Симптомы

Стресс в университете

14.06.2018

Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Новгородцева И.В., Мусихина С.Е., Пьянкова В.О.,

Текст научной работы на тему «Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления»

?ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

И.В. Новгородцева, С.Е. Мусихина, В.О. Пьянкова

УЧЕБНЫЙ СТРЕСС У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

I.V. Novgorodtseva, S.E. Musihina, V.O. Pyankova

TRAINING STRESS OF MEDICAL STUDENTS: CAUSES AND MANIFESTATIONS

Kirov state medical academy

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано именно с чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое возникает у человека, или со стрессом. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Психологический стресс — это состояние чрезмерной психологической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического, профессионального характера. Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Психологический стресс представляет собой, прежде всего, состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие. Итак, существует множество факторов, вызывающих стресс, одним из которых является учебная деятельность.

Учебный стресс у студентов развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре, стресс в период сессии, ссоры, неудачи и другие события в жизни, которые обозначаются как психические травмы. Последствием учебного стресса может являться невроз, функциональное заболевание нервной системы, когда страдает нервная система студента, ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема учебного стресса у студентов весьма актуальна.

В статье проанализированы причины, способствующие возникновению и проявлению учебного стресса у студентов-медиков.

Ключевые слова: учебный стресс, проявления учебного стресса.

Nowadays one of the most common kinds of affects is stress. According to the world health organization, 45% of all diseases connect with excessive and prolong the psychological stress that occurs in humans or stress. In physiology, psychology, medicine, this term is used to denote the broad range of human conditions that occurs in response to a variety of extreme conditions.

Psychological stress is a state of excessive psychological tension, and disorganization of behavior that develops as a result of threats or actual exposure to extreme factors of social, psychological, environmental, professional nature. The analysis of psychological stress requires consideration as to the significance of the situation for the subject, and his personal characteristics. Largely Stress is a product of how we think and assess the situation, knowledge of their own capabilities, degree of training methods and management strategies of behavior in extreme situations. Psychological stress is a primarily anxiety for life, health, success, prosperity. So, there are many factors that cause stress, one of which is educational activity.

Academic stress among students develops due to the large flow of information, due to the lack of systematic work in the semester, the stress during the session, quarrels, failures and other events that are designated as trauma. The consequence of academic stress can be a neurosis, functional disease of the nervous system, when suffering from the nervous system of student resources are depleted, pushing the body to the limit. The period of training has a significant influence on the formation of personality; therefore, the problem of academic stress of the students is very important.

The article analyzes the reasons contributing to the emergence and manifestation of academic stress among medical students.

Key words: academic stress, academic stress manifestations.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; (напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эу-стресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения. Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих характеристик.

Степень влияния стрессоров на организм человека может быть самой различной: от легкого возбуждения до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса влияют на все компоненты личности.

Существует большое количество подтверждений тому, что учебный стресс — неотъемлемая часть студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Для современного студента, как и для любого человека, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями, факторы, связанные с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие факторы:

— несданные вовремя работы;

— невыполненные или выполненные неправильно задания;

— большое количество пропусков;

— отсутствие на нужный момент работы по дисциплине;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— увеличение учебной нагрузки;

— плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.);

Итак, учебный стресс — это абсолютно нормальная реакция организма, связанная с повседневной жизнью каждого студента, составная часть образа жизни. От самого студента зависит, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом о-стоянии, каковы будут проявления учебного стресса.

Цель работы: выявить причины и проявления учебного стресса у студентов-медиков.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования стали студенты 2 курса специальности «Лечебное дело» Кировской государственной медицинской академии в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 205 человек.

Предмет исследования: причины и проявления учебного стресса.

Методы исследования: теоретический анализ источников информации, тестирование, математическая обработка данных.

Использовалась методика Ю.В. Щербатых, предназначенная для определения основных причин учебного стресса.

Результаты и их обсуждение

У юношей основными причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная

нагрузка, строгие преподаватели, в равной степени непонятные учебники и нерегулярное питание. Меньше всего их волнуют конфликты в группе. У девушек также причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня. Меньше всего их волнуют проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликты в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии.

Так, основными причинами возникновения стресса у студентов 2 курса лечебного факультета являются: большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют: проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии (рис. 1).

1. Большая учебная нагрузка 6. Жизнь вдали от родителей

2. Нерегулярное питание 7. Непонятные, скучные учебники

3. Отсутствие учебников 8. Излишне серьезное отношение к учебе

4. Строгие преподаватели 9. Страх перед будущим

5. Неумение правильно организовать

Рис.1. Оценка причин учебного стресса у студентов-медиков.

У юношей уровень постоянного учебного стресса за последние 3 месяца учебы практически не изменился (44,4%), у 47% девушек незначительно возрос, а у 44% значительно увеличился.

Уровень учебного стресса за последние три месяца учебы у 35% студентов значительно возрос и у 41% незначительно увеличился. Данные студенты отмечают, что это связано с высокими требованиями обучения, в результате, они испытывают волнение за результаты предстоящей экзаменационной сессии

ИЗначительно уменьшился (2%)

? Незначительно уменьшился (2%) О Не изменился (20%)

? Незначительно возрос (41%)

? Значительно увеличился (35%)

Рис.2.Оценкауровня постоянного стресса за последние 3 месяца учебы у студентов-медиков.

