Симптомы

Основные характеристики умственной отсталости

29.06.2018

Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости;

Выбор и последовательность применения методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В обследование важно включить элементы обучения, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера. Задания должны быть направлены на исследование разных форм мышления. При проведении обследования необходимо учитывать следующие показатели:

1) эмоциональная реакция ребенка на обследование;

2) понимание инструкции и цели задания;

3) характер деятельности;

4) реакция на результат работы.

Среди методов психолого-педагогической диагностики умственной отсталости наиболее эффективными являются: беседа, наблюдение, изучение рисунков, экспериментальные методики, тесты.

Метод беседы.Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. Чтобы выполнять функции метода диагностики, беседа, несмотря на свою неформальность, должна быть целенаправленной. Вопросы должны быть четкими и понятными. Для исследования умственных способностей ребенка в беседе следует выявить:

1) точность представлений ребенка о себе и своем ближайшем окружении;

2) характер представлений о времени;

3) представления о явлениях природы;

4) умение ориентироваться в пространстве;

5) запас сведений о родине, важных событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. п.

Метод наблюдения.Наблюдение должно проводиться целенаправленно и сопровождаться фиксацией материалов. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, т.к. в ряде случаев оно является основным методом исследования. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия. В ходе производимых действий можно наблюдать за эмоциональными реакциями, самостоятельностью, организованностью, стойкостью интереса, координацией движений, состоянием моторики.

Метод изучения рисунков.Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. Когда ребенку предлагается свободное рисование, умственно отсталые, как правило, затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В случае же рисования по заданию они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Умственно отсталые дети затрудняются объяснить рисунок. Все три вышеописанных метода, помимо диагностических целей, могут быть использованы для установления контакта с умственно отсталым ребенком.

Методы эксперимента.Экспериментальное задание создает ситуацию, в которой актуализируются изучаемые психические процессы. При соблюдении условий обучающего эксперимента этот метод дает возможность не только характеризовать изучаемую функцию, но и сделать прогноз развития, разработать рекомендации для работы с ребенком.

Метод тестов.Наиболее широко распространен адаптированный детский вариант теста Векслера. Он включает 12 субтестов с диагностическими заданиями вербального и невербального характера.

Литература:1, 23, 26, 27, 28, 45, 51, 59, 62, 64, 79, 98, 99, 105, 113.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Какие существуют классификации умственной отсталости? Представьте классификации в виде таблицы (критерий деления, виды, основные характеристики).

2. Расскажите об этиологии умственной отсталости.

3. Дайте клинико-психолого-педагогическую характеристику лицам с разной степенью интеллектуальной недостаточности (легкой, умеренной, тяжелой, глубокой).

4. Как интеллектуальный дефект проявляется на разных этапах онтогенеза (начиная с младенчества)?

5. Охарактеризуйте методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости.

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

studopedia.su

4.1. Понятие умственной отсталости. Характеристика умственно отсталых детей

Одна из самых тяжёлых форм – умственная отсталость (УО), или олигофрения (слабоумие). УО – такое состояние, при котором отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Выделяют её основные признаки:

Различна степень выраженности дефекта: дебилы – лёгкая степень отсталости; имбецилы – средняя; идиоты – глубокая. На сегодняшний день в России выделяют 4 группы по степени выраженности: лёгкая и умеренная степень (поддаются коррекции) и тяжёлая и глубокая степень (сложные случаи). В дальнейшем под УО будем иметь в виду детей первых двух групп.

Причины: недоразвитие психики во внутриутробном периоде, при рождении и в первые полтора года жизни, до становления речи. УО дети составляют 2,5% от всех детей, редко возникает после 2-х лет. Степень сложности дефекта зависит от степени вредности, постигшей ребёнка; особенно опасны травмы и заболевания во внутриутробном периоде. Часто органическая недостаточность носит остаточный (резидуальный) неусугубляющийся (непрогредиентный) характер, что даёт основания для оптимистических прогнозов относительно развития ребёнка.

УО, возникшая у ребёнка после 2-5 лет называется деменцией, которая может вызываться органическими заболеваниями мозга или травмами, но предыдущее развитие походило в пределах нормы. Как правило, такой дефект носит необратимый характер.

Факторы, вызывающие УО, разделяют на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Наиболее распространённые:

Тяжёлые инфекционные заболевания в период беременности (вирусный грипп, краснуха и др.);

Различные интоксикации ядовитыми веществами с нарушением обмена веществ (лекарства, алкоголь, паразиты – токсоплазмоз, простейшие, передающиеся от животных;, дистрофия матери; сифилис)

Травматические поражения плода, удары, ушибы. Часто – природовые травмы – накладывание щипцов, сдавливание головки ребёнка при тяжёлых, быстрых или затяжных родах; длительная асфиксия.

