Симптомы

Стресс стрессогенные факторы

19.05.2018

Стресс стрессогенные факторы

www.bessonnize.net создан для людей, которые страдают нарушением сна. Бессонница стала бичом нашего современного века. Люди плохо спят и отдыхают. Негативные последствия бессонницы портят жизнь одновременно взрослым и детям, мужчинам и женщинам, академикам и рабочим, здоровым и больным. Очень надеемся, что наш сайт поможет людям в борьбе с бессонницей, и каждый после посещения сайта мог бы сказать: «Бессоннице нет!».

Давайте для начала определимся с тем, что же такое стресс? Жизнь современного человека просто насыщена проблемами и постоянным напряжением, которое просто лишает человека возможности нормально работать и жить полной жизнью.

Стресс является реакцией организма в ответ на сильное воздействие со стороны. Другими словами, организм человека стремится поддерживать равновесие в своих процессах. Стресс же возникает, когда какие-либо факторы (воздействия) нарушают это равновесие. Организм тратит все свои силы на то, чтобы бороться с этими факторами, и в результате возникает состояние, которое и называется — стресс.

Современную жизнь практически невозможно представить без стресса. Любой из нас постоянно подвергается влиянию стресса, который может быть разделен на внешний и внутренний.

Причины возникновения стресса

Что же может вызвать стресс? Факторы стресса также можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относятся:

  • — вредные привычки (курение, алкоголь)
  • — чрезвычайная нагрузка (к примеру, на работе)
  • — потеря близких (в том числе и развод)
  • — проблемы в эмоциональной сфере
  • — загрязнение окружающей среды и др.
    • — различные заболевания
    • — плохое питание
    • — депрессивное состояние, которое вызвано недостатком минеральных веществ
    • — пищевая аллергия
    • — нарушение обмена веществ и др.
    • Недавно учеными была разработана шкала факторов, которые вызывают стресс. На первое место они поставили смерть партнера. Два следующих места были отданы разводу и тяжелой болезни. На седьмом месте оказалось такое, казалось бы, приятное мероприятие, как заключение брака, а на двенадцатом — беременность. В шкале также оказались такие факторы, как потеря работы и выход на пенсию, долги, проблемы в сексуальной сфере, перемены в устройстве жизни, собственные достижения, смена места жительства и многие другие. На последнем месте оказался проступок в виде мелких нарушений. А вот на предпоследнем месте оказался светлый праздник Рождества.

      Действительно данная шкала привлекает внимание тем, что наряду с такими событиями, как смерть близкого или большие долги стоят такие «приятности» как отпуск и праздники. Это объясняется тем, что даже положительные эмоции нагружают нашу психику и подвергают нас стрессу. Поэтому даже если ваша жизнь переполнена положительными эмоциями, а бизнес постоянно развивается, не удивляйтесь возникновению стресса.

      Долгое время данная шкала не подвергалась никаким сомнениям. Однако недавно в США были проведены социологические опросы, согласно которым огромное количество людей раздражается и переживает не из-за глобальных событий в их жизни, а из-за мелочей. Более одной трети всех опрошенных отметили, что именно нелюбезные официанты, длинная очередь в супермаркете и чашка остывшего кофе просто выводят из себя. Около 14% ответили, что по-настоящему злятся, когда нужно заправлять одеяло в пододеяльник. Все это говорит о том, что главным образом на наше состояние влияют именно бытовые неурядицы, которые, по сути, неизбежны.

      Несмотря на то, что стресс прочно вошел в жизнь современного человека и воспринимается, как что-то обыденное, принято разделять его на несколько разновидностей.

      Хронический стресс возникает в ответ на постоянную нагрузку (физическую или моральную) на человека. В результате этого он испытывает сильнейшее напряжение.

      Острый стресс обычно является результатом какого-то события. Например, ссоры, конфликты.

      Физиологический стресс — отражение чрезмерной физической нагрузки, а также воздействия внешних факторов (температуры воздуха, уровня шума и т.д.)

      Психологический стресс возникает из-за нарушения психологической устойчивости человека (например, увольнения или оскорбления).

      Информационный стресс является следствием излишнего количества информации или, наоборот, информационного вакуума.

      Безусловно, в современном мире нельзя избежать стрессовых факторов, однако в ваших силах не обращать внимания не мелочи. Тем самым вы убережете себя от негативного влияния стресса на ваше здоровье!

      bessonnize.net

      Стресс и стрессогенные факторы в жизни ребенка

      При всей опасности материнской депривации есть другие условия и факторы, которые могут негативно влиять на развитие ребенка. Этот вопрос целесообразно рассмотреть в русле обсуждения проблемы стресса и стрессогенных факторов в его жизни.