И у юношей, и у девушек стресс в основном проявляется на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени (рис. 3).

Вятский медицинский еестник, № 3-4, 201-4

торые студенты не применяют никаких методов снятия волнения (рис. 6).

1. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени

2. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

3. Невозможность избавиться от посторонних мыслей

4. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

6. Потеря уверенности, снижение самооценки

7. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами

8. Плохое настроение, депрессия

9. Страх, тревога

1. Учащенное сердцебиение

2. Сухость во рту

3. Затрудненное дыхание

4. Скованность, дрожание мышц

5. Головные или иные боли

Рис. 4. Оценка признаков проявления учебного стресса у студентов-медиков.

Средний показатель экзаменационного волнения у юношей немного завышен (7,7 баллов), девуш-киволнуются больше нормы (9,5 баллов).

В целом у студентов-медиоов средний показатель экзтменационноео волнения завышен 08,6 бел-лов)(рис.5).

Рис. 3. Оценка проявлений учебного стресса у студентов-медиков.

Обычно у юношей и у девушек из биологических щкизнаков проявления учебного стресса наи-болеи выделяются учащение сердцебиения, соаован-но стыи нарожание мышц.

Однаио у большинства студентов биилогиче-скиxоIpизнaкoвпмoявлзния стресса не выявлено, или они присутотмуют о малыхооличестваы;(рио. 4).

3. Общение с друзьями или любимым человеком

4. Перерыв в работе или учебе

5. Прогулка на свежем воздухе

6. Физическая активность

7. Поддержка родителей

Рис. 5.Средний показательэкзаменационного волнения у студентов-медиков.

С предэкзаменационным волнением юношам помогают справиться повторение материала, отвлечение на другую тему, а также шоколад и хороший сон. Девушки снимают предэкзаменационное волнение перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных. ту

Так, студенты-медики снимают предэкзаменационное волнение разными способами: перерывами, отвлечением на другие дела, занятиями дыхательной гимнастикой, успокоительными препаратами, а неко-

Рис. 6. Оценка выбора приемов снятия учебного стресса у студентов-медиков.

Основными причинами возникновения учебного стресса у студентов 2 курса специальности «Лечебное дело» являются: большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют: проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии. Уровень стресса за последние три месяца учебы у большинства студентов возрос. Проявляется учебный стресс в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, нехватке времени, невозможности избавиться от посторонних мыслей. Из биологических признаков проявления учебного стресса выделяется учащение сердцебиения, скованность, дрожание мышц. Основным способом снятия стресса является сон (используют 75% опрошенных). Студенты волнуются больше нормы (8,6 баллов). Снимают предэкзаменационное волнение перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных, занятиями дыхательной гимнастикой, успокоительными препаратами. Большинство не применяет никаких методов снятия волнения.

Можно предложить следующие методы, направленные на снижение учебного стресса:

— разработать систему приоритетов в своей учебной работе;

— наладить эффективные отношения с преподавателями;

— не соглашаться с кем-либо, если возникают противоречивые требования;

— своевременно сообщать преподавателю, когда ожидания или стандарты оценки задания не ясны;

— использовать упражнения для сохранения хорошего физического самочувствия.

1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

2. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2008.

3. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2007.

1. http://video.yandex.ru/users/pugachev-alexander/ view/2313/# Энциклопедия тайн: стресс.

2. http://lib.rus.ec/a/10949 собрание книг Ганса Селье

3. http://n-life.org/?p=58 статья «Как преодолеть стресс»

4. http://www.no-stress.ru/ портал, посвященный борьбе со стрессом

Сведения об авторах

Новгородцева Ирина Владимировна — к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики Кировской ГМА. E-mail: inovgorodceva@mail.ru

Мусихина Светлана Евгеньевна — студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: svetlanamusikhina@gmail.com

Пьянкова Валерия Олеговна — студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: missvalery1@rambler.ru

В.В. Носкова, Е.В. Носкова, И.В. Новгородцева, А.В. Мартемьянова

И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кировская государственная медицинская академия

V.V. Noskova, E.V Noskova, I.V. Novgorodtseva, A.V. Martemyanova

MENTAL PROPERTIES AND STATE OF THE INDIVIDUAL MEDICAL

STUDENTS: THE GENDER DIMENSION OF THE RESEARCH

Изучение личности будущих врачей является актуальной темой, т.к. раскрытие ключевых параметров личностных качеств позволяет выстроить оптимальный путь развития будущих специалистов в зависимости от их личных особенностей.

Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются психические свойства (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов, В.Д. Шадриков), которые являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, а их выраженность проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей.

Психические состояния определяют успешность деятельности субъекта, физическое и психическое здоровье; выявляют закономерности, характеризующие состояние работающего человека, особенности психической регуляции (Н.Д. Левитов, А.Г. Гримак, Н.Д. Данилова, А.И. Еремеева, Е.Г. Ильин, А.Б. Леонова и др.).