Наследственные– врождённые (75% всех случаев): хромосомные заболевания. болезнь Дауна.

Нарушения белкового и углеводного обмена матери и ребёнка;

Болезни младенца на ранних этапах развития;

Экологические факторы, радиация.

Рассмотрим особенности психического развития УО детей. Все стороны психики связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Сенсорное развитие включает развитие ощущений, восприятия, представлений, т.е. сложную работу анализаторов от приема внешних сигналов периферическими органами чувств до сложной переработки головным мозгом всей поступающей информации. У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие — часто глубокое — всех сторон психической деятельности, в том числе и речевое отставание.

Соотношение интеллекта и степени умственной отсталости.

Пограничное с нормой интеллектуальное развитие

Незначительная умственная отсталость, затруднения в учебе

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в учебе

Глубокая умственная отсталость

Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления.

У умственно отсталого дошкольника снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей.Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти.

Недоразвиты все компоненты устной речи,касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Кроме того, у умственно отсталых детей могут быть все виды речевых нарушений как сопутствующие проявления интеллектуального дефекта. Может быть механическая дислалия (нарушение звукопроизношения из-за нарушения строения артикуляционного аппарата), ринолалия (нарушение речи из-за расщелины артикуляционного аппарата), дизартрия (нарушение всей звуковой системы речи из-за нарушенной иннервации артикуляционного аппарата — параличи, парезы), могут быть алалии, афазии, заикание.

У умственно отсталого ребенка в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены.

Проявляются отставания от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Игры таких детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями. Новые сведения усваиваются умственно отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития.

Недоразвитие интеллекта и речи многовариативны. Они могут проявляться в широком диапазоне — от глубокого слабоумия с отсутствием понимания и собственной речи (импрес-сивной и экспрессивной речи) до сравнительно неплохого развития, которое иногда расценивается как низкая норма, пограничное состояние.

При анализе речевого нарушения у умственно отсталого ребенка важно ориентироваться на выделенные Р. Е. Левиной уровни речевого недоразвития, соотнося с ними состояние речи конкретного ребенка и определяя при этом вид его речевого нарушения.

Диагностика негрубых форм умственной отсталости (олигофрения в степени дебильности) у детей дошкольного возраста, часто затруднена. Ребенок незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат его неправильного воспитания. Иногда выраженное речевое недоразвитие является единственным симптомом, который настораживает, вызывает тревогу у окружающих. Однако с возрастом все четче проявляются, помимо недоразвития речи, и другие симптомы общего психического недоразвития. У ребенка оказываются нарушенными целенаправленная познавательная деятельность, анализ и синтез разнообразных раздражителей окружающего мира, он не выделяет существенных признаков предметов и действий, не дифференцирует их. У него не формируются категории цвета, формы, величины, количества и т.д. Отмечается специфика двигательной сферы. Особенности интеллектуального, сенсорного, эмоционального, речевого недоразвития вызываются недоразвитием коры головного мозга.

Речевые нарушения у умственно отсталых детей подразделяются на две группы.

1. Недоразвитие речи как симптом синдрома олигофрении. У ребенка недосточное внимание, восприятие, слабая память, нет достаточного контроля за своими действиями и за речью. Как одно из проявлений олигофрении отмечается несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

2. На фоне олигофрении могут быть любые речевые нарушения не как проявление умственной отсталости, а дополнительно к ней без причинно-следственной соотнесенности речевой и интеллектуальной неполноценности.

Все речевые нарушения у умственно отсталых детей встречаются чаще, чем у детей с нормальных интеллектом.

Важно отличать алалию от олигофрении, различать ребенка с первичной речевой неполноценностью (недоразвитием речи из-за недоразвития головного мозга) и умственно отсталого. Как основные диагностические показатели учитывается, что ребенок с алалией имеет больший запас сведений, представлений, чем ребенок-олигофрен. Он лучше ориентируется в быту, в ситуации, учитывает изменения в обстановке, на которые не обращает внимания умственно отсталый. Ребенок с алалией лучше понимает и чаще использует паралингвистические средства общения. Страдающий алалией критически относится к своему состоянию, понимает, что не может говорить и этим отличается от других детей; он имеет выраженное желание нормализовать, улучшить свою речь. В отличие от такого ребенка умственно отсталый не обращает внимания на свою речь, не замечает ее недостаточности, не может критически оценить свое состояние, не использует помощь в работе. У умственно отсталого нет желания улучшить свою речь.

