Симптомы

Программа для глухих детей с умственной отсталостью

27.06.2018

Программа "Развитие речевого слуха у детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость)"

Развитие речевого слуха

у детей со сложными нарушениями в развитии

(глухота и умственная отсталость)

Целью работы является формирование и развитие у глухих детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость умеренной степени) навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи на элементарном уровне. Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения в пределах биологических возможностей каждого отдельно взятого ребенка.

Реализация этой цели осуществляется в процессе специально организованного обучения как на фронтальных уроках по всем предметам, так и на индивидуальных специальных занятиях, а также на внеклассных занятиях и в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа или индивидуальных слуховых аппаратов.

Поскольку у детей данной категории мышление имеет наглядно-образный характер, подлинное образование понятий оказывается недоступным, очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Отчетливо проявляется недостаточность зрительного и слухо-зрительного анализа и синтеза. Чтение часто носит механический характер, понимание смысла прочитанного почти всегда отсутствует. Однако этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. При специальном обучении они могут овладеть определенным словарным запасом, навыком чтения, письма, простого порядкового счета. У детей с умственной отсталостью умеренной степени относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также проявления сочувствия, реакция на похвалу и порицание.

При обучении глухих детей с умеренной степенью умственной отсталости должны решаться следующие задачи:

формирование и развитие словесной речи;

повышение уровня общего развития;

коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическую деятельность и социально-бытовую направленность учебного материала;

развитие доступных мыслительных операций.

Основным содержанием программы по развитию речевого слуха является обучение восприятию речевого материала на слухо-зрительной основе. А также, по возможности, ведется работа по различению и опознаванию данного речевого материала на слух. Работа начинается со слухо-зрительного восприятия речевого материала (слова, словосочетания, короткие фразы). После того как дети воспринимают данный материал без ошибок слухо-зрительно, он предъявляется им для различения и опознавания только на слух. Школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и короткие фразы. При работе с короткими текстами (2-5 предложений) основное внимание уделяется работе по развитию целостного восприятия смысла. Дети должны быть подготовлены к восприятию речевого материала на основе пропедевтических упражнений на уроках развития речи и предметно-практического обучения.

В процессе овладения словесной речью ведущим методом обучения является подражание учителю: он демонстрирует предмет, картинку или действие и сообщает понятие. Речь учителя должна быть доступной для детей этой категории (простые, короткие фразы). Важным является использование личного «житейского опыта», использование различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной в их различном соотношении в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития.

Учитывая важнейшую роль смыслового фактора, в процессе слуховой тренировки широко используется ситуация, что облегчает понимание смысла слов, фраз и восприятие речи в целом. Постепенно роль ситуации может ограничиваться, школьники учатся воспринимать слухо-зрительно и на слух речевой материал в разных условиях.

Учитель должен уметь оценить результаты работы по развитию речевого слуха на определенном этапе обучения для того, чтобы планировать обучение, индивидуальное для каждого ребенка, с учетом его возможностей. С этой целью по итогам первого и второго полугодия проводятся контрольные работы. В зависимости от того, может ли обучающийся воспринять речевой материал на слух или, исключительно, слухо-зрительно, учитель выбирает форму предъявления материала. В протоколе фиксируются результаты контрольной работы.

В течение учебного года, в работу по развитию слухового восприятия следует включать материал программы данного года обучения, а также материал программы предыдущих лет.

Материал по развитию слухового восприятия на индивидуальных и фронтальных занятиях планируется на учебную четверть или полугодие, на каждое занятие, с учетом возможностей каждого ученика. В планах отмечается усвоение детьми программного материала. Педагог ведет индивидуальный учет «слухового словаря» (речевой материал, различаемый на слух), который дети постепенно накапливают в процессе работы по развитию слухового восприятия.

1.Выработка реакции на голос разговорной громкости у ушной раковины (с аппаратом и без аппарата) (с движениями и голосовой реакцией).

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) слов по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи» при выборе из двух.

Словарь: мяч, мишка, собака, лук, морковь, капуста, яблоко, банан, груша, ручка, книга, тетрадь, возьми, спасибо

2. поручения типа: Возьми книгу (яблоко, шапку). Дай тетрадь (мяч, книгу). Встань. Сядь.

Словарь: мяч, мишка, собака, зайка, самолет, кукла, лук, морковь, капуста, огурец, помидор, яблоко, банан, груша, ручка, книга, бумага, туфли, кофта, шапка, платье

1.слова по темам: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Учебные вещи», «Одежда» при выборе из двух-трех, трех-четырех

Словарь: мяч, зайка, самолет, кукла, машина, яблоко, груша, банан, огурец, капуста, лук, шапка, туфли, кофта, платье, пальто, сапоги

2. слова, словосочетания, короткие фразы по теме: «Времена года».