Изучение психических свойств и состояний студентов-медиков — юношей и девушек — является активно изучаемой областью психологии и важно в практическом плане, поскольку свойства и состояния влияют на формирование будущей профессиональной деятельности.

В статье рассмотрены гендерные отличия психических свойств и состояний личности студентов-медиков: тип личности, сила нервной системы, уровни фрустрации, ригидности, агрессивности, тревожности.

Ключевые слова: психические свойства и состояния личности, тип личности, сила нервной системы, фрустрация, ригидность, агрессивность, тревожность.

The study of personality of future physicians is an important issue, since the disclosure of the key parameters of personal qualities allows you to build an optimal path of development of future specialists depending on their personal characteristics.

The foundation of the whole psychological structure of personality and its contents are mental properties (B.G. Ananiev, C.S. Merlin, C.M. Rusanov, C.D. Shadrikov), which are the result of the physiological activity of the brain, and their expression is manifested in the externally observable differences in behavior and activities of people.

Mental state determines the success of the activity, physical and mental health; identify regularities that characterize the condition of the working man, especially the mental regulation (N.D. Levitov, A.G. Grimak, N.D. Danilov, A.I. Eremeeva, E.G. Ilyin, A.B. Leonov and others).

The studying of mental properties and States of medical students (boys and girls) is actively studied in the field of psychology and is important in practical terms because the properties and States influence the formation of future professional activity of medical students.

The article considers gender differences mental properties and States of personality medical students. For this study was conducted to determine the type of personality, strength of the nervous system, the level of frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.

Key words: properties and state of the individual, personality type, the power of the nervous system, frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.

Свойства (или черты) личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, группам людей и миру в целом, которые представлены в общении и взаимодействии. В свойствах личности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психики конкретного человека.

Психические свойства индивида относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

Психическое состояние (Н.Д. Левитов) представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния

На Западе спорят о пользе и вреде стресса

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Многие из нас мечтают покончить с напряженным ежедневным бегом с препятствиями, в который превратилась современная жизнь. Но, может быть, стресс и долгий рабочий день на самом деле для нас полезны?

Растущая напряженность существования в крупных городах заставляет нас мечтать о сельской идиллии, стремиться к изменению соотношения работы и досуга в жизни.

Однако, если верить автору только что вышедшей в США книги «О пользе и необходимости стресса» Тодду Бухгольцу, напряженный темп современной жизни является мощным стимулом. Он заставляет нас чувствовать радость жизни, наполняет энергией и способствует долголетию.

Тодд Бухгольц, бывший экономический советник Белого дома, рассказывает, что сначала хотел написать книгу о тех, кто гонится за успехом и при этом теряет душу. Однако, собирая данные по этой теме, он полностью переменил свою первоначальную позицию. Он пришел к выводу, что нам следует не снижать темпа жизни, а наоборот, стремиться к перегрузкам, конкуренции и стрессам и приветствовать их.

Стресс как фактор эволюции

Эти доводы противоречат рапространной в западных странах философии. Британский социолог Ричард Лэйард, автор книги «Счастье: уроки новой науки», призывает, например, к повышению общего уровня удовлетворенности жизнью путем внедрения психотерапии и изменения баланса работы и досуга в сторону досуга.

В ноябре 2010 года британский премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил о планах публиковать индекс валового внутреннего удовлетворения.

Однако Бухгольц предостерегает об опасностях, которые таит неосуществимая мечта о возвращении в рай. Следует признать, что многие эксперты в области счастья ведут себя в жизни не совсем так, как советуют в своих книгах, разъезжая по всем свету и распространяясь о достоинствах снижения темпов работы и потребления.

«Нам говорят всякие специалисты по счастью и психологи, что в нашей жизни слишком много стрессов, — пишет Бухгольц, — что мы должны научиться избавляться от них и больше расслабляться. Но на самом деле стресс сформировал человека в процессе эволюции».

Ощущение недовольства жизнью основано обычно на куда более общих причинах, чем слишком напряженная работа. Люди очень часто чувствуют скуку и неудовлетворенность, выходя на пенсию или отправляясь в длительный отпуск. Большинство из нас получает от работы удовольствие, потому что она предоставляет возможности общения и ухода от более болезненных проблем личной жизни.

При решении незнакомых задач в мозгу человека выделяется допамин, который является стимулятором ощущения довольства.

Самые работящие европейцы

Продолжительность рабочего дня по странам

  • Мексика — 9,9 часа
  • Япония — 9 часов
  • Португалия — 8,8 часа
  • Канада — 8,6 часа
  • Эстония — 8,5 часа
  • Австрия — 8,5 часа
  • Китай — 8,4 часа
  • Новая Зеландия — 8,3 часа
  • США — 8,3 часа
  • Словения — 8,25 часа

Источник: ОЭСР, данные 2011 года по рабочему времени

В викторианские времена больше всех работали люди бедные. Но сейчас все изменилось — самый продолжительный рабочий день у тех, кто больше всех зарабатывает, то есть банкиров и юристов.