Э.Сеген отмечал, что умственно отсталый ничего не знает, не может и не хочет, подчеркивая недостаточность эмоционально-волевого развития, отсутствие выраженной мотивации к деятельности. По образному выражения Н.И.Жинкина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая проблема соотношения мышления и речи.

Разумеется, тяжелые речевые нарушения задерживают интеллектуальное развитие ребенка, но это является вторичным проявлением основного дефекта.

studfiles.net

25. Клинико-педагогическая характеристика легкой умственной отсталости

Речь развивается с задержкой, но она используется в повседневной жизни.

При легкой степени расстройства (дебильности), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте ча­сто неотличимы от здоровых: они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при бла­гоприятных условиях они осваивают программу пяти-шести клас­сов обычной школы, в дальнейшем могут справиться с посиль­ной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или эко­номического стресса. Низкая социальная компетенция резко ог­раничивает их социальный ролевой репертуар.

Дебильность (что в переводе с латинского обозначает — слабость, хилость) — легкая степень умственной отсталости. Среди всех умственно отсталых лиц лица с дебильностью составляют около 85-90%. Лишь страдающие дебильностью направляются на судебно-психиатрическую экспертизу в качестве обвиняемых или потерпевших.

Несмотря на общий признак умственной отсталости — недоразвитие всей психики в целом — лица с дебильностью и по своим личностным, и по социальным особенностям имеют свою индивидуальность, что существенно отличает их от страдающих имбецильностью или идиотией.

Они часто поступают в массовую общеобразовательную школу, но уже в самом начале своего обучения успевают очень плохо, не могут полноценно усвоить даже элементарный учебный материал. В ряде случаев неплохая механическая память, усидчивость, настойчивость родителей и усилия педагогов позволяют больным освоить программу начальной школы, обучение в старших классах им недоступно. Справляясь с программой каждого класса массовой школы за 2-3 года, лица с дебильностью заканчивают не более 3-4-х классов и переводятся на обучение во вспомогательные школы. Психическая неполноценность проявляется у дебилов отно­сительно позднее, чаще в начале школьного обучения. Их интеллект более сохранен. Поэтому в процессе развития они дают большее продвижение, чем имбецилы. Дети-дебилы способны обучаться в специальных вспомогательных школах.

В процессе обучения у дебилов увеличивается запас пред­ставлений, знаний, навыков и умений. Увеличивается активный словарь, развивается фразовая речь.

Дебилам в некоторой мере свойственны индивидуальные особенности темперамента, характера и эмоциональных реак­ций. Они обладают и сравнительно большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельно­сти. Поскольку у ряда детей с явлениями дебильности не от­мечается заметных отклонений со стороны физического стату­са, они могут на первый взгляд показаться обычными, нормаль­ными детьми.

Сущность дебильности состоит в неполноценности познавательной деятельности. Осо­бенно страдают способность к анализу, логическому обобщению, абстракции, т.е. те психические функции, которые составляют основу интеллекта. Ослабление указанных способностей, вы­званное перенесенным заболеванием мозга, не дает разбирае­мой группе детей освоить программу массовой школы.

Уже в анамнезе таких детей можно заметить указание на то, что они отстают в развитии от нормальных сверстников. Осо­бенно это относится к формированию нервно-психических функ­ций. Так, дети позднее реагируют на раздражения внешней сре­ды (звуковые, световые и др.), двигательные функции разви­ваются с задержкой (позже начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить, играть с игрушками и др.). Особенно харак­терно отставание в развитии речевой функции. Это выражается, в частности, в медленном накоплении словарного запаса. Чем легче степень дебильности, тем большим словарным запасом и набором отдельных понятий он оперирует. При обследовании иногда выявляется, что пассивный словарь зна­чительно преобладает над активным. Часто у таких детей бы­вает нарушено и с трудом поддается коррекции звукопроизношение. Во многих случаях долго удерживаются аграмматизмы (опускание и искажение окончаний).

Однако отклонение в развитии становится более заметным в дошкольном возрасте. Здесь заметнее выявляется ряд особен­ностей, свойственных детям-олигофренам. Они не проявляют достаточного интереса к окружающему, долго не стремятся к самостоятельности, не включаются активно в овладение навы­ками, негативистичны и теряются в новой обстановке. Их игро­вая деятельность отличается однообразием. Дети не проявляют интереса к игре. Отсутствует поиск новых вариантов игры. В процессе игры они легко отвлекаемы.

Такие лица приобщаются к тому или иному виду неквалифицированного труда, все трудовые процессы выполняют механически, чисто подражательно. Их интересы сконцентрированы преимущественно на удовлетворении физиологических потребностей, их мало занимает общественная жизнь, еще в меньшей степени интересуют отвлеченные вопросы и события.

