Симптомы

Президент великой депрессии

13.06.2018

Уроки Великой депрессии: ошибка президента

Одним из мотивов Федеральной резервной системы на протяжении последнего года было не допустить повторения ошибок 1930-х, включая дефляционную денежную политику. Дефляции действительно удалось избежать, и это немаловажно, но исторический опыт гласит, что сама по себе дефляция не вызывает значительных депрессий.

Профессора Эндрю Аткесон из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Патрик Кехоу из Принстона изучили связь дефляции и депрессии в 17 странах за 100 лет. Они пришли к выводу, что данные, за исключением Америки 1930-х годов, «не свидетельствуют о связи дефляции с экономической депрессией». Из этого вытекает, что именно в 1930-е годы существовали особые факторы, усилившие эту связь.

В своих работах я показал, что экономическая политика позволяет объяснить, во-первых, то, почему депрессия оказалась такой глубокой, а во-вторых, почему дефляция оказала в 1930-е такое деструктивное влияние. Ключевую роль сыграла политика президента Герберта Гувера, который поощрял образование и укрепление картелей в промышленности, а также искусственно поддерживал зарплаты на уровне выше рыночного.

Отношение Гувера к конкуренции существенно отличается от принятого в современной экономической науке. В наши дни экономисты обычно выступают за интенсивную конкуренцию, так как она снижает цены для потребителей и позволяет выжить только самым эффективным производителям. Но Гувер считал, что в Америке 1920-х годов конкуренции было слишком много. Он верил, что согласованная политика производителей, а также отраслевые кодексы «добросовестной конкуренции» приведут к лучшим экономическим результатам. Неудивительно, что инициативы Гувера, помогавшие промышленникам согласовывать свое поведение, привели к росту концентрации в промышленности и существенным монополистическим перекосам еще в 1920-е.

Не менее своеобразными были взгляды Гувера на политику в области заработной платы. Он справедливо полагал, что высокие зарплаты и высокий уровень жизни сопутствуют друг другу, но делал из этого факта своеобразные выводы. Сегодня значительная часть экономистов считают высокие реальные зарплаты следствием высокой производительности труда, которая, в свою очередь, обусловлена высоким качеством рабочей силы, серьезными капиталовложениями и эффективными технологиями. Иными словами, и высокие реальные зарплаты, и высокий уровень жизни имеют один и тот же источник — высокую производительность.

Гувер интерпретировал эту связь иначе. Он верил, что повышение зарплат ведет к росту уровня жизни, но, по всей видимости, не учитывал того обстоятельства, что непропорциональный рост зарплат отбивает у бизнесменов охоту создавать новые рабочие места.

Экономические взгляды президента определили повестку встреч с капитанами индустрии, проведенных в конце 1929 года. На них Гувер советовал руководителям General Motors, Ford, U.S. Steel, DuPont и других компаний не сокращать зарплаты. Президент заявил, что сохранение зарплат на текущем уровне позволит пережить спад менее болезненно и упростит переговоры с профсоюзами. Затем он попросил профсоюзных лидеров не устраивать стачек и не требовать роста зарплат. Промышленники согласились поддержать программу президента и зафиксировали зарплаты.

Падение цен и производительности вкупе с государственной программой фиксации зарплат существенно повысили стоимость труда. Вскоре после консультаций с Гувером началось быстрое падение промышленного производства. За один год — с октября 1929-го по сентябрь 1930-го — число часов, отработанных в промышленности, упало на 30%. Таким образом, промышленное производство резко сократилось уже через год после начала депрессии — еще до серьезного сжатия денежного предложения, на которое делали акцент при объяснении причин депрессии Милтон Фридман и Анна Шварц, и набега вкладчиков на банки, на который делает акцент председатель ФРС Бен Бернанке.

Когда промышленный спад ускорился, ведущие промышленники попросили Гувера поддержать сокращение зарплат, пропорциональное снижению общего уровня цен. Президент не поддержал это предложение, несмотря на критику со стороны деловых кругов, недовольных тем, что президентская программа поддерживала зарплаты значительно выше рыночного уровня.

Эта гипотеза согласуется с выводами экономического историка Кертиса Саймона, изучившего газетные объявления о поисках работы в 1930-е годы. Саймон обнаружил, что безработные были согласны на гораздо более низкую зарплату, чем платили компании. До начала депрессии разрыва между уровнем запрашиваемых и выплачиваемых зарплат практически не существовало.

Осенью 1931 года, когда количество отработанных часов упало примерно на 40%, промышленники стали снижать зарплаты, но в реальном выражении они оставались высокими из-за ускорившейся дефляции. При этом трудовая политика Гувера повлияла на промышленность, но не на сельское хозяйство, в котором работало приблизительно столько же людей. Занятость в аграрном секторе в начале 1930-х почти не менялась.

Депрессия и безработица не зашли бы так далеко, если бы Гувер не упросил бизнес зафиксировать зарплаты. Конечно, программа Гувера — не единственный фактор, вызвавший рецессию. Чтобы глубже понять клиническую картину Великой депрессии, потребуется дальнейшее изучение негибкости зарплат и других возможных причин, но то, что ограничение конкуренции способно ввергнуть экономику в депрессию, можно считать установленным.

Что это означает применительно к нынешней экономической политике? Надо сказать, что большинство экономистов и политиков обеспокоены тем, что доходы низко- и среднеоплачиваемых работников последние 30 лет растут медленнее, чем у высокооплачиваемых. Теперь мы знаем, что политика, нацеленная на повышение зарплат без роста производительности, ведет к потере рабочих мест, особенно в отраслях с высокой глобальной конкуренцией. Существуют альтернативные способы помощи трудящимся, например повышение производительности за счет образовательных грантов, которые увеличивают доступность высшего и среднего образования и понижают его стоимость.

Идея Барака Обамы направить $12 млрд на поддержку муниципальных колледжей с целью повышения квалификации рабочих и производительности труда — отличный шаг в этом направлении. Повышение квалификации с помощью курсов, среднего специального или высшего образования действительно ведут к росту доходов наемных работников в долгосрочной перспективе. Перед лицом растущей глобальной конкуренции увеличение продолжительности образования и повышение его качества могут стать еще важнее.

Автор — профессор экономики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

www.forbes.ru

Уроки Великой депрессии для кризиса 2009 года. Размышления главы экономических советников президента Обамы

Эту линию продолжила один из главных разработчиков программы оздоровления американской экономики — председатель группы экономических советников при президенте Кристина Ромер, выступая на днях в вашингтонском Институте Брукингса. До своего назначения на этот пост Ромер была профессором экономики Калифорнийского университета в Беркли. Сфера ее профессиональных интересов включает макроэкономические процессы времен Великой депрессии. Ее выступление было посвящено урокам, которые можно и должно извлечь из истории Великой депрессии сегодня.

Аналогичная картина и с данными по валовому внутреннему продукту. Скорректированные сведения за прошлый месяц говорят о том, что реальный ВВП сократился почти на два процента по сравнению с наилучшим показателем. Но в период между пиком 1929 года и обвалом Великой депрессии в 1933-м реальный ВВП уменьшился на 25 процентов.

В 30-е годы коллапс производства и богатства привел к банкротствам и исчезновению почти половины американских финансовых институтов. Это, в свою очередь, имело два разрушительных последствия: резкое сокращение денежной массы и крах кредитного рынка.

В нашем случае современные финансовые инструменты привели к прямой зависимости рыночной стоимости активов от состояния финансовых институтов. Прошлой осенью мы наблюдали сокращение кредитования и поняли, насколько важен кредит для эффективного функционирования американского бизнеса и домашних хозяйств.

