Симптомы

Школьный невроз профилактика

03.04.2018

Школьный невроз — это неадекватный способ реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе. Проблемы с обучение в школе и отклонения в поведении детей оказались в центре внимания не только педагогов и психологов, но и врачей. Врачи бьют тревогу, что в наше время уже практически не рождается здоровых детей, и поэтому у большинства из них наблюдаются те или иные отклонения от нормы в развитии.

На кафедре нервных болезней Нижегородской медицинской академии ученые провели комплексные обследования последствий перинатального поражения нервной системы у детей. Было установлено, что четверть школьников страдает депрессивными нарушениями, а некоторые уже пришли в школу из садика или дома с неврозам. Диапазон проявлений школьного невроза достаточно велик. Можно рассмотреть основные три группы учащихся начальных классов.

Первая группа — это дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу во время занятий, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителю, но и к одноклассникам. Как правило, учатся плохо, самооценка завышена.

Вторая группа — это относительно успевающие ученики, которые удовлетворительно ведут себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. Родители и учителя отмечают резкие изменения настроения у ребенка, как будто его подменили. Ребенок теряет контакт с действительностью, интерес к окружающему, погружается в собственные переживания, иногда частично отказывается разговаривать со взрослыми.

А у третьих, при внешнем кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: они боятся отвечать у доски, говорят тихо, при устных ответах с места заметен тремор (дрожание) рук. Эти дети плаксивы, неуверенны, всегда находятся в стороне. Они очень ранимы, у них наблюдаются беспричинные длительные навязчивые переживания. Боятся быть не готовыми у уроку, боятся строгого учителя. Иногда такие дети даже вовсе отказывается ходить в школу.

По последним рекомендациям ученых врачей-невропатологов дети даже с незначительными поражениями центральной нервной системы должны с трехлетнего возраста постоянно наблюдаться у специалистов и проходить интенсивную коррекционную терапию.

Детские страхи — какие они?

Подверженные страхам дети не склонны к внешнему открытому выражению чувств и переживаний — они все держат в себе, и только близкие — да и то не всегда — могут догадаться о том, что происходит в душе ребенка.

Банальная ситуация: дети играют на детской площадке, а ваш малыш стоит в стороне. Вы видите, что он готов подойти к ребятам, и пытаетесь ему помочь в этом. Но непонятная внутренняя сила не пускает его к детям, и все ваши уговоры не имеют успеха. Или, другой пример: ребенок не хочет засыпать один, просит посидеть рядом, подержать за руку или включить свет, приоткрыть дверь в его спальню. До поры до времени вас это не настораживает, вы полагаете, что все пройдет само собой.

Причин такого поведения может быть множество, но одной из основных являются страхи.

Страхи бывают кратковременными, т.е. это защитная реакция организма, вызванная реальной ситуацией. Хронические страхи часто связаны с воображаемыми событиями или явлениями, и они уже связаны с особенностями личности.

Внутренний хронический страх — это постоянная неуверенность, сомнения, сковывающие мышление, которое становиться хаотичным или, наоборот, заторможенным, снижается умственная реакция, падает работоспособность. Как раковая опухоль, страх постепенно разрастается и заполняет все клеточки маленького человека, вытесняя уверенность, сея сомнения. По мере возрастания, хронический страх начинает влиять на формирование психики ребенка.

К концу старшего дошкольного возраста дети перестают реагировать на излишние требования родителей, отгораживаются от них стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний. Другие дети устраивают истерики по поводу недостаточного внимания к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными.

Поначалу родители считают, что детские страхи временны, и что как только ребенок подрастет, он станет более контактным, решительным. Но вот подходит время идти в школу и через несколько месяцев аш ребенок под разными предлогами старается не посещать занятия — вплоть до того, что у него поднимается температура. Он боится не ответить выученного задания, боится строгого учителя, или у него не сложились отношения со сверстниками. Его контрастное поведение ставит вас в тупик. В школе он тихий, нерешительный, как говорится, рта не раскроет, а дома, наоборот, активен. Наличие устойчивого страха говорит о неспособности справится со своими чувствами, неумения контролировать их. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижает жизненный тонус, ведет к возрастанию пассивности и пессимизма.

