Симптомы

Сенсорная интеграция при аутизме

05.08.2018

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция очень нужная, простая и правильная терапия. Книги о данной методике зачастую сложны. Мы с сыном занимались данной методикой сами. И с помощью специалистов. Эта терапия дала нам значительный эффект и помогла снять многие проблемы.

95% аутистов имеют нарушения обработки сенсорной информации. Слишком остро воспринимают одно и не замечают другое. У моего сына было множество сенсорных нарушение, он не слышал и не понимал речь. Боялся музыкальных игрушек. Не чувствовал боли(не заметил ожог первой степени, игнорировал укусы и травмы). Боялся переворотов, быть вниз головой. Закрывал уши и бил себя по ушам, избегал любых физических нагрузок, был неловок и неуклюж…

СУТЬ сенсорной терапии: окружающая среда представляет нам различный ощущения. Именно эти ощущения, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться! У аутистов что то нарушилось, что то пошло не так, нужно восстановить эти пораженные пути ввода-вывода информации и тогда развитие пойдет более правильным курсом!

ЦЕЛЬ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в ощупывании разных на ощупь предметов.

Почему есть сенсорные проблемы у детей с аутизмом.

-сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко и остро.

— плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность.

— дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям и МОТИВАЦИЮ: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются «детскими» и полезными.

-в наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. У современных детей сенсорные перегрузки зрения-слух (телевизор, планшет) и сенсорный голод всего остального.

ЧТО СОБСТВЕННО ДЕЛАТЬ: постепенно тренировать то что отстает, воспринимается не правильно, вызывает дискомфорт!

Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей.

Сенсорная интеграция в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств и системы поощрений и наказаний.

ПОМНИТЕ. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, правильное восприятие необходимо ребенку для успешного обучения. Наша задача снять сенсорные проблемы и предоставить возможности физически развиваться!

Большую часть времени мы развиваем сына именно так. Развивать можно все что угодно. Как угодно. Практически все что окружает ребенка и создано для ребенка можно использовать. Игрушки и упражнения, снаряды и просто движение. Может быть вам кажется что это просто ИГРА. Развлечение. Но именно так РАЗВИВАЮТСЯ дети. Тренируя моторику, баланс, равновесие, всесторонне развивая и закаляя и смеша ребенка вы делаете ему ХОРОШО. Очень полезно прыгать(ликфора), очень полезно быть ловким. Не зря считают что мелкая моторика напрямую связана с речью. Общая моторика очень сильно связана с развитием в целом. Чем больше ребенок находится на воздухе. В дали от ноутбука, планшета, телефона, зацикленных действий, дверок шкафов и любимого Томаса. Тем лучше. Чем разнообразнее ваше сенсорное и вообще развитие. Тем больше шансов!

Есть специальные упражнения, занятия, задания и способы стимулировать и развивать сенсорное и физическое развитие. Сенсорная интеграция стала основной нашего восстановления(вместе с витамино-медовой терапией)и первостепенной нашей задачей. Мы до сих пор уделяем сенсорному развитию много времени и внимания. И видим рузультат. Научились кататься на велосипеде, высоко и далеко прыгаем, нам многое интересно и многое стало получаться!

Наш опыт, фотографии, примеры, упражнения на сенсорную интеграцию подробно описаны в УРОКАХ.

И это не просто ценная информация, четко структурированная и понятная. Это инструкция к тому как начать ту или иную терапию, зачем и что собственно ДЕЛАТЬ!

stopautism.ru

Вопрос-ответ. Как сенсорная интеграция может изменить мозг при аутизме?

Наглядное объяснение того, что такое эрготерапия на основе сенсорной интеграции, и как она может помочь детям с аутизмом

Перевод: Тамара Соломатина

Ранее ученые Филадельфийского института неврологии Фарбера опубликовали революционное исследование в журнале Journal of Autism and Developmental Disorders. Это исследование стало одним из первых скрупулезных клинических испытаний, оценивших эффективность использования эрготерапии на основе сенсорной интеграции для улучшения способности детей с аутизмом участвовать в различных повседневных ситуациях. (Смотрите статью «Терапия сенсорной интеграции может быть полезна для детей с аутизмом»).

