Симптомы

Семья как источник стресса

22.07.2018

Конфликт – источник стресса

В этой статье: ситуация конфликтного взаимодействия как источник стресса (социальная ситуация конфликта; конфликтоустойчивость как важная способность человека организовывать собственное поведение; роль навыков ассертивного поведения в конфликтной ситуации).

Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях. (К. Лоренс)

Дополнительным источником стрессовых ситуаций являются конфликты, которые окружают нас в повседневной жизни. Правильное управление конфликтами не только снижает вероятность возникновения негативных эмоций и деструктивного внутреннего состояния, но и способствует повышению эффективности собственной деятельности (конструктивное разрешение конфликта может служить и источником развития). Неэффективность поведения большинства людей в конфликтных ситуациях чаще всего объясняется их неумением выбрать правильную стратегию поведения. Наши представления о конфликте и отношение к нему формируются в детстве под влиянием семьи и ее традиций и других элементов социального окружения.

Набор стратегий поведения в конфликте можно представить в виде следующей схемы, одна ось которой отражает уровень настойчивости, а вторая – заботу об отношениях. Стратегии поведения в ситуации конфликтного взаимодействия предполагают:

Конфронтацию (прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликтов).

Избежание – уход от борьбы, попытка представить ситуацию так, как будто конфликта вовсе нет.

Приспособление – признание поражения ради сохранения отношений (уступка).

Компромисс – обмен уступками для достижения приемлемого соглашения.

Сотрудничество – совместная работа сторон для обоюдного удовлетворения интересов.

Иногда, для достижения своих целей человек, при недостатке объективных ресурсов, в конфликтной ситуации способен прибегнуть к т.н. косвенному давлению или манипуляции. Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Манипулятор побеждает не силой, а хитростью и выдержкой. Его задача — принудить человека сделать что-то нужное, но так, чтобы человеку казалось, что он сам решил это сделать, причем принял это решение не под угрозой наказания, а по своей доброй воле. Выбор той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации зависит как от личностных особенностей человека, от его глубинных установок, так и от наличия объективных ресурсов. Важной характеристикой личности человека, оказавшегося в ситуации конфликтного взаимодействия является конфликтоустойчивость. Она включает в себя несколько компонентов (о некоторых из них мы уже говорили).

СОСТАВЛЯЮЩИЕ (КОМПОНЕНТЫ) КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ.

* Терпимость к чужому мнению, несогласию с другими;

www.your-mind.ru

Школа как источник стресса

Статью можно было бы назвать и «Жизнь как источник стресса», ведь стресс — это нормальная реакция организма. Но у детей правильные механизмы этой реакции ещё не сложились.

Словом «стресс» частенько злоупотребляют, используя его к месту и не к месту. Чуть испортилось настроение — «у меня стресс»; неудачный день и всё валится из рук — «не знаю, стресс, наверное». Жонглирование этим термином и его постоянное муссирование в СМИ приводит к обратному эффекту — мы перестаём к нему относиться серьёзно, воспринимая порой важные тревожные звоночки от близких людей за недостойное внимания нытьё.

Совсем недавно мы писали про экзаменационный стресс. В одном из комментариев мы получили отклик выпускницы, полный отчаяния:

За 11 класс похудела на 10 кг, во время экзаменов ещё на 4,

2 недели лежала в реанимации, потом почти пол-лета в разных больницах, в т.ч. в психиатрической, до сих пор лечусь 🙁

То, о чём написала эта девушка — и есть сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся истощением нервной системы, и вызван он неспособностью контролировать свою реакцию на запросы социальной среды.

Жизнь человека в целом состоит из череды переходов из состояния стабильности в состояние кризиса. Это совершенно нормальный ход событий, тем не менее, неизменно вызывающий у нашего организма определённую реакцию, даже если особо важные/неприятные/ответственные события предсказуемы.

Вы каждый день ездите в автомобиле на работу и точно знаете, в каком месте города встанете в пробку, и всё равно нервничаете, когда в ней оказываетесь. Вы прекрасно осведомлены о том, в какой день вам сдавать отчёт, но с приближением дедлайна не можете не переживать. Каждый школьник знает дату контрольной или экзамена, но подготовка к ним, вопросы родителей, напоминания учителей создают дополнительное нервное напряжение. На фоне завышенных запросов от внешней среды — неважно, реальны эти запросы или лишь так воспринимаются психикой, загнанной в угол реакцией тревоги — и могут дать сбой адаптационные механизмы.