      Длительное ограничение удовлетворения человеком его биологических, социальных или эмоциональных потребностей в достаточно широком круге исследований получило название стресса. Оно достаточно близко к понятию депривации. Возникновение стресса объясняется несоответствием между требованиями среды и способностями человека к адекватному реагированию на них. Основные акценты исследователей, работающих в этой парадигме, связаны с изучением появления невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Использование понятия стресса расширяет список факторов, которые могут негативно влиять на детское развитие, и заставляет дифференцировать их стрессогенность в зависимости от возраста. Более того, это позволяет заметить, что один и тот же фактор из условия оптимального развития в одном возрасте может превратиться в стрессогенный – в другом.

      В младенчестве главным фактором стресса является лишение ребенка матери или нарушение отношений с нею. В раннем возрасте качество отношений с матерью тоже существенно, но если для младенца очень важна близость матери, то теперь ребенок осваивает возможность самостоятельного существования. Заботливой хорошей матери, которая в младенчестве прекрасно удовлетворяла все потребности малыша, нужно ослабить свою опеку, позволить ребенку быть не всегда чистым, не всегда ласковым, не всегда послушным. Если мать стремится остаться в слиянии с ребенком, сохранить младенческую тщательную заботу, проявляет очень много внимания к питанию, чистоте ребенка, то тем самым она не дает ему достаточно "воздуха" для развития.

      Но наиболее тяжела для ребенка ситуация, когда мать то "душит его в своих объятиях", то относится к нему не по возрасту требовательно, проявляя недовольство тем, что он не соответствует ее представлениям о хорошем ребенке. В данном случае ребенок просто не знает, чего ожидать от матери – шлепка или конфеты. Такая неопределенность является стрессовым фактором даже для взрослого и уж тем более для ребенка. В подобной ситуации возможно появление серьезных заболеваний вплоть до детского онанизма. Одно из наиболее вероятных психосоматических проявлений раннего возраста – запор. Родители на это либо не обращают внимания, либо связывают данное расстройство пищеварения с нарушениями питания. Безусловно, разовые запоры можно рассматривать именно так, но вот склонность к запорам может быть следствием эмоционального дискомфорта.

      На втором-третьем годах жизни может появиться извращение аппетита (симптом Пика), когда ребенок употребляет в пищу несъедобные вещества: уголь, золу, штукатурку и т.п. У очень эмоциональных детей может возникать психогенная рвота (основанная на эмоциональном неблагополучии), у некоторых детей – демонстративная рвота (с целью привлечь внимание). Но чаще всего в этом возрасте рвота используется ребенком в качестве средства протеста против каких-либо действий родителей. Естественно, ребенок делает это неосознанно и потому наказания тут не помогут.

      Частое заболевание вирусными болезнями также носит психосоматический характер. У некоторых детей подобные заболевания принимают хроническую форму (бронхит, отит и т.п.), поэтому взрослым стоит последить за тем, какие события в жизни ребенка вызывают у него болезнь.

      Для дошкольников (от трех до шести лет) важнейшей становится потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Теперь ребенку важно не только чувствовать себя любимым, но и ощущать свое внутреннее единство с близкими людьми, иметь возможность делиться с ними своими мыслями, переживаниями; понимать, что он нужен окружающим и значим для них, что они принимают его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

      В качестве стартовой для появления психосоматических симптомов может стать ситуация начала посещения детского сада. Наиболее тяжело приспосабливаются к изменившимся условиям дети в возрасте от шести месяцев до двух лет. Они труднее всего адаптируются к детскому саду и больше всего болеют. На третьем году жизни нервная система ребенка приобретает бо́льшую гибкость, организм становится сильнее, поэтому ему легче приспособиться к новым условиям. Однако для большинства детей даже после трех лет поступление в детское учреждение является стрессом. Две трети детей при этом испытывают страх, у половины наблюдаются приступы гнева. Примерно на третий день пребывания ребенка в саду отрицательные эмоциональные проявления усиливаются, снижается речевая активность: ребенок меньше и хуже говорит. У плохо адаптирующихся детей в среднем на четвертый день наступают срывы, ребенок может заболеть. Благоприятная адаптация завершается обычно в период между 11 и 24 днями после поступления в детское учреждение, хотя ее сроки могут быть и бо́льшими в зависимости от индивидуального стиля реагирования ребенка на стресс, в том числе от его темперамента. Дети с нерегулярным ритмом сна, питания, дефекации, медленным привыканием к новым видам пищи потребуют больше внимания и терпения со стороны родителей и воспитателей. Слишком резкое давление на детей в плане быстрого приспособления к детскому саду может не только вызвать у них заболевания, но и привести к формированию нежелательных проявлений: страха темноты, вспышек гнева, лживости.