Осень. Солнце. Облака. Ветер. Листья жёлтые, красные.

Словарь: осень, красные листья, жёлтые листья, ветер, дождь, снег, небо, солнце

3. поручения типа: Возьми книгу (яблоко, куклу). Дай тетрадь (книгу, конфету). Положи ручку (карандаш) Встань. Сядь.

Словарь: книга, ручка, тетрадь, мяч, зайка, самолет, кукла, машина, яблоко, груша, банан, огурец, капуста, лук, шапка, туфли, кофта, платье, пальто, сапоги

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы):

1.слова по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Продукты питания», «Мебель» при выборе из двух-трех, трех-четырех

Словарь: кошка, собака, корова, лошадь, лиса, заяц, волк, медведь, бежит, сидит, лежит, ест, прыгает, спит, хлеб, булка, печенье, конфета, сыр, колбаса, шкаф, стол, стул, кровать

2.поручения типа: Возьми книгу (мяч, карандаш). Дай тетрадь (тетрадь, ручку, мишку). Положи шапку. Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь). Попроси ручку (книгу).

Словарь: возьми …, я взял …, дай …, на …, положи …, я положил …, вытри …, я вытер …, открой …, я открыл …, закрой …, я закрыл …, попроси …, дай(те) …,

3.предложения типа: Мальчик рисует. Мама спит. Девочка играет. Кошка ест.

Словарь: мама, папа, мальчик, девочка, Коля (Лиза, …), рисует, пишет, играет, ест, спит

1.Речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Какая сегодня погода? Сегодня светит солнце? Какие листья на деревьях? Покажи жёлтый лист. Нарисуй красный лист.

Сейчас осень. Светит солнце. Дует ветер. Листья жёлтые, красные.

Словарь: осень, зима, ветер, дождь, снег, дует, холодно, тепло, светит солнце, идет дождь, идет снег

2. Речевой материал по теме: «Я и моя семья».

Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Как зовут маму? Как зовут папу?

Меня зовут Коля. Моя фамилия Петров. Мне девять лет. Вот мама. Вот папа. Папа читает. Мама стирает.

Словарь: меня зовут, мама, папа, мне … лет, читает, стирает, варит, вяжет, спит, ест

3. Предложения типа: Мама стирает. Мама стирает платье. Папа читает книгу. Бабушка вяжет. Бабушка вяжет шарф. Мальчик играет. Девочка поливает цветы. Идет дождь. Светит солнце.

Словарь: пишет, читает, вытирает, поливает, рисует, лепит, играет, стирает, варит, вяжет, идет, светит, платье, шарф, юбка, кофта, брюки, цветы

1.Речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе»

Какая сегодня (зимой, весной) погода? Покажи снег (солнце, санки, лыжи, птиц, траву, цветы, ручей)

Вот зима. Мальчик катается на санках. Девочка катается на лыжах. Весело.

Вот весна. Светит солнце. Тает снег. Птицы. Трава. Цветы. Дети играют.

Словарь: зима, весна, белый снег, катаются на санках, на лыжах, снег тает, ручьи, птицы, цветы, трава, тепло, светит солнце

2. Речевой материал по теме: «Школа»

Как тебя зовут? Как зовут ребят? Покажи шкаф (стол, стул, книгу, ручку, альбом, …). Вытри доску (парту, стол, стул).

Вот третий класс. Тут Коля, Анжела, Лиза, Дима.

Вот класс. Это шкаф, стол, парта, стул.

Словарь: имена детей, третий класс, парта, стол, стул, спальня, столовая, шкаф, доска, названия уроков

3. поручения типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, альбом). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь). Положи ручку. Напиши слова (рассказ, …). Нарисуй 3 круга (пять квадратов, два яблока, …).

Словарь: я взял книгу (ручку, альбом, …), я вытер …, я открыл, я закрыл, я положил, нарисовал, написал, три круга, два …, пять …

Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы)

1.речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Сейчас осень. Идет дождь. Лужи. Грязно. Листья жёлтые, красные. Листья падают на землю.

Словарь: осень, красные, жёлтые листья, падают на землю, лужи, грязно, пасмурная, солнечная

2. речевой материал по теме: «Школа»

Как зовут ребят? Как зовут учителя (воспитателя)? Дай ручку (книгу, …). Возьми карандаш (…). Положи альбом (…). Попроси тетрадь (…). Покажи краски (пластилин, кисточку, …). Нарисуй … Напиши … Реши примеры (задачу).

