Симптомы

Стресс в организации это

26.04.2018

4.Стресс и поведение сотрудников в организации.

Стресс — это напряжение от чрезмерных требований, ограничений или возможностей. Конструктивный стресс оказывает положительное воздейтсвие и на установки, и на производительность. Диструктивный стресс оказывает отрицательное воздействие и на установки и на производительность.

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс — обычное и часто повторяющееся явле­ние (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение го­лода и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и организации.

Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широко­му диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется труд­ной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния. Когда стресс стано­вится чрезмерным, начинаются его внешние проявления, которые негативно сказыва­ются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние условия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощущают постоянное беспокойство. Данные симп­томы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выражением испытываемых в процессе труда стрессов.

Причины стресса. Условия, которые, как правило, вызывают стресс, называются стрессорами. Стрессоры – это факторы, вызывающие стресс. И хотя серьезный стресс может произойти и по одной-единственной причине, как правило, индивид подвергается воздействию нескольких стрессоров.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

1. Организационные факторы:

• перегрузка работника во время рабочего дня — приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

• слишком малая нагрузка работника во время рабо­чего дня — способствует появлению беспокойства относительно своего профессионализма;

• ролевой конфликт — возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

• неопределенность ролей при нечетком формулиро­вании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

2. Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

• положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

• негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т.д.). Отрицательные последствия стресса:

• физиологическая реакция организма (язва желуд­ка, головная боль, заболевания сердечной и дыха­тельной систем и т.п.);

• психологическая реакция (раздражительность, бес­сонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Стресс может возникнуть у работников любых профессий и специальностей, а его характер во многом определяется индивидуальными реакциями на стрессоры. Частично это различие заложено в опыте каждого работника, его мировоззрении и его внутренних факторах. Однако существует ряд внешних, относящихся процессу труда условий, которые наиболее часто обусловливают возникновение грессов.

Рабочие перегрузки и жесткие временные рамки оказывают давление на работ-иков и ведут к стрессам. Очень часто эти воздействия исходят от руководства, низкое качество менеджмента также может быть причиной стресса (автократическое руководство, атмосфера незащищенности на рабочем месте, неадекватные должност­ям обязанностям полномочия).

Одна из самых распространенных причин стрессов — ролевые конфликты и нео-пределенность, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданиях коллег и менеджеров. Расплывчатые должностные инструкции означают отсутствие у работника формальной модели ожидаемых действий.

Типичные причины стрессов в процессе труда

Давление факторов времени

Низкое качество управления

Атмосфера незащищенности на рабочем месте

Несоответствие полномочий и обязанностей

Ролевые конфликты и неопределенность

Различие между системой ценностей компании и работника

Изменения любого типа (прежде всего радикальные и нестандартные)

Еще одна причина стресса — различия систем ценностей сотрудника и компа­нии. Существенные расхождения нередко приводят к нервно-психическому стрессу (работнику необходимо достичь баланса ценностных систем).

Общая причина многих стрессов — организационные изменения любого типа, по­скольку все они требуют умения адаптироваться к новым условиям. Особенно сильный стресс вызывают радикальные или необычные перемены, такие как временная приоста­новка производства или перевод на другую работу, что ведет к повышению уровня тре­вожности работников относительно финансового положения. Очевидно, что в процес­се труда работники подвергаются воздействиям многочисленных мощных стрессоров.

В зависимости от уровня и «знака» стресс оказывает как положительное, так и отрица­тельное влияние на показатели выполнения рабочих заданий. Отсутствие стрессов означает, что работникам ставятся весьма простые задачи, и в данном случае показатели их выполнения находятся, как правило, на низком уровне. По мере увели­чения уровня стресса возрастают и показатели производительности, так как стресс помогает человеку привлекать дополнительные ресурсы, необходимые для удовлетво­рения предъявляемых процессом труда требований. Конструктивный стресс — здоро­вый стимул, побуждающий работников реагировать на содержащийся в задаче вызов.