Французские школьники 1886 г.

Дети находятся в состоянии постоянной адаптации; в общем-то, как и взрослые, но адаптационные процессы у детей происходят гораздо интенсивнее. Как и их сбои. Задача ребёнка, вступившего в школьный возраст — продолжать осваивать систему межличностных воздействий и содержание человеческой культуры. Если выразить проблему достаточно прямолинейно и грубо, то, насколько успешно проходит это освоение и насколько благоприятная среда для этого создана, можно понять по тому, как происходит процесс адапатции и как проходят возрастные кризисы.

Иными словами: если ребёнок дезадаптирован, постоянно проявляет стрессовые реакции, в этом участвуют два основных фактора: первый — сама структура личности ребёнка, склонная к подобным реакциям; второй — внешняя среда, то и дело подбрасывающая неадекватно высокие запросы. И эти два фактора находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

А на какой из этих факторов для своего ребёнка способны оказать непосредственное влияние именно вы? Правильно, на атмосферу среды, которая его окружает.

О том, как следует действовать взрослому человеку, чтобы не создавать дополнительный источник стресса для ребёнка школьного возраста, нам ответиила семейный психолог Анна Девятка.

Личность развивается благодаря преодолению сложностей и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса, можно сказать, что стресс — это одна из ступенек взросления.

Поэтому, рассказывая про источники школьного стресса, мы обозначим позитивный прогноз преодоления ситуации и возможные действия взрослого человека.

Общая структура преодоления стрессовой ситуации выглядит так:

Независимо от возраста важна вера в себя и надежда на то, что вы справитесь;

Определение источника стресса;

Фантазия о том, какой результат хотите получить после преодоления ситуации;

Осознание, чего именно не хватает для успешного преодоления. Поиск этого ресурса;

Понимание, может ли ребёнок наработать опыт преодоления ситуации сам, или здесь нужна помощь взрослого. Иногда ребёнку достаточно эмоциональной поддержки от близких, а иногда взрослым необходимо включиться в ситуацию и решать её на уровне взрослый-взрослый, например, поговорить с педагогом.

После преодоления ситуации необходимо дать признание ребенку, закрепить его представление о том, что он смог успешно преодолеть сложность и теперь это его опыт в копилке успехов.

А теперь давайте подробнее разберем несколько классических источников школьного стресса.

Плачущий мальчик вернулся домой на обед.

1 ситуация: Адаптация в первом классе

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребёнка, но и у всей семьи – ведь раньше общиий ритм дня и недели подстраиивался под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает, как включить всё это в график работы взрослых. Можно сказать, что адаптацию к первому классу проходит вся семья.

К возможным стрессам нужно готовиться заранее, поэтому очень рекомендуется отдать будущего школьника ина подготовительные занятия именно в ту школу, где потом планируется обучение. И совсем замечательно, если ребёнок пойдёт в один класс со своим другом или подругой.

2 ситуация: Негативная социальная оценка или сверхпозитивная социальная оценка

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребёнку со стороны педагога. Как следствие, ребёнок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку — он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребёнок получит больше свободы выражать себя через обучение.

3 ситуация: Сложности в общении

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого — поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать — вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

4 ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс

Смена коллектива, места обучения и правил — всегда стрессовая ситуация. Ребёнку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить, и только после этого делать шаги к сближению.

Также важно понять, какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания.

На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Это 11 лет непрерывного развития, кризисных скачков, маленьких трагедий и побед. И для детей, и для родителей. Обе эти стороны будут 11 лет находиться в постоянном адаптационном периоде. И к нему нужно, как бы это ни звучало, учиться адаптироваться.

newtonew.com

Семья как источник психической травмы у ребенка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Педагогики и психологии»

«Основы психологии семьи и семейного консультирования»

СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У РЕБЕНКА

Тема данной курсовой работы семья как источник психической травмы у ребенка. Данную проблему в свое время изучали многие отечественные и западные психологи, педагоги и социологи, такие как Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни, З. Фрейд и др.

С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.

Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.

Целью работы является изучение детских психологических травм и их взаимосвязь с воспитанием ребенка в семье.

Объектом изучения выступает семья и ее роль в психическом развитии ребенка.