Словарь: класс, краски, пластилин, кисточка, примеры, задача, учитель, воспитатель, учителя зовут …, воспитателя зовут …,урок, занятие, дежурный, вытер доску

Что делает мама?

Мама моет посуду.

Словарь: имя ребенка, мама, папа, бабушка, дедушка, дом, семья, моет посуду

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы), речевой материал по теме: «Столовая»

Это столовая. Вот тарелка, ложка, вилка. Девочка ест суп. Мальчик ест кашу.

Словарь: ложка, вилка, тарелка, кружка, суп, каша, рыба, мясо, чай, сок, компот, кофе, завтрак, обед, ужин, ешь, пей, возьми, дай

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух, поручений типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, пластилин). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь).

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы), речевой материал по теме: «Я и моя семья»

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Сезонные изменения в природе».

Наступила осень. Красные, жёлтые листья опадают на землю. Небо серое. Дует ветер. Идет дождь. Грязно. Лужи.

Словарь: осень, зима, красные, жёлтые листья, опадают, лужи, грязь, пасмурная, солнечная, холодно, тепло, ветер, дождь, холодный ветер, голубое небо, серое небо, светит солнце, идет дождь

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Школа»

Я учусь в пятом классе. Это учитель. Это воспитатель. Коля дежурный. Коля вытер доску.

Словарь: пятый класс, учитель, воспитатель, урок, занятие, дежурный, вытер доску

Словарь: имя ребенка, мама, папа, бабушка, дедушка, дом, семья, вот …

1.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Столовая»

Словарь: ложка, вилка, тарелка, чашка, суп, каша, рыба, мясо, чай, сок, компот, кофе, завтрак, обед, ужин, ешь, пей, возьми, дай

2.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух поручений типа: Возьми книгу (мяч, альбом). Дай тетрадь (карандаш, ручку, пластилин). Вытри доску (стол, руки). Открой книгу (дверь). Закрой книгу (дверь).

3.Восприятие на слухо-зрительной основе, а затем на слух (с опорой на таблички, картинки, предметы) речевой материал по теме: «Я и моя семья»

Словарь: мама …, папа …, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, собака, кошка, меня зовут …

Формирование произносительных навыков у глухих детей со сложными нарушениями в развитии происходит на базе их развивающегося слуха с опорой на слухо-зрительное восприятие.

Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения.

Формирование произносительных навыков обучающихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры). Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях.

В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод. На индивидуальных и фронтальных занятиях, на общеобразовательных уроках и во внеурочное время широко используется фонетическая ритмика.

Содержанием специального обучения произношению включает ряд разделов работы.

Речевое дыхание. Формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.

Голос. Формирование навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.

Звуки и их сочетания. Формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи.

Работа над словом. Эта работа предполагает формирование у обучающихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

Работа над фразой. Формирование у обучающихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы).

Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Это значит, что первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров. Первый концентр это семнадцать основных звуков, которые и составляют сокращенную систему фонем: гласные А, О, У, Э, И и согласных П, Т, К, Ф, С, Ш, Х, В, М, Н, Л, Р.

Начиная с первого класса, ведется систематическая работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития обучающегося.

Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей (голосовые реакции, элементы слова, короткие слова)

Воспроизводение звукоподражания, лепетные и полные слова, которые могут произноситься точно (папа, ам-ам), приближенно, с использованием звуковых замен (В как Ф, бо-бо, как по-п, дом как том), усеченно (ту-ту как у-у, пока как паа)

Побуждение к воспроизведению фразы из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражаний)

Обучение выполнению различных, крупных и мелких движений руками одновременно с педагогом, включая движения фонетической ритмики

Формирование длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова

Формирование умений воспроизводить в речевом материале звуки: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, l , р, заменять остальные звуки регламентированными субститутами

Формирование у детей потребности в устном общении.

Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей (голосовые реакции, элементы слова, слова, короткие фразы)

Побуждать к воспроизведению фразы из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражаний)

Формирование длительного выдоха. Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звуков, типа папа… до 6-8 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков, типа саса до 3-6 слогов

Формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра

Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)

Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен)

Побуждение детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей

Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 8-10 слогов

Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя и самостоятельно)

Выделение ударного слога в двусложных, трехсложных словах (с помощью учителя)

Формирование умений произносить короткие фразы (из 2-3 слов)

Использование в речевом общении

Воспроизведение слова (точно или приближенно)

Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, слитно воспроизводить слогосочетания, слова, короткие фразы

Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра.

