Симптомы

Неврозы у детей ребенка

27.04.2018

Каждый родитель ожидает появления ребенка, который, как принято называть, является «цветком жизни». Однако уже в младшем возрасте у детей могут наблюдаться различные неврозы. Родитель думал, что жизнь будет складываться легко, а воспитание успешно. А на самом деле с ребенком возникают только одни проблемы. Причин для развития неврозов существует предостаточно, которые выливаются в проявление различных признаков, требующих лечения.

Если родитель сам не может справиться с развивающимися психическими отклонениями в поведении и характере ребенка, то рекомендуется обратиться за психологической помощью. Ведь причиной неврозов у детей зачастую становятся сами родители, а точнее, их взаимоотношения. Неправильный подход в воспитании, излишняя требовательность или опека и многое другое влияют на то, что у малышей развиваются невротические расстройства.

В уже запущенном состоянии помочь ребенку может только психолог, который разбирается в детской психологии и подберет все необходимые меры по восстановлению психики.

Что такое неврозы у детей?

Чтобы рассмотреть методы лечения психических отклонений, необходимо на сайте psytheater.com выяснить, что такое неврозы у детей. Это психическое нарушение, которое является ответной реакцией на проявления окружающего мира. Искажение восприятия мира не происходит. Человек продолжает оставаться здоровым и адекватным. Однако его поведение в ответ на различные ситуации проявляется в определенной форме, которая относится к отклоняющейся.

Опасной здесь становится не сама тяжесть течения реакции, а то, как родители реагируют на поведение ребенка. Зачастую они сами же провоцируют травмирующие ситуации, которые вызывают неврозы, а затем еще больше усугубляют состояние ребенка своими ответными реакциями.

Самым негативным вариантом развития событий является безразличное или равнодушное отношение к проявлениям ребенка. Родители либо не замечают, либо вообще игнорируют то, в каком состоянии находится малыш. Это не помогает в решении проблемы, как может показаться взрослым, а только усугубляет ситуацию.

Причины неврозов у детей

Невозможно выделить конкретные причины, из-за которых у детей наблюдаются неврозы. Каждый случай индивидуален, что и побуждает родителей обращаться за психологической помощью. Это может быть наследственной предрасположенностью или следствием социально-психологических факторов. Есть лица, которые просто склонны к развитию неврозов.

Психологи говорят об особенностях воспитания, которые также влекут за собой развитие неврозов. Это так называемое «неправильное воспитание», после которого у ребенка развиваются определенные черты характера. К неправильному воспитанию относят гиперопеку, авторитаризм, жесткость, неприятие и пр.

В жизни ребенка возникают периоды, когда он особенно становится чувствительным к окружающему миру. Если в эти моменты он не ощущает защиты и опеки близких, тогда у него развиваются защитные невротические реакции.

Особенными периодами становятся:

  • Возраст от 2 до 3 лет. На этом этапе ребенок постепенно осознает себя и совершает первые попытки отделиться от родителей.
  • Возраст от 5 до 7 лет. На данном этапе ребенок остро реагирует на различные травмирующие обстоятельства.
  • Решением данных периодов является поддержка со стороны родителей, которые создают максимально комфортные условия для развития своих детей и приспособления их к жизни.

    По мере взросления у ребенка развиваются черты характера, физиологические особенности, наклонности. Они-то и регламентируют, будет ребенок невротичен или нет. Перечислим черты характера, которые способствуют развитию неврозов:

  • Возбудимость.
  • Чрезмерная стеснительность.
  • Тревожность.
  • Зависимость от суждений других людей.
  • Неуверенность в себе.
  • Внушаемость.
  • Гиперактивность.
  • Раздражительность.
  • Желание быть во всем первым.
  • Социальными причинами развития неврозов являются:

  • Нежелание взрослых находить компромисс с детьми.
  • Дефицит или избыток эмоционального общения с ребенком.
  • Перегибы в воспитании: гиперопека, авторитаризм, навязывание своего мнения, большие требования и пр.
  • Болезни или ситуации в семье, которые травмируют детскую психику.
  • Разногласия в воспитательных подходах у взрослого окружения.
  • Запугивание различными наказаниями или страшными существами.
  • Социо-культурными факторами развития неврозов являются:

  • Неблагоприятные жилищные условия.
  • Проживание в большом городе.
  • Нехватка полноценного отдыха.
  • Социально-экономическими причинами развития неврозов являются:

  • Неполная семья.
  • Занятость родителей.
  • Привлечение чужих лиц к воспитанию детей.
  • Физическими факторами, провоцирующими развитие неврозов, являются:

  • Наследственность.
  • Состояние здоровья.
  • Физические и умственные перегрузки.
  • Особенности характера.
  • Недосыпание.
  • Недуги.
  • Травмы.
  • Признаки неврозов у детей

    Проявление неврозов у детей зависит от факторов, которые спровоцировали их формирование. Признаки невротических состояний будут отличаться, что также зависит от возраста и семейной обстановки.

  • Могут отмечаться страхи перед отходом ко сну. Иногда они могут сопровождаться галлюцинациями.
  • Невротическое заикание с последующим проявлением страха.
  • Боязнь темноты и существ, которые в ней находятся.
  • Ступор в сопровождении сонливости, ухудшении аппетита, заторможенности, изменении мимики.
  • Депрессия вследствие перегруженности учебой.
  • Боязнь заболеть или выглядеть некрасиво.
  • Симптоматика может отличаться в зависимости от видов неврозов, которые возникают у детей различных возрастов:

    1. Невроз навязчивых движений (обсессивный невроз), который проявляется в фобиях, обсессивно-компульсивных поступках, тиках (мигания, подергивания плечами и пр.). Ребенок совершает повторяющиеся действия, что обусловлено навязчивыми страхами. Он не замечает нелогичности и анормальности поступков, что сказывается в дальнейшем на критическом отношении к себе и отчужденности. Какие именно будут эти навязчивые поступки, в каждом случае индивидуально.
    2. Истерический невроз проявляется в плаче, криках, падениях на пол, воплях. Ребенок в таком состоянии не способен контролировать собственные поступки, поэтому совершает самопроизвольные движения. Здесь могут отмечаться различные симптомы и болезни:
      • Головная боль.
      • Тремор конечностей.
      • Снижение чувствительности отдельных участков тела.
      • Анорексия.
      • Заикание.
      • Энурез.
      • Постоянные кивки головой.
      • Кривляние губами.
      • Подергивание волос.
      • Растирание кожи.
        1. Невроз страха. Ребенок может бояться чего угодно.
        2. Депрессивный невроз, который наблюдается у подростков и проявляется в виде стремления к одиночеству, подавленного настроения.
        3. Детская неврастения (астенический невроз), которая проявляется различными вегето-сосудистыми расстройствами и психическим напряжением. Можно выявить по таким признакам:
      • Апатичность.
      • Неспособность концентрироваться.
      • Повышенная утомляемость.
      • Безразличие.
      • Кратковременные эмоциональные всплески.
      • Малая подвижность.
      • Расстройство сна.
      • Вспыльчивость по малейшему поводу.
      • Нарушение работы ЖКТ.
      • Сбои в работе сердца или кровеносных сосудов.
      • Ипохондрия, которая присуща пожилым людям, может проявляться и у подростков, которые беспокоятся за свое здоровье.
      • перейти наверх

        Невроз навязчивых движений у детей

        Неврозом навязчивых состояний называются поступки навязчивого характера, отклонения от развития и нервные тики. У детей обсессивный невроз может проявляться в следующем:

      • Наклон головы в одну сторону.
      • Сосание пальцев.
      • Скрежет зубами.
      • Покачивания головой.
      • Пощипывание кожи.
      • Кручение волос.
      • Дергания губой.
      • Щелканье пальцами.
      • Обхождение предметов только справа или только слева.
      • Погрызывание ногтей.
      • Кусание губ.
      • Кручение пуговиц.
      • Мелкие движения руками и пр.
      • Родителям следует внимательно относиться к своему крохе. Не каждое навязчивое поведение считается анормальным. Иногда оно является способом адаптации к собственному взрослению. Если со временем тики и повторяющиеся движения проходят, тогда не следует бить тревогу.