Лица с дебильностью все же способны обобщать данные жизненного опыта, делать несложные умозаключения и практические выводы. В несложных жизненных ситуациях, учитывая предшествующий практический опыт, они проявляют достаточную целенаправленность и активность.

Большинство больных с дебильностью с возрастом все более правильно оценивают складывающуюся ситуацию, лучше контролируют свои поступки, с учетом накопленного жизненного опыта могут адекватно изменять свое поведение, у них нарастает уровень критических способностей. При умеренной и легкой дебильности они достаточно хорошо адаптируются к повседневным требованиям, выбирают посильные для себя виды деятельности, самостоятельно организуют свой быт, не нуждаются в помощи психиатра, "растворяются в обществе, становясь вполне конкурентно-способными".

xn--80aaivjfyj3e.com

Характеристика познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Особенности развития речи.

При умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом не задетым патологическим отклонением. Однако специалистами выявлены возможности коррекции недостатков внимания у детей в процессе обучения.

Ощущение и восприятие – начальный источник всех наших знаний о мире. У умственно отсталых детей развитие ощущения и восприятия происходит значительно медленнее, чем в норме. Из-за различных нарушений в работе анализаторов у таких детей нередко наблюдается снижение зрения и слуха, недоразвитие или нарушение речи, своеобразные дефекты моторики. Ощущения при умственной отсталости слабо дифференцированы.

Восприятие также характеризуется сниженным темпом и слабой дифференцированностью.

Память обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала), и воспроизведения (неточность). Быстрее, чем в норме, утрачиваются и видоизменяются представления памяти.

Как известно, мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения мозгом окружающего мира, высшая форма отражения. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения).

Умственно отсталым детям свойственно нарушение всех операций мышления (слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т.д.). При этом темп мышления умственно отсталого школьника замедлен, тугоподвижен. Наибольшие нарушения отмечаются в словесно-логическом мышлении, наиболее сохраненным является наглядно-действенное мышление. Такие недостатки мышления умственно отсталых обучающихся, как снижение критичности, нарушение регулирующей роли мышления, конкретность, непоследовательность, стереотипность и нарушение целенаправленности непосредственно связаны с недоразвитием личности и отклонениями в поведении. Специалисты отмечают, что при умственной отсталости нарушения мыслительной деятельности является наиболее выраженным и стойким – это обусловлено такими ядерными симптомами умственной отсталости, как слабость ориентировочной деятельности, низкая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность.

Специалисты считают, что наиболее сильно интеллектуальная недостаточность и личностная незрелость проявляются в своеобразии учебной деятельности умственно отсталых детей.

Таким образом, особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей приводят к недоразвитию личности и деятельности, которые особенно усугубляются под влиянием негативной социальной ситуации. В условиях же положительного отношения к ребенку, коррекционно-развивающего обучения в школе появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта.

Особенности развития речи умственно отсталых детей

Л.С. Выготский одним из первых высказал мысль, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа развития высших психических функций является исследование той перестройки психических процессов, которая совершается под влиянием речи.

Об уровне психического развития ребенка можно судить в том числе и по развитию речи, так как речь служит не только средством общения, но и является средством регуляции высших психических функций, занимает центральное место в процессе психического развития, следовательно, служит одним из показателей психического развития ребенка.

У умственно отсталого ребенка как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникают значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние речи, – слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо из речевых центров. Отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов – связей между анализаторами.

Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Он имеет сохранный слух, слышит шорохи или изолированные звуки, произносимые родителями, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененно. Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная причина запоздалого и неполноценного развития речи. Но и далее, когда эти слова уже выделены и узнаются как знакомые, известные, речь все еще воспринимается нечетко.

Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные; поэтому, если учитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и бочки, и бошки, и почхе и т.д. В дошкольном возрасте ошибки детей, наблюдающиеся при повторении ими новых слов, расцениваются окружающими обычно лишь как дефекты произношения, которых также очень много. Однако в школе в процессе обучения ребенка письму становится возможным установить, что многие ошибки обусловлены именно недостаточным развитием слухового анализатора. Когда ребенок пишет под диктовку удка вместо утка или лотка вместо лодка, он не различает фонем [д] и [т].

К тому времени, когда речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Даже тот словарный запас, который уже освоен учеником, длительное время остается неполноценным, так как значение употребляемых им слов большей частью не соответствует действительному значению слова. Этот факт имеет место и у всякого нормального ребенка. Так, например, здоровый маленький ребенок может называть словом киска и домашнюю кошечку, и пушистого игрушечного медвежонка, и воротник маминого пальто. Вначале дядя – это всякий мужчина, кроме папы; лишь постепенно ребенок усваивает точное значение слова дядя, выражающего определенную степень родства.

