Симптомы

Стресс у студента

05.06.2018

Стресс как составляющая учебной деятельности студента

В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ.). Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Следует отметить, что самым ответственным с точки зрения социальной адаптации, социальной и социально-психологической зрелости личности, с точки зрения нравственных и человеческих качеств является студенческий возраст. Студенческий возраст включает следующие возрастные границы: 17 -22 лет[8].

Студенческий возраст является периодом кризиса с пиком развития психических функций, завершением формирования высших эмоций. Возраст совпадает с периодом профессиональной ориентации, определением своего места в жизни, что влияет на эмоциональную устойчивость или неустойчивость, вырабатывая или закрепляя на будущее определенные стереотипы реагирования на жизненные ситуации.[9]

Обучение в среднем и высшем учебном заведении — это стресс для большинства студентов. Воздействие стресса на учащегося начинается с самого начала учебного пути, и преследует его в той или иной степени постоянно. У студентов подверженных стрессу возникают проблемы с получением, переработкой и применением в дальнейшем полученных знаний, что препятствует академической успеваемости. Проблемы с успеваемостью в свою очередь создают дополнительные проблемы. Стресс усугубляется.

Жизнь студента наполнена напряжением, волнительными ситуациями и переживаниями. Возникновение стресса у студентов происходит в основном из-за большого потока новой информации, возникновения проблемных ситуаций, связанных с угрозой неуспеваемости, дефицита времени, конфликта с преподавателем, и, как правило, во время сессии. Конкретными причинами стресса для студента высшего учебного заведения может стать[10]:

Рисунок 3 — Возможные причины стресса для студента

Мнение о том, что все болезни проистекают «от нервов» признается справедливым и в научном обществе, и среди обывателей. Поэтому каждый студент должен помнить о необходимости сохранения душевного равновесия, особенно во время сессии.

Масса экзаменов, зачетов, курсовых работ являются обоснованной причиной для стрессовой ситуации, однако дальнейшее развитие событий: усугубление недуга или преодоления возникших проблем, зависит только от характера человека.

Каждый студент в отдельности должен выделить для себя индивидуальные методы борьбы со стрессом. Но следует обозначить некоторые общие средства в борьбе со стрессом.

В учебной деятельности важно оптимально распределить, время как на выполнение поставленных задач, так и на отдых. Если существует, какой, либо конфликт его следует разрешить, разногласия устранить. Очень важно чувство контроля ситуации, что вероятно является самым важным для преодоления стресса. Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора.

Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. Прогулки на свежем воздухе; посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино); общение с друзьями или другой приятной компанией так же являются неотъемлемыми методами борьбы со стрессом у студентов.

Итак, подведем итог и выделим общую классификацию стратегий преодоления стресса[11]

lektsii.org

Стресс в жизни современного студента

Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

  • Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.
  • Не выполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчет по производственной практике и т.д.
  • Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.
  • Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Слишком большая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.
  • Отсутствие интереса к учебным дисциплинам и выбранной профессии.
  • Неудовлетворительные условия проживания и учебы.
  • Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)
  • Как помочь студенту справиться со стрессом?

    Родители, социальные педагоги, преподаватели и близкие люди должны оказать студенту посильную помощь в преодолении стресса. В отдельных случаях может понадобиться помощь грамотного психолога.

    Ниже приведены некоторые методы борьбы со стрессом у современного студента.

    • Нужно научиться правильно распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.
    • Приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание или найти контрольную работу, а потом идти гулять или общаться с друзьями.
    • Совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе.
    • Спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы.
    • Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время.
    • Искать положительные моменты в любой ситуации.
    • Заниматься спортом: активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.
    • Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресса, все-таки, можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

      supreme2.ru

      Экзаменационный стресс у студентов — как справиться с волнением

      По данным социологических опросов студенты относятся к экзаменам, как к интеллектуальной и эмоциональной перегрузке. На экзаменационный стресс влияют различные факторы, например, зависимость результата и дальнейшего получения стипендии. Ухудшают эмоциональную перегрузку длительное ожидание экзамена, строгий преподаватель, сложный предмет и жесткий лимит времени. Согласно исследованиям у некоторых студентов давление и пульс достигали показателей гипертоников со стажем заболевания. Как уменьшить страх перед экзаменом? Рассмотрим рекомендации психологов. Итак, как бороться с таким явлением, как экзаменационный стресс у студентов.

      Как проявляется стресс перед экзаменом

      Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

      1. Активное реагирование. Перед важным событием у части студентов происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.
      2. Пассивное реагирование. У некоторых студентов, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус. Обычно к концу сессии такие люди сдают оставшиеся экзамены по инерции, они готовы получить любой результат, лишь бы эта «мука» завершилась.
      3. Встречается и эмоционально-конструктивное поведение при стрессе. У студентов повышается интеллектуальная деятельность, они не испытывают сильных эмоциональных переживаний, а лишь сосредотачивают свое внимание на имеющейся задаче.