Это новое исследование очень значимо, так как это были рандомизированные и контролируемые клинические испытания терапии сенсорной интеграции, которые одновременно соответствовали всем критериям данного метода.

Исследование продемонстрировало, что дети, получавшие сеансы сенсорной интеграции в дополнение к другим видам коррекции аутизма, достигли больших улучшений в их способности функционировать в повседневной жизни, чем дети, получившие такое же лечение без сенсорной интеграции.

Как известно всем близким людей с аутизмом, многие из них испытывают трудности в восприятии и переработке сенсорной информации. (Смотрите статью «В чем особенности сенсорного восприятия при аутизме»). Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам может создать огромные барьеры в повседневной жизни для аутистов и их семей. В результате, коррекция, связанная именно с сенсорными проблемами, пользуется очень большим спросом среди родителей аутичных детей.

К сожалению, эрготерапию на основе сенсорной интеграции, способную менять функционирование мозга, часто путают с другими сенсорными видами помощи, которые помогают людям успокоиться, но не имеют долгосрочного эффекта. Примерами такой помощи могут быть утяжеленные одеяла и компрессионые жилеты.

Сенсорная интеграция остается малопонятным подходом, и мне кажется, что частично это объясняется тем, что она больше напоминает игру, чем лечение. Несведущему наблюдателю может быть непросто увидеть за игрой серьезную неврологическую работу. Для иллюстрации я использую классический сценарий.

Когда вы смотрите через окно клиники сенсорной интеграции, вы можете увидеть нечто подобное: маленький мальчик сидит в бассейне с шариками, а специалист сидит рядом с бассейном на коленях. Когда она указывает вниз, мальчик копается в бассейне и достает плюшевую игрушку. Женщина держит другую игрушку, и мальчик помогает своей игрушке «поцеловать» ее игрушку. Женщина улыбается и гладит мальчика по спине. Рядом сидит другая женщина и наблюдает.

Если бы вы не знали, что это терапевтическая клиника, вы могли бы подумать, что смотрите в окно, скажем, детского сада во время игры. Возможно, ничего из этой сцены не напоминает «терапию».

Но узнав немного больше, вы бы поняли, что у этого четырехлетнего мальчика аутизм. Он работает с эрготерапевтом, который использует принципы сенсорной интеграции. Его мать наблюдает за сессией, чтобы она могла использовать эти техники дома.

Мальчика направили к эрготерапевту из-за серьезных проблем с купанием, одеванием, едой и социальным взаимодействием с членами его семьи. Его мама надеется, что ее сын когда-нибудь даст ей себя поцеловать.

У мальчика есть проблемы и в школе, где у него то и дело бывают истерики, а также отвлекающее самостимулирующее поведение, такое как размахивание руками.

Эрготерапевт провела диагностику и выяснила, что крайняя чувствительность к сенсорном стимулам — это ключевая причина проблем мальчика. У него повышенная чувствительность не только к прикосновениям, яркому освещению, громким звукам и движению, но и к тихим звукам на заднем фоне, которые большинство людей и не замечают. Маленький мальчик реагировал даже на ощущения от ниток своих носков. Он испытывал постоянный сильный стресс от чрезмерной сенсорной информации. В результате, любой пустяк мог вызвать у него приступ паники.

Зная эту информацию, вы теперь можете посмотреть на вышеописанную сцену с другой точки зрения. Эрготерапия использует игру (один из самых важных видов деятельности в детстве), чтобы помочь изменить то, как мозг мальчика реагирует на прикосновения, звук, зрительные образы и движение. В течение последних месяцев терапевт знакомила его с новыми тактильными ощущениями и испытывала его сенсорные системы с помощью ряда тщательно подобранных игр.