Встречается неточное употребление слов. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Наблюдается смешение слов одного рода, вида. Так, словом ботинки дети называют сапоги, туфли, галоши; словом рубашка – кофту, рубашку, свитер, куртку. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений. Умственно отсталые школьники вследствие слабости процесса дифференцированного торможения легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают, прежде всего, общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов. Таким общим и конкретным признаком может быть назначение предметов. Различия предметов не устанавливаются, а обозначения не разграничиваются.

Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос. Трудности выражаются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой – особенностью формирования семантических полей.

Немаловажную роль в недоразвитии связной речи играет недостаточная сформированность диалога. Диалоговая речь, как известно, предшествует развитию монологической речи и подготавливает ее развитие. Умственно отсталые дети часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события, то есть они не ориентируются на собеседника.

Одной из причин задержки формирования связной речи умственно отсталых детей является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком. В связи с этим недостаточность волевой сферы умственно отсталых детей играет определенную отрицательную роль в нарушении протекания связных речевых высказываний. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, меняется и характер связных высказываний, они становятся развернутыми и связными, увеличивается количество слов в предложении. Таким образом, в характере связных высказываний большую роль играет мотивация.

• К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

• Умственно отсталые дети – разнородная по своему составу группа.

• Олигофрения составляет основную группу заболеваний, приводящих к умственной отсталости.

• Классификация форм умственной отсталости служит целям дифференциальной диагностики, так как при отграничении умственной отсталости от сходных состояний, и в первую очередь от задержки психического развития, сопоставлять следует именно формы проявления интеллектуального недоразвития.

• Развитие умственно отсталых детей подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

• Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности, которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи и познавательной деятельности умственно отсталых детей.

• В силу значительного недоразвития игровая деятельность умственно отсталых дошкольников без специального обучения не может оказать воздействие на психическое развитие. Привить умственно отсталому дошкольнику интерес к игре, научить его играть и через игру воздействовать на его психическое развитие – важнейшая цель в коррекционно-развивающей работе.

• Развитие речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.

• Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей приводят к недоразвитию личности и деятельности, которые особенно усугубляются под влиянием негативной социальной ситуации. В условиях же положительного отношения к ребенку, коррекционно-развивающего обучения в школе появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта.

Л.С.Выготский, обосновывая необходимость и возможность коррекции умственной отсталости, призывал «искать у ребенка с дефектом не золотники болезни, а пуды здоровья».

infourok.ru

Системная отсталость России: основные характеристики

Россия уже два десятилетия сдает свои позиции. Сколько же можно падать? Где сегодня находится Россия по сравнению с передовыми странами мира? По каким направлениям отстает наша страна и насколько глубоко это отставание? Какие системные изъяны должны быть ликвидированы, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Время, пожалуй, единственный невосполнимый ресурс и одновременно сопутствующий критерий ретроспективной оценки направления и качества в развитии государства. Эффективность использования времени относительна. В современном мире для успешного развития недостаточно просто эффективно использовать время, его нужно использовать эффективнее, чем это делают все остальные страны либо их подавляющее большинство. В этом контексте модернизация является тем самым инструментом, который переключает политическую, государственную, общественную системы на более эффективный, более конкурентоспособный режим функционирования.

Эффективному использованию времени мешает множество факторов, которые в целом универсальны практически для всех стран. Очевиден и тот факт, что многие страны со временем становятся более цивилизованными, чем они были раньше. Однако скорость их изменения не одинакова и на коротких промежутках времени может быть малозаметной. В то же время мировая практика имеет пример форсажа отдельных стран в своем развитии, когда за несколько десятилетий государство из очевидного для всех аутсайдера переходит в авангард мировой экономики. Одной из таких стран является Китай, который в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года именуется лидером в области развития науки, национальной инновационной системы и технологий. В данном контексте Россия относится к числу государств, в которых политико-бюрократический консерватизм доминирует над экономическим здравым смыслом, в результате чего потребность отечественных предпринимателей в инновациях становится противоестественной.

Сохраняющуюся и по некоторым направлениям усиливающуюся системную отсталость России можно рассматривать в трех плоскостях: экономико-технологическом, управленческом, социальном.

