Симптомы

Умственная отсталость проявления

02.09.2018

Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость — это единственное официальное обозначение изменённого характера психического развития у детей, которое связано с наличием разницы между психическим и хронологическим возрастом и низким, по сравнению со сверстниками, уровнем интеллектуального и речевого развития. Ранее использовался термин «олигофрения» и выделялись три стадии:

Последняя — самая тяжелая стадия, а дебильность — легкая умственная отсталость. В настоящее время эти термины лишь частично сохраняются в медицинской литературе и исключаются из официальной диагностики. Однако виды умственной отсталости у детей этим не исчерпываются, поскольку существует ещё и атипичная форма аутизма с умственной отсталостью.

Специфика умственной отсталости

Признаки умственной отсталости отражаются в непосредственно интеллектуальных особенностях и, во многих случаях, — анатомическом строении тела, его отдельных участков. Лечения умственной отсталости у детей не существует, но возможна коррекция состояния. Она связана с общими усилиями по воспитанию, привитию каких-то навыков, особому образованию, направленному на адаптацию в социуме. Особенно важно это, если проявляется легкая умственная отсталость у детей, которую ранее называли стадией дебильности. В будущем такие дети могут найти какую-то, не требующую серьёзного приложения интеллектуальных усилий, работу, завести семьи, быть полноценными членами общества. А это значит, что развитие и обучение им просто необходимы.

Следует исходить из наличия четырёх основных степеней слабоумия. Основными критериями соотношения состояния и степени является психический возраст и уровень IQ.

  • Лёгкая – IQ 50-60, 9-12 лет.
  • Умеренная – IQ 35-49, 6-9 лет.
  • Тяжёлая — IQ 20-34, 3-6 лет.
  • Глубокая — IQ до 20, психический возраст до 3 лет.
  • Что такое психический возраст? Это возможность восприятия, формирования оценок информации, поведенческие факторы. Все основные особенности личностного самовыражения. Как видим, умственная отсталость не позволит психическому возрасту стать выше 12 лет. Человеку будет 20, 30, 60, а он так и будет воспринимать мир на уровне ребёнка 12 лет. И это далеко не самое страшное. Такое состояние позволит ему найти работу, друзей, вторую половинку. Беда лишь в том, что мир вокруг далёк от идеала. Поэтому люди с умственной отсталостью легко попадают в самые разные беды. Они очень серьёзно поддаются внушению, могут стать жертвами обмана, втянуться в криминальную среду. Кроме этого существует высокий риск возникновения алкоголизма. И это умственная отсталость легкой степени. Умеренная и тяжёлая соответствует тому, что ранее называлось нерезко выраженной и выраженной имбецильностью. Здесь уже можно вести речь о пожизненной инвалидности серьёзной группы. Если умеренная УО ещё позволяет людям хотя бы совершать самые примитивные и простые действия по самообслуживанию, то выраженная уже не позволяет. Что же касается глубокой формы, то это совершенно неприятная картина. Люди ничего не понимают, не обладают словарным запасом и умением его использовать, который позволил бы им адекватно передавать свои желания и состояния.

    В силу наличия степеней, большой градации возможных состояний и их возможных комбинаций с расстройствами психики и настроения однозначно ответить на вопрос о том, какими симптомами выражается умственная отсталость у детей.

    Общим является только то, что какие-то факторы повлияли на состояние ЦНС. Степень воздействия, его особенности и отражение на определённых участках головного мозга создают различные картины.

    Причины умственной отсталости

    Полный и детальный список стал бы достаточно большим справочником, возможно — в несколько томов. Это всё то, что каким-то образом может повлиять на плод и его развитие в утробе, как и на развитие младенца. В настоящее время к причинам олигофрении относят ещё и социальные, когда здоровый ребёнок не получает внимания взрослых, или получает его не в виде любви и заботы, но в качестве агрессии.

    Тем не менее, какие же можно назвать наиболее характерные причины умственной отсталости у детей?

  • Генетические. В таком случае УО вызывается генными или хромосомными аномалиями, предаётся с генетическим материалом от родителей к ребёнку. Существуют несколько синдромов, которые связаны с наследственностью.
  • Инфекционные. Причины возникновения умственной отсталости связаны с инфекционными болезнями матери, которые повлияли на плод.
  • Токсические и опьяняющие вещества, лекарственные средства. Другими словами, любые вещества, химические соединения, которые повлияли на развитие плода. Имеется в виду в первую очередь формирование нервной системы.
  • Облучение матери. Признаки слабоумия у новорожденных могут появиться даже в силу того, что беременная слишком часто проходила рентгеноскопические исследования.
  • Травмы, физическое воздействие. К таким относятся родовые, приведшие к повреждению ЦНС. Но не следует исключать и физическое травмирование плода в момент беременности.
  • Часто причины представляют собой сложный комплексы. К примеру, причиной умственной отсталости может быть гипотиреоз, недостаточный уровень гормонов щитовидной железы. При этом у гипотиреоза тоже имеются какие-то свои причины возникновения. Ими могут стать гипоплазии щитовидной железы или её полное отсутствие, эндемический зоб у матери, который имелся во время беременности, наследственные факторы и просто дефицит йода и селена, без которых невозможна выработка тиреоидных гормонов.

    Таким образом, умственная отсталость причины возникновения может иметь разные, но выражаются они тем, что вредоносное воздействие приходится на определённые участки мозга. Поэтому признаки умственной отсталости у детей наблюдаются характерные для каких определённых связок причин и следствий.

    В большей части случаев конкретную причину установить не получается. Существуют чёткие синдромы, которые диагностируются по вполне закономерным критериям. Такими являются болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и ряд других. Они происходят в силу хромосомных аномалий. Отметим о том, что даже достаточно хорошее изучение причины возникновения синдрома Дауна не даёт ответ на вопрос о том, как этого можно было бы избежать. Правда, существуют экспериментальные попытки. В частности, исследования роли гена Xist позволили заблокировать лишнюю, третью копию 21-й хромосомы. Приведёт ли это к появлению практики предотвращения возникновения синдрома пока не ясно, но надежды такие есть.

    Умственная отсталость: симптомы и диагностика

    Главный признак умственной отсталости – недостаточное психическое развитие, которое выражается преимущественно в интеллектуальном дефекта и проблемах построения отношений с социумом.

