Симптомы

Причины заикания у ребёнка

12.07.2018

Заикание ребенка всегда беспокоит не только родителей, но и самого малыша. Ему нелегко говорить, он начинает стесняться, становится неуверенным в себе. Как помочь ему побороть эту проблему?

Прежде чем разбираться с тем, как лечить заикание у детей, наверняка вам будет интересно узнать, в чем суть же этой болезни, и её характерные особенности, симптомы и последствия для здоровья ребенка. Прежде всего, терминология. В медицинском справочнике под заиканием понимают «нарушение ритмической и темповой организации речи, что сопровождается судорогами речевого аппарата». А теперь несколько фактов из истории данного заболевания.

История изучения заикания

Расстройство речи считается одним из самых древних заболеваний в истории медицины, которое на сегодняшний день уже хорошо изучено.

В Средневековье причинами заикания считали то, что у пациента более «чрезмерной влажностью» в головном мозге (по мнению Гиппократа), или же у больного неправильно расположены элементы речевого аппарата (так считал Аристотель). Кроме того, бытовали версии о том, что «заики» страдают нарушением периферического и/или центрального отдела артикуляционного аппарата (такие взгляды имели Цельс, Гален и Авиценна).

К началу 18 столетия, под заиканием уже подразумевали «недоразвитие» речевого аппарат. К примеру, Санторини утверждал, что человек становиться заикой из-за наличия «лишнего» отверстия в небе, через которое попадает слизь в ротовую полость. Исследователи из того времени усматривали и другие причины – судороги голосовых связок (Шультесс, Арнот); слабая связь между произношением и мышлением (такое допускал Блюме); и также чрезмерно быстрое выдыхание (такую мысль имел Беккерель).

Врачи на просторах России утверждали, что причинами заикания могут быть: функциональное расстройство в речевом аппарате, неврозы (Сикорский, Хмелевский и пр.); и/или выделяли заикание как психическое отклонение, которое влияет на артикуляцию (Лагузен, Неткачев); а также заикание засчитывали как один из психозов (Каменка).

И уже к началу 20 столетия все распространенные теории возникновения заикания свели к трем основным направлениям:

  • Заикание является последствием нарушений человеческой психики.
  • Заикание фиксируется как невроз, слабость речевых центров. В дальнейшем исследователи определяли эту болезнь лишь в сфере невротизма.
  • Появление заикания происходит на подсознательном уровне, в результате тяжелых психологических травм и прочих конфликтов с раздражителями.
  • Ближе к середине 20 столетия, исследователи начинают склоняться к определению этой болезни, как психофизического расстройства. В 50-60-х годах, ученые, опираясь на достижения трудов Павлова, подошли к подробному изучению механизма болезни как невроза.

    Логопатия (заикание), как и многие другие невротические заболевания, возникает как последствие процессов возбуждения, торможения нервной системы. В результате чего образуется патология в виде условного рефлекса. Эта болезнь не является симптомом или синдромом, а нарушением центральной нервной системы.

    Общеизвестно, что возникновение нервного срыва может быть в результате как минимум двух причин – либо нервная система «нестабильна», и имеет повреждения, что способствует нарушению; либо – срыв возникает в результате неблагоприятных условий и наличии раздражителей. У детей нервный срыв сразу «бьет» по особо ранимой области – ВНД – речь, в результате чего в детском организме возникают негативные процесс нарушения речевого аппарата, сопряженные с явлениями судорожности/аритмии.

    И это далеко не все последствия. Хуже всего, что нервный срыв наносит первичный вред связям между подкоркой и корой головного мозга, что является предпосылками для возникновения отрицательных сдвигов в сфере стриопаллидарной системе. Проще говоря, эта система отвечает как за речевой аппарат, так и за темп дыхания. Потому заикание является последствием динамического отклонения функционала выше названной системы головного мозга.

    Какие могут быть причины заикания?

    В современной медицине усматривают сразу две группы причин появления пселлизма (заикания) – это производящие (толчки), и предпосылки («почва» для появления болезни). При этом некоторые фактор, которые мы рассмотрим ниже – могут как вызвать болезнь, так и «помогать» ей в развитии.

    Самые частые причины:

  • невропатические нарушения у родителей: неврозы, соматические и инфекционные болезни, а также недуги, которые носят поражающий характер ЦНС;
  • невропатические страхи страдающего логопатией: энурез, кошмары, высокая раздражительность, чрезмерная эмоциональность;
  • отклонения, заложенные на генетическом уровне: врожденная слабость артикуляционного аппарата (рецессивный признак) и плюс – неблагоприятные условия окружающей среды;
  • болезни и травмы головного мозга: родовые и внутриутробные травмы, нарушения при разнообразных детских заболеваниях (асфиксия, постнатальные – инфекционные, травматические и пр.).
  • Неблагоприятные условия, на фоне которых может появиться и развиваться пселлизм:

    физические слабости в детском возрасте. Так как мозговые полушария окончательно сформировываются к 5-ому году жизни ребенка, то в течение этих процессов особенно хрупка система речевого аппарата. Стоит также подметить, что она созревает одной из самых поздних. И больше шансов на появление нарушений функций речи имеют мальчики, у которых более медленное развитие, чем у девочек;