      Адаптация к детскому саду затрудняется, если ребенок дома привык к ласковому демократичному общению с родителями, а воспитатель склонен к авторитарному жесткому взаимодействию с детьми. У некоторых детей полноценная адаптация так и не осуществляется. Ребенок перестает болеть после смены группы или детского сада и воспитателя.

      Но не только разлука с родителями может стрессогенно действовать на ребенка. Дошкольники уже хорошо ориентируются в мире человеческих отношений, которые вызывают у детей разные чувства, причем не всегда позитивные. Неумение ребенка выразить негативные чувства нередко становится причиной заболеваний.

      Как отмечают исследователи, у детей дошкольного, а также школьного возраста проявления психосоматических расстройств становятся разнообразнее и сложнее. Наряду с расстройствами аппетита, тучностью, запором, недержанием кала, которые характерны для маленьких детей, могут возникнуть бронхиальная астма, расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли, недержание мочи, кожные поражения и другие соматические заболевания, вызванные сильными негативными переживаниями ребенка.

      У некоторых дошкольников может наблюдаться лихорадка неясного происхождения: либо относительно сильное (до 39 °С) кратковременное повышение температуры, либо долгое и незначительное (37,1–37,5 °С). Подобное состояние считается неясным, если не обнаруживаются его причины – общие инфекционные заболевания или местные воспалительные процессы, либо если температура не измерялась после физической нагрузки или перегревания ребенка. Считается, что это реакция организма на какой- либо стрессовый фактор, например помещение ребенка в больницу, дискомфорт в детском саду или в семье.

      Эмоционально чувствительные дети могут испытывать боли в животе. Их называют пупочными коликами, поскольку чаще всего они возникают в области пупка, но могут быть и в других частях тела. Такие боли появляются во время еды или после нее в тех случаях, если ребенок не может удовлетворить какие-либо важные для себя потребности, например, получить столько внимания мамы, сколько ему требуется.

      У дошкольников, так же как и у детей более младшего возраста, может возникать психогенная рвота даже при отсутствии нарушений в деятельности желудочно-кишечного такта; обычно она провоцируется гневом или страхом. У некоторых детей рвоты могут повторяться в течение определенного времени.

      Страх или другие сильные переживания могут стать причиной поноса или запора. Переживание ревности, тревоги, боязнь отрыва от близких, обида на них или других людей могут вызывать энкопрез – непроизвольное отхождение кала, когда пачкается белье или это совершается в неподходящем месте. В народе такое явление называют "медвежьей болезнью"; оно может быть как разовым, сопровождающим сильное переживание, так и повторяющимся.

      Длительный эмоциональный дискомфорт может провоцировать заболевание астмой. Острый приступ у больного ребенка часто вызывается эмоциональным стрессом, в то время как положительный эмоциональный фон препятствует наступлению приступа. Нередко столь серьезный психосоматический "крик" ребенок включает в наиболее трудных для себя случаях: при разводе родителей или их постоянных конфликтах, недостаточной эмоциональной включенности их в жизнь ребенка или же, наоборот, при слишком сильной гиперопеке. Но иногда этот "крик" обусловлен особенностями самого ребенка, такими как повышенная возбудимость, чувствительность, впечатлительность, пугливость.

      Для детей младшего школьного возраста серьезным стрессовым фактором становится школа. Ввиду ее особой значимости, важнейшей потребностью ребенка является наличие учебного успеха даже тогда, когда сами родители на этом не настаивают. Недостаточный успех в школе может представлять для ребенка стрессовую ситуацию. Помимо плача и капризов, в том числе нежелания ходить в школу, ребенок приобретает новый язык сообщения о своем дискомфорте – лень, а точнее, то поведение, которое этим словом обозначают. Действительно, если что-то никак не получается и это вызывает сильные переживания, то для экономии ресурсов лучше ничего не делать, не стараться, сдерживать свою активность, казаться ленивым, но не неуспешным.

      Д. Н. Исаев описывает несколько причин детских проблем данного возраста [1] . Первая из них связана с самим поступлением в школу, т.е. необходимостью приспособления к новой социальной роли, школьной дисциплине, работе на уроке. Трудность приспособления зависит от того, насколько правильно взрослые готовили ребенка к школе: привык ли он к посильному труду дома, умеет ли соблюдать установленные дома правила и т.д. Важным условием успешной адаптации к школе является наличие у ребенка навыков самообслуживания. Например, ребенок, который привык убирать свою постель, игрушки, умеет самостоятельно одеваться на прогулку, быстрее усваивает и школьные требования.