        Исследователи, изучавшие проблему, считают, что экзамены стимулируют мозговую деятельность и повышают познавательный интерес, активность. Психолог Саразон доказывает, что стресс во время сессии нужен. Так, те студенты, которые волновались перед экзаменами, улучшили свои показатели по сравнению с теми, кто не испытывает стресса в ситуации оценки. При этом нужно учитывать вид нервной деятельности. Для человека со слабой нервной системой любой экзамен является сильным стрессом, он может и не показать своих знаний. А для флегматика с высшим типом нервной деятельности, наоборот, лучше переживать и бояться, тогда результат будет лучше.

        Так, что же делать, когда стресс перед экзаменами не дает сосредоточиться и ухудшает самочувствие? Как справиться с волнением?

        Общие рекомендации психологов

        Хотя стресс в жизни студента и является неотъемлемой частью, нужно чтобы экзамен не стал причиной нервного срыва. Поэтому предложены общие рекомендации, помогающие вернуть устойчивость.

      4. Старайтесь объективно оценивать свои знания и верить в себя. Обычно человек рисует себе страшные картины, но на самом деле это обычный рабочий процесс для преподавателя.
      5. Не пытайтесь быть совершенными. Для чего нужна именно эта оценка? Что она изменит в вашей изни и на что повлияет? Ответы на такие вопросы помогут снизить важность и зависимость от высокой оценки. Придерживайтесь золотой середины и не пытайтесь брать невозможные барьеры. Сейчас экзамены кажутся масштабным мероприятием в жизни, но если смотреть на них в аспекте всей жизни, то это всего лишь незначительнее событие.
      6. Ограничьте перед экзаменами потребление чая, кофе и газированных напитков. Кофеин возбуждает мозг и делает его невосприимчивым к информации. Лучше съесть апельсин, банан или грецкие орехи. Многие студенты знают о приливах сил после шоколада. Некоторые запасаются на период сессии шоколадками, но эффект бодрости от него кратковременный и длится примерно полчаса.
      7. Дыхательные техники преодоления стресса

        Существует множество дыхательных техник, они отвлекают человека от волнения, стресса, насыщают мозг кислородом и позволяют выровнять эмоциональное состояние. Наиболее популярные упражнения описаны ниже.

      8. Одну руку положите на живот, а вторую на область груди.
      9. Вдох начните с живота, полностью заполнив его воздухом.
      10. После того, как достигнут максимальный уровень, заполните воздухом верхние отделы легких — грудь.
      11. После двухсекундной задержки на вдохе медленно выдыхайте – сначала втягивая живот, а после опуская грудь.
      12. Практиковаться в таком дыхании начинайте с минуты, постепенно увеличивая время, длину выдоха и задержку дыхания.

        Этот способ можно применять перед экзаменами и любых других сложных ситуациях. После полного дыхания уменьшается тревога, появляется ясность и силы спокойно оценивать ситуацию.

        «Активирующее дыхание»

        Если при полном дыхании можно успокоиться и снять стресс, то активирующая техника предполагает мобилизацию. Расслабляющий эффект достигается, когда выдох длиннее вдоха. Чтобы собраться и сконцентрироваться, выполните технику «полное дыхание» в обратной последовательности – замедленный вдох и резкий выдох.

        Метод ресурсного якорения

        Как привлечь дополнительные ресурсы для сдачи экзамена? С помощью якорения! Методика рассчитана на приобщение организма к позитивному опыту и получение дополнительной уверенности, смелости в сложной ситуации.

        1. Подумайте о негативном моменте, неприятном событии, во время которого проявлялась сильная тревога.
        2. Подумайте — какое качество пригодилось бы в этой ситуации? Например: уверенность, спокойствие, настойчивость. Выберите качество, которое поможет хорошо себя чувствовать.
        3. Когда ресурсы выбраны, вспомните моменты в вашей жизни, когда это качество проявлялась. Например, вы играли со щенком и отдавали ему команды, чувствуя себя сильным и спокойным. Или уверенно отвечали у доски, смело поднимали руку на занятии точно зная верный ответ.
        4. Зафиксируйте момент проживания ресурсного состояния, погрузитесь в него полностью. Представьте, что это качество — свет, заполняющий всё ваше тело.
        5. Запуск якоря. Лучше всего работает телесный якорь. Во время погружения в ресурсное состояние, возьмите себя правой рукой за большой палец левой руки или незаметно прикоснуться к мочке. Аудиалы могут использовать словесный якорь – слово «уверенность» и «смелость». Теперь это прикосновение или слово — спусковой крючок.
        6. Якоря применяют в любой ситуации, когда необходимо запустить нужное состояние уверенности или спокойствия. Практикуясь в якорении, можно вызывать необходимое состояние в сложной экзаменационной обстановке.
        7. Подберите под себя набор якорей, которые будут отвечать за ресурсные состояния и заякорите их. Теперь вы вооружены!