Родители, которые в свое время не избавились от страхов, передают свои волнения и тревоги своему ребенку. Если мама боялась темноты, собак или ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему все, испытанное ею в детстве.

Без веры в себя, в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои интересы, у него развивается пораженческая психология.

Иногда в душевных переживаниях ребенка сложно разобраться. Если какие-то моменты в его поведении вас настораживают, вы можете получить профессиональный совет нейропсихолога, который занимается психокоррекцией детей, используя уникальный эффективный метод диагностики и психологической коррекции личности ребенка в целях развития ее лучших качеств.

Записывайтесь на прием к психологу Елене Васильевне Разумовой по телефонам центра: 8 (495) 911-36-62, 8 (495) 632-70-89 .

www.vekzdorovia.ru

Профилактические меры по предупреждению неврозов всегда представляют собой комплексную задачу. В рамки подобных профилактических мер входят социальные и психогигиенические мероприятия, их основной целью считается снятие эмоциональных напряжений и физическое расслабление. С этой целью используются различные способы, и на первом плане, конечно, стоит отдых, коррекция ритма жизни. Человек должен соблюдать распорядок дня, который является для него подходящим. Что это означает? Трудовая деятельность должна проводиться в установленное для этого время, положенные для отдыха часы не должны быть сокращены. Нередко при начинающемся невротическом расстройстве огромную пользу приносит внеочередной отпуск, а иногда в это время наступает и очередной.

Очень важно сменить обстановку, и поехать отдыхать если не заграницу, то хотя бы загород. Следует знать, что внешние условия оказывают существенное влияние на ход развитий нервных заболеваний. Поэтому необходима позитивная обстановка, являющаяся главным фактором из профилактических мероприятий. В том числе, в данный список необходимо включить благоприятное бытовое и семейное окружение, приятное общение с коллегами по работе. Требуется следить за тем, чтобы не возникало вредных условий труда, эмоционального перенапряжения, и прочее. Благодаря нормализации всех внешних факторов создается препятствие для накопления нервного перенапряжения, устраняются негативные эмоции в том случае, если они все-таки возникают.

Но довольно часто происходит так, что благоприятные внешние условия просто невозможны, и поэтому человек принимает радикальные меры. Отдельные случаи допускают коренной смены обстановки. Это значит, что человек меняет не только место работы, но профессию в целом. Специалисты утверждают, что не следует этого бояться, потому что предупредить невроз проще, чем в дальнейшем проводить лечение. Если профилактика не дает своих результатов, и нервное напряжение все-таки нарастает, то не стоит откладывать, нужно побывать на консультации у психотерапевта.

Если обычных профилактических мер оказалось недостаточно, и невроз продолжает развиваться, то психотерапевт предложит пациенту обучиться специальной аутогенной тренировке, которая является эффективной, и дает возможность справиться со сложным состоянием. Также больных обучают способам, обеспечивающим психическое расслабление, помогают освоить методики психического самоконтроля. Иногда встречаются более сложные и запущенные случаи, когда врач считает необходимым в качестве дополнения назначить лечение медикаментозными препаратами. При этом основной задачей специалиста, занимающегося профилактическими расстройствами, является мобилизация и активация сил личности, которые даны природой, и направить их на нормализацию состояния психики и общего здоровья.

Занимаясь профилактикой нервных заболеваний, нельзя полностью возложить ответственность на врача, и спокойно дожидаться, когда доктор вылечит. Особенность в том, что больной должен активно участвовать в процессе собственного выздоровления. Специалистами доказано, что работа прекрасно защищает от расстройств тревожного и невротического характера. Но, в данном случае, имеется в виду работа, которая интересна человеку, и приносит удовольствие, а не те действия, которые выполняются ради заработка, чтобы иметь средства к существованию. Подобная профилактика идеально подходит для людей творческих профессий, например, художников, композиторов, и прочее.

