Симптомы

Неврозы у детей психокоррекция

29.06.2018

Психокоррекция неврозов и психосоматических расстройств у детей и подростков

Порошина Елена Александровна

Кандидат психологических наук

Ведущий учебных программ

Институт повышения квалификации и переподготовки Международной Академии Психологических наук

Причины возникновения неврозов у детей?

Откуда берутся детские страхи?

Почему у ребёнка тревожное состояние?

Вредные привычки их причины и как от них избавиться?

Депрессии у детей и подростков. Что делать?

Нарушения пищевого поведения глобальная проблема современности.

Стресс, как фактор возникновения соматических отклонений.

Психологические особенности детей с психосоматическими заболеваниями

Ответы на эти и другие вопросы вы получите в программе:

«Психокоррекция неврозов и психосоматических расстройств у детей»

Детские неврозы – расстройства, возникающие вследствие неблагоприятных жизненных условий, нарушенного семейного воспитания и из-за болезней первых лет жизни. Психосоматические расстройства в детском возрасте охватывают широкий спектр соматических заболеваний, на возникновение и течение которых влияют психологические факторы, такие как, дезадаптации, нарушения стиля семейного воспитания, хронический стресс и др.

Программа рассчитана на:

– педиатров, социальных работников,

– студентов психологических факультетов,

– тех, кто интересуется психологией.

Цель программы: познакомить слушателей с основными видами неврозов и психосоматических расстройств у детей и сформировать навыки построения коррекционных программ для данной категории детей

  • научиться диагностировать невротические и психосоматические расстройства от сходных с ними состояний:
  • выработать навыки построения психокоррекционных программ для детей с неврозами и психосоматическими расстройствами;
  • определить характер работы с родителями, прояснить влияние семейных отношений на возникновение и течение расстройств у детей;

Семинар1. Диагностика и коррекция невротических расстройств у детей и подростков.

Причины возникновения неврозов у детей. Клинико-психологическая характеристика невротических расстройств: неврастенический, невроз навязчивых состояний, истерический, энкопрез и энурез, остро возникающие неврозы, псевдоневроз. Методы диагностики: проективные техники, тесты эмоционально-личностного реагирования, анализ семейного воспитания, психокоррекционные технологии работы с неврозами у детей.

Семинар 2. Психосоматические расстройства в детском и подростковом возрасте, методы диагностики и коррекции.

Эмоциональный стресс, как фактор возникновения психосоматических нарушений. Роль психогенных и социальных факторов в происхождении психосоматических расстройств. Школьные психосоциальные факторы, родительское воспитание. психосоматические расстройства сердечнососудистой системы, бронхиальная астма, аллергические заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушения эндокринной системы и обменных процессов, нарушения пищевого поведения. Методы диагностики и коррекции психосоматических расстройств у детей.

Семинар 3. Диагностика и коррекция депрессивных и тревожных расстройств в детском и подростковом возрасте.

Клинико-психологическая характеристика депрессивных проявлений у детей. Познавательная активность при депрессиях. Проблема самооценки в структуре нарушений настроения. социальное взаимодействие и проблемы отношений со сверстниками. Суицид.

Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений.

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования:

Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов при наличии среднего и/или высшего профессионального образования.

or-sun.ru

Психотерапия и психокоррекция неврозов

психокоррекция детей. Психотерапия и психокоррекция неврозов. Будучи психологическими по своей природе, патогенетические механизмы неврозов детского возраста требуют психологических методов воздействия для их ликвидации. Вполне отдавая себе отчет в условности разделения методов психотерапии и психокоррекции, понимая, что это две взаимосвязанные формы психологического воздействия в целях сохранения здоровья людей, мы считаем все же возможным их разграничение.

Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия применяется к лицам, уже заболевшим неврозом. В аспекте интересующей нас проблемы детских неврозов речь идет о применении широкого спектра психотерапевтических методов – групповых, индивидуальных, семейных, рациональных и суггестивных – наряду с медикаментозными и другими лечебными процедурами на этапе уже сформированной отчетливой клинической картины невроза. Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного поведения, т. е. когда речь идет о профилактике неврозов, на первый план выступают методы и приемы психокоррекции.