  • ускоренное развитие «говорения». Как ни странно, но если ребенок начинает раньше срока говорить, составлять слова и предложения, то такое быстрое развитие коммуникативной, регулирующей и познавательной функций может нанести вред ЦНС;
  • зажатость, скрытая ущемленность ребенка, «инертность» в обществе;
  • недостаточность эмоциональных откликов между ребенком и ровесниками, взрослыми;
  • слабое развитие моторики, ритмики, артикуляционных движений.
  • Ко второй группе «толчки» можно отнести следующие причины заикания:

  • физиологические и анатомические причины – заболевания с пагубным влиянием на ЦНС:
  • травмы при рождении, внутри утробы;
  • нарушения мозга, которые связаны с подкорковыми механизмами;
  • истощение, перенапряжение нервной системы, которые появляются в результате недугов, поражающих и функции речи (тиф, глисты, рахит, коклюш и пр.)
  • социально-психические предпосылки заикания:
  • одномоментная психическая травма (страх или испуг);
  • психическая травма с длительным сроком действия, причиной которой является неправильные воспитательные меры: избалованность, отрицательные эмоции, императивный тип воспитания и пр.
  • неправильное формирование речевого аппарата в детстве: скороговорение, произношение на вдохе, нарушения говорения, отсутствие правильного примера со стороны взрослых;
  • чрезмерные нагрузки на детей дошкольного, младшего возраста всевозможными упражнениями, которые якобы «ускоряют развитие и проявляют таланты детей», но на деле наносят ущерб по нервной системе;
  • подражание;
  • переучивание левши на «правшу».
  • Какие симптомы есть у заикания?

    Классифицируют 2 группы этих симптомов, которые схожи между собой:

    1. Биологическая (физиологическая) симптоматика, куда входят нарушение ЦНС, речевые судорожные процессы, и общее состояние здоровья ребенка.

    К внешним симптомам логопатии относят судороги во время актов говорения. Длительность судорожных процессов может длиться от десятой доли секунды до минутного срока (тяжелая форма заикания).

    Судороги также делят на несколько видов:

  • по форме – клонические, смешанные и тонические;
  • по локализации – голосовые, смешанные, дыхательные и артикуляционные;
  • по частоте.
  • Пациент страдает тоническими судорогами, которые определяются длительным спазматическим, или толчкообразным сокращением речевых мышц. К примеру в произношении слова «т-ополь», черта символизирует судорогу, и затянутое звучание.

    В свою очередь, клонические судороги отражаются на темпо — ритме речи, в виде повторения слогов в одном слове – «то-то-тополь». То есть, в таком случае поражается весь речевой и дыхательный аппарат.

    Далее — судороги можно определить по локализации. Данные негативные процессы отражаются в трех негативных формах дыхания: судорожный выдох, судорожный вдох, смешанный с разрывом слов.

    В голосовом аппарате судорожные процессы имеют следующую симптоматику:

  • размыкательная, когда голосовая щель продолжительное время остается в раскрытом состоянии, из-за чего страдающий человек может вообще не говорить, или же произносить слова шепотом;
  • смыкательная. В этом случае голосовая щель размыкается/смыкается с опозданием или же наоборот с опережением из-за чего голос может резко пропадать, могут возникнуть затянутое произношение слов, а также толчкообразные звуки на гласных буквах;
  • вокальная (больше свойственно детям). Отображается в виде протягивания гласных букв во время произношения.
  • В артикуляции выделяют следующие судорожные процессы: язычные, губные и мягкого неба. Чаще всего судорога возникает на произношении «взрывных» согласных (к, п, г, б, д, т), и реже, и куда слабее проявляется в произношении щелевых звуков.

    Экспрессивная речь детей, которые болеют логопатией, имеют фонетические, лексические и грамматические нарушения. Стоит заметить, что заикание отражается в самых разнообразных нарушениях речевого аппарата, артикуляции и моторики мышц, которые могут быть крайне болезненными (нервные тики, судороги в мышцах лица, шеи и пр.). Заикающиеся развивают условные рефлексы и произвольные уловки, которые проявляются как вспомогательные движения руками, мышцами лица, дабы облегчить понимание своей речи для собеседников.

    Нередко, развитие заикания приводит к появлению вспомогательных психозов, комплексов, дискоординации движений, и беспокойству.

    2. Вторая основная группа – это социально-психологическая симптоматика

    К основным явлениям, из которых проявляется/развивается заикание можно причислить и невротическое расстройство – скованность, чувство неполноценности, постоянное внимание на недостатках. И чем больше человек зацикливается на дефекте, тем сильнее становиться невроз.