Доказано, что чем больше у человека разносторонних интересов, чем больше он имеет различных увлечений, привязанностей, тем легче им переносятся неудачи, жизненные трудности, разочарования. Известно, что первая стадия любых неврозов проявляется в виде неврастении. При этом человек беспричинно беспокоится, начинает страдать расстройством сна, некоторые жалуются на нарушенную координацию. Если у человека начинается развитие невроза, то он становится очень несдержанным, и любое замечание выводит его из себя, крайне раздражает, он реагирует гневом. Спустя некоторое время гнев уступает место угнетенному состоянию, человек замыкается в себе, становится необщительным и замкнутым.

Особенности профилактики невроза

Если профилактика невроза проведена правильно, то можно рассчитывать, что лечение заболевания не займет много времени, и не будет длительным. Врачи всегда подчеркивают, что особую важность играет здоровый образ жизни, помогающий избежать неврозов в любом их проявлении. Нельзя недооценивать важность активных занятий спортом. Двадцатиминутные ежедневные занятия создают прекрасную защиту, и особенно полезны занятия, проводимые в парке, или даже на балконе, где достаточно свежего воздуха. К тому же психотерапевты утверждают, что для профилактики необходимо, чтобы интерьер имел определенные цвета. Например, при депрессии не рекомендуются черные и синие тона, а раздражительность усиливается при изобилии красного цвета.

В связи с этим, лучше всего, если помещение оформлено в спокойных тонах, таких, как бежевый, зеленый, светло-желтый. Следующий профилактический шаг – это правильно подобранная музыка. Она должна гармонировать с настроением человека, и подходить к определенному моменту. В психотерапии рекомендуется менять стиль музыки, прослушав несколько композиций, такой подход положительно влияет на настроение. Причем, лучше выбирать простую музыку, не сложную для восприятия.

Еще один важный момент в профилактике неврозов – это правильное, сбалансированное питание. Не секрет, что сладости успокаивают нервы, поэтому можно съесть кусочек шоколада, чтобы устранить плохое настроение. Точно так же действует пища, в которой имеются протеины. В частности, это рыба, курица, нежирная говядина. А вот от кофе, который является бодрящим напитком, при депрессиях лучше воздержаться, так как кофеин может усугубить отрицательное воздействие раздражающих факторов.

www.psyportal.net

Все взрослые и родители когда-то были школьниками, но не все хранят в своей памяти теплые и светлые чувства о школьных годах. У некоторых, воспоминания об экзаменах, «провалах» на уроке или отношениях с одноклассниками и учителями окрашены в мрачные тона и ассоциируются с чем-то безрадостным и неприятным, а порою и болезненным.

Школьный невроз – это скорее не медицинский термин в узком смысле, а неадекватный способ реагирования ребенка на те, или иные сложности школьной жизни. Он возникает тогда, когда ребенок сталкивается с требованиями, превышающими его способности соответствовать этим требованиям.

Современные школьники часто, к сожалению, находятся в состоянии длительного, привычного стресса, разрушающего внутренние резервы организма и приводящего к неврозу.

Проявления школьных неврозов разнообразны, но, по сути, все они выражают отклоняющееся от нормы, дезадаптивное поведение. Наиболее частыми проявлениями школьных неврозов являются: беспричинная агрессивность, боязнь ходить в школу, отказ посещать уроки, страх отвечать у доски, отсутствие интереса к учебе, плаксивость, резкая смена настроения. Как физическая боль сигнализирует о неполадках в теле, так и это поведение сообщает о психологических проблемах ребенка и предупреждает о том, что что-то идет не так и что-то мешает ребенку учиться.