Такое подразделение имеет и еще одно, организационное, обоснование. Дело в том, что при современной организации медицинского психиатрического обслуживания населения контингент детей в преневротических состояниях оказывается нередко без квалифицированной помощи. Такие дети не получают помощи у детского психоневролога (их состояние еще не дает оснований к проведению лечения), а в системе обычного воспитательного воздействия устранить формы дезадаптации и первые признаки невротических симптомов не удается. Кроме того, многие родители в силу бытующих предубеждений отказываются от услуг детских психоневрологов и психиатров, предпочитая обращаться в психологическую консультацию. Именно здесь таким детям и родителям может и должна быть оказана квалифицированная психопрофилактическая помощь. С другой стороны, психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (например, В. Е. Рожнов, 1965), должна постепенно выходить за пределы стационаров и охватывать более широкие контингенты риска. Организационно эта работа оформляется и осуществляется в различных учреждениях консультативного типа: дневных стационарах, отделениях профилактики, медико-психологических консультациях, консультациях «Брак и семья».

Таким образом, психотерапия и психокоррекция детских неврозов – это два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия – метод лечения, а психологическая коррекция – метод профилактики. В психокоррекционных воздействиях нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в отношении неврозов контингента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологические составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически исследовать группу риска по детским неврозам и описать психологическое содержание факторов повышенного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследовании. Задача психологической коррекции в целях профилактики неврозов у детей рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.

Психотерапия и психокоррекция неврозов. Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие.

1. Положение, разработанное в теоретической концепции В. Н. Мясищева (1960), согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психотерапия и психокоррекция немыслимы без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.

2. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева (1964), состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.

3. Разработанное Д. Б. Элькониным положение (1978) о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий.

4. Положения теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических контактов между людьми.

www.astromeridian.ru

Следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения. Психофизическая ослабленность вследствие болезней и интоксикации. Причины возникновения неврозов у детей 5-10 лет и методы их коррекции. Заикание, недержание мочи и исчезновение речи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Многие из проблем пограничной психиатрии столь переплетены друг с другом, что определить их бывает весьма трудно, но сделать это необходимо. Поэтому следует подчеркнуть некоторую условность разграничения многих пограничных нарушений.

Самым частым среди них является невроз. Это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения в отличие от неврозоподобных расстройств, внешне похожих на неврозы, но имеющие непсихогенное происхождение. К факторам, способствующих возникновению неврозов, относятся специфические особенности личности, включая инфантилизм, невропатию, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, интоксикации и пр.

Имевшая хождение долгие годы точка зрения, согласно которой прогноз неврозов всегда благоприятный, в последнее время серьезно пересмотрена. Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших появлению болезни. Нередко внешние причины являются лишь пусковым механизмом невроза, болезнь не исчезает в таких случаях после устранения этих внешний причин. Описываются остаточные невротические состояния как следствие длительно протекающих неврозов. В более легких случаях, когда в происхождении невроза психотравмирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается.

Цель данной работы:

Рассмотреть основные причины возникновения неврозов у детей 5 — 10 лет и методы их коррекции.

Объект исследования — возникновение детских неврозов.

Предмет исследования — основные способы коррекции детских неврозов.

«Невроз для своего определения должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний: 1) он вызывается психической травмой; 2) содержание травмы отражается в клинической картине болезни; 3) невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания.

По форме невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое психогенное нервно-психическое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленно обратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы, вызывающие невроз, уже не просто «звучат» в картине болезни, а вызывают выраженные характерологические изменения. Среди неврозов выделены: 1) астенический невроз (неврастения), вызванный психическими травмами, переутомлением, нарушением режима и суточного ритма; 2) невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах; 3) истерический невроз и некоторые другие.

У детей и подростов чаще, чем у взрослых, встречаются системные неврозы, при которых, помимо свойственных тому или иному виду невроза симптомов, имеются преимущественные поражения функции отдельных систем, следствием чего является, например, заикание, недержание мочи, исчезновение речи (мутизм)».[1, c.].

Решающая роль в формировании личности и характера ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит семейному воспитанию.

«Дети, растущие в условиях гипоопеки и безнадзорности, часто обнаруживают неумение вести себя в коллективе сверстников и взрослых. При поступлении их в детский сад они сторонятся других детей, не принимают участия в общих играх, им могут быть свойственны угрюмость, злобность , агрессивность. При недостаточности возрастных игровых интересов отмечается нездоровое любопытство к интимным отношениям взрослых. Иногда у детей старшего дошкольного возраста обнаруживаются неискренность, лживость.

Чрезмерно строгие требования взрослых к соблюдению навыков опрятности нередко вызывают нарушения опрятности, появляются энурез, энкопрез, различные сопутствующие невротические расстройства — страхи, расстройства сна и т.д.»[7, с. 18-19].