Предметом же данной работы, исходя из цели, становится семья как источник психической травмы у ребенка.

На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза, что психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:

Проанализировать теоретические источники по выбранной проблеме.

Выбрать методы и методики исследования.

Провести эмпирическое исследование.

Составить рекомендации по выявленным проблемам.

Представить выводы по итогам проведенной работы.

Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.

Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностический метод – тестирование. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.

Для исследования использовался рад методик, таких как – висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха, опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В., опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES 3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.

1. Влияние семьи на развитие психологической травмы

Понятие психической травмы

Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма – одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее – в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», т.е. проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций.

Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.

Психическая травма не всегда детерминирована внешними не благоприятными обстоятельствами или событиями. В школьном возрасте, особенно в подростковом, она созвучна тягостным, неразрешимым переживаниям и ущербности «я», не приспособленности и беззащитности, неприятию сверстниками и отличию от них по типу «я не такой, как все». Подобная транскрипция психической травмы характерна прежде всего для обсессивного невроза, в частности для дисморфофобий с ведущим навязчивым страхом изменения «я». Но даже и в этих случаях можно найти те или иные недостатки в воспитании, отклонения в личности родителей и отношениях в семье, влияющих, как и психическая травма, на происхождение внутреннего конфликта при неврозах.

Большинство работ психотерапевтического плана посвящены психической травме взрослого человека и работе с ней. Чрезвычайно мало работ, касающихся анализа психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста.

Специалисты, работающие в этой области, выделяют различные причины психической травматизации. Так, Е. Петрова выделяет следующие типы процесса травмирования:

травмы физического типа (ситуации, затрагивающие тело человека и его физический мир);

травмы нарциссического типа (зона отношений с другими людьми и формирования субъектности);

травмы, касающиеся системы социальных отношений. По содержанию травмирующие ситуации могут быть эпизодами социального или физического насилия, резкой смены жизненной ситуации, стихийных бедствий и прочего.

Наиболее понятны и чаще всего рассматриваются в медицинской практике ситуации внешнего воздействия на человека, в которых была затронута витальность. Это, например, пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и т.д.

Для ребенка дошкольного возраста существенно сохранение окружающей среды, Изменение окружения становится источником фрустрации, требует затраты душевных сил на адаптацию и может даже стать поводом для травмы. Это, например, эпизоды отделения от родителей и помещения в больницу, передача ребенка новому ухаживающему лицу и так далее. В сущности, любое изменение ситуации окружения в детстве является источником стресса.

Семья как фактор психологической травмы

Патогенная ситуация может возникнуть в самых различных взаимоотношениях человека: служебных, трудовых, учебных и т.д. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для человека. Отсюда их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловливается рядом обстоятельств:

1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени «принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и др.

2. Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизни семьи – все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т.е. у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.

3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.

Психические травмы семейной этиологии, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. В то же время сама длительность семейных отношений создает особенно благоприятные предпосылки для формирования психических травм, действующих длительно, повторяющихся часто и закономерно.

Особую значимость при анализе участия семьи в психической травматизации личности приобретают случаи, когда имеет место устойчивая патогенная ситуация, обусловленная всей совокупностью семейных отношений в данной семье. Индивид воспринимает семейную жизнь как в целом травматизирующую. Травматизирующее переживание становится результирующим отражением всех или значительного числа семейных обстоятельств. Такой индивид, например, испытывает чувство крайней неудовлетворенности семейной жизнью, и это чувство обусловлено и отсутствием общих интересов в сфере досуга, и неудачами в сфере межличностных отношений – удовлетворении потребностей в симпатии, уважении и т.д. Такое травматизирующее переживание обладает наибольшей длительностью, устойчивостью и, следовательно, неблагоприятным воздействием.

Обобщение литературных данных об участии семьи в этиологии различных нервно-психических расстройств показывает, что среди многочисленных семейно-обусловленных травматизирующих переживаний особо важную роль играют четыре вида состояний:

1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Патогенная семейная ситуация, обусловливающая возникновение данного переживания, – это резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями человека по отношению к семье и действительной жизнью семьи. Следствием этой патогенной ситуации является состояние фрустрации (осознаваемой или неосознаваемой). Фрустрация в соответствии с общепсихологическими закономерностями ее проявления порождает многочисленные последствия (в частности, обусловленные действием разнообразных защитных механизмов). Часть этих последствий при их достаточной выраженности и наличии определенных личностных особенностей приводит к различным психогенным заболеваниям.