        Если же поступки мешают малышу функционировать, развиваться и длительность невроза увеличивается, тогда необходима психологическая помощь.

        Нередко навязчивые поступки являются следствием некоторых болезней. Кстати, их следует отличать от симптомов, которые говорят о наличии болезни, а не психического расстройства. Например, тики – непроизвольные сокращения мышц, которые человек не способен контролировать. При обсессивном неврозе человек способен силой воли удержать свои поступки и не совершать их. Здесь следует говорить о дискомфортном состоянии, которое переживает ребенок таким образом.

        Каждый ребенок демонстрирует отдельный набор навязчивых движений. Они могут сопровождаться нарушением сна, потерей аппетита, чрезмерной плаксивостью и снижением работоспособности.

        Лечение неврозов у детей

        Неврозы у детей лечатся в 4 основных направлениях:

      • Психотерапия, где корректируются методы воспитания и регулируется обстановка в семье.
      • Фармакотерапия.
      • Рефлексотерапия.
      • Физиотерапия.
      • Психотерапия бывает семейной, индивидуальной и групповой. Наибольшее значение в устранении неврозов определяет семейная терапия, которая включает устранение негативных факторов, которые провоцируют психические отклонения. Здесь речь часто идет о методах воспитания малыша, о взаимодействии родителей с ребенком, об обстановке внутри семьи и пр.

        Психолог настаивает на том, что поведение родителей играет важную роль в формировании ребенка. Сюда могут подключаться бабушки и дедушки, которые участвуют в жизни малыша.

        Отдельно ведутся беседы с малышом, которого заводят в игровую комнату, где он сначала проводит время сам вместе с книжками и игрушками. После того как он почувствует себя комфортно, начинается беседа с психологом.

        Конечным этапом становится совместная работа психолога с родителями и детьми. Ребята рисуют или играют. Также проводятся ролевые игры, где семьи отыгрывают привычные для них ситуации, чтобы психолог мог им предложить другие модели поведения, способствующие устранению неврозов у малышей. Дети и родители могут меняться местами в ролях, что помогает в рассмотрении ситуации в более широком аспекте.

        Индивидуальная терапия делится на:

      • Рациональную. Психолог рассказывает ребенку об его состоянии и начинает искать ситуации травмирующих переживаний. Малышу предлагается самостоятельно решить конфликтную ситуацию.
      • Суггестивную.
      • Арт-терапию.
      • Аутогенную тренировку.
      • Рисование.
      • Второстепенными здесь становятся медикаменты, которые назначаются только врачом, как и их дозировки.

        Невроз является следствием той ситуации, в которой ребенок постоянно находится в течение длительного времени. Если речь идет о дошкольниках, тогда проблема может заключаться в семейных отношениях с родителями. Если говорится о неврозах у школьников и подростков, то проблема может скрываться в успеваемости или взаимоотношениях со сверстниками. Итог развития невроза – обращение к психологу, который поможет в устранении психического отклонения.

        Речь не идет о расстройстве, которое невозможно вылечить без применения лекарств. Неврозы часто благополучно устраняются благодаря психотерапии, что дает положительные прогнозы. Не следует родителям игнорировать состояния своих детей, которые легко устранить на ранних стадиях проявления.

        psytheater.com

        Невроз у ребенка 4 лет лечение

        Профилактика и лечение детских неврозов

        Порой даже самые внимательные и любящие родители упускают из виду появление у своего ребенка первых симптомов нервного расстройства. Другие, заметив неладное, считают, что малыш преодолеет их самостоятельно с возрастом, и лишь немногие папы и мамы прилагают массу усилий, чтобы исправить ситуацию и помочь своему ребенку справиться с неврозом.

        К сожалению, при возникшем детском неврозе, нелегко приходится всем членам семьи. Какие неврозы бывают у детей и почему они возникают – узнаем об этом подробнее.

        Виды неврозов у детей

        1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают немотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаются темноты, а также различных животных и мифических субъектов. Страхи школьников чаще имеют отношение к самой школе.

        2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:

      • обессивный невроз — типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивание плечами и пр;
      • фобический невроз — боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.
      • 3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными движениями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.