    Как уже говорилось выше, IQ ниже 70, а психический возраст не поднимается выше 12 лет. Нарушения в развитии или патология в определённых отделах мозга приводит к изменениям в функциях:

    Считается, что умственная отсталость не связана с прогрессированием каких-то психических расстройств. Это не совсем так. Она не является их непосредственной причиной, но люди с УО входят в число наибольшего риска. В первую очередь им свойственны расстройства настроения. Возможно и возникновение самых разных неврозов, а так же расстройств поведения и влечения, как и появление психозов.

    В момент диагностирования большое значение имеет возраст. Так, признаки умственной отсталости у новорожденных в основном сводятся к явным физическим аномалиями — искажённое строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, всегда открытый рот, увеличенный язык и так далее. Сказать же что-то по реакции младенца на определённые раздражители можно только в том случае, если она существенно отличается от нормальной. К примеру, новорожденный вообще не плачет и лишь изредка подаёт звуки, у него нет оживления при появлении взрослых, которое должно появиться уже на третью неделю жизни.

    Для понимания наличия самой проблемы иногда не нужно быть большим специалистом. Если речь идёт про степень имбецильности, то это непременно будет бросаться в глаза. Даже при отсутствии серьёзных анатомических дефектов ребёнок всё равно отличается от других. Его движения слишком угловаты, размашисты. Заметно это и в поведении, способности понимать что-либо и реагировать, запоминать. Непременно нарушения скажутся и на речи. При этом речевые изменения будут более серьёзными, чем при задержке речевого развития, вызванной другими причинами.

    Наибольшую озабоченность в плане диагностирования вызывает как раз умственная отсталость легкой степени у детей, признаки которой могут быть достаточно размытыми.

    Определение уровня IQ в большинстве случаев на практике сводится к способности диагноста применять свои аналитические способности. Применяются критерии, которые оценивают самые разные уровни развития. Но если речь идёт про признаки умственной отсталости у детей 4 лет, то сделать какие-то определённые выводы может быть просто невозможно. Поэтому странному и нетипичному ребёнку может быть поставлен другой предварительный диагноз. Часто такими становятся аутизм или задержка психического развития.

    Каковы особенности представлений при умственной отсталости лёгкой формы?

    В основном они связаны с преобладанием конкретики, а само мышление ориентировано на объекты. Поэтому время такие дети воспринимают в качестве стрелок часов, а температуру тела в виде размера столбика ртути. Так же им свойственно выхватывание из всего массива информации только того, что им достаточно для возникновения примитивного понимания. При этом ситуация поддаётся контролю. Автор этого текста имел возможность наблюдать реакцию юноши, который окончил специальную школу и устроился работать на стройку в Московской области. Войдя в метро он выглядел немного растерянным, но не более, чем любой провинциал, который не так часто оказывается в Москве. А вот необходимость приобрести карту оплаты поставила его в тупик. Он стал в очередь просто по той причине, что заметил: большая часть входящих туда становится. Но что делать дальше он не знал, а вопрос «На сколько поездок?» окончательно выбил его из колеи. От растерянности он стал выкладывать все деньги, которые у него были. Однако сотрудник метрополитена оказалась добросовестной и не стала продавать парню лишние карты. Она продала ему карту-талон только на одну поездку. Он забрал оставшиеся деньги, подошёл к турникету и легко воспользовался талоном. Почему? Трудности вызвали попытки понять то, что не просто за проезд нужно заплатить, а купить что-то и как-то использовать. И это что-то может быть «поездкой». «Вам сколько поездок?» Как эта странная штука может стать аналогом денег — он ещё понимал, но аналогом поездок? Это выходит за грань представлений. Но тут же заметил, что делают другие пассажиры с этими картами оплаты, и сделал тоже самое сам.

    Если вопрос о том, как определить умственную отсталость у ребенка задают родители, то это не совсем понятно. Наличие таковой в действительности определит само себя.

    Очевидные признаки умственной отсталости у детей

    • Для ребёнка окажется слишком трудной программа обучения, которую легко воспринимает большинство его сверстников.
    • У него слишком медленный процесс понимания. Над условием задачи обычные дети не думают как над таковым. «У Пети три яблока. Вася дал ему пять яблок. Сколько стало яблок у Пети?» Дети сразу начинают складывать, а ребёнок с умственной отсталостью пытается осмыслить сам факт того, что нужно сложить яблоки Пети и Васи.
    • Такая же трудность может вызывать усвоение объясняемого материала. Возникает эффект, который по-народному называют «в одно ухо в летело, из другого вылетело». УО связана с серьёзными проблемами с оперативной памятью и концентрацией внимания.
    • В МКБ существует деление на диагнозы, которые завершаются словами «нарушение поведения, требующее ухода и лечения». Отклонения в поведении просто невозможно будет не заметить.

    Этому следует уделить особое внимание. Лечение умственной отсталости как таковой невозможно. Но это не означает, что сам человек в лечении не нуждается. Представьте себе, что нормальному ребёнку или взрослому пришла в голову какая-то вредная идея, возник стойкий и нежелательный шаблон поведения. Такая ситуация может потребовать усилий психологов. Однако нормальное физическое и умственное развитие само по себе создаёт почву для того, чтобы возникло понимание. Можно убеждать, корректировать поведение, информировать нормальным образом.

    Если же аналогичное коснётся умственно отсталого, то всё будет гораздо сложнее. Нарушение поведения в данном случае нужно трактовать наиболее широко. Это любые поведенческие комплексы, которые включают в себя примитивное и яркое выражение раздражительности, гнева, агрессивности или апатии и аутизма. Основная сложность тут в том, что все критерии назначения каких-то препаратов хоть как-то связанных с психиатрией меняются, потому что иначе проявляют себя расстройства поведения, влечения, настроения и психики вообще. Меняется сам подход к норме. Поэтому психотерапия и психиатрия, если это необходимо, таких больных крайне затруднена. Иногда неприменимыми оказываются общие критерии диагностики.