Однако за прошедшие месяцы мы поняли, что эта надежда не оправдалась. Когда появилась статистика, мы узнали, что Европа, Азия и многие другие регионы сталкиваются с таким же, как наш, если не бoльшим спадом. На самом деле не только мировой спрос не помог нам, но падение спроса со стороны США оказало разрушительное влияние на экспортно-ориентированные экономики таких стран, как Tайвань, Китай и Корея.

Это сходство между Депрессией и сегодняшним спадом означает, что президент Обама начинает свое президентство и свой путь к оздоровлению экономики, сталкиваясь во многом с теми же вызовами, с которыми столкнулся Франклин Рузвельт в 1933 году. Наши потребители и частные предприниматели не имеют никакого желания тратить деньги или вкладывать их. Наши финансовые учреждения находятся в напряженном состоянии и неохотно предоставляют займы. Краткосрочная процентная ставка по кредиту равна нулю, и это оставляет мало возможностей для нормальной монетарной политики. А падение мирового спрос не позволяет надеяться, что кто-то кроме нас сможет способствовать подъему нашей экономики.

В самом деле: в период между 1933 и 1937 годом экономический рост был самым высоким, какой мы когда-либо имели в мирное время. Если бы США не совершили ужасной ошибки, отступив в 1937 году с избранного пути по политическим мотивам, мы, как большинство других стран мира, вероятно, полностью восстановили бы свою экономику до начала Второй мировой войны.

Я думаю, этот факт должен внушить надежду американцам. Мы начинаем в ситуации, намного лучшей, чем та, в которой оказались наши родители и бабушки с дедушками в 1933 году. И наш политический ответ был оперативным, решительным и хорошо продуманным. Если мы продолжим учитывать уроки Великой Депрессии, есть все основания полагать, что мы выдержим это испытание и выйдем из него еще более сильными, чем прежде.

мира. Насколько вас тревожит рост протекционизма? И, с другой стороны, считаете ли вы, что есть хоть какая-нибудь надежда на сдвиги в области соглашений о свободе торговли? Можете ли вы изложить нам свое мнение в аспекте международной торговли?

Думаю, более тщательное изучение, вероятно, покажет, что более важным фактором было сокращение доходов во всем мире. Возможно, упадок торговли объясняется именно этой причиной. Я думаю, что в значительной мере мы видим это и теперь. Почему катастрофически сокращается валовой внутренний продукт Тайваня? Не из-за торговых барьеров. А потому, что его торговые партнеры внезапно оказались посреди ужасного спада.

Но, каковы бы ни были причины, наша задача -исправить положение. И я твердо убеждена в том, что нам требуется правительство, которое сыграет решающую роль в этом исправлении.

www.svoboda.org

Реформы президента Франклина Делано Рузвельта в период «Великой депрессии»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТПП РФ

Франклина Делано Рузвельта

в период "Великой депрессии"

Реформы президента Франклина Делано Рузвельта в период "Великой депрессии". 5

Итоги проведенных реформ.. 31

Список литературы.. 37

"Новый курс" – это название, которое президент Франклин Делано Рузвельт* дал ряду экономических программ, инициатором проведения которых он был в период 1933-36 гг. в целях трудоустройства безработных и укрепления веры общественности в необходимость таких реформ. Он провел реформы в области регулирования бизнеса и финансов, банковской деятельности и восстановления экономики в период "Великой депересии". "Первый новый курс 1933-34 гг." имел целью осуществление краткосрочных программ по созданию различных агентств и учреждений (Alphabet Agencies), действующих под контролем администрации Рузвельта. Администрация Рузвельта провела законы по реформе банковской сферы, по программам оказания помощи различным группам населения и безработным, по развитию сельскохозяйственного производства, а также приняла решения об отмене "золотого стандарта" и отказу от дальнейшего действия закона о запрещении спиртных напитков ("сухого закона").

"Второй новый курс 19г.", объявленный Рузвельтом, включал поддержку профсоюзам, программы оказания помощи населению, социальному страхованию и обеспечению, помощи фермерам, включая сельскохозяйственных рабочих и мигрантов. Одновременно значительную помощь администрация Рузвельта оказала развитию культуры и искусства. "Новый курс" был практически завершен в период II мировой войны. Тем не менее, часть из этих программ действует и в настоящее время, однако, в 1970-80 гг. некоторые из них были изменены, но остальные действуют и в настоящее время под теми же названиями что и ранее, установленными в период проведения "Нового курса", в том числе "Федеральная программа страхования депозитов", "Федеральная администрация по жилищному строительству", "Управление долины Теннесси", а также "Закон об операциях с ценными бумагами".

Программа "Новый курс" свидетельствовала о значительном изменении внутренней политики США, которая уделяла большое внимание роли федерального правительства по контролю в области бизнеса и денежного обращения, а также регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию. "Второй новый курс" президента Рузвельта явился также началом проведения комплекса мер по социальным программам и расширению роли профсоюзов и общественности в принятии новых законов.

Ниже рассматриваются причины и последствия проведения программы "Новый курс", а также приводится краткое изложение основных законов, принятых президентом Рузвельтом и Конгрессом США.

Следует подчеркнуть, что наиболее важные законы, касающиеся экономики и бизнеса были инициированы Торговой палатой США и, в частности, председателем Американской торговой палаты Генри Гарриманом, который предложил президенту Рузвельту одобрить национальный закон об оздоровлении промышленности, который был утвержден в июне 1933 года. Это обеспечило широкую поддержку реформам со стороны деловых кругов.

Реформы президента Франклина Делано Рузвельта в период "Великой депрессии"

Новый курс 30-х годов президента Рузвельта – это по существу расчистка экономических, финансовых, кредитных и социальных проблем, накопившихся за время правления президентов Кулиджа и Гувера, а также бума 20-х годов, при "подушке безопасности" (говоря современным языком), созданной в США в период первой мировой войны и в послевоенные годы, когда страна превратилась во всемирного кредитора с крупнейшим золотым запасом, развитой банковской системой, стабильно развивающимися промышленностью, строительством и сельскохозяйственным производством. Несмотря на незначительную рецессию гг., именно в период гг. в США была создана сеть шоссейных дорог, заложены основы массового производства автомобилей, сложились развитая промышленная и строительная индустрия, а также устойчивый сельскохозяйственный потенциал. Однако ко времени инаугурации президента Рузвельта в марте 1933 г., страна по существу находилась в состоянии хаоса: число безработных достигло 13 млн. чел. промышленное производство снизилось наполовину, в упадок пришла горнодобывающая отрасль, производство автомобилей сократилось на 70%, стали – на 90%, развалилась банковская система, закрылись 135 тыс. крупных предприятий, в том числе и градообразующих, около 2,5 млн. чел. остались без жилья, прекратилось производство локомотивов и вагонов, началось массовое разорение фермеров из-за кредитных долгов. С 1929 г. по 1933 г. разорилось 897 тыс. фермерских хозяйств, дефляция при низкой покупательной способности составила 25%, возросло бродяжничество и нищета, особенно среди «синих воротничков» и «цветного населения».

Неминуемая катастрофа и ее пик имели место в период республиканской администрации президента Герберта Кларка Гувера, считавшего, что "рынок" сам отрегулирует свои проблемы и принимавшего соответствующие решения по его поддержке.

Гувер был избран президентом США в 1924 г. Он являлся сторонником свободной конкуренции, как традиционного американского пути развития и бескомпромиссным противникомм платформы демократической партии, кандидатом в президенты от которой был губернатор Нью-.