        4. Истерический невроз. Чаще встречается среди младших дошкольников. Может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.

        5. Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко-выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, вследствие чрезмерной занятости дополнительными внешкольными занятиями.

        6. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, необоснованном страхе перед различными заболеваниями.

        7. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выражено в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина — психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.

        8. Невротические тики. Как и в предыдущем случае, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.

        Как выбрать и что подарить девочке на 4 года — отличные подарки для самых лучших девочек.

        9. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.

        10. Невротическое расстройство аппетита — анорексия. Чаше встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Также причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроения во время еды, срыгивания, медленный прием пищи.

        11. Невротический энурез — неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.

        12. Невротический энкопрез — неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгого воспитания. Встречается реже, чем энурез.

        13. Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.

        Причины детских неврозов

        Основная причина — психическая травма, но существенное значение имеют и следующие факторы:

        1. Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.

        2. Наличие психических травм.

        3. Особенности воспитания, а также образование и семья.

        Нередко невроз формируется вследствие хронического недосыпания и перегруженности ребенка в психическом плане.

        Профилактика и лечение детских неврозов

        Успешное лечение невроза следует ожидать только в том случае, если получится найти и устранить его истинную причину. Основное лекарство для ребенка – радость и смех. Благодаря моментам счастья стираются ненужные стереотипы у детей.

        Врачи-психотерапевты могут предложить немало методик, которые помогают избавить ребенка от состояния невроза, к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая терапия, лечение сказками. В крайних случаях приходится прибегать и к медикаментозным методам лечения. Но важнейшим лекарем для ребенка все же будет спокойная и благоприятная атмосфера в доме, отсутствие семейных конфликтов.

        Ольга Рогожкина специально для http://otebe.info/

        Лечение невроза у малолетних детей

        Неврозом медики называют целую группу обратимых психических расстройств, которым подвергаются люди самого разного возраста под воздействием психотравмирующих обстоятельств. Но если этим заболеванием страдают дети (от двух до семи), то опасность кроется не столько в самой болезни, сколько в том, что родители могут принять тревожные симптомы за капризы ребенка. Чтобы уберечь своего малыша от этого состояния, обращайтесь к опытному психиатру при малейшем отклонении в его поведении. Только специалист знает, как лечить детский невроз и предотвратить развитие болезни.

        Чаще всего спровоцировать расстройство психики ребенка могут такие факторы, как:

      • неблагополучная семья (родители-алкоголики, наркоманы );
      • крайности в системе воспитания (гипер- или гипоопека, авторитарность, предъявление завышенных требований);
      • запугивание наказаниями;
      • отсутствие взаимопонимания и постоянные ссоры в семье;
      • условия проживания;
      • наследственность;
      • перенесенная травма.
      • Но главной причиной нервных заболеваний у детей, по общему мнению всех специалистов, является неправильное воспитание. Именно оно становится источником психологических проблем, от которых нелегко избавиться.

        Болезнь проявляется по-разному и во многом зависит от возраста:

      • невроз у ребенка в 2 года может проявляться в виде истерик и рыданий, нарушения сна, ночных кошмаров и навязчивых страхов, нарушении аппетита;
      • невротическое расстройство в 3 года часто имеет такой симптом, как рассеянность внимания на фоне гиперактивности. Появляются всевозможные тики и навязчивые движения в виде мигания, облизывания губ, подергивания головой и плечами и др. что является признаком расстройства;
      • чтобы выявить невроз у ребенка 4 лет, нужно обратить внимание на его психомоторные проявления. Он также может страдать от нарушения сна, недержания мочи или непроизвольного выделения кала. К этому следует относиться, как к признаку болезни;
      • детский невроз в 5 лет, когда происходит становление фразовой речи, помимо психомоторных проявлений, нередко выражается в заикании.
      • К группе риска относятся начальные классы (пяти-, шести — и семилетки). В этот период у малышей активизируется развитие, повышается ответственность, возрастает физическая и умственная нагрузка. Школьники часто страдают головными болями, что может быть признаком болезни. Невроз в 7 лет связан с утомляемостью, физической и умственной.