      Но главный потенциальный источник детских болезней, как уже отмечалось, – недостаточная успешность в школе. И здесь важно не только реальное положение дел, а то, как сам ребенок воспринимает свои результаты: доволен ли он ими или у него есть более важные заботы? А может быть, он очень сильно переживает? Тогда обучение в школе может существенно повлиять на его здоровье. Дело в том, что технизация современного общества требует усложнения учебных программ и это резко увеличивает трудность усвоения школьных знаний. Действительно, современные учебники даже для первоклассников намного более сложные, чем были еще 10 лет назад. В особенно тяжелой ситуации находятся ученики гимназических классов, элитных школ, где имеются дополнительные уроки для изучения иностранных языков, т.е. учебная нагрузка выше.

      Важным стрессовым фактором в школе является присутствие в ней элементов соревновательности. Практически в любой школе в первом классе – там, где, казалось бы, нет оценок, имеются "солнышки", "тучки", "звездочки" и другие значки, посредством которых учитель оценивает успех ребенка. У тревожных или очень сильно стремящихся к успеху детей это увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Таким детям прямо противопоказаны конкурентные отношения. Сравнивая себя с другими, ребенок ощущает собственную малоценность, поэтому либо стремится во всем быть лучшим, либо обесценить успехи других.

      Большой проблемой для ученика может стать появление у него страха перед учителем, который в этом возрасте воспринимается как "бог", т.е. является особо значимым лицом. Порог возникновения подобного страха различен. Например, особо чувствительный ребенок может испытывать сильный страх, если учитель повышает голос даже не на него самого, а на другого ученика в классе.

      В ситуации особого внимания взрослых в плане возникновения психосоматических заболеваний в начальной школе должны находиться правополушарные дети и дети, которые испытывают социальные страхи.

      Правополушарные дети, как правило, очень эмоционально чувствительны, и даже небольшой отрицательный стимул может быть для них источником стресса. Таким детям труднее учиться в школе, особенно в гимназии или лицее.

      Дети с социальными страхами, т.е. боязнью не отвечать социальным нормам, ориентированы на достижение высокого результата в учебе, соответствие ожиданиям родителей. Если у такого ребенка что-то не получается настолько хорошо, как ему хотелось бы, это может вызвать психосоматическое расстройство. Особое беспокойство у таких детей вызывают контрольные мероприятия, поэтому накануне или во время подобных испытаний у них может сильно болеть голова, живот, появиться тошнота.

      В очень сложной ситуации находятся дети, чьи родители предъявляют к ним требования, с которыми дети не могут реально справиться. Эмоционально чувствительные дети могут реагировать психосоматически на те или иные условия семейной ситуации, которые вызывают у них тревогу.

      Подводя итоги обсуждению проблемы психосоматических заболеваний у детей и факторов, их вызывающих, важно отметить, что стресс – это не простое взаимодействие человека с окружающей средой, а сложный процесс, основанный на интеграции практически всех частей мозга, следовательно, он имеет и биологические и социальные предпосылки. В данном параграфе были рассмотрены социальные предпосылки стресса, потому что именно они определяют сферу деятельности психолога или педагога. В целом же проблему развития в условиях депривации необходимо рассматривать с учетом возраста ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей и условий социализации.

      • [1] См.: Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб., 2004.
      • studme.org

        Стресс. Факторы стресса, зависящие от работника и от организации.

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Кафедра экономики и менеджмента

        Специальность: «Менеджмент организации»

        Шифр специальности: 061100

        По дисциплине: «Организационное поведение»

        На тему: «Стресс. Факторы стресса, зависящие от работника

        и от организации»

        Выполнила: Л.Р. Сагдеева студентка 121гр.

        Руководитель: Н.В. Кораблёва

        1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА

        2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

        2.1. Факторы стресса вне организации

        2.2. Групповые факторы стресса

        2.3. Факторы стресса, связанные с организацией

        2.4. Факторы, влияющие на стресссоустойчивость

        3. ЭФФЕКТЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

        3.1. Преодоление профессионального стресса начинающего агента в страховой компании «Ак Барс-Мед»

        3.2. Предупреждение стресса в страховой компании «Ак Барс-Мед»

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Модное и вместе с тем пугающее всех слово «стресс» («нажим») пришло к нам из мира инквизиции, где означало степень физического давления с помощью натисков, чтобы во время пыток вырвать из жертвы признание. И, хотя инквизиция давно прошла, психологические и психофизиологические пытки, которые мы испытываем во время стресса, не только не прошли, но в процессе развития цивилизации даже усилились. Едва ли сегодня найдется человек, который в той или иной степени не испытывал бы стрессовые переживания. С ним особенно хорошо знакомы все те, кто работают в бизнесе, в мелких, и в крупных компаниях – от простых исполнителей до менеджеров по управлению персоналом и руководителей фирм. Стресс не знает границ, он интернационален и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые высоко развитые, и наиболее бедные. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников – практически ежедневно.

        Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе – это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса. Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний. Это первая фаза стресса, сопровождающаяся ощущением дискомфорта. Человеку становится труднее работать и общаться как с другими, так и с самим собой. Если перед нами ответственный человек и дисциплинированный работник, то он начинает бороться со стрессом, сопротивляться возбуждению и дискомфорту и пытается погасить возбуждение и тревогу. Эта борьба может выражаться в различных формах – бегство от стресса в любые занятия и действия и раздраженный выброс стрессовых переживаний во вне во время работы и общения. Две данные реакции («бей» и «беги») относятся к наследию, оставленному современному человеку его первобытным собратом. Но если на заре истории человеку не требовалось соблюдать нормы цивилизованного поведения, и было достаточно действовать, исходя из соотношения сил (т.е. нападать в ответ или убегать), то в наши дни нужно играть роль, быть политкорректным и выдержанным.

        У современного человека стресс происходит больше всего из-за перегрузок на работе, когда он старается сделать все дела как можно лучше, но потом силы иссякают и он вопреки стараниям работает все хуже и хуже В России люди на работе испытывали стресс всегда и на госслужбе, и в бизнесе. На начальном этапе бизнеса, когда он был еще диким, стихийным, «тусовочным», стресс сопровождал руководителей и сотрудников фирм потому, что все было новым и для того, чтобы вспахать коммерческую целину, необходимо было «ломать» себя, и требовались огромные усилия, несопоставимые с нагрузкой советского периода. Сегодня, когда бизнес вступает в свою цивилизованно-корпоративную фазу, когда в основном все поделено, понятно по ценам, затратам, срокам и перспективам, стресс продолжает присутствовать и даже расти, потому что работать нужно еще сильнее и регулярнее (шальных денег уже не схватишь, жестче налоговый пресс и претензии клиентов, а западные корпоративные нормы с трудом принимаются российской ментальностью с ее вольницей и ленью). Это касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику. Низовой персонал имеет стрессовые переживания по целому ряду причин: основная черновая нагрузка падает на него, все шишки валятся тоже на него, прав не так много, одни обязанности и по части перспектив у большинства низовиков не густо. Персоналу среднего звена, менеджерам тоже есть повод для постоянного пребывания в зоне стресса: если низший персонал осуществляет тяжелую, но во многом механическую работу, то менеджерам приходится тянуть на себе главный воз взаимоотношений с клиентами и осуществлять объем продаж, а это требует размышления, причем, нередко творческого. Если с простых исполнителей по большому счету и требовать нечего, и потому руководству в случае недовольства приходится просто выпускать пар, то к менеджерам гораздо более серьезные и жесткие претензии.

        Всем этим и обуславливается актуальность темы факторы стресса, зависящие от работника и от организации.

        Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.

        Объектом практического исследования является страховая компания «Ак Барс-Мед», занимающаяся страхованием различных медицинских услуг, где могут возникать профессиональные стрессы.

        Задача курсовой работы осуществляется в следующем:

        – Дать полную характеристику понятию стресса;

        – Выявить причины стресса на рабочем месте;

        – Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;

        Курсовая работа включает три главы, каждая из которых подразделяется на подглавы, заключение и использованная литература. Общий объем работы 26 страниц.

        При подготовке курсовой работы широко использовалась литература Джуэлл Л., Карташова Л.В., а также периодические издания – статьи Кирьянова Е.Н., Сердюк В.Г., Веденяпина О. и др.

        В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь [1] дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

        Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).

        Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

        Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

        Но самый сильный стресс переживают, конечно, те, на ком лежит наибольшая ответственность – руководители коммерческих структур и компаний. В то время, как им завидуют их подчиненные, полагая, что продвижение по карьерной лестнице освободит их от напряжений, интенсивность стресса, переживаемого директором или президентом фирмы только возрастает. Не зря в психологии даже введено понятие «стресс руководителя», что отличает его от стресса обычного работника. Впрочем, другой термин – «стресс менеджера» также указывает на всеобщность этого явления. Так обстоит дело не только у нас, но во всем мире. Так в Америке статистика свидетельствует, что руководители фирм, сами водящие машину, попадают в аварии примерно в полтора-два раза чаще, нежели менеджеры и. Тем более, рядовые сотрудники. Но в России, наверное, нет руководителя, у которого переживание стресса случается очень редко. Потому столь плачевно состояние здоровья подавляющего большинства российских руководителей, вполне платежеспособных людей, имеющих возможность как проводить дорогостоящее лечение своих болезней, так и заниматься их профилактикой. По своему опыту многолетнего консультирования ряда руководителей средних и крупных фирм могу сказать, что главной причиной их недугов, безусловно, был глубокий хронический стресс, который они годами зачем-то несли с собой, словно тяжелую гирю.