Годы президента Гувера () в американской литературе часто называют "лихими двадцатыми" ("roaring twenties"). Они совпали с разоблачением коррупции в администрации предшествующего президента Уоррена Гамалиела Гардинга и его вице-президента Джона Калвина Кулиджа, затронувшим самые верхи власти: Министерство юстиции, военное ведомство, Бюро ветеранов, Министерство внутренних дел, Администрацию союзного сотрудничества и взаимных поставок в период первой мировой войны. По результатам расследования комиссии Конгресса многие чиновники и администраторы были уличены во взяточничестве и сотрудничестве с уголовными группировками и приговорены к различным срокам тюремного заключения, крупным денежным штрафам. Эти годы отличались разгулом преступности, контрабандой спиртных напитков в условиях "сухого закона", созданием и функционированием нелегальных кабаре и салунов с продажей спиртного, "отмыванием", укрыванием от налогообложения средств на бирже и в различных инвестиционных фондах. Игре на бирже способствовали также низкие кредитные ставки, снижение подоходного налога на высокие доходы. Образовавшиеся свободные денежные потоки использовались на фондовой бирже, приносили крупные дивиденды от инвестиций в строительство, автомобильную и другие высокодоходные отрасли промышленности. Несмотря на крупные денежные потоки, администрация президента Гувера, следуя своей экономической политике, не принимала каких-либо мер по поддержке агропромышленного комплекса, постепенно приходившего в застойный хаос, связанный, с одной стороны, с избытком определенных видов сельскохозяйственной продукции на рынке, а с другой – с кризисом сбыта, разорением фермерских хозяйств и ростом сельскохозяйственной безработицы.

Накопившиеся экономические социальные и коррупционные проблемы привели к биржевому краху в октябре-ноябре 1929 г., одной из причин которого, среди прочих, в американской экономической литературе называют разрыв между высокими доходами от биржевых и прочих спекуляций и ростом ВВП. В 1929 г. по сравнению с 1923 г. этот разрыв увеличился примерно в два раза. Вслед за резким падением курса акций на американской фондовой бирже и снижением промышленного производства европейские финансовые институты начали отзывать из США накопившиеся еще в период мировой войны депозиты.

Однако в связи с временным прекращением залоговых кредитов началось разрушение кредитно-банковской структуры.

О банкротстве объявило более трети всех американских банков. Финансово-кредитный кризис распространился и на Европу. Банки Англии, Франции, Австрии и других стран прекратили кредитные операции. Банк Англии отказался от золотого стандарта. Далее, летом 1931 г. все страны-победители в первой мировой войне отказались от взаимных платежей по военным долгам и взыскания репараций с Германии по итогам Версальского мирового договора.

Несмотря на признаки начинающегося кризиса, в 1928 г. на пост президента был вторично избран республиканец Гувер, назвавший предвыборную платформу демократической партии реформирования экономики как "государственный социализм" и объявивший программу развития "частной инициативы и свободной конкуренции", что, по его мнению, отвечало и национальной идее большинства населения США.

В годы своего правления президент Гувер пытался провести ряд антикризисных реформ, в частности, по поддержке сельского хозяйства путем установления закупочных цен на ряд сельскохозяйственных продуктов при условии сокращения фермерами посевных площадей. Эта мера не получила поддержки в связи с отказом от нее большинства фермеров и затратами около 180 млн. долл. и была отменена. При росте безработицы правительством были созданы различные агентства по поддержке безработных за счет федеральных и местных органов, но с сохранением принципов индивидуализма и ответственности. Президент Гувер предложил создать финансовую корпорацию по восстановлению экономики, которая и была создана в феврале 1932 г. Она была уполномочена в течение 6 месяцев выделить 1,2 млрд. долл. на поддержку страховых компаний, сельскохозяйственных кредитных кооперативов и других финансовых институтов, но эти меры не дали ожидаемого результата. Не имели успеха и другие меры президента Гувера и, в частности, акцептация коммерческих платежных документов для их дисконтного учета банками Федеральной резервной системы (ФРС)*, рассчитанная на сокращение отзыва зарубежных кредитов и укрепление денежной системы.

К мерам, принятым президентом Гувером в последние месяцы своего президентства, следует отнести создание 8–12 банков в различных районах страны с капиталом в 125 млрд. долл. Эти банки должны были поддержать строительство частного жилья на основе долгосрочных займов, а также решить проблему оплаты ветеранских бонусных облигаций в объеме 2,5 млрд. долл.

На президентских выборах в ноябре 1932 г. полный крах потерпел кандидат в президенты на третий срок республиканец Гувер. В своей предвыборной программе он обвинял кандидата-демократа Рузвельта в радикальном отказе от американского образа жизни, призывал к децентрализации власти с тем, чтобы способствовать свободе частного предпринимательства. В противном случае, утверждал Гувер, страна превратится в заросшую травой пустыню.

А предвыборная платформа демократов предусматривала резкое сокращение государственных расходов, сбалансированность бюджета, конкурентоспособные тарифы, сокращение безработицы, организацию пенсионного страхования под контролем государства, твердую валюту, участие США в международных конференциях по валютным проблемам, отказ от сухого закона и пенсионное обеспечение ветеранов, получивших инвалидность на военной службе. Помимо того, предусматривалось использовать все конституционные меры по поддержке цен на сельскохозяйственную продукцию сверх издержек производства, провести банковскую и финансовую реформы, включая государственное регулирование торговли ценными бумагами. В предвыборной платформе демократической партии намечалась поддержка частных инвестиций при полной транспарентности декларируемых доходов из отечественных и зарубежных источников.

Рузвельт был избран президентом 472 выборщиками, а Гувера поддержали только 59 выборщиков. Демократы также обеспечили себе большинство в Конгрессе и Сенате. Это свидетельствовало о полном разочаровании в политике республиканской администрации.

"Новый курс" и программа "100 дней".

9 марта. После инаугурации, состоявшейся 4 марта 1933 г., президент Рузвельт на 73 Конгрессе США объявил свою программу реформирования экономики — "Новый курс гг." и программу "100 дней" (март-июнь 1933), которая предусматривала принятие серии законодательных актов по первому этапу выхода из кризиса и прекращения паники в банковской системе. Используя чрезвычайные полномочия, предоставляемые президенту США по закону, принятому еще во время Первой мировой войны, Рузвельт распорядился закрыть все банки и другие кредитные структуры.

Также 9 марта был принят чрезвычайный закон о банковской деятельности (Emergency Banking Relief Act, 1933), ставший основой для реорганизации банковской системы США. Закон предоставлял президенту исключительные полномочия в области кредитной политики, принципов наличного денежного обращения и монетарных операций с золотом и серебром. На основе этого закона Министерству финансов совместно с ФРС было поручено рассмотреть финансовое положение каждого банка и открыть относительно здоровые банки, которые начали работу 15 марта (примерно 60% всех банков). Устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, а неустойчивые – были поставлены под контроль специальных государственных уполномоченных. Именно этот закон послужил базой для отхода США от золотого стандарта. В соответствии с новым законом, министру финансов предписывалось конфисковывать у частных лиц золото и золотые сертификаты, исключая золото, находящееся у дантистов, ювелиров, а также коллекционные монеты. Конфискацию владельцам компенсировали бумажными долларами, которые в дальнейшем девальвировались относительно цен на золото. Одновременно было дано распоряжение ФРС расширить операции по торговле ценными бумагами на рынке, субсидировать банки, а также открывать коммерческие банки только по лицензии Министерства финансов. Эти решительные меры получили поддержку населения и укрепили уверенность в надежности банковской системы.

20 марта президентом Рузвельтом был утвержден Закон о регулировании экономики (Economy Act, 1933), требующий сбалансировать бюджет применительно к расходам государства на основе сокращения заработной платы государственным служащим на 15%, уменьшения пенсий и других льгот ветеранам, реорганизации правительственных учреждений и сокращения их персонала. Эти меры обеспечивали экономию бюджета в объеме около 1 млрд. долл.

22 марта принят Закон о налогах на реализации пива и вина (Beer-Wine Revenue Act, 1933), который предусматривал увеличение доходов бюджета за счет установления налогов на легализуемую продажу ряда спиртных напитков крепостью от 3,2 до 4%.