        Что делать если у ребенка невроз?

        Как известно, болезнь легче предотвратить, чем потом лечить ее. Создание покоя, уюта и атмосферы уважения в семье – первый и главный прием профилактики детской болезни нервов. Приучайте своих детей, даже трех- и четырехлетних к правильному режиму, занимайтесь с ними физическими упражнениями и организуйте правильное питание. Только так вы оградите детей от потрясений.

        Но если вдруг вы заметили необычное поведение своего чада и не можете его ничем объяснить — обращайтесь к психотерапевту И. Г. Гернету (г. Москва). Он поставит диагноз и расскажет, как лечить неврозы у ребенка. Благодаря огромному опыту работы, врач легко определит вид болезни и выберет оптимальный вариант воздействия.

        Поскольку эта болезнь – реакция детского организма на стрессовые факторы, основным методом лечения является семейная психотерапия. В каждом конкретном случае выбирается определенная лечебная схема. Она дорабатывается с учетом состояния пациента. В отдельных случаях психотерапия сочетается с медикаментозным лечением или гомеопатией. Для удобства пациента врач может работать у него на дому. Тесный контакт с семьей больного поможет добиться большего эффекта в лечении.

        Обращайтесь к И. Г. Гернету, и вы получите квалифицированную и действенную помощь!

        Невроз у детей — симптомы и лечение

        Реакция на сложные жизненные ситуации и переживания с ними связанные называется детским неврозом. В основном, это отражается на поведении и общении ребенка. Самые распространенные виды невроза — неврастения, истерическая неврастения и невроз навязчивых состояний.

        Детский невроз — это вполне контролируемое и излечимое состояние ребенка. Но не нужно закрывать глаза на эту проблему, нужно принимать посильные меры к искоренению проявлений и последствий этого нервного расстройства. Неврозы не вызывают тяжелых расстройств психики, опасность представляет отсутствие внимания к данному недугу.

        Большинство родителей не замечают первых предпосылок возникновения невроза у ребенка. Некоторые родители просто не хотят этого замечать, дабы не обременять себя излишними проблемами. Или же просто не сознают всей серьезности сложившейся ситуации. Надо отметить, что не многие принимают неотложные меры по предотвращению протекания этого заболевания.

        Помимо наследования на генетическом уровне, главной причиной невротического состояния ребенка является психологическая травма. Львиная доля случаев возникновения неврозов приходится на неверно выбранную воспитательную позицию родителей. Избалованные вниманием и вседозволенностью дети твердо уверяются во мнении, что они — пуп земли. Это ошибочное мнение поддерживают и все окружающие, позволяя ребенку вести себя так, как он считает нужным, не переча и не воспитывая. В социуме себе подобных — детском саду, школе, на детском мероприятии такой ребенок ведет себя так, как привык дома. Однако его поведение не всегда бывает принято окружающими с привычной для него долей энтузиазма. Среди детей уважение, внимание и понимание завоевать тоже сложно. Нередко такой, не признанный фаворит, остается на обочине игр и развлечений. В результате, народившийся конфликт в самом себе перерастает в ссоры со сверстниками и окружающими. Начинает проявляться невроз.

        Внешними признаками проявления неврозов считаются: быстрая утомляемость, повышенная агрессия, необъяснимая эмоциональность. Также проявления невроза характеризуется нарушением режима сна и питания ребенка. При эмоциональном всплеске у ребенка случается сильное потоотделение и холодеют конечности. Некоторые дети жалуются на сильные головные боли, звон в ушах, их раздражает свет и музыка. Настроение у таких детей обычно не стабильно. Оно резко меняется от заразительного смеха до сильных рыданий.

        Если ребенок бьется в истериках, при этом падает на пол, молотит ногами, головой и руками, требуя от вас какой-то уступки, то это признаки истерического невроза. В ходе таких припадков ребенок становится практически невменяем, он вопит и бьется в припадке с закрытыми глазами, совершенно не реагируя на слова и увещевания окружающих.