«Этих людей никто не эксплуатирует, они сами предпочитают работать много, потому что это придает их жизни смысл и повышает их самооценку», — считает Тодд Бухгольц.

Особенно резко отзывается он о йоге, которая ставит во главу угла медитацию и расслабление. Но вот Джин Рей, координатор Британского общества йогов, уверяет, что Бухгольц ошибается, думая, что все люди одинаковы и его рецепты подходят всем.

«Если принять его точку зрения, то тогда зачем вообще отдыхать или даже спать? — говорит она. — У него отсутствует кнопка выключения, но это редкая черта. Многие из нас нуждаются в медитации и расслаблении. Когда вы лежите тихо, мир с его проблемами и хаосом уходит».

Данные Европейской комиссии за 2008-10 годы свидетельствуют, что британцы проводят на работе больше времени, чем остальные европейцы — средняя продолжительность рабочей недели в Британии составляет 42 часа.

Представитель Британского фонда рабочих ресурсов приводит данные, согласно которым те, чей рабочий день длится 11 часов, в три раза чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем их коллеги, которые проводят на работе 7-8 часов.

Как говорит эксперт Британского конгресса тред-юнионов Пол Селлерс, это свидетельствует о том, что Британия должна отказаться от претворения в жизнь идей Тодда Бухгольца.

По мнению Селлерса, упор на жесткую конкуренцию и напряженную работу приводит также с созданию неустойчивой и конфликтной корпоративной атмосферы.

«Прославление гонки на работе приводит к тому, что к руководству компаниями приходят трудоголики с маниакальными чертами характера, — говорит он. — Наш опыт банковского кризиса показывает, что это именно то, о чего нам нужно избавляться».

Разница между начальниками и подчиненными

Тодд Бухгольц прав, утверждая, что конкуренция на работе полезна, считает Бен Уиллмотт, консультант Института развития кадров. Умеренный уровень стрессовой нагрузки помогает людям справляться с трудными заданиями и рождает ощущение успеха. Он также содействует улучшению деятельности сердца и повышает устойчивость к инфекциям.

«Длительное воздействие стресса связано с ухудшением здоровья, — говорит Уиллмотт. — Главный фактор тут — сочетание нагрузок на работе с низким уровнем ответственности и контроля».

Кэрри Купер, профессор социальной психологии факультета менеджмента в университете Ланкастера, считает, что имеется большая разница между жизненной позицией среднего служащего и небольшой группы амбициозных и честолюбивых энтузиастов типа Бухгольца.

«Многие начальники считают, что их статус зависит от того, сколько они работают, они получают от работы удовольствие, и это нормально, — указывает психолог. — Но их подчиненные, от которых мало что зависит, у которых строгий начальник и которых могут уволить в любой момент, куда менее способны справляться со стрессами».

Соотношение труда и отдыха зависит от принятой в каждой отдельной стране деловой культуры. В США люди традиционно имеют гораздо более короткие отпуска, чем в Европе.

Отношение к стрессу неоднократно менялось на протяжении второй половины прошлого столетия и до сих пор не совсем утвердилось даже среди специалистов, как показывает книга Тодда Бухгольца.

Она не дает окончательного ответа на поставленный в заглавии вопрос, но способствует продолжению дискуссии.

www.bbc.com

Усталость и стресс у студентов

Молодость считается лучшим периодом жизни, тем не менее это один из самых сложных ее этапов. Причиной этого является отсутствие опыта, максимализм, уход из-под опеки взрослых. И конечно, одним из самых трудных периодов в молодости – это учеба в колледже или университете. Колледж является идеальной средой для стресса, и обычно включает в себя несколько основных факторов, которые наваливаются на студента все сразу.

Причины усталости у студентов

Первокурсники учебных заведений, пожалуй, наиболее уязвимая категория студентов. Это связано с тем, что они сталкиваются с социальными проблемами, которые возникают, когда друзья, родители, родной город, привычки остаются позади. Первокурсники должны создать новые социальные связи, для того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, без помощи родителей, и так далее. Естественно, это приводит к стрессу. Кроме того, плохие соседи по комнате, домашние задания, неполный рабочий день оказывают влияние на состояние молодых людей.

Образ жизни также является одним из основных факторов, вызывающих стресс и усталость у студентов. Всякий раз, когда мы говорим про «студенческую жизнь», мы, как правило, подразумеваем нездоровое питание, вечеринки до поздней ночи, алкоголь, недостаток сна из-за экстенсивного изучения и социальной деятельности, и так далее. Нет сомнения, все это негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье учащихся. Хроническая усталость заставляет студентов чувствовать истощение и отрицательно влияет на их работоспособность или посещаемость в университете. У них остается меньше сил для прохождения академических часов, и они могут пропускать занятия или сделать домашние задания менее тщательно, что может стать дополнительным фактором стресса в дальнейшем.