Если уровень стресса становится слишком высоким, он превращается в деструк­тивную силу. Показатели работы начинают снижаться после достижения неко­торой точки, поскольку излишний стресс препятствует выполнению рабочих заданий. Работник утрачивает контроль над стрессом, теряет способность принимать решения, неадекватно ведет себя. Если стресс нарастает и достигает точки сры­ва, показатели работы стремятся к нулю, сотрудник чувствует себя слишком плохо, отказывается выходить на сопряженную со стрессом работу, увольняется.

Как организации, так и отдельные индивиды весьма озабочены проблемами стрессов и их последствий. Попытки управления стрессом предполагают выбор одного из воз­можных решений — предотвращение и контроль над уровнем стрессов, уклонение от стрессов и их преодоление. Профилактика стресса подразумевает сведение к минимуму вероятности возниконовения стресса. Управление стрессом подразумевает активный подход к борьбе со стрессом, влияющим на поведение. Благополучие подразумевает сохранение физического и психического здоровья для того, чтобы было легче справиться со стессом, если он возникает.

Такие организационные мероприятия, как улучшение коммуникативных навыков менеджеров, участие сотрудников в управлении, обога­щение процесса труда и внедрение программ ОР, направлены на снижение или ис­ключение факторов напряжения. Возможности уклонения от стресса отдельных работников включают в себя перевод в рамках организации, переход на другое место работы, досрочный выход на пенсию или тренинг, позволяющий противостоять фак­торам напряжения. Преодоление стрессов предполагает совместные усилия работни­ков и руководителей и может включать социальную поддержку, возможность релак­сации, биологическую обратную связь и личные оздоровительные программы.

Некоторые сотрудники испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего их мира, ощущают недостаток межличностных отношений. Люди с амбициями и сильной потребностью в независи­мости нередко с трудом устанавливают близкие отношения с друзьями и коллегами, жертвуя социальными потребностями ради достижения успеха. Дефицит социальных контактов обусловливает высокую степень тревожности, озлобленность и одиноче­ство.

Лекарство от этой «болезни» — социальная поддержка в организации и за ее пределами, т. е. система поддерживающих видов деятельности, взаимодействий и от­ношений, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей работников. Вы­деляют четыре типа поддержки: инструментальную (поддержка задачи), информаци­онную, оценочную и эмоциональную.

Методы преодоления стрессов:

разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

научиться говорить «нет»;

не соглашаться на противоречивые требования ру­ководителя.

Методы, способствующие преодолению стрессово­го состояния работников:

оценка способностей, потребностей и склоннос­тей для принятия решения о характере и объемах работы;

при наличии аргументированного обоснования поз­вольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

полномочия, ответственность и ожидаемый резуль­тат должны быть четко описаны. Необходимо ис­пользовать обратную связь для того, чтобы убе­диться в адекватном восприятии задания сотруд­ником;

использование ситуационного подхода к лидер­ству;

обеспечение надлежащего вознаграждения за эф­фективную работу;

развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

studfiles.net

/ ГОСЫ / 14. Стресс в организации

Стресс в организации.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражи­тельность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Кард Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер»: «Стресс — это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс нулевой стресс невозможен».

Тот тип стресса который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю апетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходятся организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников» коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо к косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся».

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Широко распространенной, понятной причиной стресса является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, — задание, которое следует завершить и конкретный период временя. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество задании или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства» Работник, не получающий работы» соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным.

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почув­ствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследование 2000 рабочшмгужчия 23 профессий показало что индивидуумы» имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менееподвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако как было показано далее, взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Исследования также покаяаля, что неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в оогямжкщяя я необоснованные требования друг к другу тоже могут вызвать стресс.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанной с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результата работы.

Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих Себе. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Бели он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку ил» ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы ухе идти домой или заняться другой работой».

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, мы предлагаю следующее.

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Красивоебла-бла-бла с примерами

Реакция на стресс, повышенное нервное напряжение, – это ответ человеческого организма на любое предъявленное ему внешней средой требование. По мнению основоположника теории стресса Ганса Селье, это «адаптация к возникшей трудности, какой бы она ни была». Важно направить стрессовую реакцию в безопасное русло. Данную задачу и решает стресс-менеджмент.