        Трем стадиям стресса (тревога, борьба, истощение) подвержены не только отдельные люди, но и целые компании, фирмы. Ведь не зря в теории менеджмента существует биологический подход к развитию организации, которую сравнивают с живым организмом, проходящим стадии детства, юности, зрелости, старости (иногда количество стадий увеличивают). В некоторых случаях психологи пытаются ставить диагноз степени стрессового состояния всей компании. Если персонал компании в течение более или менее длительного времени испытывает обеспокоенность своей судьбой и перспективами, если люди в значительной степени недовольны зарплатой, условиями труда и друг другом (что легко выявляется с помощью анонимных опросников), то можно говорить о первой стадии корпоративно-организационного стресса. Если несмотря на директивные приказы руководства и попытки сопротивления стрессу путем закручивания гаек или игнорирования недовольства многих работников, ощущение усталости и раздраженности работой остается в течение довольно долгого времени, то организация находится на второй стадии стресса и близка к третьей. Когда выводы из происходящего руководством так и не делаются, то наступает третья стадия, и организация входит в серьезный кризис. Раздражение становится всеобщим, усиливаются конфликты, люди начинают чаще болеть, вместо работы идет непрерывное обсуждение провала фирмы. И, наконец, из организации начинается бегство кадров, утративших веру в перспективу.

        До недавнего времени подавляющее большинство руководителей крупных компаний игнорировали проблемы стресса, поражающего коллектив на всех уровнях. Последнее время ситуация стала улучшаться, и компании стали заказывать проведение тренингов по стресс-менеджменту, в рамках которых производится оценка стрессового состояния организации. Огромную роль в этом играет позиция руководителя фирмы. Иногда она действует разрушительно на весь коллектив. Не так давно пришлось проводить тренинг по управлению стрессом в одной компании. Само приглашение проводить эту работу было инициировано одним из заместителей директора организации, который в беседе с директором просто настоял на тренинге. Как выяснилось, директор классический трудоголик, измотал весь коллектив своим подходом к работе, заставляя всех вместе с собой работать по 12 и более часов . В результате он все делал сам, не хотел делить полномочия, подвергал сотрудников непрерывному контролю и проверкам. Сверх напряженная неэффективная работа истощила и его самого, но он, несмотря на публичные заявления, подходил к тому, что делает во многом с чисто количественными мерками и оценивал качество работы временными затратами. Как ни парадоксально, но он, горячий сторонник американского стиля в менеджменте, признал свои ошибки только после того, как во время коучинга ему было продемонстрировано два противоположных подхода к управлению – от Картера, и от Рейгана. Как известно, Картер работал по 15-16 часов, многие вопросы не доверял своим заместителям, пытался решать сам. Рейган де работал с 10 до16 часов, решая лишь самые основные стратегические проблемы, а все остальное передоверив команде высокопрофессиональных государственных менеджеров, с которых очень строго спрашивал в течение этих шести часов. А все остальное время после 16 часов он любил просиживать с женой Нэнси у телевизора, категорически запрещая вторгаться в свою жизнь кому бы то ни было. Тем не менее, именно рейгановский подход позволил совершить Америке мощный экономический рывок вперед. Лишь после того, как данному руководителю напомнили про этот в общем-то известный факт государственного стратегического менеджмента США, он начал осознавать свои ошибки и захотел овладеть искусством управления стрессом.

        Правильная антистрессовая стратегия компании начинается с уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко проник в компанию, то значит, ощущение Миссии утрачено, и работники перестали понимать, куда они идут. Руководитель должен спросить самого себя, а затем и свою ближайшую команду – понимают ли они, куда идут? Если это понимание нарушено, то всегда снижается вера в эффективность всего, что делается. В этом случае руководство должно найти способ разъяснить работникам, зачем они собрались, и напомнить, что они — единая команда, вдохнув веру в успех безнадежного дела. Чтобы предупредить и минимизировать стрессы сотрудников, руководство компании должно знать реальную ситуацию в фирме – степень нагрузки и отношение к ней со стороны работников. Для этого нужно регулярно проводить опросы и тесты, чтобы знать ситуацию. Кстати, данная процедура сама по себе имеет психотерапевтическое значение. Постоянный мониторинг позволяет держать руку на пульсе организации и своевременно осуществлять необходимые изменения.

        Наиболее распространенный метод борьбы со стрессом, к которому прибегают в различных компаниях – корпоративные вечеринки. С точки зрения сплочения коллектива – вещь незаменимая, но только для тех, кто умеет во время остановиться после третьей рюмки. Потому к этому старинному рецепту для снятия стресса (пусть и корпоративного), нужно прибегать с большой осторожностью.