Важно отметить, что к возникновению невротических состояний часто приводит не конкретная школьная ситуация, сама по себе, а отношение ребенка к этой ситуации. Так, ребенок может испытывать повышенное беспокойство и волнение в учебных ситуациях, в классе, поскольку находится в постоянном ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников, или боится не оправдать ожиданий родителей. Из рассказа одного третьеклассника: «Я сижу на контрольной работе и переживаю, как напишу контрольную. Хоть бы не на два и не на три. Я испытываю страх. И чувствую, что напишу на плохую оценку. Мама будет ругать, от папы попадет, подружка скажет, что я – неудачница».

Как показывает опыт, условно можно выделить три группы детей со школьными неврозами.

1. Дети с явными отклонениями в поведении: они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность не только к одноклассникам, но и к учителям. Как правило, учатся плохо. Склонны переоценивать свои возможности. Часто бывают невнимательными, непоседливыми, чрезмерно активными и подвижными. Любят пофантазировать.

2. Об этих детях учителя говорят, что их как будто подменили. Они вдруг резко меняются на глазах и превращаются из успевающих и примерных учеников в безразличных, вялых и неразговорчивых. Дети отказываются ходить в школу, начинают грубить, огрызаться. Настроение может быть изменчивым или сниженным. Теряют интерес к окружающему, отказываются разговаривать с взрослыми и погружаются в собственные переживания.

3. Третья группа детей внешне кажется благополучной – они хорошо себя ведут, успешны в учебе. Но за этим «мнимым» благополучием скрывается неблагополучие эмоциональное. Они боятся отвечать у доски и волнуются, отвечая с места. Говорят очень тихо, плаксивы, предпочитают оставаться в стороне. Отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью. Самооценка, как правило, занижена. В силу застенчивости и повышенной тревожности, не могут проявить в полной мере свои способности. Постоянно испытывают страх.

В основе всех трех описанных вариантов поведения лежит стремление детей избавиться от психологического дискомфорта и неприятных переживаний. Но способы, которые они используют — агрессивность в первом случае, апатичность во втором, скованность и зажатость в третьем — носят неадекватный характер. Вместо устранения психологического дискомфорта, они, наоборот, усугубляют его. А проблемы не решаются, продолжая причинять немало страданий, и возникают новые трудности.

В последнее время у школьников чаще всего встречаются такие проявления школьного невроза, как тошнота и рвота, повышение температуры, головная боль, непрекращающийся кашель или икота, боли в животе, нарушение сердечной деятельности, затруднение дыхания, заикание, нервный тик, энурез, а ещё – аллергия, гастрит, частые простуды.

У детей, страдающих школьным неврозом, нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются; резко снижается работоспособность. Обычно жалуются на то, что стала плохой память, хотя объективных расстройств памяти у них не бывает. Чем больше они повторяют учебный материал, тем больше устают и тем меньше запоминают.

Особенно легко школьный невроз возникает у детей физически ослабленных, быстро утомляющихся и мнительных, педантичных, чересчур ответственных и «совестливых», берущих на себя непосильную нагрузку, тревожных, боязливых, застенчивых.

Порой родители вносят свой существенный вклад в развитие неврозов. Первый вопрос, который обычно задаётся ребёнку, пришедшему из школы: «Какие оценки получил?» Папы и мамы, как правило, редко задумываются о том, как чувствует себя их родное чадо, ожидая каждый день этот вопрос, особенно если получил не бог весть что? Особенно если за честным ответом об очередной неудачи обычно следует либо упрёк, либо критика, либо многозначительные вздохи, а то и взбучка на повышенных тонах.

От школьного невроза не застрахован ни первоклассник, ни тинэйджер, ни подросток. Но чем младше ребенок, тем невротические симптомы менее стойки, чем старше, тем более устойчивыми они становятся. А чем раньше замечены проявления школьного невроза, тем лучше поддается он коррекции и для этого потребуется не только работа психолога с ребенком, но и консультации с родителями. Кроме того, целесообразно проконсультироваться и у невропатолога.