Таким образом, непроизвольно, бессознательно дети пытаются восполнить то, что они не получают от родителей. Но все-таки это не главное. Невротическое расстройство возникает вследствие непереносимого для ребенка нервно-психологического напряжения и внутреннего, неразрешимого конфликта.

Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том то умер, что с ним (ребенком) может что-нибудь случиться. А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти — и вот вам набор невротических страхов, которые мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-нибудь случиться. В своем максимальном выражении это «что-то» означает смерть: от болезни, или пожара, или от того, что лифт упадет. Источником подобных страхов может быть мать, сама тревожная по характеру и всего этого сама боявшаяся в детстве. невроз психологический напряжение коррекция

Чаще всего заболевают неврозом дети с повышенной эмоциональной чувствительностью. Но опасность возникает лишь там, где свойственная этим детям впечатлительность сталкивается с нечувствительностью взрослых, их неуважением к особенностям личности ребенка, стремлением покомандовать, непоследовательностью требований. Вот тогда присущая ребенку эмоциональная чувствительность может заостриться, стать болезненной. А это уже начало невроза.

Почему мы, прежде всего, обратили внимание на невроз страха? Потому что он, в какой то степени, предпосылка к большинству других. Беспокойство, страхи — это то, что подрывает уверенность в себе. А при неврозе, как правило, самооценка понижена. Это мы видим и у взрослых: неуверенность в себе, в своих силах, нерешительность в действиях. Но, безусловно, все к страхам не сводится.

Нужно еще сказать об истерическом неврозе. Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но его, этот невроз, надо отличать от патологии характера, который бывает в более старшем возрасте. Главное отличие ребенок не хочет быть таким; он не только устраивает сцены, но сам страдает от этого. Но ничего не может сделать с собой; это происходит помимо его воли.

Почему такое поведение возникает? Родители уже успели в первые два-три года избаловать ребенка. И даже не в этом главная беда, что все позволяют, а — непоследовательно к нему относятся. Скажем, у бабушки, чтобы не случилось, реакция одна: «Милый мой внучек!» А отец строг чрезмерно. Мать колеблется между отцом и бабушкой: то она разрешает, то она запрещает. В результате нервная система пусть и любимого чада не выдерживает, дает бурную эмоциональную реакцию на противоречивые требования.

Однако истерический невроз возникает и в том случае, если родители не только балуют ребенка, а наоборот, уделяют ему недостаточно эмоционального внимания. Довольно часто взрослые ссорятся между собой, сбрасывают друг на друга свои проблемы. Или, напротив, очень любят друг друга ( что по себе очень хорошо) — но так любят что забывают своего ребенка. И он в семье одинокий, покинутый человечек, у которого развивается комплекс своеобразной эмоциональной ущемленности.

Закономерно, скажем, когда ребенок в первые годы жизни боится оставаться долго один, скучает без родителей, буквально «привязан» к ним. Потом такая тесная «привязанность будет ему не нужна: Появятся сверстники, школа, другие интересы, сформируется личность, ребенок станет самостоятельным. Но в первые годы жизни эмоциональная потребность в ласке, родительском одобрении, теплоте очень велика. И если она не удовлетворена — что происходит? Страхи — они как бы прошли, а тут усиливаются, ребенок пытается, как бы неосознанно, извлечь из них пользу.

И последний невроз, о котором мы должны упомянуть. Это невроз навязчивых состояний. Он обычно проявляется в более старшем школьном возрасте.

Какие это — «навязчивые состояния»? Сажем, навязчивый счет: ребенок без конца считает номера троллейбусов, автобусов. Или то, что мы называем «ритуалы»: все начинает делать строго определенным образом, например ,прежде чем встать, должен несколько раз произнести какие-то слова. Или выключить свет три раза перед тем, как заснуть, повернуться определенным образом при ходьбе, постучать перед началом письма и т. д. Иногда появляются навязчивые, мешающие, а то и раздражающие тики. И всевозможные навязчивые мысли, вроде неотступных мыслей о возможной неудаче, несчастье, собственной неспособности и т.д.