    Степени фиксации делят на три группы по силе внимания к личным дефектам:

  • Нулевой уровень. Дети не замечают дефектов речи, и не зацикливаются на нем. Поэтому, нет элементов стеснения, ущемлений от других индивидуумов, а также не требуется напряжение, перенапряжение ЦНС на преодолении дефекта.
  • Средний уровень. Подростки и старшеклассники стараются скрывать свой речевой дефект, скрывая его за произвольными уловками, и сужая свой круг общения. Они осознают о своем недуге, пытаются замаскировать его и испытывают постоянный дискомфорт.
  • Высокий уровень. Постоянные болезненные переживания о собственном дефекте выливаются в то, что пациент страдает от чувства неполноценности, и различных смежных комплексов. Чаще всего такой формой страдают в подростковом возрасте. В результате все внимание концентрируется на речевых недостатках, возникает болезненная мнительность, и самобичевание.
  • Кроме того, заикание различают и по трем степеням, в зависимости от силы судорожных процессов:

  • легкая. Заикание происходит лишь в перевозбужденном состоянии речи, при максимальной эмоциональности и экспрессивности. Но, заикающийся человек может быстро преодолеть этот незначительный дефект специальными упражнениями на речевой аппарат;
  • средняя. Среди друзей и знакомых, заикающиеся люди могут общаться без проблем и редко заикаются. Но, в возбужденном и остроэмоциональном состоянии проявляются сильные судороги, что усиливает логопатию;
  • тяжелая. Пациент заикается постоянно, и вырабатывает вспомогательные движения, чтобы быть более понятным.
  • Заикание классифицируют еще и по стадиям протекания недуга:

  • постоянный вид. Заикание, возникнув однажды, развивается и проявляется в неожиданные моменты с усиливающейся частотой;
  • рецидив. Исчезнув, логопатия возникает снова;
  • волнообразный вид. Псселизм развивается «волнами» — то усиливается, то уменьшается, но не исчезает полностью.
  • Какие недуги развиваются смежным образом с заиканием? Большая часть исследователей, которые занимаются изучением механизмов заикания, утверждают, что логопатия может развиваться вместе с вегетативными отклонениями. К слову, исследователь Зееман М. поясняет, что приблизительно у 80% страдающих заиканием, наблюдается еще и вегетативная дистония. Пятая часть из исследуемой группы пациентов страдают сильным внутричерепным давлением и экстрапирамидальными нарушениями. И абсолютно все – имеют мидроз (расширенные зрачки), тогда как у людей, которые не страдают заиканием – зрачки во время речи сужаются, или находятся в одинаковом состоянии.

    Врачи- неврологи, работающие с «заиками» выделяют следующие особенности:

    Сегментарная недостаточность в области шейных позвонков выделяется сразу у двух третей из 100% респондентов (кривошея, гипотония мышц с ротацией плеч вперед, признаки ранней стадии остеохондроза, патологические нарушения позвоночника);

  • Абсолютно все респонденты страдают нарушением стволовых функций;
  • Половина детей из участников обследования страдают нероортепедической патологией: нарушение осанки, плоскостопия и пр;
  • Пятая часть от количества «заик» — страдают ВСД, слабостью вестибулярного аппарата;
  • Патологические нарушения в кровообращении области черепа наблюдаются сразу у 65%;
  • Почти половина (48%) детей имеют гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности;
  • ? детей имеют экстрапирамидальную недостаточность.
  • Распространенность заикания

    В каком возрасте больше всего страдают от заикания?

    Распространенность этого недуга связана не только с возрастом, но и еще с рядом других признаков, среди которых можно назвать место проживания, вид деятельности, пол пациента, и пр. форм-факторы. Статистически доказано, что чаще всего страдают заиканием в возрасте 2-4 года, когда интенсивным образом развивается речь, артикуляция ребенка; формируются коммуникативный функционал, и личность. С возрастом – шанс заболеть логопатией, становиться меньшим, и в течение десяти лет заикой стать практически невозможно. Могут возникать и рецидивы у детей, которые поступают в школу, так как сменяется вид деятельности, и появляются новые нагрузки для детского организма, как в физическом, умственном, так и в эмоционально-психическом плане. Обострение процессов логопатии возможно в период полового созревания.

    Также доказано, что заикание чаще проявляется у «городских» детей, чем у тех, которые живут в селах и небольших поселках. Более того, некоторые исследователи отмечают влияние климата, и погодных изменений на усиление судорожных процессов.

    Логопатией чаще страдают в развитых странах. К примеру, США, Великобритания и РФ имеют примерно схожий процент заикающихся среди населения страны. Статистические данные указывают, что на просторах бывшего Советского Союза среди 250 миллионного населения около 6 млн. жителей были заиками. В странах Африки – людей, страдающих таким недугом значительно меньше. Китай, как исключение – имеет еще меньше заик, но это связано с иной системой речи. Также статистика указывает, что больше всего заиканием страдают люди с высоким уровнем интеллекта.

    Осуществлять прогнозы на преодоление речевой дисфункции следует с «оглядкой» на целую массу особенностей, начиная с механизмов борьбы, и заканчивая комплексом мер, а также полноты применения. И естественно, прогнозирование осуществляется и с вниманием к возрасту пациента.

    Практика доказывает, что чем моложе страдающий заиканием, тем активнее пациент и обладает жизнерадостным настроем. И чем меньше неврозы, и слабее судороги, тем увереннее прогноз борьбы с недугом. Но, стоит заметить, что люди, у которых речевой дефект врожденный, приобретенный, который зачастую проявляется без каких-либо внешних воздействий, коррекция имеет небольшой шанс на успех. В таком случае, вероятно то, что у пациента со временем может развиться рецидив, и заикание вернется.

    Благоприятно лечиться и быстрее проходит судороги дыхательного типа, нежели голосовые. Клоническую форму «искоренить» куда проще, чем тоническую, что связано с иным характером заболевания (клонические судороги возникают из-за нарушений в коре головного мозга). Поэтому, чтобы лечить вышеуказанную форму достаточно осуществлять планомерное воздействие на 2-ю сигнальную систему.