Стресс под контролем

Концепция стресс-менеджмента предполагает обучение сотрудников компании:

— навыкам диагностики стрессовых ситуаций (следует заметить – в индивидуальном порядке, поскольку реакции людей на стресс сильно разнятся);

— приемам смягчения негативных воздействий с учетом собственных «слабых мест»;

— способам максимально быстрой и эффективной нейтрализации закономерных, с точки зрения физиологии, реакций человеческого организма на изменения внешней среды.

Стресс-менеджмент связан с такими видами управления, как менеджмент внутрифирменных коммуникаций, риск-менеджмент, конфликт-менеджмент, поскольку они оказывают стрессовое влияние на весь коллектив компании или некоторых сотрудников. Но в большинстве случаев реакция (то есть всевозможные мероприятия по стресс-менеджменту) на упомянутое стрессовое влияние чаще всего носит спонтанный характер, и задачи решаются исключительно тактические, что в корне противоречит концепции управления стрессом.

Управление стрессом включает следующие меры:

— признание (в том числе, и на высшем управленческом уровне) того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а значит, и на делах предприятия;

— создание разветвленной системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия, так и его возможных последствий.

Стресс-менеджмент в России все еще находится на этапе становления. До разразившегося осенью 2008 г. кризиса управление стрессом заключалось в следующем: проводились специальные тренинги; в «социальный» бюджет закладывались немалые средства для того, чтобы сотрудники имели возможность поддерживать свое физическое здоровье, например, посещать бассейн или тренажерный зал. Во многих организациях серьезно, не «для галочки», проводились кампании по борьбе с курением, занятия с приглашенным специалистом по йоге или консультации психолога. Медицинское страхование персонала стало настолько привычным, что воспринималось как норма, а его отсутствие – напротив, как недоработка руководства.

Кризис все изменил. Грустная закономерность: в сложной и нестабильной ситуации экономить приходится в первую очередь на обучении и «социалке». Это никому не нравится, но иных вариантов немного. Другая сторона медали – именно в условиях кризиса мероприятия по стресс-менеджменту особенно своевременны и дают максимальный эффект, повышая не только сопротивляемость сотрудников стрессовой нагрузке, но и уровень их лояльности к компании и руководству. Как это происходит?

На данный момент практически в любой профессиональной деятельности, а особенно в так называемых «квалифицированных видах труда», наиболее типичны и распространены следующие причины стресса:

Дефицит времени и высокая ответственность вкупе с боязнью совершить ошибку.

Неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения.

Социальная значимость, престиж профессии и стремление к ее соответствию внутренним запросам личности.

Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе.

Изменение характера информационных нагрузок как следствие внедрения в компании IT-технологий.

Деперсонализация профессиональных контактов.

Проблема распределения времени.

Анализ этого внушительного списка приводит к выводу о том, что избежать столкновения, как минимум, с половиной из перечисленных в нем стрессоров невозможно в принципе, а некоторые из них (например, пункты 1, 2, 4) вследствие кризиса приобрели чрезвычайно высокую актуальность.

Защита от стресса

Классические способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции состояний. До кризиса частично они использовались в нашей стране, но, увы, «в народ» так и не пошли. Более простые средства, почти не требующие материальных затрат, тоже, как ни странно, пока используются довольно редко. Рассмотрим на примерах.

Пример 1, докризисный. Несколько лет назад руководство очень уважаемого банка решило серьезно заняться стресс-менеджментом. Было приобретено дорогостоящее оборудование, обустроена специальная комната релаксации для сотрудников: огромный аквариум с тропическими рыбками, несколько массажных кресел, «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками из мягкого пластика, мерцающие огоньки, пятьдесят ароматов эфирных масел, расслабляющая музыка, зимний сад. Потратив большие деньги на интерьер, руководители забыли о главном – объяснить сотрудникам, для чего все это создано. Поэтому сначала в релаксационную комнату ходили на экскурсии, потом стали использовать как «курилку», обсуждая в ней профессиональные вопросы. Когда были сломаны два массажных кресла, а кто-то покормил рыбок бутербродом с колбасой, комнату заперли на замок. С тех пор чтобы пойти «побороться со стрессом», приходилось писать заявление и собирать три подписи.