1. Экономико-технологическая отсталость

Экономико-технологическая отсталость России, прежде всего, характеризуется тем, что в настоящее время практически не осталось секторов экономики, отраслей промышленности, технологий, в которых позиции России оставались бы сильными по сравнению с развитыми странами. Кроме того, технологическое отставание становится источником множества прогнозируемых и внезапных техногенных катастроф, перманентный характер которых подчеркивает необходимость проведения системных преобразований и реализации комплекса крупных долгосрочных инвестиционных проектов, ориентированных на развитие промышленности и инфраструктуры.

Долгое время традиционной нишей России считалось освоение космоса. Однако в последнее время череда неудач с запуском ракет, выводом на орбиту спутников свидетельствует о кризисе в этом направлении. Более того, если цепочка катастроф продолжится, это приведет к временному и возможно продолжительному отказу от полетов, сворачиванию собственной космической программы вследствие крупных экономических потерь и наступления ответственности перед зарубежными партнерами, что станет закатом для отечественной космонавтики. Если в других областях кризисная ситуация может быть менее очевидна, то в данном случае неудачи, которые трудно скрыть, и отсутствие полетов будут красноречивым подтверждением утраты Россией своих позиций в исследовании и освоении космоса.

Другим полем, на котором Россия традиционно имела технологические преимущества, являлось вооружение. Однако в настоящее время значительных прорывов в этой области не наблюдается. Например, только на разработку и испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» Россия уже потратила 14 лет (с 1998 г. по н.в.) и десятки миллиардов рублей. Всего было произведено 16 испытательных пусков «Булавы», из них только восемь признаны успешными, еще два – частично успешными. Последний запуск ракеты состоялся 27 августа 2011 года. В настоящее время на боевое дежурство «Булава» еще не принята и продлевается срок эксплуатации ракет «Тополь», являющихся разработкой СССР, завершившейся в 1988 году.

Долгое время аксиоматично считалось, что потенциал оборонно-промышленного комплекса и военной науки не утрачен – его просто незаметно в силу высокой секретности. Однако в 2011 году Генштаб России публично признал, что российская армия и военная наука минимум на 20 лет отстают от стран Запада. Прозвучи данная фраза 10 лет назад, возможно оставалось бы больше возможностей для исправления ситуации. Таким образом, долгожданный трансфер военных технологий в гражданский сектор уже смысла не имеет. В сложившихся условиях для России безальтернативным становится приобретение за рубежом не только вертолетоносцев «Мистраль», беспилотных летательных аппаратов, но даже и современного стрелкового оружия, отличающегося высокой точностью, для элитных силовых подразделений России. В целом, сравнение российского оружия с оружием развитых стран приводит к выводам, примерно похожим при сопоставлении продукции отечественного и зарубежного автопрома.

Значительную угрозу технологической безопасности страны представляет отсутствие в России освоенного производства компьютерной техники полного цикла, что составляет не только основу современных вооружений, информационных технологий государственного управления, но и повседневной жизни. При этом нет никаких оснований полагать, что в ближайшие 10 лет такое производство в России будет организовано. Отсутствие данной отрасли промышленности автоматически оставляет страну за рамками высоких технологий в обычном статусе реципиента и не позволяет развиваться отечественным научным исследованиям в этой перспективной области.

Губина экономико-технологической отсталости может быть проиллюстрированы следующими данными.

Для экономики России значения традиционных показателей эффективности производства, а именно: производительности труда, фондоотдачи, экологичности производства, энергоемкости – в несколько раз хуже, чем в развитых странах. Например, по производительности труда Россия отстает от США в 4 раза. Средний возраст производственного оборудования в промышленности России составляет порядка 20 лет в то время, как в США аналогичный показатель составляет 7 лет. При таком уровне дифференциации вряд ли можно рассчитывать на высокие экономические результаты и быть конкурентоспособным. Скорее всего, выявленное отставание России от развитых стран будет довольно долгим, однако при этом большое значение имеет масштаб отставания, а именно длинная или короткая дистанция отделяет Россию от стран-лидеров.

Технологическая неэффективность в области производства электроэнергии может быть представлена посредством сопоставления потребления «голубого топлива» установками, генерирующими электроэнергию в условиях городов. Так, современные парагазовые установки, например, производства фирмы Siemens, по сравнению с традиционными паротурбинными установками, эксплуатируемыми ОАО «Мосэнерго» еще с советских времен, имеют более высокий коэффициент использования топлива, позволяя экономить расход газа до 30%. В условиях монополизированности рынка избыточное потребление топлива оплачивают потребители. В масштабах всей страны технологическая отсталость в энергетике оборачивается колоссальными издержками. Необходимо обратить внимание на тот факт, что электроэнергетика – не та сфера экономики, в которой имеется острый дефицит инвестиционных средств.