31 марта принимается Закон о создания гражданской службы по поддержке занятости (Emergency Conservation Work Act, 1933). В рамках этого закона была создана служба по охране лесонасаждений (Civilian Conservation Corps Representation – CCCR). Эта служба была уполномочена предоставлять рабочие места с оплатой в размере 30 долл. в месяц 250 тыс. безработным мужчинам из городов в возрасте 18-25 лет для проведения работ по охране лесов, лесонасаждению и развитию национальных парков, по предотвращению эрозии земель, борьбе с наводнениями и проведению дорожного строительства под управлением армейских офицеров.

В дальнейшем в этой службе было занято до 500 тыс. чел., а затем в 1941 г. до 2 млн. чел.

19 апреля правительство США официально объявило об отмене золотого стандарта и увеличении цен на товарное золото и серебро, а также на ценные бумаги в валюте. Закон устанавливал свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют и полный запрет экспорта золота.

12 мая был принят Федеральной закон о чрезвычайной помощи (Federal Emergency Relief Act – FERA, 1933), учредивший Федеральную администрацию по чрезвычайной помощи (Federal Emergency Relief Administration). Она ведала распределением средств в соответствии с программой, предусмотренной данным законом. 500 млн. долл. – половина ресурсов этой программы – было передано непосредственно штатам, а вторая половина предоставлялась по принципу: один доллар федеральных средств выделяется в дополнение к каждым трем долларам, ассигнованным правительствами штатов и местными органами власти на осуществление мер по снижению безработицы.

В этот же день президент Рузвельт утвердил Закон о регулировании сельского хозяйства (Agriculture Adjustment Act), который предусматривал регулирование цен на некоторые сельскохозяйственные продукты и предоставление субсидий фермерам за сокращение сельскохозяйственного производства и поддержку цен. Руководство программой осуществляла Администрация восстановления сельского хозяйства (AAA). Ее основная задача состояла в обеспечении уровня цен на сельхозпродукты, соответствующего докризисному, равному уровню 1914 г., в связи с падением цен на сельскохозяйственную продукцию в 1934 г. (около 60%). С этой целью вводились премиальные выплаты для тех хозяйств, которые готовы были сократить посевные площади. Премиальный фонд по сохранению паритета цен создавался за счет налога на первичную обработку сельхозпродукции. Принятые меры предусматривали также уничтожение части сельхозпродукции. Общий объем выплат за сокращение площадей составил около одного млрд. долл. Эта мера, в основном, повысила конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств, получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда. Кроме того, правительство имело право совершать сделки, направленные на создание благоприятного уровня цен. С целью решить проблему рефинансирования фермерских кредитов федеральные земельные банки выдали с мая 1933 г. по октябрь 1937 г. около 2,2 млрд. долл. фермерским хозяйствам за счет бюджетных средств, что составило около 37% всей фермерской задолженности. Эта мера была выгодна банковскому сектору США для повышения их ликвидности.

Администрация фермерского кредитования (Farm Credit Administration) была создана этим же законом от 12 мая с целью объединения разрозненных агентств по предоставлению различных услуг фермерским хозяйствам. Это решение было оформлено законодательно Конгрессом 16 июня 1933 г. с добавлением процедур, облегчавших условия получения фермерами кредитов под залог.

Законом от 18 мая было создано Управление долины Теннеси (Tennessee Valley Authority — TVA) и закреплено право правительства владеть и управлять гидроэнергетическим комплексом в долине Теннеси. Управления ("TVA") получило право под контролем правительства строить и реконструировать плотину и сам гидроэнергокомплекс, а также производить и распределять электроэнергию в регионе, охватывающем шесть штатов. Управление действовало как независимая корпорация, во главе которой стояли директора, определяющие цены на продаваемые ресурсы по умеренному тарифу, реализовывало государственные планы развития этого региона, являвшегося одним из самых отсталых на американском Юге, по программе строительства государственных гидроэлектростанций для снабжения производства азотных удобрений в бассейне реки Теннеси. Эта программа легла в основу концепции государственного развития экономики с целью повышения уровня доходов и занятости населения.

Указанные меры помимо своего прямого назначения стимулировали платежеспособность населения и благоприятно сказались на показателях повышения занятости.

27 мая был принят Закон о ценных бумагах (Federal Securities Act, 1933), который требовал обеспечения всей полноты информации о предлагаемых к публичному размещению новых выпусках ценных бумаг. Данное требование обеспечивалось посредством обязательной процедуры их регистрации в Федеральной торговой комиссии. В 1934 г. для осуществления контрольных функций на рынке ценных бумаг Конгрессом была учреждена Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC).

5 июня к Закону об отмене золотого стандарта было принято дополнение, согласно которому запрещалась "золотая оговорка" во всех государственных и частных обязательствах и при заключении контрактов, а все долги должны были выплачиваться в национальной валюте.

6 июня принят Закон о создании национальной системы занятости (National Employment System Act, 1933), уполномочивший созданную Организацию службы занятости Соединенных Штатов (United States Employment Service – USES) оказывать поддержку по сокращению безработицы региональным и местным агентствам занятости.

13 июня был принят Закон о ссудах владельцам жилья (Home Owners Refinancing Act, 1933), предусматривающий создание Cсудной корпорации владельцев жилья (Home Owners’ Loan Corporation — HOLC), которая была уполномочена выпустить облигации на 2 млрд. долл. для обеспечения рефинансирования ипотечных закладных. В обязанности Корпорации также вменялось обменивать и конвертировать свои облигации в пределах 14 тыс. долл. в первичную ипотеку и предоставлять скидки до 50% на налоги и ремонт низкооплачиваемого жилья.

16 июня в заключительный день программы "100 дней" Конгресс принял пять законодательных актов, в том числе:

1. Закон о банковской деятельности (Banking Act, 1933), известный также как Закон Гласса-Стиголла (Glass-Steagall Act) предусматривал создание Федеральной корпорации страхования банковских депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation – FRS), уполномоченную страховать банковские депозиты в пределах 5000 долл. (Ныне страховая сумма увеличена до 100 тыс. долл. по каждому банковскому счету). Этим Законом предусматривалось также расширение активности ФРС на открытом рынке с тем, чтобы предотвращать спекулятивные сделки с кредитом, а также разделение операций банков на депозитные и инвестиционные по отдельным учреждениям с тем, чтобы снижать риски вкладчиков, включение в FRS ряда сберегательных и промышленных банков, запрещение деятельности банков по операциям с ценными бумагами, установление контроля за процентными ставками банков и регламентация биржевого кредита.

2. Закон об организации кредитной помощи фермерам (Farm Credit Act, 1933), который предусматривал создание Администрации по делам фермерского кредита (Farm Credit Administration — FCA), объединявшей все агентства и структуры, занятые кредитованием фермерства, и предусматривавший стимулирование краткосрочного и среднесрочного кредитования производства и продажи сельскохозяйственной продукции за счет рефинансирования фермерской ипотечной задолженности на долгосрочной основе и при низких процентных ставках.

3. Чрезвычайный закон о перевозках железнодорожным транспортом (Emergency Railroad Transportation Act, 1933). Законом была учреждена Федеральная администрация по транспорту, в задачи которой входило обеспечение координации по видам перевозок с тем, чтобы избежать их неэффективного дублирования, способствовать финансовой реорганизации предприятий — перевозчиков и создать условия по изучению и применению различных мер по совершенствованию перевозок и улучшению тарифной политики.