    Наибольший шанс полностью излечиться от заикания – у пациентов 2-4 лет, т.к. есть все благоприятные условия лечения, и маленький «стаж» недуга. Тяжелее всего лечиться логопатия уже в возрасте 10-16 лет, в период полового созревания. И в случае успешного лечения, заикание может вернуться в виде рецидива из-за раздражителей окружающей среды.

    Исследовательница Власова Н.А. утверждает, что заикание, которое возникло из-за инфекции, подражания, и психических травм, можно полностью вылечить. Она опирается на ту особенность, что инфекции нарушают функционал ЦНС, но не дают существенных и первичных сдвигов нервной системы. Психические травмы, которые становятся форм-фактором заикания, носят единичный случай – лай собаки, гудок паровоза, болезненный укус и пр.

    Наименьшую эффективность имеет лечение логопатии, которая возникла в результате запоздалого развития, слабой речевой активности и неправильного воспитания. По данным исследовательницы – 70% школьников избавляются от заикания, а 30% — получают остаточные явления.

    Заикание в статистических данных

    По данным Рау Е.Ф. при правильном лечении около 60% пациентов полностью избавляются от заикания; у 19 процентов детей наблюдается заметное улучшение, в 13 процентах случаев – лечение не действует; и 8 процентов от общего количество больных со временем получили рецидивы.

    В свою очередь, исследовательница Волкова Г.А. отмечает следующие данные: заики в возрасте 4-7 лет после прохождение курса терапии в 70,2 процентах – избавлялись от недуга; в 26.3% — получили значительное улучшение речи; и лишь в 3.5% — еле заметное улучшение речевого акта.

    Данные исследовательницы Селеверстовой В.И. утверждают, что дети, страдающие логопатией в возрасте 6-17 лет в 39.7% случаев полностью излечивались от недуга; получали значительное улучшение в 47.8%. И 12.5% от общего количества детей сумели достичь незначительного изменения качества речи. Следует заметить, что все исследователи утверждают, что наименее эффективная коррекция у детей – школьников.

    По информации, предоставленной Хватцевой М.Е., около 15% от общего количества школьников избавляются от логопатии, 82% — имеют значительные улучшения; а 3% — проходят лечение безрезультатно.

    Также исследователи выделяют особенность, что органические форм-факторы заикания хуже излечиваются, нежели заикание, которое возникло из-за функциональных сдвигов.

    Естественно, что на эффективность борьбы с недугом влияет как степень тяжести логопатии, так и психологический дискомфорт, который испытывает пациент из-за болезни. Большей результативностью логопедическая терапия обладает с легкой степенью заикания.

    Занятия с логопедом – это лишь часть комплекса мер, которыми необходимо заниматься для избавления от логопатии. Среди лечебных процедур могут быть и медикаментозное лечение, психотерапия, нормализация окружения и физиотерапия. При этом огромную роль играет правильный выбор комплекса процедур, и дифференциация всех мер.

    Подбирать методику лечения лучше всего в индивидуальном порядке. В свою очередь, родители должны опираться не столько на врача, сколько на собственные силы, и поддерживать полноту комплекса процедур. Одноразовое лечение – не даст положительно результата.

    Правила и «зарядка» для нормализации ритма, качества речи

    Некоторые врачи-логопеды перед лечебными мероприятиями поясняют упражнения заикающимся, и вместе с ними повторяют слова. Таким образом, создается автоматизация, запоминание правил речи у заикающихся, что способствует, что вскоре пациент сможет получить плавную речь при незначительном заикании или полном отсутствии болезни. Основные двенадцать правил речи были выработаны еще в середине 20-х годов прошлого века специалистами Гуцманами А. и Г., причем они успешно используются и в современной медицине.

  • нужно говорить со спокойным темпом, ритмом, выговаривать каждый слог, слово, предложение;
  • прежде, чем говорить, следует думать о том, как стоит произносить слова в данной ситуации;
  • не стоит говорить слишком громко, и чересчур тихо;
  • во время диалога следует держать прямую осанку;
  • перед началом речевого акта следует сделать быстрый и глубокий вдох ртом;
  • во время говорения нужно следить за расходом дыхания;
  • переход в режим произношения гласных должен быть решительным и четко определённым;
  • выдох должен быть на согласных звуках;
  • не надо делать упор на согласные; если потребуется – растягивать гласные и говорить низким тоном голоса;
  • если слово начинается с гласного, то лучше произносить его тише и пониженным тоном, чем обычно;
  • следует растягивать гласные в начале предложения, и связывать слова в предложения сразу;
  • стараться говорить понятно и благозвучно.
  • Какие первые признаки того, что ребенок начинает заикаться?

    Для того чтобы ребенок не стал в будущем заикой, то лечение необходимо производить сразу же, когда только отражаются первые признаки логопатии:

  • ребенок резко замолкает и около 2-х часов в сутки отказывается говорить, а после немного заикается в произношении. Если родители сразу обратятся за помощью к специалисту, то заикание может так и не возникнуть;
  • употребление лишних звуков перед словами;
  • «клонирование» звуков и слогов в начале предложения;
  • умышленные остановки в середине слова или фразы;
  • затруднения перед началом речевого акта.
  • Если одна из причин начинает постоянно проявляться, то лучше не откладывать поход к врачу-логопеду. Своевременное лечение имеет больший шанс на успех. Тем более, профилактические меры заикания куда лучше, чем полноценное лечение с целым комплексом мер.