        Невроз навязчивых состояний начинается у ребенка с возникновения различного рода страхов. Если ребенок боится темноты, громких звуков, насекомых, собственной тени, автомобильных поездок — это одно из проявлений невроза. Ребенок придумывает различного рода защищающие себя манипуляции — укрывается от страхов темноты одеялом с головой, стучит три раза по дереву, закрывает глаза и бормочет себе что-то под нос. А когда малыш понимает, что ничего не помогает, он начинает уходить в себя и становится замкнутым и необщительным.

        Лечение неврозов нужно начинать с восстановления нервной системы ребенка. Строжайшее соблюдение режима сна и питания, увеличение времени прогулок, размеренный распорядок дня и занятий. Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал повышенного преувеличенного внимания родителей и всех окружающих его людей к своей персоне. Малыш не должен ощущать, что взрослые обеспокоены состоянием его здоровья и не зацикливался заново на собственных проблемах. Именно во время истерик, ребенок убеждается в том, что весь мир вертится вокруг него. Родители, по возможности, доходчиво должны пояснять ребенку, что предъявляемые ему требования и принимаемые меры необходимы и неизбежны. При лечении неврозов следует знать, что вновь обретенные привычки могут быть также быстро разрушены непредвиденной стрессовой ситуацией. Такие симптомы, как припадочные состояния, истерики, тики, по обыкновению, так же быстро проходят, как начинаются в том случае, если не обращать на них внимания.

        В случае если состояние ребенка не удается нормализовать, следует обратиться к специалисту.

        zhizn-rebenka.ru

        Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины

        Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

        Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

        Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

        При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

        Почему возникают неврозы?

        И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

        Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

        Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

        Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

        Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

      • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
      • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы
      • Пусковым механизмом невроза могут служить:

      • перенесенные заболевания
      • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
      • тяжелые отношения в семье
      • Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

      • пола и возраста ребенка
      • особенностей воспитания
      • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
      • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)
      • Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

      • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
      • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.
      • Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

        Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

      • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
      • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.
      • Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

        Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

        Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

      • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
      • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
      • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
      • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
      • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
      • чрезмерная жесткость родителей

      Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

    3. изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
    4. посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
    5. изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.
    6. Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

      Особенности характера ребенка

      Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

      Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

      Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

      Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

      Общие проявления неврозов

    7. изменение поведения детей
    8. появление новых черт характера
    9. повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
    10. резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
    11. тревожность, ранимость.
    12. Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

    13. тахикардия и изменения АД
    14. нарушения дыхания, потливость
    15. расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
    16. нарушение концентрации внимания
    17. снижение памяти
    18. дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
    19. плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.
    20. Проявления разного вида неврозов у детей

      Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

      Тревожный невроз или невроз страха

      Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

    21. среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
    22. у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
    23. Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

      Невроз навязчивых состояний у детей

      Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

      Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

      Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

    24. При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
    25. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.
    26. Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.

      Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

      • кусание ногтей или сосание пальца
      • прикасание к половым органам
      • раскачивания туловища или конечностей
      • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.
      • Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

        Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

      • страха смерти или болезни
      • замкнутых пространств
      • разных предметов, грязи.
      • Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

        Депрессивные неврозы

        Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

        Истерические неврозы

        К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

        Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

        У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

        Невротический логоневроз — заикание

        Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

        Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

        Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.

        Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

        Отдельными вариантами неврозов являются:

      • детский невротический энурез (недержание мочи)
      • энкопрез (недержание кала).
      • Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

        Как поставить диагноз?

        Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

      • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
      • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
      • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
      • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
      • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.
      • На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

        Методы лечения невроза

        В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

      • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
      • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
      • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
      • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
      • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.
      • Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

        Применение психотерапии

        Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

        Она проводится в несколько последовательных этапов:

      • 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
      • 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
      • 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
      • 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.
      • Индивидуальная психотерапия

        Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

        Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

        Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

        Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

        Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

        Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

      • Суггестивная (метод внушения) психотерапия
      • Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

        Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

        Групповая психотерапия

        Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

      • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
      • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
      • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.
      • Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

      • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
      • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
      • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.
      • Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

        В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

        На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

        Медикаментозная коррекция

        Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

      • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
      • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
      • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
      • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
      • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.
      • При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

        При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

        При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

        С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

      • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
      • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
      • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
      • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.
      • Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

        zdravotvet.ru