4. Национальный закон об оздоровлении промышленности (National Industry Recovery Act – NIRA, 1933), тоже принятый 16 июня, учреждал Национальную администрацию по оздоровлению промышленности (National Recovery Administration — NRA) и наделял правительство полномочиями регулировать зарплату, цены, продолжительность рабочего времени, а также процесс конкуренции в промышленности путем внедрения честной конкуренции. Закон предписывал всем ассоциациям предпринимателей вырабатывать "Кодексы честной конкуренции", определявшие объем производства и минимальный уровень цен. Было составлено около 800 основных и дополнительных кодексов, охвативших более 95% работников. При этом с предприятий, принявших такие кодексы, снимались антитрестовые меры воздействия. Принятие кодексов способствовало картелированию промышленности. Статья 7а настоящего закона содержала меры социального характера – она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда, в ней признавалось право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. На основе данного закона была создана Администрация общественных работ (Public Works Administration — PWA), в распоряжение которой были выделены соответствующие ассигнования для увеличения занятости и повышения деловой активности. В период своей деятельности Администрация израсходовала на эти цели 4250 млн. долл. на строительство дорог, зданий для общественных нужд и другие подобные проекты.

Перечисленные важнейшие решения, принятые за первые сто дней пребывания у власти администрации президента Рузвельта, заложили фундамент системы государственного регулирования экономики США. Масштабы этих решений, их действенный характер способствовали переходу американской экономики к оздоровлению. Важно подчеркнуть, что решительная и последовательная политика администрации Рузвельта вызвала улучшение психологического настроя в стране, и на смену "катастрофическим настроениям" пришло оживление деловой активности и общественный интерес к реформам. Проводимая политика снискала широкую поддержку в обществе, она генерировала чувство уверенности в том, что правительство владеет ситуацией и позитивно влияет на экономическую жизнь. И хотя период программы "100 дней" принес целый ряд трудностей и испытаний для экономики и населения, потенциал осуществленных преобразований позволил успешно продолжать намеченный курс.

5 августа. Президент Рузвельт утвердил состав Национального совета по трудовым соглашениям (National Labor Relations Board — NLRB), уполномоченного внедрять в практику трехсторонние соглашения и регулировать конфликты между сторонами по их реализации.

18 октября. Создана Корпорация по товарному кредитованию (Commodity Credit Corporation — CCC), как агентство Министерства земледелия с капитализацией в сумме 3 млн. долл. (в дальнейшем увеличенной до 100 млн. долл.) по использованию средств ФРС для предоставления кредитов фермерам под их урожай. Основная цель кредита заключалась в поддержке цен на продукцию фермеров.

22 октября. Президент Рузвельт объявил о том, что уполномочил ФРС сформировать государственный рынок по покупке вновь добываемого в США золота, покупать и продавать золото на мировом рынке и удерживать золотой паритет доллара из расчета 31,36 долл. за одну унцию (против цены в 29,1 долл., установленной ранее). Цена золота в декабре была повышена до 34, 06 долл. за унцию, что означало девальвацию доллара и дало преимущества американским экспортерам.

8 ноября. президент утвердил Администрацию общественных работ по созданию рабочих мест (Civil Works Administration — CWA). В ее задачи входило обеспечение работой около 4 млн. безработных по выполнению федеральных проектов, а также проектов штатов и местных органов власти. Средства выделялись из фондов Федерального закона о чрезвычайной помощи (FERA) и Администрации общественных работ (PWA). Управление CWA было предназначено для предотвращения экономического спада зимой 1933 – 1934 гг. Около 1 млрд. долл. было потрачено на выполнение 180 проектов, из них 740 млн. долл. направлено на зарплату.

5 декабря. Президентом отменена 18 поправка к Конституции США и прекращено действие "сухого закона".

21 декабря. Президент Рузвельт отдал приказ Министерству финансов закупить по цене выше рыночной все серебро, добытое в США за последние 4 года.

4 января. В своем ежегодном послании Конгрессу Президент Рузвельт запросил 10,5 млрд. долл. для продолжения программы восстановления экономики.

20 января. Конгресс принял Закон о золотых резервах (Gold Reserve Act, 1934), предоставив право правительству контролировать колебания цен на золото. Закон уполномочивал президента устанавливать лимиты девальвации доллара в пределах от 50 до 60 центов за унцию; сосредоточить в Министерстве финансов золотой резерв, находящийся в распоряжении ФРС; предоставлять правительству любые доходы, которые могут возникнуть в результате роста цены на золото, использовать часть этих средств для создания валютного стабилизационного фонда (Exchange Stabilization Fund) в размере 2 млрд. долл. для стабилизации курса доллара. 31 января 1934 года президентом Рузвельтом определен золотой паритет доллара в размере 59, 06 центов.

31 января. Президент утвердил Закон о рефинансировании ипотечной задолженности фермеров (Farm Mortgage Refinancing Act) и утвердил Федеральную корпорацию фермерских ипотек (Federal Farm Mortgage Corporation – FFMC), уполномоченную выпустить гарантированные правительством облигации в сумме 2 млрд. долл. и использовать средства этих облигаций для оказания помощи фермерам в рефинансировании их ипотечной задолженности.

2 февраля. Президент утвердил Устав Импортно-экспортного Банка (Import-Export Bank) в Вашингтоне для содействия проведению коммерческих операций между США и зарубежными странами и, в частности, для краткосрочного кредитования экспортеров сельскохозяйственной продукции, долгосрочного кредитования американских фирм, производящих промышленную продукцию для целей экспорта и для финансирования американских экспортеров в тех случаях, когда правительства стран-импортеров не могут предоставить покупателям американской продукции необходимую иностранную валюту. Были созданы два банка: один – по предоставлению кредитов для торговли с Советским Союзом после установления в ноябре 1933 г. дипломатических отношений, а другой – для предоставления кредитов при торговле с Кубой. В 1936 г. эти банки были объединены.

15 февраля. Конгресс принял Закон об осуществлении новой программы администрации Рузвельта для оказания помощи в проведении общественных работ (Civil Works Emergency Relief Act, 1934) и создал Гражданское управление общественных работ (Civil Works Administration — СWА) для управления этими программами. Для реализации программ было привлечено в 1935 г. около 2,5 млн. безработных.

23 февраля. Конгресс принял Закон о кредитовании фермеров под урожай (Crop Loan Act, 1934). Положния этого закона дополнили меры Администрации по кредитованию фермеров на основе их будущего урожая и его уборки. Для этих целей было ассигновано около 40 млрд. долл.

7 апреля. Конгресс принял Закон по расширению видов сельскохозяйственной продукции контролируемых правительственными органами (Jones-Connally Farm Relief Act, 1934).

21 апреля. Конгресс принял Закон об установлении квот по ограничению выращивания хлопка и сокращению его производства в различных регионах страны (Cotton Control Act, 1934). При этом был также установлен дополнительный налог на случай производства хлопка сверх установленного лимита.

27 апреля. Законом по финансированию ипотеки жилья (Home owners Loan Act — HOLA) гарантировались выпущенные для рефинансирования ипотечных кредитов облигации в объеме 2 млрд. долл. и проценты по ним. Из фондов, полученных в результате этих гарантий, администрации было предоставлено право оказывать финансовую помощь на ремонт и содержание жилья, выделять средства для накопления и предоставления займов ассоциациям, функционирующим при поддержке правительства.

9 мая. Конгресс установил контроль над производством тростникового и свекольного сахара и над его импортом (Jones-Costigan Act, 1934).

18 мая. Приняты Законы по усилению борьбы с криминалом (Crime Control Acts, 1934). С тем, чтобы противодействовать растущей преступности в виде рэкета, взятия заложников и других видов преступлений было утверждено 6 новых законов. Они предусматривали, помимо прочих мер федерального правительства, привлечение к уголовной ответственности лиц, оказывающих сопротивление, наносящих ранения выполняющим свои обязанности федеральным агентам или убивающих их. Также была введена смертная казнь за похищение человека с целью получения выкупа (киднеппинг). Федеральный уголовный кодекс был изменен в сторону ужесточения наказаний за совершение различных уголовных преступлений.