Что показательно: те немногие, кто использовал комнату релаксации по ее прямому назначению – в течение 10–15 минут отдохнуть и восстановить силы, начальниками отделов воспринимались как лентяи, подыскивающие повод увильнуть от работы. Высшее руководство было раздосадовано тем, что подчиненные не оценили заботу. А ведь надо было лишь, во-первых, рассказать сотрудникам о том, зачем нужна комната релаксации и как ею пользоваться, и, во-вторых, объяснить начальникам отделов, что задачи, которые с ее помощью решаются, – суть стратегические, поскольку «здоровый и уравновешенный работник – эффективен и мотивирован». Просто? Куда же проще! Но вот, не предусмотрели мелочей, а в результате пострадали как люди, которые утратили возможность быстрого восполнения сил, так и сама идея стресс-менеджмента, оказавшаяся в этом банке изрядно скомпрометированной.

Пример 2, «кризисный». Та же компания, те же руководители, куда более напряженная обстановка – ведь банковская сфера первой испытала на себе воздействие кризиса. И принципиально иной подход руководства к стресс-менеджменту. Что же было сделано?

Сначала директора, разумеется, с помощью сотрудников HR-отдела, трезво оценили текущую ситуацию и определили, с какими стрессорами предстоит бороться. Общая картина не радовала: витали слухи о том, что «всех уволят» и «всем сократят зарплату в два раза», психологический климат заметно ухудшился, стало гораздо больше конфликтов, упала трудовая дисциплина. Люди начали чаще болеть, но на работу все равно приходили – чтобы не раздражать руководство. В приватных беседах сотрудники жаловались друг другу: «почва уходит из-под ног, и непонятно, что нас ждет впереди». Следовательно, главными стрессорами стали два фактора: недостаток информации и проистекающее из него чувство потери стабильности, а именно она, напомним, в классической пирамиде Маслоу относится к базовым потребностям человека и подлежит удовлетворению в первую очередь.

Приняли план антистрессовых мероприятий. Понятное дело, одной комнаты релаксации уже было мало – даже если не собирать все подписи для ее посещения, требовались иные меры, впрочем, куда более простые и менее затратные. Сотрудников проинформировали о положении дел в банке и его перспективах на ближайшие четыре месяца. Сообщение было структурировано так:

— признание руководством проблем;

— рассказ о мерах, в том числе и непопулярных, которые были и будут приняты, с объяснением причин (но не оправданием), по которым пришлось на них пойти;

— обозначение минимального срока действия некоторых мер (например, сокращение бюджета на «социалку») – чтобы у сотрудников не возникло ощущения, что это навсегда.

Это если и не успокоило людей полностью, то, по крайней мере, снизило психологическое напряжение. Заметно изменился психологический климат в организации.

Кстати, тогда же руководство вновь открыло комнату релаксации для свободного доступа – но уже учтя предыдущие ошибки и попросив сотрудников HR-отдела довести до всеобщего сведения как смысл релаксации в специальном помещении, так и правила пользования инвентарем. Сейчас комната стала популярной. Кроме того, банк заключил договор на абонентское обслуживание с центром психологической помощи, и теперь сотрудники могут проконсультироваться с квалифицированным психологом, оплачивая при этом 50% стоимости его услуг. И это обходится банку в куда меньшую сумму, чем оплата посещения персоналом фитнес-центра, от которой пришлось отказаться в целях экономии.

Кризис – в помощь

Кризис и его последствия еще долго будут влиять на российскую экономику. И что же делать отечественным компаниям в ситуации, когда бюджета на стресс-менеджмент практически нет, а необходимость в антистрессовых мероприятиях колоссальна? Выходом могут быть следующие меры:

Приложить максимум усилий для того, чтобы хотя бы частично нейтрализовать воздействие неизбежно сопутствующего кризису стрессора: страха за будущее. Полностью побороть его вряд ли удастся, но даже незначительное уменьшение скажется на общей атмосфере в компании. Свято место пусто не бывает – если у людей нет сколько-нибудь правдивой (или даже правдоподобной) информации, они придумают свою, поверят в нее и найдут в ней обоснование всему: и опозданиям, и низкому качеству работы, и конфликтам с коллегами. Поэтому информационный вакуум следует устранить – и лучше всего это получится у HR-службы.