    Что если ваш ребенок заикается:

  • Ребенок, страдающий логопатией должен регулярно посещать логопеда, психоневролога. Это следует делать по той причине, что в раннем возрасте у детей слабая нервная система, и для них требуется внимательное наблюдение, чтобы избежать серьезных сдвигов, и возникновение сложных психоневрологических нервозов.
  • Детям не рекомендуется читать книги, которые сложны для понимания, и пользуются для старшей возрастной группы. Имеют большой вред и чтение страшилок на ночь, что может стать причиной невроза.
  • Нельзя постоянно «сажать» ребенка перед телевизором. Это одновременно утомляет и чрезмерно возбуждает ЦНС. Больший вред наносят «взрослые» передачи перед сном;
  • Не стоит избаловать ребенка, потакать всем его желаниям и капризам, так как малейшее несоответствие и отказ могут нанести болезненную травму на детскую психику. И не стоит требовать от ребенка того, что он еще не может делать в силу небольшого возраста. Лучше всего, если требования, которые выставляются «чаду» в доме, детском саду, школе – будут одинаковыми.
  • Знайте меру во впечатлениях. Не рекомендуется в одно и тоже время посмотреть фильм, прочесть книгу, сходить на аттракционы и пр., особенно после того, как ребенок выздоровел.
  • Правильное воспитания и наказание за провинности. Запугивать, наносить «воспитательные» удары ремнем, оставлять ребенка одного в комнате – строго не рекомендуется, так как (особенно в малом возрасте) это может привести к возникновению страхов, психических расстройств. Лучше всего, если вы заставите ребенка в качестве выполнения наказания смирно сидеть на стуле, или лишите его участия в любимой игре и т.п;
  • Родители – пример для ребенка. Поэтому говорить с чадом стоит спокойно, с ровным темпом речи, четко, и ни в коем случае не нужно разбивать слова по слогам, или нараспев;
  • Относитесь к ребенку справедливо;
  • Постарайтесь сблизить страдающего заиканием с детьми, которые имеют хорошую речь, чтобы ребенок смог подражать им и учиться, как правильно проговаривать слова;
  • Не стоит завлекать чадо в игры, где от участников требуется индивидуальные речевые выступления;
  • Детей, страдающих логопатией, следует записывать в музыкальные, танцевальные кружки. Тут они смогут обучиться правильному дыханию, ритму и темпу. Не бойтесь петь вместе с заикающимся ребенком.
  • net-doktor.org

    Заикания у детей, причины, методы лечения

    Речь у ребенка должна быть развита и соответствовать его возрастной категории. Сначала малыш пытается говорить слогами, после словами, затем целыми предложениями. Но каждый ребенок имеет свои особенности в развитии. Один ребенок разговаривает четко и понятно, другой только пытается что-то сказать. Родители запомните, все зависит от того, в каком физическом и эмоциональном состоянии прибывает ребенок. Одной из серьезных проблем является заикание.

    Особенности заикания у ребенка

    Чаще всего такая патология наблюдается от 1-5 лет. Заболевание может протекать в разных формах. Важно вовремя обратить внимание на патологический процесс, только тогда можно принять определенные меры.

    При заикании у ребенка возникают проблемы с речью, он сбивается, у него нарушается ритм и темп. Заболевание появляется из-за того, что в верхнем дыхательном пути наблюдается спазм, он является последствием судорожного состояния органов, которые ответственны за речь. Из-за него ребенок не выговаривает четко слова.

    Физиологические причины заикания у детей

    Когда ребенок рождается с поврежденной подкоркой в головном мозге, эта часть ответственная за речь. Заикание может быть последствием родовой травмы.

    Заболевание возникает из-за наследственной причины, если кто-то в роду заикается, возможно, это передастся вашему малышу. Заикание как последствие тифа, рахита, кори, коклюша, энцефалита, менингита.

    Психологические причины заикания у ребенка

    Если дети переживают сильнейший стресс, часто могут после этого заикаться. Случиться такое может из-за гибели родителей, разных фобий ребенка, после сильного испуга. Когда ребенок перевозбуждает нервную систему, мозговая деятельность замедляется, поток речи начинает ускоряться. Идеально, когда у ребенка развивается нормально речь и мыслительный процесс.

    Обратите внимание, немаловажное значение играет характер. Чаще всего заикание наблюдается у холериков. Бывает, что ребенок резко начинает заикаться после того, как поспорил, пережил эмоциональный стресс. С детского возраста нужно приучать ребенка быть спокойным, уравновешенным, не обращать внимание на некоторые жизненные неурядицы. В семье должен быть обеспечен нормальный микроклимат. Чтобы помочь ребенку пережить стресс, врач может назначить прием препарата Тенотен.

    Иногда наблюдаются случаи заикания у детей в тех семьях, где разговаривают скороговорками. Дошкольник находится на этапе развития речи, он успевает за взрослым, не улавливает некоторые слова. Запомните, с ребенком нужно разговаривать не спеша, спокойно, слова выговаривать четко.