6 июня. Президент утвердил Закон об операциях с ценными бумагами, создав Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission – SEC), уполномоченную регулировать сделки с ценными бумагами (в дополнение к Закону от 01.01.01 г.). Одна из основных обязанностей SEC заключается в защите инвесторов и предоставлении им полной и точной информации о деловых операциях компаний, включаемых в листинг биржи.

7 июня. Конгресс принял Закон о банкротстве корпораций (Corporate Bankruptcy Act, 1934), предусматривающий реорганизацию корпораций, которым грозит банкротство, в случае, если 2/3 кредиторов выражают на это свое согласие.

12 июня. Закон о восстановлении собственности фермеров (Farm Mortgage Foreclosure Act, 1934), который предусматривал предоставление займов фермерам для восстановления их собственности, потерянной в результате долгов по ипотеке.

19 июня. Принят Закон по закупкам серебра (Silver Purchase Act, 1934), предусматривающий меры по ограничению инфляции и уполномочивающий президента увеличивать денежную стоимость серебряных резервов, находящихся в распоряжении Министерства финансов, до величины, составляющей одну треть золотых резервов, а также национализировать добычу серебра. Министерство также было уполномочено покупать серебро по установленным ценам. Оплата этих закупок осуществлялась серебренными сертификатами с паритетом серебра к золоту как 27 к 1.

В этот же день была создана Национальная комиссия по трудовым соглашениям (National Labor Relation Board) взамен существовавшего ранее Национального совета по этим вопросам.

28 июня. Учреждена Федеральная администрация по жилищному строительству (Federal Housing Administration) с обязанностями по страхованию займов на строительство, реконструкцию, ремонт домов.

В этот же день приняты:

— Закон об изъятии около 8 млн. акров государственных посевных земель (Taylor Grazing Act);

— Закон о квотировании производства табака (Tobacco Control Act), устанавливающий ограничительные квоты на табачную продукцию;

— Закон о моратории по срокам ипотечной задолженности фермеров (Federal Farm Bankruptcy Act), предусматривающий мораторий по сроку погашения ипотечного кредита фермеров.

4 января. Президент Рузвельт в своем ежегодном послании Конгрессу заявил о начале второй фазы программы "Новый курс" ("New Deal"). Прежде всего речь шла об обеспечении социальной защиты пожилого населения, всех безработных, увеличению объемов жилищного строительства и проведении налоговых реформ.

8 апреля. Принят Закон о необходимой помощи по развитию предпринимательства (Emergency Relief Appropriation Act, 1935), выделявший из государственных ресурсов почти 5 млрд. долл. на оказание срочной помощи и увеличение занятости на "особо полезных" проектах. Одновременно создавалась Администрация, которая следила за ходом работа (Work Progress Administration — WPA). К марту 1936 г. в этих проектах было занято более 3,4 млн. чел. Хотя большинство проектов по строительству и ремонту шоссейных дорог, улиц, ремонту и строительству мостов, национальных парков, аэропортов осуществлялось "синими воротничками", часть средств была выделена на поддержку искусства – художников, актеров, музыкантов. В осуществлении этих проектов участвовали и другие, ранее созданные структуры, по поддержке занятости. Федеральное правительство полностью передало функции по осуществлению намеченных проектов правительствам штатов, местным органам власти и вышеуказанной администрации – WPA.

27 апреля. Принят Закон о консервации земли (Soil Conservation Act, 1935), учредивший специальную Службу по мелиорации и сохранению плодородия почвы (Soil Conservation Service), в задачи которой входило сохранение земли и предотвращение эрозии почвы.

1 мая. Президент Рузвельт учредил Администрацию по оказанию помощи переселенцам (Resettlement Administration — RA). Данная организация была наделена полномочиями управлять проектами по переселению городских семей с низкими доходами и фермеров из районов, где имели место эррозия почвы, затопления, вредное задымление, а также выделять средства на покупку земли для ведения фермерского хозяйства и для приобретения необходимого оборудования. Средства предназначались также небольшим фермам, сборщикам урожая, арендаторам земли. Среди других мер RA учреждала совместные сельскохозяйственные общества из фермерских хозяйств, строила лагеря для сельскохозяйственных рабочих-мигрантов. Функции организации в 1937 г. перешли к Федеральныму управлению защиты сельского хозяйства (Farm Security Administration — FSA)

11 мая. Учреждается Управление электрификации сельских районов (Rural Electrification Administration — RЕА), цели которого состояли в разработке проектов и управлении программой развития электроэнергетики и в распределении потребления электроэнергии среди фермеров в отдаленных и изолированных районах, которые не обслуживались частными энергетическими структурами. RЕА уполномочивалось предоставлять сельскохозяйственным кооперативам кредиты для электрификации и создания мощностей по передаче электричества на весьма либеральных условиях – 3% годовых со сроком, превышающим 20-ти летний период. К концу 30-х годов было электрифицировано около половины всех фермерских хозяйств.

7 июня. Создан Комитет по управлению национальными ресурсами (National Resources Committee), в дальнейшем преобразованный в Национальный совет по планированию ресурсов (National Resources Planning Board). Комитет должен был готовить планы и необходимую информацию по планированию развития и использования земельных, водных и других национальных ресурсов, а также разрабатывать проекты долгосрочных планов. Этот Совет был ликвидирован лишь в 1943 году.

28 июня. Создано Национальное управление по делам молодежи (National Youth Administation – NYA) (в составе WPA). В его задачи входило осуществления программы, направленной на обеспечение работой молодежи в возрасте от 16 до 25 лет, а также лиц, не занятых в полнопрограммных учебных заведениях, чтобы предоставить им работу на неполный рабочий день и обеспечить заработком, часть из которого можно было использовать для оплаты обучения. В 1936 г. этой программой было охвачено свыше 600 тыс. чел. В период войны NYA осуществляла подготовку рабочих кадров для военной промышленности.

5 июля. Принят Закон о трудовых соглашениях (National Labor Relations Act – NLRA, 1935) или Закон Вагнера (Wagner Act, 1935), обеспечивающий создание нового Национального совета по трудовым отношениям (National Labor Relations Board — NLRB), уполномоченного создавать соответствующие органы с участием работников по сертификации законно избранных профсоюзов и "свидетельствовать о недобросовестности в практике работодателей".

9 августа. Принят Закон о перевозках автомобильным транспортом (Motor Carrier Act — MCA), подчинивший всех автобусных и грузовых перевозчиков Межштатной коммерческой комиссии, регулировавшей финансы, труд, а также установивший минимальные и максимальные тарифы по перевозкам.

14 августа. Президентом подписан Закон о социальном страховании (Social Security Act, 1935). Закон вводил систему пенсий по старости и пособия по безработице. Условия и нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны. Его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей и наемных работников. Страхование по безработице строилось на федеральном уровне с участием штатов. Конгресс устанавливал лишь порядок создания социальных фондов и нормы налогового обложения предпринимателей. Получатели пособий, размеры и сроки их выплат определялись законодательством штатов. Действие закона распространялось на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывало служащих, занятых в торговле, сфере обслуживания и в сельском хозяйстве. Закон предусматривал выделение грантов из федерального бюджета для штатов с целью обеспечения их расходов на оплату установленных пенсий.

23 августа. Принят Закон о банковской деятельности (Banking Act, 1935). Закон внес изменения в структуру Администрации Федеральной резервной системы (Federal Reserve System — FRS), ввел контроль за кредитными операциями на рынке, покупками федеральных ценных бумаг, повысил суммы резервов для банков-членов FRS и их ответственность по банковским операциям с населением.

28 августа. Принят Закон о регулировании деятельности холдинговых фирм (Public Utility Holding Company Act, 1935) с целью управления деятельностью холдинговых компаний в сфере коммунального хозяйства по производству услуг для населения. Согласно Закону все частные компании, обеспечивающие потребность страны в газе и электроэнергии, подвергались жесткому государственному контролю, в том числе по их операциям на фондовом рынке и выплате дивидендов, запрещалось создание многоэтажных пирамид из таких компаний.