Весьма желательно установить, какие именно стрессоры, кроме присущих кризисной ситуации, чаще всего возникают в конкретной компании. Некоторые из них довольно легко нейтрализуются путем обучения персонала (конечно, в кризис бюджет на развитие сокращается, но совсем обучение, скорее всего, не остановится). И вовсе не обязательно проводить тренинг или семинар по тематике стресс-менеджмента. Одна из распространенных ошибок – считать, что тренинг «управление стрессом» поможет победить накопившиеся за долгий срок проблемы, помноженные на «проверку кризисом».

При патологической нехватке времени поможет курс по тайм-менеджменту. Давление тяжкого груза ответственности на «топов» снимается тренировкой навыка делегирования полномочий на курсах вроде «Эффективный менеджмент» или «Базовые управленческие навыки». Несовершенство профессионального взаимодействия преодолевается на занятиях по развитию коммуникативной компетентности. Прочие же вопросы, требующие только индивидуального подхода – решаются HR-политикой, одним обучением обойтись сложно.

Так, информационные нагрузки, непомерно возросшие вследствие внедрения новых технологий (или увольнения части сотрудников с последующим распределением объема их работы между оставшимися), нередко появляются не как логичное продолжение кризиса, а просто потому, что люди не были подготовлены к грядущим изменениям, и им не дали времени к ним привыкнуть. Неважный психологический климат в компании может быть связан с нехваткой мероприятий по командообразованию (от грамотно организованного корпоративного праздника до свежего анекдота на внутреннем сайте). Решению личных проблем кого-либо из сотрудников поможет «разговор по душам», «подарок» в виде двух дней отпуска. Даже если совсем нет возможности материальной поддержки, вовремя побеседовать с человеком – значит, применить технологию управления стрессом. В конечном счете, это одна из обязанностей специалистов отдела персонала, хотя у них часто не только не хватает времени на нее, но и нет даже уверенности в том, что она нужна.

HR-менеджерам почти всегда приходится доказывать и руководителям, и коллегам из других отделов, что идея управления стрессами имеет право на существование, а также обосновывать его значимость для компании. Убедить в необходимости стресс-менеджмента сложно, потому что непонятно, как оценить эффект, – разве что по уменьшению жалоб клиентов или сокращению поломок оргтехники. Или по тому, что сотрудники стали меньше конфликтовать. Или, еще туманнее, – по позитивным изменениям психологического климата… Субъективный критерий можно выбрать самостоятельно, – стопроцентно объективного, к сожалению, нет. И кризис (не было бы счастья, да несчастье помогло) может прийти на помощь HR-специалистам. Ведь в условиях экономического спада именно трудовые усилия персонала компании приобретают решающее значение для удержания бизнеса на плаву. А их качество нельзя обеспечить репрессивными мерами: человек в ситуации нестабильности крепче держится за свою работу, но это совсем не означает, что он лучше ее выполняет. Значит, чтобы обеспечить нужный уровень эффективности, надо людям помочь:

Признать тот факт, что стрессовая нагрузка на персонал усилилась, а бюджет на мероприятия по профилактике стресса уменьшился, уделять им основное внимание. Другими словами, стараться прогнозировать последствия тех или иных событий и «обходить острые углы»: вовремя предоставлять информацию о характере изменений в компании, пресекать негативные слухи, ориентировать людей на светлое будущее, причем ближайшее.

Просвещать сотрудников в области стресс-менеджмента – с тем, чтобы они сами стремились сохранять собственное физическое и психическое здоровье. Частая проблема в российских компаниях – непонимание людьми всей опасности многочисленных стрессов и незнание элементарных методов противодействия им. Краткой, на 20–30 минут, лекции о «домашних» методах стресс-менеджмента иной раз бывает достаточно, чтобы коренным образом изменить отношение слушателей к этой проблеме.