Невзирая на высокий спрос и доходность, нефтеперерабатывающая промышленность уже долгое время также не торопится вкладывать средства в расширение и модернизацию производства и переходить на выпуск моторного топлива, соответствующего современным европейским стандартам. Так, по имеющимся данным из 31 крупного нефтеперерабатывающего завода России только 6 предприятий достигли глубины переработки нефти в 80-88%, что приближает их к 90-процентному уровню США и Европы. При этом суммарная мощность 6 заводов в общей мощности 31 нефтеперерабатывающего предприятия составляет 26,4%. Более того, в регионах страны, в том числе московских аэропортах, периодически возникает дефицит топлива.

В целом, последствия технологической отсталости многолики. Это и учащение технологических катастроф с массовыми человеческими жертвами и экономическим ущербом, усиление импортной зависимости, и, наконец, устойчиво завышенные по сравнению с развитыми странами цены на многие товары в лучшем случае с тем же или даже меньшим уровнем качества.

2. Отсталость системы управления

Отсталость системы управления заключается в устойчивой неспособности государственного аппарата своевременно принимать и реализовывать эффективные решения, нести ответственность за последствия принятых решений. Большинство государственных вопросов оперативного, среднесрочного характера решается соответственно годами и десятилетиями. При этом используются решения, разработанные и предложенные десятки лет назад.

Приведем наиболее яркие примеры, свидетельствующие о разбалансированности и подтверждающие низкое качество функционирования системы государственного управления.

Отсутствие системного автономного функционирования государственного аппарата в соответствии с законодательством компенсируется «ручным» управлением. Так, в 2009 году количество поручений Президента России возросло на 30% по сравнению с 2008 годом – с 1354 ед. до 1753 ед. (почти 5 поручений в день – http://kremlin.ru/news/7114). Количество поручений Председателя Правительства Российской Федерации может быть в несколько раз больше. При этом необходимо отметить, что поручения оперативно компенсируют недостатки действующих нормативно-правовых актов, выступают заменителями указов, распоряжений, постановлений.

Кроме того, государственные решения, оформленные в виде нормативно-правовых актов и даже поручений, отличаются низкой степенью выполнения. Одной из ярких иллюстраций масштабного невыполнения государственных решений являются выявленные преступления в укрывании правоохранительными органами запрещенного игорного бизнеса. Кроме того, ряд поручений Президента России остается вообще не выполненным.

Дезорганизованная работа государственного аппарата порождает неэффективное расходование бюджетных средств. Так, по данным Президента России, из 5 трлн. рублей годового объема государственных закупок размер хищений составляет 20%, что превышает годовой объем финансирования всех реализуемых в стране федеральных целевых программ. Данный факт характеризует, в том числе, неэффективность соответствующего законодательства, а также работы государственных финансово-контрольных органов.

Несвоевременность принятия решений приводит и к пространственно-экономическим перекосам. Например, решение об административном преобразовании Москвы и Московской области было принято только тогда, когда в столице России практически больше не осталось площадей для новой жилищной застройки, и город вплотную приблизился к транспортному коллапсу. С учетом сложившихся темпов жилищного строительства, прироста транспорта и увеличения пассажиропотока спрогнозировать для Москвы наступление критического момента не составляло большого труда. Более того, такие оценки имелись.

В целом система управления, пребывая либо в состоянии крайней пассивности либо крайней нестабильности, не выполняет свою функцию по организации социально-экономических отношений в целях повышения их эффективности. В этих условиях управляемая система долгое время находится в состоянии вынужденной самоорганизации, в основе которой лежат далеко не цивилизованные правила.

Социальная отсталость России выражается в сравнительно низком качестве жизни граждан, определяемым уровнем развития здравоохранения, состоянием жилищной сферы, образования, науки и других сфер.

Одним из показателей благополучия семьи является наличие собственного жилья, а также доступность его приобретения. По уровню жилищной обеспеченности (отношение объема жилищного фонда к численности населения) Россия уступает Германии, также разрушенной в ходе Второй мировой войны, в 2 раза, США – в 3 раза. При этом, учитывая темпы жилищного строительства и естественное выбытие жилищного фонда, достигнуть сегодняшнего уровня Германии и США удастся лишь не ранее чем через 40 и 95 лет соответственно. Сохраняющийся десятилетиями в России дефицит жилья обуславливает высокие цены и процентные ставки по ипотечным кредитам, величина которых в несколько раз больше, чем в развитых странах.

Отечественная система высшего образования, которая долгие годы позиционировалась лучшей в мире, в настоящее время является неконкурентоспособной на международном уровне. Например, в авторитетном рейтинге университетов Academic Ranking of World Universities за 2010 год в число 500 ведущих университетов входят только 2 российских вуза: МГУ (74-е место) и СПбГУ (в четвертой сотне). Никакие другие национальные вузы в рейтинге не представлены. При этом возможный скептицизм к зарубежным рейтинговым оценкам никак не может повысить качество российского высшего образования, которое по стоимости в ряде случаев эквивалентно обучению в университетах Европы и США.