Плохая работа и неправильное определение приоритетов является еще одним бичом для многих молодых, живущих и обучающихся самостоятельно. Они теперь предоставлены сами себе — нет учителя, родителей, родственников, которые говорят им что, как и когда делать. Из-за отсутствия опыта, студенты не могут выяснить, на что стоит обратить внимание и что не является актуальным в настоящее время; как организовать распорядок; как тратить меньше времени на повседневные задачи; как сохранить баланс между личной и научной жизнью. Это вызывает неудовлетворенность, плохую работоспособность и стресс. Эффективным способом в преодолении таких состояний может быть учет того, что и когда вы делаете. После того как вы видите, сколько времени занимает тот или иной вид деятельности, вы можете начать планирование.

Быть молодым не только удовольствие, но и стресс, особенно если вы являетесь студентом. Новые социальные проблемы в сочетании с отсутствием привычной поддержки (например, семьи или старых друзей), недостаток средств, нездоровый образ жизни и отсутствие организации часто вызывают раздражение и стресс у студентов.

Борьба со стрессом и усталостью студентов

Если вам необходимо быстро справиться усталостью, эта статья вас разочарует. Противодействие усталости при совмещении работы с учебой — это процесс, который требует знаний, соблюдение своего расписания и благоприятной окружающей среды. Требуется системный подход, который означает, что вы должны задать себе следующие вопросы:

  1. Употребляете ли вы пищу, которая наполняет вас энергией? Это значит, никаких фаст-фудов, сладких напитков, разнообразных сортов чая и кофе. Как насчет банана, чтобы заменить сахар? Или горсть орехов при желании что-нибудь погрызть. Шоколадки и конфеты дают скачок сахара в крови с последующим падением сахара, в результате чего появляется вялость и даже чувство беспокойства. Очень часто студенты забывают пить простую воду, что приводит к обезвоживанию организма.
  2. Время для самоанализа и размышлений. Много раз студенты заявляют, что они не могут сделать задание за долгое время. Вы откладываете выполнение заданий на потом? Почему вы отклоняетесь от своего графика? Каково ваше отношение к курсу? Каков ваш предмет? Назначение? Содержание? Вы отстали? Почему вы отстали? Самоанализ и размышления приводят к самокоррекции. Несоблюдение этого еженедельно отправляет вас все дальше и дальше вниз, все ближе к унынию и чувству перегрузки. Задумайтесь о своих успехах и тех вещах, которые вы должны изменить в своей жизни.
  3. Как справиться с усталостью в конце дня? После трудного рабочего дня, часов в пробках или в дороге, последняя вещь, которую вы хотите делать — это сидеть над своими книгами, изучая экономику, физику, бухгалтерские или любые другие сложные вопросы. Но есть задания, которые нужно обязательно выполнить, и заметки, которые должны быть сделаны. 20 минутный короткий сон творит чудеса. Не больше и не меньше! На работе во время перерыва, 20 минут сна в машине помогут вам пересмотреть остальную часть дня. Сон в течение 20 минут возрождает вас еще на пару часов.
  4. В какое время дня вы чаще не спите? Вы жаворонок или сова? Попробуйте планировать свое учебное время в утренние часы (ложиться как можно раньше) или вечером в зависимости от того, когда вы чувствуете себя наиболее бодро.
  5. Вы поставили цели для обучающей сессии? Вы знаете, чего вы хотите добиться? Если у вас есть цель для каждого из направлений деятельности, вы будете более мотивированы для учебы.
  6. Вы принимаете стимуляторы, чтобы взбодриться? Они включают в себя энергетические напитки, кофе, чай и таблетки. Они служат только для повышения адреналина, но снижают способность к концентрации внимания, и оставляют вас обессиленными и вялыми. Альтернатива — прогулка по парку или вверх и вниз по лестнице, пробежка, или гимнастика(20 отжиманий на полу в гостиной, любая физическая нагрузка, которая дает вам прилив адреналина). Эти стратегии не могут осуществляться на разовой основе. Необходим системный подход, чтобы добиться результатов и улучшить качество жизни, иначе стереотип, что молодость — самое лучшее время в жизни человека, может стать просто заблуждением.

Для борьбы с усталостью лучше использовать натуральные компоненты — растения адаптогены, такие как элеутерококк, а также растения, обладающие успокоительным эффектом (валериана, пустырник).

Элеутерококк П повышает умственную работоспособность, уменьшает сонливость, вызывает нормализацию кровяного давления, снижает уровня сахара в крови. Исследования показали, что прием элеутерококка улучшает выносливость организма к повышенным нагрузкам, увеличивает устойчивость к неблагоприятным условиям среды, уменьшает заболеваемость в период массовой инфекции гриппа, а самое главное, элеутерококк снижает усталость, не дает «сползти» в это изматывающее состояние.

От стрессов, депрессий эффективно избавит Нерво-Вит, в его состав входят: пустырник, валериана, мелисса, витамин Си синюха голубая, которая в свою очередь обладает успокаивающими свойствами. По седативной активности синюха в эксперименте превосходит валериану лекарственную в 8—10 раз. Стимулирует функцию коры надпочечников, регулирует липидный обмен.

www.ustalosty.net

Тренинг по стресс-менеджменту как способ повышения качества жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мищенко В.И.