        Психологические упражнения

        Когда перед экзаменом теряется самообладание и трудно справиться со стрессом, используйте упражнения для снятия тревоги. Но помните, что любые советы психолога будут неэффективны, если не практиковать упражнения и не пробовать справиться с предэкзаменационным волнением. Итак, упражнения для снятия стресса:

      13. Напрягите все части тела последовательно, начиная с пальцев ног и завершая мышцами шеи. Держите напряжение 10 секунд. После этого расслабьте мышцы в той же последовательности — от пальцев ног до шеи. Выполнение техники способствует мощному расслаблению, уходят неприятные соматические ощущения от волнения.
      14. Сядьте, займите удобную позу и положите руки на колени. Ноги при этом должны твердо стоят на опоре. Считайте до десяти, совершая на каждый счет медленный вдох и медленный выдох. Затем закройте глаза и посчитать в обратном порядке. Задержите дыхание, выдыхайте надо на пятый счет. При выдохе представьте как уменьшается напряжение. Постепенно увеличивайте счет до тридцати.
      15. Большим пальцем правой руки надавите на середину ладони левой руки. Именно там находится точка внимания. После десяти повторений такую же манипуляцию повторите на другой ладони. При каждом нажатии делайте вдох, а при ослаблении надавливания — выдох.
      16. Хорошо помогают в тревожных моментах формулы самовнушения. Они должны быть составлены кратко и позитивно. Например: «Я уверен в себе, я ощущаю бодрость. Моя речь спокойна». На каждом слове делайте вдох. После проговаривания сделайте глубокий выдох с сильным чувством освобождения.
      17. Сожмите ладонь в кулак, большой палец внутри. Сжимайте с небольшим усилием, пять или шесть раз. При сжимании делайте выдох, при разжимании — вдох. Можно выполнять упражнение с закрытыми глазами, тогда эффект от него увеличится. Техника помогает лучше запоминать, поэтому, ее хорошо использовать при подготовке к экзаменам.
      18. Видео: беседа с практикующим психологом «Стресс у студентов»

        Если волнение не проходит, то имеются советы, как получить уверенность с помощью народных средств. Хорошо справляются с тревогой травяные отвары: ромашка, пустырник или зверобой. Но с успокоительными средствами лучше не переусердствовать, иначе можно потерять мотивацию в достижении. Умеренная тревожность подстегивает мышление и позволяет добиваться лучших результатов.

        ostresse.ru

        2. Стресс в жизни студента

        Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

        Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

        Интенсивность и напряженность совреме нной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживани й и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

        несданные во время и незащищенные лабораторные работы;

        не выполненные или выполненные неправильно задания;

        большое количество пропусков по какому-либо предмету;

        отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

        недостаточно полные знания по дисциплине;

        плохая успеваемость по определенной дисциплине;

        перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

        конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;

        отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

        плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

        3. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов

        Описание методик , используемых в диагностике учебного стресса студентов

        Исследование учебного стресса мы проводили среди студенто в 10134 группы юридического факультета . Возраст участников — 17-19 лет, пол – женский, мужской . В диагностике участвовал о 25 студентов.

        Для исследования мы выбрали 2 методики:

        Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стрес с; определить основные приемы снятия стресса студентами.

        Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл — минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 — открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

        Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей с трессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

        Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).

        4. Диагностика учебного стресса у студентов

        Таблица 1 — Причины стресса студентов .

        Итак, основными причинами возникновения стресс а у студентов являются строгие преподаватели и жизнь вдали от родителей. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе (можно сделать вывод о том, что группа дружная).

        Средний показатель экзаменационного волнения в группе – 7, 9 Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса "страх перед будущим".

        Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы:

        Значительно уменьшился у 1 студентов

        Незначительно уменьшился у 3 студентов

        Не изменился у 12 студента

        Незначительно возрос у 5 студентов

        Значительно увеличился у 4 студентов

        Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособнос ти студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства с тудентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.

        Таблица 3 — Приемы снятия стресса.

        Из биологических призн аков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студенто в.

        При проведении теста, определяющего уровень са мооценки стрессоустойчивости, средний показатель стрессоустойчивости соста вил 19, 76 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.

        5.Методы борьбы со стрессами

        1. При распределении време ни держать ситуацию под к онтролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуаци и, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

        2. Защищаясь от стресса, м ожно прибегнуть к воображ ению. Его используют для психической релаксации.