    Обычно умственная отсталость лёгкой и умеренной степени сохраняет основные эмоциональные реакции — удовольствие, неудовольствие, возникновение приятных и неприятных чувств. Однако само выражение их может существенно отличаться от тех, что бывают у других людей. Порой различить форму выражения внутренних переживаний и возникновение психоза бывает очень сложно. Между тем лёгкие реактивные психозы и умственно отсталых встречаются достаточно часто. Что касается других расстройств, то частота их возникновения в 3-4 раза превышает ту, что имеется у всей популяции.

    При этом результат психоза чаще неблагоприятный и сопровождается возникновением устойчивого дефекта психики, который накладывается на имевший место быть ранее, вызванный самим физическим состоянием пациентов. Мнение о том, какой психоз встречается у таких больных чаще расходятся. Одни авторы считают, что это расстройства, связанные с эмоциональной сферой, а другие выделяют шизофрению. Последняя же имеет свойства протекать в обеднённой форме. В паранояльном или параноидном бреду присутствуют наиболее конкретные фабулы, не открашенные фантастическими элементами.

    psycholekar.ru

    / Умственная отсталость

    Цель занятия— ознакомить студентов с основными этиопатогенетическими факторами олигофрении, изучить клиническую картину и научиться диагностировать степень умственной отсталости с использованием клинических и некоторых патопсихологических методов обследования. Дать представление об основных методах медико-педагогической коррекции и профилактике олигофрении.

    В результате изучения темы студент должен:

    иметь представление об этиологии олигофрении, наследственных факторах, патофизиологических, биохимических и морфологических основах, распространенности олигофрении.

    знать клинические проявления олигофрении, особенности течения и коррекции олигофрении при разных этиологических факторах, основные принципы лечения и медико-психологической коррекции, проведения экспертизы при олигофрении.

    уметь формулировать диагноз, дифференцировать олигофрению с другими заболеваниями, использовать методы клинико-психологического исследования.

    понимать значение профилактики, медико-психологической коррекции, социальной реабилитации и трудовой адаптации при умственной отсталости.

    Распространенность и основные этиологические факторы олигофрений.

    Диагностические критерии умственной отсталости отсталости в зависимости от степени тяжести (идиотия, имбецильность, дебильность).

    Дополнительные методы обследования при олигофрении.

    Медико-педагогическая коррекция и профилактика умственной отсталости.

    Вопросы экспертизы при олигофрении.

    В водной части преподаватель обращает внимание студентов к тому, что олигофрения является сборной по этиологии и патогенезу группой патологических состояний.

    Олигофрения — это не нозологическая единица, а клинический синдром. Идентифицировано более 200 синдромов, связанных с умственной отсталостью, затрагивающих практически любое звено биохимии и физиологии функциопирования мозга.

    Обращается внимание на непрогредиентность интеллектуальной недостаточности при олигофрении и необходимость раннего, в дошкольном возрасте выявления больных.

    Обращается внимание на необходимость дифференциации олигофрении с социально-педагогической запущенностью, расстройствами адаптации, расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ и другими состояниями, приводящими к задержкам психического развития.

    Олигофрения относится к распространенным формам психической патологии в детском возрасте. Большинство исследователей дают цифры распро­страненности олигофрении в популяции от 0,2 до 3%.

    Основные группы олигофрении

    1. Наследственно-экзогенные формы: в результате хромосомных абер­раций (болезнь Дауна, синдром Клейнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера и др.), энзимопатические (фенилкетонурия, галктоземия и др.); ксеродермические (кератоз, ихтиоз и др.); дизостатические (бо­лезнь Крузона); сосудистые (синдром Штурге-Вебера) и др.

    2. Эмбрио- и фетопатии: вирусные, бактериальные, алиментарные, в связи с иммунологической несовместимостью, в связи с физическими или химическими воздействиями.

    Формы с пере- и постнаталъными повреждениями головного моз­га.

    Недифференцированные формы, с невыясненной этиологией, со­ставляют 65% всех случаев олигофрении.

    Большая часть олигофрении обусловлена поражением мозга во вну­триутробном периоде. Чем раньше поражается мозг, тем более тяжелый характер носит его поражение. Олигофрении развиваются в случаях, если мозг поражается в возрасте до 3 лет постнатальной жизни.

    Во всех экзогенных случаях олигофрении обнаруживаются морфоло­гические изменения в тканях головного мозга. При наследственно-обусловленных формах морфологические нарушения могут обнаружи­ваться только на нейрональном уровне.

    Систематика олигофрении.Наиболее принята клиническая классифи­кация олигофрении с выделением 3 степеней тяжести: дебильности, имбецильности, идиотии. Каждая степень в свою очередь подразделяется на: легкую, среднюю и тяжелую.

    Имеется ряд классификаций, построенных на определении коэффи­циента умственных способностей, которые могут служить узко­практическим целям.

    Клинические признаки олигофрении.

    Врожденное слабоумие подразделяют на:

    Идиотия– наиболее глубокая степень умственной отсталости. Составляет 5% всех случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при идиотии не превышает 20% от уровня нормального умственного развития, присущего биологическому возрасту испытуемых. Различают три степени идиотии. При глубокой идиотии отсутствуют узнавание, познавательные потребности (ориентировочный рефлекс), речь и ее понимание, элементарная ориентировка в ситуации и назначении предметов, сколько-нибудь дифференцированные эмоции и выразительные действия, реакции на мимику, жесты и намерения окружающих. Снижены различные виды чувствительности, в том числе болевой, резко задерживается моторное развитие (вертикальное стояние, ходьба), нередко наблюдаются стереотипные раскачивания головой, всем телом. Не формируются навыки опрятности. При идиотии средней и легкой степени пациенты способны понимать значения отдельных простых слов, жестов окружающих, умеют смеяться и плакать, узнают некоторые предметы и знакомую обстановку. Знают и имеют в активном словаре несколько десятков слов. В какой-то степени обучаемы – могут, например, научиться самостоятельно есть. Реагируют на появление новых людей и предметов, на боль, на эмоции окружающих.