Не терять надежды донести до высшего руководства идеи четко организованных, регулярных (а не антикризисных) и продуманных мероприятий по стресс-менеджменту. Кризис – он не навсегда, и через некоторое время (надеемся – недолгое), тема управления стрессом проявится опять. К этому надо готовиться.

Стресс-менеджмент – это лишь часть общего менеджмента организации. Жизнь заставляет серьезно менять технологии управления компанией, а значит, и стресс-менеджмента

ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Рассмотри их подробнее.

2.1. Факторы стресса вне организации

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы — работников — естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные [10, 11] о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

2.2 Групповые факторы стресса

К групповым факторам стресса можно отнести следующие [4, 9, 12]:

1) отсутствие групповой сплоченности — отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов — наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

2.3. Факторы стресса, связанные с организацией

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

§ неуверенность в завтрашнем дне — для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине [3, 9];

§ невозможность влиять на свою работу — как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников [3, 4, 8-10];

§ характер выполняемой работы — сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников [4, 9-11];

§ ролевая двусмысленность и ролевой конфликт — оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом — различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11];

§ специфическая организационная структура — например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей [2, 9, 11];

Советы по личностному росту

Стресс это в менеджменте

Даже в организации с хорошо поставленным координированием и контролем нельзя избежать стрессовых ситуаций. Превышение уровня напряжения негативно сказывается на моральном состоянии персонала, психологическом климате в коллективе, страдают показатели трудовой деятельности. Для эффективной работы необходимо разрабатывать систему управления стрессами в менеджменте организации.

Необходимость управления стрессами

Что такое управление стрессами в организации? Это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются причины стресса. Важным моментом является обучение методам выхода из критического состояния.

Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:

  • управление напряжением на уровне всей структуры компании;
  • выход из стресса отдельной личности.

Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Сегодня профессиональная деятельность усложняется, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, так как обстоятельства ограничивают со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.

На Западе уже давно вводятся программы, направленные на управление стрессом. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг. После года работ оказалось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.

Для российского бизнеса управление стрессовыми состояниями пока в новинку, но многие руководители, в том числе менеджмент высшего звена, работают в этом направлении.

Крупные компании включают в программу развития организации тренинги по повышению устойчивости к стрессам.

Причины стресса в организации

Что является источником напряжения в компании и на производстве? Специалисты выделяют несколько причин:

  • Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярные авралы.
  • Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, завхоз выполняет функции оператора или товароведа.
  • Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями.
  • Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
  • Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а работа организации нужна не на практике, а в теории.
  • В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
  • Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга.
  • Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
  • Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места.
  • Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
  • Личные трудности и-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников.
  • Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность. Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.

    Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.

    Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации

    Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:

    1. Выявление источника напряжения.
    2. Умение оценить интенсивность стрессового влияния.
    3. Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности.
    4. В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения. Это значимость ситуации, новизна, нагрузка, риск, цейтнот.

      Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: « Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.

      Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:

    5. Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс.
    6. Можно описать стрессовую ситуацию, оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации. Например, если я скажу руководителю о сильной загруженности, то что за этим последует?
    7. Разработка плана по снижению стресс-факторов.
    8. Использование тайм-менеджмента, различных практик по выходу из стресса.
    9. Задача вторая – работа с психическими состояниями

      Шкала эмоций позволит эффективно распознавать свои состояния.

      Стресс менеджмент позволяет человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:

    10. Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
    11. Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
    12. Обучение включает переход из одного состояния в другое.
    13. Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.
    14. Задача третья – самовосстановление

      Необходимо пополнять запасы жизненной энергии, поэтому стресс менеджмент включает необходимость такого раздела, как восстановление.

      К основным средствам восстановления относят:

    15. Мышечная релаксация, гипноз, аутогенная тренировка, то есть психологические способы восстановления.
    16. Психогигиена. Она включает разнообразный досуг, отдых на природе, комфортные условия работы и проживания, социальное общение.
    17. Соблюдение режима дня, умение планировать деятельность, совмещать периоды труда и отдыха.
    18. Подключение лечебно-биологических способов. В них входят массаж, баня, здоровое питание, водные процедуры.
    19. Медикаментозные способы на натуральной основе. В эту группу попадают витамины, травы, ароматические масла.