В статье использованы рисунки первоклассников одной из санкт-петербургских школ c разрешения авторов рисунков.

аналитический психолог, арт-терапевт, детский психолог

psychologistsinspb.ru

Профилактика неврозов

В статье будут рассмотрены не просто способы профилактики неврозов, но и даже способ получения иммунитета от них и прочих психологических недугов мешающих жить полной и свободной жизнью. И в довесок будет краткий обзор образа жизни с заданием направления, которое поможет сэкономить жизненную энергию, а она в свою очередь необходима для восстановления здоровья, повышения качества жизни, да и просто, чтобы радоваться:)

Факторы провоцирующие невроз

Сначала рассмотрим, что провоцирует невроз, а потом узнаем, что позволяет провести профилактику невроза. А теперь давайте по порядку. Принято считать, что невроз появляется по трем причинам:

  • психологические конфликты
  • перенапряжение психики
  • Профилактикой считаются меры по предупреждению заболевания. Значит нам нужно произвести действия, которые:

    • помогают избежать ситуации способствующие формированию неврозах
    • либо дают иммунитет от невроза
    • Вот незадача выходит с детскими психологическими травмами — их уже не получится предупредить, они уже есть (не сомневайтесь они есть у каждого) 🙂 Но это поправимо.

      Далее у нас идут психологические конфликты, а основа у них может быть, как ни странно, детские травмы. Но не только они. Элементарно две противоречащие установки в уме человека создают конфликт. По психологическим конфликтам можно и нужно делать профилактику.

      И последний пункт это перенапряжение психики. Обычно рассматривают этот пункт особняком, как что-то самостоятельное. Но это не верно, потому что перенапряжение умственное/эмоциональное (как причина невроза) является лишь следствием первых двух пунктов (детских психологических травм и психологических конфликтов).

      Способ устранения этих факторов

      Обратите внимание, что все пункты являются чисто психическими аспектами. А значит и профилактика должна быть соответствующей. Здесь нужна психотехника, которая будет эффективно устранять детские психологические травмы, психологические конфликты, и если уж перечисленных факторов не станет, то собственно и перенапряжению взяться не откуда будет (а если и будет, то до невроза уж точно дойдет).

      Ниже предлагается не просто психотехника, а целая система позволяющая устранить не только:

      • детские психологические травмы
      • и психологические конфликты
      • Но и также:

        • значительно снизить интенсивность страхов
        • обрести подлинную уверенность в себе
        • пребывать в уравновешенном состоянии и ясности сознания
        • усилить интуицию
        • а также, как говорилось выше, приобрести иммунитет от невроза и прочих психологических недугов
        • Образ жизни, как способ профилактики

          Конечно основа профилактики невроза — это наведение и поддержание чистоты ума. Но это не значит, что физическими составляющими нужно пренебрегать. Напротив, физическое восстановление будет ускорением для излечения невроза, но опять же, это лишь вспомогательный маневр (основа — это очищение ума). Давайте поговорим об образе жизни:

          • питание
          • гигиена
          • привычки
          • физическая активность
          • Вкратце рассмотрим каждый пункт.

            Питание. С нашим темпом жизни мы все меньше уделяем внимания на то, что едим. И поэтому можем быстренько перекусить в закучной каким-нибудь гамбургером, шаурмой. А ведь то, что едит человек, очень сильно влияет на его эмоциональное состояние. В общем, об этом достаточно написано в статье питание при неврозах.

            Гигиена. Гигиена не только внешности (чистка зубов, мытье тела), но и также внутренняя (очистка организма от шлаков, паразитов), ну и соответственно поддержание этой чистоты (читайте подробнее в этой статье).

            Привычки. Это щепетильная тема:) Если говорить в разрезе невроза о привычках, то это конечно привычки больше ментального характера (напр.: навязчивый невроз характеризуется зацикленностью внимания на одних и тех же аспектах). Но в общем-то любые вредные привычки так или иначе усугубляет невроз любой формы.