Выделение ударного слога в словах (под контролем учителя по графическому знаку и самостоятельно)

Формирование умений воспроизводить в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр, а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю)

Закрепление правильного произношения звуков в слогах, словах и коротких фразах

Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитности и пауз (по подражанию учителю и самостоятельно), краткого и долгого произнесения гласных звуков.

Продолжение работы по формированию навыка устного общения

Воспроизведение слова точно или приближенно на уровне их произносительных возможностей

Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра

Дифференцированно воспроизводить в речи звуки, родственные по артикуляции: гласные а – э, и – э, а – о, о – у, и – ы; согласные м-п, т-н, ф-в, с-ш, т-л, л-н, к-х

Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующее выражение лица, позы, пластики) (по подражанию учителю и самостоятельно)

Полный текст материала Программа "Развитие речевого слуха у детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость)" смотрите в скачиваемом файле.

pedsovet.su

Программа для глухих детей с умственной отсталостью

Баряева Л. Б., Бойков Д. И., Липакова В. И. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пропись в 3 частях. Бгажноковой. Ее содержание должно учитываться специалистами дополнительного обучения (если они имеются).. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник.

Для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б.

Женские профессии» , «Грибы».. Составитель — коллектив НИИ дефектологии АПН СССР. Москва 1. 98. 3. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза).

Альбом включает как классические разработки, так и..

Баряева, Д.И. Бойков — СПб.: ЦДК проф. Отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной У детей с умеренной умственной отсталостью нарушены эмоционально – волевая. Баряевой.- 2001 Методические рекомендации к учебному плану обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Развитие речи и Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ для 5 года обучения. Ярославцева Галина Ивановна.

Программное обеспечение процесса обучения детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Подробности. Родительская категория: Методическая поддержка. Нояб. 20. 11. Опубликовано 3. Просмотров: 8. 68. В крае на сегодняшний день на базе специальных (коррекционных) школ- интернатов функционируют классы (группы) для детей со сложной структурой дефекта, часть таких детей находится на домашнем обучении.

Основная масса детей, с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью воспитывается в домах- интернатах VIII вида (п. Берёзовка г. Хабаровска, г.

В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, с той категорией детей, на которых стояла печать «необучаемые». Опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям с данным видом патологии подтвердили, что каждый человек имеет право получить образование и воспитание. На протяжении многих лет (до середины 9. ХХ века) в систему специального образования были включены фактически лишь дети с легкой умственной отсталостью (диагноз «олигофрения в степени дебильности»). В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени.

Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии стала организация в специальной (коррекционной) школе классов для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1. Большинство учащихся этих классов имеют умеренную или тяжелую умственную отсталость в сочетании с другими тяжелыми нарушениями развития. Особенности организации учебно- воспитательной работы с данной категорией детей регламентированы Письмом Министерства образования РФ от 0. Тем самым сделан решающий вклад в организацию специального образования детей с выраженными степенями умственной отсталости и, следовательно, поставлены вопросы уточнения организации и определения содержания их обучения. Эти вопросы получили следующее решение. Включение в систему специального образования детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью закрепило за ними право на получение образования, которое «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребёнка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребёнка» (статья 2.

Конвенции о правах ребёнка, ратифицированной РФ 1. Длительное время в России дети с глубокой умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Постоянно возрастающий интерес к проблеме помощи детям с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности, включение их в систему специального образования дали толчок научным исследованиям в этой области, поиска новых организационных форм образования этих детей, созданию инновационных программ их обучения. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия их потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.

В. Баряева, С. М. Виноградов, М. Л.

Рабинович). Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно- полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально- технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения. В настоящее время для системы социального обеспечения остаются действующими программы социальной адаптации детей с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских домах- интернатах и психоневрологических интернатах, разработанные ЦИЭТИН (Центральный научно- исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) (Москва, 1.

Они включают следующие разделы: — Чтение и письмо. К программам приложен учебный план. В объяснительных записках даны некоторые методические рекомендации, выделены основные задачи, очерчена этапность работы, указаны некоторые эффективные методы. Следует отметить, что любая программа предполагает определённую систему работы, которая согласуется с требованиями общества, то есть, с определённым социальным заказом. С момента выхода вышеназванных программ в обществе произошли серьёзные социально- экономические и политические перемены.