    К психологическим причинам заикания относятся конфликты в семье. Если ребенок рождается с травмой головы, у него замедляется физиологическое и психологическое развитие. Нельзя в данной ситуации ругать ребенка, допускать, чтобы он нервничал, переживал эмоциональные стрессы. Чтобы у школьников не было проблем с речью, она должна быть сформирована в период от 3-5 лет.

    Чаще всего заикание связано с центральной нервной системой, работой головного мозга. Методы лечения может быть разным. Излечить патологию может логопед, также дополнительно потребуется помощь психолога.

    Как помочь ребенку избавится от заикания?

    Срочно обращайтесь за помощью, если замечаете, что ребенок разговаривает медленно, растягивает слова, может повторять одно и то же. Необходимо выяснить, какая форма заикания у вашего ребенка.

    Не бойтесь сказать педиатру обо всем, какие стрессы пережил ребенок, что у него случилось в жизни. Только так будет назначено эффективный курс терапии, и ребенок в скором времени сможет забыть, что такое заикание. Когда малыш пережил сильный стресс, его могут назначать ноотропный препарат Тенотен. Он избавляется от депрессии, тревоги, оказывает антиастеническое действие. С помощью препарата можно укрепить нервную систему ребенка.

    В некоторых ситуациях заикание у ребенка можно излечить с помощью гипноза. Использовать метод можно только для школьного возраста.

    В семье должна быть спокойная атмосфера, нельзя подвергать ребенка стрессовым ситуациям, он станет раздражительным, нервозным. Впоследствии возникнет спазм в дыхательных органах, заикание усугубится. Нельзя ссориться, разговаривать на повышенных тонах, ругать за все.

    До 5 лет излечить заикание можно с помощью музыкальных минуток, развивающих игр. Так можно укрепить, натренировать голос и речь ребенка. Можно придумать небольшой спектакль, выступления на публике положительно влияют на ребенка, он научится общаться с окружающими его людьми.

    В том случаи, если заикание тревожит ребенка слишком долгое время года, не нужно складывать руки, необходимо лечиться. Доказано, что, если родители уверены, что заболевание пройдет, так обязательно и будет. Необходима дополнительная консультация специалиста, он покажет, как правильно использовать свое дыхание, чтобы избавиться от судорог, которые приводят к спазму аппарата, отвечающего за речь.

    Чаще всего причина заикания поверхностная, необходимо внимательно проследить за своим ребенком, как можно больше разговаривать с ним, выяснить, что с ним случилось, из-за чего он волнуется.

    Итак, заикание является сложным дефектом в речи. Его легко заметить, ребенок разговаривает с длинными паузами, которые не может держать под контролем, у него все выходит непроизвольно. Специалисты объясняют такую симптоматику судорожным состоянием мышц, которые ответственные за речь. Заикание может быть разным, некоторые детки рождаются с нарушениями в головном мозге, это отражается на их речи. Чаще всего появляется заикание из-за стресса, который пережил ребенок. Чтобы защититься от заболевания, необходимо следить за малышом, уделять ему достаточное количество времени. Ни в коем случаи не подвергать ребенка конфликтным ситуациям. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, он должен расти в полноценной семье, в которой нет скандалов.

    medportal.su

    Причины заикания у детей — как лечить болезнь

    Иногда на фоне сильного стресса, переутомления, травм развивается заикание у детей, причины и лечение которого волнуют многих родителей. Чтобы точно диагностировать патологию, нужно посетить врача. Терапия длительная, включает разные методики, по которым необходимо регулярно заниматься с ребенком дома.

    Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

    Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

    1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
    2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
    3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
    4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
    5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
    6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.
    7. При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

      Важно! Заикание возникает чаще на согласных звуках, запинки происходят в начале, середине предложения.

      При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

      Основные признаки заикания:

    8. ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
    9. присутствие в речи большого количества лишних звуков;
    10. отсутствие или длинные паузы;
    11. затруднения с началом речи;
    12. нарушение фонематического слуха и восприятия;
    13. тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
    14. нарушение дыхания.
    15. Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

      Важно! У мальчиков заикание диагностируют в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Пик начала болезни приходится на дошкольный возраст, первые признаки проявляются у детей 3-5 лет.

      Как отличить заикание от запинок

      Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

      Отличие логоклонии от запинки (итерации):

    16. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
    17. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
    18. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
    19. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

    Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

    Важно! Если своевременно не начать лечение логоневроза, у ребенка начнут развиваться сопутствующие заболевания – астения, ночное недержание мочи, вегетососудистая дистония, нарушение ритмичности сна, депрессивные состояния.

    Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.

    Почему возникает заикание:

  • сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
  • черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
  • нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
  • неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
  • повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
  • внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
  • недостаточное развитие мелкой моторики рук.
  • Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.

    Важно! С точки зрения психосоматики, логоклония развивается на фоне страха высказать свои желания. Чаще всего от заикания страдают дети, на которых постоянно давят родители, не дают проявлять ребенку инициативу. Устранять подобные проблемы – работа психолога.

    При диагностике заикания специалист учитывает происхождение патологии, тип и место локализации мышечных сокращений, степень выраженности отклонений в темпо-ритмическом развитии речи. Кто лечит заикание? Выявлением и устранением патологии занимается детский невролог, психолог, психотерапевт, логопед, остеопат. Проходит ли болезнь самостоятельно с возрастом? Нет, избавиться от нее поможет только длительная комплексная терапия.