        Оценивать степень стресса, понятно, нужно не в пятницу, а в субботу утром. Куда лучше снимают стресс физкультура и спорт, бассейн и тренажерные залы, утренняя пробежка и партия в теннис. Когда-то мне еще в застойное время, приходилось работать психологом в одном институте. До сих пор с благодарностью вспоминаю стоявшие там столы для настольного тенниса, на которых, вместо торчания в курилке, мы играли. Что мешает сделать это для своих сотрудников? По данным медицины, регулярные физкультпаузы на работе улучшают производительность труда на 15%. Так что производственная гимнастика под музыку радио была не столь уж глупа, как те, кто ее отменил.

        Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.

        ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

        Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

        факторы стресса вне организации;

        групповые факторы стресса;

        факторы стресса, связанные с организацией;

        Рассмотри их подробнее.

        2.1. Факторы стресса вне организации

        Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

        Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные [10, 11] о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

        2.2 Групповые факторы стресса

        К групповым факторам стресса можно отнести следующие [4, 9, 12]:

        1) отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

        2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

        2.3. Факторы стресса, связанные с организацией

        Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

        неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине [3, 9];

        невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников [3, 4, 8-10];

        характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников [4, 9-11];

        ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11];

        специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей [2, 9, 11];

        стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных [2, 11, 12];

        давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях [2-4, 10].

        Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

        2.4. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость

        Вышеупомянутые факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. Исследования [4, 10] также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

        Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

        В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи [9] называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А.

        Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман [4] начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий – сердечным приступам.

        Однако некоторые современные исследования [2] не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение [2, 11], что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

        Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом [10].

        Важными факторами являются также:

        Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события [9].

        Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось [2, 12] и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

        Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.

        3. ЭФФЕКТЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

        3.1. Преодоление профессионального стресса начинающего агента в страховой компании «Ак Барс-Мед»

        Страховая компания «Ак Барс-Мед» образовалась 8 октября 2004 года. Основной деятельностью этой компании является заключение договоров обязательного медицинского страхования работников граждан со страхователями, заключение договора с лечебными учреждениями на оказание гражданами бесплатных медицинских услуг по программе государственных гарантий. Также компания предоставляет страхование на различные медицинские услуги. За восемь месяцев, после образования, было заключено 3815 договоров на все виды страхования. Не так давно была признана более подготовленной и способной для работы в системе обязательного медицинского страхования на всей территории Республики Татарстан. Центральный офис Набережночелнинского филиала ООО Страховой компании «Ак Барс-Мед» расположен по адресу пос. ГЭС ул. Столбовая, 44.

        Работникам страховой компании часто приходиться сталкиваться с трудными ситуациями, связанных не только с личными обстоятельствами, но и вынуждающая необходимость ежедневно выдерживать груз информации и проблем своих клиентов, что нередко в итоге приводит к стрессовым ситуациям. Отталкиваясь через это, рассмотрим профессиональный стресс, проблемы, которые возникали на начальной стадии развития данной страховой компании «Ак Барс-Мед» и его практические рекомендации по преодолению, начинающему страховому агенту. [5, c.76]

        Для того чтобы выдержать психологическую нагрузку и не стать жертвой профессионального стресса (а именно так называют специалисты состояние, связанное с ситуациями, возникающими на работе), необходимо прежде всего «знать врага в лицо». Ведь последствия стрессов могут быть очень серьезными. Возникающее напряжение портит жизнь и вредит здоровью, влияет на профессиональные успехи и межличностные отношения. Разумеется, полностью избежать стрессовых влияний вам вряд ли удастся, но можно их минимизировать, научиться на них правильно реагировать и не позволять им существенно влиять на вашу жизнь.

        Если вы выбрали профессию страхового агента, следует смириться с тем, что столкновение со стрессовыми ситуациями в работе будет неизбежным. Это, конечно, не означает, что надо обреченно подставить голову

        xreferat.com

        Стресс в работе медицинской сестры

        Медработники часто сталкиваются с высокой нагрузкой на нервную систему. А происходит это чаще всего именно из-за профессиональной деятельности.