Изменилась политика государства в образовании, в частности и в отношении к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Процессы гуманизации образования, породившие интеграцию в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями, расширили спектр оказания им помощи, раскрыли границы закрытых учреждений для этих детей. Анализ данных программ показал не только их морально устаревшее содержание, но и наличие пробелов в программном обеспечении.

Творческой группой Дальневосточной государственной социально- гуманитарной академии» (ДВГСГА) под руководством Н. В. Лагуновой в 2. ЦИЭТИНом, и на их основе составлен сборник программ для обучения детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью (Образовательная программа для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях дома- интерната /Автор- составитель: Н. В. Ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно- воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное). Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. Система коррекционно- воспитательной работы данной программы включает в себя три основных этапа. На первом этапе ставится задача выработать у детей дошкольного возраста (от 4 до 8 лет) санитарно- гигиенические навыки, развить моторику, предметно- практическую и игровую деятельность, умение координировать движения.

Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, по специальной программе осуществляется подготовка детей к школьному обучению. На втором этапе у воспитанников (в возрасте с 8 до 1. Их обучают счёту и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи.

Большое внимание уделяется привитию детям хозяйственно- бытовых и социальных навыков. На третьем этапе, задачей которого является социально- трудовая адаптация воспитанников, обучением охватываются воспитанники в возрасте 1. В это время усиливается их трудовая подготовка.

В учебно- производственных мастерских подростки изготавливают различные изделия из бумаги и картона, занимаются сборочными работами, шитьём и пр. Большая роль в этот период отводится социальной ориентации воспитанников, т. В ходе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, в транспорте, учреждениях бытового обслуживания, что даёт возможность этим лицам в определённой степени приспособиться к жизни. Сроки освоения образовательных программ для таких детей определяются индивидуальными возможностями конкретного ребёнка, но составляют не более 1. При необходимости в школе может быть открыт подготовительный класс, который комплектуется из числа детей, не прошедших организованное дошкольное обучение, с целью изучения возможностей учащихся, а также их подготовленности к школьному обучению.

В I – IV классах формирование знаний об окружающем мире сочетается с развитием речи учащихся, обучением грамоте, счету, а также с привитием навыков самообслуживания, ручного труда. В V – IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и начинается трудовая подготовка учащихся. Начало учебного года в таких классах, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока в подготовительном классе – 3. I классе – 3. 5 — 4. II – IX – 4. 5 минут. Все дополнительные и индивидуальные групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня.

Учащийся с тяжелой умственной отсталостью не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения какого- либо общеобразовательного курса или трудовых навыков его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.). Школе следует опираться не на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т. Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умения учащихся. В сборнике программ представлены возможные уровни достижения в области того или иного предмета, т. Оценивается различная сумма знаний в устном, письменном, практическом плане как «верная» или «неверная», а по способу их применения – как «достаточно усвоенная».

При организации и оценке знаний детей с выраженной умственной отсталостью следует исходить от достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, т.

codeserogon.weebly.com

Адаптированная образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью 7 класс

Данная программа разработана для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 7 класс.

Просмотр содержимого документа

«Адаптированная образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью 7 класс»

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Мир растений, Мир животных, письмо, чтение, математика,

изобразительное искусство, ремесло.

«Мир растений», «Мир животных».

Ведущее значение для развития высших психических функций приобретает развитие речи. В общении ребенка, как с взрослыми, так и со сверстниками проявляются аффективные и интеллектуальные компоненты, которые в совокупности составляют основу его личности. Характеристика процесса речевого развития умственно отсталых детей, которых обучают языку как средству общения,- неотъемлемая часть их личностного развития.

Данный предмет способствует познанию окружающего мира учащихся с умеренной умственной отсталостью. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием детей, в общем, и речевом развитии. Занятия рассматриваются как коррекционные.

Цель предмета: Исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Предмет решает ряд задач, которые способствуют коррекции мышления.

1.Формирование элементарных представлений и понятий.

2.Обучение участию в беседах на различные темы, связанные с жизнью детей.

3.Упражнение в более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

В связи с расширением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас, при организации беседы усвоенные слова включаются в речь.

Основным методом обучения является беседа. Речевой деятельностью руководит учитель. Он исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях, наблюдать, называть предметы, характеризовать их по цвету, размеру, вкусу и запаху, классифицировать по образцу, показу и словесной инструкции. При формулировании ответов на вопросы у учащихся формируется умение правильно строить предложения, передавать содержание простейших сказок, составлять рассказ по серии сюжетных картинок с опорой на вопросы учителя, по опорным словам и иллюстративный материал.