Она следует его интересам и позволяет ему самому выбирать игры, но всегда корректирует деятельность, чтобы обеспечить его прогресс по достижению целей. Она проверяет, чтобы игра соответствовала имеющимся у него навыкам. Не слишком простая, чтобы он не заскучал, и не слишком сложная, чтобы он не смог с ней справиться. Она внимательно следит за ним, чтобы он не почувствовал перевозбуждения, и у нее всегда наготове способ его успокоить.

Если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что он хорошо справляется с заданием в бассейне, хотя объем сенсорных ощущений очень велик. Эти шарики в бассейне поначалу воспринимаются странно. Но он привыкает к этому ощущению и к сильному шуму, который они издают, когда он двигается. Сегодня он даже сидит в бассейне с шариками по грудь. Ему приходится также наклонять голову набок, чтобы достать что-то. Это мягко испытывает его вестибулярный аппарат (чувство баланса и движения, которому помогает маленький орган во внутреннем ухе). Он задействован каждый раз, когда он двигается вперед, назад, вверх, вниз, из стороны в сторону или по кругу.

Чтобы найти плюшевую игрушку, он даже залез голыми руками в шарики. Это произвело много шума, и шарики создают странные ощущения. Но он смог справиться с этим, пока был сосредоточен на указаниях терапевта.

Она указывает рукой в качестве визуальной подсказки, чтобы помочь ему понять произнесенные инструкции. Она также использует успокаивающее прикосновение с нажимом, когда она гладит его по спине. Она может погладить его по рукам, если чувствует, что ему трудно двигать руками среди шариков. Эти техники помогают ей научить мальчика, что медленное и уверенное прикосновение — это важный способ для самоуспокоения, когда он чувствует перевозбуждение.

Эрготерапия использует подход сенсорной интеграции, чтобы изменить способ переработки мозгом мальчика сенсорной информации. Его родителям становится проще его одевать, потому что одежда его уже так не беспокоит. Мыть его голову легче, потому что он может наклонить голову назад без паники. Он также играет с новыми продуктами, знакомясь с тактильными ощущениями, которые они дают, прежде чем откусить кусочек.

Его растущая способность игнорировать посторонние зрительные образы, звуки и тактильные ощущения поможет ему быть более сосредоточенным во время обучения в школе. Кроме того, его эрготерапевт работает с его учителем, чтобы предложить ему социально приемлемые способы самоуспокоения, которые заменят самостимулирующее поведение, из-за которого его дразнили в классе.

И да, он привыкает к идее поцелуев, пусть пока между плюшевыми игрушками. Я бы сказала, что есть надежда на настоящие поцелуи с его мамой в не очень далеком будущем.

outfund.ru

Сенсорная интеграция при аутизме

Центр «Доброе слово» предлагает помощь в реабилитации детей с аутистическими расстройствами. Одна из используемых нами методик– сенсорная интеграция детей. Это междисциплинарное направление, в основу которого положен принцип упорядочивания и взаимодействия входящих импульсов из всевозможных сфер, которые окружают ребенка. Если вы обратитесь к нам, специалисты, используя эту методику, смогут сформировать основу системы правильного восприятия, на которой затем будет базироваться вся сенсорная сфера ребенка: речи, звуков, тактильных ощущений, пищи, эмоций, пространственного ориентирования, окружающего мира, взаимодействия с обществом и т.д.

Слово «интеграция» означает восстановление целого из мозаичных частей различных аспектов восприятия. «Сенсорное» – все, что связано с ощущениями и чувствами. Следовательно, развитие сенсорной интеграции предполагает восстановление ощущений и чувств, которые из-за аутизма стали формироваться с искажениями.