И этот невроз обязан своим происхождением семейным отношениям. Прежде всего, заметен у родителей комплекс «гиперсоциализированных черт характера». Что это значит? Родители — один или оба — руководствуются повышенными требованиями, принципиальностью не в меру. Принципиальность качество хорошее, но здесь — требовательность ради требовательности, принцип ради принципа: вот я сказал, значит так и должно быть. И столько обязательств, предписаний: быть во всем хорошим, всегда аккуратным … таким вот ангелом во плоти. А ребенок … хочет побегать и попрыгать, и одежда у него не всегда чистая. Никак он не в силах следовать всем родительским канонам.

Такие родители всегда озабочены и серьезны, а детскую игру не признают как занятие. Поэтому детям и не хватает эмоциональной непосредственности, живости, активности. У этих детей развивается боязнь что-либо сделать не то, не так, мнительность. Появляется рационализация чувств, навязчивые мысли. Они и озабочены как взрослые — не улыбаются, не смеются. Да и начинают улыбаться, шутить только через полтора, два месяца игровых, оживляющих психику занятий — так они, несчастные, подавлены, озабочены и всего опасаются»[2, с ].

Таким образом, «правильное воспитание использует разумные средства поощрения, порицания и наказания. Ребенок нуждается в целесообразном и последовательном контроле поведения. Не следует преувеличивать требования к нему, перегружать его обязанностями, навязывать формы деятельности, к которым у ребенка нет ни интереса, ни способностей (насильное обучение музыке, иностранным языкам и т.д.). не рекомендуется использовать в качестве воспитательных мер постоянные замечания, запрещения, угрозы, наказания. Нельзя запугивать ребенка. Не следует и потакать необоснованным требованиям и капризам детей, создавать вокруг них тепличную обстановку: в присутствии детей восхищаться их поведением, ограждать их от житейских трудностей, конфликтов»[7, с.24].

Коррекция неврозов у детей

«Психокоррекция — это метод психологического воздействия на человека, направленный на психические механизмы взаимодействия со средой, нарушающие его социальную (в т.ч. школьную) адаптацию.

Целью психокоррекции детей и подростков является исправление нарушений психического развития, гармонизация развивающейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза»[7, c. 9]

Рассмотрим коррекцию невроза с помощью рисуночных методов на примере невроза страха.

Прежде чем помочь детям в преодолении невроза страха, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.

Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь родителям и нередко всей семье в целом.

Одним из методов коррекции страхов является рисование. «Рисование, как и игра — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройство, т.е. бесстрашие и способности противостоять злу и насилию.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.» [3, с.128-134]

Итак, после установления контакта переходят к беседе, цель которой — выявление страхов. После проведенного опроса ребенку предлагают нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях напомнить детям свои варианты. Рисование страхов можно продолжить и дома. После чего необходимо обсуждение каждого из страхов. Порядок предъявления для обсуждения рисунком не имеет значения. Каждый рисунок показывается всем присутствующим (родителям, сверстникам и т.д.), в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок может свободно говорить о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…» в какой-то мере обозначает призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

После обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, подарить игрушку. А дальше сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.

После обсуждения необходимо провести активную игру, в которой все участвуют, но так, чтобы ребенок сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкции из подручных материалов. Когда подобные поделки — плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило лучше, особенно при участии отца.

На последней встрече после игры-разминки (возможно с использованием различных предметов, отражающих прежние страхи — маски, куклы) проводится обсуждение домашнего задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой. За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки.

Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов — при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии. Оставшиеся страхи, а их обычно не больше 15-20%, можно проиграть по сочиненным на их тему историям.

Задание дается следующим образом: «Сочини какую-нибудь фантастическую или вспомни реальную историю, в которой найдет отражение твой страх (называются оставшиеся страхи). Твоя история будет проиграна и к ней можно сделать несколько рисунков, иллюстрирующих происходящие события, а также ты можешь изготовить маски страшных персонажей или вылепить их». Дошкольники делают это устно, а школьники излагают историю на бумаге.

«Приготовленная история рассказывается (записывается) в семье или в группе из нескольких детей или родителей. Сам автор распределяет роли среди всех присутствующих. Тем самым он берет инициативу в свои руки, руководит игрой. Если к тому же рассказчик принимает роль того, кого он боится, терапевтический эффект игры будет большим.

Игра необязательно строго следует сюжету. Основа игры — импровизация, фантазия, воображение, когда игровые ситуации обозначаются только в самых общих чертах. Взрослые могут лишь направлять игру в пределах предоставленной роли, а если и давать пояснения, то только после окончания игрового действия.»[3, с.180-181].

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создает необходимые предпосылки для успешного устранения неврозов.

Решиться помочь детям полностью избавиться от неврозов — это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

1. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992.- 255с.

2. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995, 192 с.

3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. — 350 с.

5. Иванцова Д. А. Как избавиться от страхов и начать радоваться жизни за неделю. — СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. — 128 с.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: «Речь», 2001. — 190 с.

7. Психокоррекция: теория и практика. Под ред. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. — М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 222 с.

Размещено на Allbest.ru

Понятие и причины возникновения неврозов. Особенности проявления неврастении, истерии, невроза навязчивых состояний, заикания, тика. Виды и происхождение страха, его возрастная динамика и выявление. Устранение страхов у детей посредством рисования и игр.

Понятие конфликта в психологии и предмет его социально-психологического изучения. Проблематика понятия «внутриличностный конфликт» и причины его возникновения. Экспериментальное исследование взаимосвязи межличностных и внутриличностных конфликтов.

Основные концепции нарушений высших психологических функций. Общие представления о нарушениях речи у детей: задержка речевого развития, дизартрия и алалия. Методы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, заикания и ринолалии у детей.

Природа конфликтов на предприятии. Возможные причины возникновения межличностных конфликтов в трудовом коллективе. Анализ межличностных конфликтов среди сотрудников предприятия «ОАО машиностроительный завод им. В.В. Воровского», оценка результатов.

Основные причины и особенности возникновения основных типов конфликтов – межличностных и межгрупповых, их классификация, формы и пути развития. Методы исследования межгрупповых конфликтов, их характеристика. Математическое моделирование конфликта.

Теоретический анализ проблемы социально-психологических условий профилактики межличностных конфликтов. Исследование особенностей межличностных конфликтов в воинской среде. Разработка программы психологического тренинга по профилактике конфликтов в армии.

Типы родительского отношения к детям, имеющим задержку развития речи. Этапы интеллектуального развития ребенка с ОНР в дошкольном возрасте. Разработка программы игротепаревтической коррекции межличностных отношений для семей с особенными детьми.

Понятие конфликта, причины его возникновения в образовательной среде. Функции межличностных конфликтов, динамика их протекания, методы разрешения, стили поведения в данной ситуации. Проведение исследования по методике «Уровень рефлексивности педагога».

Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики неврозов у детей. Единство диагностики и коррекции. Характеристика блоков психокоррекционного комплекса.

Понятие «межличностный конфликт». Типология межличностных конфликтов. Типы отношений родителей и детей. Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста. Сигналы, предупреждающие о развитии конфликта.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

revolution.allbest.ru

Детский невроз и его лечение

Знаете ли вы, что является причиной развития детских неврозов? Почему неврозы развиваются не у всех детей? Я уверен, что причины кроются в методах воспитания некоторых родителей.

В своей практике я сталкивался с несколькими видами неправильного воспитания детей, которые могут привести к одной из душевных болезней. Если ребенка воспитывают, как «кумира в семье», это проявляется в особом к нему отношении. Ребенок растет в атмосфере обожания, любая его прихоть выполняется, его захваливают, он начинает считать себя исключительным, освобождается от любых проблем, не приучается к труду. Такое дитя обожаемо всеми, и границ этому обожанию нет. Эти дети получают похвалу за самые незначительные поступки, и часто другие дети становятся свидетелями такого отношения. Таланты ребенка превозносятся на невероятную высоту, они демонстрируются всем вокруг, ребенок становится центром внимания взрослых компаний. Таким образом, появляются психические расстройства у детей, происходит формирование истерических черт характера, способных привести к появлению истерических неврозов, переходящих даже в истерическую психопатию. Лечение неврозов у детей следует начинать своевременно, не ожидая осложнений.

Следующий тип неправильного воспитания ребенка – это гиперопека. В этом случае ребенку уделяется очень большое внимание родителей, из него хотят сотворить вундеркинда, что схоже с предыдущим методом воспитания «кумира семьи». Если родители чрезвычайно беспокойны и заботливы, их дети вырастают ипохондриками, вокруг таких детей постоянно причитают, суетятся, если они заболевают, укладывают в постель при малейших пустяках. Академик Углов говорил, что человек, носящийся со своим здоровьем, как с сосудом, полным драгоценного содержимого, не очень приятен окружающим. У непомерно радивых родителей вырастают дети, склонные к ипохондрии. Такие дети хорошо усваивают, что стоит им лишь немного приболеть, и им все будет прощено. Такие психические расстройства у детей не менее опасны, чем предыдущие. Такой ребенок убежден, что ему выгодно постоянно болеть, у него формируется болезненный характер. Лечение неврозов у детей с такими отклонениями может быть вполне успешным.