2. «Семейная тревога». Специфические состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные, межсоседские отношения и т.п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность человека в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе; например, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении.

3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;

4. Состояние вины. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями человека могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является.

Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Большое значение в раскрытии природы этого состояния имеют работы И.П. Павлова. Основываясь на учении о высшей нервной деятельности, он выделил следующие источники перенапряжения:

– перенапряжение тормозного процесса,

– подвижности нервных процессов,

– столкновение противоположных процессов,

Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:

1. Создавая для человека ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения.

2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей. Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье, тем значительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы сдержать чувства фрустрации, раздражения, агрессии. В-третьих, это чувства, потребности, которые семья должна удовлетворять (индивид связывает удовлетворение таких потребностей именно с семьей), однако она в силу тех или иных обстоятельств этого не делает.

3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у человека. Семья может участвовать в создании конфликта потребностей у человека прежде всего постановкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на него ответственности за их разрешение.

Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство человека.

Семья как фактор, определяющий реакцию человека на психическую травму. До сих пор речь шла о случаях, когда семья оказывалась непосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на выявление такой связи направлены многочисленные исследования, изучающие взаимосвязь между неудовлетворенностью семьей, напряженностью в ней, наличием конфликтов, с одной стороны, и различными нервно-психическими расстройствами – с другой.

Между тем это лишь небольшая часть из всех путей, какими семья может участвовать в психической травматизации. Во-первых, семья – не единственный источник последней. Патогенные ситуации могут складываться и вне семьи. Однако это не значит, что семья в этом случае оказывается в стороне. Напротив, она может активно участвовать в процессе травматизации, определяя чувствительность человека к травме, его способность противостоять ей и выбор индивидом способа «переработки» ее. Все эти моменты, во-вторых, могут иметь место и тогда, когда семья является основным источником травматизирующего переживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и, в силу других своих особенностей, определяет чувствительность к травме и упомянутые особенности реагирования человека на нее.

Существует целый ряд путей, которыми семья может оказывать влияние на процесс травматизации. Рассмотрим некоторые из таких путей:

1. Семья как фактор сенсибилизации ее члена к психической травме. Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различное травматизирующее воздействие в зависимости от «почвы», т.е. личностных особенностей человека, определяющих его чувствительность к травме. Существует обратно пропорциональная зависимость между ранимостью нервной системы и массивностью психической травмы, необходимой для развития болезни. Чем ранимее нервная система, тем менее интенсивная травма приводит к нарушению ее деятельности. Это положение было распространено на взаимосвязь реакции и почвы в целом, выдвинута концепция континуума реакции – почвы, в соответствии с которой указанная связь между травматизирующим воздействием и почвой характерна для любого патологического процесса.

Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:

через формирование неспособности противостоять психической травме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует подростка. Однако оно делает его чувствительным по отношению к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее столкнется вне семьи. Точно так же гипоопека (скрытая безнадзорность) сама по себе не травмирует психику. Но при этом затрудняется формирование волевых качеств личности. Это сенсибилизирует ее, делает уязвимой, например для алкоголизации;

через воздействие на психическую сопротивляемость. Непереносимое нервно-психическое напряжение может не только быть фактором травматизации, но и ослабить способность человека сопротивляться самым различным психотравмирующим явлениям;

через формирование представления человека о патогенной ситуации и ее оценку. В.Н. Мясищев неоднократно указывал на огромное значение представления человека о патогенной ситуации и оценки им этой ситуации.

Семья играет важнейшую роль в формировании представления ее членов о самых различных сторонах действительности. В соответствии с этим могут складываться ситуации, когда представление человека о них, сформированное под преимущественным воздействием членов семьи, объективно оказывается травматизирующим. Так, для подростка с пограничной умственной отсталостью неудачи в учебе сами по себе не являются патогенной ситуацией. Однако они становятся таковыми в силу определенного отношения к этим неудачам всей семьи и особенно родителей, возлагавших на него какие-то надежды. Подросток принимает точку зрения семьи, и в силу этого ситуация приобретает психотравмирующие свойства.

2. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы («хронифицирующее», «аккумулирующее» действие семьи). Психическая травма может вызвать различные реакции как самого человека, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия. Они направлены на скорейшую ликвидацию психической травмы и ее последствий. В других случаях реакция может быть прямо противоположной. Она так или иначе стимулирует травму, утяжеляет ее, затрудняет ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма «хронифицируется», «закрепляется»; неблагоприятные ее последствия аккумулируются. Это проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей. Поэтому каждая новая травма «накладывается» на все предшествующие.

3. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия травме. Психическая травма ставит человека перед необходимостью как-то противодействовать ей. Индивид может избрать рациональные методы противодействия, защитные (вытеснение, проекция), деструктивные (инфантилизация, фиксация). Семья, как правило, играет большую роль в «выборе» способов реакции на травму:

через представления членов семьи о трудностях и «правильных», «достойных», «наиболее простых» путях их преодоления. Так, воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция» (кумир семьи) в семье, которая к тому же поощряет демонстративное поведение, предопределяет во многом способ реакции подростка на психическую травму. Это будет демонстративная реакция.

Таким образом, семья выступает в качестве важного источника психической травматизации. Это прежде всего непосредственное участие. Семья – один из наиболее значимых источников психогенных переживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации, в силу которых она определяет уязвимость своих членов по отношению к травме, длительность последствий травмы, ее устойчивость к терапевтическим воздействиям.

Воздействие психологического климата семьи на психику ребенка

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д.

Рождаясь ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходит вокруг него.

Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:

1. Детство – образ мира и родительские фигуры.

Отсутствие семейного воспитания или патологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье, непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей, воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могут привести к психологической травме.

– Комплекс сиротства. (Ощущение, что можно надеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.).

– Трудности в создании семьи, построении гармоничных семейных отношений.

– Трудности в религиозной жизни – неспособность принять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».

2. Подростково-юношеский возраст. Травма, связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности.

– Неприятие своего физического облика, неверие в свои силы и возможности.

– Нежелание и неумения контактировать с людьми, одиночество как результат этого – и новый источник неверия в себя.

– Неприятие своего пола; неадекватные полу сексуальные влечения.

– В религиозной жизни – уныние, отсутствие радости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи.

3. Взрослость. Травма, связанная с принятием реальности.

– Уход в грезы, ложные представления о жизни, которые человек не хочет пересматривать.

– В религиозной жизни неприятие реальности может проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемый результат в ответ на молитву.

Так же можно выделить некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств.

1. Развод родителей.

– Чувство разрушения мира, обесцененность детских воспоминаний.

– Трудности в создании семьи, слабая ценность семейных отношений.

2. Сексуальное (в меньшей степени – физическое) насилие.

– Неконструктивное чувство вины.

– Отождествление с насильником людей, соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.

3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется не только у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнении решения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).

– Депрессия, иногда- в годовщины аборта.

– Нарушение семейных отношений.

– Неприязнь к многодетным женщинам, иногда – к детям вообще.

– Повышенная требовательность к детям, чувство «собственности».

– У детей, особенно, если они знают или думают, что их «не хотели» – переживания бессмысленности или случайности жизни.

4. Школьная травма.

– Неприязнь к любому обучению, иногда, к образованным людям.

– Неверие в свои силы.

– Психологические барьеры по отношению к какому-либо виду знаний, области образования, учебной дисциплине, и т.п.

– Из описания основных проявлений, выделенных эмпирически, можно выдвинуть предположение о большой распространенности людей. Переживших психологические травмы, и не преодолевших их последствия в течение длительного времени.

Стоит так же отметить тот факт, что психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора–качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Однако ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Таким образом становится понятно, что климат семьи оказывает серьезное воздействие на ребенка начиная уже с внутриутробного развития.

На основе изученных теоретических источников было выяснено как психологической климат в семье может повлиять на образование психологической травмы у ребенка. Так же было рассмотрено само понятие психологической травмы, основные причины её возникновения и влияния на жизнь человека в дальнейшем.

Так же было рассмотрено влияние психологического климата на членов семьи, его негативного воздействия и дальнейшего влияния на формирование неврозов, отклонения в поведении, деленквентного поведения и так далее.

В третьей части главы представлено влияние внутрисемейного климата на ребенка и доказано влияние семейных отношений на психику ребенка в период внутриутробного развития, что было необходимо для организации практического исследования.