    Имбецильность – средняя степень умственного недоразвития. На ее долю приходится 20% случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент у пациентов с имбецильностью колеблется от 20 до 50% средневозрастной нормы, доступно понимание простых связей между объектами в первичных, обиходных ситуациях. С опозданием к трем, пяти годам появляется речь, активный запас слов исчисляется сотнями. Формируются несложные навыки самообслуживания, простейшие трудовые навыки. Доступен механический счет в пределах 10-20, арифметические действия не усваиваются. Недоступно и чтение. Познавательные потребности не развиты, хотя существуют реакции любопытства. Имбецилы свободно пользуются личными местоимениями, узнают свое изображение в зеркале, на фотографии. Эмоциональные реакции и средства их выражения более дифференцированы, выявляются привязанности и антипатии. В моторном плане пациенты неуклюжи, неловки, речь косноязычна. Игровая деятельность однообразна. Имбецильность делят на глубокую, среднюю и легкой тяжести.

    Дебильность– легкая степень умственной отсталости. Встречается наиболее часто – 75% случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при дебильности варьирует от 50% до 70% относительно нормы. В связи с возникающими относительно дебилов вопросами обучения, трудовой и военной экспертизы различают легкую, умеренную и выраженную дебильность. Дебильность характеризуется неспособностью владеть сложными умственными операциями, такими, как обобщение и абстрагирование, отсутствие креативности, самостоятельности. Мышление протекает на наглядно-образном и образном уровне. Запас слов может быть порядочным, но понятия отличаются нечеткостью границ, расплывчатостью содержания. Общие и отвлеченные понятия не усваиваются. Эмоциональные реакции лишены тонкости. Двигательное развитие может быть удовлетворительным, но корковая моторика развита недостаточно. Например, хорошего почерка не вырабатывается. Механический счет удается, но арифметические действия доступны только с простыми числами, в уме выполняются с трудом, и то, скорее, по памяти. Механическая память бывает хорошей, а иногда, хоть и редко, феноменальной. Произвольная память и активное внимание остаются в зачаточном состоянии. Любознательность, пытливость дебилам не свойственна. Тяги к знаниям нет, мышление совершается по шаблону, без выдумки и воображения. Повышена внушаемость. Самооценка часто завышена и основана на внешних данных. Доступны несложные виды физического труда, освоение некоторых ручных профессий, удовлетворительная социальная адаптация, создание семьи. Нередки дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, ротацизма и лямбдацизма (не произносятся звуки «с», «р», «л») и др. Грамматические структуры речи упрощены, пациенты могут быть болтливы, но не владеют культурой речи, коммуникативными ее аспектами (умение слушать, заинтересовать и т.д.).

    От олигофрении следует отличать пограничную умственную отсталость. Принципиальное различие заключается в том, что при олигофрении в первую очередь страдают умозаключения, процессы обобщения и абстрагирования, а также познавательные потребности. При пограничной умственной отсталости преимущественное нарушение касается так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, активности, восприятия и др.), в то время как процессы обобщения и абстрагирования, способность схватывать логические отношения остаются на удовлетворительном уровне, дети обучаемы, интеллектуальная ограниченность в принципе может быть преодолена с возрастом или путем соответствующей постановки обучения.

    При олигофрении слабоумие диффузно, «тотально»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются со стороны не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, внимание, память, речь, моторика, эмоциональ­но-волевая сфера и т. д.) Наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функции и инстинктов. Эта особенность проявля­ется у олигофренов в слабости абстрактного мышления, недостаточной способности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, в преобладании частных, сугубо конкретных связей, не выходящих за пределы привыч­ных представлений. Слабость абстрактного мышления находит отраже­ние в особенностях восприятия, внимания, памяти олигофренов. Харак­терно снижение критики и недоразвитие личности. Степень выражен­ности различных психопатологических проявлений при олигофрении на­ходится в прямой зависимости от глубины интеллектуального дефекта.

    В анамнезе больных олигофренией обычно устанавливается задерж­ка физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка).

    Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.

    Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда бывают настолько типичны, что на их основании можно поставить диагноз еще до того, как выявится психическое недоразвитие (например, микроцефалия, болезнь Дауна). Пороки физического развития чаще наблюдаются при внутриутробном поражении, причем наиболее грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппа­рата. Очаговая неврологическая симптоматика резидуального характе­ра наблюдается в случаях осложненной олигофрении.

    Большую помощь в диагностике олигофрении оказывает психологи­ческое исследование, которое с помощью специальных проб или целого их набора позволяет оценить степень развития отдельных психических проявлений и психики в целом (корректурная проба, таблицы Шульте, повторение цифр, повторение 10 слов, классификация предметов, абст­рактные картинки, исключение 4-го, образование простых и сложных аналогий и др.).

    В МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для оценки состояния больных Лёгкая степень расстройства диагностируется при тестовых данных IQ 50-69, умеренная – 35-49, тяжёлая – 29-34 и глубокая – ниже 20-ти.

    Выделяется 3 основных критерия диагностики олигофрении:

    1. Своеобразная структура слабоумия с преобладанием слабости аб­страктного мышления и меньшей выраженностью поражения предпосы­лок интеллекта и эмоциональной сферы.

    2. Непрогредиентность интеллектуальной недостаточности.

    3. Замедленный темп психического развития индивида.

    Лечение, медико-педагогическая коррекция и профилактика олигофрении.

    Условно лечение олигофрении можно разделить на специфическое, симптоматическое и коррекционное (лечебно-педагогическое).

    Специфическая терапия возможна при олигофрениях с установлен­ной этиологией (диетотерапия при энзимопатиях, гормональная при врожденных эндокринопатиях, специфическая — при врожденном сифилисе и др.).

    К симптоматической терапии относится дегидратационная, рассасывающая, общеукрепляющая, а также противосудорожная, седативная. Особое значение имеет применение препаратов, оказывающих стимули­рующее действие на психическое развитие (витамины группы В, глютаминовая кислота, гаммалон, церебролизин, кортексин, ноотропы и др).

    При возникновении психопатоподобных или психотических состоя­ний назначаются психофармакологические препараты (нейролептики, транквилизаторы и др.).

    Важнейшим моментом в терапии олигофрении являются лечебно-воспитательные и лечебно-педагогические мероприятия. Начиная с са­мого раннего детства по специальной методике проводится направлен­ное воспитание и обучение олигофренов, выработка навыков самообслу­живания, обучение чтению, труду.

    Эффективность терапии во многом зависит от своевременного приме­нения соответствующих средств и обычно тем выше, чем раньше она начата. Это связано с тем, что речь идет не столько об устранении де­фекта, сколько о мерах, предупреждающих его развитие и прогрессирование.