Цены на сенсорную интеграцию при аутизме

Ребенку, у которого возникли трудности с сенсорной сферой, становится трудно и даже болезненно воспринимать звуки и шумы, прикосновения, взаимодействие с окружающим миром. Он вынужден находиться в сенсорной изоляции, чтобы выжить в невыносимых для него условиях. Обучение также становится невозможным. Нарушение сенсорной интеграции у детей приводит к задержке речевого развития или отсутствию речи.

Решить эту проблему можно в Центре «Доброе слово». Опытные специалисты обследуют вашего ребенка, определят степень серьезности проблемы и предложат наиболее эффективные методики реабилитации.

Нарушенную сенсорную интеграцию детей определяется по таким признакам, как:

• недостаточная или, наоборот, чрезмерная чувствительность к слуховым, зрительным, тактильным стимулам и движению;

• расстройства мышечного тонуса;

• слишком низкий или чересчур высокий уровень двигательной активности;

• слабая двигательная координация;

• трудности с концентрацией;

• отказ от социальных контактов;

• задержки развития речи.

Сенсорная интеграция детей: реабилитационные методики нашего Центра

Для детей с аутизмом в Центре «Доброе слово» проводятся следующие занятия:

• биоакустическая коррекция (аппаратно-программная коррекция на основе сенсорной стимуляции структур головного мозга звуками и звукокомплексами, сформированными на основе ЭЭГ ребенка в реальном времени);

• сенсомоторная коррекция и интеграция (нейрокоррекция пространственного ориентирования, межполушарного взаимодействия, работа с анализаторами: слуховым, зрительным, тактильным);

• кинезиотерапия и кинезиойога (сенсорная интеграция на основе двигательных упражнений, ощущение себя в пространстве и улучшение работы системы органов дыхания);

• сенсорный массаж тела (оздоровительный сенсорный массаж при помощи мячиков, контрастных материалов);

• сенсорный логопедический массаж (массаж для расширения пищевого меню ребенка с аутизмом);

• АРТ-терапия (занятия для улучшения системы восприятия при с использованием музыко-, вокало-, сказкотерапии);

• дельфинотерапия (выездной курс занятий с дельфинами в дельфинарии на море с участием специалистов-психологов);

• иппотерапия (выездной курс занятий с лошадьми под наблюдением инструктора-профессионала).

Продолжительность и стоимость занятий по сенсорной интеграции детей

Сенсорная интеграция при аутизме в нашем Центре носит комплексный и всесторонний характер. С детьми работает междугородняя команда лучших специалистов России. Центр сотрудничает с организациями, предлагающими такие методики, способствующие развитию детей, как дельфинотерапия, иппотерапия, биоакустическая коррекция. Наши сотрудники регулярно проходят дополнительное обучение, чтобы повысить свою квалификацию. Центр постоянно работает над созданием новых направлений и видов сенсорного развития детей с аутизмом.

Дети, которые проходят реабилитацию аутизма в Центре «Доброе слово», постоянно выезжают на интенсивные курсы, организованные специально для них. Родителям мы всегда готовы ответить на любые вопросы про сенсорную интеграцию у детей, предоставить необходимые консультации, в том числе в режиме онлайн.

logopedagogika.ru

Сенсорная интеграция в терапии аутизма.

Как сенсорная интеграция может изменить мозг при аутизме? [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся через посредство органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение.

Методы оценки и вмешательства были разработаны, чтобы помочь семьям и педагогам в исправлении и учете недостатков органов чувств. Сфера сенсорной интеграции — это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, однако он может эффективно применяться и с другими дисциплинами — такими, как логопедия, а также на занятиях в классе. Однако не прошедшие специальной подготовки родители и педагоги не должны стимулировать органы чувств без предварительной консультации со специалистами по данному методу.

Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблеми связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с интерпретацией сенсорного ввода может послужить привыкание к новым очкам или линзам. Кто хоть раз испытал от такой малости усталость или даже головную боль, имеет представление.