Закон предписывал централизацию оказания услуг в единых корпорациях и их рассредоточение по различным районам страны, а также предусматривал строгое уголовное наказание за нарушение этого закона.

30 августа. Конгресс утвердил новый Закон о налогах (Revenue Act, 1935), предусматривающий увеличение налогообложения групп населения с особо высокими уровнями доходов. Законом вводились особо крупные прогрессивные налоги, вплоть до 75% на личные доходы в размере от 50 тыс. до 5 млн. долл. в год, а также на недвижимость стоимостью свыше 40 тыс. долл. Вместо существовавшего единого налога в размере 13% был создан дифференцированый: для небольших корпораций он снижался до 12,5%, а для корпораций с доходом около 50 тыс. долл. — был повышен до 15%. Дополнительные налоги в размере 6% были введены на прибыль предпринимателей свыше 10%. Ставка налога повышалась до 12%, если прибыль составляла более 15%.

29 февраля. Принят Закон сохранения плодородия земли и ее распределения (Soil Conservation and Domestic Allotment Act, 1936), предусматривающий поощрительные платежи фермерам, осуществляющим сохранение земли в соответствии с правительственной программой.

Фермеры, участвовавшие в этой программе, передавали правительству через местные сельскохозяйственные ассоциации в лизинг земли, предназначаемые для посева сельскохозяйственных культур истощающих почву (хлопок, табак, пшеница и овес), а получали взамен – соответствующие гранты для охраны земли от истощения, запустения и эрозии.

22 июня. Утвержден Закон о налогообложении (Revenue Act, 1936), предусматривающий налогообложение нераспределенного дохода в размерах от 7% до 27% для тех корпораций, которые скрывают прибыли, направляя ее на увеличение своих резервов.

30 июня. Принят Закон о контрактах (Walsh-Healey Government Contracts Act, 1936), который предусматривал ограничение рабочего времени до 40 часов в неделю для лиц, работающих по контрактам с правительственными учреждениями, и выплату им окладов не менее минимальных, устанавливаемых Министерством труда, а также запрещал работы по таким контрактам юношам моложе 16 лет и девушкам моложе 18 лет.

1936 г. – год предвыборной кампании в США. Демократическая партия на своем конгресс в июне 1936 г. единодушно избрала кандидатом в президенты на второй срок действующего президента Рузвельта. В своей речи Рузвельт заклеймил "экономических роялистов", создающих новый деспотизм и прикрывающих его одеждами законодательных санкций. К "экономическим роялистам" Рузвельт относил, в основном, противников экономических и социальных реформ, отрицавших регулирующую роль правительства по осуществлению реформ в экономике и в повышении благосостояния народа.

На выборах 3 ноября 1936 г. Рузвельт одержал убедительную победу, получив 523 голоса выборщиков. Выборы также обеспечили большинство демократов в Конгрессе и Сенате. Эта победа означала, что американский народ дал Рузвельту мандат на продолжение политики реформ. В начале января 1937 г. в очередном послании Конгрессу о положении в стране Рузвельт говорил о двух главных направлениях новой политики помощи государства в восстановлении экономики и "обдуманном курсе на повышение личного благосостояния и расширения возможностей для народных масс".

После инаугурации 20 января 1937 года (день инаугурации был перенесен с марта на январь) было принято несколько законов, в том числе:

– в апреле 1937 г. – Закон, утвердивший новые правила конкуренции для промышленности, производящей битуминозные угли, порядок добычи мягких углей под контролем государства и установку нового порядка его налогообложения;

– в июне – Закон, создавший Управление по поддержке арендаторов (Bankhead-Jones Farm Tennant Act, 1937). Управлению предписывалось предоставлять займы на срок до 40 лет арендаторам земли, сборщикам урожая, рабочим на фермах на покупку ферм, а также кредиты на обучение;

– 20 августа – Закон о налогах (Revenue Act, 1937), направленный на устранение возможностей сокрытия подоходного налога, разрешавший переоценку сумм уплачиваемых налогов;

– 1 сентября – Национальный закон по поддержке жилищного строительства (Natural Housing Act, 1937), известный как Закон Вагнера – Стиголла (Wagner–Steagall Act, 1937), создавший Управление по жилищному строительству США (U. S. Housing Authority — USHA) в составе Министерства внутренних дел. Управление уполномочивалось предоставлять агентствам, осуществляющим проекты по сносу устаревших зданий и сооружений и строительству жилья, займы под низкие проценты сроком до 60 лет, покрывающие до 10% затрат на их программы. Предусматривалось также оказание финансовой помощи штатам на поддержку строительства недорогого жилья.

Итоги проведенных реформ

Основные экономические и социальные реформы и законодательные акты по их практическому проведению в жизнь были приняты в 1936 г., что означало завершение важнейших этапов "Нового курса" и вывода экономики США из "великой депрессии" на новые рубежи дальнейшего развития. Таким образом, как считают эксперты, общий период преодоления тяжелого периода кризиса, порожденного так называемым "просперити 20-х годов" и политикой республиканской администрации, продолжался около четырех лет.

Вместе с тем, в ходе политической борьбы администрации президента Рузвельта с членами Верховного суда США и консервативной оппозицией в Конгрессе и Сенате несколько законов, принятых в ходе реформ "Нового курса", были объявлены неконституционными. Но даже в период их краткосрочного (в течение нескольких месяцев) действия, совместно с другими реформами "Нового курса" они внесли позитивный вклад в реализацию намеченных планов по оздоровлению экономики США.

Объектом наиболее острых разногласий администрации Рузвельта с Верховным судом, в основном, были социальные реформы, затрагивающие интересы крупного бизнеса, а также бюджетные расходы. Разногласия и борьба Рузвельта с действиями Верховного суда США продолжались в гг. Однако в конце 30-х годов было принято несколько реформаторских законов.

Важным актом законодательства, например, стал новый сельскохозяйственный закон, принятый Конгрессом в феврале 1938 г. Полностью сохранив программу поддержания плодородия почвы, Закон значительно усилил регулирующие функции государства по контролю за сокращением посевных площадей и продукцией животноводства, по проведению систематической скупки и хранению "излишков" сельскохозяйственной продукции. Закон предусматривал также проведение программы "страхования урожая" путем создания резервов сельскохозяйственной продукции на случай засухи и других стихийных бедствий.

Другим важным направлением политики правительства Рузвельта в 1938 г. было возобновление широкомасштабных общественных работ для безработных. Были резко увеличены федеральные ассигнования на проведение общественных работ на различных объектах PWA и WPA. К концу 1938 г. число рабочих, занятых на этих объектах, увеличилось до 3,5 млн. человек.

В ходе новой избирательной компании президента Рузвельта реформы продолжались и были приняты новые законы.

Так, после крушения большинства взаимных фондов закрытого типа, активно действовавших в 20-е годы, Конгресс в 1940 г. принял Закон об инвестиционных компаниях (Investment Company Act, 1940), согласно которому компании, занимающиеся преимущественно инвестициями, реинвестициями и торговлей ценными бумагами, должны были регистрироваться в SEC. В отношении инвестиционных структур были установлены жесткие требования к публичной отчетности о результатах их деятельности и раскрытию информации об инвестиционной политике и финансовому положению и обязанности предоставления результатов инвестиционной деятельности. Закон 1940 года также потребовал от инвестиционных компаний направлять инвестируемые средства только на цели, указанные в их проектах.

В Законе об инвестиционных консультантах (Investment Advisors Act, 1940) предусматривалось, что фирмы или практикующие частные лица, консультирующие юридических или физических лиц относительно инвестиций в ценные бумаги и управляющие активами в размере не менее 25 млн. долл. по поручению клиентов, обязаны регистрироваться в SEC и их деятельность контролируется Комиссией.