            Будь-то чрезмерное потребление: еды, алкоголы/наркотиков; или привычка ощущать себя жертвой, привычка искать оправдания, чтобы что-то не делать — все это привычки, и от всего этого балласта можно избавиться. Поменять привычки, значит изменить себя и для многих это не так-то просто. Но это зависит от способа их изменения. Предлагаемая система помогла уже тысячам людей изменить свои привычки естественным образом, так что практикуйте и будет Вам шастье:)

            Физическая активность. Нынешний социум устроен таким образом, что большинству из нас приходится мало двигаться. А тело создано для движения и нехватка движений может приводить к разного рода болячкам и психическому дискомфорту. Все таки тело и психика связаны. Так что, хоть мало-мальски, но активность физическая нужна: зарядка, пробежка и пр.

            Так что проводя профилактику неврозов с психической стороны, будет замечательным дополнением смена образа жизни. Но хочется сделать замечание по поводу смены образа жизни. Практика показала, что люди использующие предлагаемую систему меняют образ жизни естественным образом. И это не удивительно, ведь она нацелена на устранение ментального мусора, а вместе с ним происходит изменение и на физическом плане (да, мысли материальны). Так, что серьезно практикующие познают это на собственном опыте.

            www.nevroz-lechenye.ru

            Профилактика и лечение детских неврозов

            Порой даже самые внимательные и любящие родители упускают из виду появление у своего ребенка первых симптомов нервного расстройства. Другие, заметив неладное, считают, что малыш преодолеет их самостоятельно с возрастом, и лишь немногие папы и мамы прилагают массу усилий, чтобы исправить ситуацию и помочь своему ребенку справиться с неврозом.

            К сожалению, при возникшем детском неврозе, нелегко приходится всем членам семьи. Какие неврозы бывают у детей и почему они возникают – узнаем об этом подробнее.

            Виды неврозов у детей

            1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают немотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаются темноты, а также различных животных и мифических субъектов. Страхи школьников чаще имеют отношение к самой школе.

            2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:

            • обессивный невроз — типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивание плечами и пр;
            • фобический невроз — боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.

            3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными движениями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.

            4. Истерический невроз. Чаще встречается среди младших дошкольников. Может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.

            5. Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко-выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, вследствие чрезмерной занятости дополнительными внешкольными занятиями.

            6. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, необоснованном страхе перед различными заболеваниями.

            7. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выражено в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина — психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.

            8. Невротические тики. Как и в предыдущем случае, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.

            Как выбрать и что подарить девочке на 4 года — отличные подарки для самых лучших девочек.

            9. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.

            10. Невротическое расстройство аппетита — анорексия. Чаше встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Также причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроения во время еды, срыгивания, медленный прием пищи.

            11. Невротический энурез — неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.

            12. Невротический энкопрез — неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгого воспитания. Встречается реже, чем энурез.

            13. Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.

            Причины детских неврозов

            Основная причина — психическая травма, но существенное значение имеют и следующие факторы:

            1. Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.

            2. Наличие психических травм.

            3. Особенности воспитания, а также образование и семья.

            Нередко невроз формируется вследствие хронического недосыпания и перегруженности ребенка в психическом плане.

            Профилактика и лечение детских неврозов

            Успешное лечение невроза следует ожидать только в том случае, если получится найти и устранить его истинную причину. Основное лекарство для ребенка – радость и смех. Благодаря моментам счастья стираются ненужные стереотипы у детей.

            Врачи-психотерапевты могут предложить немало методик, которые помогают избавить ребенка от состояния невроза, к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая терапия, лечение сказками. В крайних случаях приходится прибегать и к медикаментозным методам лечения. Но важнейшим лекарем для ребенка все же будет спокойная и благоприятная атмосфера в доме, отсутствие семейных конфликтов.

            otebe.info