        3. Непродолжительные прогу лки на свежем воздухе.

        4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

        5. Общение с друзьями или другой приятной компанией .

        6. Хорошим лекарством от с тресса является смех. Он тренирует многие мышц ы, снимает головную боль , понижает артериальное да вление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

        7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

        8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

          Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов.

          Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

          Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

          Важным направлени ем психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.

          В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах пока зано, что непредсказуемые и неуправляемые событи я более опасны, чем предсказуемые и упра вляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором. и самопринятие.

          1. Собрать достаточную инф ормацию о возможности нас тупления подобных ситуаци й.

          2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

          3. Не пытаться в преддвери и самого события делать поспешные умозаключения.

          4. Осознать, что большую часть вызыва ющих стресс ситуаций чел овек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

          5. Стремиться активно вмеш иваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни спо собствует созданию в орга низме защитного фона про тив стресса, улучшая деят ельность адаптационных ор ганизмов.

          6. Понять и принять, что серьезные перемены — это неотъемлемая часть жизни.

          7. Помнить, что стрессогенн ыми жизненными ситуациями быстрее и лучше овладев ают те, кто умеет использовать методы релаксации.

          Стресс в студенче ской деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностям и процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредств енные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

          Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьб ы с повседневными трудност ями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

          В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки , которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

          Итак, стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружа ющими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

          Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ. — 2006. — с.528

          Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — с.256

          Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. — с.288

          Ресурс Интернета: no-stress.ru/testy/ stress.html

          А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. Психологические технологии управления состоянием человека Издат. «Смысл» 2009.

          Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983 .

          Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.

          Тест на учебный стресс.

          Разработан Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс ; определить основные приемы снятия стресса студентами.

          1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

          1.1 Строгие преподаватели __ _ баллов

          1.2 Большая учебная нагрузка ___

          1.3 Отсутствие учебников ___ _

          1.4 Непонятные, скучные учебники ___

          1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студент ов)

          1.6 Неумение правильно распорядиться ограни ченными финансами

          www.webkursovik.ru

          Молодые люди часто испытывают на прочность адаптационные свойства своего организма. Ведь именно в студенческие годы мы полны сил, активности, нам кажется, что любые преграды преодолимы. В этот период активно проявляется максимализм: победы и особенно неудачи воспринимаются очень близко к сердцу. Поэтому так важно направить энергию в правильное русло, на хорошие дела и поступки.

          И все же почему в эти прекрасные студенческие годы молодые люди сильно подвержены стрессам? Рассмотрим основные причины возникновения стрессовых ситуации в жизни студентов:

        • Начинается это все с поступления в институт- такого желанного и позитивного события в жизни молодого человека. Но стресс на данном этапе может возникнуть у студентов по причине смены привычного круга общения- одноклассников, активного процесса социализации в новом коллективе.
        • В зависимости от того, как прошел первый этап, принес ли он в жизнь молодого человека стрессоры, развивается второй этап — собственно обучение. Оно негативно сказывается в виде информационного перегруза и несистемной работы, неправильном распределении сил.
        • Особо хочется отметить сессию. Ведь это особый период в жизни каждого студента и без сомнения стресс. В сессионный период у студентов нарастает эмоциональное волнение, происходит активное изучение материала за короткий промежуток времени.
        • Получение диплома и сдача государственных экзаменов — период очень похожий на стресс при сессиях, только в несколько раз усиленный.
        • Таким образом, мы видим, что стресс у студентов – реальное явление, имеющее под собой конкретные причины и этапы. Хочется отметить, что все переживают стресс в студенческой жизни по- разному, в зависимости от психологических характеристик личности и темперамента, а также успешности социальных связей. Однако стресс у большинства студентов заключается в том, что огромная нагрузка ложится на психику молодого человека, зачастую не до конца окрепшую, ранимую. Именно поэтому постоянный стресс у значительного числа студентов приводит к злоупотреблению алкоголем, курением, и даже употреблению наркотиков. Это неправильные методы борьбы со стрессом, они не решают проблемы, а только усугубляют её и наносят вред здоровью, приводят к патологической зависимости.

          Основные профилактические мероприятия стресса у студентов

          Стресс у студентов можно и нужно предупреждать следующими профилактическими мероприятиями:

        • системность занятий,
        • грамотное распределение умственной и физической нагрузки,
        • правильное питание,
        • общественная деятельность
        • полноценный сон,
        • здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек
        • регулярные занятия спортом

        Эти и многие другие рекомендации позволят если не избежать стресса в студенческой жизни, то хотя бы обратить его на пользу, повысить адаптационные свойства организма, обрести бесценный опыт и жизненную мудрость.

        vitaportal.ru