Занятия развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Дети от простого подражания речевым действиям взрослого и частых высказываний различной модальности, благодаря специально выработанным навыкам слушания, говорения поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими, через язык перестраивается все их сознание.

«Мир животных» 1 час в неделю.

Группировка предметов по определенным признакам: по цвету, величине, форме, материалу; обозначение признаков предметов.

Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам, касающихся наблюдений учащихся в связи с трудом, просмотренных телепередач, об увиденном по дороге в школу и из школы и т.д.

Последовательный рассказ о выполненном поручении или законченном трудовом процессе, об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя).

Составление простых предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам (сюжетным, по серии), по вопросам учителя, по опорным словам. Распространение предложений с помощью определений и дополнений с использованием вопросов.

Составление коротких рассказов с опорой на вопросы учителя и иллюстративного материала.

Участие в инсценировках и драматизациях.

Участие в праздниках класса и школы.

Умение правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных, простых предложений.

Сезонные изменения в природе. Погода: высота солнца в разное время суток. Признаки лета: теплый летний дождь, жаркая погода, яркое солнце. Называние летних месяцев. Труд людей летом. Детские забавы. Признаки осени: ранняя, золотая, поздняя. Названия осенних месяцев. Труд людей. Признаки зимы: снежная, теплая, малоснежная, холодная. Труд людей. Забавы детей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: ранняя, поздняя. Труд людей. Забавы детей. Название весенних месяцев.

Овощи. Свекла, редис. Внешний вид, вкус. Употребление в пищу.

Ягоды. Рябина, калина. Цвет, форма, вкус. Сравнение по окраске, форме, запаху, цвету. Различение. Где растут.

Цветы. Роза, георгин. Название, распознавание.

Раннецветущие растения. Подснежник, ветреница, фиалка и др. Наблюдения за появлением первых цветов. Название, распознавание.

Комнатные растения. Алоэ. Название, распознавание. Польза данного растения для человека. Сравнение комнатных растений и дикорастущих.

Грибы. Подберезовик, лисичка, сыроежка. Название, различение.

Деревья. Ель, береза, сосна, тополь, дуб, клен. Различение. Название.

Растения. Деревья, кустарники, травы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Свинья, овца. Особенности внешнего строения. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь, белка, волк, заяц, лиса. Сходство и различие по внешнему виду. Подготовка диких животных к зиме. Жизнь диких животных зимой и летом.

Дикие птицы. Снегирь, дятел. Внешний вид. Место обитания. Польза, приносимая птицами. Забота о птицах.

Насекомые. Паук, майский жук. Название. Внешний вид, различение.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем питаются. Уход за рыбами в аквариуме.

Животные (обобщение): звери, птицы, рыбы, насекомые.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Фиксирование в календаре природы. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда.

Экскурсии в огород, в сад, в парк или лес, к водоему.

Практические работы по посеву семян свеклы и редиса в ящик. Наблюдение за их ростом и развитием. Уход за рыбками в аквариуме.

«Мир растений» 1 час в неделю.

Общее кол-во часов

Сезонные изменения в природе

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Группировать предметы по определенным признакам: цвету, величине, форме, материалу; обозначать признаки предметов.

Дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

Связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам, касающимся наблюдений учащихся в связи с трудом, просмотром телепередач, об увиденном по дороге в школу и из школы и т.д.

Рассказать о выполненном поручении или законченном трудовом процессе, об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя).

Составлять простые предложения на основе демонстрируемых действий, по картинкам (сюжетным, серии картинок), по вопросам учителя, по опорным словам.

Распространять предложения с помощью определений и дополнений с использованием вопросов.

Составлять короткие рассказы с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.

Правильно употреблять в разговорной речи форм знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных, простых предложений.

Участвовать в инсценировках и драматизациях.

Участвовать в праздниках класса и школы.

Группировать предметы по: цвету, величине, форме, материалу; обозначать

Дополнять высказывания собеседников.

Отвечать по затрагиваемым

в беседе вопросам.

Составлять простые предложения по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.

ЧТЕНИЕ и ПИСЬМО.

Уроки Письмо и Чтение предусматривают большую пропедевтическую работу. Обучение чтению и письму делится на добукварный и букварный период. Должное место в работе уделяется коррекционным мероприятиям, направленным на сглаживание имеющихся недостатков.

В этот период решаются следующие задачи обучения чтению и письму.

Развить и активизировать правильную речь.

Способствовать накоплению активного и пассивного словаря детей и уточнению смыслового значения слов.

Учить усвоению соответствующих звуков, выделять, различать их и правильно произносить.