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем способность личности к саморегуляции своего психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях . Даются практические рекомендации по развитию навыков стресс-менеджмента.This article discusses one of the problems is the individual's capacity for self-regulation of their emotional state in stressful situations. Practical recommendations for the development of the skills of stress management.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мищенко В.И.,

Текст научной работы на тему «Тренинг по стресс-менеджменту как способ повышения качества жизни студентов»

?УДК 159.99 ББК 88.8

ТРЕНИНГ ПО СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем — способность личности к саморегуляции своего психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях. Даются практические рекомендации по развитию навыков стресс-менеджмента.

Ключевые слова: стресс, стрессовая ситуация, тревожность реактивная, тревожность личностная

TRAINING ON STRESS MANAGEMENT AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF LIFEOF STUDENTS

Abstract: this article discusses one of the problems is the individual's capacity for self-regulation of their emotional state in stressful situations. Practical recommendations for the development of the skills of stress management.

Keywords: stress, stress, reactive anxiety, personal anxiety.

Любая ситуация может стать стрессовой для личности. О сложности определения самого понятия «стресс» говорил еще Г. Селье — общепризнанный специалист в изучении этой проблемы. В конечном итоге он делает вывод, что «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [5]. Принято считать, что если человек переживает стрессовое состояние — это ненормально, значит, у него «проблемы с нервами». Однако мы вслед заГремлин и Ауэрбах [1] склонны полагать, что стресс — это нормальная реакция на изменившиеся (и вследствие этого ставшие ненормальными) условия или ситуацию. Тогда акцент смещается на то, каким образом индивид справляется с этой ситуацией. Во многом успешность решения нестандартной ситуации зависит от такого качества личности как тревожность. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Но высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Именно к таким ситуациям относятся сдача экзамена, публичное выступление, собеседование с работодателем, выслушивание критики или похвалы, отстаивание своего мнения, принятие решений, просьбы о помощи и другие.

Проведенное нами в 2014 году психодиагностическое обследование 268 студентов I курса при помощи Шкалы Спилберга-Ханина выявило высокий уровень личностной тревожности у 33,5 % респондентов. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Зачастую это ухудшает качество деятельности, затрудняет самопрезентацию и межличностное взаимодействие, негативно сказывается на самооценке. Социальные ситуации начинают восприниматься субъектом как стрессоры, что делает невозможным самореализацию личности в постоянно меняющемся и развивающемся социуме.

Поэтому нами был подготовлен тренинг, целью которого мы определи повышение качества жизни путем управления стрессовыми ситуациями. Задачами тренинга стали следующие:

* научиться выявлять симптомы стресса;

* сформировать умение классифицировать стрессовые ситуации;

* отработать техники профилактики и оптимизации стресса;

* научиться противостоять стрессу, восстанавливать работоспособность, физические и душевные силы, предупреждать потерю мотивации;

* эффективно использовать в повседневной жизни различные способы стресс -менеджмента;

* воспринимать любые обстоятельства, адекватно реагируя на них.

Оборудование. Небольшой мяч, много газетной или другой (ненужной) бумаги, чистая бумага, ручки.

Участники и ведущий тренинга располагаются в кругу. Приветствие.

Ледокол. Упражнение «Что любит Макс. »[4, 341].

Группа садится в круг. Вы будете рассказывать участникам о том, что любит Макс, а их задача — понять, каким принципом руководствуется Макс в своих предпочтениях.

1. Если кто-то догадался об ответе, он не должен говорить его вслух. Этот игрок поднимает руку. В какой-то момент Вы можете предложить сидящим внутри круга игрокам самим продолжить список того, что любит Макс.

2. Делается это так. В любой момент Вы показываете рукой на сидящего в центре игрока, и тот должен продолжить начатые вами предложения. Вы говорите первую часть предложения: «Максу нравится. », а игрок должен его закончить. Ваша реакция на правильное дополнение — кивок, на неправильное — качание головой. Слушатели должны догадаться, по каким причинам Макс любит одни вещи и терпеть не может другие:

• Максу нравится Алла, но не нравится Катя.

• Максу нравятся аккумуляторы, но не нравятся моторы.

• Максу нравятся стрессы, но не нравится спокойствие.

• Максу нравятся хоббиты, но не нравятся эльфы.

• Макс любит получать ссуды, но не любит давать кредиты. • Максу нравится барракуда, но не нравится тигровая акула.

Ведущий: Вы, конечно же, догадались, что Макс любит все слова, в которых есть двойные согласные, и не любит тех слов, в которых согласные одинарные! Да, все так просто!

Очень часто в нашей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, которые кажутся нам сложными и неразрешимыми. Но стоит немного подумать и разобраться — и они предстают перед нами в новом свете.

Разминка. Упражнение «Самое трудное».

Участник, у которого в руках мяч, должен продолжить фразу «Стресс вреден тем, что. » и бросить мяч любому другому человеку. То же задание повторяется с фразой«Стресс полезен тем, что. »

Обсуждение: Каких фраз оказалось больше? Какие фразы было проще продолжить? Почему?