    Показаниями для госпитализации олигофренов в психиатрические стационары являются различные формы нарушения поведения (расстройства влечений, ранняя алкоголизация, бродяжничество, психопатоподобное и антисоциальное поведение и др.).

    Профилактика олигофрении. Важное значение имеет медико-генети­ческое консультирование для выявления и лечения наследственных форм олигофрении и профилактики рождения умственно отсталых детей. Осо­бое значение должно придаваться профилактике интранатальной асфик­сии и родовой травмы. Определенное значение имеет профилактика инфекций и травм у новорожденных и детей раннего возраста. Имеет зна­чение соблюдение техники безопасности на вредных производствах, борьба с алкоголизацией. Профилактикой олигофрении является также общее улучшение условий среды и воспитания.

    Военная экспертиза. Согласно статье 1ныне действующего Приказа министра обороны олигофрены с выраженной дебильностью негодны к воинской службе, с умеренно выраженной дебильностью — годны к не­строевой службе в военное время. Больные с легкой дебильностью, на­личием трудовых навыков и положительных производственных характе­ристик — годны к нестроевой службе в мирное время.

    Судебно-психиатрическая экспертиза. Идиотия и имбецильность предопределяют невменяемость. При экспертизе дебильности особое зна­чение имеет оценка интеллектуального недоразвития, патологической внушаемости, развитости сферы эмоций. Вменяемость определяется ин­дивидуально с учетом меры осмысления ими совершенного деяния.

    Идиотия и имбецильностъ обусловливают недееспособность больных. При глубокой дебильности больные также недееспособны, в более лег­ких случаях признаются дееспособными.

    Социальная реабилитация и трудовая адаптация. Реабилитация боль­ных олигофренией включает восстановительное лечение, обучение и трудовое приспособление и непосредственно связана с организацией ле­чебно-профилактической и социальной помощи олигофренам. Организо­ванная помощь олигофренам предусматривает существование следую­щих типов учреждений: дома младенца, ясли и детские сады для детей дошкольного возраста с органическими поражениями центральной нерв­ной системы и умственной отсталостью, вспомогательные школы, шко­лы-интернаты, специализированные ПТУ для общеобразовательного и трудового обучении детей олигофренов школьного и подросткового воз­раста; лечебно-трудовые мастерские, предприятия местной промышлен­ности, предназначенные для трудоустройства умственно отсталых; дома инвалидов для детей и взрослых с глубоким слабоумием.

    Практическая частьзанятия включает в себя клинический разбор больных по теме. Подбираются больные, страдающие олигофренией и имеющие характерные психические нарушения ( интеллектуальное снижение, специфические изменения личности)

    При беседе с таким больным студенты должны установить симптомы, правильно их классифицировать, выявить имеющиеся психические нарушения, сформулировать диагноз, дать обоснованные рекомендации по лечению, оценить возможности медико-психологической коррекции, социальной реабилитации, трудовой адаптации, определить прогноз в плане трудовой деятельности

    Распространенность, этиологи» и патогенез

    Определение и основные этиологические факторы олигофрений.

    Клиническая классификация олигофрений.

    Лечение, медико-педагогическая коррекция и профилактика оли­гофрении.

    Вопросы экспертизы при олигофрении..

    Уметь выявить умственную отсталость клинико-анамнестическим методом и определить её степень, используя навыки обследования патопсихологическими методами.

    Знать принципы медико-педагогической коррекции и показания к направлению во вспомогательную школу.

    Учебные пособия: таблицы, демонстрация больных, педагогические характеристики, клинические задачи, методики психологического обследования.

    Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982

    Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.,1979

    Руководство по клинической и подростковой психиатрии под ред. К.С. Робсона. – М., 1999

    Попов Ю.В. Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб., 2000

    studfiles.net

    Умственная отсталость

    Умственная отсталость – это задержка и недостаточное развитие психики и интеллекта у человека, что чаще всего диагностируется в 2-3 года, в некоторых случаях – ближе к школьному возрасту. Симптомы умственной отсталости ярко выражены. При таком диагнозе у человека наблюдается отставание от среднего уровня интеллектуального и психического развития для конкретного возраста, заметно ухудшается качество жизни, адаптация в социуме.

    На фоне дефекта познавательных способностей происходит нарушение жизнедеятельности человека для конкретного возраста. Люди с подобным диагнозом ощущают трудности в социальной адаптации, обучении, работе. Данное заболевание встречается, в среднем, у 1% пациентов. Отдельные ученые относят умственную отсталость к определенной форме олигофрении.

    Отставание проявляется в моторных навыках, речи, социальном функционировании, способности к обучению, в когнитивной сфере и т.д. На фоне протекания данного заболевания могут возникать другие психические расстройства. Такой дефект может быть как приобретенным, так и наследственным.

    Современная медицинская статистика свидетельствует о том, что умственная отсталость встречается у 1-3% новорожденных, что представляет собой масштабную социальную проблему. К сожалению, современное общество не готово полностью принять пациентов с подобным диагнозом, но медицина делает все возможное, чтобы облегчить адаптацию таких людей, улучшить качество их жизни.

    Основные факторы, влияющие на динамичное развитие заболевания у плода, также оказывают непосредственное влияние и на организм будущей матери.

    Также болезнь может развиться в первые месяцы жизни ребенка на фоне интоксикации организма, травм мозга, инфекционных недугов.

    Условно все причины подразделяются на генетические (грубые хромосомные нарушения, а также генные мутации) и внешние (перинатальные, пренатальные и постнатальные).