По мнению ряда авторов, таких как В.С. Торохтий, Вирджиния Сатир, Е.Г. Силяева и других, именно нарушение взаимоотношений между супругами характеризует семьи с неблагоприятным психологическим климатом, и являются его основной причиной. Исходя из этого мнения, можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия между ее членами – явления, напрямую зависящие друг от друга, то есть неудовлетворение членами семьи потребностей друг друга, непонимание внутренних переживаний супруга или супруги, эмоциональная отрешенность, частые конфликты, бескомпромиссное различие интересов и так деле, приводит к образованию психологически нездоровой семьи.

2. Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка

2.1 Описание исследования

При анализе литературы нам удалось выяснить, что внутрисемейный климат, отношения между супругами, уровень их удовлетворенности семейной жизнью может положительно или отрицательно сказаться на формировании и развитии психической травмы у ребенка, проживающего в этой семье. Как известно формирование психики ребенка начинается уже в период внутриутробного его развития. Следовательно можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия между ее членами могут негативно сказаться на психике новорожденного ребенка. То есть конфликтные ситуации между супругами, низкий уровень эмпатии, неудовлетворенность интересов и т.д. негативно сказываются на психическом состоянии будущей матери, а следовательно и ребенка.

Цель данного исследования состоит в следующем: выявить насколько межличностное общение между супругами способствует созданию комфортной атмосферы в семье, выявить уровень тревожности членов семьи, пронаблюдать уровень сплоченности семьи и её адаптивность. Так же по итогам полученных данных предполагается составление необходимых рекомендаций для данной семьи с целью улучшения психологического климата данной семьи.

Для успешной реализации цели были поставлены следующие задачи:

Исследовать уровень общения семьи.

Исследовать сплоченность и адаптивность семьи, как показатель уровня психологического климата.

исследовать уровень тревожности семьи.

По итогам полученных данных разработать рекомендации по улучшению психологического климата данной семьи.

Объектом исследования является психологический климат в семье.

Предмет исследования: влияние психологического климата на психику ребенка.

Исследование проводилось в период с 10 мая по 15 мая 2009 года в молодой семье проживающей в п. Гидростроитель города Братска.

Состав семьи – 2 человека

Семейный стаж 3 года

Общий стаж совместного проживания 6 лет

Условия проживания: съемная квартира

Средний ежемесячный доход 20000 рублей.

2.2 Обоснование выбора методов и методик исследования

Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностический метод – тестирование, так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.

Исследование было проведено путем диагностирования семьи и обработки полученных данных. Для проведения диагностики использовались эмпирические психодиагностические методы, такие как, метод тестирования. При итерпритировании данные полученные в ходе тестирования семьи сравнивались с данными нормы предлагаемые в методиках. Результатом стала общая картина психологического климата изучаемой семьи.

Для исследования уровня взаимоотношений между супругами, а также психологического климата данной семьи использовался метод тестирования, так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования.

Для исследования использовался рад методик:

Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха.

Опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская.

Опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES 3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.

2.3 Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка

Результаты исследований семьи представлены ниже в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1. Результаты опросника «Особенности общения между супругами»

xreferat.com

Когда ваш брак — источник стресса

Как неудовлетворенность семейной жизнью может привести к развитию депрессии

До недавнего времени психотерапевты сосредотачивались только на проблемах человека, страдающего от депрессии: симптомах, характере личности и эмоциональном складе, когнитивном стиле восприятия и т. д. А ее влиянию на семейные отношения не уделялось достаточно внимания. Психотерапевт и психолог Майкл Япко первым начал исследовать, как депрессия влияет на брак и семью.

Хороший брак содействует лучшему качеству жизни. Доказано, что люди, состоящие в счастливом браке:

  • в общем счастливее и меньше, чем обычные люди, страдают от перепадов настроения;
  • обладают хорошей физической формой и меньше, чем обычные люди, страдают от серьезных заболеваний;
  • лучше восстанавливаются после болезни или травмы;
  • в целом более удовлетворены своей жизнью.
  • С другой стороны, люди, неудовлетворенные своей семейной жизнью, в десять (а то и во все двадцать пять) раз вероятнее будут страдать от депрессии, чем люди, состоящие в счастливом браке. Несчастливый брак — практически гарантия развития депрессии у одного из супругов. Исследования также показывают, что по меньшей мере половина всех людей, обращающихся за помощью к психотерапевту и состоящих в браке, считают свой брак основным источником стресса.