Ведущий: Любые перемены являются источником стресса. Стресс — реакция здорового организма на «нездоровую» ситуацию. Стресс испытывают все, но стрессоры у каждого свои, субъективные. Важно разработать некоторую стратегию, чтобы поддерживать свое здоровье и гармоничное мировоззрение, когда вы осуществляете изменения в своей жизни. Для этого есть ряд стратегий: различайте стрессоры, которые вы можете контролировать и не можете. В первом случае эффективно прямое действие (особенно при стрессорах межличностного характера) (например, вы можете в форме конструктивной критики высказать претензии человеку, постоянно опаздывающему на встречи и заставляющему вас нервничать). Для этого желательно пройти тренинги уверенности в себе, социальных навыков и тайм — менеджмента. При стрессорах второй категории желательно научиться управлять эмоциональными реакциями на события(сколько бы вы не ругали дождь, который пошел так некстати, он идти не перестанет от одного вашего желания, а вот настроение себе вы испортите в один миг). Здесь помогут техники глубокого дыхания, мышечной релаксации и визуализации.

При работе с рядом стрессоров достаточным будет составления хорошего план действий и ориентация на проблему. Важно помнить, что стрессоры не вызывают стресса: стрессовая реакция — результат вашей интерпретации стрессора. Также справляться с проблемами помогает овладение когнитивными стратегиями (они заключаются в изменении неадекватных убеждений и нежелательных мыслей).Правильное дыхание — диафрагменное — позволяет контролировать физиологические реакции в стрессовых ситуациях. В отличие от него грудное провоцирует панику, тревогу, головные боли, утомляемость. Важно знать свои субъективные стрессоры. Предыдущий шаг позволяет определить стрессовое поведение, которое хочется изменить.

Рассмотрим модель рационального самоуправления (дается под запись):

1. Активирующее событие (что мешает?)

2. Последствия (какое поведение и эмоции возникают и мешают?)

3. Убеждения (какое поведение и эмоции возникают и мешают?)

4. Цели (как хочется себя чувствовать и вести?)

5. Сомнение/ Сопротивление (упражнение в рациональных установках)[3, 134].

Ведущий: Когда возникает стрессовая реакция, организм на соматическом уровне готовится к встрече с воспринятой угрозой. Какие физические проявления стресса вы знаете? Может быть, вы сами некоторые из них ощущали? (ответы студентов подытоживаются, даются рекомендации по решению возникшей проблемы).

У Дрожь в руках, коленях, голосе (выводить лишнюю энергию в данном случае лучше

посредством совершения естественных движений). У Учащенный пульс (здесь поможет техника диафрагменного дыхания: сделать три

глубокий вдоха, каждый выдох задержать на три счета). У Головокружение (выйти на свежий воздух, если нет такой возможности — обязательно сесть и, чтобы кислород усваивался активнее, некоторое время сжимать и расслаблять пальцы ног). У Сухость во рту (слегка прикусить кончик языка либо представить, что вы едите лимон).

У Чрезмерное слюновыделение (замедлить темп речи, в конце каждой паузы делать вдох. Во время паузы сомкните зубы, прижмите язык к верхнему нёбу и втяните воздух — это высушит слюну) [3, 142]. Ведущим предлагаются способы снятия нервно-психологического напряжения (все варианты тут же пробуются в действии всеми желающими):

1. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

2. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить в мусорное ведро.

3. Слепить из газеты свое настроение.

4. Громко спеть любимую песню.

5. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

6. Посчитать зубы языком с внутренней стороны [7].

Далее участники выполняют упражнения на мышечную релаксацию [8]: Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно, руки при этом положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начните медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно обеими руками. Расслабьтесь.

Представь, страх твой — гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела — гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа. До отказа сжать-выдохнуть, немного подождать. Снова разжать. Раз 7-12, полностью сосредоточившись. В конце упражнения от страха не останется и следа.

В данных упражнениях акцент делается на контрасте между состоянием напряжения на вдохе и расслаблением на выдохе.

Обсуждение: Какие чувства вызвали у вас эти упражнения? Удалось ли вам расслабиться?

Ведущий: проблема, с которой сталкиваются люди, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Упражнение «Перекрестный шаг»

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х»,и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Ведущий: Одна из стрессовых ситуаций для студентов — экзамен. Насколько вы подвержены стрессу, поможет выяснить следующий тест:

Опросник подверженности экзаменационному стрессу

Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему. Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».

3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку».

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.

Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы. 0 — 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 — 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс. 9 — 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе[6].

Ведущий: В основе экзаменационного стресса могут находиться страхи, связанные с необходимостью вступать в коммуникативный контакт:

У Боязнь умолкнуть (для решения проблемы используйте заметки, оставайтесь спокойным, возьмите паузу на припоминание материала). У Страх недостатка знаний (перечитайте литературу по теме, заранее продумайте

возможные вопросы, заранее узнайте, какая информация интересует экзаменатора).

У «Эканье» и «нуканье» (знайте ваш материал, сделайте несколько глубоких вдохов,

вместо того, чтобы говорить «э-э-э-. » и другие слова-«паразиты»). У Страх потерять концентрацию (перестаньте преувеличивать негативные качества экзаменатора, относитесь с юмором к ситуации экзамена). У Потеря информации (разбивайте обширный и сложный материал на части, при подготовке используйте мнемотехнику)[3, 141-142].