    Главными причинами умственной отсталости являются:

  • воздействие токсинов и ядов на организм беременной женщины;
  • инфекционные болезни, перенесенные во время беременности, среди которых тяжелые формы гриппа, краснуха и т.п.;
  • заражение плода простейшими, которые находятся в организме будущей матери;
  • нарушение обмена веществ матери;
  • травмы ребенка во время его вынашивания;
  • тяжелая родовая деятельность (наложение щипцов, вакуум, выдавливание, гипоксия, асфиксия);
  • генетическая предрасположенность у обоих родителей;
  • воспаление и травмы головного мозга у ребенка после рождения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, курение;
  • алкоголизм одного из родителей.
  • Существует несколько видов умственной отсталости:

    • Идиотия, при которой уровень умственного развития составляет менее 0,2. Такие люди знают азы речи, но не владеют ей. Данная категория пациентов может исключительно под контролем постороннего человека принимать пищу, выполнять гигиенические процедуры, обслуживать себя.
    • Дебильность, когда уровень умственного развития составляет 0,5–0,7. У таких людей с опозданием развивается двигательная и умственная деятельность, большинство детей обучаются в специализированных интернатах для учеников с умственной отсталостью. Под контролем посторонних людей пациенты способны выполнять простые задачи.
    • Олигофрения, при которой коэффициент умственного развития составляет от 0,2 до 0,5. К сожалению, к самостоятельной жизни такие пациенты не приспособлены, но они поддаются обучению, способны выполнять элементарные задачи.
    • Симптоматика умственной отсталости зависит от формы заболевания и уровня IQ человека. Оценить симптомы заболевания на начальной стадии развития у детей несложно. Точный диагноз ставит детский психоневролог. Возможно, понадобится дополнительная консультация педиатра, нейрохирурга.

      Проявления заболевания:

    • сложности при обучении;
    • низкая концентрация внимания;
    • пациенты резко негативно относятся к смене обстановки;
    • асоциальные поступки;
    • нелепое привлечение внимания к своей персоне;
    • выкрикивание спонтанных звуков;
    • спонтанные телодвижения;
    • конвульсии;
    • в тяжелых формах – отсутствие речи;
    • трудности при соблюдении режима дня;
    • неусидчивость;
    • негативное поведение;
    • частичные параличи конечностей;
    • частые судороги;
    • головные боли и головокружение;
    • повышенная утомляемость;
    • нарушения в работе органов, систем организма.
    • Основными задачами диагностики такого заболевания считаются раннее распознавание болезни, определение стадии и формы отклонения, также выявление точных причин возникновения.

      Для диагностики проблемы применяется:

    • осмотр у психоневролога;
    • консультация психолога или же психиатра;
    • оценка психомоторного развития;
    • определение уровня IQ;
    • магнитно-резонансная томография мозга, которая делается при общем наркозе в возрасте от трех лет;
    • компьютерная томография головного мозга;
    • энцефалограмма;
    • общий анализ крови и мочи.
    • Часто о наличии умственной отсталости у плода свидетельствуют результаты перинатального скрининга, который выполняется трижды за 40 недель беременности.

      При своевременной диагностике умственной отсталости и вовремя принятых мерах дети, которые имели проблемы в умственном развитии в первые годы жизни, неплохо компенсируют отставание. Согласно статистике, 10% детей с проблемами IQ к началу школьного периода не имели отставаний в развитии.

      Лекарственная терапия предполагает использование гормональных средств, ноотропных лекарств и нейролептиков, транквилизаторов, а также препаратов йода, магния и витаминов группы В.

      Дополнительная терапия предполагает регулярные занятия с психотерапевтом, или психоневрологом, систематические занятия с логопедом, а также периодические курсы массажа и физиотерапии.

      В период планирования потомства необходимо пройти тщательное обследование организма, исключить вирусные и бактериальные инфекции. Обязательно стоит проконсультироваться у специалиста в области генетики и планирования семьи. Обследование необходимо проходить не только матери, но и отцу будущего ребенка.

      Будущей матери рекомендовано:

    • отказаться от вредных привычек;
    • в период беременности регулярно проходить консультацию у гинеколога;
    • сдавать анализы, проходить УЗИ в каждом из трех триместров беременности, делать скрининги;
    • оградить себя от воздействия неблагоприятных экологических факторов;
    • избегать рисков травм плода.
    • После рождения ребенка необходимо регулярно проходить обследование у педиатра, начиная с первых месяцев жизни, периодически сдавать анализы. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку, отмечая все подозрительные симптомы. При появлении любых сомнений срочно обращаться к педиатру или неврологу.

      При своевременном лечении легких форм заболевания можно достичь положительного результата. Существует масса примеров, когда пациенты с умственной отсталостью устраивают личную и профессиональную жизнь, полностью адаптируются в современном социуме. При средних и тяжелых формах болезни обеспечивается постоянная медицинская и социальная помощь больному, должный надзор и оптимальный уход. В течение жизни состояние здоровья таких людей должно регулярно контролироваться. К сожалению, пациенты с умственной отсталостью рано умирают. Лечение позволяет лишь поддерживать удовлетворительное состояние на протяжении жизни.

      Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

      Булимия(bulimia, кинорексия) — это особый вид эпизодического нарушения приема пищи, чаще всего связанный с психологическими проблемами. Патология характерна преимущественно для.

      pillsman.org

      Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психология»

      Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Токарская Л. В.

      В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью . Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности , ее направленности и формах проявления.

      Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Токарская Л.В.,

      Текст научной работы на тему «Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

      ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

      Работа представлена кафедрой специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент О. В. Алмазова

      В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления.

      Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, проявления агрессивности, умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

      The article discusses the main manifestations of aggressiveness of children and adolescents with severe and profound mental retardation. The literary review data analysis of the features of aggressive manifestations of this category of children and adolescents is cited. The results of experimental work of the author on identification of the specificity of testees' aggression acts are summarised. Theoretical and practical data about the features of aggressiveness intensity, its focus and forms of expression are analysed.

      Key words: aggressiveness, aggressive behavior, manifestations of aggressiveness, mental retardation, severe mental retardation, profound mental retardation, children and adolescents with severe and profound mental retardation.

      В последние годы в системе общего серьезные преобразования. В специальных и специального образования происходят (коррекционных) учреждениях не только

      снижается количество обучающихся, но и в целом усложняется контингент. Так, в 90-е гг. ХХ в. в специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных школах получили возможность обучаться дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание и в конечном счете процесс социальной адаптации названной категории детей и подростков, является их агрессивность.