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут,либо станут настолько сильными,что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку.Для примера:представьте,что у вас пропал слух.Либо наоборот:звуки стали настолько резкими и громкими,что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма,а также других заболеваний,включающих в себя синдром Задержки психического развития.

Сенсорный мир аутизма.

Вот фраза человека с аутизмом,наиболее точно характеризующая его ощущения:

Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, приоритизировать и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.

Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно.Итак,рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы,а также узнаем,какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— потребность раскачиваться, качаться, вращаться,бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

— проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте

— проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения

— укачивание в машине,самолёте.

— проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

— чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства

— проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий;»натыкается» на мебель,не может достаточно опустить голову,чтобы избежать удара о ветку дерева и.т.д.

— часто сталкивается с другими людьми.

— проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)

— двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то,несодружественное движение руками при ходьбе.

Запах (обонятельная система)

— некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь

— некоторые люди могут лизать вещи

— повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи

— проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом

— неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

— могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов

— некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми

— проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

— случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг,»режут» глаза.

— фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников

— фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом

Слух (слуховая система)

— только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит

— человек не распознает определенные звуки

— наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

— громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные

— неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией

— у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии

Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

Прикосновение (тактильная система)

Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— сильно сжимает других людей

— очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль

— практикует самоповреждения (аутоагрессия)

— получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

— прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми

— не любит надевать что-либо на руки или стопы

— проблемы с расчесыванием и мытьем головы

— предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

Вкус (вкусовая система)

— любит очень острую еду

— ест буквально все – землю, траву, ткань,зубную пасту и.т.п.

— некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые

— определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

Дополнительные сенсорные трудности

Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.

Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии.

Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Идеи для проприоцептивной системы

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще

— обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки» для других людей

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.Обязательное изучение материалов различной фактуры.

Идеи для обонятельной системы

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Музыкальная терапия.Метод Томатис.

Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками:предметами,карточками,игрушками.

— тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. каждому человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования.

Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций – комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Сенсорные секвенции создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела); зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов); обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности); вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности); вкусовое (презентация вкусовых раздражителей); проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, содержание их пересматривают 1 раз в 3-4 месяца, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы когнитивного тренинга (упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание).

Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Так, дети, страдающие аутизмом, часто бывают слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства.

Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.

Например, ребёнок-аутист «не замечает» окружающих людей, не реагирует на просьбы. Ребёнка начинают приучать к разрозненному набору звуков, которые издаёт педагог и заставляют издавать ребёнка (музинструменты, постукивания, звуковые стимульные дорожки и т.д.) Затем, вместе с чувством ритма (по идее системы) обязательно приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Ребёнок учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать, что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан.

Сторонниками этой методики считается, что ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.

Только эта методика достапна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм.

Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.

Сфера сенсорной интеграции — это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, поэтому использование родителями этой методики может быть разрешено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу. ( у нас в стране,к сожалению,таких специалистов очень мало-lenlenka100)

Если же ребёнок так и не осваивает желаемый навык ( в рамках данной системы это допустимо), считается, что интеграция все равно помогла, так как создала взаимодействие между родителями и ребёнком.

Самым сложным моментом в данной методике является то, что ребёнок, получив некие знания обращения с предметами и своим телом, должен неким образом самостоятельно связать их в некую единую цепь, научиться делать выводы и обобщения, что на практике, к сожалению, происходит редко.

Эта методика не рекомендуется для коррекции детей с небольшими поражениями интеллектуальных способностей, так как не включает глубокие интеллектуальные нагрузки – обучение чтению или, например, постановку экспрессивной речи.

С другой стороны, методы сенсорной терапии могут и даже ДОЛЖНЫ включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Например, в занятия по методике ТЕАССН или АВА. Недооценить значение стиммуляции сенсорного воприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.

smol.chudoforum.ru

Сенсорная интеграция – теория и практика, упражнения для детей, плюсы и минусы

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсорные нарушения могут выглядеть как деструктивное поведение с избыточными эмоциональными реакциями (капризы, истерики).