Помимо того, гиперопекаемый ребенок растет крайне зависимым, его самостоятельность подавлена, он лишен возможности общения с другими ребятами, каждый его шаг контролируется. В итоге, вырастает безвольный, замкнутый, нелюдимый ребенок.

Как показывает моя практика, противоположностью гиперопеке является не менее негативная гипопека. Данный ребенок растет вообще без внимания со стороны взрослых, его никто не воспитывает. Он вырастает агрессивным, вспыльчивым, раздражительным, несдержанным. Хуже всего в такой ситуации безнадзорность.

Среди неправильных типов воспитания детей методы «золушки» и «ежовых рукавиц». Дети, воспитываемые в таких условиях, лишены внимания и ласки со стороны взрослых, их постоянно оскорбляют и унижают, у них нет никакой радости в детстве, они содержатся в страхе. Бывает и диктаторский подход, даже связанный с побоями. Лечение неврозов у детей, испытавших такое отношение, крайне затруднено.

Психические расстройства у детей происходят и в тех случаях, когда вполне здоровые дети попадают в другую, сложную для них среду. Например, ослабленные дети могут попасть в условия спартанского воспитания, что приводит к абсолютно противоположным результатам. Это приводит к тому, что они становятся замкнутыми, застенчивыми, робкими. Я часто повторяю, что преодолеть робость гораздо труднее, чем сделать так, чтобы она не появилась в характере ребенка. Если робкого ребенка принуждать к отважному поступку на виду у его приятелей, стыдить его при них, это скажется на его характере крайне отрицательно. Таких детей следует всячески поддерживать, поощрять, пусть даже в качестве аванса. Они должны увидеть свои лучшие качества, а вы можете помочь им разобраться в причинах их неудач и показать, как лучше их преодолеть..

Лечение неврозов у детей я обычно начинаю с определения их симптомов. Все психические расстройства у детей имеют свои внешние признаки. Пока мы с вами прояснили несколько симптомов и признаков лишь в общих чертах. Но с развитием невроза у ребят младшего возраста может развиться целый ряд дополнительных симптомов: рвота, цианоз губ, недержание мочи и кала, нервный кашель. У детей могут появиться жалобы на боли в сердце. Также неврозы у ребят младшего возраста могут сопровождаться появлением судорог, нарушением двигательных функций, повышенным возбуждением, тиками лицевых мышц.

Давая примеры неправильного воспитания детей, я попытался показать вам, как происходит формирование тех особенностей характера, способствующих развитию невроза детей по типу, при котором «невозможно будет использовать методы психологической защиты». Настоятельно рекомендую начинать лечение неврозов у детей своевременно.

Стоит отметить, что психические расстройства у детей можно предупредить. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично, то обучайте его делом и словом методам, развивающим психологическую устойчивость. Для этого с самого детства нужно заниматься с ребенком посредством игры.

Как только вы начинаете понимать, что у ребенка развивается невроз, сразу же обращайтесь к специалисту, одновременно применяя психотерапию. Можно приобрести аквариум, в который запустить разноцветных рыбок, это действует успокаивающе. Регулярно и вкусно кормите ребенка, водите его на реку или в бассейн, чаще гуляйте, занимайтесь легкими физическими упражнениями. Иногда можно помочь спокойной, красивой музыкой.

Среди симптомов невроза я выделяю несколько основных:

– бурное реагирование на незначительную стрессовую ситуацию;

– ранимость, плаксивость, обидчивость, тревожность;

– зацикленность на какой-то негативной ситуации;

– скорая утомляемость и плохой сон;

– реагирование на свет и громкие звуки;

– резкие изменения давления, сердцебиение, плохое пищеварение, снижение либидо.

Лечение неврозов у детей может и должен осуществлять только специалист. Имея богатый опыт в лечении детских неврозов, я сначала ставлю точный диагноз, выясняю, какие именно психические расстройства у детей, после чего приступаю к их лечению.

В моей практике встречались все типы детского невроза. Чаще всего заболевание было связано со страхами детей и тревогой. Кажется, что дети попадают в замкнутый круг, который можно разорвать только при помощи квалифицированного лечения, в которое при необходимости может входить медикаментозное лечение, гипноз, терапия поведения, психотерапия, другие методы. В каждом случае я применяю индивидуальный подход.

psyhoterapevt.org