        Работа медсестры наполнена стрессами

        Причины возникновения

        В работе медсестер причин возникновения стресса — множество. Наиболее распространенная из них — психоэмоциональное напряжение. К нему приводят определённые факторы или как их иначе называют, стрессоры. Особенно выделяются следующие:

      • График. В большинстве случаев рабочий день медиков длится сутки. В таком случае естественные биоритмы нарушаются, так как ночь не предназначена для трудовой деятельности.
      • Ответственность за других людей. Консультирование и уход за пациентами требуют контроля.
      • Эмоции пациентов и их близких. На работе медсестра ежедневно окружена различными человеческими эмоциями — эти факторы создают нагрузку на психику.
      • Страх профессионального инфицирования. Возможно возникновение ситуаций, связанных с попаданием биологического материала на кожу или слизистые. Высокая концентрация на процедуре приводит к возникновению страха заразиться.
      • Сверхурочные. Некоторые работники получают низкую заработную плату, что вынуждает их работать больше нормы.
      • Физические нагрузки. Во многих отделениях персонал часто работает физически, к примеру, разгружая каталки с биксами. Некоторые вынуждены трудиться без помощи санитаров.

      Стоит обратить внимание на такой фактор риска, как недостаточность технического оснащения рабочего места. В результате плохого освещения и отсутствия необходимой техники, возникает чрезмерная нагрузка на зрение.

      Медсестры страдают от ненормированного графика, эмоций пациентов и боязни заразиться

      Однако эти факторы не влияют на каждого медработника одинаково. Основываясь на анализе черт характера и подхода к осуществлению профессиональной деятельности, выделяют несколько типов людей, наиболее подверженных стрессу:

    • «Педантичный». Представитель этого типа — перфекционист. Он предъявляет высокие требования как к себе, так и к окружающим.Такому типу людей хочется, чтобы вокруг всегда был идеальный порядок.
    • «Демонстративный». Такой работник обладает качеством лидера и стремится быть им во всем. Не умеет уступать, находить компромисс, что часто становится причиной конфликтов на рабочем месте. У него есть страх сделать что-то хуже, чем другие. А также боится неудач и сильно переживает из-за них.
    • «Эмотивный». Медсестры этого типа чувствительные, ранимые и очень отзывчивые. Из-за того, что они принимают все близко к сердцу, любое ухудшение в состоянии пациента кажется им трагедией.
    • Эмотивные медсестры принимают близко к сердцу состояние пациента

      Опасность нервного напряжения на работе

      Сильная нагрузка на психику является фактором риска для развития заболеваний, к которым из-за профессиональной деятельности предрасположены медицинские сестры. Стресс в работе медсестры приводит к головным болям, повышению артериального давления, снижению иммунитета и раздражительности. Бессонница, беспричинная усталость также могут быть вызваны нервным напряжением. В случае когда имеются хронические заболевания, под влиянием факторов риска они могут усугубиться.

      Если стресс становится хроническим, возникает синдром профессионального выгорания. Потому влияние факторов риска необходимо снижать.

      С психоэмоциональным перенапряжением в профессиональной деятельности медсестры помогает справиться специальная психологическая подготовка:

    • тренинги по разрешению конфликтных ситуаций;
    • обучение сотрудников методам коммуникации с людьми разных возрастов, национальностей и образования;
    • тренинги по карьерному и личностному развитию;
    • антистрессовые программы, обеспечивающие выход негативных эмоций;
    • участие групп поддержки для поднятия самооценки, развития смелости, уверенности в своих силах;
    • программы, направленные на развитие позитивного мышления;
    • тренинги по достижению эмоциональной устойчивости.
    • Важную роль в профилактике стресса играет трудовой коллектив. Нахождение среди людей, к которым можно обратиться за помощью и поделиться тревожными мыслями, делает эмоциональное состояние более стабильным. Помимо способов по предотвращению действия стрессоров, медицинская сестра должна прибегнуть к следующему:

    • Найти хобби, которые не касаются профессиональной деятельности. Это может быть рукоделие, коллекционирование чего-либо или игра на музыкальном инструменте.
    • Читать книги на немедицинскую тематику. Художественная и нехудожественная литература станет хорошим способ снять усталость.
    • Уделять внимание собственным желаниям. Это принесет много положительных эмоций.
    • Освоить методы расслабления. Научившись расслабляться и избавляться от негатива, можно вернуть душевное равновесие.
    • Стремиться воспринимать мир без агрессии и самобичевания.
    • Общаться. Родственники и близкие друзья могут поддержать и помочь расслабиться.
    • Применят лекарственные средства. Если нервное напряжение сильное, стоит воспользоваться медикаментами. Начать лучше с народной медицины — принимать ромашку или валериану. Эти же растения окажут успокаивающие воздействие при добавлении в теплую ванну. Но предварительно лучше проконсультироваться с врачом.
    • Выполнение этих рекомендаций способно избавить от перенапряжения и восстановить психоэмоциональное состояние, если оно было нарушено. Не следует забывать, что избавление от стресса в работе медсестры представляет собой комплекс мер. При этом действия по профилактике и избавлению от факторов риска должны организовываться не только самим работником, но и руководством медицинского учреждения.

      urazuma.ru