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция теория и практика берут свое начало с 90-х гг. XX в., впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э. Д. Айрис, работавшей с детьми и взрослыми, имеющими различные неврологические нарушения. Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Цель метода сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека. игры использующиеся в сенсорной терапии дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

  • Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
  • Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
  • Терапевт следует за ребенком в его развитии.
  • Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
  • Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.
  • целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
  • происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
  • ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
  • подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
  • в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.
  • Минусы метода сенсорной интеграции

    Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.
  • Применение сенсорной интеграции

    «Сенсорная интеграция в диалоге» – книга немецкого психо-энерготерапевта У. Кислинг помогает распознать проблему ребенка, понять ее причины и вовремя скорректировать сенсорные нарушения. Сенсорная интеграция – многофункциональный метод, решающий сразу несколько задач, поэтому он с успехом может применяться в следующих областях:

  • дефектологии;
  • нейрофизиологии;
  • логопедии;
  • психотерапии;
  • неврологии;
  • реабилитологии;
  • педагогической деятельности.
  • Метод сенсорной интеграции в логопедии

    Нарушение сенсорной интеграции у детей, проявляющееся дефектами речи логопеды и дефектологи успешно корректируют при помощи метода сенсорной интеграции. Для этого используются занимательные планшеты и решетки с картинками. Логопед просит ребенка найти среди картинок пары соответствий, назвать из вслух, или найти животных в названии которых встречаются согласные С, Ш, Р. Использование сенсорного материала благоприятно отражается на ребенке вызывая у него интерес и является профилактикой вторичных сенсорных нарушений.

    Сенсорная интеграция при аутизме

    Сенсорная стимуляция и интеграция при аутизме – это один из многочисленных методов, эффективность его еще недостаточно изучена при применении в лечении расстройств аутистического спектра. Сенсорная интеграция для аутистов должна проводится лишь после того, как выявлены основные причины заболевания или эффект будет сведен на нет. Задачей метода сенсорной интеграции является снижение гипервозбудимости и релаксация.

    Сенсорная интеграция для детей с ДЦП

    Дисфункция сенсорной интеграции у детей с ДЦП заключается в недозрелости всех сенсорных систем и неспособности эффективно использовать ощущения адекватно реагировать на входящие сенсорные сигналы, поэтому специалистам приходится решать когнитивные, поведенческие и нейрофизиологические проблемы. Эффективным решением является сенсорная интегративная терапия с применением оборудования, позволяющего получить максимальные сенсорные реакции:

    Сенсорная интеграция – упражнения

    Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

    Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

    1. Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
    2. «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.
    3. Упражнения на развитие зрения:

      • обведение контуров предмета;
      • срисовывание предмета (копирование);
      • смешивание красок;
      • рисование пальчиковыми красками.
      • Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

      • имитация звуков насекомых (пчела, комар);
      • щелкание языком (громко, тихо);
      • чмокающие движения губами;
      • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.
      • Сенсорная интеграция — упражнения для развития слуха:

      • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
      • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

      Упражнения для развития кинестетики:

    4. игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
    5. песочная терапия;
    6. хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.
    7. Оборудование для сенсорной интеграции

      Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

    8. тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
    9. тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
    10. сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
    11. Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
    12. утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.
    13. Сенсорная интеграция – обучение

      Курсы по сенсорной интеграции проводятся от Австрийской ассоциации и Южно-калифорнийского университета в Москве и Санкт-Петербурге. Обучение состоит из 3-х модулей, продолжительностью 144 часа. Курсы рекомендованы для логопедов, дефектологов, нейропсихологов и психотерапевтов. Продолжительность обучения 144 часа, и при успешном окончании выдается сертификат о повышении квалификации.

      womanadvice.ru