    • Прослеживается четкая связь между несчастливыми браками и развитием депрессии.
    • Несчастливый брак повышает уязвимость перед депрессией.
    • Несчастливый брак может стать причиной депрессии.
    • Депрессия может стать причиной семейных ссор и конфликтов.
    • Семейная психотерапия помогает спасти брак и избавиться от депрессии.
    • Конфликты и ссоры в семейной жизни неизбежны. Но если помимо них в ваши отношения прокрались злость, жестокость, оскорбительные манипуляции, ложь и холодность или апатия, почти наверняка кто-то из партнеров почувствует себя не в своей тарелке. А подобное чувство в неблагоприятных обстоятельствах повышает риск развития депрессии. Однако ничто так сильно не влияет на вас, как ваш брак. Он определяет ваше физическое (то, где вы живете) и личное пространство (этот человек всегда рядом, даже когда вас или его нет дома), из-за чего вам приходится регулярно взаимодействовать со своей второй половиной и реагировать на ее слова и поведение.

      Брак рушится не внезапно. Так же, как и депрессия, которая не приходит «вдруг» (как правило, она развивается в течение нескольких лет под воздействием определенных факторов), брак распадается постепенно. Чрезвычайно важно, прежде чем вы поженитесь, хорошо уяснить для себя все проблемы, затронутые в этой статье. Вам нужно будет узнать, о чем вы оба думаете, как подходите к решению проблем, как переносите неудачи, насколько хорошо можете контролировать свое поведение, ладить друг с другом, а также насколько завышены или занижены ваши ожидания в отношении себя и вашего партнера. Для того чтобы построить счастливый брак, который бы не дрогнул под гнетом проблем и жизненных неурядиц, нужно определенное умение. В идеале, прежде чем становиться мужем и женой, вы какое-то время встречаетесь и изучаете друг друга, чтобы понять, к чему приведут эти отношения.

      Встречи занимают какое-то время и требуют обдуманных решений, которые выходят за пределы импульсивных действий. Каждое взаимодействие требует четкого обмена информацией о том, где «пролегают» ваши границы и что означает тот или иной ваш поступок. Если вы слепо следуете голосу сердца и сосредотачиваете все свое внимание на сладком возбуждении от новых отношений, все то, на что вы не обращаете внимания, скорее всего, вернется вам сторицей. А плохие отношения практически гарантируют развитие депрессии у одного из партнеров.

      Отношения требуют усилий и внимания, даже когда в них вступают два здоровых оптимиста. Депрессия же заставляет людей принимать одно неправильное решение за другим.

      1. Люди, которые не нравятся самим себе, не верят в то, что могут понравиться кому-то еще. И если кто-то вдруг начинает оказывать им знаки внимания, о которых они всегда мечтали, ловушка захлопывается. К тому времени, когда они поймут, что попали в плен к тому, кто на самом деле их обижал, они оказываются эмоционально увязшими в данной ситуации и не чувствуют в себе сил выбраться из нее.
      2. Люди, которые не нравятся самим себе, приучают своего партнера соглашаться с этой мыслью. Это то, что называется «самопроверкой» — согласием (и, таким образом, подтверждением) со своим партнером, только когда он видит вас в том же негативном свете, что вы видите сами себя. Если я считаю себя глупым, то только когда вы называете меня глупым, я верю вам, только тогда я считаю нашу обратную связь надежной, потому что она подтверждает мои убеждения. Это мощный инструмент для создания атмосферы псевдосогласия в отношениях.
      3. Люди, которые не нравятся самим себе, решаются строить отношения только с такими же «неполноценными» людьми. Они могут думать, что это — свидетельство терпимости или сострадания, хотя на самом деле таким образом они лишь добавляют боль в свою жизнь. Добавляет боли и то, что учеными принято называть «реконструкцией семейных отношений»: вы вырастаете с мыслью о том, что все браки такие же, как между мамой и папой, а затем воссоздаете эту модель в отношениях с вашим партнером. Депрессивный брак в качестве модели служит источником новых депрессивных отношений.
      4. Люди, которые не нравятся самим себе, полагают, что никто, кроме страдающего от депрессии человека, не сможет понять их. Они отстраняются от счастливых людей под предлогом «им все равно никогда не понять меня». Быть рядом с кем-то активным, бодрым и позитивным им тяжело.
      5. Возможно, наиболее распространенная причина, по которой люди, страдающие от депрессии, неправильно выбирают себе партнера, не в том, что у них есть потребность страдать больше, чем они уже страдают, а в том, что они слишком полагаются на свои чувства. И когда вы в депрессии, вы полагаетесь на депрессивные чувства. И пока вы не осознаете, что у вас есть все необходимое, чтобы изменить отношения, а также что вы должны изменить эти отношения, вы будете принимать плохие решения, чтобы просто «следовать зову сердца» или «плыть по течению».
      6. Ни один выбор из тех, что вам приходится делать каждый день в течение жизни, не имеет такой силы, как ваше решение вступить в брак. Тщательно оценивать других, прежде чем привязываться к ним, крайне важно. Вам нужно выбрать правильного человека и быть правильным человеком, чтобы ваш брак был долгим и здоровым.