В общем плане, к итогам реформ в экономике и социальной сфере в 1гг. можно отнести следующие:

1. Индекс валового продукта в 1937 г. по сравнению с 1931 г. составил 103,9, индекс промышленного производства 112 против 75; экспорт (в млрд. долл.) 3,35 против 2,42 (в сопоставимых ценах);

2. Была достигнута стабилизация экономики. Ее динамическое развитие, создание материально-технической базы производства с приоритетом промышленной индустрии, энергетики и строительства обеспечило к началу II мировой войны возможность быстро наладить военное производство и создать научно-технические условия по созданию атомного оружия;

3. Стал устойчиво развиваться аграрно-промышленный комплекс, увеличилось количество крупных фермерских хозяйств и кооперативов, появилась развитая инфраструктура лизинговых компаний по сельскохозяйственной технике, ремонтных мастерских, предприятий первичной переработки сельскохозяйственной продукции и ее транспортировке. Количество фермерских хозяйств и кооперативов в 19гг. увеличилось в полтора раза с учетом их сокращения в пик кризиса. Индекс сельскохозяйственного производства (принимая 1926 г. за 100 пунктов) возрос с 1932 г. по 1937 г. с 48,2 до 84,4 пунктов, на треть сократилась ипотечная задолженность фермерских хозяйств.

4. Укрепилась денежная система и увеличились золотовалютные резервы. Доллар США с его новым партитетом в 35 долл. за одну тройскую унцию золота превратился в основной платежный инструмент международных сделок и резервную валюту иностранных государств, создана устойчивая банковская система, ставшая мировым кредитором с началом II мировой войны;

5. Сложилась основа системы социальной политики, в том числе в области заключения трудовых соглашений ("трипартизм"), обеспечивающих права рабочих, оплату их труда и рабочего времени. Запрещен детский труд. Систематически принимались меры по повышению занятости и росту доходов населения. Было сформировано пенсионное законодательство.

В разных источниках указываются различные суммы расходов администрации Рузвельта на его программы по выходу из кризиса, поскольку они финансировались из разных источников. Видимо они отражены в суммах валового национального долга, который в 1933 г. составлял 20,9 млрд. долл., а 1936 г. превышал 33 млрд. долл. Другими словами почти 13 млрд. долл. было затрачено на проведение реформ за счет увеличения дефицита суммарного бюджета США. Видимо опасаясь дальнейшего роста национального долга президент Рузвельт в 1937 г. обратился к Конгрессу США и в своем бюджетном послании рекомендовал снижать бюджетные расходы.

Особенно впечатляющими были реформы Рузвельта по поддержке населения и программы по привлечению безработных к работам общественной значимости под эгидой CCCR. В 1933 г. было создано 1300 лагерей, работой в которых в разные годы было занято более сотни тысяч человек с оплатой труда в размере 30 долл. в месяц, 25 из которых отправлялись их семьям. Работники в лагерях обеспечивались трехразовым питанием, соответствующей одеждой и необходимыми услугами и предметами быта вплоть до бритвенных принадлежностей, зубных щеток и зубной пасты. В рамках действия этой программы было построено и отремонтировано 46,8 тыс. прудов, восстановлено 4 тыс. исторических достопримечательностей, прорыто 5 тыс. каналов, посажено более трех млрд. деревьев, восстановлены миллионы акров земли и тысячи озер, построено 27, 2 тыс. миль дорожных ограждений, сооружено более 8 тыс. насосных станций созданы сотни музеев и выставок. Все это в значительном объеме действует и в настоящее время. Тысячи дней потрачено участниками реализации программ на тушение лесных пожаров, возгораний угольных шахт и борьбу с наводнениями,.

Период гг. стал начальным этапом государственного экономического регулирования, частью экономической структуры США, а также государственного социального реформаторства и создания социальной инфраструктуры американского общества.

Реформы "Нового курса" по государственному регулированию экономики и социальных отношений в США стали практически необратимыми. Этому в значительной степени содействовала Американская торговая палата, проводившая мониторинг правительственных реформ, касающихся экономической и социальной сфер. И она же широко информировала деловые круги и население о подготовке новых законодательных актов и результатах их практической реализации.

Как известно, в настоящее время в других промышленно развитых странах Запада, создан достаточно эффективный механизм функционирования экономической системы, основанный на взаимодействии его важнейших составных частей: рыночной конкуренции, корпоративного планирования и различных форм государственного регулирования экономики с привлечением к консультациям в этой области национальных торговых палат.

Каждый элемент "Нового курса" имел различные последствия для развития США. Но основная его идея, как программы экономических и социальных реформ весьма актуальна для России. Несмотря на все существующие географические, политические, социальные и хозяйственные трудности и на все отличия от США, Россия в ближайший период обязана ответить на вызов времени и войти в число современных в технологическом, экономическом и социальном смысле держав. Стратегия России могла бы состоять в определенном усилении государственного регулирования и планирования на основе продуманной долговременной концепции рыночных реформ, с опорой на общественные структуры.

Удивительно, что нынешний финансовый кризис в США, как и в 20-е годы совпадает с восьмилетним правлением администрации президентов-республиканцев, и начался, в основном, по тем же причинам. Пришедший к власти в этом году президент-демократ Барак Обама в своих предвыборных речах неоднократно использовал риторику президента Рузвельта и традиции политики демократической партии по экономическим и социальным проблемам, т. е. намекал на возможное использование антикризисных инструментов из арсенала Франклина Делано Рузвельта четырежды выбиравшегося на пост президента США (1гг.).

Encyclopedia of American history. Harper & Brothers publishers New York 1961

Encyclopaedia Britannica. London/Chicago: Encyclopaedia Britannica Inc., 1956.

Statistical Abstract of the United States. (95th Edition).

Principles of money and banking : related to national income and fiscal policy by Richard W. Lindholm, John J. Balles, John M. Hunter/ WM Norton & Company. 1954

Brandeis, Elizabeth, "Organized Labor and Protective Labor Legislation." In Labor and the New Deal. Derber, Milton, and Edwin Young, eds. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1957.

Leuchtenberg, William E. Franklin D. Roosevelt and the New Deal 1932–1940. New York: Harper and Row, 1963.

Paulsen, George E. A Living Wage for the Forgotten Man: The Quest for Fair Labor Standards, 1933–1941. Cranbury, NJ, London, and Mississauga, Ontario: Associated University Presses, Inc. 1996.

Reilly, Gerard D. "Madam Secretary." In The Making of the New Deal: The Insiders Speak. Louchheim, Katie, eds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983.

* Франклин Делано Рузвельт*, родился 30 января 1882 г., умер 12 апреля 1945г., президент США гг. Он окончил Колумбийский и Гарвардский университеты, юрист. После окончания учебы работал в юридической фирме, был избран в Сенат штата Нью-Йорк. В период I мировой войны был помощником военного министра. В 1921 г. после перенесенного заболевания полиомиелитом на всю жизнь потерял способность самостоятельно передвигаться. В 1928 г. был избран губернатором штата Нью-Йорк; осенью 1932 г. был избран президентом США.

* Федеральная Резервная система – ФРС (Federal Reserve System) была создана в 1913 г. из 12 региональных банков федеральных округов США и выполняла функции центрального эмиссионного банка страны. Членами ФРС являются национальные банки, для других банков членство в ФРС не обязательно, но в нее включено около половины всех коммерческих банков страны. В функции ФРС входило пополнение денежными средствами своих банков-членов, установление норм обязательных резервов на счетах банков ФРС по обеспечению надежности депозитов, утверждение процентных ставок, покупка и продажа государственных ценных бумаг, общий надзор за деятельностью банков-членов и ряд других мер.

pandia.ru