    Что может предпринять руководитель

    Полноценный менеджмент невозможен без участия в нем руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:

  • Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс.
  • Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе.
  • Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива.
  • Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека.
  • Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала.
  • Важно: руководитель должен уметь справляться с собственным напряжением, а потом транслировать поведение подчиненным.

    Что может предпринять сотрудник

    Тренинг «Менеджмент стресса» позволяет научиться многим способам управления в ситуации напряжения. Но с некоторыми рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно.

  • Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
  • Не рекомендуется откалывать мелкие дела на другой день. В итоге не избежать нагрузки и стресса, связанного с авралом.
  • Считайте удачи и достижения. Это стимулирует, снимает раздражение и усталость.
  • Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
  • Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
  • Результативны дыхательные техники, когда тканям не хватает мышечного напряжения, то начинается мышечное напряжение.
  • Стресс менеджмент позволяет снизить уровень напряжения, достигнуть спокойствия и получить удовлетворение от работы. Умение управлять стрессом – необходимый ресурс в рабочей деятельности. Полностью избежать критических ситуаций невозможно, они регулярно встречаются в жизни. Но приемы и техники помогают извлечь пользу даже из кризисных событий.

    Стрессы преследуют нас всюду – дома, на работе, в очереди за покупками. Но больше всего нам досаждают стрессы на работе. Как их избежать, что делать, если скрыться от стресса не получается? Этими проблемами занимается стресс-менеджмент, в буквальном переводе – управление стрессом.

    Стресс-менеджмент – что это?

    Как уже говорилось выше, понятие стресс-менеджмент включает в себя методы управления стрессом, а также способы справиться с последствиями стрессовой ситуации.

    Стрессом на рабочем месте (профессиональным) можно и нужно управлять. Стресс-менеджмент предполагает принятие мер как на уровне организации, так и на уровне отдельных работников.

    Со стороны организации должны быть приняты следующие меры:

  • организация благоприятного климата внутри фирмы (наличие обратной связи, учет мнения сотрудников в принятии решений, проектные и командные формы труда);
  • равномерное распределение рабочей нагрузки;
  • четкое обозначение обязанностей и ответственности;
  • социальная поддержка сотрудников;
  • корпоративные программы управления стрессами.
  • Конечно, не во всех организациях обращают внимание на создание благоприятной рабочей атмосферы, а уж о том, чтобы внедрять специальные программы по борьбе с профессиональным стрессом и речь не идет. Только некоторые компании тратят средства, чтобы научить своих работников, как пережить стресс на работе. Поэтому-то и приходится бороться со стрессом и искать способы его снятия самостоятельно.

    Как снять стресс на работе?

    Не важно, почему возникла стрессовая ситуация – накричал начальник, надоели глупые вопросы коллег или стресс возник на новой работе из-за большого объема непривычной информации, способы справиться с ситуацией одинаковы. По большому счету все способы справиться со стрессом, можно разделить на 2 категории: релаксация (расслабление, снятие напряжения) и модификация поведения.

    Сначала поговорим о релаксации. В стресс-менеджементе существует целый раздел, посвященный упражнениям на снятие напряжения. Вот некоторые из них.

  • Сядьте удобно, подождите, пока дыхание не станет обычным для состояния покоя. Вдох должен длиться 2 удара сердца, а выдох – 4, задержек дыхания быть не должно. Позднее можно будет перейти к более медленному дыханию. Подышав так в течение минуты, можно избавиться от перенапряжения.
  • Если такое упражнение не дает положительных результатов, попробуйте наполнить процесс дыхания нужным значением. Дышите медленно, представляя, что с каждым выдохом вас оставляют все негативные эмоции. А вдыхая, представляйте поток спокойной силы, который заполняет ваше тело, сменяя все дурное, что успело в вас накопиться.
  • Встаньте, закройте глаза и сильно напрягите мышцы ног и рук. А теперь, считая до 3, подрожите всем телом, как это делают, выходя из воды, собаки. Представляйте, что в разные стороны от вас летят брызги плохих эмоций, переживаний, усталости. После такого отряхивания расслабьте мышцы и откройте глаза.
  • Расслабьтесь, закройте глаза, дышите ровно. Представьте, что от вашей макушки отходит золотая нить, которая связывает вас со Вселенной. Через эту ниточку вы получаете положительную энергию. Когда происходит стресс, ниточка становится заблокированной (завязывается узелками, закрывается тучами, представляйте то, что более наглядно для вас). Чтобы вновь получить так необходимую во время стрессовой ситуации поддержку, нужно освободить эту ниточку. Представляйте, как вы убираете все препятствия, и поток энергии Космоса вновь начинает питать вас через эту нить.
  • Когда напряжение снято, можно переходить к модификации поведения, изменению отношения к произошедшей ситуации. Помогут фразы «на ошибках учатся», «много работы – возможность себя проявить», «все проходит, и это тоже пройдет». Чтобы найти выход из ситуации, посмотрите на нее со стороны, беспристрастно, будто это произошло не с вами.