Учить чтению слоговых структур и слов, состоящих из усвоенных слогов, на основе тщательного звукового анализа и синтеза.

Учить письму букв, слов и коротких предложений, составленных из разрезной азбуки, с печатных карточек, соотнесению рукописных и печатных букв, списыванию с классной доски, с прописей и учебника, письму под диктовку с предварительным звукобуквенным анализом.

В работе широко используются дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому и слитному чтению, много работают с разрезной азбукой, различными таблицами.

Учитель сочетает элементы игры с обучением, строго дозирует материал и обязательно повторяет пройденный материал путем большого количества разнообразных упражнений для закрепления знаний и навыков. Благодаря специально выработанным навыкам слушания, говорения, чтения, письма, учащиеся поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими, через язык перестраивается их сознание.

Прежде чем знакомить с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Освоение слоговых структур и упражнений в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должно проводится на основе тщательного звукового анализа и синтеза.

Не владеющие речью дети научится читать, и писать за один год не могут, они занимаются по индивидуальному плану. Эти дети приобретают элементарные навыки речевого общения, с ними ведется работа по расширению пассивного словаря, они узнают и запоминают отдельные буквы и находят их по просьбе учителя, по возможности произносят. Они осваивают тетрадь, выполняют обводку элементов букв.

Умения и навыки

Членение речи на предложения, предложений на слова, слова на слоги. Употребление в речи учащегося слов «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Различение звуков на слух и в собственном произношении, установление их последовательности в словах.

Анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов.

Плавное чтение по слогам слов, предложений, коротких текстов.

Переход к чтению целыми словами простых слов, словосочетаний.

Пересказ прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ц, ч.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов со стечением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов, книжек малышек.

Переход к слитному чтению простых слов, словосочетаний.

Наименование темы, разделы, блоки, модули

Повторение пройденных букв

Делить речь на предложения, предложений на слова, слов на слоги.

Употреблять в речи слов «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Различать звуки на слух и в собственном произношении, установление их последовательности в словах и слогах.

Анализировать слова по звуковому составу и составлять их из букв и слогов.

Плавно читать по слогам слов, предложений и коротких текстов.

Перейти к чтению целыми словами простых слов, словосочетаний.

Пересказать прочитанный текст по вопросам учителя и самостоятельно.

Делить речь на предложения, предложений на слова, слова на слоги.

Составлять слова из букв и слогов.

Плавное чтение по слогам слов, предложений и коротких текстов.

Чтение целыми словами

текст по вопросам учителя.

Умения и навыки.

Написание строчных и прописных букв.

Списывание слогов, слов, предложений, коротких текстов с доски, таблиц, букваря и карточек.

Работа с деформированным текстом: вставка пропущенной буквы, слога, дописывание целого слова с опорой на картинку.

Запись под диктовку слогов, слов, предложений, коротких текстов.

Практическое различение согласных и гласных звуков и букв.

Умение писать имена и фамилии людей с большой буквы.

Умение писать предложения с большой буквы, ставить точку в конце.

Не ошибиться при письме слов со слогами ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Усвоение рукописного начертания изучаемых прописных и строчных букв: Ее, Цц, Чч.

Списывание пропущенной буквы, слога в словах с опорой на наглядность при списывании с доски, с книги.

Дописывание целого слова с опорой на наглядность.

Составление подписей под предметной картинкой, составление фразы под сюжетной картинкой. Работа с кассой.

Самостоятельное составление из букв, слогов, слов и предложений с последующей записью.

Письмо под диктовку слогов, слов, предложений и коротких текстов с предварительным анализом.

Повторение изученных элементов букв ш, ы, л, н.

Строчная и прописная буква Р

Строчная и прописная буква К.

Строчная и прописная буква П.

Строчная и прописная буква Т.

Строчная и прописная буква И

Строчная и прописная буква З.

Строчная и прописная буква В.

Строчная и прописная буква Ж.

Строчная и прописная буква Б.

Строчная и прописная буква Г.

Строчная и прописная буква Д.

.Буква Й согласная

Строчная и прописная буква Е

Строчная и прописная буква. Ё

Строчная и прописная буква Я

Строчная и прописная буква Ю.

Строчная и прописная буква Ц.

Строчная и прописная буква Ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.99

Учащиеся должны уметь:

Написать строчные и прописные буквы. (Ее, Ёё, Цц, Чч).

Списывать слоги, слова, предложения с таблиц, классной доски, с букваря и карточек.

Работать с деформированным текстом: вставлять пропущенную букву, слог, дописывать целое слово с опорой на картинку.

