –подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

воспитывающая и развивающая направленность обучения;

научность и доступность обучения;

систематичность и последовательность обучения;

связь обучения с жизнью;

принцип коррекции в обучении;

сознательность и активность учащихся;

индивидуальный и дифференцированый подход;

прочность знаний, умений и навыков.

Воспитывающая и развивающая направленность обучения

Процесс обучения во вспомогательной школе прежде всего направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков,но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.

^ Научность и доступность обучения

Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение современных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном предмете.

^ Систематичность и последовательность в обучении

Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т.е. более успешно применять на практике.

^ Связь обучения с жизнью

Этот принцип отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.

^ Принцип коррекции в обучении

Для умственно отсталых детей, как известно, характерен общий основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности(причем имеет место неравномерное нарушение). Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена , но есть и такие дети, у которых она относительно охранна.

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Обогащение чувствнного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;

Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

^ Сознательность и активность учащихся в обучении

Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваеваемых понятий , смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.

grablace.clan.su

Международная Классификация Болезней. (F70.00-F70.99)

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в пер-вую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обес-печивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социаль-ных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим рас-стройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физиче-ских и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социаль-ных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной от-сталости может не иметь явного характера.

Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

F7х.х1обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные ин-фекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция разви-тия всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умствен-но отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной ин-формации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенно-стей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа нав

ное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благопри-ятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифициро-ванный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих про-дуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмо-циональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственно-го развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. Имеется тен-денция к задержке понимания и речи в разной степени, причем препятствующие развитию независимо-сти нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте. Органическая этиология выявляется у меньшинства пациентов. С разной частотой встречаются сопутствующие состояния, такие как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, расстройства поведения и физическая инвалид-ность. При наличии этих расстройств они должны кодир

vk.com

ХI.1. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Умственная отсталость (как синоним часто употребляют тер­мин «Интеллектуальная недостаточность») является понятием не чисто клиническим, но медико-педагогическим. Умственной от­сталостью называют стойкое нарушение познавательной деятель­ности вследствие поражения головного мозга.

Умственная отсталость неоднородна по многим параметрам — по этиологии, клинической картине, динамике, клинико-психо-логической структуре дефекта и т.д.

Большинство умственно отсталых детей (75-80%) страдают олигофренией. Это группа болезненных состояний, клиническую картину которых характеризуют:

— явления общего (не только интеллектуального или психичес­кого) недоразвития;

— преобладание в структуре интеллектуального дефекта недо­статочности абстрактного мышления;

— отсутствие прогредиентности, эволютивный характер динамики;

— раннее, до 2-2,5 лет (т.е. в доречевой период), начало.

Деменция возникает в более позднем, чем олигофрения, воз­расте, ее причины могут быть самыми разными (экзогенное орга­ническое поражение головного мозга, неблагоприятно протека­ющие шизофрения и эпилепсия, некоторые наследственные де­генеративные заболевания).

В клинической картине деменции (в отличие от олигофрении) преобладают явления повреждения, нарушения, распада уже сформированных (хотя бы частично) функций, знаки же недо­развития, если и имеют место, то не занимают доминирующего положения в клинической картине. Динамика деменции в отда­ленном периоде (наиболее существенном для коррекционной пе­дагогики) может быть самой различной — от эволютивной до выраженно прогредиентной.

Вполне понятно, что однозначное разграничение деменции и олигофрении возможно не всегда и особенно трудно в возрасте 2-4 лет, когда знаки недоразвития и повреждения вполне соот­носимы по своему вкладу в структуру клинических проявлений. Тем не менее разграничение олигофрении и деменции желательно даже с чисто практических позиций, так как каждый из этих ви­дов умственной отсталости требует особой стратегии коррекцион-ных мероприятий и может различаться по прогнозу.

Как мы уже говорили, на протяжении длительного времени считалось (особенно в отечественной медицине), что рано (до 2-2,5 лет) возникающие непрогредиентные формы умственной от­сталости, т.е. олигофрения, — патология главным образом экзо-генно обусловленная. В последние 25-30 лет это положение ко­ренным образом пересмотрено, и, по данным как отечественных, так и зарубежных ученых, 3 /4 случаев умственной отсталости явля­ются генетически обусловленными и лишь ¼ связана с экзогенными причинами.

Следует подчеркнуть, что умственная отсталость при наследственных болезнях является, как правило, одним из симптомов в сложной клинической картине заболевания. Для некоторых наслед­ственных болезней умственная отсталость является облигатным (обязательным) симптомом, а при ряде других наследственных болезней она отмечается не во всех случаях.

В зависимости от характера генетического нарушения различают:

1) умственную отсталость при хромосомных болезнях;

2) умственную отсталость при моногенньтх болезнях;

3) мультифакториатьно обусловленную умственную отсталость.

studopedia.ru