    Управлять стрессом помогают как специальные упражнения, так и любимые занятия. Многим помогает прослушивание любимой музыки, кто-то, придя домой, начинает вязать, некоторые сбрасывают негативные эмоции в спортзале. Кстати, последний вариант очень рекомендуют специалисты, как средство для увеличения запаса жизненных сил (если их больше, то и стресс будет влиять меньше) и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

    Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Понятие стресса в менеджменте и причины его возникновения. Понятие аутогенного менеджмента.

    1.1. Сущность стресса. Стресс в менеджменте……………………………6 1.2 Причины возникновения стресса в менеджменте, виды стресса и его последствия………………………………………………………………………..8

    1.3 Понятие аутогенного менеджмента…………………………………..17

    Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, часто приводит к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

    Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс — это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907-1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

    Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс — это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт — это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

    В целом стресс — явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

    Менеджмент (англ. management, от manage — управлять), совокупность принципов, методов управления фирмой (шире – экономикой), направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала фирмы. Менеджмент тесно связан с оптимизацией использования фирмой таких ее ресурсов, как персонал, оборудование, методы деятельности, материальные ресурсы и денежные средства.

    Аутогенность – метод психотерапии, основанный на самовнушении.

    Из данных определений можно сделать вывод, что аутогенный менеджмент – это совокупность определенных принципов и методов управления, основанных на внушении и самовнушении для максимального использования внутреннего потенциала управляемой организации, т.е. управление с использованием психотерапии.

    Аутогенный менеджмент изучает влияние стресса на организм человека внутри организации и основной его задачей является борьба со стрессами. Под борьбой со стрессами подразумевается как сама борьба со стрессами, так и методы профилактики стрессов.

    При правильном использовании психотерапии можно избежать большинства конфликтов, которые влекут за собой стрессовые ситуации, что в свою очередь не позволяет достичь максимального использования потенциала данной организации. Чтобы правильно использовать методы психотерапии управляющему необходимо знать не только принципы управления, но и уметь воздействовать на людей. А для этого, в свою очередь, необходимо хорошо разбираться в психологии людей, уметь находить подход к каждому отдельно взятому служащему, а также избегать возникновения стресса.

    Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, так как люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно значима эта тема для менеджеров, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

    Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие стресса в управлении, раскрыть сущность аутогенного менеджмента, изучить методы борьбы со стрессом, составить эффективные рекомендации по управлению стрессом для менеджеров.

    Объект исследования – организация управления стрессами в менеджменте.

    Предмет исследования – методы управления стрессом в менеджменте.

    Гипотеза исследования: изучив сущность стресса и его влияние на человека, способы управления стрессами, рассмотрев специальные техники и упражнения, можно составить эффективные рекомендации для менеджеров по управлению стрессами.

    — на основе изучения и анализа литературы по теме исследования раскрыть сущность стресса, его виды, причины возникновения и последствия;

    — рассмотреть понятие аутогенного менеджмента и его использование в повседневной практике;

    — провести анализ современных методик по управлению стрессом;

    — разработать практические рекомендации по эффективной борьбе со стрессами для специалистов в сфере управления.

    Методологическую основу исследования составили научно-теоретические работы по психологии, социологии, медицине, менеджменту.

    В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, аналитический, синтетический, эмпирический.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    live-leader.ru