В настоящее время ставка на развитие вузовской науки посредством различных программ поддержки выстраивает иерархию государственных университетов, в рамках которой ряд вузов претендует на статус научно-исследовательских центров. Вместе с тем, практическое использование многих прорывных научных результатов, если таковые и будут получены вузовской наукой в среднесрочной или долгосрочной перспективе, представляется достаточно сомнительным в условиях, когда в российской экономике не имеется высокотехнологичных секторов экономики. На их создание и освоение потребуется не менее 10 лет при значительных инвестиционных вложениях. Корпоративная наука по аналогичным причинам остается в кризисном состоянии.

Современный гражданский сектор науки России в рамках государственных академий наук перманентно сжимается, о чем можно судить по сокращающему количеству исследователей, и продолжает оставаться в значительной степени автономным как от реального производства, так и от сферы образования. Практика показывает, что обоснование фундаментальности проводимых исследований как научного задела для будущих поколений в современных условиях себя не оправдывает. Отсутствие связки фундаментальных исследований с перспективным использованием их результатов в прикладных исследованиях, ориентированных на промышленность, позволяет квалифицировать программу фундаментальных исследований РАН и некоторых других государственных академий наук как исключительно венчурный проект с повышенными рисками неуспеха. Стоимость этого проекта составляет порядка 52 млрд. руб. в год.

В 2011 году указом Президента России утвержден перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также перечень критических технологий. Несмотря на директивный порядок данных установок, не прошедших открытых дискуссий, вектор развития национальной экономики и науки официально определен. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года позиционируются высокотехнологичные сектора национальной экономики, среди которых авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии. При этом связка, хотя и не полная, между приоритетами, критическими технологиями и высокотехнологичными секторами имеется.

Для успешного развития высокотехнологичных секторов, приоритетных направлений и критических технологий, а также обеспечения конкурентоспособности на международном уровне, прежде всего, необходимо провести максимально подробный анализ передовых достижений, в том числе результатов мировой науки, приобрести права на использование наиболее значимых результатов, легально либо другими способами в установленные сроки получить необходимые современные технологии (в том числе технологическое оборудование), которые освоены в развитых странах, и далее на этой базе развивать собственное производство и научные исследования.

Из трех секторов отечественной науки – корпоративно-отраслевой, академический и вузовский – ведущую роль должен играть первый. Академическая и вузовская наука – необходимые вспомогательные элементы, научные результаты которых будут ускорять продвижение корпоративно-отраслевой науки в освоении новых знаний, разработки и совершенствования новых технологий. Вместе с тем академическая и вузовская наука должны стать поставщиком квалифицированных научных кадров для корпоративно-отраслевой науки. Взаимодействие ведущих предприятий высокотехнологичных секторов экономики, их научных подразделений с профильными вузами, научными организациями может успешно осуществляться в рамках технологических платформ.

Современная фундаментальная наука России, осуществляемая преимущественно государственными академиями наук, нуждается в рациональной интеграции с международной как в целях преодоления своей отсталости, так и в связи с высокой стоимостью современных исследований, необходимостью использования современных уникальных научных стендов и установок, которых на территории России практически нет. Программа фундаментальных исследований профильных государственных академий наук, ожидаемые научные результаты должны быть согласованы с ведущими предприятиями высокотехнологичных отраслей на предмет обеспечения их востребованности. Финансирование Программы должно быть увязано с приоритетными направлениями и критическими технологиями.

Среднесрочная программа научных исследований профильных государственных вузов и государственных научных организаций в виде государственного задания, финансируемого за счет бюджетных средств, должна быть также сформирована с учетом потребностей ведущих производственных предприятий высокотехнологичных секторов экономики и учитывать работы, выполняемые в рамках академической науки. Целесообразным также является интеграция вузов и научных организаций в международное научное пространство.

По мере достижения поставленных первоочередных задач, степень исследовательской независимости академической и вузовской науки от предприятий высокотехнологичных секторов экономики в разумных пределах может повышаться. Однако в настоящее время системное, в том числе технологическое, отставание России от развитых стран не позволяет отечественной науке быть раздробленной и заниматься творческим поиском автономно друг от друга и от потребностей экономики. Модернизация и задача ускоренного технологического развития делает необходимым консолидацию национального сектора исследований и разработок во главе с корпоративно-отраслевой наукой.

kapital-rus.ru