    Основу диагностики заикания составляет сбор анамнеза о развитии ребенка. Врачу необходимо подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы. Для обследования ЦНС проводят допплерографию сосудов головного мозга, ЭЭГ, МРТ.

    Для избавления от заикания, коррекции речи у ребенка используют комплексный подход. Лечение включает регулярные занятия у логопеда по различным методикам, психотерапию, ЛФК, массаж, иглоукалывание. Хорошо помогают устранить причины заболевания лекарственные и гомеопатические средства.

    Занятия у логопеда в клинике, специальном центре помогут избавиться от заикания. Современные специалисты используют методики, которые были разработаны Селиверстовым и Левиной.

    Как проходит занятие у логопеда:

  • На первом этапе врач полностью сдерживает речь ребенка в течение нескольких дней.
  • Учит ребенка четко говорить короткие фразы, правильно дышать. Во время сеансов развивают и мелкую моторику путем лепки, рисования.
  • Постепенно фразы становятся длиннее, ребенок может описать картинку, пересказать рассказ.
  • Логопед переносит полученные ребенком навыки в повседневную жизнь.
  • План занятий обязательно включает психогимнастику, логопедические и речевые игры, упражнения на преодоление стеснения, избавления от замкнутости.
  • Минимальная продолжительность лечения у логопеда – 8 месяцев.
  • Хорошо помогают избавиться от заикания сеансы рациональной психотерапии, гипноз. При легкой форме устранить проявления заболевания можно за 5-10 сеансов.

    Медикаментозные препараты

    Лекарства назначают при заикании не всегда, медикаментозная терапия направлена на устранение первичных патологий, на фоне которых возникли проблемы с речью.

    Чем лечить заикание:

    8-14 лет – по 250 мг раз в 8 часов;

    старше 14 лет – 250-500 мг трижды в день

    Продолжительность терапии – 2-3 недели

    старше 7 лет – 2,5-10 мл сиропа раз в 8-24 часа.

    Продолжительность лечения – 2-6 месяца.

    старше 10 лет – по 0,2 г трижды в день

    более 20 кг – по 10 мг утром и вечером

    старше 10 лет – по 1 г в день

    у маленьких детей чаще возникают осложнения — судороги

    В терапию включают препараты на основе таурина для устранения физического и умственного переутомления, витаминные комплексы – Магний B6.

    Гомеопатические препараты

    Гомеопатия помогает бороться с тревожностью, стрессами, улучшает работу головного мозга и ЦНС, избавляет от заикания. Препараты и схему терапии подбирает врач, самолечение не принесет желаемого результата.

    Список эффективных препаратов:

    Прием лекарственных и гомеопатических средств необходимо сочетать с сеансами иглоукалывания, логопедического, расслабляющего, точечного массажа. Исправить речь ребенка можно только при комплексном подходе.

    Методы нетрадиционной медицины предназначены для устранения последствий стресса, испуга, помогают улучшить работу головного мозга. Их можно использовать в качестве вспомогательного вида терапии.

    1. В 200 мл молока насыпать 3 г травы гусиной лапчатки, смесь довести до кипения, пить в теплом виде каждое утро перед завтраком. Средство устраняет спазм сосудов головного мозга.
    2. Смешать по 3 капли сока соцветий и листьев ясеня белого, крапивы. Смесь держать на языке 5 минут, повторять сеансы раз 2 часа. Продолжительность лечения – 14 дней.
    3. Заварить 500 мл кипятка 5 г руты, томить на слабом огне 5 минут, процедить. Раствором полоскать горло и рот, глотать нельзя. Сеансы проводить 2-4 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.
    4. Важно! Если ребенок заикается, его нельзя ограничивать в общении со сверстниками. Он может посещать обычный детский сад, обучаться в школе, педагоги должны относиться к нему так же, как и к другим детям.

      Дыхательная гимнастика

      Специальный комплекс упражнений, который был разработан Стрельниковой, помогает нормализовать процесс дыхания, укрепить диафрагму. Дыхательная гимнастика простая, ее легко могут выполнять в домашних условиях дети старше 4 лет.

      Комплекс фонационных дыхательных упражнений для коррекции речи:

    5. Ребенок стоит прямо, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ладони раскрыты, смотрят вверх. Медленный и спокойный вдох – ладони сжать в кулаки, бесшумный выдох – исходное положение. Сделать 10 повторов.
    6. В положении стоя руки свободно опустить вдоль тела, ноги расставить чуть шире плеч. Вдох – присесть, повернуть корпус, на выдохе вернуться в исходную позицию. Сделать по 10 повторов в каждую сторону.
    7. В положении стоя наклонять голову, ухо должно прикасаться к плечу, при наклоне делать вдох. После 5 повторов свободно покачать головой в разные стороны, взгляд всегда должен быть направлен строго перед собой.
    8. Совершать наклоны головы вперед и назад, делать шумный вдох, на выдохе возвращаться в исходное положение.
    9. Делать резкие вдохи и плавные выдохи, губы при этом вытягивать трубочкой.
    10. Делать гимнастику нужно каждый день, желательно утром – через час после завтрака.