Писать предложения с большой буквы, ставить точку в конце.

Писать большую букву в именах людей.

Записывать под диктовку слоги, слова, предложения, короткие тексты.

Правильно писать слова со слогами ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Написать строчные и

Списывать слоги, слова, предложения

Списывать слоги, слова, предложения с доски.

букву, слог, дописывать

целое слово с опорой на

Писать слова со слогами

Писать большую букву в

Записывать под диктовку

слоги, слова, предложения, короткие тексты.

МАТЕМАТИКА (3 часа в неделю).

У детей с умеренной умственной отсталостью наибольшие трудности возникают при обучении счету. Подлинного понятия о числе и о составе числа создать у этих учащихся не удается. В основном они лишь механически заучивают порядковый счет. С большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к отвлеченному счету для них недоступен. Им доступны задачи на наглядном материале в пределах 10 в одно действие. Однако в бытовых ситуациях они в состоянии выполнять примитивные денежные операции, пользоваться монетами (купить билет в транспорте, сделать мелкую покупку в магазине, в киоске).

Обучать, возможно, счету лишь на наглядной практической основе. Под руководством учителя могут выполнить практические манипуляции с такими конкретными предметами, как карандаши, тетради, книги, палочки и т.п., и лишь затем произведенные действия оформляются в словах и цифрах.

Содержание учебного материала должно быть простым и понятным, взятым из ближайшего окружения детей и непосредственной детской деятельности. На уроках необходимо использовать разнообразное количество дидактических материалов: классные счеты, цифровые и монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счетный раздаточный материал.

Основной задачей обучения математике является пробуждение интереса к математике, через занимательные игры, упражнения, создание увлекательных ситуаций для детей.

Программа предусматривает большой пропедевтический период. В это время даются и уточняются понятия: о величине, количестве, пространстве, времени, слова и понятия, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, стало, вместе, прибавить, отнять. Дети оперируют раздаточным материалом, пользуются наглядными пособиями, тетрадью.

Индивидуальные различия детей могут быть довольно значительными. Отдельные дети испытывают большие трудности в овладении счетом на всем протяжении обучения. Они могут показать большой и маленький предметы, различают группы много и мало, выделяют правильно один предмет.

Необходимо проверять знания учащихся в практической деятельности с предложенными предметами, в дидактических играх. Основные методы работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью такие же, как предназначенные для работы с дошкольниками.

Основная форма организации процесса обучения математике является урок. Ведущая форма — дифференцированный и индивидуальный подход. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений, который доступен большинству учащихся

За время обучения в 1-4 классах учащиеся должны овладеть знаниями и умениями оперировать числами в пределах 10 с помощью конкретных предметов,

устной и письменной нумерацией в пределах 10,

образованием и записью чисел первого десятка,

счетом прямым и обратным,

работой со счетами,

сравнением чисел по величине,

решением примеров и задач в пределах 10 на конкретном материале на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,

записью действий задач с наименованием;

различением элементарного геометрического материала – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Умения и навыки.

Повторение нумерации в пределах 10.

Десяток – новая счетная единица. Образование чисел второго десятка как результат счета, их запись.

Десятичный состав числа. Единицы, десятки, их место в числе.

Разложение числа на десятки и единицы и составление числа из десятков и единиц.

Порядковый счет до 13 и обратно.

Присчитывание и отсчитывание по единице. Счет от заданного числа до заданного.

Счет двойками, пятерками.

Сравнение предметных множеств и чисел по величине и чисел по их месту в числовом ряду. Выделение большего и меньшего числа.

Числа однозначные и двузначные (умение узнать, назвать и дать определение)

Работа со счетами, счетной линейкой (от 1 до 20).

Повторение сложения и вычитания в пределах 10. Таблица сложения и вычитания в пределах 10 по возможности.

Сложение и вычитание в пределах 13 на конкретном материале.

Решение примеров в 1 действие без перехода и с переходом через разряд.

Сложение и вычитание с 0.

Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка. На уменьшение и увеличение числа на несколько единиц в 1 или 2 вопроса (по возможности).

Оформление задачи: запись слов задача, ответ, запись решения задачи с наименованиями, пояснительным словом и кратким ответом.

Понятия: моложе – старше. Решение задач с данными понятиями.

Мера времени: год – 12 месяцев. Называние месяцев, их последовательность; сутки.

Геометрический материал: Построение отрезка с помощью линейки определенной длины.

Построение прямоугольника по опорным точкам с помощью линейки.

Построение треугольника по опорным точкам с помощью линейки.

multiurok.ru