      В целом феномен агрессивности в специальной литературе представлен достаточно широко. С опорой на многочисленные теоретические концепции (А. Адлер, А. Бандура [1], Л. Берковиц [2], Е. В. Зма-новская [3], З. Фрейд) в коррекционной психологии рассматриваются механизмы агрессивности детей и подростков с эмоционально-волевыми нарушениями (С. А. Морозов, О. С. Никольская), легкой умственной отсталостью (Е. А. Стребелева), задержкой психического развития (Т. П. Артемьева, Г. В. Грибанова, Г. А. Карпова). Однако в контексте умеренной и тяжелой умственной отсталости этот вопрос изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на признаки агрессивности при данной патологии (Л. О. Бадалян, Е. К. Грачева, Н. Ф. Дементьева, Т. Д. Зинкевич-Евстиг-неева, Д. Н. Исаев [5], А. Р. Маллер [6], Г. Е. Сухарева, Г. К. Ушаков, Л. М. Шипи-цына [7] и др.). Крайне мало работ, посвященных особенностям проявлений агрессивности у данной категории детей и подростков, ее диагностике, а также коррекции. Встречаются лишь указания на наличие косвенных и прямых проявлений агрессивности. При этом, как указывают исследователи, агрессивность у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проявляется в различных сферах.

      Так, ряд авторов считает, что у детей и подростков данной группы наблюдаются психопатоподобный синдром (Л. О. Ба-далян, Е. К. Грачева, С. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак, Е. М. Мастюкова, А. Г. Мос-

      ковкина, Г. Е. Сухарева, А. А. Модестов, Л. М. Шипицына и др.); отклонения в поведении, характеризующиеся недисциплинированностью, срывами, трудностями, расстройствами и неустойчивостью, нарушениями в регуляции, импульсивностью и немотивированными поступками (Л. О. Бадалян, С. Д. Забрамная, А. Р. Мал-лер, Г. Е. Сухарева, Е. Д. Худенко; Е. К. Грачева, Д. Е. Мелехов, С. В. Андреева, К. Фил-лпс и др); нарушения эмоционально-волевой сферы; постоянное общее или частичное возбуждение, часто переходящее в аффекты; выраженная недифференцированная активность; хмурое или плохое настроение; угрюмость (Д. Н. Исаев, Е. К. Грачева, Л. О. Бадалян, М. И. Кузьмицкая и А. А. Ватажина, Г. М. Дульнев и А. Р. Лу-рия, Д. Н. Исаев, Д. Е. Мелехов, Е. Д. Ху-денко).

      Анализ теоретических данных позволяет сделать вывод не только об интенсивности агрессивности, но, кроме того, о ее направленности и формах проявления. Агрессивность изучаемой категории детей и подростков может быть направлена на: других людей, в том числе других детей (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич); неодушевленные предметы (Г. М. Дульнев и М. И. Кузьмицкая, Н. Б. Лурье); себя (Е. К. Грачева, Д. Н. Исаев, Л. М. Шипицына, О. Шпек).

      Агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может иметь физическую (А. Р. Маллер и Г. В. Цикото, К. Филлпс); вербальную и паравербальную формы (С. В. Андреева, Д. Вернер, Н. Б. Лурье, Г. В. Цико-то, Д. Е. Мелехов, К. Филлпс).

      Анализ теоретических данных позволяет сделать вывод о том, что данные об агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью хотя и многочисленны, но не систематизированы. Все вышесказанное определило необходимость проведения целенаправленного диагностического исследования.

      Экспериментальное изучение проявлений агрессивности проходило в 20032008 гг. на базе специальных (коррекци-онных) школ для детей с нарушением интеллекта № 169 и 123 города Екатеринбурга и Екатеринбургского детского дома для детей-инвалидов. Всего в исследовании приняло участие 140 детей и подростков с клиническим диагнозом «умеренная и тяжелая умственная отсталость».

      С каждым испытуемым было проведено по 6 диагностических встреч, продолжавшихся в среднем от 30 до 60 минут. Все дети легко вступали в контакт, соглашались принять участие в «занятиях». Последовательность предъявления заданий для испытуемых была различной, в зависимости от их настроения и желаний.

      В ходе изучения проявлений агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нами применялись различные методы, среди них: наблюдение (с ведением выборочной записи по методу «повременной пробы» и частотным счетом; дифференцировались критические или фрустрирующие ситуации; применялась карта наблюдений Д. Стотта); опросник Басса-Дарки; «Тест руки» Э. Вагнера; проективные методики («Рисунок семьи» в интерпретации Г. Т. Хоментаускаса, «Кинетический рисунок семьи» (КРС) в модификации Р. Бернса и С. Кауфмана, «Дом-дерево-человек», «Рисунок несуществующего животного», Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда); метод экспертных оценок.

      В ходе психолого-педагогического изучения проявлений агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью полученные нами эмпирические данные анализировались по следующим направлениям: наличие агрессивности; интенсивность агрессивности; проявления агрессивности (в поведении, эмоционально-волевой сфере, личности); направленность агрессивности (на себя, других людей, неодушевленные пред-

      меты); формы проявления агрессивности (вербальная, физическая и др.).

      В рамках первого направления были выявлены следующие указания на агрессивность и агрессию испытуемых

      Так, по данным обследования испытуемых, до 88,6% (124) испытуемых обнаруживают проявления агрессивности («Дом-дерево-человек»). Основными показателями агрессивности по данным проективных методик являются: враждебность (258 проявлений); грубость (368); дерзость (14); ярость (8), сама агрессивность встречается наиболее часто (521). Чаще всего агрессивность направлена против старших — родителей, педагогов.

      В 35,2% выборов, по данным проективных методик, испытуемые подобрали цвета, ассоциируемые с гневом для «Я-обра-за». Были проанализированы цвета, которые выбирают испытуемые для изображения «Я-образа» (ЦТО, «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», рисунки на свободную тему).

      Всеми экспертами отмечено наличие агрессивности у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Многие указывают, что «это естественное явление для наших», и только семеро отметили, что агрессивность встречается «иногда» и трое -что лишь «у некоторых».

      Таким образом, наличие агрессивности подтверждается данными классических методик, мнением экспертов и словами самих испытуемых.

      Для выявления интенсивности агрессивности испытуемых мы использовали предложенные ключи к методикам «Дом-дерево-человек» и «Рисунок несуществующего животного». При этом почти 50% испытуемых продемонстрировали высокий и средний уровни агрессивности, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. А у 16% испытуемых выявлено наличие агрессивных проявлений при полном отсутствии показателей типа социальной кооперации, что указывает на боль-

      шую степень агрессивности и является главной детерминантой агрессивного поведения.