        Сходства и различия между вами

        Как правило, нас привлекают те, кому нравимся мы, — люди со схожими ценностями, интересами и взглядами на жизнь. Нам нравятся люди, которые поддерживают нас, которые смотрят на вещи так же, как мы. И хотя именно сходства притягивают людей друг к другу, то, как они относятся к различиям между ними, в большей степени определяет, будут ли отношения между ними процветать или загнутся на корню. Обратите внимание на то, как ваш партнер справляется с расхождениями во мнениях. Высказывает ли он свое мнение или просто дает понять, что «если в тебе есть хоть капля здравого смысла, ты со мной согласишься»? Выносит ли он(а) оценочные суждения типа «думать так — неправильно»?

        Все люди разные. И если вы не обозначите собственные границы, которые дадут вам и вашему партнеру возможность проявлять уважение друг к другу, на ранней стадии отношений, со временем в ваши отношения «прокрадутся» критика, неприязнь и даже жестокость.

        Психолог Джон Готтман более четверти века изучал браки в своей лаборатории в университете Висконсина и получил ясное представление о том, почему некоторые браки выживают, а некоторые — распадаются. Ученый способен предсказать участь пары всего лишь на основе наблюдения за их поведением. Его предсказания оказываются верными в колоссальном 91% случаев. В своей книге «Почему браки создаются или распадаются» (англ. Why Marriages Succeed or Fail) Готтман описывает людские навыки, которые вредят браку, и предлагает конкретные решения для каждого из них. Он выявил четыре негативные схемы отношений, итогом которых почти всегда становится разрыв. Он назвал их «Четырьмя всадниками апокалипсиса».

      7. Критику в форме перехода на личности.
      8. Предубеждение в форме оскорблений, высмеивания и поддразнивания.
      9. Оборонительное поведение в форме отговорок, оправданий и нанесения ответного удара вместо более здоровой реакции на высказанные опасения.
      10. Препятствия в форме отказа от отношений и ухода от разговора (молчанием или односложными ответами).

      Доброта и веселье — жертвы депрессии

      Люди, страдающие от депрессии, постепенно теряют способность к получению удовольствия и отдаляются от жизни. Внимание депрессивных людей направляется внутрь («внутренняя ориентация», от которой я неоднократно вас предостерегал) и сосредотачивается на проблемах и негативных чувствах, добавляя каждую обиду, реальную или воображаемую, к постоянно растущему списку жалоб. Они перестают замечать все хорошее, что с ними происходит.

      В признательности, удовольствии и доброте нужно тренироваться, чтобы сделать их постоянными спутниками ваших отношений. В конце концов, даже отношения, где оба партнера не страдают от депрессии, нужно поддерживать здоровыми, свежими и веселыми, а для этого потребуются определенные усилия. Депрессия же лишь усложняет эту задачу. До того как вы почувствуете спад в настроении, вам следует убедиться, что болезнь не навредит ни вам, ни вашим отношениям.

      Ваши проблемы никогда не исчезнут полностью: жизнь продолжит ставить перед вами непростые задачи. Поддержание отношений здоровыми и крепкими — это непрерывная работа. То же самое можно сказать о близости, поддержке, сексуальности, доброте, вежливости и щедрости.

      www.7ya.ru