Участникам предлагается переименовать слово «экзамен», дать позитивное или нейтральное определение (например, не «трудное испытание», а «отчёт», «демонстрация своих знаний», «беседа на разные темы» и т.п.) [8].

Ведущий: Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих

Участники формулируют текст программы и мысленно проговаривают его несколько раз: «Именно сегодня у меня всё получится», «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной». [8].

Ведущий. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Как добиться внутреннего состояния уверенности, мы уже освоили. Но также очень важно и вести себя уверенно: когда ведешь себя таким образом, то и ощущения тоже меняются.

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь студентам найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Участники делят лист бумаги на две части. В одной части пишут: «Мои сильные стороны». После заполнения первой части озаглавливается вторая — «Как это может мне помочь на экзамене». Желающие озвучивают результаты. Группа поддерживает выступивших аплодисментами^].

В завершение тренинга предусмотрено вручение памяток (Приложения I, II), заключительное слово ведущего и получение обратной связи от участников.

Тренинг неоднократно проводился с группами студентов разных направлений подготовки с 1по ^урс. Его участники отмечали улучшение настроения, повышение жизненного тонуса, уверенности в себе, а также полезность приобретенных навыков саморегуляции своего состояния в стрессовых ситуациях.

Рекомендации по психологической помощи во время экзаменационного стресса

В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы». Не нужно принимать важных решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание.

Если стресс застает в помещении, следующими действиями становятся:

1) покидание того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному;

2) использование влажных салфеток для того, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках;

3) обследование того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов;

4) перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите в данный момент;

5) небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием. Если стресс застигает вне помещения нужно:

1) осмотреться по сторонам, постараться взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их;

2) детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду;

3) найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут;

4) попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным[6].

Памятка по управлению стрессом

1. Различайте стрессоры, которые вы можете контролировать и не можете. В первом случае эффективно прямое действие (особенно при стрессорах межличностного характера). При стрессорах второй категории желательно научиться управлять эмоциональными реакциями на события.

2. Правильное дыхание — диафрагменное — позволяет контролировать физиологические реакции в стрессовых ситуациях. В отличие от него грудное провоцирует панику, тревогу, головные боли, утомляемость.

3. Знайте свои субъективные стрессоры.

4. Предыдущий шаг позволяет определить стрессовое поведение, которое хочется изменить.

ФАЗЫ СТРЕССОВОГО ЭПИЗОДА.

I. Подготовка к встрече со стрессором:

• Что я должен сделать?

• Я могу составить план и справиться с этим.

• Что полезного я могу сделать вместо того, чтобы беспокоиться?

• Тревога — это нормально; я сделаю 3 глубоких вдоха.

• Тревога уменьшится, если я буду готов к этому. Прекрати беспокоиться и начни под-

II. Столкнувшись со стрессором, управляйте им:

• Напряжение подсказывает мне сделать 3 глубоких вдоха и расслабиться.

• Это не такое уж большое дело, чтобы я с ним не справился.

• Сфокусируйся на той ситуации, в которой сейчас нахожусь.

• Не делай из мухи слона.

III. Оцените приложенные усилия и похвалите себя:

• Это оказалось лучше, чем я представлял себе.

• С каждой попыткой я чувствую, что мой контроль над ситуацией возрастает.

• Я по возможности учусь на собственном опыте преодолевать подобные ситуации.

• Я очень неплохо справился с этой ситуацией.

• У меня получилось хорошо, а в следующий раз получится еще лучше.

• Я могу поздравить себя хотя бы с попыткой [1, 116-117].

Будьте спокойны и уверены!

1. Гремлинг, С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг, С. Ауэрьах. — СПб., 2002 — 234 с.

2. Гилл, Д. Всё о стрессе / Д. Гилл. — М.: Олимп, АСТ, 2002 — 192 с.

3. Ли, Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. — СПб, 2001 — 224 с.

4. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. — М.: Генезис. 2003 — 95 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Селье Г. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с. Интернет-ресурс: [Режим доступа] URL http://romanbook.ru/book/3120715/?page=4

6. Интернет ресурс: [Режим доступа] URL http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/library/2012/09/28/ekzamenatsionnyy-stress

7. Райх Л.Г. Способы снятия нервно-психического напряжения. Рекомендации. Интернет ресурс: [Режим доступа] URL http://www.murlicey.ru/spps/news spps/2203-sposoby-snyatiya-nervno-psihicheskogo-napryazheniya-rekomendacii.html

8. Плбсина, Л.В., Методическое пособие для психологов. Интернет ресурс: [Режим доступа] URL http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/01/10/zanyatie-s-elementami-treninga-profilaktika-ekzamenatsionnoy

УДК 159.9 ББК 88.4

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии является одной из самых актуальных в мире.

Ключевые слова: агрессия, подростковый возраст, подростковая агрессия, социально-активные виды деятельности.

cyberleninka.ru