      Важно! Существует специальная компьютерная программа Демосфен, которая в виде игры на тренажере помогает ребенку улучшить ритмику речи.

      Чтобы избежать проблем с речью, родителям следует строго соблюдать все рекомендации врача, выполнять домашние задания, регулярно заниматься с ребенком.

      Полезные советы для родителей по воспитанию и обучению заикающихся детей:

    11. Родителям требуется следить за темпом, громкостью и правильностью своей речи.
    12. Не нужно заострять внимание на речевых проблемах. Ребенок не должен чувствовать, что с ним что-то не так.
    13. Время просмотра телевизора и компьютера не должно превышать 15 минут в день.
    14. Перед сном включать тихую классическую музыку, которая обладает хорошим психотерапевтическим действием, можно почитать добрые истории из специального сборника сказок от заикания.
    15. Если ребенок внезапно начал запинаться, следует предложить пропеть или сказать шепотом сложное слово.
    16. Пение специальных фонетических и логопедических песен, частушек, скороговорки – лучшие средства для борьбы с запинками и заиканием.
    17. Если проблемы с речью у дошкольника возникли на фоне умственного перенапряжения, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть в течение 1-2 месяцев.
    18. Не нужно торопить запинающегося ребенка, подсказывать ему слова. Ждать окончания речи следует молча.
    19. В возрасте 1-2 лет необходимо развивать мелкую моторику – пальчиковые игры, шнуровки, рисование, лепка, лабиринты.
    20. Важно! Хорошо помогают устранить проблемы с речью у детей водные процедуры – регулярное посещение бассейна, игры с водой в домашних условиях, плаванье подходят и для профилактики заикания при повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка.

      Многие родители ошибочно считают заикание несерьезной, возрастной проблемой, думают, что после детского сада ребенок будет разговаривать, как все. Но именно у детей школьного возраста болезнь серьезно обостряется на фоне сильного стресса и повышенных нагрузок. Только длительные, упорные занятия по коррекции речи и поведения помогут избавиться от логоневроза.

      www.lechim-prosto.ru

      Заикание или логоневроз – это нарушение ритмичности речи, вызванное реакцией на раздражающие воздействия окружающей среды. Оно характеризуется следующими проявлениями:

      • прерывистая речь с частыми паузами и запинками;
      • повторение слогов или слов;
      • растягивание слогов;
      • неуверенность речи;
      • колебания речевой плавности.
      • В сложном процессе формирования речи задействована работа головного мозга, дыхательных путей и мышц речевого аппарата. Когда происходит сбой во взаимодействии и согласованности работы этих систем возникают такие нарушения, как заикание.

        Причины заикания у детей

        Логопедию могут вызвать причины внутреннего и внешнего характера. К наиболее распространенным из них относятся:

      • генетическая предрасположенность;
      • инфекционные заболевания, полученные до рождения;
      • сложные роды, сопровождающиеся асфиксией и/или родовыми травмами;
      • заболевания органов дыхания;
      • недоношенность или переношенность;
      • инфекционные заболевания центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
      • психологические травмы, длительный стресс.
      • Заикание у ребенка является сложной проблемой, которая не исчезнет сама собой, а только усугубится со временем. Детям с логопедией речь становится в тягость. Им проще вовсе отказаться от общения. Насмешки ровесников приводят к развитию комплексов и неуверенности в себе, замкнутости и депрессии. Как итог – плохие оценки в школе и девиантное поведение.

        В процессе лечения очень важен комплексный подход к выяснению причин заикания у ребенка. Только установив провоцирующие факторы можно добиться высокой эффективности лечения.

        Как правило, логоневроз возникает у детей в возрасте 3-8 лет. Так как именно в этот период происходит активный процесс формирования речи, то возникающие проблемы зачастую списывают на индивидуальные особенности ребенка или считают их ситуативными. В то же время, лечение будет наиболее успешным особенно в этом возрасте, пока заболевание не успело укорениться.

        Комплексное обследование включает консультации:

        Основные методы лечения заикания:

      • занятия с логопедом;
      • дыхательная гимнастика;
      • игровые упражнения;
      • аппаратные методики;
      • специальный логопедический массаж;
      • работа с психологом;
      • тренировка голосовых связок;
      • арт-терапия.
      • В случае если заикание сопряжено с нарушениями психики или тяжелыми нервными расстройствами возможно медикаментозное лечение.

        Большую роль в лечении заболевания играют родители, их забота и тщательное выполнение врачебных рекомендаций.

        Заикание – это не индивидуальная особенность развития, а проблема, которую можно с успехом преодолеть, начав лечение на ранних этапах. Самолечение приводит к напрасной трате драгоценного времени. Своевременно оказанная медицинская помощь позволит ребенку справиться с заболеванием, избавит от комплексов и позволит полноценно общаться.

        klinika.k31.ru

        Заикание у детей 2-3 лет – причины, тактика любящих родителей

        Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

        Причины заикания у детей 2-3 лет

        Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

        Причинами заикания у детей в два-три года являются:

      • Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.
      • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
      • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
      • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
      • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
      • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
      • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
      • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
      • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
      • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.
      • Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

        Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

        Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

        При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

        Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

        Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

        Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

        Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

        Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

        До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

        Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

        Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

        Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

        Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

        Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

        Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

        Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

        saikov.by