      Анализ полученных в ходе заполнения карты Д. Стотта данных показывает, что более чем у половины испытуемых (54,3%) существует опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактеро-логических, а также есть потребность в помощи в овладении собственным деструктивным поведением. Поведение еще 11,4% испытуемых характеризуется как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи детям и подросткам в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Хотя эти данные можно считать несколько заниженными, поскольку сами наблюдатели отмечали, что стремятся «улучшить» показатели детей и подростков, «занизить» цифру, отражающую частоту проявлений агрессивных поведенческих актов, что связано в большей степени с эмоциональной реакцией наблюдателя — жалостью по отношению к ребенку со столь тяжелым нарушением.

      Средний и высокий уровни частоты проявления агрессивности выявлены у 71,3% испытуемых (по данным наблюдения). Продолжительность срывов у 40,7% испытуемых составляет от 5 до более чем 15 минут, что подтверждается примерной схемой наблюдения за агрессивными проявлениями, в которой 196 раз было отмечено, что ребенок успокаивается в течение 15 минут. Агрессивные проявления у испытуемых, несмотря на их частоту, являются, таким образом, короткими или средними по продолжительности, хотя на продолжительность проявления агрессивности, безусловно, влияет вмешательство педагогов, которые стараются сразу же погасить любые проявления агрессивности, переключить испытуемых.

      • на людей — агрессивность испытуемых может быть направлена на других

      детей (у 12,9% испытуемых, по данным наблюдений), на низкостатусных воспитанников (в том числе оскорбления, связанные с имеющимися у этих детей нарушениями («дура», «горбатая» и т. д.)).

      На агрессивные побуждения со стороны испытуемого против членов семьи, а также на ограничение их активности символическими средствами указывает то, что на 36 рисунках семьи у людей отсутствуют руки. При этом при решении предложенных нами ситуаций после рисования большинство испытуемых продемонстрировали негативные чувства по отношению к отцу (35). На направленность агрессивности против старших по возрасту, родителей, учителей указывают устремленные вверх углы в 48 «Рисунках несуществующего животного».

      Эксперты также отметили, что агрессивность чаще проявляется по отношению к родителям и сверстникам. У 25,8% испытуемых агрессивность направлена на членов своей семьи;

      • на себя — 22,9% человек в конфликтных ситуациях могут проявлять ау-тоагрессию (результаты наблюдения). Реакции, направленные на себя, встретились в 157 наблюдениях (как правило, у детей с глубокой умственной отсталостью, отсутствием речи, шизофренией и нарушениями аутистического спектра);

      • на животных — у 19,3% испытуемых, согласно данным примерных схем наблюдений за агрессивными проявлениями;

      • на вещи — 11,4% испытуемых могут разбить игрушки, другие предметы (результаты наблюдений). В состоянии раздражения, гнева испытуемые портят те вещи, которые попадаются под руку (97 указаний по данным наблюдений). Наиболее часто встретившимися проявлениями агрессивного поведения стали удары о стену, в том числе головой; разбрасывание и порча окружающих предметов (результаты наблюдений).

      Агрессивность испытуемых направлена на членов их семьи — у 25,8% испытуемых, на себя (22,9%, на животных (19,3%), на людей (12,9%) — чаще на низкостатусных ровесников, на вещи (11,4%).

      • физическая — у восемнадцати испытуемых встретилась в виде попыток ударить или отнять что-либо (результаты наблюдений). Чаще всего испытуемые проявляли свою агрессивность по отношению к низкостатусным ровесникам с помощью ударов кулаками и ногами, бросания предметов, сжимания кулаков, желания укусить, драки, попыток исподтишка ущипнуть, дернуть, ударов рукой;

      • вербальная и паравербальная -проявляется в виде криков, брани (в том числе нецензурной), возмущения, ворчания, покраснения лица, сквернословия, оскорблений.

      В ходе наблюдения за направленностью и видами агрессивных реакций, было отмечено 832 эмоциональные реакции, чаще в виде покраснения лица.

      Наиболее часто встречающейся формой проявления агрессивности у испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является: физическая -32,5%, невербальная — 27,7%; вербальная -21,3%; эмоциональная — 18,5%.

      Другие проявления агрессивности: скрытая агрессивность — встретилась в рисунках 16 испытуемых; непроявляющаяся агрессивность встретилась в 10 рисунках; вытесненная агрессивность — в 13 рисунках. Такие данные могут указывать как на попытки небольшой части испытуемых контролировать проявления агрессивности, так и на неумение адекватно ее выразить.

      Способность сдерживать агрессию и агрессивность и даже прикладывать сознательные усилия против агрессивного чувства были обнаружены нами в рисунках 77

      испытуемых в виде симметрии при изображении «Дерева», что, однако, может стать следствием шаблонности изображения испытуемыми данной группы.

      Наиболее часто (33,2%) встречается экстрапунитивный, самозащитный тип реакции, который проявляется в виде стремления ударить оказавшихся рядом «невиновных» сверстников, педагога, стену, окружающие предметы (данные наблюдения). При этом один и тот же испытуемый в различных ситуациях демонстрировал различные типы реакций. В целом наиболее характерен для испытуемых самозащитный тип реакций на критическую ситуацию.

      Результаты наблюдений, проективных методик и мнения экспертов о проявлениях и особенностях агрессивности в целом совпадают, что подтверждает полученные результаты. Необходимо также отметить, что по результатам беседы с испытуемыми, продемонстрировавшими агрессивность в рисунках, можно сделать выводы о том, что она имеет скорее спонтанный характер.

      Таким образом, все испытуемые продемонстрировали наличие агрессивности, при этом почти у 50% испытуемых она имеет среднюю и сильную степень выраженности. Чаще всего агрессивность проявляется в физической форме — в 32,5%. Испытуемые с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи для того, чтобы агрессивность не закреплялась как патологическая черта личности и они научались по-другому реагировать на явления окружающей действительности. Кроме того, в каждом случае необходимо проводить уточнение причин агрессивности детей и подростков данной группы, что представляет собой достаточно трудоемкий процесс и будет отражено в дальнейших публикациях.

      1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. 240 с.

      2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

      3. Жарова В. А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Ярославль: Ярославск. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского 2001. 179 с.

      4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.

      5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство для врачей. СПб.: Речь, 2003. 391 с.

      6. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.208 с.

      7. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.

      cyberleninka.ru